Реферат по предмету "Мировая экономика"


Экономическая интеграция СНГ

--PAGE_BREAK--
1.3 Состояние интеграционных связей России с государствами-участниками СНГ Отношения России со странами СНГ строятся как на многосторонней, так и двусторонней основе путем заключения с ними договоров, соглашений и других документов, регламентирующих процессы дальнейшего углубления экономической интеграции с этими государствами в целом ряде важнейших направлений.
Наиболее успешно развивается внешнеэкономическое сотрудничество России и Белоруссии в рамках Союзного государства, а также стран Евразийского экономического сообщества, что проявляется в усилении производственно-технологических связей, развитии межрегионального сотрудничества, более высоких темпах роста товарооборота. Так в 2003 году Белоруссия из-за роста мировых цен на энергоносители вышла на первое место в списке ведущих торговых партнеров России среди стран СНГ, опередив Украину (более 40% стоимости экспорта России в страны СНГ). На долю Украины, Белоруссии и Казахстана приходится 90% внешнеторгового оборота России со странами Содружества.
В 2004 году возрос объем торговли с Арменией — на 77%, Грузией — на 19%, Казахстаном — на 6%, Узбекистаном и Украиной — на 5%, снизился — с Азербайджаном, Киргизией, Таджикистаном и Туркменистаном.
Значительную часть в структуре экспорта России в страны СНГ составляют топливно-энергетические ресурсы — нефть, нефтепродукты, газ, уголь, мазут, дизельное топливо. В среднем доля минеральных продуктов составляет половину стоимости экспортных поставок. Крупными статьями российского экспорта в страны Содружества являются машины и оборудование (более 18% стоимости экспорта), продукция химической промышленности (более 10%), металлы и драгоценные камни (10%). В государства СНГ вывозится подавляющая часть российского экспорта продукции сельскохозяйственного машиностроения, двигателей внутреннего сгорания, электрических аккумуляторов, железнодорожных и трамвайных вагонов и других товаров.
В целом в 2000-2004 годах произошел определенный позитивный перелом в экономических отношениях России со странами СНГ. Товарооборот России со странами СНГ в 2003 году составил 27,7 млрд. долларов, или вырос по сравнению с 2002 годом на 23,6%, в том числе с Белоруссией — на 32,6% и странами Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) — на 42,4%.
Дальнейшее углубление экономической интеграции России и стран СНГ неразрывно связано с процессами преодоления Россией и странами СНГ последствий экономического кризиса, согласования и координации действий стран в решении экономических проблем, совершенствования нормативно-правовой базы их отношений и механизма ее реализации. С большинством стран СНГ достигнуты договоренности по всему комплексу вопросов установления с ними режима свободной торговли.
С 1 июля 2001 года Россия применяет принцип взимания косвенного налога по “стране назначения” (за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат, и природного газа) со всеми странами СНГ, кроме Белоруссии — своего партнера по Союзному государству.
Важным направлением сотрудничества является и реализация совместных проектов в области электроэнергетики.
Например, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о приграничном сотрудничестве регионов России и Казахстана на 1999 — 2007 годы и принятая Программа приграничного сотрудничества способствуют развитию электроэнергетической интеграции между южными областями Сибири и Казахстаном. В рамках этой программы реализуется ряд крупномасштабных проектов, в частности трансграничные схемы поставок казахстанского угля из Экибастуза на электростанции Урала и Сибири и обратным перетоком электроэнергии, минерального сырья из Казахстана на предприятия черной металлургии Южного Урала в обмен на их готовую продукцию, нефти и газового конденсата на перерабатывающие производства Оренбургской области и встречные поставки нефтепродуктов и газа. По этому направлению с Республикой Казахстан подписано более 200 соглашений и договоров.
Начата параллельная работа энергосистем России и Казахстана, реализуется подобный проект с Белоруссией, а также проекты транзита российской электроэнергии через Грузию и Азербайджан в Турцию. Восстановлена параллельная работа энергосистем России и Украины, с которой предстоит решить вопросы обеспечения поставок российской электроэнергии через ее территорию в третьи страны.
В рамках СНГ особое внимание уделяется развитию транспортной инфраструктуры. В частности, Россия и Казахстан совместно с компаниями США и Европы финансируют строительство нефтепровода в рамках Каспийского трубопроводного консорциума. Проектом международного значения могут стать нефте- и газопроводы от Каспия, Казахстана и Туркменистана через территорию России. Транспортный международный автомобильный коридор Хельсинки — Санкт-Петербург будет продолжен на юг до Киева, Кишинева, Бухареста, Софии.
В бывшем СССР многие виды продукции создавались на основе кооперационных связей. Особенно это характерно для машиностроения, когда отдельные детали и узлы производились на разных заводах, многие предприятия являлись звеньями в технологической цепочке производства готовой продукции. С распадом СССР, когда эти предприятия оказались в разных государствах, разрыв связей пагубно сказался на производственном процессе. По оценкам экономистов третья часть сокращения производства в республиках СНГ в ходе реформ непосредственно связана с разрывом хозяйственных связей. Поэтому особое значение во внешнеэкономическом сотрудничестве стран СНГ имеет сохранение и развитие производственных кооперационных связей между предприятиями и технологически взаимосвязанными производствами.
Актуальным остается развитие сотрудничества стран СНГ в оборонных отраслях промышленности, более 80% продукции которых производится в рамках кооперационных связей. Для создания самостоятельного производства оборонных видов продукции потребовались бы затраты в объеме 5 млрд. долларов США, что не под силу ни одному из государств СНГ самостоятельно.
В этой связи потребуется продолжить работу по дальнейшему сближению и унификации национального хозяйственного законодательства стран СНГ.
Для российских товаропроизводителей внутренние рынки стран СНГ представляют собой довольно емкий, хорошо освоенный рынок сбыта товаров, многие из которых пока неконкурентоспособны в странах дальнего зарубежья.
На государства СНГ приходится практически весь объем российского экспорта продукции сельскохозяйственного машиностроения, двигателей внутреннего сгорания, электрических аккумуляторов, железнодорожных и трамвайных вагонов, других товаров. Из стран СНГ поставляются необходимые для жизнедеятельности экономики России марганцевые, хромовые, титановые и циркониевые руды, хлопковое волокно и другая продукция.
