--PAGE_BREAK--Командная система предполагает полную ликвидацию частной собственности и ее замену на государственную. Основные экономические вопросы решаются государственными органами управления и реализуются с помощью обязательных для исполнения распоряжений и планов. Для этого государство вынуждено регулировать все аспекты экономической жизни общества, включая установление цен и заработной платы.
Хозяйственная деятельность предприятий-производителей в командной системе СССР регулировалась:
Государственным плановым комитетом (отвечавшим на вопрос, что производить и в каких объемах);
Отраслевым министерством (отвечавшим на вопрос, как производить), диктовавшим технологию производства и выделявшим средства на покупку оборудования;
Государственным комитетом по снабжению (отвечавшим на вопрос, кому продавать и у кого покупать ресурсы);
Государственным комитетом по ценообразованию (отвечавшим на вопрос, по какой цене продавать);
Государственным комитетом по труду и заработной плате (отвечавшим на вопрос, сколько платить работникам) и др.
В соответствии с этой системой всеми ресурсами, объявленными общенародной собственностью, в действительности полновластно распоряжаются государственные и партийные чиновники. В результате доходы людей и предприятий перестают зависеть от того, насколько рационально они используют ресурсы, насколько в продуктах их труда действительно нуждается общество. Оценка результатов деятельности осуществляется по формальным критериям, которые часто не совпадают с реальными нуждами общества. В сочетании с уравнительной системой оплаты труда и ростом коррумпированности чиновников это приводит к потере людьми интереса к труду.
Административно-командная экономика – это хозяйство, в котором господствует государственная форма собственности и основные, а также менее значимые экономические решения принимаются на высшем уровне управления и административно, в виде команд, обязательных для выполнения, доводятся до каждой экономической единицы. Методы и механизмы товарного производства и рыночной экономики не применяются или применяются в ограниченном, а иногда и в искажённом виде. Централизованная бюрократическая система управления использует в основном нерыночные рычаги выполнения директивных заданий и решений.
Хозяйственная самостоятельность предприятий и организаций в административно-командной экономике в значительной мере ограничена. Действуют плановые задания, которые детально определяют доводимые до каждого предприятия в виде подробной росписи натуральные и стоимостные показатели. Распределение материально-технических средств (машин, оборудования, сырья и материалов) и реализация готовой продукции также строго регламентированы.
Ценообразование осуществляется исключительно административным путём. Все товары продаются и покупаются по ценам, установленным специальными государственными органами.
Руководство предприятий и организаций, нарушающее административные рекомендации и государственные плановые задания, наказывается правоохранительными и вышестоящими ведомственными органами.
Административно-командная экономика сформировалась в СССР в начале 1930-х гг., действовала также в странах Центральной и Восточной Европы, Китае, Вьетнаме и др. В результате применения единых негибких административных форм и методов хозяйствования, в равной степени использовавшихся для всех отраслей и регионов страны, для всех типов предприятий и организаций, снижалась производительность труда, росли затраты материальных и финансовых средств. В целом административно-командная экономика — хозяйство малоэффективное, трудно реформируемое и характеризуется постоянным дефицитом производственных ресурсов и товаров для потребления населения [ REF _Ref136716441 \r \h \* MERGEFORMAT 6].
Неэффективность командной системы в СССР и других странах бывшего социалистического лагеря стала очевидна к началу 1980-х годов. По сравнению с развитыми странами подавляющее большинство производимой в этих странах продукции оказалось неконкурентоспособным из-за низкого качества и устаревшей технологии производства; уровень благосостояния и продолжительность жизни граждан ниже, а детская смертность выше; технический уровень производства – также намного ниже, загрязнение окружающей среды – значительно выше.
2.2. Рыночная экономическая система
Рыночная система – это способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в частной собственности, а распределение ресурсов, производство, обмен и потребление товаров и услуг осуществляются на основе спроса и предложения. Рыночная экономика опирается на принципы свободы предпринимательства и выбора.
