Реферат по предмету "Мировая экономика"


Экономические механизмы и конкуренция

--PAGE_BREAK--В) предположим что фирма вновь не в состоянии получать прибыль, она терпит убытки м они будут значительными. (ГРАФИК)
В ситуации когда ТR QUOTE  VC при любом объёме производства так сразу фирма должна закрыться. Т.к. осуществляя производство в такой ситуации, фирма будет нести убытки сверх своих постоянных издержек. Из всего вышесказанного следует (ВАЖНО!): Фирма должна прекратить производство, если TR от продаж любого объема производства не превышает переменных издержек этого объема производства. Другими словами фирма должна прекратить производство, если цена товара меньше среднепеременных издержек. P
Метод сравнения предельных показателей MR-MC.
В рамках данного подхода фирма сравнивает предельный доход и предельные издержки производства каждой дополнительной единицы продукции. Пока расширение производства будет обеспечивать более быстрый рост дохода по сравнению с ростом издержек фирма будет расширять производство. Если же дополнительная единица продукции будет добавлять больше к издержкам чем к доходу, то фирма прекратит расширять производство. В конечном итоге фирма выберет тот объем производства при котором MR=MC.
Случай максимизации прибыли. (график) Максимизация прибыли достигается в точке А в пересечении графиков MR и MC. Вертикальное расстояние между кривой предельного дохода указывающего на цену и кривой среднепеременных издержек дает нам прибыль на единицу продукции. Умножая прибыль на единицу продукции, на объем производства мы получим совокупную прибыль, которая показан на графике в виде прямоугольника.
Минимизация убытков. На графике кривая средневаловых издержек располагается выше кривой предельного дохода при любом объеме производства. Это говорит о том, что фирма терпит убытки. Минимальные убытки достигаются в точке А, то есть в точке пересечения MR и MC. Вертикальное расстояние между MR и ATC дает нам убыток на единицу продукции. Умножив убыток на единицу продукции и на объем производства получим совокупный убыток, показанный на графике площадью заштрихованного прямоугольника. Т.к. кривая среднеперменных издержек располагается ниже кривой предельного, то фирма предполагает производства минимизируя свои убытки так как каждая дополнительная единица продукции добавляет хотя бы небольшой вклад в покрытие постоянных издержек, а поэтому убытки фирмы меньше, чем могли бы быть в случае закрытия производства.
Случай закрытия фирмы.
На графике кривая AVC и AТС располагается выше кривой предельного дохода при любом объеме производства, т.е. фирма терпит убытки. В данном случае, если фирма закроется то ее убытки будут равны постоянным издержкам, если же в такой ситуации фирма захочет производить, то к ее постоянным издержкам прибавятся переменные, т.е. убытки будут больше т.к. работая фирма за счет своего дохода не сможет покрыть части своих постоянных издержек.
Кривая предложения конкурентной фирмы и отрасли в краткосрочном периоде
В предыдущем вопросе мы определяли количество продукции, которую выпустит фирма, при определенном уровне цен на рынке, стремясь к максимизации прибыли. Эти данные – цена и количество, фактически образуют кривую предложения конкурентной фирмы. Кривая предложения конкурентной фирмы показывает какое количество товара будет предложено и по какой цене. Кривая предложения конкурентной фирмы является восходящей, тк увеличение объема производства способствует увеличению издержек. (график)
Цена Р1 – цена прекращения производства равна минимальному значению среднепеременных издержек. При цене Р1 объем производства равен Q1. В такой ситуации фирма будет покрывать свои переменные издержки и ее убытки будут равны постоянным издержкам. Следовательно фирме будет безразлично закрываться или производить при Q1. При любой цене ниже Р1 фирма не сможет покрывать свои издержки и вынуждена будет закрыться. Цена Р2 – цена безубыточности. Равна минимальному значению средневаловых издержек. При цене Р2 объем производства Q2. В такой ситуации фирма будет покрывать свои издержки, т.к. валовой доход равен валовым издержкам. От Р1 до Р2 фирма минимизирует свои убытки. При любой цене выше Р2, например Р3 фирма будет максимизировать свою прибыль.