В связи с этим потребуется согласовать со странами СНГ ограничения на ввоз из третьих стран тех видов продукции, объемы производства которых в рамках СНГ позволяют удовлетворить в ней собственную потребность, например зерноуборочные комбайны в России, трубы большого диаметра на Украине, карьерные самосвалы в Белоруссии и т.д.
В настоящее время межправительственные соглашения о производственной кооперации подписаны Россией с Украиной, Белоруссией, Арменией, Молдавией и Таджикистаном и прорабатываются с некоторыми другими странами СНГ. Расширение производственной кооперации в рамках межправительственных соглашений позволяет более полно использовать созданные производственные мощности, сохранять рабочие места и специализацию производства, увеличивать выпуск и поставки российской продукции на рынки стран СНГ, обеспечивать дополнительные поступления в бюджеты этих государств.
В условиях рынка возрастает значимость интеграции стран СНГ на основе прямых хозяйственных связей, создания межгосударственных и транснациональных финансово-промышленных групп и объединений за счет концентрации ими финансовых, материально-технических и интеллектуальных ресурсов.
Наблюдается стремление предпринимательских структур к взаимодействию на постсоветском пространстве в форме холдинговых компаний, совместных предприятий, консорциумов и т.п. Так в Российской Федерации зарегистрированы 11 межгосударственных (МФПГ) и 5 транснациональных финансово-промышленных групп (ТФПГ) с участием предприятий и организаций стран СНГ, рассматривается возможность создания еще более десятка подобных структур, в том числе в области систем и средств противовоздушной обороны, телекоммуникаций и связи. Также образованы более 3 тыс. предприятий с капиталом стран Содружества, около 40 торговых домов и 20 представительств регионов в государствах СНГ.
К официально зарегистрированным ТНК, например, относится Российско-Узбекское авиастроительное объединение, созданное в 1995 году на базе АО “Авиакомплекс им. С.В. Илюшина”, Воронежского акционерного самолетостроительного объединения и Ташкентского авиационного объединения им.В.П. Чкалова. Благоприятные условия для создания ТНК имеются в энергетике, ракетостроении, судостроении, станкостроении, химической и металлургической промышленности. Многие предприятия указанных отраслей находятся в стагнации, и объединение их в ТНК позволило бы повысить их конкурентоспособность. Однако для создания ТНК необходимы финансовые ресурсы, дефицит которых можно преодолеть включением в корпорации банковских структур или государственной поддержкой хотя бы на стадии становления. ТНК могут образовываться на базе как межправительственных соглашений, так и горизонтальных соглашений участников, путем приобретения компаний в странах СНГ. В настоящее время Межгосударственный экономический комитет подготовил Конвенцию о развитии ТНК, которая в предварительном порядке одобрена главами правительств СНГ.
В ХХI веке одной из приоритетных задач становится формирование единого информационного пространства СНГ. В 1996 году Совет глав правительств утвердил Концепцию реформирования информационного пространства Содружества, в 1998 году принял Перспективный план подготовки документов и мероприятий по ее реализации. Информационное пространство формируется преимущественно стихийно коммерческими структурами при незначительной роли государств. Тем не менее, страны СНГ могли бы взять на себя ответственность за недопущение распространения недостоверной информации, направленной на подрыв государства, разжигание национальной или религиозной розни. Актуальным является создание систем информационной безопасности стран СНГ. По-прежнему остаются неразработанными принципы сотрудничества в сфере массовой информации, электронных информационных технологий, информатизации экономики и управления.
1.4 Принципиальные особенности сближения стран СНГ Интеграция государств СНГ, таким образом, имеет ряд принципиальных особенностей. Во-первых, объединяются страны с существенно различным уровнем экономического развития (реальные доходы населения России, Казахстана, Беларуси во много раз превышают реальные доходы жителей Таджикистана и Грузии). Мировой опыт показывает, что такие страны не могут создать объединение типа Европейского союза и обычно ограничиваются образованием зоны свободной торговли и движения капиталов (примеры — НАФТА, а также североамериканское соглашение о зоне свободной торговли США, Канады и Мексики).
Во-вторых, в СНГ объединены страны, основной объем торговли которых приходится на государства остального мира. Так, доля СНГ во внешнеторговом обороте России и Азербайджана составляет 19%, Казахстана — 37, Украины — 44, Кыргызстана — 48, Беларуси и Таджикистана — 65%. Мировой опыт знает объединения развивающихся стран, ключевыми партнерами которых являются развитые государства, не входящие в это объединение (например, в МЕРКОСУР интегрированы Аргентина, Бразилия, Уругвай и Парагвай, доля взаимной торговли которых в несколько раз меньше доли их торговли с США). Однако эта форма интеграции никогда не поднимается до уровня экономического союза.
В-третьих, в СНГ есть страны, как располагающие мощным сырьевым потенциалом (Россия, Казахстан, Азербайджан и др.), так и не обладающие богатыми природными ресурсами (Грузия, Молдова, Беларусь, Украина и др.). В мире аналогов такого объединения нет (так, ЕС — это объединение развитых, но бедных природными ресурсами стран; Норвегия не вступила в ЕС — ее нефть и газ находят сбыт и без интеграции).
В-четвертых, в рамках СНГ объединяются страны-должники, зависимые от мировых кредиторов, причем МВФ, Мировой банк и США негативно относятся как к интеграции государств Содружества с РФ, так и к развитию в этих странах высоких технологий, особенно двойного назначения. В то же время активно пропагандируются и финансово поддерживаются интеграционные объединения без России — такие, как Центрально-азиатское экономическое сообщество, «Кавказский парламент», «Тюркский парламент», ГУУАМ (Грузия, Узбекистан, Украина, Азербайджан и Молдова).
