--PAGE_BREAK--Страна
1992г.
1995г.
1999г.
2000г.
Азербайджан.
77,4
882
107.4
111,4
Армения.
58,2
106,9
103,3
106.0
Белоруссия.
90,4
89,6
103,4
106.0
Грузия.
55,1
102,6
103,0
101,9
Казахстан.
94,7
91,8
102,7
109.6
Кыргызстан.
86,1
94,6
103,7
105.0
Молдова.
98,6
96,6
101.9
Россия.
85,5
95,9
103.5
107,7
Таджикистан. …
87,6
103,7
108,3
Узбекистан. …
88,9
99,1
104,4
104,5
Украина. …
90,1
87,8
99,6
106,0
В среднем по Содружеству.
86,1
94,7
103,2
107,5
Развитие экономики и внешней торговли
В 1991 г. все государства СНГ начали экономические реформы, которые характеризуются как общими (либерализацияцен и внешнеэкономической деятельности, стремление к конвертируемости национальных валют, приватизация Государственной собственности), так и специфическими (преодоление внешней зависимостив сырьевой, продовольственной, военной и других областях) мерами.
____________________________________________________-
5. Содружество Независимых Государств. 2000 г Статежегодник Статкомитет СНГ – М., 2001 С. 13
К позитивным итогам постсоветской эволюции стран Содружества можно отнести достижение относительной стабилизации курсов национальных валют. Практически все государства пережили период высокой инфляции; сегодня лишь в Белоруссии этот показатель (индекс потребительских цен) превышает40%. Начальный этап реформ завершился формированием основных рыночных институтов. В рассматриваемых постсоветских государствах складывается новая законодательная база, заработали (пусть далеко не в полную силу) фондовые рынки. Проведена определенная работа по созданию национальных валютных рынков, основой которых являются межбанковский и биржевой рынки. В результате достигнута внутренняя конвертируемость национальных валют, хотя пока по преимуществу формальная6. Курсы ограниченно конвертируемых валют стран СНГ формируются на внутреннем валютном рынке главным образом на основе спроса и предложения.
Эти позитивные тенденции, безусловно, закладывают предпосылки для активизации сотрудничества в валютно-финансовой сфере и преодоления сохраняющейся разобщенности валютных и фондовых рынков России и ее постсоветских партнеров. Создаются условия для согласования движения капиталов между странами (отсутствие соответствующих норм затрудняет трансграничное инвестирование российских компаний), а также для взаимной увязки валютных механизмов в рамках региональных группировок стран СНГ.
Происходят серьезные преобразования форм собственности, идет становление частного сектора. В последнее время прежние аутсайдеры в области приватизации крупной промышленности — Украина и Белоруссия — приняли принципиальные политические решения, касающиеся активизации этого процесса и вовлечения в него иностранных инвесторов, в том числе из России и других государств СНГ. Украина в 2001—2002 гг. интенсивно продавала контрольные пакеты акций своих крупнейших предприятий базовых отраслей (энергетики, цветной металлургии, нефтепереработки и машиностроения), привлекая в качестве покупателей и российских стратегических инвесторов7. Белоруссия в 2002 г. начала акционирование предприятий базовых отраслей, в первую очередь нефтеперерабатывающих, заявив о перспективе продажи части государственных пакетов акций в обмен на инвестиции в модернизацию отрасли8
__________________________________________________________
6.Семь из двенадцати стран СНГ (Россия, Украина, Армения. Молдавия, Казахстан, Киргизия иБелоруссия) уже присоединились к статье VIII Устава МВФ о применении обратимости национальных валют по текущим операциям. В настоящее время вводит обратимость своей валюты и Узбекистан.
.
В ходе проводимых рыночных реформ расширяются возможности допуска иностранных инвесторов в промышленность и в финансовый сектор, на страховой рынок стран СНГ. Все это создает важные предпосылки для активизации деятельности хозяйственных субъектов на внутреннем и на внешних рынках. Это мы и наблюдаем сегодня в постсоветском ареале, где бизнес становится важным проводником процессов экономического сближения — либо посредством установления новых хозяйственных связей, либо на основе восстановления в рыночном режиме элементов прежних схем межреспубликанского сотрудничества.
Экономический рост в СНГ в сочетании с продвижением стран в рыночном направлении порождает новые формы хозяйственного сотрудничества России с партнерами по Содружеству, немыслимые в 90-е годы: перекрестное акционирование объектов промышленности и инфраструктуры, прямое инвестирование со стороны хозяйствующих субъектов разных государств и активизацию создания совместных предприятий, покупку собственности на территории других стран постсоветского пространства, перенос производств на территорию соседней страны-партнера, выкуп акций и предприятий за долги, создание различного рода интегрированных транснациональных корпораций6. И если сегодня можно говорить о вызревании в самих переходных экономиках реальных предпосылок для подлинно рыночной интеграции России со странами СНГ, то именно в смысле развития контактов непосредственных хозяйствующих субъектов, развертывания микроуровневых хозяйственных связей.
