--PAGE_BREAK--Этап зрелости. Характеризуется замедлением роста продаж и их стабилизацией на определенном уровне. Данный этап обычно самый продолжительный. Причины стабилизации спроса: Уровень охвата рынка и уровень проникновения на рынок достаточно велики (за счет сегментирования покупателей и дифференциации товаров). Покрытие рынка сбытовыми сетями на может увеличиваться далее. Технологии стабилизированы (возможны лишь незначительные модификации). Цели маркетинга на данном этапе: Увеличить долю рынка и добиться устойчивого конкурентного преимущества (через имидж, стимулирование сбыта и цену). Искать новые рыночные ниши и сегменты.
Этап упадка. Характеризуется снижением объемов продаж и прибыли. Интенсивные маркетинговые усилия не способны привести к положительной динамике объемов продаж. Причины «старения» товара на рынке: Под влиянием НТП появляются принципиально новые товары. Предпочтения и вкусы покупателей модифицируются, и товар становится непривлекательным. Социальные, экономические и политические изменения среды, такие как изменение норм безопасности, гигиены, экологической защиты, делают товары запрещенными или устаревшими.
16. В чем сущность справочных цен?
Справочные Цены выступают для продавца и покупателя в качестве исходного пункта при определении контрактной цены цены, фиксируемой в документе о сделке, т. е. носят номинальный характер, представляя собой важный источник официальной информации о ценах. Справочные цены, как правило, используются при поставках небольших и средних партий товаров. Эти цены служат основой для установления скидок, надбавок и т. п. с учетом особенностей в условиях поставки товаров, в т. ч. скидок за размеры поставляемых партий по массовой, крупносерийной продукции, особенно изделиями машиностроения. В практике международной торговли СПРАВОЧНЫЕ ЦЕНЫ на экспортируемые и импортируемые товары получили распространение в виде изданий (прейскурантов) фирм-поставщиков и специальных публикаций. СПРА ВОЧНЫЕ ЦЕНЫ различаются в зависимости от принятого порядка включения затрат на транспортировку, погрузку, страхование (цена ФОБ или СИФ).
17. Как формируется розничная цена?
а) издержки, налог, прибыль;
б) себестоимость, сбытовые и торговые наценки;
в) оптовая цена, налоги.
А)- правильный ответ.
Розничная цена — это цена, по которой товары реализуются населению через розничную торговую сеть. Формирование и состав розничных цен зависит от двух факторов:
-какая система налогообложения действует на предприятии розничной торговли;
-через какие каналы товародвижения товар поступает на предприятие розничной торговли — от предприятия-производителя или от предприятия оптовой торговли.
Рассмотрим состоит из элементов:
Возможные варианты формирования розничной цены.
1. Розничная цена (Црозн.) предприятия, уплачивающего в бюджет налог на добавленную стоимость, где ТН — сумма торговой надбавки, руб.; НДСрозн. — сумма налога на добавленную стоимость, включаемая в цену в предприятии розничной торговли, руб.; Цприобр.безНДС — цена приобретения товара без налога на добавленную стоимость, руб.
Если товар приобретен у предприятия-производителя, то состав розничной цены следующий:
(по подакцизным товарам)
(по товарам, не облагаемым акцизным налогом)
При покупке товара у предприятия оптовой торговли, розничная цена будет состоять из элементов.
18. По какой цене акции продаются и покупаются на вторичном рынке?
а) номинальный;
б) курсовой;
в) бухгалтерской.
Б)- правильный ответ.Вторичный рынок ценных бумаг — это фондовый рынок, на котором многочисленные инвесторы совершают операции купли-продажи с ценными бумагами, купленными на первичном рынке.
Основным рынком является вторичный, так как именно на нем происходит торговля ценными бумагами, ранее выпущенными предприятиями-эмитентами. Одной из основных функций вторичного рынка ценных бумаг является установление курса ценных бумаг, то есть определения такой рыночной цены, которая отражает спрос и предложение на эту бумагу со стороны инвесторов.
