Реферат по предмету "Мировая экономика"


Формирование и распределение доходов предприятия. На примере предприятия ЗАО ТТП Орбита

--PAGE_BREAK--Пример 1.

Возьмем три предприятия, находящиеся на разных стадиях развития: М («малое»), С («среднее») и К («крупное»), см. таблицу 1.

Предприятие М с объемом актива 10 тыс. руб. и 10-тысячным годовым оборотом находится на стадии стремительного «выхода из детских пеленок». Среднегодовой темп прироста оборота 30%; коммерческая маржа (рентабельность оборота) растет медленно: 3% в первом году, 5% во втором году, 7% в третьем году, зато предприятие выигрывает на повышении коэффициента трансформации (оборачиваемости активов): 1, 1,1 и 1,2 в первом, втором и третьем годах соответственно[12].

Предприятие С с объемом актива 500 тыс. руб. и 750-тысячным оборотом находится на пути к зрелости. Оборот растет на 25% ежегодно, коммерческая маржа стабилизировалась примерно на уровне 12%, коэффициент трансформации поддерживается на уровне 1,5.

Предприятие К имеет объем актива 100 млн. руб. и годовой оборот 160 млн. руб. Оборот растет на 10% в год, коммерческая маржа составляет 9%, коэффициент трансформации – 1,6.

Ответим на вопрос: в какой степени у каждого из этих предприятий необходимый прирост активов покрывается нарабатываемым нетто-результатом эксплуатации инвестиций? При этом под нетто-результатом эксплуатации инвестиций (НРЭИ) будем подразумевать показатель, складывающийся из суммы балансовой прибыли и процентов за кредит, относимых на себестоимость.




Таблица 1.


     

Покажем, как получены эти цифры, пользуясь данными предприятия С, а затем дадим комментарий к таблице1.

Новый объем актива получен на основе одной из модификаций широко применяемого в финансовом планировании и прогнозировании метода: при неизменной структуре пассива (а мы использовали именно такое допущение) темпы прироста оборота применимы к темпам прироста объема баланса. Таким образом, объем актива предприятия С, увеличиваясь на 25% в год, возрастает за три года с 500 тыс. руб. до 977 тыс. руб2.

Уровень экономической рентабельности активов получен перемножением коммерческой маржи и коэффициента трансформации: 12% ´1,5 = 18%.

Для получения суммы дефицита (излишка) ликвидности необходимо сначала вычислить суммарный НРЭИ за три года, а затем сравнить с ним сумму прироста объема актива. Для расчета НРЭИ использована формула коммерческой маржи (КМ):
КМ = НРЭИ: ОБОРОТ ´100 ÞНРЭИ = ОБОРОТ ´КМ: 100.
Таким образом, НРЭИ первого года составляет 112,5 тыс. руб., второго года 140,6 тыс. руб., третьего года – 175,8 тыс. руб. В сумме это 429 тыс. руб. Далее: (977 тыс. руб. – 500 тыс. руб.) – 429 тыс. руб. = 48 тыс. руб.

Коэффициент покрытия прироста активов нетто-результатом эксплуатации инвестиций составляет (429 тыс. руб.: 477 тыс. руб.) = 0,9.
Представленные в таблице данные свидетельствуют о том, что:

·        Предприятие М с наиболее бурными темпами прироста оборота противопоставляет удвоению объема активов повышенную (благодаря высокой скорости оборачиваемости средств) экономическую рентабельность активов. Но, не смотря на это, лишь 25% прироста активов финансируются за счет внутренних источников. Дефицит ликвидности на покрытие потребностей роста предприятия составляет 75% потребного прироста актива;

·        Предприятие С противопоставляет удвоению объема активов поддержание высокой рентабельности (притом, что оба ее элемента – и коммерческая маржа, и коэффициент трансформации – имеют весьма приличные значения). Однако и этому предприятию не удается достичь полного покрытия необходимого прироста активов. Дефицит составляет 10%;

·        Предприятие К с наименьшими темпами прироста оборота, но с наиболее широким масштабом деятельности увеличивает свои активы лишь на одну треть и имеет более скромный уровень рентабельности, чем предприятие С. До каких пор будет возможным поддержание 14,4%-ной рентабельности без серьезных структурных изменений – это, конечно, весьма сложный вопрос. Но пока что предприятие удерживает свои позиции, имея излишек ликвидности в 19,43 млн. руб., который с лихвой позволяет покрыть прирост активов.

Пример 2.

Возьмем предприятие К из примера 1 и сравним уже полученный нами ранее коэффициент покрытия прироста активов нетто-результатом эксплуатации инвестиций 1,6 с этим же коэффициентом, но рассчитанным для 25%-ных темпов прироста оборота[13].

Простейшие вычисления выявляют дефицит ликвидности в сумме 26,7 млн. руб. вместо прежнего излишка в 19,43 млн. руб., а искомый коэффициент снижается с 1,6 до 0,71 (коммерческая маржа – по-прежнему 9%). Слишком быстрые для данного предприятия темпы роста оборота породили дефицит ликвидных средств вместо их избытка. Если предприятие не собирается снижать темпы наращивания оборота, то оно должно произвести серьезные изменения своей финансовой структуры[14].

Идея интерференции (наложения) долгосрочных и краткосрочных целей, феноменов и результатов деятельности предприятия подсказывается самой логикой экономического процесса и реальной финансовой практикой. Однако проникнуться этой идеей легко, а искусством сочетать генеральную финансовую стратегию с оперативным управлением финансами предприятия обладают на проверку не многие. Большинство действует по принципу «кривая выведет», и кривая, действительно выводит, но, к сожалению, не всегда в нужное место. Впрочем, шутки в сторону. Задача и впрямь не из легких, тем более, что количественные параметры интерференции недостаточно проработаны в финансовом менеджменте. Но сейчас попробуем разобраться хотя бы в основных вопросах, двигаясь по двум главным направлениям:

1.    
«Неотвратимость инвестиций
®
постоянные и переменные затраты инвестиционного процесса
®
текущие финансовые потребности
®
структура капитала предприятия»;

2.    
Финансовая устойчивость предприятия
®
платежеспособность, ликвидность баланса, кредитоспособность, рентабельность
®
балансовые пропорции
®
финансовые коэффициенты»[15].

Итак, направление первое.