__________________________________________________________
7. Подробно об этом см, Косикова Л. Приватизация на Украине: тенденции, проблемы, внешний фактор// Вестник Содружества. – 2002.- №№9-10.
8. Черковец О. Возможности и перспективы экономического сближения России и Белоруссии (точка зрения российского экономиста)// Российский экономический журнал. – 2003. — №7
Наблюдаются тенденции оживления как торговых, так и кооперационных связей между Россией и ее постсоветскими партнерами. Благоприятное влияние на развитие взаимного сотрудничества в период 2000—2002 гг. оказала также конъюнктура мирового рынка, особенно рынка энергоносителей. В 2000-г. товарооборот России с государствами СНГ достиг 25.4 млрд. долл. (увеличившись почти на 34%) и далее стабилизировался: в 2002 г. его объем составил 25.8 млрд., в том числе экспорта — 15.6 млрд. (рост на б.7%), импорта— 10,2 млрд. (снижение на 8,9%), В 2003 г. объем торговли РФ со странами СНГ, как ожидается, увеличится почти на 30%, составив примерно 27 млрд. долл.
Рост взаимной торговли и резкое повышение интереса новых независимых государств к российскому рынку связаны не только с их внутренним экономическим ростом. Важнее то, что многие из них столкнулись с серьезными барьерами на пути переориентации хозяйственных связей на рынки «дальнего зарубежья», происходившей параллельно дезинтеграции постсоюзного экономического пространства. Сегодня эйфория «открытия» мировому рынку неконкурентоспособных, сильно подверженных влиянию внешней конъюнктуры экономик, постепенно проходит. Скажем, страны СНГ убедились в практической невозможности наращивания выгодных для них экспортных поставок за пределы Содружества — вследствие как слабости соответствующего собственного потенциала и узости номенклатуры конкурентоспособных товаров, так и применения протекционистских мер со стороны ведущих импортеров по отношению к их товарам (те постсоветские государства, которые не получили статуса «стран с рыночной экономикой», особенно
___________________________________________________________
9. Винслав. Ю. Утверждая научные принципы убавления интегрированными корпорациями// Российский экономический журнал. — 2001. — №10.-С16-19.
сильно ощущают протекционизм в форме антидемпинговых расследований10. В результате к нашим партнерам приходит понимание того, что развивать многие отрасли обрабатывающей промышленности они могут только в расчете на расширение сбыта их продукции в России и других государствах Содружества. Отсюда и рост в последние годы популярности идеи создания многосторонней зоны свободной торговли или хотя бы двусторонних (с Россией) зон. Заинтересованность в российском рынке готовых изделий сегодня проявляют практически все страны СНГ (кроме экспортирующих на мировой рынок преимущественно сырье).
Важнейшим фактором оживления хозяйственных связей на постсоветском пространстве, причем в наиболее прогрессивных формах (производственно-технологической кооперации и инвестиционной деятельности), как уже отмечалось, становится активность рыночных субъектов — промышленных компаний и банков, в первую очередь российских. В своей промышленной стратегии крупные отечественные компании учитывают маркетинговые условия «ближнего зарубежья»; отчетливо прослеживается «точечная» экспансия экспортоориентированного российского бизнеса в страны СНГ11. Предприятия отраслей российской индустрии, обладающие наибольшим экспортным потенциалом и накопившие за последние годы инвестиционные ресурсы (нефтегазовой, алюминиевой и энергетики), проявляют интерес к расширению своей сырьевой базы, а также к производственным мощностям
________________________________________________________________________________________________
10. Коллективный протекционизм стран ЕС становится все более изощренным: применяются не только квотирование, лицензирование или антидемпинговые пошлины, но и требования к стандартам и качеству товаров и услуг. Пример — пресловутая история с авиаперевозками (требования по уровню шумов).
11См.: Шурубович А., Ушакова Н. Присутствие российского капитала на постсоветском экономическом пространстве/ Проблемы постсоветских стран. Вып. 4. — М, ИМЭПИ РАН, 2002.
по первичной переработке сырья, выстраивая на постсоветском пространстве вертикально интегрированные корпоративные структуры Можно привести немало прецедентов налаживания новых хозяйственных связей, яркий пример здесь являют российско-украинские отношения12. Экономические связи России и Украины, как известно, складывались далеко не безоблачно, и до сих пор остаются фокусом межгосударственных противоречий (во многом по политическим причинам). И все же российские компании активно осваивают украинский рынок, особенно после новейших реформационных подвижек. Так, развернувшиеся на Украине после 2000 г. вышеупомянутые процессы приватизации крупной промышленной собственности при разрешении доступа иностранных стратегических инвесторов привели к оживлению производства на многих предприятиях и в целых отраслях, в том числе на основе кооперации с российскими добывающими компаниями. Последние, становясь собственниками или совладельцами украинских заводов, включают их в свои экспортные цепочки в качестве перерабатывающих звеньев. Подобную стратегию осуществляют, например, «ЛУКойл» и ТНК. создающие вертикально интегрированные межстрановые компании, а также «Газпром», «Русский алюминий» и др13
_______________________________________________________________________________________________
12. См.: Косикова Л. Производственное сотрудничество России с Украиной: тенденции и противоречия// Российский экономический журнал//. — 2002. — № 2.
