--PAGE_BREAK--
Принципы функционирования рыночной экономики.
Рынок – одно из важнейших достижений человеческой цивилизации. Его зачатки относятся к древности. С развитием товарных отношений изменилось и само содержания понятия “рынок”. (это одна из причин существования множества определений рынка.)
Первоначально рынок рассматривался как место розничной торговли, рыночная площадь. Объясняется это тем, что рынок появился ещё в период первобытного общества, когда обмен только становился более или менее регулярным, лишь приобретал форму товарного обмена, который осуществлялся в определённом месте и в определённое время. С развитием ремесла и городов торговля, рыночные отношения расширяются, за рынками закрепляются определённые места. Такое понимание рынка сохранилось и до наших дней как одно из значений слова.
С дальнейшим развитием товарного обмена, появлением денег, товарно-денежных отношений возникает возможность разрыва купли-продажи во времени и пространстве. И характеристика рынка только как места торговли уже не отражает реальность, ибо формируется новая структура общественного производства – сфера общения. Она характеризуется обособлением материальных и трудовых ресурсов, затрат труда с целью выполнения определённых специфических для обращения функций. В результате возникает новое понимание рынка как формы товарно-денежного обмена (обращения). Сегодня можно выделить ещё одно понимание рынка – как общественной формы организации и функционирования экономики, при которой обеспечивается взаимодействие производства и потребления без посреднических институтов, регулирующих деятельность производства и потребителей, прямое и обратное воздействие на производство и потребление.
То, что рынок включает не только отношения по купле-продаже, но и социально-экономические отношения (собственности, производства, распределения, потребления…), а также организационно-экономические отношения (различные конкретные формы организации рынка и т.д.), даёт основание рассматривать рынок в функционирующей экономической системе как самостоятельную подсистему.
Суть рыночных отношений сводится к возмещению затрат продавцов (товаропроизводителей и торговцев) и получению ими прибыли, а также удовлетворению платёжеспособного спроса покупателей на основе свободного, взаимного соглашения, возмездности, эквивалентности и конкурентности. Именно это и составляет родовые, сущностные черты рынка. Материальную основу рыночных отношений составляет движение товара и денег. Но так как рынок функционирует в определённой экономической системе и, развиваясь, превращается в самостоятельную подсистему, то это не может не обусловить специфику форм его проявления (различный удельный вес рыночных отношений во всей экономической системе, различная организация рынка, различные формы, методы и размеры регулирования рынка и т.д.). наличие специфических черт у рынка (ассортимент товаров, организация рынка, традиций и т.д.) позволяет различать рынки по географической принадлежности.
Сущность рынка находит своё выражение в главных его экономических функциях, выражающих основное назначение данной категории и отражающих её сущность.
Функции:
Интегрирующая функция – состоит в соединении сферы производства (производителей), сфера потребления (потребителей), а также торговцев посредников и включении их в общий процесс активного обмена продуктами труда и услугами. Без рынка производство не может служить потребителю, а потребитель не сможет удовлетворить свои потребности.
Регулирующая функция – предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, сбалансированность спроса и предложения по цене, объёму и структуре, пропорциональности в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики.
Рынок даёт ответы на вопросы: «что производить?», «как производить?» и «для кого производить?».
Стимулирующая функция – состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции, созданию необходимых товаров с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли; стимулировании научно-технического прогресса и на его основе – интенсификации производства, a эффективности функционирования всей экономики.
Ценообразующая функция – это установление ценностных эквивалентов для обмена продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство с общественным эталоном, т.е. соизмеряет затраты и результаты, выявляя ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и его полезности.
Контролирующая функция рынка выполняет роль главного контролера конечных результатов производства. На рынке выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствует не только количество, но и качество товаров и услуг.
Посредническая функция обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда. Без рынка невозможно определить, насколько взаимовыгодна та или иная экономическая и технологическая связь между участниками общественного производства. Потребитель имеет возможность выбора оптимального продавца-поставщика, а продавец – наиболее подходящего покупателя.