Таким образом кривая предложения конкурентной фирмы в краткосрочном периоде совпадает с кривой предстоящих издержек для цен превышающих минимальное значение среднепеременных издержек. Кривая предложения отрасли является стандартной и является восходящей.
Равновесие конкурентной фирмы и отрасли в долгосрочном периоде
Долгосрочный временной период предполагает, что фирма может реагировать на изменение ситуации различными способами: а)увеличивать или уменьшать производственные мощности, б) может меняться само количество фирм в отрасли. Для анализа сделаем ряд допущений: а) ограничим возможные изменения в отрасли только одним случаем – изменением количества фирм в отрасли, б) все фирмы имеют одинаковую структуру издержек, в) величина этих издержек постоянна. (график). Цель анализа – долгосрочное равновесие. Если предположить ситуацию, когда цены складываются на рынке и они больше чем минимальное значение средневаловых издержек, то в отрасли возникнет сверхприбыль и в нее устремляются капиталы из других отраслей. Следовательно предложение возросло, а цена упадет до первоначального уровня Р (т.е. до минимума АТС), обратная ситуация если цена на рынке меньше минимума АТС, механизм действует с точностью до наоборот, опять возвращая цены к уровню минимального значения АТС. Таким образом фирма находится в долгосрочном равновесии, если цена равна минимуму АТС.
Для отрасли. (График). Предположим, что рыночный спрос увеличился до Д1, а в этом случае уровень цен вырос до Р1. В рамках данной отрасли производство становится сверхприбыльным, т.к. новая цена будет больше минимума АТС, поэтому в отрасль будут устремляться капиталы из других отраслей. Следовательно предложение S возрастет до S1. Равновесие на рынке восстановлено, при этом увеличилось количество фирм в отрасли и вырос объем производства с Q0 до Q1.
Совершенная конкуренция и эффективность
Рассмотрим положение равновесия отдельной фирмы в долгосрочном периоде. Из предыдущих вопросов нам известно, что: 1) цена (предельный доход) устанавливается на уровне минимума АТС, 2) график предельных издержек пересекает график средневаловых издержек в их нижней точке. Таким образом в точке А пересекаются три графика MR, MC, ATC. (График). Т.е в точке А Р=МС и Р=минАТС и именно в этой точке экономика находится в совершенной конкуренции. Эти условия равенства имеют огромные значения: 1) в этой точке достигается производственная эффективность, т.е. все товары производятся менее дорогим способом т.к. Р=минАТС, 2) достигается эффективность распределения ресурсов в экономике между отраслями т.к. Р=МС

Тема 4: Несовершенная конкуренция: чистая монополия
Чистая монополия и ее характеристики
Полной противоположностью чистой конкуренции является чистая монополия. Рынком чистой монополии является рынок на котором функционирует только одна фирма, т.е. понятие фирмы совпадает с понятием отрасли. Сформулируем особенности рынка чистой монополии: 1) в рамках этой отрасли функционирует только одна фирма, 2) не существует близких по качеству заменителей этой продукции, 3) существуют значительные барьеры для вступления в отрасль. Вследствие вышеуказанного фирма может устанавливать цену на свою продукцию. Примером может служить коммунальное хозяйство. Существование незначительного количества монополий обуславливается значительными барьерами для вступления в отрасль: 1) экономические барьеры: фирма – отрасль в ЧМ, 2) Технологический барьер. Конкуренция невозможна или затруднительна, 3) Юридические барьеры – система патентования и лицензирования, 4) Частная собственность на некоторые виды ресурсов (алмазные рудники в ЮАР), 5) методы нечестной конкуренции: а) антиреклама, чтобы другие фирмы не стремились в отрасль, б) использование системы демпинговых цен. Фирму можно называть монополистом если она занимает всю отрасль, не имеет аналогов своей продукции и у отрасли, которую она занимает, существуют высокие барьеры.
Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии
Для определения оптимального объёма производства рассмотрим в качестве примера поведение на рынке фирмы чистого капиталиста: Оптимальный объём производства зависит от 2 фактов: А) от спроса на рынке на её продукцию; Б) от величины и структуры издержек производства.
Необходимо помнить, что ЧМ фактически представляет из себя отдельную отрасль, поэтому кривая спроса фирмы совпадает с кривой отраслевого спроса, а следовательно имеет стандартный нисходящий характер и характеризует обратную зависимость между ценой и объёмом спроса.
Следствие нисходящей кривой спроса:
1.Цена превышает предельный доход (Р QUOTE  ; нисходящая кривая спроса означает, что чистая монополия может увеличить свой объём продаж только назначая более низкую цену на дополнительную единицу продукции. Для монополиста сталкивающегося с убывающей кривой спроса предельный доход ниже значения цены, при всех кроме единичного объёмов производства. Это объясняется тем, что фирма может наращивать объём продаж только за счёт снижения цены, а снижение цены распространяется на все проданные товары.
2.Ценовая эластичность спроса и объёма производства: валовой доход показывает, что когда спрос на товар эластичен, то уменьшение цены будет увеличивать валовой доход и наоборот, если спрос на товар неэластичен то уменьшение цены приведёт к уменьшению валового дохода, поэтому максимизирующий прибыль монополист будет всегда избегать неэластичного отрезка кривой спроса в пользу некоторой комбинации цены и количества на эластичном отрезке.
Равновесие фирмы в краткосрочном периоде:
1) Максимизация прибыли: монополист будет производить каждую дополнительную единицу продукции до тех пор пока её реализация будет обеспечивать больший прирост валового дохода по сравнению с приростом валовых издержек. Фирма будет наращивать объём производства до тех пор пока не установиться равенство предельного дохода и предельных издержек.(ГРАФИК)
Вертикальный отрезок между кривой спроса, указывающей на цену товара и кривой средневаловых издержек даёт нам прибыль на ед.продукции. умножив её на объём производства получим совокупную прибыль, показанную на графике площадью заштрихованного прямоугольника. В промежутках от Qа до Qб TR QUOTE  TC, значит фирма получает прибыль. Оптимальный объём производства при котором прибыль фирмы максимальна находится как наибольшее вертикальное расстояние между TR QUOTE   TC.
2) Минимизация убытков: (МR QUOTE  МC, ГРАФИК) Кривая средневаловых издержек располагается выше кривой спроса при любом объёме производства, а значит фирма терпит убытки. Убыток на единицу продукции показан вертикальным отрезком между кривой средневаловых издержек и кривой спроса. Умножим убыток на ед.продукции на объём производства, получим совокупный убыток, показанный на графике площадью заштрихованного прямоугольника.
TR QUOTE  TC(ГРАФИК)на графике кривая валовых издержек располагается выше кривой валового дохода, при любом объёме производства, фирма терпит убытки, но она не закрывается, т.к. ТR QUOTE  VC. Наименьшее вертикальное расстояние между ТС и ТR. –убытки минимальны.
3)Случай закрытия фирмы: (график) фирма монополист будет выпускать продукцию до тех пор пока цена продаваемой продукции будет больше среднепеременных издержек (Р>AVC). Если же кривая спроса сдвинется влево настолько, что кривая AVC оказывается над ней при любом объеме производства фирме придется закрываться.
(график – TR-TC) фирме следует закрываться как только ее кривая TR окажется ниже кривой VC.

Экономические последствия чистой монополии. Ценовая дискриминация
Цены, объем производства и распределение ресурсов (1-е последствие).
Эффективное распределение ресурсов отражается в том, что производство в условиях совершенной конкуренции происходит до той точки, в которой Р=МС. Монополист сочтет выгодным продавать меньший объем производства по более высокой цене. (график). Монополист максимизирует прибыль при меньшем объеме производства QбРа, поэтому с т.з. общества результаты деятельности монополиста будут не очень выгодны.
Издержки (2-е последствие).
