--PAGE_BREAK--4.2. Химическая промышленность
Значительная роль в специализации района принадлежит химическому комплексу: Нефтегазохимический комплекс представлен в районе верхними этажами нефтехимического производства, включая переработку сланцев, и зависит от ввоза сырья из других районов.
Большое развитие в районе получило производство:
- резинотехнических изделий
— шин
— синтетических смол
— удобрений
— пластмасс
- лакокрасочных изделий
— кислот
— реактивов
— химико-фармацевтических препаратов
Горнохимический комплекс расположен вблизи добычи районов добычи и имеет также отдельные цеха на Волховском и Кингисеппском заводе.
Производство фосфорных удобрений сосредоточено в Волхове и Санкт-Петербурге, производство фосфоритной муки на основе местных фосфоритов в Кингисеппе, производство азотных удобрений с использованием природного газа на Новгородском комбинате, производство двойного суперфосфата на Волховском комбинате, производство шин, резиновой обуви и других резинотехнических изделий на объединении “Красный треугольник”, переработка сланцев в г. Сланцы. Перспективна для развития синтетическая химия в силу того, что ее продукция высокотранспортабельна. В целом химическая промышленность имеет тенденции к сокращению особенно вредных в экологическом отношении производств.
4.3. Лесная и целлюлозообрабатывающая промышленность
Получил развитие в районе лесной комплекс. Потребности комплекса в древесине покрываются как местными лесозаготовками, так и в значительной мере сырьем Карелии и других районов Севера.
Он представлен всеми стадиями:
- заготовка
- лесопиление
- деревообработка
- переработка древесины
и производит:
- пиломатериалы
- фанеру
- древесно-волокнистые плиты
- мебель
- бумагу и т.д.
Производства лесного комплекса сосредоточены во всех областях района, но по большей части в Ленинградской области и Санкт-Петербурге. Крупнейшими комбинатами целлюлозно-бумажной промышленности являются Светлогорский, Советский, Приозерский, расположенные на Карельском перешейке. Основным направлением развития лесного комплекса являются глубокая переработка древесины, повышение качества ее продукции, восстановление лесных массивов.
Современная специализация Северо-западного района обусловлена, прежде всего, наличием в регионе крупнейшего промышленного центра – Санкт-Петербурга и во многом определяет темпы научно-технического прогресса во всех отраслях народного хозяйства России.
Ведущее место в комплексе отраслей легкой промышленности занимает текстильная, фарфорофаянсовая, кожевенно-обувная промышленность.
4.4 Характеристика состояния иных отраслей
Текстильная промышленность
Развитию текстильной промышленности в районе способстовало приморское положение, дающее возможность импорта, большая потребность района в тканях и сосредоточение в Санкт-Петербурге высококвалифицированных кадров. До 90-х годов предприятия тексильной промышленности работали на сырье из Средней Азии и Египта. В районе развито ткачество, отделка, швейная промышленность. Льняная промышленность развита в Пскове (Великолукский завод), обувная промышленность в Санкт-Петербурге, фарфоро-фаянсовая промышленность в Новгородской области.
Индустриально-строительный комплекс
В районе также получил развитие индустриально-строительный комплекс, представленный стекольной промышленностью, производством железобетонных изделий и конструкций и других строительных материалов. Предприятия индустриально-строительного комплекса расположены во всех крупных городах района.
Топливно-энергетический комплекс
Основная часть топливно-энергетического комплекса – теплоэлектростанции., которые работают на привозном топливе – Печорском и Донецком. В энергетическом балансе района приобретает значение атомная энергетика (Сосновоборская АЭС), газоснабжение.
Нефть поставляется из Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции и обрабатывается на нефтеперерабатывающих заводах.
Роль ГЭС в районе невелика, станции работают лишь в пиковом режиме (Волховская ГЭС). Для снятия пиковых нагрузок приобретают значение гидроаккумулирующие станции и газотурбинные теплофикационные установки –ГТУ.
Энергетика района развивается относительно быстрыми темпами несмотря на слабую базу.
Металлургический комплекс
Почти весть материал для производства металла, конструкционного литья, проката, стальных и чугунных труб, крепежных изделий, проволоки привозится из других районов. Район обеспечен этими изделиями частично.
Развитие цветной металлургии сдерживается бедностью сырьевой базы и напряженностью топливно-энергетического баланса. Добыча и первичная обработка цветных металлов (прежде всего меди и никеля) сосредоточена в Мурманской области, а переработка в Ленинградской области. Глиноземные заводы располагаются в Тихвине, Пикалеве. Волхове. Имеет место производство аллюминия в Ленинградской области, прокат никеля и меди. Предприятия огнеупорных материалов работают на местном сырье. Развитие отраслей металлургии требует решения проблем охраны окружающей среды, повышения надежности работы нейтрализационных установок биологической очистки, внедрения новых способов электротехнической очистки.