Важнейшая проблема СНГ — экономическое сотрудничество России и Украины. В отличие от России, ТЭК которой обеспечивает более 40% поступлений в бюджет страны и почти 50% ВВП, Украина менее зависима от сырьевых отраслей и потому более заинтересована в сбыте своей промышленной продукции на рынках СНГ. Только в 2002 г. производство легковых автомобилей сократилось в Украине более чем на 70%, электродвигателей переменного тока — более чем на 40%, и т.д. В то же время благодаря российскому рынку в 2003 г. нашли сбыт около 700 тыс. т труб, изготовленных в Украине. Следовательно, она должна быть не меньше России заинтересована в таможенном или даже в экономическом союзе СНГ. По оценкам Совета по изучению производительных сил Украины, ближайшие пять лет республика будет покрывать за счет импорта из СНГ 85,4% своих потребностей в сырой нефти, 45,7 — в нефтепродуктах, 61,7 — в природном газе, 8% — в угле. Поэтому вряд ли коренным интересам украинской экономики соответствует установка, ограничивающая интеграцию в СНГ достижением режима свободной торговли.
Таким образом, перспективы развития СНГ во многом обусловлены как внутренними, так и внешними факторами. Например, успех Союза России и Беларуси и Евразийского экономического сообщества будет способствовать привлекательности интеграции экс-республик СССР. Вовлечение же членов СНГ в другие межгосударственные объединения мира чревато серьезными изменениями в составе Содружества (некоторые страны могут из него выйти, а какие-то — войти). Намечается и появление новых межгосударственных объединений с участием наших стран: начал развиваться Транспортный союз России, Ирана и Индии, к которому присоединился Казахстан; развернуть экономическое взаимодействие намеревается и «Шанхайская пятерка» (Китай, Казахстан, Кыргызстан, РФ и Таджикистан). Но в любом случае необходимость в экономическом сотрудничестве России с другими постсоветскими государствами в рамках СНГ сохранится.

2. Краткий экономический обзор стран СНГ 2.1 Украина. Беларусь. Молдова 2.1.1 Украина Площадь — более 600 тыс. км2. Население — 52 млн. человек.
Выгодное географическое положение. Благоприятные почвенно-климатические условия для развития различных отраслей (зоны лесов, лесостепей, степей и субтропиков). Территория в основном равнинная, только на юге — Крымские годы и на западе — Карпаты. Леса занимают 1/3 территории. Рек много (22 тысячи), но большинство из них маловодные, исключение составляет Днепр. Крупные каналы (Крымский, Днепр — Донбасс), около десятка крупных водохранилищ. Однако южные регионы испытывают недостаток в водных ресурсах.
Природные ресурсы разнообразны. Уголь — в Донецком и Львовско-Волынском бассейнах. Нефть и газ — в Предкарпатье, Днепровско-Донецком, Причерноморском и Харьковском месторождениях. Но в целом топливно-энергетическая база недостаточная. До распада СССР 85% нефти и 52% газа Украина получала из России.
Крупные запасы железной руды (Криворожское, Керченское месторождения), марганца (Никополь). Имеются месторождения никеля, титана, ртути. Химическое сырье — каменная и калийная соли, сера. Разнообразные строительные материалы. Богата рекреационными ресурсами.
Многонациональный состав; украинцы составляют 75%, 20% — русские. Средняя плотность — 85 человек на 1 км2. Наиболее заселены юго-восточные и юго-западные районы. В городах проживает около 70% населения. Основные религии — православие, католицизм, в Крыму — мусульманство. В 1995 г. безработица составляла 12,5%. Индустриально-аграрная страна. Важнейшие отрасли промышленности:
ТЭК базируется на добыче угля, нефти, газа, переработке импортируемых ресурсов. ТЭС дают 90% электроэнергии, 5% — ГЭС, 5% — АЭС (Чернобыль, Ровен екая. Запорожская). На развитие АЭС негативное влияние оказала трагедия Чернобыля;
    продолжение
--PAGE_BREAK--черная металлургия (Донецк, Макеевка, Мариуполь, Запорожье, Кривой Рог);
цветная металлургия (Запорожье, Донбасс, Кировоградская область);
машиностроение многоотраслевое, преобладают металлоемкие отрасли. Производство металлургического оборудования (Новокраматорск), тракторов (Харьков), автомобилестроение (Запорожье, Кременчуг, Львов), судостроение (Николаев, Херсон, Одесса); производство тепловозов и вагонов (Луганск, Днепропетровск, Кадиевка, Кременчуг), шахтного оборудования, приборостроение, сельскохозяйственное машиностроение, радиоэлектроника;
химическая и нефтехимическая промышленность;
лесная и деревообрабатывающая;
пищевая промышленность (сахарная, масложировая, консервная, мясная, рыбная, мукомольно-крупяная и др.).
Площадь сельхозугодий — более 40 млн. га.50% всех посевов — зерновые (пшеница, кукуруза, рис, ячмень, просо, гречиха), 12% — технические (лен, подсолнечник, сахарная свекла), 33% — кормовые культуры. Развито овощеводство, садоводство, виноградарство.
В животноводстве — крупный рогатый скот, свиноводство, птицеводство, на юге — овцеводство и козоводство, шелководство, пчеловодство, коневодство.
2.1.2 Беларусь Беларусь. Площадь — более 200 тыс. км2, население — около 10 млн. человек. Страна лесов, озер, болот. Бедна полезными ископаемыми. Главные богатства — калийные и поваренные соли, торф Есть нефть, стройматериалы.
На демографическую ситуацию Беларуси негативное влияние оказала вторая мировая война. Высокая плотность — 45 человек на км2. Белорусы составляют 80% населения, 10% — русские, 4% — поляки.
Индустриально-аграрная страна. ТЭК базируется на импортном сырье.
Важнейшие отрасли:
машиностроение (производство автомобилей, тракторов, вычислительно" техники, станков, сельхозмашиностроение, приборостроение);
химическая и лесохимическая промышленность;
лесная и деревообрабатывающая;
легкая промышленность.
В сельском хозяйстве по стоимости продукции преобладает животноводство (молочно-мясное скотоводство, свиноводство, звероводство, прудовое рыбоводство). Пашня — 1/3 сельхозугодий, 25% — осушенные земли. Зерновые культуры — пшеница, рожь, ячмень; 60% посевов технических культур — лен-долгунец. Развито картофелеводство. Пригородное хозяйство.
2.1.3 Молдова Площадь — около 34 тыс. км2, население — 4,5 млн. человек. Из всех стран СНГ эта республика располагает наиболее благоприятными почвенно-климатическими условиями для развития АПК.80% территории составляют сельхозугодья. Однако минеральные ресурсы практически отсутствуют. Леса занимают 9%.