Риски, связанные с тем или иным инвестиционным проектом или целым инвестиционным портфелем предприятия, могут иметь самую различную природу и носить самый разный характер:

возможна переоценка, либо наоборот недооценка будущего спроса на продукцию предприятия, осуществившего проект;

возможно завышение, либо наоборот занижение рентабельности предприятия в результате осуществления проекта;

возможны, наконец, технические ошибки при выборе того или иного проекта…

…и при всех этих обстоятельствах неблагоприятные последствия, в принципе обратимы. Даже в таком тяжелом случае, как завышенная оценка спроса, можно круто изменить коммерческую политику, необходимо усилить контроль над дебиторской и кредиторской задолженностью, ужесточить регулирование запасов сырья и материалов, не допуская их перенакопления. При недооцененном спросе надо сосредоточиться на изыскании источников финансирования дополнительных переменных, а также, весьма возможно, и постоянных затрат. Когда не оправдываются надежды на высокую рентабельность, администрация должна принять меры к нейтрализации слишком оптимистичных дивидендных обещаний акционерам. Если же уровень рентабельности превосходит ожидания, акционеры вправе упрекнуть руководителей предприятия в перестраховке, но, скорее всего, не станут возражать ни против повышения абсолютной нормы дивидендов, ни против доходных долгосрочных финансовых вложений излишков средств.

Есть только один действительно катастрофический риск: это риск отказа от инвестирования как такового. Рано или поздно, но неминуемо предприятие настигается падением конкурентоспособности, физическим и моральным устареванием оборудования, несоответствием характеристик готовой продукции требованиям рынка.

Отказ от инвестиций равносилен дезинвестициям. Можно урезать слишком амбициозный проект, можно отложить реализацию проекта до лучших времен, можно соорудить хитроумную модель финансирования проекта, но нельзя перечеркнуть слово «проект».

Эта неумолимая истина находится в полном согласии с Великим Законом убывания предельной полезности и предельной производительности факторов производства:

«Увеличение переменных затрат ведет к увеличению объемапроизводимой продукции, выручки от реализации и прибыли лишь до определенного рубежа, за которым дополнительная продукция и экономический эффект, получаемые от дальнейшего наращивания затрат, начинают снижаться. Это происходит потому, что все новые и новые «дозы» переменных затрат соединяются с относительно уменьшающимися величинами постоянных затрат, рациональное сочетание между постоянными и переменными затратами нарушается, и предприятие не может далее увеличивать выручку и прибыль. Для исправления ситуации необходим скачок постоянных затрат»[16]. Производственникам до боли знакома ситуация, когда сколько ни привноси дополнительного сырья и (или) рабочей силы в производство, выпуск не будет расти из-за нехватки оборудования, производственных и других помещений, скромных возможностей организации производства. Что толку, что вокруг одного ветхого станка хлопочет целая армия работников, да еще с избыточным количеством самого лучшего сырья? Объем производства объективно ограничивается техническими возможностями применяемого оборудования. А какой смысл наращивать объем производства, вливая в него колоссальные затраты на сырье, если предприятие не располагает соответствующей коммерческой инфраструктурой для реализации готовой продукции? Мы можем продолжать эти бесплодные сетования, пока не встанем на непоколебимую позицию восприятия инвестиций как скачка постоянных затрат[17]. Жизнь предприятия идет периодами от одного скачка постоянных затрат до другого (кстати говоря, в финансовом менеджменте эти периоды называются краткосрочными). На графике (рис. 1), который иллюстрирует это положение, постоянные затраты представлены горизонтальными линиями, а переменные наклонной.

Каждая очередная доза инвестиций или, что то же, каждый связанный с инвестициями скачок постоянных затрат ведет к увеличению удельного веса постоянных затрат в общей из сумме и к возрастанию силы воздействия операционного рычага со всеми вытекающими из этого последствиями1.



Действие операционного (производственного, хозяйственного) рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли.

 
На рис. 1 приведена принципиальная схема денежного оборота предприятия. Фрагмент с участием операционного рычага выделен жирными линиями.

Пусть, например, выручка от реализации в первом году составляет 11000 тыс. руб. при переменных затратах 9300 тыс. руб. и постоянных затратах 1500 тыс. руб. (в сумме 10800 тыс. руб.). Прибыль равна 200 тыс. руб. Предположим далее, что выручка от реализации возрастает до 12000 тыс. руб. (+9,1%). Увеличиваются на те же 9,1% и переменные затраты. Теперь они составляют 9300 тыс. руб. +846,3 тыс. руб. = 10146,3 тыс. руб. Постоянные затраты не изменяются: 1500 тыс. руб. Суммарные затраты равны 11646,3 тыс. руб., прибыль же достигает 357,7 тыс. руб., что на 77% больше прибыли прошлого года. Выручка от реализации увеличилась всего на 9,1%, а прибыль – на 77%.

Направление второе.

Финансовая устойчивость предприятия предполагает сочетание четырех благоприятных характеристик финансово-хозяйственного положения предприятия:

1.     Высокой платежеспособности, т.е. способности исправно расплачиваться по своим обязательствам;

2.     Высокой ликвидности баланса, т.е. достаточной степени покрытия заемных пассивов предприятия активами, соответствующими по срокам оборачиваемости в деньги на расчетном счете срокам погашения обязательств.

3.     Высокой кредитоспособности, т.е. достойной способности возмещения кредитов с процентами и другими финансовыми издержками;

4.     Высокой рентабельности, т.е. значительной прибыльности, обеспечивающей необходимое развитие предприятия, хороший уровень дивидендов и поддержание курса акций.

Таким образом, подводя итог, можно выделить следующие направления повышения финансовой эффективности предприятия:

Распределение доходов за счет рациональных управленческих решений (прежде всего – «наведение порядка» и переход на технологию управления по результатам). Подобные изменения реализуются обычно всего за 2-4 месяца и способны дать до 20% прироста эффективности.


 

Структурные изменения за счет коренного усовершенствования ассортиментной политики (снижение доли низко рентабельной продукции) и технической политики (уменьшение удельного веса применения неэффективной техники и технологии). Реализуются эти меры за 5-8 месяцев и могут дать до 40% повышения эффективности.

Формирование инновационных процессов, включая создание и внедрение новых эффективных услуг, продуктов, технологий (в том числе технологий и систем стратегического управления изменениями), экономических механизмов и т.д. Реализация этих изменений требует до года – полутора. Через год они могут дать примерно 10-20% прироста эффективности, через 2 года – до 60-70%. В дальнейшем – до 30% ежегодно в течение 2-3 лет1.