А) эффект масштаба – при данной технологии производства и следовательно издержках производства потребительский спрос может быть недостаточным чтобы поддерживать большее количество конкурирующих фирм, производящих такой объем производства который позволяет каждый из фирм использовать эффект масштаба. В таких случаях фирма должна быть монополистом.
Б) Х-неэффективность – имеет место когда фактические издержки фирмы для любого объема производства больше чем минимально возможные издержки. Х-неэффективность обусловлена разбуханием и бюрократизацией управленческого аппарата, ослабленным стимулом к инновациям и риску вообще.
В) Расходы, связанные с сохранением монополии – фирма может найти на большие расходы, чтобы получить или сохранить монопольную власть.
НТП (3-е последствие)
Выпускаемый объем продукции образует спрос и нет стимула для нововведений.
Распределение доходов (4-е последствие).
Монополия способствует неравномерному распределению доходов. Благодаря своей рыночной власти монополисты назначают более высокую цену, что и сделали бы конкурентные фирмы, следовательно получают более высокие прибыли.
Для монополии характерна ценовая дискриминация – например, более высокая цена выпускаемой продукции в некоторые дни.
Монополия: доводы «за» и «против»
Соотношение «монополия — конкуренция» — один из главных вопросов, стоящих перед экономической политикой государства в развитой рыночной экономике. В различные исторические периоды и в различных странах государство по-разному решало эту альтернативу. Характерный пример — конец ХIХ в. — первые десятилетия ХХ в. В государственной экономической политике США тогда господствовал выбор в пользу конкуренции; он сохранился и в дальнейшем, хотя и с серьезными модификациями. В других развитых странах в тот же период приоритет был отдан развитию таких легальных форм монополий, как картели и синдикаты.
Ряд обстоятельств говорит в защиту монополий. Развитие научно-технического прогресса (НТП) эффективно только в крупных фирмах. Крупное производство позволяет лучше использовать эффект масштаба и широко развертывать научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР). Все это при прочих равных условиях снижает себестоимость и повышает качество продукции. Стереотипы мышления начала ХХ в., будто монополия всегда стремится паразитировать на достигнутом, тормозить НТП, склонна к «загниванию и застою», сильно устарели. Современная монополия существует в условиях развитого рыночного хозяйства, которое постоянно таит угрозу конкуренции.
В то же время не лишены оснований и многие доводы против монополий. Конечно, монополисту «легче жить», чем производителю в условиях совершенной конкуренции. Монопольная власть над ценами таит опасность пойти по «легкому пути», поскольку всегда сохраняется определенный запас прочности. «Большой бизнес» неизбежно имеет тенденцию к бюрократизации, нарастанию Х-неэффективности.
Антимонопольное законодательство
Основой российского антимонопольного законодательства является ФЗ «О защите конкуренции». Закон содержит ограничения свободы предпринимательской деятельности и свободы договора для хозяйствующих субъектов, которые занимают доминирующее положение. Наличие последнего устанавливается на основе определения доли компании в общих продажах на рынке или определения совокупной доли, которую занимают на рынке несколько крупнейших (в смысле объема продаж) компаний.
Таким субъектам при некоторых исключениях запрещается:
1) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;
2) изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;
3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;
4) экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства;
5) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара;
6) экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;
    продолжение
--PAGE_BREAK--7) установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;
8) создание дискриминационных условий;
9) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;
10) нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Наряду с этим ФЗ «О защите конкуренции» вводит контроль за слияниями организаций, продажей и покупкой крупных пакетов акций компаний, а также запрет на согласование цен между хозяйствующими субъектами, раздел рынка и некоторые другие практики.