Основу этой системы составляют: право частной собственности, частная хозяйственная инициатива, рыночная организация распределения ресурсов.
Создание именно тех благ, в которых нуждается общество, осуществляется системой рынков, на каждом из которых продаются и покупаются блага и ресурсы определенного типа (существуют рынок земли, рынок капитала, рынок труда, рынки товаров и услуг, которые непосредственно потребляются людьми).
Рынок определяет степень успешности той или иной хозяйственной инициативы, формирует величину доходов, которые собственность приносит своим владельцам, диктует пропорции распределения ограниченных ресурсов между альтернативными сферами их использования.
Благосостояние каждого человека в рыночной системе определяется тем, насколько успешно он может продать на рынке товар, которым владеет: свою рабочую силу, навыки, собственные изделия, земельный участок, умение проводить коммерческие операции. Тот, кто предложит покупателям лучший товар и на более выгодных условиях, открывает себе дорогу к росту собственного благосостояния.
Действие рыночного механизма представлено на рисунке 1.
SHAPE \* MERGEFORMAT
Рис. 1. Рыночный механизм [ REF _Ref136716267 \r \h \* MERGEFORMAT 18].
Достоинство рыночного механизма состоит в том, что он заставляет каждого продавца думать об интересах покупателей, тем самым продавец добивается собственной выгоды. Но и покупатель вынужден считаться с интересами продавца — он может получить желаемый товар, лишь уплатив за него сложившуюся на рынке цену. Анализируя механизм рыночного согласования интересов продавцов и покупателей, выдающийся английский ученый-экономист Адам Смит писал в своей знаменитой книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776): «Каждый человек мыслит лишь о собственной выгоде, но невидимая рука, которая его направляет, как и во многом другом, приведет его к результату, о котором он сам и не помышлял».
Под «невидимой рукой» рынка, позволяющей рыночной экономической системе координировать деятельность сотен миллионов людей со времен Адама Смита, экономисты подразумевают механизм цен. Именно цены, складывающиеся в процессе конкуренции на рынке, служат для всех продавцов и покупателей главным источником информации о соотношении предложения товаров и спроса на них.
Рынки, основанные на конкуренции, являются самым эффективным из известных человечеству способов распределения ограниченных производственных ресурсов и созданных с их помощью благ.
Достоинство конкуренции состоит в том, что только с помощью производства лучших по своим качествам товаров или менее затратных товаров, можно победить конкурентов. В конкуренции покупателей за дефицитный товар с наименьшими затратами одерживают верх те, чья собственная деятельность ценится рынком особенно высоко и лучше оплачивается, что позволяет предложить за товар наивысшую цену.
Рыночная система в силу особенностей своего функционирования обладает также рядом недостатков, называемых в экономической теории провалами (слабостями) рынка.
Основными недостатками рыночной системы являются: значительный разрыв между доходами различных слоев населения, неспособность в рамках системы производить достаточное количество так называемых общественных благ, возможная монополизация рынка и др.
В такой системе поведение каждого ее участника мотивируется его личными интересами: экономический субъект стремится максимизировать свой доход на основе индивидуального принятия решений.
Рыночная система функционирует в качестве механизма, посредством которого индивидуальные решения и предпочтения предаются гласности и координируются. Тот факт, что товары и услуги производятся, а ресурсы предлагаются в условиях конкуренции, означает, что существует много самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого продукта и ресурса. В результате экономическая власть широко рассеяна. Решающим условием экономического прогресса стала свобода предпринимательской деятельности тех, кто имел капитал. Был достигнут новый уровень развития «человеческого фактора», главной производительной силы общества. Наемный работник и капиталист-предприниматель выступали как юридически равноправные агенты рыночных отношений. Понятие «свободный наемный работник» предполагает право свободного выбора покупателя рабочей силы, места ее продажи, т.е. свободу передвижения в пределах рынка труда. Подобно всякому товаровладельцу, реализовавшему свой товар и получившему за него деньги, наемный работник обладал свободой выбора предметов и способов удовлетворения потребностей. Обратной стороной свободы выбора стала личная ответственность за поддержание рабочей силы в нормальном состоянии, за правильность принятого решения, за соблюдение условий трудового соглашения[ REF _Ref132180947 \r \h \* MERGEFORMAT 11].