Последний, инновационный путь использования доходов предприятия – единственный, который не является одноразовым мероприятием, а способен обеспечить постоянный прирост экономических результатов и соответственно поддерживать конкурентоспособность фирмы.
1.3. Налоговая система регулирования доходов.
Можно хорошо потрудиться на рынке, заработать много денег и лишиться их основной части не из-за нападения гангстеров, а в результате  необходимости платить чрезмерные налоги. Не надо проводить каких-либо фундаментальных исследований, чтобы убедиться, что в России в настоящее время имеет место налоговый хаос, который ведет к постоянному повышению цен, к тому, что за недостатки налогового механизма расплачивается население, несут огромные потери предприятия. По данным Министерства финансов РФ, доля налоговых и других обязательных платежей в валовом внутреннем продукте, составлявшая в 1991 году 31,8%, а в 1993 – 47,8%, в настоящее время существенно превышает половину ВВП. Выступая 24 февраля 1994 года в Федеральном собрании, Президент Российской Федерации Б. Ельцин подчеркнул, что «в такой налоговой системе любому предприятию, предпринимателю честно можно только умирать, причем мучительной смертью. Жить невозможно. Да и собрать все, что причитается государству, невозможно»2.

В мировой науке обоснован верхний предел налогового изъятия, за которым пропадает предпринимательский интерес к бизнесу. При этом развитие экономических отношений идет по одному из двух возможных сценариев: либо деловая активность сворачивается, либо наблюдается массовое уклонение от уплаты налогов. Такой предел получил название кривой Лафера и составляет 30-35% предпринимательского дохода. В свою очередь, явление, при котором с увеличением налоговой ставки начинает падать относительная, а затем и абсолютная сумма собираемых налогов, получило название эффекта Оливера-Танци1.

В то же время нельзя сказать, что государство не ищет пути для выхода из создавшейся ситуации. Путем введения льгот для предприятий, государство предпринимает попытки снизить налоговое давление. Льготы для каждого предприятия индивидуальны и зависят от возможности интерпретации хозяйственно-финансовой политики, а также реструктуризации деятельности организации. Наиболее эффективно применение льгот не в чистом виде, а в сочетании с другими приемами, организационными, финансовыми, бухгалтерскими. Остановимся на некоторых из федеральных льгот для малого предпринимательства, которые реально применить в работе фирмы. Постановление Совета Министров РСФСР от 18 июля 1991 г. № 406 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР». Малые предприятия в первый год эксплуатации могут списывать дополнительно амортизационных отчислений до 50% первоначальной стоимости основных фондов со срок службы свыше трех лет, а также производить ускоренную амортизацию активной части производственных фондов2.

Закон РФ от 13 декабря 1991 г. № 2030-1 «О налоге на имущество предприятия» (с изменениями и дополнениями). Указанным налогом не облагается имущество созданных предприятий в течение одного года после их регистрации, за исключением созданных на базе ликвидированных (реорганизованных) предприятий, учреждений и организаций, их филиалов и структурных подразделений3.

По Закону РФ от 20 декабря 1991 г. № 2071-1 «Об инвестированном налоговом кредите» малые предприятия имеют право на получение инвестиционного налогового кредита в виде отсрочки налогового платежа и уменьшения налога на прибыль на 10% от цены закупленного и введенного в действие оборудования4.

Закон РФ от 27 декабря 1991 г. «О налоге на прибыль предприятий и организаций» и Письмо Госналогслужбы от 13 марта 1996 г. № ВГ-6-02.1-77. На этой основе при определении налогооблагаемой прибыли исключается прибыль, направленная на строительство, реконструкцию и обновление основных производственных фондов, освоение новой техники и технологий; в первые два года работы не уплачивают налог на прибыль предприятия по производству товаров народного потребления, строительные, ремонтно-строительные и производящие строительные материалы при условии, если выручка от указанных видов деятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации продукции. При этом началом работы считается день регистрации предприятия. Данная льгота не касается предприятий, созданных на базе ликвидированных предприятий, их филиалов и структурных подразделений1.

Налог на прибыль по ставке, уменьшенной в полтора раза, обязаны платить банки, предоставляющие не менее 50% общей совокупности кредитов крестьянским (фермерским) хозяйствам, колхозам, совхозам и другим сельскохозяйственным предприятиям; предприятиям, перерабатывающим сельскохозяйственную продукцию, а также малым предприятиям (за исключением осуществляющих снабженческо-сбытовую, торговую или закупочную деятельность); а также страховщики, которыми не менее 50% страховых взносов за отчетный период получено от страхования имущественных интересов крестьянских (фермерских) хозяйств, колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий и малых предприятий. Кроме того, освобождена от налогообложения прибыль, направляемая в качестве добровольных взносов в Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции. По малым предприятиям суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные при приобретении основных средств и нематериальных активов, вычитаются в полном объеме при вводе в эксплуатацию основных средств и принятии на учет нематериальных активов.

По проекту нового Налогового кодекса применительно к малому бизнесу будет использован налог, который вносится разово, по принципу платы за патент. Он определяется по упрощенным показателям субъектами Федерации, на федеральном уровне устанавливается только его максимальный предел.

Большинство отечественных предприятий систематически испытывают колоссальные финансовые трудности. Российское налоговое законодательство не отличается либеральным подходом к предприятиям, испытывающим финансовые затруднения. На первый взгляд, в условиях рыночного хозяйства государство не должно делать налоговых скидок для компаний и фирм, которые не сумели правильно организовать свой бизнес и в результате этого оказались неплатежеспособными. Однако, учитывая массовый характер неплатежей в российской экономике, причины происхождения этого явления, следует с особенной осторожностью применять общие нормы налогового законодательства к конкретным предприятиям. На сегодняшний день в налоговых законах имеются лишь некоторые косвенные положения, которые можно рассмотреть в качестве определенных скидок предприятиям, несущим убытки и испытывающим финансовые трудности. К таким положениям относятся:

1.     Разрешение исчислять сумму причитающихся к уплате налога на добавленную стоимость и налога на прибыль исходя из фактических цен реализации в случае невозможности реализовать продукцию, работы и услуги по ценам выше себестоимости. Это обложение при соблюдении установленных законом правил позволяет предприятиям, продукция которых не приносит им достаточной выручки, не вносить в бюджет налог на прибыль, а по налогу на добавленную стоимость выводить отрицательную разницу во взаимоотношениях с бюджетом.

