--PAGE_BREAK--4. Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга
Согласно Уставу предприятия завод осуществляет следующие виды деятельности: ремонт и модернизацию железнодорожных пассажирских вагонов; ремонт и формирование пассажирских и грузовых колесных пар; ремонт тележек узкой колеи пассажирских вагонов; изготовление комплектующих узлов и запасных частей для подвижного состава; оптовая и розничная торговля; эксплуатация и сдача внаем собственного имущества. Завод имеет право заниматься любыми другими видами деятельности, не запрещенными законодательством Республики Беларусь.
Завод является самостоятельным участником внешнеэкономической деятельности в соответствии с действующим законодательством и осуществляет все виды внешнеэкономической деятельности, соответствующие Уставу.
С 2007 года завод изменил ассортиментную политику предприятия. В рамках реализации Программы развития Белорусской железной дороги до 2010 года УП «Минский вагоноремонтный завод» освоил выпуск новой продукции – пассажирский вагон.
Во исполнение постановления Совета Министров Республики Беларусь от 03.04.2007 г. № 424 «Об утверждении Государственной программы о безбарьерной среде жизнедеятельности физически ослабленных лиц на 2007-2010 годы» завод приступил к подготовке производства пассажирских вагонов, специально оборудованных для перевозки инвалидов-колясочников.
Для более детального анализа рынков сбыта продукции и услуг УП «Минский вагоноремонтный завод» рассмотрим стратегию рыночной сегментации.
Величина доли предприятия на конкретном товарном рынке (рыночная квота предприятия) является важнейшим фактором его коммерческого успеха. Увеличение рыночной доли предприятия сопровождается, как правило, ростом доли её прибыли (рост доли рынка на 10% обеспечивает увеличение нормы прибыли в среднем на 5%). В то же время для разных отраслей промышленности влияние рыночной доли на норму прибыли предприятия неодинаково. Так, в отраслях, производящих предметы длительного пользования, норма прибыли «рыночных лидеров» на 28% выше, чем у предприятий с минимальной долей рынка. Аналогичный показатель для отраслей, производящих предметы первой необходимости.
Сегмент рынка— это Потребители, в массе своей одинаково реагирующие на мероприятия предприятия по формированию спроса и стимулированию сбыта. Выделение сегментов на рынках продукции производственно-технического назначения может быть основано на масштабах деятельности Потребителя, географическом положении, отраслевой принадлежности, а так же характере деятельности Потребителя, как предприятия (импортёр, производитель, обрабатывающее предприятие и другое) или численности персонала, в пределах некоторой вилки.
Выбирая тот или иной подход к проведению сегментации, можно руководствоваться следующими критериями:
важность сегмента для предприятия;
количественные показатели (ёмкость данного сегмента рынка, рыночная ниша);
доступность освоения сегмента для предприятия;
прибыльность продукции;
защищенность от конкуренции (уже завоеванные позиции, сформировавшийся положительный имидж предприятия);
возможная эффективность работы в этом сегменте на перспективу.
Стратегия сегментации рынка позволяет УП «Минский вагоноремонтный завод», учитывая свои сильные и слабые стороны при выборе методов маркетинга, выбрать те из них, которые обеспечат концентрацию ресурсов именно в тех сферах деятельности, где предприятие имеет максимальные преимущества или, по крайней мере, минимальные недостатки. При выделении сегментов и выборе целевого из них следует всегда учитывать масштаб рынка и складывающиеся тенденции на нём.
Существуют два традиционных подхода к разработке стратегии сегментирования:
-начать с исследования сложившейся конъюнктуры рынка на традиционные виды продукции, выявления фактических и потенциальных Потребителей и различий их отношения к новым видам продукции;
-начать с формирования представления о том, какие переменные характеризуют тот или иной сегмент Потребителей.
Учитывая специфику УП «Минский вагоноремонтный завод» далее проведем сегментацию, по принципу сложившейся конъюнктуру рынка.
Проведем стратегия сегментации УП «Минский вагоноремонтный завод» по трем признакам:
— Сегментация по виду продукции;
— Сегментация по заказчикам;
— Сегментация по основным конкурентам.