ПИФы, как правило, имеют дело с вторичным рынком ценных бумаг.
Цена акции зависит от того, на каком рынке, первичном или вторичном, она обращается.
Обычно различают четыре цены акции:
-номинальная цена акции. Обычно указывается на самой акции, не имеет практически никакого значения для дальнейшего движения акции на рынке ценных бумаг и носит чисто информативный характер, указывая на величину долевого капитала;
-эмиссионная цена акции — это цена, по которой акция продается на первичном рынке (то есть сразу после эмиссии). Обычно эмиссионная цена отличается от номинальной, так как размещение акций эмитент производит, как правило, через посредническую дилерскую фирму (чаще всего инвестиционный банк). Дилер скупает у эмитента по согласованной цене выпущенную в продажу партию акций, которую реализует затем среди посредников;
-рыночная (курсовая) цена акции – это цена, по которой акция котируется (оценивается) на вторичном рынке ценных бумаг. Именно курсовая цена определяет реальную ценность данной акции. Когда говорят о цене акций, обычно имеют ввиду их курсовую стоимость;
-балансовая цена акции определяется на основе документов финансовой отчетности акционерного общества. Чаще всего это происходит в ходе аудиторских проверок для внесения акций компаний в список акций, котирующихся на определенной бирже.
19. Увеличение цены на 1л бензина, возможно, вызовет:
а) увеличение спроса на бензин;
б) рост спроса на общественный транспорт;
в) повышении спроса на моторное масло;
г) уменьшение спроса на туристические путевки.
Б)- правильный ответ.
20. Назовите производственные факторы ценообразования:
а) финансовые проблемы;
б) производственные мощности;
в) конкуренция;
г) хозяйственная динамика;
д) издержки.
Б)В)- правильный ответ.
Затраты на единицу продукции определяют тот уровень, ниже которого цена на товар не может опускаться (возможно лишь краткосрочное снижение цен в определенных случаях). В целях ценообразования важно деление затрат на постоянные и переменные, так как с изменением цен на рынке меняются и объемы продаж, а следовательно, и соотношение постоянных и переменных затрат на единицу продукции. Все это влияет на прибыль, которую получает предприятие.
Кроме того, немаловажную роль играют производственные возможности предприятия, так как если производитель на эластичном рынке собирается снизить цену, то необходимо предусмотреть и возможность расширения производства в связи с ростом сбыта, и наличие дополнительных оборотных средств.
21. Какие вопросы решает фирма при выходе на внешнеэкономическую деятельность?
При выходе на внешний рынок предприятие попадает в условия жесткой международной конкуренции. В этих условиях можно успешно работать, лишь применяя современные методы управления, в том числе и маркетинг. Под маркетингом понимается система внутрифирменного управления, направленная на изучение и учет рыночного спроса, потребностей и требований конкретных потребителей к продукту для более обоснованной ориентации научно-технической и производственно — сбытовой деятельности фирмы на выпуск конкурентоспособных видов продукции, чтобы обеспечить получение планируемого размера прибыли. Концепция маркетинга состоит в том, что вся деятельность предприятия, включая программы научно-технических исследований, производства, капиталовложений, финансы, использование рабочей силы, а также программы сбыта, технического обслуживания и т.д., основывается на современном состоянии потребительского спроса и прогнозировании его изменений в перспективе. Принципиальных, коренных различий между маркетингом для внутреннего (деятельность внутри страны) и внешнего рынков нет. И в том и в другом случае используются разнообразные методы, средства, приемы и принципы маркетинговой деятельности. Однако учитывать особенности зарубежных рынков при управлении предприятием необходимо.
— Внешние рынки предъявляют более высокие требования к предлагаемым на них товарам, их упаковке, сервису, рекламе и т.д. Это объясняется острой конкуренцией между фирмами — производителями товара и преобладанием «рынка покупателя», т.е. заметным превышением предложения над спросом.