Информационная функция даёт участникам рынка через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит объективную информацию о спросе и о предложении товаров и услуг на рынке. Современный рынок собирает и обрабатывает огромные объёмы информации и выдаёт обобщённые данные о состоянии и условиях реализации товаров и услуг.
Функция экономичности – предполагает сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на покупку товаров) и соразмерности спроса населения с заработной платой.
Функция реализации интересов рыночных субъектов обеспечивает взаимосвязь интересов продавцов и покупателей. Экономический интерес продавцов состоит в получении большого дохода, а покупателя – в удовлетворении потребности с наименьшими затратами. Соединение этих интересов предполагает обмен нужными друг другу полезностями и эквивалентность рыночной сделки.
Из сущности рынка и его функций логически вытекает и его роль в общественном производстве, которая сводится к следующему:
1) выдавать сигнал производству с помощью обратных «первичных» связей: что, вкаком объёме и какой структуре следует производить;
2) уравновешивать спрос и предложение, обеспечивать сбалансированность экономики;
3) дифференцировать товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса;
4) «санитарная» роль рынка (сводится к вымыванию неконкурентоспособных предприятий и свёртыванию устаревших производств).
Принимая во внимание, что рынок есть определённый способ функционирования хозяйственной жизни, определённое её динамическое состояние, необходимо признать, что в этом случае экономике должен быть свойствен ряд признаков (принципов), позволяющих характеризовать её как рыночную.
Такими принципами являются:
1) наличие в экономике разнообразных форм собственности (полиморфизм собственности) и многообразных форм хозяйствования. А также свободной конкуренции между ними, свобода участия всех хозяйственников в конкуренции и выхода из неё, достаточное количество производителей, не менее 15-20 производителей однотипной продукции;
2) обеспечение свободы хозяйственной деятельности, свобода выбора партнёров по хозяйственным связям, самостоятельность, независимость и ответственность за хозяйственные решения рыночных субъектов, их способность самостоятельно заключать контракты, договоры, размещать и принимать заказы; способность свободно распоряжаться частью своих доходов; отсутствие жёсткого административного товарного распределения; т.е. свободная купля-продажа;
3) формирование механизма свободного ценообразования, право рыночных субъектов самим устанавливать цены. Это не жёсткое условие, ибо классический рынок сам создаёт извне «невидимой рукой» цену покупателям и продавцам. Наличие союзов производителей и потребителей как своеобразная реакция на цены, которая не устраняет рынок;
4) свободное маневрирование ресурсами, их наличие, обеспечивающее мобильность в использовании факторов производства для его развития; возможность изменить условия производства, его технологию, свободное перемещение любых капиталов в любую сферу приложения; недогрузка – это обязательное условие для функционирования нормальной рыночной экономики;
5) полнота и доступ к информации о состоянии рынка всех хозяйственников;
6) наличие рыночной инфраструктуры, т.е. комплекса отраслей, систем, служб и предприятий, обслуживающих рынок;
7) сохранение значительного нерыночного сектора экономики наряду с распространением рыночных отношений;
8) последовательная интеграция национальной экономики в систему мировых хозяйственных связей;
9) обеспечение со стороны государства социальных гарантий, предоставление всем равных возможностей в «зарабатывании средств» и поддержка нетрудоспособных и социально уязвимых членов общества.
Рыночный механизм.
Рыночный механизм – это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: предложения, спроса, цены и конкуренции.
Особенность рыночного механизма состоит в том, что каждый его элемент теснейшим образом связан с ценой, которая служит основным инструментом, воздействующим на спрос, предложение и конкуренцию. Например, спрос находится в обратной зависимости от цены: с повышением цены товара спрос на него, как правило, сокращается, и наоборот.
1. Конкуренция
Конкуренция – это соперничество между участниками рыночной экономики за наиболее выгодные условия производства, купли и продажи товара.