Агропромышленный комплекс
Сельское хозяйство занимает центральное место в АПК района и имеет подчиненную роль промышленности. Главная роль сельского хозяйства – удовлетворение потребности своего населения и легкой промышленности в сырье. Это обусловило территориальную организацию сельского хозяйства: вблизи городов сконцентрированы молочные, свиноводческие, птицеводческие и овощные хозяйства, а в пригородных зонах – картофелеводство, льноводство (Псковская и Новгородская область). Основные доля посевов зерновых культур (льноводство) и животноводства приходится на Псковскую область.
До революции в сельском хозяйстве района значительную роль играло производство скоропортящихся овощей и фруктов, мясопродукции, свеже- и кисломолочной продукции, а также производство серых хлебов – ржи, ячменя и овса.
В АПК Северо-западного района рост производства связан с:
— укреплением межрегиональных связей
— развитием предпринимательства на селе
— многообразием форм собственности
— созданием сети перерабатывающих предприятий малого и среднего бизнеса.
5. Транспорт и экономические связи.
Район владеет всеми видами современного транспорта. На долю района приходится значительная часть речных и морских перевозок. Санкт-Петербург – 1 из крупнейших портов страны, но перспективы дальнейшего развития порта очень ограничены тем, что он находится “в теле” крупного города. Расчетная мощность Петербургского порта после его расширения составляет 25-30 млн. т. грузооборота в год, что не удовлетворяет потребности России в Северо-западном районе (100-120 млн. т.). В связи с этим предполагается расширение уже существующих портов в Выборге и Высоцке, и строительство новых крупных портов в устье р. Луки и в районе г. Ломоносова. Основной вид транспорта – железнодорожный, плотность железнодорожной сети велика: от Санкт-Петербурга берут начало 12 направлений дорог на Москву, Урал, Беларусь и Украину. Транспорт играет важную роль в обеспечении перерабатывающей промышленности сырьем и топливом. Вывозится продукция машиностроения, химической, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, а ввозятся топливно-энергетические ресурсы, лес, металл, продовольствие и стройматериалы. Доля ввоза преобладает над вывозом, что является следствием специализации района на обрабатывающей промышленности. Особое значение железные дороги имеют потому, что соединяют практически всю Россию с Балтикой. В настоящее время в районе намечается строительство высокоскоростной магистрали “Москва-Скандинавия” через Санкт-Петербург и модернизация Октябрьской магистрали. Планируется сооружение кольцевой автомобильной магистрали вокруг Петербурга, создание нового аэропорта и реконструкция старого (Пулково). В последние годы получил развитие трубопроводный транспорт (Введен трубопровод “Сияние Севера”, планируется сооружение трубопровода от Киришского НПЗ).
Наиболее тесные связи сложились с Северным районом. Развиты экономические связи с Центральным районом.
6. Внутрирегиональные различия района
6.1 Санкт-Петербург
Санкт-Петербург — город федерального значения, важнейший после Москвы промышленный, культурный и научный центр, крупнейший транспортный узел страны, морской и речной порт.
Санкт-Петербург был основан 27 мая (по новому стилю) 1703 года как крепость, вокруг которой и близ домика Петра Первого начал формироваться город. С августа 1914 года он назывался Петроград, с января 1924 года — Ленинград. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 6 сентября 1991 года городу возвращено его первоначальное наименование — Санкт-Петербург.
Город расположен в самой восточной оконечности Финского залива в устье реки Невы, на островах ее дельты. Главная водная артерия города — река Нева, ее протяженность в черте города — 32 км, общая протяженность — 74 км. По обилию вод городу принадлежит одно из первых мест в мире — в пределах его границ насчитывается 40 рек, рукавов, каналов общей протяженностью более 200 км. В черте города находится более 100 водоемов. Водная поверхность занимает более 10% площади Санкт-Петербурга. Расстояние от Санкт-Петербурга до Москвы — 651 км.
Территория Санкт-Петербурга и Ленинградской области — 85,9 тыс. км2, плотность населения — 75,4 человека на 1 км2.
Санкт-Петербург занимает четвертое место в Европе по численности населения (после Лондона, Москвы и Парижа). В нем проживает 4,8 млн. человек. На территории города проживает (по переписи 1989 г.) население более 120 национальностей. Основная часть населения — русские (89,1%). Здесь живут также украинцы (1,9%), евреи (2,1%), белорусы (1,9%), татары (0,9%) и др. Санкт-Петербург разделен на 13 административных районов. Кроме того, в его подчинении находятся 8 городов: Колпи-но, Кронштадт, Ломоносов, Павловск, Петродворец, Пушкин, Сестрорецк и Зеленогорск.
Средний возраст населения — 38,5 года.
Санкт-Петербург — важнейший культурный и научный центр. Здесь находятся всемирно известный Эрмитаж, Исаакиевский собор, ансамбль Дворцовой площади, Академия художеств, Александро-Невская лавра, Биржа на Стрелке Васильевского острова и другие шедевры архитектуры.
Российская наука организационно сложилась на берегах Невы. Именно здесь была основана Российская Академия Наук и только в 1934 г. ее штаб был перенесен в Москву.