Население — многонациональное (молдаване, русские, гагаузы, украинцы, румыны). В городах проживает 50% населения. Плотность высокая около 125 человек на 1 км2.
После распада СССР Молдова оказалась в сложной ситуации. Экономические трудности были усугублены политическими конфликтами (война в Приднестровье).
Энергетика базируется на привозном сырье (Молдавская ТЭС (ГРЭС)), часть энергии дает Дубоссарская ГЭС. Важнейшие отрасли:
АПК с высоким развитием садоводства и виноградарства, зернового хозяйства (пшеница, кукуруза), технических культур (подсолнечник, сахарная свекла, табак, эфиромасличные), развито овощеводство, молочно-мясное скотоводство. Важной составной частью АПК является переработка сельхозпродуктов — виноделие, сахарная, мукомольно-крупяная, консервная, маслобойная промышленность;
машиностроение (электротехника, станкостроение, приборостроение, сельхозмашиностроение);
химическая промышленность;
деревообрабатывающая;
легкая.
2.2 Грузия. Азербайджан. Армения 2.2.1 Грузия Площадь — около 70 тыс. км2. Население — 5 млн. человек. В состав входят Абхазская и Аджарская республики, Юго-Осетинская автономная область. После распада СССР обострились межнациональные отношения, вызванные сепаратистскими тенденциями в национальных регионах.
Горы и предгорья занимают 2/3 территории. Плодородные равнины (Колхидская, Аяазанская). Леса — 30% площади. Богата водными ресурсами, много озер, реки обладают значительными гидроэнергоресурсами.
Минеральные ресурсы: уголь, нефть, марганец, медь.
Многонациональный состав. Плотность — более 70 человек на 1 км2; основная часть населения проживает в долинах и на Черноморском побережье. Преобладает городское население — около 60%. Важнейшие отрасли:
энергетика (ТЭС, ГЭС на реках Ингури, Риони);;
металлургия (Рустави); 1
машиностроение (грузовые автомобили — Кутаиси, электровозы — Тбилиси, чаеуборочные комбайны — Кутаиси, судостроение — Поти, Сухуми; электроника, приборостроение, станкостроение);
пищевая промышленность (виноделие, чайная, табачная, консервная, розлив минеральных вод);
легкая.
В сельском хозяйстве преобладает земледелие. Развито орошение. Главные отрасли — чаеводство, плодоводство (субтропические культуры), зерновые (пшеница, кукуруза, зернобобовые), виноградарство. Выращиваются табак и эфиромасличные культуры. В животноводстве — крупный рогатый скот, овцеводство и козоводство, пчеловодство, шелководство. Рыболовство.
Развита сеть курортов. Однако их эксплуатация ограничена.
2.2.2 Азербайджан Площадь — 87 тыс. км2, население — около 7 млн. человек. После распада СССР обострились межнациональные отношения из-за Нагорного Карабаха. В состав входит также Нахичеванская автономия. Сочетание гор и предгорий (70% территории) и обширных равнин (Куринская, Ленкоранская). Леса занимают 11%.
Главные ресурсы — нефть и газ, в т. ч. на континентальном шельфе. Имеются железная руда, полиметаллы, алуниты.
Население но национальному составу в последние годы стало более однородным — преобладают азербайджанцы. Плотность высокая — более 80 человек на 1 кв.км. Более половины живет в городах. Важнейшие отрасли:
ТЭК (более 70% основных фондов) базируется главным образом на нефтяной промышленности, причем 2/3 нефти добывается в Каспийском море. Преобладают ТЭС (90% электроэнергии);
химическая и нефтехимическая;
машиностроение (судостроение, оборудование для нефтедобывающей промышленности, электроника, приборостроение);
АПК (рис, пшеница, кукуруза, хлопчатник, чаеводство, виноградарство, плодоводство; овцеводство и козоводство, шелководство).
2.2.3 Армения Площадь — около 30 тыс. км2, население — 3 млн. человек. Горная страна (90% площади лежит выше 1000 метров), зона сейсмичности. Леса занимают лишь 10% территории. Наиболее благоприятны для сельского хозяйства долины рек. На реке Раздан построен каскад ГЭС.
Бедна топливно-энергетическими ресурсами. Имеются запасы железной руды, цветных металлов, строительных материалов.
Высокая плотность населения — более 100 человек на 1 км2. Национальный состав однородный: 90% — армяне. В городах проживает более 65% населения.
Важнейшие отрасли промышленности:
цветная металлургия;
машиностроение и металлообработка;
химическая промышленность;
промышленность стройматериалов;
пищевая и легкая промышленность.
Энергетика базируется на ТЭС, работающих на привозном топливе, АЭС и ГЭС на р. Раздан.
АПК развит слабее, чем в других республиках Закавказья. Земледелие дает 60% продукции сельского хозяйства. Зерновые (кукуруза, пшеница, просо), технические (табак, сахарная свекла), виноградарство, плодоводство, овощеводство, бахчевые. Животноводство мясо-шерстного направления.

2.3 Казахстан. Таджикистан. Узбекистан 2.3.1 Казахстан Самая крупная по размерам территории республика СНГ — 2,7 млн. км2, население — 16,5 млн. человек.
Большая часть территории — равнины и низменности, на юге — горы. Климат резко континентальный, засушливый, для успешного развития земледелия требуется орошение. Лесом занято только 3% территории. Северный Казахстан — зона послевоенного освоения целинных и залежных земель.
Республика богата полезными ископаемыми. Уголь (Караганда и Экибастуз), нефть и газ (Тенгиз, Мишбулак, Шатлык, Даваза), медь (Джезказган, Коунрад), железная руда (Атасу), полиметаллы, бокситы, золото, соли.
Население размещено неравномерно — в основном в северных и южных районах. Низкая плотность — 5 чел. на 1 км2. Состав много национальный, но преобладают русские и казахи.
Важнейшие отрасли:
горнодобывающая промышленность;
черная и цветная металлургия;
машиностроение;
химическая и нефтехимическая;
легкая и пищевая.
Основой энергетики являются ТЭС, ГЭС на Иртыше, АЭС.