Конкурентная борьба за экономическое процветание и выживание есть экономический закон рыночного хозяйства.
Сущность конкуренции проявляется в её функциях:
1) обеспечение нацеленности производителя на запросы потребителя, без чего нельзя получить прибыль;
2) стимулирование роста эффективности производства, обеспечивающее «выживание» производителей;
3) дифференциация товаропроизводителей (одни выигрывают, другие остаются при своём, третьи разоряются);
4) давление на производство, распределение ресурсов между отраслями народного хозяйства в соответствии со спросом и нормой прибыли;
5) ликвидация неконкурентоспособных предприятий
6) стимулирование снижения цен и повышения качества товаров.
7) Рыночная конкуренция имеет определённые преимущества и недостатки.
Преимущества:
Способствует более эффективному использованию ресурсов при производстве необходимых обществу товаров; вызывает необходимость гибко реагировать и адаптироваться к изменяющимся условиям; обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей; нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей и на повышение качества товаров и услуг.
Недостатки:
Не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов; отрицательно сказывается на защите окружающей среды; не обеспечивает развитие производства товаров и услуг коллективного пользования; не создаёт условия для развития фундаментальной науки, системы общего образования, многих элементов городского хозяйства; не гарантирует право на труд, доход, отдых; не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных.
На рынке встречаются различные ситуации среди производителей:
1) конкуренция
2) монополия ( монополия – предприятие или объединение предприятий, устанавливающих и использующих господство в одной или нескольких отраслях в целях повышения цен и получения монопольно высокой прибыли.
Конкуренция и монополия являются неотъемлемой чертой рыночных отношений.
2. Спрос.
Главное свойство рыночной экономики заключается в том, что её основным координирующим механизмом служит рыночная система, или системе ценообразования. Решения, принимаемые покупателями и продавцами, реализуются через систему рынков. Поэтому обычно рынок трактуют как механизм осуществления контактов между покупателями (предъявителями спроса) и продавцами (поставщиками товаров).
В более широком понимании рынок определяется как совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализация товаров.
Рыночная система является многосложной системой связей, посредством которой бесчисленные индивидуальные, свободно выбранные решения учитываются, суммируются и взаимно уравновешиваются. Через эти системы связей обычно выносит свои решения о том что экономика должна производить, как эффективно организовать производство и как следует распределять плоды труда. Рыночная система служит не только механизмом, посредством которого общество выносит решения относительно того, как распределять свои ресурсы и производимую из них продукцию, но именно с её помощью её решения осуществляются на деле.
Спрос отражает количество товара, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных цен в течение определённого времени.
Как следует из определения, спрос обычно рассматривают с позиции выгодности цены; иначе говоря, мы считаем, что спрос показывает количество продукта, которое потребители будут покупать по разным возможным ценам.
Коренное свойство спроса заключается в том, что при неизменности всех прочих параметров (условий) снижение цены ведёт к соответствующему уменьшению величины спроса. И напротив, повышение цены ведёт к соответствующему уменьшению величины спроса. То есть, существует обратная связь между ценой и величиной спроса.
Существует некоторое количество факторов, которые влияют на покупки:
1) цена
2) вкусы, или предпочтения, потребителей
3) число потребителей на рынке
4) денежные доходы потребителей
5) цены на взаимосвязанные товары
6) потребительские ожидания относительно будущих цен и их собственных доходов.
Потребителей интересует не товар вообще, а товар по приемлемой цене. Исходя из этого следует говорить не об абсолютном спросе, а о платёжеспособном спросе. Платёжеспособный спрос характеризует не только желание, но и возможность купить товар.
3. Предложение.
продолжение
--PAGE_BREAK--Предложение выражает количество продукта, которое производитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по некоторой цене из возможных цен в течение определённого периода времени.