Естественные монополии. Теория легальных картелей
Естественные монополии – речь идет о фирме, положительный эффект масштабов производства так велик, что обеспечивает весь рынок со значительно более низкими издержками чем фирмы конкуренты (ЖКХ). Если естественная монополия возникла, у государства существует два варианта развития: 1) государственная собственность, а следовательно гос цены, 2) государственное регулирование естественных монополий с помощью предельно высокого уровня рентабельности или с помощью прямого ограничения цен. Целью такого регулирования является приемлемый уровень цен и возможность получать фирме минимальную нормальную прибыль. Такое регулирование создает определенные проблемы: 1) фактическое ценообразование идет по принципу «издержки+», 2) существует возможность манипулирования бухгалтерской отчетностью с целью показать на бумаге рост издержек, а следовательно рост прибыли, 3) очень часто, комиссии, которые определяют уровень цен, сами контролируются, 4) иногда к естественным монополиям относят те фирмы, которые таковыми не являются и государственное ценообразование приводит к росту цен по сравнению с ситуацией на конкурентном рынке, 5) реальная практика гос регулирования всех стран, показывает, что возможно появление легальных картелей. Гос регулирование выполняет раздел рынка, установление уровня цен, что фактически свойственно легальным картелям. (например ОПЕК). (график). В условиях совершенной конкуренции цена равна МС (Ра). Эта цена оптимальна с т.з. общества т.к. обеспечивает наиболее эффективное распределение ресурсов, но при такой цене у ряда производителей производство может оказаться убыточным. А так как у различных производителей различные уровни издержек, на практике ценообразование происходит по схеме MR=MC, и монополист выберет объем производства Qб и Рб. Тк Рб превышает АТС то монополист имеет значительную прибыль, которая приведет к переравенству доходов. Тк государство хочет уменьшить аппетит естественных монополий, оно устанавливает уровень цен одинаково для всех на уровне средневаловых издержек Рс. Хоть эта цена и ведет к снижению объема производства по сравнению с оптимальным Qc

Тема 5: Определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции
МК: её признаки и сферы распределения
ЧМ и ЧК-ция очень редко встречаются на практике, обычно присутствует некая их смесь с преимуществом одного или другого. Рассмотрим ситуацию, когда на рынке преобладает конкуренция с некоторыми элементами монополий, эта ситуация получила название монополистической конкуренции.(лёгкая, пищевая промышленность, сфера услуг- это примеры МК).
Особенности МК: 1.значительное число фирм, создают похожую но не одинаковую продукцию; а)одной фирме принадлежит небольшая доля рынка данного товара; б)контроль над ценами со стороны фирм ограничен; в)невозможность сговора производителей; г)нет жёсткой взаимосвязи между фирмами.
2.Существование дифференцируемой продукции, которая имеет следущие формы: а)качество продукта, которое может отличаться от аналогичного продукта по множеству параметров; б) услуги и различия связанные с продажей товара (например некоторые супермаркеты и их услуги); в)различия в размещении и доступности товара; г)различия, которые зачастую навязываются покупателю, например за счёт рекламы.
3.Лёгкость вступления в отрасль, т.к. масштабы фирмы обычно небольшие, то чаще всего нет финансовых проблем при вступлении в отрасль, нет и ограничений по спросу.
Определение цены и объёма производства в условиях МК
Краткосрочное равновесие и кривая спроса с которой сталкивается продавец в условиях МК явл-ся эластичной, до определённого предела. С одной стороны она более эластична чем в условиях ЧМ, т.к. продавец в условиях МК сталкивается с конкурентами производящими взаимозаменяемые товары, а с другой стороны кривая спроса у Мон-го конкурента не явл-ся абсолютно эластичной, как при совер-й конкуренции, т.к. в условиях МК конкурентов значительно меньше и их продукция представляет собой близкие.но не совершенные заменители. Т.к. рынок МК отн-ся к рынку несовер-й конкуренции, то многое в анализе будет напоминать чистую монополию, но есть и существенные различия: Кривая спроса более эластична, чем у фирмы монополиста. В краткосрочном периоде максимизирующая прибыль или минимизирующая убытки фирма будет выбирать такой объём произ-ва, при котором МR=MC. (ГРАФИК)
Фирма произ-т объём продукции Qа назначая цену Ра и получает экономическую прибыль. Прибыль на ед.продукции показана вертикальным отрезком между кривой спроса, указывающей на цену и кривой АТС. Совокупная прибыль опред-ся как произведение объёма продаж на цену, и на графике это площадь заштрихованного прямоугольника.