Сегментация по виду продукции – способ деления рынка по функциональным и техническим параметрам производимой продукции. Данный вид является производным от сегментации по группам Потребителей, так как выделение сегментов по отдельным параметрам произведенной продукции представляет собой учёт в иной форме запросов и предпочтений Потребителей.
Сегментация по заказчикам – способ деления рынка средств производства с учётом специфических проблем Заказчика в области закупки средств производства, а также условий оплаты, методов расчета, централизации и децентрализации поставки средств производства.
Сегментация по основным конкурентам – способ деления по производителям аналогичной продукции. В качестве критериев: вид потребностей, удовлетворяемых продукцией конкурентов и организации ими сбытовой деятельности.
Далее проведем анализ стратегии рыночной сегментации УП «Минский вагоноремонтный завод», согласно показателей за последние 2 года и прогнозируемых показателей на 2008 год.
1) Сегментация по видам продукции и услуг.
Согласно экономическим показателям за 2006 год.
Доход за продукцию и услуги всего 59 013 м.руб. – 100 %
— Ремонт вагонов: 26 578 м.руб. – 45,1 %.
— Ремонт колесных пар со сменой элементов: 30 865 м.руб. – 52,3 %.
— Производство новых вагонов: 1 570 м.руб. – 2,6 %.
Вывод в 2006 году наибольший доход составил ремонт колесных пар со сменой элементов. Что свидетельствует о направленности деятельности завода в 2006 году на сегмент – ремонт колесных пар.
Согласно экономическим показателям за 2007 год.
Выручка за продукцию и услуги всего 80 452 м.руб. – 100 %
— Ремонт вагонов: 31 963 м.руб. – 39,8 %.
— Ремонт колесных пар со сменой элементов: 25 627 м.руб. – 31,8 %.
— Производство новых вагонов: 22 862 м.руб. – 28,4 %.
Вывод в 2007 году наибольший доход составил ремонт вагонов. Что свидетельствует о направленности деятельности завода в 2007 году на сегмент – ремонт вагонов. А так же за счет изменения ассортиментной политики завода (внедрения производства новых вагонов) значительно увеличился объем выручки в 2007 году на 21 439 м.р.
Согласно прогнозируемым показателям на 2008 год.
Выручка за продукцию и услуги всего 102 006 м.руб. – 100 %
— Ремонт вагонов: 37 948 м.руб. – 37,2 %.
— Ремонт колесных пар со сменой элементов: 29 677 м.руб. – 29,1 %.
— Производство новых вагонов: 34 381 м.руб. – 33,7 %.
Вывод в 2008 году наибольшую выручку составит ремонт вагонов. Что свидетельствует о направленности деятельности завода в 2008 году на сегмент – ремонт вагонов.
Стоит отметить, что согласно ранее приведенных показателей за три года, деятельность предприятия направлена на сегмент – ремонт вагонов. Но анализируя изменения показателей сегментов продукции и услуг, можно сделать вывод, что в дальнейшем на первое место выйдет сегмент — производство новых вагонов.
2) Сегментация по заказчикам (рынкам)
Рассмотрим сегментацию продукции и услуг УП «Минский вагоноремонтный завод» на внутреннем и внешнем рынках.
Согласно экономическим показателям за 2006 год.
Объем реализации продукции всего – 60 027 м.руб – 100 %.
— внутренний рынок 54 238 м.руб – 90,35 %.
— внешний рынок 5 789 м.руб – 9,65 %.
Анализируя данные за 2006 год, можем отметить, что стратегия сбыта УП «Минский вагоноремонтный завод» была ориентировано на внутренний рынок в данном году.
Согласно экономическим показателям за 2007 год.
Объем реализации продукции всего – 81 491 м.руб. – 100 %.
— внутренний рынок 73 153 м.руб. – 89,7 %.
— внешний рынок 8 338 м.руб. – 10,3 %.
Анализируя данные за 2007 год, можем отметить, что стратегия сбыта УП «Минский вагоноремонтный завод» была ориентировано на внутренний рынок в данном году.
Согласно прогнозируемым показателям на 2008 год.