Каков механизм решения фундаментальных задач экономического развития в рассматриваемой экономической системе? Они решаются опосредованно, через цены и рынок. Колебание цен, их более высокий или низкий уровень служат индикатором общественных потребностей. Ориентируясь на конъюнктуру рынка, уровень и динамику цен, товаропроизводитель самостоятельно решает проблему распределения всех видов ресурсов, производя те товары, которые пользуются спросом на рынке.
Защитники чистого капитализма утверждают, что такая экономическая система благоприятствует эффективности использования ресурсов, стабильности производства и занятости, быстрому экономическому росту. Вот почему здесь очень мала или вовсе отсутствует необходимость в правительственном планировании, в правительственном контроле и вмешательстве в экономический процесс.
Представляет ли собой рыночная система наилучший способ нахождения ответов на поставленные выше фундаментальные вопросы? Это тоже сложный вопрос: любой полный ответ на него неизбежно выходит за пределы фактов и вступает в царство ценностных суждений. Но отсюда следует, что научного ответа на такой вопрос не существует. Сам по себе факт, что имеется много альтернативных способов распределения редких ресурсов, то есть много разных экономических систем, служит ярким свидетельством расхождения в оценках эффективности рыночной системы.
2.3. Смешанная экономическая система
Политико-экономическая концепция социально-рыночного хозяйства направлена на синтез гарантированной правовым государством свободы, экономической свободы (которая из-за неделимости свободы рассматривается как необходимая составляющая свободного порядка вообще) и идеалами социального государства, связанными с социальной защищенностью и социальной справедливостью. Это сочетание целей — свободы и справедливости – отражается в понятии «социальное рыночное хозяйство».
Рыночное хозяйство олицетворяет хозяйственную свободу. Оно заключается в свободе потребителей покупать по своему выбору изделия (свобода потребления), в свободе производства и торговли, свободе соревнования.
Расширение функций государства в современном обществе при сохранении рыночных свобод, институтов и механизмов в решающей степени обусловлено возросшей сложностью социально-экономического процесса. Многие фундаментальные проблемы сегодняшнего общества не могут быть эффективно решены при помощи только рыночных механизмов. Это, прежде всего, укрепление социальной сферы, которая стала одним из важнейших источников экономического роста. Так, уровень образования, квалификация рабочей силы и состояние научных исследований непосредственно влияют на темпы и качество экономического роста, что подтверждено эконометрическими расчетами. Огромное влияние на качество рабочей силы, на экономическое развитие в целом оказывают здравоохранение, социальное обеспечение и состояние окружающей среды. Рынок сам по себе не может создать мощной социальной сферы, хотя рыночным механизмам, особенно конкуренции, может быть присуща сильная социальная направленность. Экономические механизмы при смешанной экономической системе представлены на рисунке 2.
SHAPE \* MERGEFORMAT
Рис. 2. Рыночный механизм в смешанной экономике [ REF _Ref132180947 \r \h \* MERGEFORMAT 11]
Поэтому социально-ориентированная рыночная экономика нацелена на выполнение как экономических, так и неэкономических целей, используя широкий диапазон инструментов экономической и социальной политики.
В общем, виде эти цели можно сформулировать следующим образом:
обеспечение экономического роста и экономической стабильности;
социальная обеспеченность и социальная справедливость;
содействие конкуренции;
обеспечение политической стабильности.