На рынке может возникнуть и менее благоприятная ситуация, когда фирма будет нести убытки и её задачей станет их минимизация.(ГРАФИК)
При Ра и Qа фирма несёт убытки. Убыток на ед. продукции показан вертикальным отрезком между кривой АТС и кривой спроса. Умножив его на объём произ-ва получим совокупные убытки, показанные Площадью заштрихованного прямоугольника.
Отсутствие эконом-й прибыли лишает стимула новые фирмы для вступления в эту отрасль. В действит-ти фирма может получать эконом-ю прибыль достаточно долгое время. С одной стороны это связано с дифференцируемой продукцией, т.к. некоторые виды товаров достаточно сложно воспроизвести, а с другой, барьеры для вступления в отрасль хоть и не большие но всё же есть.
ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД: на рынке МК эконом-е прибыли и убытки не могут сущ-ть долго, т.к. в долгос-м периоде терпящие убытки фирмы предпочли бы уйти из отрасли, а высокие эконом-е прибыли станут причиной вступления новых фирм в отрасль. Для фирм, действующих на рынке МК сущ-ет стремление к безъубыточности, т.е. к получению нормальной прибыли. Фирма находится в равновесии, когда МR=MC, а кривая спроса касается кривой средневаловых издержек в точке максимально приближенной к линии АТС, т.е. в т.А. (ГРАФИК)
По сравнению с СК, МК явл-ся менее эффективной, т.к.: 1.цена больше предельных издержек, (Р QUOTE  МС), т.е. не сущ-ет эффективного распределения ресурсов в экономике.
2.Р QUOTE  мин.АТС (средневал-х издержек).- это означает, что в условиях МК возникает не полная загрузка мощностей. Но эти потери для общества относит-но невелики, т.к. цены на рынке не могут быть сильно увеличены из-за сущ-ния конкуренции, эластичности спроса и дифференциации продукции.
Неценовая конкуренция и её виды. реклама и её соц.-эконом-я оценка
В долгосрочном периоде фирма в условиях МК может получать только нормальную прибыль, а если она хочет получать и эконом-ю прибыль, то основной путь здесь дифференциация продукции, а основной резерв неценовая конкуренция, т.к. возможности ценовой конкуренции ограничены. Здесь сущ-ет несколько осн-х методов: 1.)Диффер-ция продукции в данный момент времени, т.е. появление значительного кол-ва типов, видов и т.д. в ценах одного и того же товара, но эта дифферен-я должна иметь опред-ую границу, чтобы потребитель не запутался и вообще не отказался от покупки.
2)Улучшение товара, с течением времени.как следствие сущ-ния развитой системы конкуренции. хотя эти улучшения часто явл-ся мнимыми или чисто внешними.
3) Реклама: целью рекламы явл-ся увеличение доли фирмы на рынке какого либо товара. Расходы на рекламу огромны, при этом не вырабатывается единой точки зрения, полож-й или отриц-й результат она приносит.

Тема 6: Олигаполия
Олигаполия. её основные признаки
Другим промежуточным типом рынка кроме МК явл-ся рынок олигополии, т.е. рынок, на котором действует несколько крупных фирм. Её осн-ная черта – немногочисленность фирм, хотя их точного количественного опред-ния не сущ-ет. Продукция может производится, как стандартизированная, н-р металлы, так и дифференцируемая, н-р автомобили.
Второй характерной чертой олигополии явл-ся высокие барьеры для вступления в отрасль. Они связаны с экономией на масштабе произ-ва, н-р с положительным эффектом масштаба произ-ва: т.е. если чисто технологически выгодно производство в 500 ед., а ёмкость сущ-го рынка равна 2000 ед, то следовательно, что в данной отрасли сущ-ют 4 фирмы.