2.     Разрешение направлять на покрытие убытка (в течение пяти лет с момента его возникновения) прибыль текущего года при условии, чтобы направляемые на эти цели суммы не уменьшали величину налогооблагаемой прибыли более чем на 50%. Кроме того, предварительным условием для применения такого рода льгот является полное использование на покрытие убытков прошлых лет суммы имеющихся у предприятий резервов.

3.     Освобождение от уплаты налога на прибыль и налога на добавленную стоимость денежных средств и других активов, полученных в результате аукционов, инвестиционных торгов и инвестиционных конкурсов. Эта льгота имеет отношение к неплатежеспособным предприятиям в связи с тем, что они, как правило, остро нуждаются в инвестициях1.




Глава 2. Технико-экономическая характеристика предприятия ЗАО ТТП «Орбита».
2.1. Источники доходов для акционерного общества (выпуск акций, облигаций, векселей, получение прибыли, использование банков, инвестиционных фондов).
Закрытое акционерное общество торгово-техническое предприятие «Орбита» (ЗАО «Орбита») создано в порядке реорганизации государственного предприятия ВТТЦ «Орбита» 15 января 1993 года, это предприятие имеет в составе акционеров юридических и физических лиц, контрольный пакет акций принадлежит юридическому лицу. Местоположение предприятия: г. Воронеж, ул. Донбасская, 1. ЗАО «Орбита» представляет собой фирму по сборке, продаже и обслуживанию компьютеров, бытовой техники, осуществляет работу по оказанию предприятиям и физическим лицам транспортных услуг, имеет три розничных магазина (торговля бытовой техникой, запасными частями для бытовой техники, торговля продуктами питания). В состав ЗАО «Орбита» входит сертифицированный сервисный центр по установке, ремонту и обслуживанию контрольно-кассовых машин и аппаратов. Кроме этого, фирма выполняет работы по обучению и подготовке специалистов по ремонту и обслуживанию контрольно-кассовых машин и аппаратов1.

ЗАО «Орбита» создано в соответствии с действующим законодательством РФ об акционерных обществах:

Законом РФ «О собственности в РСФСР» от 24 декабря 1990 г., Законом РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1995 года (в части, регламентирующей государственную регистрацию предприятия). Законом РФ «Об иностранных инвестициях в РСФСР» от 4 июля 1991 года. Постановлением Совета Министров РСФСР «Об утверждении Положения об АО» от 25 декабря 1990 года № 601. Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Положения о выпуске ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР» от 28 декабря 1992года.

Уставной капитал разделен на простые именные акции (по числу учредителей)2. Изменение размера уставного капитала производится по решению Общего собрания акционеров. Увеличение уставного капитала производится путем дополнительного выпуска акций по номинальной стоимости не ниже стоимости акций первоначального выпуска, увеличения номинальной стоимости акций. Уставный капитал может быть уменьшен посредством понижения номинальной стоимости акций, путем сокращения числа акций и изъятия их из оборота с выплатой платежей, причитающихся владельцам акций. Решение об изменении уставного капитала вступает в силу с момента принятия его Общим собранием, при условии уведомления об этом органа, проводящего регистрацию предприятия. Имущество ЗАО «Орбита» составляют основные фонды и оборотные средства, а также иное имущество, стоимость которого отражается на его самостоятельном балансе. Источником имущества ЗАО «Орбита» являются собственные и заемные средства. К собственным средствам относятся: уставный капитал, фонды, создаваемые из чистой прибыли, средства, полученные на оплату работ, услуг или иной деятельности, не запрещенной законом; доход от ценных бумаг, дотации и безвозмездные благотворительные взносы.

Прибыль общества подлежит налогообложению в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Прибыль, остающаяся у ЗАО «Орбита» после уплаты налогов и иных платежей в бюджет, поступает в полное его распоряжение и используется обществом самостоятельно. ЗАО «Орбита» может объединить часть своего имущества с имуществом государственных, кооперативных и иных организаций для совместного производства товаров, выполнения работ и оказания услуг.

В ходе изучения документации ЗАО «Орбита» было установлено, что в обществе бездокументарная форма выпуска акций, т.е. ценные бумаги не выпущены, а это подразумевается. Стоит добавить, что акционерное общество на протяжении всего периода деятельности по решению общего собрания акционеров не распределяет дивиденды между акционерами, а вся прибыль от хозяйственной деятельности, после уплаты налогов, направляется (инвестируется) на дальнейшее расширение деятельности общества. Соответственно, ни о каких дивидендах речь не идет. Правда, справедливо будет сказать скорее не об инвестировании, а о реинвестировании, потому что, фактически акционеры реинвестируют причитающуюся им долю прибыли (дивиденды) снова в свое общество.

2.2. Особенности расчетов за финансовые и трудовые ресурсы, энергопотребление.
Для наглядности рассмотрим период деятельности ЗАО «Орбита» в период с 1996 г. по 1998 г.

На начало 1996 г. большим недостатком фирмы (особенно для тех подразделений, которые занимались розничной торговлей и оказанием платных услуг населению) являлось ее неудачное расположение и недостаток средств на рекламу. Когда предприятие начинало работать, местоположение считалось приемлемым, поскольку фирма занималась только ремонтом компьютеров и бытовой техники. Однако по мере роста, фирма все больше и больше стала заниматься продажами и консалтингом. Она также стала масштабнее заниматься сервисом и в настоящее время подписала сервисные контракты с представительствами в г. Воронеж фирм Sony, Samsung, Daw Electronics.

ЗАО «Орбита» переросла в стремящуюся к новым целям фирму и, чтобы реализовать это, необходимо было переехать.

    продолжение
--PAGE_BREAK--Был разработан проект определения объема финансирования для переезда и расширения активности.

Первоначальные инвестиции:

Оборудование     …………………………………18390 у. е1.

          Система IBM

          Система AT&T

          Коммодор 128

          Компьютер P133

          Принтер

          Монитор NEC

          Кабельная система

          Принтер Toshiba

          Портативный компьютер

Реклама      ………………………………………...7350 у. е.

          Рекламные объявления в газете «Мое»

          Рекламные объявления в газете «Камелот»

          Недорогие сувениры для торжественного открытия

          Радиореклама

          Почтовые расходы

Мебель       …………………………………………3100 у. е.