В смешанной экономике существенные изменения претерпевает хозяйственный механизм. Плановые методы хозяйствования получают дальнейшее развитие в рамках отдельных фирм в виде маркетинговой системы управления. В то же время на макроуровне развитие плановых методов связано с государственным регулированием экономики.
Планомерность выступает как средство активного приспособления к требованиям рынка. В результате и ключевые задачи экономического развития получают новое решение.
Применительно к современным условиям смешанная экономика предстает в следующих укрупненных формах:
— смешанная экономика развивающихся (особенно слаборазвитых) стран, в которых «смешение» вызывается низким уровнем развития и наличием отсталых экономических форм;
— смешанная экономика развитых стран (развитая смешанная экономика).
Сам термин «смешанная экономика» не имеет однозначного толкования. Его первоначальная и наиболее распространенная трактовка делает упор на сочетании различных секторов экономики (частного и государственного), на разнообразии форм собственности. Вторая позиция, получившая импульс от кейнсианства, выдвигает на первый план проблему сочетания рынка, рыночного механизма и государственного регулирования. Третья позиция, инициированная разнообразными социал-реформистскими течениями, основывается на сочетании капитала частного предпринимательства и социальности, общественных социальных гарантий. Наконец, еще одна позиция, вытекающая из цивилизационного подхода, нацеливает на проблему соотношения экономических и неэкономических начал в структуре современного общества.
продолжение
--PAGE_BREAK--Указанные трактовки смешанной экономики в современных условиях не противоречат друг другу: они лишь отражают наличие нескольких линий формообразования современного типа развитой экономики и их единство.
Смешанная экономика представляет собой одновременное сочетание указанных параметров, а именно: сочетание частного и государственного секторов экономики, рынка и государственного регулирования, капиталистических тенденций и социализации жизни, экономических и неэкономических начал [ REF _Ref136716267 \r \h \* MERGEFORMAT 18].
Параметры смешанной экономики обладают относительной самостоятельностью. Однако, возможно превалирование того или иного параметра или одной из групп параметров в условиях различных стран.
Смешанность экономики характеризует не только наличие разнообразных структурных элементов в ее составе, но и образование конкретных форм их сочетания в реальной экономике. Примером этого могут служить частно-государственные акционерные предприятия, контрактные соглашения государственных органов с частными фирмами, социальное партнерство и т. д.
Сегодня смешанная экономика является целостной системой, выступающей адекватной формой современного развитого общества. Образующие ее элементы опираются на такой уровень производительных сил и на такие тенденции социально-экономического развития, которые объективно требуют дополнения рынка государственным регулированием, частной хозяйственной инициативы – социальными гарантиями, а также включения в экономическую структуру общества постиндустриальных начал. Смешанная экономика не является конгломератом, хотя и уступает «чистым» системам в степени однородности составляющих ее элементов.
В разных странах и регионах складываются различные модели смешанной экономики. Они отличаются друг от друга своими «национальными коэффициентами смешения» разных форм собственности, рынка и государственного регулирования, капитала и социальности, экономической и постэкономической сторон. Эта особенность зависит от многих факторов: уровня и характера материально-технической базы, исторических и геополитических условий формирования общественного устройства, национальных и социокультурных особенностей страны, влияния тех или иных социально-политических сил и т.п. Более того, в смешанной экономике, как правило, может доминировать та или иная сторона параметров.
Американская модель – это либеральная модель, предполагающая приоритетную роль частной собственности, рыночного конкурентного механизма, капиталистических мотиваций, высокий уровень социальной дифференциации [ REF _Ref136716144 \r \h \* MERGEFORMAT 2].