Санкт-Петербург является и крупным центром образования. В городе действует более 40 высших учебных заведений и более 80 — средних специальных.
Отраслевая структура промышленности весьма многообразна: машиностроение, судостроение, электротехника, атомная энергетика, легкая промышленность.
Возросла роль города как транспортного центра. Это единственный крупный морской порт России на европейском направлении.
6.2. Ленинградская область
Ленинградская область образована 1 августа 1927 года из 5 губерний — Ленинградской, Мурманской, Новгородской, Псковской и Череповецкой. С 1935 по 1940 год граница области изменялась еще четыре раза. В современных границах Ленинградская область оформилась в ноябре 1944 года, когда из ее состава вышли территории, на которых были образованы Новгородская и Псковская области, а вошли три района Карело-Финской ССР и территория, ранее принадлежавшая по Тартусскому договору 1920 года Эстонии. Расстояние от областного центра — Санкт-Петербурга до Москвы — 651 км.
Территория Ленинградской области и Санкт-Петербурга — 85,9 тыс. км2, плотность населения -75,4 человека на 1 км2. На начало 1996 г. в области проживало 1,7 млн. человек. На территории области проживает (по переписи 1989 г.) население около 70 национальностей. Основная часть населения — русские (90,9%). Здесь живут также украинцы (3%), белорусы (2%), финны (0,7%), татары (0,5%), вепсы (0,3%), и др.
Средний возраст населения — 37,3 года.
На территории области расположено 29 городов.
Из запасов полезных ископаемых наибольшее значение имеют торф, бокситы, горючие сланцы и фосфориты, гранит, диабаз, известняки.
На территории области находятся самые крупные озера Европы — Ладожское и Онежское и более 1800 мелких озер. Главная река области — Луга.
Ленинградская область отличается развитой промышленностью, на долю которой приходится большая часть общего объема прибыли, получаемой от всех видов хозяйственной деятельности. Основными отраслями являются топливная промышленность, электроэнергетика, машиностроение, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. Свыше 85% продукции, выпускаемой предприятиями Ленинградской области, приходится на продукцию производственно-технического назначения. На территории области размещается одна из 9 российских атомных станций.
Сельское хозяйство области носит пригородный характер и специализируется на мясо-молочном животноводстве, птицеводстве и овощеводстве. Ведущей отраслью является животноводство, на его долю приходится около 75% общего объема сельскохозяйственного производства области.
В области сравнительно развиты железнодорожные и автомобильные коммуникации, внутренние судоходные пути. Посредством трех отделений Октябрьской железной дороги (Санкт-Петербургское, Витебское, Волховстроевское) осуществляется связь области с другими регионами России, зарубежными странами.
6.3. Новгородская область
Новгородская область образована 5 июля 1944 года.
Территория области — 55,3 тыс. км2. Численность населения на начало 1996 г. составила 742,6 тыс. человек, из которых 526,6 тыс. (70,9%) проживали в городских поселениях, 216,0 тыс. (29,1%) — в сельской местности. Плотность населения — 13,4 человека на 1 км2. На территории области проживает (по переписи 1989 г.) население более 60 национальностей. Основная часть населения — русские (94,7%).3десь живут также украинцы (1,9%), белорусы (0,9%), цыгане (0,4%), татары (0,3%) и др. Средний возраст населения 38,1 года. В составе области 21 район, 10 городов, 22 поселка городского типа, 272 сельсовета.
Область располагает уникальным природным потенциалом: 3615 тыс. га заняты реками и 543 тыс. га — болотами, на ее территории расположено озеро Ильмень, река Волхов, минеральные источники, лечебные грязи, радоновые источники.
Основное богатство области — лес. Почти неограниченные возможности имеются в увеличении добычи торфа.
Административным и индустриальным центром области является город Новгород. Ведущие направления развития города — туризм и радиоэлектронная промышленность.
Основной объем валовой продукции области (87%) создается в отраслях материального производства, в том числе в промышленности — 48%, строительстве -11, сельском хозяйстве -10, торговле — 5%.
Основные отрасли промышленности: химическая, машиностроение и металлообработка, электроэнергетика.
Площадь сельскохозяйственных угодий во всех категориях хозяйств составляет 838,9 тыс. га, из них 511,5 тыс. га (61%) — пашня. В области развиты растениеводство, в частности льноводство, молочное скотоводство.
Основным видом транспорта в области является автомобильный, железнодорожный транспорт занимает 8% в объеме перевозок пассажиров и 26% в объеме перевозок грузов. Авиарейсы на постоянной основе осуществляются с Москвой.
В области развита дорожно-транспортная инфраструктура. Протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием (включая ведомственные) составляет 9,7 тыс. км (95% от общей протяженности). Эксплуатационная длина железных дорог общего пользования -1,2 тыс. км.
Псковская область
Псковская область образована Указом Президиума Верховного Совета СССР 23 августа 1944 года. Протяженность территории с севера на юг 380 км, с запада на восток 260 км. Расстояние от Пскова до Москвы — 689 км.
продолжение
--PAGE_BREAK--