В сельском хозяйстве преобладает животноводство (60% продукции). Ведущие отрасли: тонкорунное овцеводство, мясомолочный крупный рогатый скот, пчеловодство, верблюдоводство, на севере — птицеводство и свиноводство. В земледелии преобладают зерновые (рис, пшеница, просо), технические (хлопок, сахарная свекла). Развиты садоводство, овощеводство, бахчеводство, виноградарство.
2.3.2 Таджикистан Площадь — более 140 тыс. км2, население — 5 млн. человек. Горная страна. Важную роль в земледелии играю: Вахшская и Ферганская долины. Реки обладают значительными гидроэнергоресурсами. Полезные ископаемые: бурый уголь, небольшие запасы нефти и газа, цветные металлы, соли.
Население многонациональное. В городах живет менее половины населения.
Основой хозяйства является АПК. Главная культура — длинноволокнистый хлопчатник. Развито садоводство, виноградарство, высокогорное зерновое хозяйство. Развито каракулеводство, шелководство, верблюдоводство, коневодство.
С хлопководством связаны хлопкоочистительная и хлопкобумажная промышленность, сельхозмашиностроение.
Важную роль играет ковроткацкое производство.
Ведется добыча полезных ископаемых.144
В энергокомплексе большое место занимает крупнейшая в Средней Азии Нурекская ГЭС (мощность 2,7 млн кВт).
Узбекистан
Площадь — 1,7 млн. кв.км. Население — 35 млн. человек. Расположен в северной и центральной частях Средней Азии. Большую часть территории занимают равнины, в основном Туранская низменность, в пределах которой расположены плато Устюрт и пустыня Кызылкум. На востоке и юге — горы Тянь-Шань. Климат резко континентальный, засушливый.2/3 территории орошается. В пределах республики расположена южная часть Аральского моря. Республика располагает значительными запасами нефти и природного газа (месторождения Газли, Мубарек, Фергана, Мынбулак), цветными металлами (медь, цинк, свинец, золото), есть бурый уголь, строительные материалы.
В состав Узбекистана входит Каракалпакская автономия.
Большая часть населения проживает в главных оазисах: Ташкентском, Самаркандском, в Ферганской долине. Средняя плотность — более 30 человек на 1 кв.км. Состав населения — многонациональный: узбеки (50%), русские, татары, каракалпаки, казахи, корейцы и др. Более 120 городов, Ташкент — самый крупный город Средней Азии.
Индустриально-аграрная республика. Главные отрасли хозяйства связаны с нефтегазовым комплексом и хлопководством. Ведущие отрасли промышленности — электроэнергетика (Ташкентская, Сырдарьинская, Ангренская, Навоийская ТЭС, Чарвакская ГЭС), машиностроение (хлопкоуборочные комбайны, строительно-дорожная техника, электротехника, станкостроение), химическая и нефтехимическая (особенно производство минеральных удобрений), черная и цветная металлургия, хлопкоочистительная и хлопкоперерабатывающая промышленность, промышленность стройматериалов. Пищевая промышленность включает маслобойно-жировую, мясную, консервную, мукомольно-крупяную отрасли.
Хотя в сельском хозяйстве используется почти половина земельного фонда, пашни мало, главное — пастбища. Развито орошаемое земледелие. Земледелие дает 75% продукции сельского хозяйства. Главные посевы — хлопчатник. Зерновые занимают 30% всех посевов (рис, пшеница, кукуруза). Развито бахчеводство, овощеводство, виноградарство, садоводство. Производство кенафа. Главная отрасль животноводства — каракулеводство. Одна из старейших отраслей — шелководство.
2.4 Туркменистан. Кыргызстан 2.4.1 Туркменистан Площадь — 488 тыс. кв.км. Население — более 3,5 млн. человек. Расположена республика на юго-западе Средней Азии, на западе омывается водами Каспийского моря.90% территории занимают пустыни. На юге — горы Копетдаг. Климат резко континентальный, засушливый. Условия для земледелия благоприятны по долинам рек Амударья, Теджен, Мургаб, вдоль Каракумского канала.
Республика богата нефтью и природным газом (Котурдепе, Шатлык, Ачак, Барса-Гельмес и др.). В заливе Кара-Богаз-Гол — запасы глауберовой соли. Есть сера, калийные соли.
Население размещено неравномерно, средняя плотность — менее 8 человек на 1 кв.км. Многонациональный состав: около 70% — туркмены; значительное число русских (наблюдается отток русского населения), узбеки, татары, казахи.
Ведущие отрасли промышленности: добыча и переработка нефти и газа, химическая, машиностроение, текстильная, ковроткацкая, пищевая. Основа энергетики — тепловые станции, крупнейшие — Марыйская, Ашхабадская.
В сельском хозяйстве преобладает земледелие. Площадь пашни мала — 3% сельхозугодий. Развито орошаемое земледелие. Основная отрасль — хлопководство.15% посевов занято зерновыми культурами. Развито также бахчеводство, садоводство, овощеводство, виноградарство.
2.4.2 Кыргызстан Площадь — около 200 тыс. кв.км. Население — более 4 млн. Горная страна. Значительные площади занимают высокогорные долины — Чуйская, Ферганская, Иссык-Кульская. Имеются запасы каменного и бурого угля, нефти и газа (небольшие), руд цветных металлов.
Население многонациональное, более 60% — киргизы. Уровень урбанизации невысокий. Основная часть населения размещена в Ферганской долине и вокруг озера Иссык-Куль.
Основа энергетики — ТЭС, Токтогульская, Курпсайская, Учкур-ганская ГЭС.
Ведущая отрасль хозяйства — АПК. Преобладает животноводство (по стоимости продукции) — овцеводство, коневодство. В земледелии — пшеница, ячмень, сахарная свекла, хлопчатник, табак. Развито садоводство и виноградарство. Переработка сельскохозяйственного сырья.
Из других отраслей отметим цветную металлургию и машиностроение, легкую и пищевую промышленность.