Немецкая модель – это модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики. В немецкой экономической модели государство не устанавливает экономические цели – это лежит в плоскости индивидуальных рыночных решений, оно создаёт надежные правовые и социальные рамочные условия для реализации экономической инициативы. Такие рамочные условия воплощаются в гражданском обществе и социальном равенстве индивидов (равенстве прав, стартовых возможностей и правовой защите). Они фактически состоят из двух основных частей: гражданского и хозяйственного права, с одной стороны, и системы мер по поддержанию конкурентной среды, с другой. Важнейшая задача государства — обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальной справедливостью. Трактовка государства как источника и защитника правовых норм, регулирующих хозяйственную деятельность, и конкурентных условий не выходит за пределы западной экономической традиции. Но понимание государства в немецкой модели и, в целом, в концепции социальной рыночной экономики отличается от понимания государства в других рыночных моделях представлением о более активном вмешательстве государства в экономику [ REF _Ref136716144 \r \h \* MERGEFORMAT 2].
Немецкая модель, сочетающая рынок с высокой степенью государственного вмешательства, характеризуется следующими чертами:
индивидуальная свобода как условие функционирования рыночных механизмов и децентрализованного принятия решений. В свою очередь, это условие обеспечивается активной государственной политикой поддержания конкуренции;
социальное равенство – рыночное распределение доходов обусловлено объемом вложенного капитала или количеством индивидуальных усилий, в то время как достижение относительного равенства требует энергичной социальной политики. Социальная политика опирается на поиск компромиссов между группами, имеющими противоположные интересы, а также на прямое участие государства в предоставлении социальных благ, например, в жилищном строительстве;
антициклическое регулирование;
стимулирование технологических и организационных инноваций;
проведение структурной политики;
защита и поощрение конкуренции. Перечисленные особенности немецкой модели есть производные от основополагающих принципов социальной рыночной экономики, первым из которых является органическое единство рынка и государства.
Японская модель – это модель регулируемого корпоративного капитализма, в которой благоприятные возможности накопления капитала сопрягаются с активной ролью государственного регулирования в сферах программирования экономического развития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики и с особым социальным значением корпоративного начала.
Шведская модель – это социал-демократическая модель, которая отводит государству место верховной социально-экономической силы. Демократически избранной государственной власти делегируются огромные полномочия по регулированию социально-экономической жизни. Однако нельзя не признать, что концептуальные различия между социальной рыночной экономикой и «скандинавским социализмом» на практике стираются [ REF _Ref136716144 \r \h \* MERGEFORMAT 2].
Таким образом, современные страны взяли курс на построение социально-регулируемой рыночной экономики, что лежит в основе понятия «смешанная система хозяйства».
3. Экономическая система Украины
3.1. Понятие переходной экономической системы и её типы
Переходная экономика – это, как правило, экономика административно-командной системы в процессе её трансформации в рыночное хозяйство. При этом не только изменяются экономическая политика и методы хозяйствования, а происходит радикальное преобразование всей социально-экономической системы. В результате трансформации меняются все элементы экономики: отношения собственности; связи производства и потребления; тип воспроизводства; цели и средства экономического развития; институты.
Специфика переходной экономики определена прежде всего отмиранием так называемых социалистических её характеристик и становлением современной рыночной экономики, основанной на частной собственности. При этом постиндустриальное общество демонстрирует возможность сохранения и дальнейшего развития тенденции социализации экономики и на этой основе формирования социально ориентированного хозяйства.
Выделяются 3 этапа трансформации переходной экономики [ REF _Ref130633896 \r \h \* MERGEFORMAT 14]:
1. Подготовительный этап, на протяжении которого происходит постепенное разложение старой системы; его конечный результат – социально-экономический кризис.
2. Непосредственная трансформация социально-экономических отношений через механизм активных институциональных преобразований. На этом этапе происходит разрушение старых механизмов экономики и в то же время ещё отсутствуют сложившиеся новые механизмы. В этих условиях особенно большую роль приобретают внеэкономические факторы, прежде всего возрастает роль государства как субъекта хозяйствования.
3. Этап выхода из переходного периода, постепенное завершение создания институциональных основ для воспроизводства новой системы производственных отношений на собственной основе.
Институциональные преобразования, присущие переходной экономике, заключаются в следующем.