          Кресла

          Компьютерные столы

          Полки

          Справочники

          Декоративные растения

Рекламные вывески      …………………………...2000 у. е.

          На троллейбусе

          На здании

Образцы комплектующих изделий  …………….…500 у. е.

          Дискеты

          Кабели

          Блоки питания с защитой от выбросов напряжений

Канцелярские принадлежности       ……………….100 у. е.

          Книги учета продаж

          Книги учета ремонтов

          Ручки

          Штемпели

          Почтовые марки

          Скрепки

Арендная плата за первый месяц     ……………..2000 у. е.

Зарплата за три месяца………………………….10500 у. е.

          Управленческий персонал 2500 у. е.

          Консультант 1000 у. е.

Оборотный капитал      …………………………..8000 у. е.

Установка телефона      ……………………………575 у. е.

Транспортные расходы за три месяца      ……...3000 у. е.

Страхование производства за первый месяц …..200 у. е.

Страхование автобуса и оплата бензина   ……..285 у. е.

Разное (расходы по чекам)    …………………...500 у. е.
ИТОГО общие начальные расходы     ….56500 у. е.
Ежемесячные расходы.

Аренда (включая коммунальные услуги)  ……2000 у. е.

Зарплата     ………………………………………5000 у. е.

Реклама      ………………………………………1000 у. е.

Телефонные расходы    ………………………….415 у. е.

Транспортные расходы                   ………………….1000 у. е.

Страхование производства    ……………………200 у. е.

Канцтовары         …………………………………..50 у. е.

Страхование автомашины и оплата бензина …...285 у. е.
Общие ежемесячные расходы               ……9950 у. е1.
ЗАО «Орбита» – это работающее динамичное предприятие, которое на рассматриваемый период испытывает трудности, связанные с местонахождением. У предприятия хорошая репутация, заработанная за счет порядочности, серьезная поддержка со стороны клиентов, но для достижения потенциальных возможностей фирме необходимо новое место.

Центральный Дом бытовых услуг был выбран в качестве нового места, поскольку это заведение имеет большую рекламную компанию и ЗАО «Орбита» хотело бы принять в ней участие.

Потребители, доставляющие свои компьютеры для обслуживания на фирму, и те, кто покупают компьютерные системы у ЗАО «Орбита» будут очень довольны предлагаемым обслуживанием. Рост будет обеспечиваться за счет большего количества заказчиков, знающих о таком привлекательном обслуживании. Размещение фирмы ЗАО «Орбита» в Центральном Доме быта позволит ей полностью реализовать свой потенциал и продолжит путь к открытию подобных отделений фирмы в других местах. Существующие товарно-материальные запасы приведены в табл. 2.

Анализ безубыточности проведем на основании данных для нового местонахождения (в у. е.):
Таблица 2. Существующие товарно-материальные запасы.

Общие ежемесячные постоянные затраты                   ……………9950

Приблизительные ежемесячные переменные затраты ……….250

Итого                   ……………………………………………………10200
Для безубыточной работы необходимо ежемесячно продавать:
64 штуки IBMP133 или                                       158,18 (прибыль)

29 штук портативных IBMP133 или                   348,00 (прибыль)

18 штук IBMServer                                              557,00 (прибыль)

15 штук систем IBM, 15 принтеров, 11               235,00 (прибыль)

компьютеров P133, один компьютер

IBM Server, 2 портативных P133
Как видно, сюда входят только продажи самих компьютеров. Естественно, что существует масса комбинаций компьютеров, программного обеспечения и услуг, которые позволят ЗАО «Орбита» обеспечивать безубыточность каждый месяц. Вышеупомянутая аппаратура проект, показывающий, что следует продавать, чтобы добиться безубыточности, однако фирма стремится к большему. Первый новый магазин сети планировалось открыть в течение первого года после переезда ЗАО «Орбита».

Теперь рассмотрим плановые и фактические показатели (табл. 3, 4, 5) сложившиеся в 1996-1998 г.г.
Таблица 3. Баланс прибыли и убытков на 1996 год1.

Новый магазин планировалось открыть в мае 1997 года. Позже у нас будет возможность сравнить плановые и фактические показатели работы ЗАО «Орбита».

Прибыль на инвестируемый капитал.

Новый магазин.
Год                                                   Чистая прибыль
1996                                                                                                                                                      54450

1997                                                                                                                                                      60220

1998                                                                                                                                                      131888

Общая чистая прибыль                             246558

Первоначальные инвестиции                    50000

Стоимость нового оборудования             56500

Затраты на переезд включены в стоимость нового оборудования. Итого инвестиций (реинвестиций) 106500.

Чистая прибыль за вычетом инвестиций:

246558 – 106500 = 14058.

Чистая фактическая прибыль для инвестора к концу 1996 года должна была составить 14058 у. е., т. е. Процентная (кредитная) ставка для инвестора составит 31,5% от первоначальной суммы инвестиций 106500 у. е. Инвестору придется ждать почти три года, чтобы получить прибыль, но к концу этого периода она составит 31,5% от его инвестиций1.
Таблица 4. Прогноз продаж до конца 1997 года.

Таблица 5. Прогноз продаж на 1998 год.


Цифры в этой таблице отражают прогноз увеличения продаж на 41% по сравнению с 1996 годом, в эти расчеты включена комиссия торгового персонала. Ожидаемая прибыль за 1997 год должна была составить 60220 у. е.
Таблица 6. Прогноз продаж на 1999 год.


Цифры в таблице 6 отражают прогноз увеличения продаж на 30% по сравнению с 1998 годом в соответствии с оценками фирмы ЗАО «Орбита». Ожидаемая чистая прибыль за 1999 год составит 131888 у. е.

К сожалению, планируемые фирмой ЗАО «Орбита» результаты не совсем совпали с реальной жизнью. Наиболее сильное расхождение произошло по результатам четвертого квартала 1998 года и результатам первого квартала 1999 года.
Таблица 7. Анализ планируемых и фактических результатов деятельности ЗАО «Орбита» за период 1996 – 1998 г.г. и начала 1999 года.