Объем реализации продукции всего – 103 235 м.руб. – 100 %.
— внутренний рынок 94 897 м.руб. – 92 %.
— внешний рынок 8 338 м.руб. – 8 %.
Анализируя прогнозируемые данные за 2008 год, можем отметить, что стратегия сбыта УП «Минский вагоноремонтный завод» будет ориентирована на внутренний рынок в данном году.
Учитывая тенденцию роста объемов производства и анализируя данные за три года, можно сделать вывод, деятельность УП «Минский вагоноремонтный завод» ориентирована на заказчиков внутреннего рынка, и в ближайшее будущее изменений ориентиров не предполагается.
3) Сегментация по основным конкурентам
Сегментируем рынок по основному конкуренту УП «Гомельский вагоноремонтный завод», анализируя плановые показатели ремонта вагонов и колесных пар для БелЖД (предыдущий и прогнозный год).
Рассмотрим плановые финансовые показатели за 2007 год.
Всего для заводов выделено 44 235 м. руб.
План для УП «Минский вагоноремонтный завод» — 21 493 м. руб.
План для УП «Гомельский вагоноремонтный завод» — 22 742 м. руб.
Рассматривая показатели диаграммы, и учитывая специфику рынка Белорусской железной дороги, можно сделать вывод, что УП «Гомельский вагоноремонтный завод» занимает лидирующую нишу рынка по ремонту вагонов и колесных пар.
Рассмотрим плановые показатели по количеству продукции на 2007:
План для УП «Минский вагоноремонтный завод»:
Ремонт вагонов 473 шт.
Колесных пар 6 927 шт.
План для УП «Гомельский вагоноремонтный завод»:
Ремонт вагонов 491 шт.
Колесных пар 7 068 шт.
По количеству наблюдается такая же тенденция лидирования УП «Гомельского вагоноремонтного завода».
Рассмотрим плановые финансовые показатели за 2008 год.
Всего для заводов выделено 53 528 м. руб.
План для УП «Минский вагоноремонтный завод» — 23 912 м. руб.
План для УП «Гомельский вагоноремонтный завод» — 29 616 м. руб.
Рассматривая прогнозируемые показатели диаграммы, и учитывая специфику рынка Белорусской железной дороги, можно сделать вывод, что в 2008 году УП «Гомельский вагоноремонтный завод» занимает лидирующую нишу рынка по ремонту вагонов и колесных пар.
Рассмотрим плановые показатели по количеству продукции:
План для УП «Минский вагоноремонтный завод»:
Ремонт вагонов 499 шт.
Колесных пар 5 859 шт.
План для УП «Гомельский вагоноремонтный завод»:
Ремонт вагонов 518 шт.
Колесных пар 5 727 шт.
В 2008 году по количественным показателям УП «Минский вагоноремонтный завод» прогнозирует занять лидирующее положение по ремонту колесных пар. Лидирующее положение по ремонту вагонов на рынке остается за УП «Гомельский вагоноремонтный завод».
Стратегия маркетинга.
1) Организовать силами планово-экономического отдела, информационно-вычислительного центра и главного бухгалтера разделение затрат по группировкам условно-переменных и условно-постоянных расходов.
2) Обеспечить маркетинговым службам регулярный доступ к отчетной и плановой информации по затратам на товарную продукцию, а так же — к плану денежных выплат и поступлений.
3) Провести с участием специалистов по маркетингу ревизию фондов предприятия и рассмотреть вопрос о реализации не использующихся и не находящихся на обязательной консервации.
4) Организовать из числа имеющихся на предприятии компетентных служащих группу, которая могла бы стать основой для отдела, централизовано занимающегося проблемой эффективного использования временно свободных денежных средств, в том числе на производственные цели, на обеспечение финансирования разработки и постановки на производство новых товаров.
5) Принять за основу среднесрочной стратегии ориентацию на производство и продажу гражданской продукции для платежеспособных потребителей (конкурентоспособные предприятия — производители; региональные и муниципальные власти, которые имеют денежные средства для реализации целевых программ; организации связи, энергетики, конкурентоспособные автомобилестроители).