13. См.: Косикова Л. Приватизация промышленности на Украине и участиев ней российских компаний/ Проблемы постсоветских стран/. Вып. 4
. «Гиганты российского капитала» проникают, в частности, в Армению: «Русал» участвует в выпуске на ее территории алюминиевой фольги; «Газпром» учредил в этой республике СП, а также вынашивает планы по строительству газопровода, связывающего Армению и Иран.Оживление взаимной кооперации стран Содружества — это и ответная реакция на действия ряда иностранных инвесторов, обманувших завышенные ожидания новых независимых государств. Сегодня последние, наконец, в полной мере осознали, что интересы западных инвесторов заключаются вовсе не в помощи постсоветским республикам, «освободившимся из-под гнета имперского СССР», а в максимизации собственной прибыли. Поэтому в конкретных управленческих решениях и в разработке конкретных инвестиционных проектов предпочтение нередко отдается вариантам сотрудничества с Россией, а не с западными партнерами — просто на основе итогов расчетов сравнительной эффективности. Так, недавно началась сборка грузовых автомобилей марки «КамАЗ» на Гянджинском автомобилестроительном заводе в Азербайджане. Ранее рассматривалась возможность восстановления этого автозавода для выпуска грузовиков «Мерседес» и «Рено», однако из-за высокой стоимости и недостаточной емкости внутреннего рынка проекты с участием соответствующих западных фирм были отклонены.
В общем, в хозяйственном взаимодействии стран СНГ на рубеже веков наметились тенденции к реальной производственной интеграции на микроуровне и к оживлению торговых связей, ориентированных на постсоветский, особенно на российский, рынок. Однако эти процессы (прогнозировавшиеся специалистами еше в середине 90-х годов14, а ныне набирающие силу) суть лишь исходные, необходимые, но явно недостаточные предпосылки рыночной интеграции новых независимых государств. Подкрепить отмеченные предпосылки можно, лишь активизировав субъективный фактор — экономическую политику, которая должна быть более целенаправленной, эффективной и безусловно проинтеграционной. т.е. коллективно обособляющей региональную группировку от остальных конкурентов (пропагандируемая же иногда модель «открытой интеграции», как говорится, противоречива по определению). Активизация интеграционной политики России в постсоветском ареале тем более важна, что наряду с охарактеризованными выше позитивными тенденциями к хозяйственному сближению сохраняются, как уже отмечалось, тенденции к дезинтеграции и фрагментации соответствующего пространства.
____________________________________________________________
14См., например: Кириченко. В.Эволюция и перспективы экономических отношений со странами СНГ// Российский экономический журнал. — 1995. — № 1;
3. К анализу сохраняющихся дезинтеграционных и фрагментационных тенденций.
Индикатором их наличия является, прежде всего, снижение уровня взаимных связей в пользу новых, внерегиональных («дальнезарубежных») рынков. В 2002 г. только 15% российского экспорта приходились на СНГ, а 85% — на «дальнее зарубежье»; в импорте это соотношение тоже не в пользу взаимного рынка: 22% против 73%. А в общем товарообороте РФ, согласно данным таможенной статистики, удельный вес СНГ упал до 17—18%, т.е. самого низкого за весь постсоветский период значения. Особенно тревожит то, что падение доли региональной торговли в СНГ продолжается уже на фоне роста производства. Это подтверждается и внешнеторговой статистикой по конкретным странам. В 2002 г. лишь в Молдавии и Белоруссии более половины экспорта, а в Грузии — чуть менее ее пришлись на страны СНГ, а в большинстве других государств эта доля не превышала 30%; между тем еще в 1995 г. данный показатель превышал 50-процентный уровень в Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстане, Киргизии, Молдавии и на Украине. Наименьшая доля экспорта в страны СНГ в совокупном экспорте отмечается в постсоветских государствах, где развит нефтегазовый сектор, работающий ныне преимущественно на «дальнее зарубежье»: в Азербайджане — 12%, России — 15, Казахстане — 23%. Обращает на себя внимание также резкая переориентация на внерегиональные рынки экспорта Украины (хотя ее продукция в меньшей степени содержит сырьевой компонент): в 1995 г. более 53%, а в 2002 г. лишь 25% украинских экспортных товаров находили сбыт в Содружестве. Это — безусловно, негативная тенденция, ибо именно Украина (наряду с Белоруссией) в силу особенностей структуры ее промышленности могла бы максимально активно взаимодействовать с Россией и другими странами СНГ в обрабатывающих отраслях. Однако факты таковы, что Украина во все большей мере «выпадает» из системы постсоветской региональной интеграции.
В экспорте услуг из РФ доля стран СНГ также падает. За 1998—2001 гг. она снизилась с 30 до почти 15%. Если учесть, что географическое положение России автоматически превращает ее в ключевого поставщика транспортных услуг в постсоветском ареале, подобное снижение — еще одно неоспоримое свидетельство продолжающейся дезинтеграции в экономических отношениях государств СНГ.
продолжение
--PAGE_BREAK--