Квартал 1997 1998 1999

Валовый объем продаж

Валовые издержки

Валовая прибыль

Постоянные издержки

Чистая прибыль



План

Факт

План

Факт

План

Факт

План

Факт

План

Факт

I

70000

70000

57000

55000

13000

15000

30600

15000

-15600



II

120000

125000

86000

83000

34000

42000

30600

29600

3400

12400

III

161000

171000

113825

109825

47175

61175

30600

29600

16575

31575

IV

195000

215000

140125

136125

54875

78875

30600

29600

24275

49275

I

202025

232025

146170

147170

55855

84855

40800

41200

15055

43655

II

202025

232025

146170

145170

55855

86855

40800

41200

15055

45655

III

202025

232025

146170

151170

55856

80855

40800

41200

15055

39655

IV

202025

172025

146170

150170

55855

21855

40800

41200

15055

-19345

I

292401

222401

210528

180528

81472

41873

48500

40000

32972

1873

II

292401



210528



81472



48500



32972



III

292401



210528



81472



48500



32972



IV

292401



210528



81472



48500



32972





Чтобы более наглядно увидеть расхождения в планируемых и полученных результатах, обратимся к диаграмме 1, на которой приведены данные по планируемой и чистой фактической прибыли ЗАО «Орбита». Период с I квартала 1997 года  по период III квартала 1998 года фактические результаты выше планируемых очевидно за счет того, что при разработке бизнес-плана учитывалась только продажа компьютеров, но на практике, кроме торговли, на новом месте сразу же стали оказываться и платные услуги — это видно на графике. После III квартала 1998 года фактические результаты резко ухудшились по сравнению с плановыми – 17 августа 1998 года как раз пришлось на третий квартал, но в третьем квартале еще не произошло резкого падения прибыли, т.к. последствия кризиса ярко отразились лишь на IV квартале. В первом квартале ситуация несколько улучшилась, но еще очень далека от планируемой – это связано с тем что рынок компьютеров сильно зависит от курса рубля к доллару. Но, безусловно, ситуация не безнадежна. Предприятию ЗАО «Орбита» можно было бы, например, воспользоваться деталями и комплектующими изготовленными в странах Южной и Юго-Восточной Азии, чтобы несколько сгладить резкое падение курса рубля по отношению к доллару, и, соответственно не так резко повышать цены на свою продукцию.

Более болезненно сложившаяся ситуация ударила по инвесторам – сделать прогноз на дальнейшие перспективы рынка компьютеров фирмы IBM, AST, AT&T в сложившейся ситуации сложно. Более того, можно ожидать временного сокращения или даже полного ухода этих фирм с российского рынка компьютеров. Поэтому предприятию ЗАО «Орбита» необходимо срочно подготовить новый инвестиционный план, продумать варианты сокращения издержек, возможно частичного перепрофилирования торговли. Начало работы местной электронной промышленности даст предприятию возможность заключения договоров на сервисное обслуживание уже российской техники, к сожалению, количество выпускаемой продукции местными фирмами невелико1.

В данном случае акционеры, распределяя прибыль на новые инвестиции в свое предприятие, не получили планируемых результатов. Остается надеяться, что кризис августа 1998 года явление из разряда форс-мажорных и в дальнейшей своей деятельности акционеры, реинвестируя прибыль в ЗАО «Орбита» будут более удачливы.
2.3. Направления использования прибыли на предприятии (экономико-математические методы).
 Рассмотрим направления использования прибыли на предприятии с помощью экономико-математических методов.

Условие задачи.

Задана следующая экономическая ситуация. ЗАО «Орбита» осуществляет сборку изделий двух типов А и В. При этом используются комплектующие четырех видов. Расход комплектующих каждого вида на изготовление единицы изделия и запас комплектующих заданы в таблице.

Выпуск изделия А приносит 3 денежные единицы, В – 2 денежные единицы. Составить план производства, обеспечивающий максимальную прибыль.

а) составить математическую модель задачи;

б) пояснить смысл целевой функции и ограничений.
Решение2:

а) Математическая модель.

2х1 + 3х2 £ 21

х1 £ 4

х2 £ 6

2х1 + х2 £ 10

х1 ³ 0

х2 ³ 0
б) Суммарный расход каждого вида сырья на весь выпуск не должен превышать заданного ограничения.

в) Решить задачу симплексным методом.

Преобразуем неравенства в равенства, для этого введем четыре дополнительные переменные.

2х1 + 3х2 + х3 = 21

х1 + х4 = 4

х2 + х5 = 6

2х1 + х2 + х6 =10

f = 3х1 + 2х2 + 0´х3 + 0´х4 + 0´х5 + 0´х6 Þ max

перепишем в виде систем 0 уравнений

0 = 21 – (2х1 + 3х2 + х3)

0 = 4 – (х1 + х4)

0 = 6 – (х2 + х5)

0 = 10 – (2х1 + х2 + х6)

f = 0 – (-3х1 – 2х2 — 0´х3 — 0´х4 — 0´х5 — 0´х6)

Система уравнений может быть записана в виде векторного равенства:

0 = В – (А1х1 + А2х2 + А3х3 + А4х4 + А5х5 + А6х6)

В – свободные члены

А1…А6 коэффициенты при переменных х1…х6

Линейная форма имеет вид:

f = с1х1 + с2х2 + с3х3 + с4х4 + с5х5 + с6х6

Векторы А3, А4, А5, А6 составляют базис.

Составляем первую симплекс таблицу:


Решение: х1 = 0, х2 = 0, х3 = 21, х4 = 4, х5 = 6, х6 = 10

          f = 0

Так как в индексной строке есть отрицательные элементы – решение не является оптимальным.

А1 вводим в базис вместо вектора А4
 
Решение: х1 = 4, х2 = 0, х3 = 13, х4 = 0, х5 = 6, х6 = 2

          f = 12
Так как в индексной строке есть отрицательные элементы – решение не является оптимальным.

А2 вводим в базис вместо вектора А6
 
Решение х1 = 4, х2 = 2, х3 = 7, х4 = 0, х5 = 4, х6 = 0

          f = 12
Так как в индексной строке есть отрицательные элементы – решение не является оптимальным.

А4 вводим в базис вместо вектора А3


Решение х1 = 2,25; х2 = 5,5; х3 = 0; х4 = 1 ¾; х5 = ½; х6 = 0

          f = 17,75

В индексной строке нет отрицательных элементов, следовательно, дальнейшее увеличение значения линейной формы невозможно мы получили оптимальную программу1.

Максимальная прибыль достигается при изготовлении первого вида продукции 2,25 у. е., а второго 5,5 у. е.

Так как не было задано условие целочисленности, такие значения допустимы, например, в качестве условных единиц – тысяч штук.




Глава 3. Основные направления повышения эффективности производства в условиях перехода к рыночной экономике.