6) Реорганизовать и включить в состав основного предприятия ранее самостоятельные фирмы концерна, которые производят продукцию, потребляющуюся в качестве полуфабриката только на головном предприятии.
7) Включить в перечень функций маркетинговых служб организацию и обеспечение сравнительной эффективности закупок необходимой комплектации, сырья и материалов.
8) Обучить всех сотрудников маркетинговых служб основам стратегии предприятия в краткосрочном и долгосрочном периоде.
9) Организовать контролируемый поиск поставщиков готовых к промышленному внедрению конкурентоспособных разработок.
10) Для целей активизации коньюктурно-экономических исследований приказом закрепить за маркетинговыми службами обязанность концентрации имеющейся и поступающей на предприятие информации. Обязать другие подразделения предприятия способствовать маркетинговым службам в достижении этой цели.
11) Разработать систему регулярной отчетности маркетинговых служб.
12) Создать временную рабочую группу, которая бы занималась проблемой организации управленческого учета для целей организации контроля и достоверного бизнес — планирования деятельности предприятия.
13) Разработать систему премирования сотрудников маркетинговых служб, выступающих с предложениями по оптимизации маркетинговой деятельности на предприятии.
14) Разработать программу о привлечении сторонних заказов на международном рынке:
РУП «Минский вагоноремонтный завод им. А.Ф. Мясникова» Белорусской железной дороги проводило активную программу по привлечению международных заказов в течение всего 2007 года, а именно:
— заключены контракты с Федеральной пассажирской дирекцией (ОАО «РЖД») на ремонт подвижного состава в 2007 году, ведутся переговоры по вопросу заключения контракта на ремонт в 2008 году;
— заключены контракты на ремонт почтовых вагонов собственности ФГУП «Почта России» в течение 2007 года, на уровне согласования контракты на 2008 год;
— в течение 2007 года заключены контракты по формированию колесных пар для Литовских железных дорог;
— для развития внешнеэкономической деятельности предприятием проводились переговоры с Армянской железной дорогой, ГП «Железная дорога Молдовы», завод принимал участие в конкурсах на ремонт подвижного состава АО «Пассажирская лизинговая компания» (Казахстан);
— постоянно в течение года велись переговоры с различными структурами Росси имеющих в собственности пассажирский парк вагонов (с такими предприятиями как ФГУП «НПФ «КОСМОТРАНС» («Байконур» Роскосмос) и др.);
— принималось активное участие в международных транспортных выставках, таких как МСВ «Транспорт и логистика» (Беларусь), «Беларусь-Экспо 2007» (Казахстан);
— в 2007 году неоднократно приглашалось руководство завода на международные конференции в качестве специальных участников по тематике железнодорожной техники (международный железнодорожный салон «ЭКСПО 1520», организатор ОАО «РЖД», «Беларусь-Экспо 2007» (Казахстан);
— в рамках реализации Программы развития Белорусской железной дороги до 2010 года УП «Минский вагоноремонтный завод» освоено производство новых пассажирских вагонов;
— во исполнение постановления Совета Министров Республики Беларусь от 03.04.2007 №424 «Об утверждении Государственной программы о безбарьерной среде жизнедеятельности физически ослабленных лиц на 2007-2010годы», а так же приказа № 429НЗ, УП «Минский вагоноремонтный завод» приступил к подготовке производства пассажирских вагонов, специально оборудованных для перевозки инвалидов-колясочников, для укомплектования пассажирского подвижного состава.
5. Производственный план
На УП «Минский вагоноремонтный завод» выполняются все виды плановых видов ремонта пассажирских вагонов; переоборудование (перепланировка) вагонов пассажирского типа служебного – технического назначения; ремонт колесных пар с обточкой по кругу катания или со сменой элементов; выполняется ремонт и изготовление деталей и узлов для железнодорожного транспорта, а также производство товарной продукции народного потребления и отдельные работы для сторонних организаций. На предприятии освоена постройка новых вагонов.