Либерализация – это отмена ограничений и запретов, относящихся к хозяйственной деятельности. Первой ступенью либерализации в переходной экономике стала либерализация цен, в результате которой предприятия стали самостоятельно устанавливать цены на свою продукцию. Можно также отметить либерализацию внешней торговли, которая отменила монополию государства на внешнюю торговлю[ REF _Ref136716648 \r \h \* MERGEFORMAT 5].
Важным фактором институциональных преобразований и становления рыночной экономики служит приватизация как способ воссоздания частной (и акционерной) собственности. Приватизация является также необходимым условием эффективного хозяйствования предпринимателей.
Важнейший элемент переходной экономики — создание новых правил игры для теперь самостоятельно действующих предприятий, т. е. коренное преобразование права и законодательства. Иначе невозможно выстроить новую систему экономических отношений между предприятием и государством, а также между самими предприятиями.
Процесс перехода к рыночной экономике в разных странах в зависимости от исторических, социально-экономических, географических факторов осуществляется по-разному. Однако можно выделить общие закономерности, характерные для всех стран.
Главная закономерность при таком переходе – изменение роли государства. Переход значительной части имущества (разгосударствление) в частную собственность приводит к тому, что государство, оставаясь экономическим субъектом, перестаёт быть монополистом всей собственности общества.
В то же время государство сохраняет своё положение субъекта хозяйственного права, а также субъекта макроэкономического регулирования. Итак, в переходный период, когда роль права чрезвычайно усиливается, а также происходит структурная перестройка экономики, роль государства не только не уменьшается, а увеличивается.
Кроме того, государство осуществляет и производственные функции, т. к. оно по-прежнему господствует в ВПК, в некоторых инфраструктурных отраслях, в социальной сфере, в фундаментальной науке.
Другая закономерность переходной экономики – осуществление приватизации; её темпы и методы зависят от специфики развития стран и идеологии, положенной в основу проведения реформ.
В условиях переходной экономики во всех странах осуществляется также финансовая стабилизация. Поскольку экономика, предшествовавшая переходной, была экономикой дефицита, то вхождение в рыночную экономику неминуемо сопровождается инфляцией.
Финансовая стабилизация выступает важнейшей предпосылкой стабилизации, а затем и экономического роста.
Закономерность в условиях переходной экономики – так называемый трансформационный спад. Когда разрушаются старые плановые механизмы экономики, а новые рыночные регуляторы ещё слабы и не действуют в полной мере, экономика впадает в глубокий кризис. Этот кризис определён многими факторами:
соотношением цен;
неконкурентоспособностью отечественной продукции;
конкуренцией импорта; удорожанием топлива, сырья, транспорта и т.д.
Поэтому трансформационный спад также требует усиления роли государства, чтобы смягчить негативные последствия перехода экономики.
В переходной экономике осуществляется процесс интеграции в мировое хозяйство.
Переход к открытой экономике очень важен, т. к. он снимает тенденцию консервации экономической отсталости, делает экономику открытой и в конечном счёте конкурентоспособной.
Поскольку все страны отличны друг от друга, то не только переходная экономика, но и сам характер перехода в них различен. Можно выделить два типа перехода от административно-командной экономики к рыночному хозяйству: постепенный, растянутый во времени на десятилетия переход (градуализм) и реформирование по принципу «шоковой терапии». Градуализм (англ. gradual — постепенный) получил своё распространение в таких странах, как Китай, Вьетнам, Венгрия. Характерные черты этого типа реформирования: значительная роль государства, а также нейтрализация (посредством государственных регуляторов) наиболее негативных социальных и экономических последствий для населения, прежде всего последствий для уровня жизни. Так, напр., Китай начал реформирование экономики с 1980-х гг. и в настоящее время за счёт экономического роста (темпы 10% в год) вышел в десятку ведущих стран, при этом значительно повысив уровень жизни населения. Спецификой китайской переходной экономики является то, что при проведении рыночных реформ во многих областях сохраняется жёсткий государственный контроль. В частности, в Китае огромное развитие получил малый бизнес, и в то же время в рамках свободных экономических зон отрабатываются новейшие образцы техники и технологии, совершенствуется крупное производство [ REF _Ref130633896 \r \h \* MERGEFORMAT 14].