-Изучение внешних рынков, их возможностей более трудоемко и сложно, поскольку требует изучения большого количества информации из различных источников.
— Эффективная работа на внешнем рынке невозможна без творческого и гибкого использования комплекса маркетинговых методов: правильного выбора сбытовой организации, контроля за работой торговых посредников, выбора и применения различных методов стимулирования сбыта, деловой деятельности, рекламы и др.
— Для эффективной работы необходимо учитывать требования внешней среды маркетинга: особенность действующего законодательства, международные правила, социально-культурную среду, обычаи, правила валютно-финансовых расчетов, политику и др.
Существуют и другие отличия международного маркетинга. Характер, формы и методы маркетинговой деятельности будут зависеть от вида товара.
Исследование рынка служит основой маркетинга и предполагает анализ всех условий, имеющих значение для успешной реализации товара (рис. 1.1). Программа комплексного исследования зависит от особенностей товара, характера деятельности предприятия, масштабов производства экспортных товаров и других факторов.
Предприятию важно заранее предвидеть особенности поведения поставщиков сырья, энергии и т.д. Колебание цены на сырье или отказы поставщиков от услуг по снабжению должны быть минимальны.
Маркетинговые посредники — это фирмы, помогающие в движении, сбыте товаров среди клиентуры. К ним относятся торговые посредники, фирмы по организации товародвижения, рекламы, консультации и финансово-кредитные учреждения.
У любой фирмы, предприятия, производящего товары, может быть пять типов клиентурных рынков:
1. Потребительский рынок — лица, приобретающие товары, услуги для личного потребления.
2. Рынок производителей — предприятия, фирмы, организации, приобретающие товары и услуги для использования в процессе производства.
3. Рынок промежуточных продавцов — организации, предприятия, приобретающие товары и услуги для последующей перепродажи.
4. Рынок государственных учреждений — государственные организации, приобретающие товары и услуги для коммунальных или других служб.
5. Международный рынок — покупатели за рубежами страны, включая зарубежных потребителей, производителей, промежуточных продавцов и государственных.
Фирма и ее поставщики, маркетинговые посредники, клиентура, конкуренты находятся в рамках более обширной макросреды сил, которые либо открывают новые возможности, либо создают фирме новые препятствия. Эти силы внешней среды относятся к неуправляемым факторам: законы, решения правительств, таможенные правила и тарифы, поведение конкурентов, их товары, рыночная конъюнктура, изобретательская деятельность, природные условия, национальные обычаи.
Основными задачами фирмы, предприятия являются усилия по изменению в нужном направлении поддающихся управлению факторов и приспособлению к деятельности неподдающихся, неуправляемых факторов.
Любой управленческий процесс, в том числе и ориентирующийся на маркетинг, начинается с целеполагания, т.е. прогнозного осмысления положения, в котором может оказаться предприятие, фирма через 10-15 лет (долгосрочный прогноз), 5 лет (среднесрочный) и 1-1,5 года (краткосрочный прогноз).
При осмыслении этого прогноза всегда учитывается изменения и на самом предприятии и во внешней среде маркетинга.
Основные места, опорные пункты, в которых может оказаться предприятие, и являются целями фирмы. Их можно сформулировать и словами и цифрами, а иногда и теми и другими категориями.
Все цели маркетинга по периодам должны находиться в определенном соотношении, взаимно дополняя друг друга.
Выдвижение цели — функция высшего руководства фирмы, предприятия. Ошибок нельзя допустить, поэтому привлекаются эксперты, НИИ, консультанты и т.п.
Цели должны быть реальными, и в случае осложнения при достижении намеченного плана важно своевременно отказаться от нереальных замыслов.
По значению цели фирмы, предприятия бывают:
— рыночные — доля рынка, перечень возможных рынков, наиболее перспективные рынки;
— маркетинговые — желательный «образ» (имидж) фирмы, объем продаж, объем прибыли, наличие параметров превосходства над конкурентом;
— структурно-управленческие — желательная структура, состав и численность подразделений, квалифицированные требования к специалистам, руководителям служб;
— контрольные — наличие ежедневного, периодического контроля.