В качестве основного заказчика выступает Объединение «Белорусская железная дорога». Для Белорусской железной дороги в 2008 году планируется:
1. отремонтировать:
— пассажирские вагоны в объеме ДР –342ед., КР-1 – 133ед., КР-2 – 24ед.,
— колесные пары со сменой элементов – 5 859 штук.
2. произвести постройку:
— вагонов модели 61-537 – 10 ед.:
— вагонов модели 61-537 – 10 ед.,
Кроме того, «Минский вагоноремонтный завод» заключил, планирует заключить соглашение на 2008 год:
1.С НОДами и предприятиями не входящими в основную деятельность Белорусской железной дороги на деповской ремонт 14 служебно – технических вагонов, ремонт колесных пар со сменой элементов 170 штук.;
2.С ОАО «Российские железные дороги» на капитальный ремонт (КР -1) 74 пассажирских вагонов;
3.С ГЦМПП на КР-1 – 6 вагонов, КР – 2 – 17 вагонов;
4.С коммерческими и государственными организациями Беларуси и России на ДР – 28 вагонов, КР-1 – 2 вагона, КР – 2 – 30 вагонов, ремонт колесных пар со сменой элементов 28 штук;
5.С УП «МЗОР» на изготовление 41 тонны поковок.
Исполнение договоров с упомянутыми выше организациями, проведение активной маркетинговой работы по привлечению новых заказчиков в течение 2008 года должно обеспечить темп роста товарной продукции по сравнению с предыдущим годом на 113,6%.
Основной задачей отрасли материально-технического снабжения является создание экономически эффективной системы обеспечения УП «Минский вагоноремонтный завод» материально-техническими ресурсами. Созданная на предприятии система обеспечивает регулирование производства и сбалансированность его ресурсов с производственной программой по выпуску и реализации продукции (ремонту вагонов и формированию колесных пар).
В системе снабжения на УП «Минский вагоноремонтный завод» проводятся мероприятия по снижению затрат на приобретение сырья, материалов и комплектующей продукции. С этой целью на предприятии реализуются следующие меры:
Закупка материалов и комплектующих проводится на конкурсной основе. В целях эффективного использования денежных средств, недопущения случаев повышения уровня цен проводятся конкурсы на дорожном уровне. Так поставка колес на УП «Минский вагоноремонтный завод» осуществляется через УП «Белжелдорснаб» согласно проведенного конкурса Бел.ж.д. В результате планомерной работы по закупке материальных ресурсов на конкурсной основе, УП «Минский вагоноремонтный завод» удалось не только удовлетворить возрастающие потребности в запасных частях и материалах, но и создать конкуренцию между поставщиками и изготовителями продукции, что дало возможность даже снизить цены по ряду позиций.Работниками ОМТС проводится анализ цен при закупке продукции.
Приобретаются материалы по прямым поставкам, сокращается число посредников. Проделана значительная работа по совершенствованию системы материально-технического обеспечения по вопросам устранения посредников от участия в поставках материалов, запасных частей, заключению договоров непосредственно с предприятиями – изготовителями продукции. Принципиальный подход к решению этой задачи позволяет системно решать вопросы поставок материально-технических ресурсов предприятию с экономической эффективностью. Проводится работа по снижению бартерных операций.
Решены вопросы по осуществлению закупок через Белорусскую универсальную биржу. Так металлопрокат закупается на торгах Белорусской универсальной биржи.
Основные виды материалов приобретаются с учетом месячной потребности.
При заключении договоров основной формой оплаты является оплата по факту поставки. Отсрочка платежа составляет от 20 до 45 дней. Также в договорах используется и 100% предоплата.
Расчет потребности производится исходя из плана производства и норм расхода. Учитываются также заявки цехов и структурных подразделений.
Основными видами транспорта, используемыми при доставке грузов, является автотранспорт завода. Такая продукция как колеса ц/к, оси вагонные, уголь доставляется на завод ж.д. транспортом Бел.ж.д. (полувагоны).Для осуществления производственной деятельности УП «Минский вагоноремонтный завод» приобретает достаточно большой перечень сырья и материалов, комплектующих и запасных частей для ремонта и производства вагонов.
Закупку материалов, комплектующих, и запасных частей завод осуществляет как у национальных производителей, так и импортирует из других стран (преимущественно из РФ).