3.1. Основные направления снижения издержек предприятия в условиях рыночной экономики.
Основные факторы повышения эффективности производства – это техника, технология, организация производства1.

Техника (машины, механизмы, автоматизированные системы управления производством и т. п.) позволяет механизировать и автоматизировать производство. Принято различать частичную и комплексную механизацию и автоматизацию.

Частичная механизация – первоначальная форма механизации, которая характеризуется заменой ручного труда машинами на отдельных процессах производства, главным образом на основных. При комплексной механизации производства ручной труд отсутствует. При частичной автоматизации отдельные операции и процессы производства осуществляются автоматическими машинами, механизмами и оборудованием без участия человека. Эти орудия труда работают среди обычных, неавтоматизированных машин, не образуя взаимодействующей системы.

Наиболее эффективные станки-автоматы, гибкие производственные системы в отдельных случаях повышают производительность труда в 5 – 10 раз, и даже в 20 раз. В результате этого уменьшаются издержки производства, повышается рентабельность производства и качество продукции.

Технология как наука о способах и методах переработки сырья возникла в связи с развитием крупной машинной промышленности. К настоящему времени технология промышленного производства выросла в самостоятельную отрасль знаний, накопила обширный теоретический и практический материал. Из описательной – она превратилась в точную науку, основанную на отечественных и зарубежных открытиях и изобретениях, передовом опыте. Технология воздействует на совершенствование производственных процессов, организацию производства, сокращение тяжелого и рутинного труда.

В результате такой тесной связи с производством технология стала радикально влиять на снижение затрат живого и овеществленного труда.

Технологическим процессом называется последовательное изменение формы, размеров, свойств материала или полуфабрикатов в целях получения изделия в соответствии с заданными техническими требованиями. Технологическая дисциплина тесно связана с такими экономическими дисциплинами, как экономика предприятия и предпринимательства, менеджмент, экономика и управление научно-техническим прогрессом и др.

Связь технологии с экономикой проявляется, например, через отношения в процессе производства. Отношения, охватывающие взаимодействия всех различных компонентов производительных сил, т. е. моментов процесса труда, называются технологическими. Они складываются в систему взаимодействия «человек – наука – техника – производство – экономика». Наука и техника являются средствами увеличения производственных возможностей.

С экономической точки зрения только те технологические процессы являются оптимальными, которые способствуют наиболее полному удовлетворению материальных и духовных потребностей человека.

Уровень технологии любого производства оказывает решающее влияние на экономические показатели (прибыль, рентабельность продукции, издержки производства и др.). Поэтому экономисту необходимы достаточные знания современных технологических процессов, а инженеру знания в области экономики.

Организация производства  — это совокупность методов, обеспечивающих наиболее целесообразное соединение и использование во времени и пространстве средств труда, в целях эффективного ведения производственных процессов и в целом предпринимательской деятельности.

Характер и структура производства зависят от особенностей выпускаемой продукции, типа производства, применяемых орудий труда, предметов труда и технологических процессов. Правильно организованное производство строится на следующих основных принципах: специализации, пропорциональности, параллельности, непрерывности, прямоточности и ритмичности.

Специализация производства – это сосредоточение выпуска конструктивно и технологически подобной продукции массового спроса. Конструктивное и технологическое подобие создается с помощью широкой унификации. В самом общем виде унификация – это сведение многообразия к рациональному единообразию с некоторым конструктивным улучшением объекта унификации.

Пропорциональность – сочетание производственных мощностей всех подразделений производства. Она позволяет выпускать продукцию в нужных количествах, номенклатуре, ассортименте и комплектности в установленные сроки.

Параллельность – одновременное выполнение операций и стадий производственного процесса. Этот принцип позволяет создать широкий фронт работ по изготовлению конечного продукта.

Непрерывность – организация производства, при которой одна операция следует за другой без перерывов во времени внутри смены, между сменами, внутри операции и между операциями.

Прямоточность – рациональная организация перемещения продукции в процессе производства; обеспечивает кратчайший путь движения изделия от одного этапа (стадии операции) изготовления к последующему.

Ритмичность – выпуск продукции в равные промежутки времени одинакового или возрастающего количества повторяющихся изделий.

Производственный процесс, построенный на основе соблюдения вышеназванных принципов, считается рациональным.

Совершенствование производства должно осуществляться в направлении его специализации (строгого закрепления все более ограниченного объема разнообразных работ, выполняемых на каждом участке производства), дальнейшей концентрации (доведение производства до оптимальных масштабов), комплексной механизации и автоматизации производственных процессов и управления ими.

К современным методам организации производства относится поточное производство продукции массового спроса1. Высшей формой организации поточных методов являются поточные линии. Они бывают в основном двух систем: из специальных станков-автоматов прерывного действия и роторные непрерывного действия. В качестве специальных могут применяться станки с программным управлением, для выполнения вспомогательных операций – робототехнические устройства.

Эффективность поточной организации производства состоит в том, что она позволяет полнее реализовать пропорциональность, ритмичность и непрерывность, резко сократить, простои оборудования, долю вспомогательных операций, уменьшить длительность производственного цикла, повысить качество продукции.

В условиях свободной конкуренции цена продукции, произведенной предприятиями, фирмами выравнивается автоматически. На нее воздействуют законы рыночного ценообразования. В тоже время каждый предприниматель стремится к получению максимально возможной прибыли. И здесь, помимо факторов увеличения объема производства продукции, продвижения ее на незаполненные рынки и др., неумолимо выдвигается проблема снижения затрат на производство и реализацию этой продукции, снижения издержек производства.

В традиционном представлении важнейшими путями снижения затрат является экономия всех видов ресурсов, потребляемых в производстве: трудовых и материальных.

Так, значительную долю в структуре издержек производства занимает оплата труда (в промышленности России 13-14%, развитых стран 20-25%). Поэтому актуальна задача снижения трудоемкости выпускаемой продукции, роста производительности труда, сокращения численности административно-обслуживающего персонала.

Снижения трудоемкости продукции, роста производительности труда можно достигнуть различными способами. Наиболее важные из них – механизация и автоматизация производства, разработка и применение прогрессивных, высокопроизводительных технологий, замена и модернизация устаревшего оборудования. Однако одни мероприятия по совершенствованию применяемой техники и технологии не дадут должной отдачи без улучшения организации производства и труда. Нередко предприятия (фирмы) приобретают или берут в аренду дорогостоящее оборудование, не подготовившись к его использованию. В результате коэффициент использования такого оборудования очень низок. Затраченные на приобретение средства не приносят ожидаемого результата.