3. Проблемы и возможности сближения стран СНГ 3.1 Положительное влияние образования СНГ на экономические процессы государств-участников Оценивая действительное влияние СНГ на социально-экономические процессы в государствах постсоветского региона, следует отметить, что, во-первых: Содружество обеспечило цивилизованный раздел общесоюзной собственности. В годы «перестройки» она не приватизировалась, и когда командно-административная система СССР была разрушена, общесоюзные предприятия оказались «бесхозными». В этой связи одним из главных экономических стимулов достижения независимости республиками СССР явились захват общесоюзных предприятий и их приватизация под контролем региональных элит. Раздел проходил по принципу территориального расположения предприятий, а не вклада республик в создание общесоюзной собственности. В результате, например, космодром «Байконур» стал собственностью Казахстана, Нурекская и Рогунская ГЭС — Таджикистана, рефрижераторный флот СССР — Латвии, и т.д. Вместе с тем финансово самодостаточными в рамках СССР были лишь Россия, Азербайджан, Туркменистан и отчасти Казахстан. Остальные республики существовали за счет централизованных дотаций (в их бюджетах собственные доходы были подчас меньше дотаций); эти перераспределительные процессы к тому же практиковались в условиях льготных цен на энергоносители. Во-вторых, заключенные в рамках Содружества соглашения позволяли и до сих пор позволяют многим его членам смягчать потери, связанные с выходом из СССР. Так, РФ, Азербайджан, Туркменистан и Казахстан через механизмы СНГ и на двухсторонней основе дотируют другие страны, предоставляя дешевые энергоносители и покупая в обмен на них недостаточно конкурентоспособную продукцию. К примеру, в 2003 г., средние контрактные цены тонны сырой нефти при экспорте в страны СНГ и остального мира составили соответственно (в долларах): в Азербайджане — 114,1 и 176,5; в Казахстане — 99,9 и 161,4; в России — 124,3 и 174,5 [1]. Другими словами, сырая нефть продавалась в государства Содружества примерно вдвое дешевле, не говоря уж о том, что оплата поставок газа и нефти зачастую осуществлялась или с задержкой платежей, или по бартеру. В результате последнего искусственно сохранялся рынок сбыта продукции обрабатывающей промышленности стран-покупателей сырьевых ресурсов.
Естественно, такая помощь России, Азербайджана, Казахстана, Туркменистана другим странам СНГ была во многом вынужденной, ибо отсутствовали обустроенные границы, налаженные пограничный, таможенный и визовый контроль, альтернативные транспортные маршруты перевозки топливных грузов, и т.п. Очевидно, что коль скоро еще не существовали турецкий, польский и северный варианты транспортировки российского газа в Европу, Украина могла диктовать свои условия в этой сфере. Это относится и к Прибалтийским республикам: к примеру, 36% доходов бюджета Латвии составляет доход от транзита российской нефти.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Другая форма помощи со стороны СНГ — предоставление российского рынка труда для миллионов граждан постсоюзных республик. При этом важно учесть: значительная часть их доходов не облагается налогами, что наносит огромный ущерб бюджету РФ. Например, только граждане Грузии, работающие в России, за год вывозят из нее, согласно оценкам, более 1,2 млрд. долл. (эта сумма превышает бюджет Грузии в целом и вдвое больше ее собственных бюджетных доходов).
Таким образом, благодаря СНГ бедные энергоресурсами страны смогли не только использовать предприятия экс-общесоюзной собственности, но и фактически на протяжении многих лет пользоваться преимуществами постсоветского рынка.

3.2 Проблемы взаимоотношений стран-участниц СНГ В начале третьего тысячелетия укрепление демократической государственности и рыночные реформы в корне меняют взаимоотношения в рамках Содружества. В результате проведенной в его странах приватизации основными участниками хозяйственных связей становятся предприятия частной или смешанной форм собственности (в 2002 г. в Казахстане и Кыргызстане доля последних по численности занятого на них населения составила 77%, в Таджикистане — 63%, России — 61%, Беларуси — 35%). Это резко ослабило административные возможности стимулирования экономической интеграции: государства СНГ не в состоянии обязать национальные корпорации продавать свою продукцию в рамках Содружества по заниженным ценам, в долг или по бартеру. Более того, продажа по заниженным ценам дефицитных ресурсов в другие страны СНГ справедливо рассматривается госорганами как форма ухода от налогов. В условиях приватизации государства Содружества должны создать экономические условия, заинтересовывающие хозяйствующих субъектов в сохранении и развитии связей. Так, отсутствие таможенных и экспортных пошлин, отмена НДС на экспортируемую продукцию, льготные условия кредитования, лицензирования, квотирования и другие меры, присущие «экономическому союзу», стимулируют страны СНГ участвовать в развитых формах экономической интеграции. Например, «Газпром» продает газ в России по 12 долл. за 1000 куб. м, в Беларусь — по 25 — 30 долл., а в страны, не являющиеся членами Таможенного союза, — по ценам, приближающимся к мировому уровню (около 100 долл.). Однако очевидные преимущества участия в Экономическом союзе стран СНГ сталкиваются с интересами международных корпораций, дочерними фирмами которых стали многие хозяйственные субъекты постсоветских стран.
В ходе разгосударствления наиболее эффективные предприятия оказались в руках иностранных инвесторов. Российскому капиталу на первоначальном этапе приватизации не удалось выступить стратегическим инвестором в странах Содружества. В таких крупных проектах, как например, освоение Тенгизского нефтяного месторождения в Казахстане и развертывание деятельности Каспийского нефтяного консорциума в Азербайджане, российскому капиталу из-за дефицита финансовых средств удалось стать лишь одним из инвестиционных партнеров. Впрочем, преобладающее влияние иностранных инвесторов было вызвано не только финансовой слабостью отечественного капитала, но и политизацией приватизационного процесса — стремлением любой ценой не допустить российского инвестора на рынок капиталов стран СНГ (в некоторых из них наши предприятия не допускались к открытым инвестиционным конкурсам или их результаты отменялись, в других преобладала закрытая приватизация). Так, в Казахстане получила широкое распространение практика передачи крупнейших отечественных предприятий в доверительное управление иностранным фирмам с последующей приватизацией, причем в результате применения закрытой ее формы ведущие предприятия базовых отраслей были по сути за бесценок выкуплены управляющими фирмами. Так Соколово-Сарбайский горно-обогатительный комбинат оказался приватизированным за сумму, равную его годовому доходу. И хотя позже ситуация была исправлена (и в ходе открытых конкурсов Казахстану удалось получить значительные поступления в бюджет), ведущие предприятия металлургии, химии и энергетики оказались в руках иностранного капитала, который переориентировал их продукцию (железную руду, глинозем, хром, уран, уголь), ранее направлявшуюся в основном в Россию, на рынки за пределы СНГ.