Цена, с точки зрения потребителя, выступает в качестве сдерживающего фактора. Препятствие в виде высокой цены означает, что потребитель будет покупать по этой цене относительно небольшое количество продукта; чем ниже цена, тем больше потребитель станет покупать. С другой стороны, поставщик продукта выступает в роли получатель денег за свой товар. Для него цена представляет собой выручку за каждую единицу продукта, а поэтому она служит стимулом к тому, чтобы производить и предлагать свой продукт к продаже на рынке.
При производстве продукции на каком-то этапе происходит увеличение затрат на производство единицы товара. Затраты обычно возмещаются при продаже товара, если цена больше или равна затратам, выраженным в денежной форме. Для покрытия возросших затрат необходимо повысить цену на производимый товар. Но почему возрастают издержки? Они возрастают потому, что невозможно увеличить за короткое время определённые ресурсы, требуемые для производства товара, прежде всего здания, сооружения, оборудование поэтому по мере того, как предприятие наращивает количество таких ресурсов, как рабочая сила, сырьё, которые можно быстро увеличить, здания и оборудование в какой-то момент становятся перегруженными, в результате чего затраты на производство каждой последующей единицы товара возрастают. Для производства этих требующих больших затрат единиц продукта производители должны получить более высокую цену. Таким образом, между ценой и величиной предложения существует прямая связь.
Факторы, которые влияют на предложение:
1) цена
2) цены на ресурсы
3) технология производства
4) налоги и дотации
5) цены на другие товары
6) ожидания изменения цен
7) число продавцов на рынке.
Различие между изменением в предложении и изменением величины предложения такое же, как различие между изменением в спросе и изменением величины спроса. Причиной изменения предложения служит изменение одного или более неценовых факторов предложения.
Рынок находится в равновесии, когда величина спроса равна величине предложения.
Равновесие называется устойчивым, если отклонения от него сопровождаются возвращением к первоначальному состоянию.
Изменение рыночного равновесия в зависимости от характера спроса и характера предложения позволяет установить четыре правила спроса и предложения:
1) увеличение спроса вызывает рост равновесной цены и равновесного количества товара;
2) уменьшение спроса приводит к падению равновесной цены и равновесного количества товара;
3) рост предложения товара влечёт за собой уменьшение равновесной цены и равновесного количества товара;
4) сокращение предложения ведёт к увеличению равновесной цены и уменьшению равновесного количества товара.
Равновесие – закон каждого конкурентного рынка. Благодаря равновесию на каждом товарном рынке поддерживается равновесие экономической системы в целом. Механизм рыночного равновесия цен – это механизм приближения к совершенству, которое полностью никогда не достигается.
Инфраструктура рынка: основные элементы.
Инфраструктура – это обязательный компонент любой целостной экономической системы и подсистемы.
Применительно к рынку как самостоятельной подсистеме инфраструктура – это совокупность организационно-правовых форм, опосредствующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определённые функции по обеспечению нормального режима его функционирования.
Основными элементами инфраструктуры современного рынка являются:
1) биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их организационно оформленное посредничество;
2) аукционы, ярмарки и другие формы организационного небиржевого посредничества;
3) кредитная система и коммерческие банки;
4) эмиссионная система и эмиссионные банки;
5) система регулирования занятости населения и центры государственного и негосударственного содействия занятости (биржи труда);
6) информационные технологии и средства деловой коммуникации;
7) налоговая система и налоговая инспекция;
8) система страхования коммерческого хозяйственного риска и страховые компании;
9) специальные рекламные агентства, информационные центры и агентства средств массовой информации;
10) торговые палаты, другие общественные, добровольные и государственные объединения (ассоциации) деловых кругов;
11) таможенная система;
12) профсоюзы работающих по найму;
13) коммерческо-выставочные комплексы;
14) система высшего и среднего экономического образования;
15) аудиторские компании;
16) консультативные (консалтинговые) компании;
17) общественные и государственные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности;
18) специальные зоны свободного предпринимательства.