Безубыточная работа как цель фирмы, предприятия достигается на основе диверсификации — выхода за рамки традиционных для фирмы товаров и освоения новых, пользующихся успехом.
В международном маркетинге на всех этапах разработки стратегии выхода предприятия на внешние рынки и ее реализации особую важность приобретает информация о мировых рынках и рыночной конъюнктуре; методах и формах международного сотрудничества; собственном потенциале предприятия; унифицированных обычаях, правилах и нормах международного сотрудничества. Сбор информации в рамках реализации первого этапа маркетинга — изучение состояния окружающей среды — начинается с изучения:
— политических факторов — правовой национальной системы, соотношения протекционизма и либерализма в стране, режима делового сотрудничества с зарубежными государствами;
— экономических факторов;
— факторов конкуренции, описываемых четырьмя детерминантами конкурентных преимуществ
— структуры распределения, которая определяется количеством каналов, осуществляющих между поставщиками и покупателями, количеством, величиной и характером собственности действующих на рынке фирм;
— уровня технического развития, дающего информацию о перспективах развития рынка, его инновационном и трудовом потенциале, степени урбанизации, развития «промышленных ценностей» у населения;
— географии и инфраструктуры, предполагающих знание фирмой, осуществляющей выход на рынок иностранного государства, его климатических, природных, топографических особенностей, систем энерго-, газо-, и водоснабжения, транспортных маршрутов, телекоммуникационных систем и т.п.;
— культурной среды и кросскультурных аспектов ведения бизнеса. Культура — это сложное понятие, включающее язык, знания, религию, мораль, законы, искусство и любые другие способности и привычки, приобретенные человеком как членом общества. Кросскультурные аспекты международного бизнеса предполагают исследование различных бизнес-культур, изучение особенностей деловой этики и этикета, а также коммуникационных различий между людьми.
Второй этап — выбор рынка — основан на проведении маркетинговых исследований, сегментации рынка, целевого маркетинга, позиционировании продукта.
Маркетинговые исследования предполагают систематический сбор, запись, анализ и интерпретацию данных, касающихся продажи товаров (услуг) на внешних рынках и организации маркетинг
Проведенные маркетинговые исследования и полученная, проанализированная и систематизированная маркетинговая информация становится основой сегментации рынка, которая может рассматриваться как стратегия, с помощью которой рынок подразделяется на части, которые вероятнее всего будут характеризоваться одинаковой реакцией на мероприятия комплекса маркетинга. Цель состоит в максимальном проникновении на конкретные сегменты рынка, обеспечивающие стабильный рост продаж и прибыли фирмы.
Таким образом, сегментация рынка — это процесс агрегирования потребителей по их предпочтениям (однородности спроса) либо по сходству их реакции на условия продавца.
Выделение однородных рыночных сегментов может осуществляться на основе:
— социально-демографических характеристик потребителей;
— выгод, которые потребители ищут в товаре;
— стиля жизни, интересов и предпочтений;
— особенностей поведения при покупке.
Чтобы осознанно выбирать целевые сегменты, надо иметь возможность оценить их размер, предполагаемые объемы покупок (емкость рынка), характер поведения покупателей, т.е. сегменты должны быть измеримы. Они должны быть также достаточно прибыльны и доступны для действий продавца.
Целевой сегмент рынка в идеале должен отвечать следующим четырем условиям:
а) быть достаточно емким. Емкость (объем) рынка — объем сбыта производимой фирмой участницей внешнеэкономической деятельности продукции или аналогичной ей (в натуральном или денежном выражении) в течение определенного периода времени на рынке выбранной страны:
Оэ = П в — Э = Прв + И,
где Оэ — объем эффективного снабжения рынка (емклсть рынка); Пв — объем производства внутри страны; Э — объем экспорта; Прв — объем продажи товара внутри страны; И — объем импорта.
продолжение
--PAGE_BREAK--