К сожалению, и в самой России лучшие приватизационные условия предоставлялись не отечественным, а зарубежным инвесторам, которые переориентировали приобретаемые ими Предприятия на «дальнезарубежные» рынки.
Постсоветская интеграция — процесс взаимовыгодный для всех его участников. Тем не менее, в странах Запада и СНГ сохраняется ошибочное мнение, согласно которому РФ более других членов Содружества заинтересована в его укреплении. На самом же деле Россия, как и любой другой член СНГ, исходит в интеграционных процессах из своих национальных экономических и политических интересов. Вот почему она не стала форсировать в 2000 г. вступление в зону свободной торговли и любой ценой сохранять общий рынок труда СНГ со странами, не являющимися членами Таможенного союза.
Серьезное влияние на интеграционные процессы оказало и произошедшее за последнее десятилетие истекшего века изменение отраслевой структуры народного хозяйства. Промышленное производство стран СНГ сократилось более чем вдвое, в результате чего доля Содружества в мировом ВВП уменьшилась до 3 — 4%. При этом спад в 1992-2002 гг. был неравномерным. С одной стороны, наибольшие потери понесли именно наукоемкие отрасли обрабатывающей промышленности, которые в современном мире определяют конкурентоспособность национальных экономик. Государства СНГ утратили более 300 технологических направлений и производств: аэрокосмическое, робототехники, информатики, биотехнологии, новых материалов, и др. Практически остановлено большинство заводов по производству оптики и электронных приборов. Примерно в 10 развалился" выпуск тканей, обуви, швейных изделий и бытовой техники; три четверти потребительского рынка Содружества занято импортной (причем далеко не всегда высококачественной) продукцией.
Промышленность, таким образом, распалась на два комплекса: сырьевой, ориентированный в основном на экспорт, и обрабатывающий, не имеющий надежного рынка сбыта. Исключение составляет военная продукция, но она также ориентирована (и в России, и в Украине) главным образом за пределы Содружества (в Индию, Китай, Пакистан, и др.).
Экономика СНГ за время своего существования прошла путь от единого народнохозяйственного комплекса до группы взаимосвязанных экономик независимых государств. Региональная экономическая интеграция в этих условиях отражает закономерное движение форм межгосударственного сотрудничества от простого к сложному — от создания «зоны свободной торговли» к «полному экономическому союзу» (предполагающему конфедеративное устройство входящих в него государств). Создание «зоны свободной торговли» означает отмену в ее пределах таможенных тарифов и экспортно-импортных квот. Сегодня можно смело утверждать, что большинство государств Содружества голосуют за введение режима свободной торговли, видя в нем реальный поворот к реализации давно продекларированного курса на тесную экономическую интеграцию. Соглашение о создании режима свободной торговли подписали 11 государств Содружества (все, кроме Туркменистана). «Таможенный союз» предполагает создание единой таможенной службы, установление единых тарифов, квот, а также мер нетарифного регулирования по отношению к третьим странам. Участниками Договора о Таможенном союзе являются Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан.
«Общий рынок» в целом означает свободное перемещение между странами-участницами не только товаров и услуг, но и всех факторов производства — труда, капиталов, технологий и информации. «Экономический союз» предполагает также согласование макроэкономической (бюджетной, денежной, инвестиционной, налоговой) политики и соответствующего законодательства. Создание такого союза и провозгласили своей целью страны-члены Таможенного союза, образовавшие Евразийское экономическое сообщество.
Наконец, полная экономическая интеграция («полный экономический союз»), как показывает опыт Евросоюза, означает проведение не просто согласованной, а единой экономической политики, включая унификацию контрактного, финансового, налогового, трудового, антимонопольного и других видов законодательства, единые технические и экологические стандарты, а также единую валюту, общий эмиссионный центр, самостоятельный бюджет, наличие надгосударственных исполнительных, законодательных и судебных органов.
3.3 Особенности экономического сотрудничества регионов России со странами СНГ Дальнейшее углубление интеграционных процессов России со странами СНГ неразрывно связано с необходимостью развития их сотрудничества на региональном уровне.
Созданная Россией в этой сфере нормативная правовая база по координации международных и внешнеэкономических связей субъектов федерации, государственному регулированию внешнеторговой деятельности, международным договорам и другим направлениям позволила в свою очередь субъектам РФ сформировать собственное правовое пространство, определиться с приоритетами в сотрудничестве со странами СНГ. При этом субъекты Российской Федерации сегодня имеют большую, чем раньше, возможность активно участвовать в формировании внешней политики России, которая должна отражать экономические, научные, культурные и другие интересы жителей конкретных регионов и территорий.
С повышением открытости страны в мировой экономике в 1990-е годы внешнеэкономическая деятельность субъектов Российской Федерации значительно расширилась, однако потенциал внешних связей распределился между регионами страны крайне неравномерно. Более половины российского экспорта приходится на 10 субъектов РФ, одновременно 33 региона страны остаются слабо интегрированными в систему мирохозяйственных связей.
Внешнеторговые связи разной интенсивности с партнерами из стран СНГ имеют все регионы России, за исключением Чукотского автономного округа. Однако подавляющее большинство крупных регионов России преимущественно ориентировано на торговлю со странами вне Содружества. Например, в экспорте Карелии страны СНГ занимают лишь 1,5%, Ленинградской и Липецкой областей — по 3%, Тюменской области -7,6%, Самарской области — 7,9%. Вместе с тем во внешнеторговом обороте половины регионов страны доля стран СНГ превышает 20%. К ним относятся субъекты федерации с развитой обрабатывающей промышленностью, а также приграничные регионы. В частности на СНГ приходится почти 65% экспортных поставок Новосибирской области, 32% — экспорта Омской области. Во внешнеэкономических связях Белгородской области 44% экспортной продукции вывозится в страны Содружества и 77% импортных товаров ввозится из государств СНГ.