Классическая инфраструктура рынка включает товарные биржи, фондовые биржи и биржи труда.
Биржа – это организованная форма оптовой торговли массовыми стандартными товарами или систематических операций по купле-продаже валюты, рабочей силы и ценных бумаг.
Биржа предназначена для всесторонней организации рынка. Биржевая торговля позволяет продавцам и покупателям определённого товара легче найти друг друга, чем при поиске наугад.
Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, её элементы не навязаны субъектам извне, а порождены самими рыночными отношениями.
Функции инфраструктуры следующие:
1) облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов;
2) повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности;
3) организационное оформление рыночных отношений;
4) облегчение форм юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики.
Рынок и государство.
Общество нуждается в воспроизводстве всех условий его жизни – материальных и духовных; рынок же не заинтересован в расширенном воспроизводстве духовных условий развития общества. Более того, он не только не в состоянии способствовать разрешению многих проблем жизнедеятельности общества, но и способен многократно их усугубить.
Во-первых, рынок не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов. Те ископаемые ресурсы, что создавались природой в течение сотен тысяч или даже миллионов лет, рыночная среда в состоянии реализовать в самое ближайшее время, подвергая жизни грядущих поколений лишениям и опасности, необходимости решать проблемы будущего, но уже в экстремальных ситуациях.
Во-вторых, рынок не имеет механизмов эффективной экономической защиты окружающей среды от её разрушения и загрязнения производственной, бытовой и сельскохозяйственной деятельностью. Стараясь сохранить среду обитания своих территорий, развитые промышленные страны активно (и часто противозаконно) вывозят ядовитые и канцерогенные отходы своих производств в страны Азии и Африки, а за последнее время и на территорию стран СНГ, пользуясь бесконтрольностью и слабым законодательством. Даже в промышленно развитых странах при жестоком законодательстве требуются большие условия общественного мнения для обуздания попыток фирм-загрязнителей бесконтрольно сбрасывать отходы своих производств. Создание экологически чистых производств – занятие в высшей степени дорогостоящее. Западные страны идут на это, занимаясь в то же время экспортом не только своих недоброкачественных товаров, но и экологически чистых технологий. Этот экспорт приобрёл уже угрожающие масштабы.
Рынок не может эффективно регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству,- это третий неизбежный вывод из практики развития мировой экономики. К таким ресурсам относятся рыбные богатства, тропические леса, образующие “лёгкие” нашей планеты, основной продуцент кислорода на планете.
В-четвёртых, рынок не заинтересован в проведении глубоких исследований потенциальной опасности внедряемых технологий, материалов, товаров.
В-пятых, рынок не создаёт стимулов для развития системы жизнеобеспечения – здравоохранения, просвещения, коммунального хозяйства, общественного транспорта и т.д.
В-шестых, рынок не гарантирует реализацию права на труд, доход, на все виды и формы социальной защиты. Можно утверждать, что рынок и социальная защита населения и отдельного человека – это антиподы. Рыночная система воспроизводит в увеличивающейся степени социальное неравенство. Именно поэтому рыночные отношения должны быть подвержены действию строгих регуляторов общества.
В-седьмых, рынок не заинтересован непосредственно в развитии фундаментальных исследований в науке. Если он ещё как-то проявляет активность в поисковых фундаментальных исследованиях в тех областях, которые связаны с новыми направлениями создания перспективных и наукоёмких товаров, то в других областях фундаментальные исследования должно поддерживать государство.
В-восьмых, рынок ориентирован не на производство социально необходимых товаров, а на удовлетворение спроса той массы населения, которая имеет деньги.
В-девятых, рынок подвержен влиянию нестабильных процессов развития экономики, причём нестабильность и издержки рынок, естественно, перекладывает на потребителей, отчего страдают малоимущие и социально не защищённые слои населения.