В Таблице представлен перечень наиболее крупных импортных закупок, осуществленных УП «Минский вагоноремонтный завод».
Таблица 5.1 Перечень наиболее крупных импортных закупок, осуществляемых на УП «Минский вагоноремонтный завод».
ЗАО «Вагонмаш»,
г. Санкт-Петербург
Вагонокомплект
ЗАО «Великолукский завод
щелочных аккумуляторов»
Аккумуляторные батареи
ОАО «Центросформаш»
Комплект тележек
ООО «Докон»,
ООО ТД «БСК»
Установка для кондиционирования
воздуха
ЗОО ТД «КМТ»
Окна
ООО «ОЛД МЕХ»
Подшипники буксовые, кольца,
сепараторы
ОАО «Долгопрудненское НПП»
Комплект спальных, багажных
полок
МП «Макафи»
Туалеты вакуумные
В Таблице представлен перечень основных белорусских поставщиков материалов, комплектующих и запасных частей на УП «Минский вагоноремонтный завод».
Таблица 5.2 Перечень белорусских поставщиков материалов, комплектующих и запасных частей на УП «Минский вагоноремонтный завод».
ОАО «Резинотехника» г.Борисов
Пластина-суфле: -181.01.15.086
-181.01.15.087-181.01.15.088
Профиль ПР-16 Профиль
ПР-206-1 Трубка ф 18x3 Трубка
ф25хЗ Профиль ПР-76-05
ЗАО «Искож» г.Пинск
Винилискожа обивочная
ГОСТ 23367-86 неогнеопасная
«Лакокраска» г.Лида
Эмаль ПФ-115, Лак ПФ-283,
Лак ПФ-170-, Грунтовка ГФ-021,
эмульсия ПВА
ОАО «Сукно»г.Минск
Ткани одежные ч/ш и
шерстяные, п/ш ГОСТ 28000-88
«Химволокно» г.Гродно
Полиамид ПАб 210/310 ОСТ
С9-93 ТУ РБ
000 «Вулкан» г.Бобруйск
Манжета 188.45, прокладка
100.10.005, Кольцо 235-245,
прокладка 15.866Н, кольцо
3872Н, амортизатор 3076Н,
амортизатор 168.20.004, втулка
3891Н, амортизатор кольцевой,
прокладка 3799Н, прокладка
216.191, амортизатор 14.45.01,
кольцо КУ-2, манжета 188-22Б
УП «Крион» г.Минск
Кислород
«Минскоблгаз» г.Минск
Пропан
РУП «Гомельский ВРЗ»
Манжета 188.45, прокладка
100.10.005, Кольцо 235-245,
Прокладка 15.866Н, кольцо
3872Н, амортизатор 3076Н,
амортизатор 168.20.004, втулка
3891Н, амортизатор
кольцевой, прокладка
3799Н, прокладка 216.191,
амортизатор 14.45.01, кольцо
КУ-2, манжета 188-22Б
«ГНУ ИПМ» г.Минск
Втулки металлокерамические:
СП 26,2x13, СП 26,2x19, СП 32,2x13, СП 32,2x19, СП 32,2x37, СП 40,2x13,
СП 40,2x19, СП 55,2x19, СП 55,2x37
«Минская зеркальная фабрика»
Зеркала 650x450
УП «Ремид»
Краны КТ-1.КП-1
Выполняется программа импортозамещения, позволяющая снизить удельный вес импортных поставок. Совершенствуется система закупок, особое внимание уделяется вопросам получения продукции, выпускаемой в Республике Беларусь непосредственно от самих производителей.
Для сокращения импорта задействованы мощности заводов Белорусской железной дороги, Барановичского завода автоматических линий, Гомельского электромеханического завода, Брестского электротехнического завода.
Для рационального использования материальных ресурсов иденежных средств на их приобретение в УП «Минский вагоноремонтный завод» проведена работа по сокращению остатков товарно-материальных ценностей и обеспечению оборачиваемости товарно-материальных ценностей. Запасы на складах не превышают нормативных показателей.
продолжение
--PAGE_BREAK--