Эффективность масштаба важная, но не единственная причина. К другим относятся;
А) патентная монополия – н-р в наукоёмких отраслях, контрол-х фирмами типа кодак, ксерокс и т.д… на протяжении всего срока действия патента фирма надёжно защищена от конкуренции.
Б) контроль над редкими источниками сырья;
В)огромные расходы на рекламу; третьей характерной чертой олигаполии явл-ся всеобщая зависимость фирм. Каждая фирма при формировании своей экономич-й политики вынуждена принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов.
Определение цены и объёма произ-ва в условиях олигополии
Обычно выделяют 4 осн-е модели ценообразования в условиях олигаполии: 1. Ломаная кривая спроса; 2. Тайное соглашение о ценообразовании; 3. Лидерство в ценах; 4. Издержки «+».
1) ломаная кривая спроса: предположим, что в отрасли сущ-ет олигополия со след-ми параметрами: наличие 3 фирм, у каждой примерно 1/3 рынка, не сущ-ет тайного договора о ценообразовании.
Первая фирма А имеет цену продукции Р и объём произ-ва Q, возникает вопрос, как будет выглядеть кривая спроса на товар для этой фирмы. Ответ на него будет зависеть от поведения конкурентов, и их реакции на изменение цены у фирмы А.
Сущ-ет 2 варианта: а)выравнивание цены; б) игнорирование цены.
А) выравнивание цены: если другие две фирмы будут следовать в своей политике поведению фирмы А, то фактически такая модель рынка представляет рынок чистоу монополии, т.е. фактически они сольются в 1 фирму и кривые спроса и пред.дохода будут не эластичными. (ГРАФИК)
Б) вариант игнорирования цены: если остальные 2 фирмы игнорируют изменения в политике фирмы А, то это скажется на кривых спроса и пред.дохода фирмы А. они станут более эластичными, т.к у неё появятся конкуренты. (ГРАФИК)
Опыт показывает, что при снижении цены у фирмы А остальные выравнивают свои цены, а при увеличении – игнорируют, чтобы переманить покупателей. (ГРАФИК)
Если фирма А повышает цены, то конкуренты будут её игнорировать, и фирма А будет использ-ть эластичный отрезок кривой спроса Д2А, если будет снижать цены ниже Ра, то другие будут следовать за ней, след-но отрезок кривой спроса будет неэластичным и представлен АД1. В результате мы имеем ЛОМАНУЮ КРИВУЮ СПРОСА – Д2- А- Д1.
Кривая пред.дохода так же явл-ся ломаной, причём разорванной – Д2В – и – СМR1. Д, Б- эластичный отрезок, СМЭР1- неэластичный.
Эта модель объясняет относ-ю негибкость цен при олигополии.в пределах.любое повышение цен ухудшает ситуацию, т.к. возникает опасность захвата рынка конкурентами, а понижение цены может так же не привести к росту объёма продаж. Т.к. конкуренты тоже снизят цены. К тому же возникает опасность демпенговой войны.
Предположим, модель не позволяет опред-ь первонач-й уровень цен, на практике это чаще всего происходит методом проб и ошибок.
2)ТАЙНОЕ СОГЛАШЕНИЕ о ценообразовании:
Недостатки ломаной кривой спроса очевидны,(появл-е новых фирм в отрасли, демпенговая война и т.д.) поэтому возникает стремление договориться между фирмами об уровне цен и доле рынка. Договор может быть явным или виде молчаливого соглашения. Рассмотрим 3 фирмы и допустим, что: они произ-т однородную продукцию, имеют примерно одинаковые уровни издержек и фирмы Б и В будут след-ть за фирмой А в своей политике(т.е кривые спроса и пред.дохода будут не эластичными). Это похоже на чистую монополию. Но фирмы здесь могут перестать выполнять условия договора и следствием будет ценовая война.