Решать не только перечисленные, но и ряд других проблем должно государство. Осуществляя развитие рынка, государство должно синхронно осуществлять и социальную защиту населения от действий рыночной стихии. Однако этого не происходит по ряду причин. Одна из низ заключается в том, что представители рыночных структур стремятся через властные структуры проводить законы, поддерживающие деятельность товаропроизводителей и собственников, и одновременно тормозить законы и решения, направленные на социальную защиту населения и повышение ответственности товаропроизводителей и собственников. В результате на государственном уровне не только воспроизводится, но и усиливается масштаб диспропорций между рынком и социальной защитой. Поляризация сил возрастает, что не может не приводить к социальным столкновениям и конфликтам.
Рынок и социальная защита не могут развиваться как два отдельных, самостоятельных направления развития общества. Развитие рынка должно включать аспекты социальной защиты, а социальная защита должна ориентироваться на реальные возможности, избегая явных актов чисто потребительского поведения. Регулировщиком должно выступать государство.
Рынок как объект комплексного и системного исследования.
Рынок всегда должен рассматриваться как системная сфера деятельности фирмы, которая характеризуется сложными и взаимосвязанными процессами. Обычно для своей практической деятельности фирма занимается конкретным исследованием рынков, на которые она уже либо вышла и стремится закрепиться, либо собирается выходить и осторожно исследует возможности и опасности, либо собирается организованно покинуть тот или иной рынок.
При анализе рынка фирма обязана учитывать конкретные особенности, например, такие, как:
— национальные, региональные рынки (например, Франция, Юг Франции);
— рынки определённых товаров или услуг (горнолыжное снаряжение, туризм, путешествия и т.д.)
— рынки с нестабильной конъюнктурой;
— рынки с повышенной долей финансового риска;
— рынки с наибольшей стабильностью прибыли и т.д.
При анализе рынков наибольший интерес представляют следующие факторы:
— определение ёмкости рынка, то есть возможных объёмов продаж того или иного товара, в зависимости от общей экономической конъюнктуры и складывающихся политических условий;
— конъюнктурные и прогнозные исследования сбыта;
— исследование поведения покупателей (отношение к товару, фирме-производителю, методы и способы покупки и т.д.)
— изучение практики деятельности конкурентов;
— исследование возможной реакции (например, конкурентов или правительства) на появление на рынке той или иной страны нового товара.
Не исключено, например, что конкуренты могут добиться от правительства определённых протекционистских мер по защите своего внутреннего рынка от внешних конкурент, потребуют повысить таможенные пошлины и многое другое.
Для определения реакции рынка часто практикуются товарные интервенции – неожиданный выброс партии товаров, особенно с новыми потребительскими свойствами. Затем системно изучается поведение покупателей, конкурентов, правительства. При общем положительном итоге фирма может увеличить масштабы вторжения на рынки, корректируя свои действия.
Рыночные исследования обычно осуществляются комплексно, всем персоналом фирмы, ещё задолго до выхода товаров на рынок. Постепенно набирается статистический материал о ёмкости рынка, динамические изменения его показателей. Считается наиболее приемлемым иметь ежемесячные показатели, по которым строятся динамические ряды и проводится систематический анализ.
Системность исследования рынков означает необходимость изучения их как больших систем, которые могут быть разбиты (подвергнуты декомпозиции) на составляющие подсистемы, вплоть до элементарных. Например, рынок товаров отдыха на территории Франции может быть представлен как система рынков отдельных регионов (Su Франции, Север Франции, Приальпийская зона и т.д.), рынков субрегионов, рынков курортных мест, рынков социальных групп.
Комплексность изучения рынка означает, что должны быть приняты во внимание все качественные особенности рынка на каждом из уровней разложения. Это, например, может проявиться в ассортименте товаров, ассортиментных группах, отдельных товарах.
Только в тех случаях, когда системность исследования рынка дополняется комплексностью, могут быть получены серьёзные положительные результаты.
продолжение
--PAGE_BREAK--