«Шоковая терапия», основанная на теории монетаризма (отводит деньгам определяющую роль в колебательном движении экономики), предполагает минимальное участие государства в переходной экономике. Главным в деятельности государства выступает обеспечение финансовой стабильности, ибо, по мнению монетаристов, антиинфляционная политика за счёт жёстких бюджетных ограничений обеспечивает успешный переход к рынку. Жёсткие бюджетные ограничения — предпосылки перехода предприятий на самоокупаемость. «Шоковая терапия» (в результате либерализации цен) предполагает резкое снижение уровня жизни населения (поэтому и носит такое название), однако считается, что этот период в результате успешного реформирования может пройти достаточно быстро (2-3 года). Затем начинается как подъём в области экономики, так и повышение уровня жизни населения. Доктрина «шоковой терапии» с успехом была реализована в Польше (1990-91 гг.), Чехии, Эстонии. Эти страны в настоящее время вступили в стадию экономического роста[ REF _Ref131823421 \r \h \* MERGEFORMAT 4].
Реформирование административно-командной системы показало, что чем сильнее она внедрена в экономику, тем труднее идёт процесс перехода к рынку. Это в полной мере относится ко всем странам на просторах СНГ, в том числе и Украине, где за 70 лет советской власти сложились экономические отношения, в наибольшей степени отдалённые от рыночного хозяйства. Проведение комплекса реформ – приватизации, структурной перестройки экономики, налоговой реформы, реформы социальной сферы и другие – требует периода времени, далеко выходящего за рамки «шоковой терапии».
3.2. Особенности, проблемы и перспективы Украинской экономической модели
Таким образом, рассмотренные выше концепции переходной экономики раскрывают цели и задачи реформ, составные элементы преобразований, методы и этапы реформирования. Что касается переходной экономики Украины, то можно выделить следующие общие черты переходной экономики. Формирующие специфику её противоречий:
Нестабильность условий хозяйствования;
Деформированность экономической структуры;
Неопределённость движущих сил развития;
Усиление влияния фактора ожидания на экономическую ситуацию;
Потеря управляемости макроэкономическими процессами;
Неоднородность мотивации экономического поведения;
Отсутствие механизма саморегуляции экономики;
Несформированность институционной структуры;
Наличие множества секторов экономики, включая теневой.
Масштабы экономических преобразований в Украине в последние десятилетия очень широки. Считается, что Украина переживает целых три трансформации одновременно: переход от тоталитаризма к демократии, от состояния части народнохозяйственного комплекса к самостоятельной экономике и от экономического упадка к оздоровлению и росту. Не многим странам в истории приходилось решать эти три проблемы одновременно. Тем не менее, был преодолён финансовый хаос и гиперинфляция (инфляционные процессы см Приложение А), вызванные бюджетным дефицитом, созданы правовые и экономические институты рыночной экономики, начаты структурные преобразования экономики.
В структуре рыночной трансформации выделяют три основных трансформационных потока[ REF _Ref131823421 \r \h \* MERGEFORMAT 4]:
Первоначальное накопление капитала как основополагающий. Ведущий процесс;
Реструктурирование экономики в соответствии с новыми закономерностями её функционирования;
Социализация экономики как противоположный первоначальному накоплению процесс, призванный гасить напряжённости, порождённые двумя предыдущими процессами.
Трансформационный процесс в Украине привёл также к серьёзным социальным изменениям: усилению дифференциации доходов (уровень прожиточного минимума см. Приложение Б), снижению социальной защищённости, безработице и так далее.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
продолжение
--PAGE_BREAK--