В 2003 году регионы России — крупнейшие экспортеры продукции в страны СНГ демонстрировали устойчивый рост внешнеторгового оборота. Более всего вырос экспорт продукции в страны Содружества из Белгородской области — на 127%, Омской области — на 123%, Самарской области — на 107%, Новосибирской области — на 85%. Благополучная динамика объясняется ростом внешнеторговых цен, а также повышением платежеспособного спроса, как в РФ, так и в странах СНГ. Колебания экспорта намного превосходят темпы изменения производства и спроса на внутреннем рынке и отличаются неустойчивостью во времени.
Если сравнивать отраслевую структуру экспорта регионов России в страны СНГ и дальнее зарубежье, то характерным является относительно более высокая доля готовых изделий и меньший удельный вес сырья в экспортных поставках в государства Содружества, что стало важным фактором поддержания жизнеспособности регионов страны с развитой пищевой и легкой промышленностью, машиностроительных центров. Более гибкими в построении взаимовыгодных связей со странами СНГ оказались субъекты Российской Федерации, для которых необходимость возобновления контактов обусловлена влиянием факторов исторического порядка, а также экономической целесообразностью, вытекающей из объективных различий в природных ресурсах и запасах, отраслевой ориентации экономики, географических и климатических условий и т.д.
По степени влияния на интеграционные связи со странами СНГ в сфере торговли можно выделить несколько групп регионов России.
Первая группа: субъекты федерации — посредники в развитии интеграционных связей. Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область, имея столичный статус, развитую рыночную, банковскую, транзитную, коммуникационную и складскую инфраструктуру, выполняют посреднические функции в осуществлении внешнеэкономических связей многих экспортно-ориентированных регионов и предприятий страны. С большим отрывом от других субъектов Российской Федерации по уровню внешней открытости лидирует Москва, на которую приходится 1/3 внешнеторгового оборота страны и половина накопленных иностранных инвестиций. Через столицу проходит 18% экспорта РФ в страны СНГ и 15% импорта (без учета неорганизованной торговли). Обладая скромным экспортным потенциалом, но значительным политическим и финансовым весом, Москва играет важную роль в обеспечении внешнеторговых связей регионов Урала, Сибири и европейской части страны. Зона внешнего влияния Санкт-Петербурга и Ленинградской области значительно уже и охватывает регионы Балтики и Европейского Севера России преимущественно в торговле со странами вне СНГ.
Вторая группа: старопромышленные экспортно-ориентированные регионы располагают мощным экономическим и научно-техническим потенциалом, имеют крупные экспортные ресурсы, относительно развитую рыночную инфраструктуру и являются основными производителями продукции для рынков СНГ: Иркутская, Нижегородская, Самарская, Свердловская, Челябинская, Пермская, Оренбургская, Омская, Кемеровская, Томская, Ярославская, Тульская области, Республики Башкортостан и Татарстан, Удмуртская Республика, Красноярский край. Экспортный профиль данной группы регионов составляют несколько товаров, среди которых: металлы, химическая продукция, нефть, газ, нефтепродукты, уголь, электроэнергия, лесная и бумажная продукция, машины и оборудование.
Третья группа: экспортно-ориентированные регионы нового освоения. В них сосредоточено производство одного-двух важнейших товаров специализации России (нефти, газа, черных или цветных металлов, древесины), экспортируемые как в страны дальнего зарубежья, так и в страны СНГ. Монопродуктовая структура экспорта обусловливает высокую зависимость региональной экономики от внешнеторговой конъюнктуры. К данной группе относятся субъекты федерации относительно нового промышленного освоения, во внешнеэкономических связях которых страны СНГ играют незначительную роль: Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Республики Коми, Карелия.
Четвертая группа: экспортно-ориентированные регионы, имеющие общие границы со странами СНГ, близкие к международным транспортным артериям. В регионах получили развитие челночная торговля, транспортные услуги. Это — Калининградская, Ростовская, Белгородская, Новосибирская области, Краснодарский, Приморский, Ставропольский и Хабаровский края. Регионы характеризуются узкой географией торговых связей с доминированием фирм пограничных государств.
К основным направлениям развития взаимоотношений регионов со странами СНГ можно отнести заключение соглашений и договоров о взаимовыгодном сотрудничестве в различных сферах жизнедеятельности. В целом двусторонние встречи представителей субъектов РФ и стран-соседей или их регионов имеют огромное значение с точки зрения расширения рамок общения на уровне отдельных предприятий и организаций.
В настоящее время субъекты РФ подписали с административно-территориальными образованиями стран СНГ более 950 соглашений о сотрудничестве в различных сферах деятельности. С Республикой Белоруссия взаимодействуют более 80 субъектов России, с Украиной — 75, Казахстаном — 72, Азербайджаном и Арменией — по 40, Грузией — 38 и Киргизией — 31.
Региональные связи имеют огромное значение для развития интеграционных процессов.
Активная политика интеграции, проводимая руководством России и Белоруссии, с одной стороны, инициирует, а с другой, во многом обусловлена широкими связями регионов. В настоящее время на рынках Республики Белоруссии активно присутствуют 60 субъектов федерации, а во взаимных поставках продукции участвуют 79 российских регионов. За шестилетний период становления Союзного государства подписано около 200 соглашений, договоров и протоколов о торгово-экономическом сотрудничестве Белоруссии с администрациями областей, краев и республик России. При этом на уровне местных органов власти деловые связи выходят далеко за рамки простого товарного сотрудничества. Организуется обмен экономической информацией, проводятся выставки-ярмарки, совместные мероприятия в области культуры, образования и спорта.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Классификация сельскохозяйственных машин
Реферат Актуальные проблемы современной детской литературы периодики критики
Реферат СМИ в современной России анализ культурно-политических предпочтений
Реферат Nigeria And Democracy Essay Research Paper It
Реферат Практические результаты и преимущества использования лизинга в ОАО "Пермская ГРЭС"
Реферат Влияние вредных газов на здоровье и продуктивность животных
Реферат Проблема морфологического строя речи у детей
Реферат Absolut: Совершенство по-шведски
Реферат Список оперных певцов и певиц XXI века
Реферат Державний моніторинг навколишнього природного середовища
Реферат Новая интерпретация теории относительности
Реферат Mr Essay Research Paper For Crane he
Реферат Ликвидация юридического лица. Договора поставки и купли-продажи
Реферат 8220 Книга песен 8221 - лирическая исповедь Генриха Гейне
Реферат Internet для всех