Для сущ-ния такого договора сущ-ют опред-ные препятствия:
-кол-во фирм в отрасли. Чем их больше. Тем сложнее договориться;
— всегда есть соблазн снизить цену и обмануть других участников;
— возможность вступления новых фирм в отрасль;
В таких условиях участники начинают действовать сами за себя:
— сущ-ние антимонопольного законодательства, которое запрещает тайный сговор;
— возможность в различии уровня издержек и спросе на их продукцию;
-кризис в экономике может привести к снижению цен участниками для борьбы за покупателей.
3.ЛИДЕРСТВО В ЦЕНАХ: эта модель основана на координации поведения участников без тайного сговора. Обычно цену диктует крупная фирма, а другие следуют за ней. Лидер обычно действует след-м образои:
А)изменение цен происходит редко, т.к. это рискованно.
Б) о предстоящем изменении цен сообщается заранее;
В) устанавл-я цена, чаще всего не максимальна, т.к. это затрудняет вход в отрасль.
4)ИЗДЕРЖКИ «+»
Другое название: издержки + определ-я накидка. Которая рассчитывается так, берутся издержки на ед. продукции и к ним прибавляется опред-я накидка (фактически прибыль). Именно это и будет ценой на ед. продукции. При использовании этого метода необходимо помнить следующее:
-средние издержки меняются в зависимости от объёма произ-ва;
— надбавка представляет собой некий %, или желанную прибыль и учётом конкуренции и спроса.
— этот приём часто используют фирмы, производящие значит-е кол-во продукции и им трудно опред-ть издержки на ед. продукции.
Использование этого метода не исключает существования в отрасли тайного сговора или лидерства в ценах. И т.к. возможности ценовой конкуренции здесь ограничены. То главный упор делается на методы неценовой конкуренции и в первую очередь на рекламу.
(3) Олигополия и эконом-я эффективность.(6.3)
Для конкурентной фирмы сигналами служат изменение цен готовой продукции и цен ресурсов. Повышение цен готовой продукции свидетельствует о том, что спрос возрос и следует увеличивать количество выпускаемой продукции.
Понижение цен действует в обратном направлении. Повышение цен на ресурсы приводит к увеличению издержек производства и в конечном счете к снижению предложения товара.
Фирма-олигополист также реагирует на колебания цен на экономические ресурсы. Однако об изменении спроса на готовую продукцию она судит по изменениям продаж при временно фиксированной — “администрируемой” цене. Это означает, что фирмы-олигополисты, назначив цены, не меняют их каждый раз, когда происходит изменение спроса. Изменения спроса проявляются прежде всего в колебании объема продаж этих фирм. Разумеется, фирмы-олигополисты время от времени меняют цены, но это происходит через большие промежутки времени и на достаточно большую величину.
Различие сигналов не мешает фирмам-участникам олигополии гибко реагировать на потребности рынка. Так, повышение цен на ресурсы приводит к увеличению издержек производства (сдвигу вправо кривой издержек) и вынуждает олигополиста поднять цены и уменьшить объем производства.
Повышение спроса на готовую продукцию приводит к росту продаж. Это заставляет фирму расширить производство и, соответственно, увеличить объем экономических ресурсов, необходимых для производства данного товара.
По мнению экономистов, при перераспределении экономических ресурсов рыночная система в условиях олигополии действует практически столь же гибко, как и при совершенной конкуренции.
Однако олигополия все же лучше, чем монополия. Суть олигополии — в сплаве координации и конкуренции. Так, даже в случае совместной максимизации прибыли всегда возникает вопрос о долях рынка: как будет распределен между конкурентами объем продаж, обеспечивающий максимальную прибыль? Конкуренция заставляет отдельных участников олигополии явно или скрыто нарушать соглашения, практиковать тайные скидки, позволяющие увеличить объем продаж.
В результате монопольный уровень прибыли не достигается.
Существует и другая причина, по которой фирмы-участники олигополии не получают монопольной прибыли. Это связано с теми издержками, которые они несут, вступая в неценовую конкуренцию со своими соперниками за долю рынка.
Например, издержки на рекламу будут заметно снижать отраслевую прибыль, хотя, конечно, данное соображение является слабым утешением для потребителей.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.