Важное значение для повышения производительности труда имеет надлежащая его организация: подготовка рабочего места, полная его загрузка, применение передовых методов и приемов труда и др.

Материальные ресурсы занимают до 3/5 в структуре затрат на производство продукции. Отсюда понятно значение экономии этих ресурсов, рационального их использования. На первый план здесь выступает применение ресурсосберегающих технологических процессов. Немаловажным является повышение требовательности и повсеместное применение входного контроля за качеством поступающих от поставщиков сырья и материалов, комплектующих изделий и полуфабрикатов.

Сокращения расходов по амортизации основных производственных фондов можно достигнуть путем лучшего использования этих фондов, максимальной их загрузки.

На зарубежных предприятиях рассматриваются также такие факторы снижения затрат на производство продукции, как определение и соблюдение оптимальной величины партии закупаемых материалов, оптимальной величины серии запускаемой в производство продукции, решение вопроса о том, производить самим или закупать у других производителей отдельные компоненты или комплектующие изделий.

Известно, что чем больше партия закупаемого сырья, материалов, тем больше величина среднегодового запаса и больше размер издержек, связанных со складированием этого сырья, материалов (арендная плата за складские помещения, потери при длительном хранении, потери, связанные с инфляцией и др.). Вместе с тем приобретение сырья и материалов крупными партиями имеет свои преимущества. Снижаются расходы, связанные с размещением заказа на приобретаемые товары, с приемкой этих товаров, контролем за прохождением счетов и др. Таким образом, возникает задача определения оптимальной величины закупаемых сырья и материалов. Расчет можно вести по следующей схеме (таблица 8)1.
Таблица 8.

Как видно из таблицы, оптимальное годовое число закупок в данном примере равно четырем, поскольку сумма издержек по складированию и обслуживанию закупок в этом случае является наименьшей.

Те же правила действуют и при определении оптимальной величины серии запускаемой продукции. При производстве продукции значительным числом мелких серий издержки по складированию готовой продукции будут минимальными. Однако возрастут затраты на подготовку производства. Рассчитаем оптимальную величину серии запуска (таблица 9)2.

Из таблицы следует, что наиболее оптимальной величиной серии запуска является серия 2 по 4500 штук, в результате которой издержки по складированию готовой продукции и подготовке производства составляют минимальную величину – 11908 тыс. руб. в год.

Конечно, подобные расчеты нельзя считать достаточно объективными и точными, однако, в определенном приближении их принять можно.

В сочетании с традиционными путями снижения затрат на производство продукции вновь возникшие факторы позволят в комплексе довести величину издержек производства до оптимального уровня.

Проблема безубыточного функционирования, расширенного воспроизводства, с одной стороны, убыточности и банкротства – с другой, многих отечественных компаний, банков, предприятий различных отраслей хозяйства и сфер деятельности являются как нельзя более актуальной. Только рост прибыли, нововведения обеспечивают финансовую основу самофинансирования рыночной деятельности фирмы, осуществления ее расширенного воспроизводства.
Таблица 9.

Благодаря прибыли выполняются обязательства предприятия перед бюджетом, банками, другими предприятиями и организациями.
3.2. Пути повышения рентабельности производства.
Если предприятие получает прибыль, оно считается рентабельным.

Но как не допустить «сползания» предприятий к получению прибыли любой ценой? Как разумно ограничить их в этом стремлении? Ведь сегодня предприятие может увеличить прибыль не только за счет лучшей работы, роста объема производства нужной народному хозяйству продукции и снижения ее себестоимости, но и за счет рентабельной продукции, произвольного увеличения цен на изделия без соответствующего повышения качества и т. п.

Показатели рентабельности, применяемые в экономических расчетах, характеризуют относительную прибыльность. Различают показатели рентабельности продукции и рентабельности предприятия.

Рентабельность продукции примеряют в 3-х вариантах: рентабельность реализованной продукции, товарной продукции и отдельного изделия.

Рентабельность реализованной продукции это отношение прибыли от реализации продукции к ее полной себестоимости. Рентабельность изделия — это отношение прибыли на единицу изделия к себестоимости этого изделия. Прибыль по изделию равна разности между его оптовой ценой и себестоимостью.

Показатели рентабельности и доходности имеют общую экономическую характеристику, они отражают конечную эффективность работы предприятия и выпускаемой им продукции. Главным из показателей уровня рентабельности является отношение общей суммы прибыли к производственным фондам.

Существует много факторов, определяющих величину прибыли и уровень рентабельности. Эти факторы можно подразделить на внутренние и внешние. Внешние — это факторы, не зависящие от усилий данного коллектива, например изменение цен на материалы, продукцию, тарифов перевозки, норм амортизации и т.д. Такие мероприятия проводятся в общем масштабе и  сильно воздействуют на обобщающие показатели производственно – хозяйственной деятельности предприятий.

Структурные сдвиги в ассортименте продукции существенно влияют на величину реализованной продукции, себестоимость и рентабельность производства. Задача экономического анализа — выявить влияние внешних факторов, определить сумму прибыли, полученную в результате действия основных внутренних факторов, отражающих трудовые вложения работников и эффективность использования производственных ресурсов.

Показатели рентабельности (доходности) являются общеэкономическими. Они отражают конечный финансовый результат и отражаются в бухгалтерском балансе и отчетности о прибылях и убытках, о реализации, о доходе и рентабельности.

Рентабельность можно рассматривать как результат воздействия технико-экономических факторов, а значит как объекты технико-экономического анализа, основная цель которого  выявить количественную зависимость конечных финансовых результатов производственно — хозяйственной деятельности от основных технико-экономических факторов.

Рентабельность является результатом производственного процесса, она формируется под влиянием факторов, связанных с повышением эффективности оборотных средств, снижением себестоимости и повышением рентабельности продукции и отдельных изделий.

Общую рентабельность предприятия необходимо рассматривать как функцию ряда количественных показателей  — факторов: структуры и фондоотдачи  Основных производственных фондов, оборачиваемости нормируемых оборотных средств, рентабельности  реализованной продукции.

Методика анализа общей рентабельности: 

1.     По факторам эффективности;

2.     В зависимости от размера прибыли и величины производственных факторов.

Балансовая (общая) прибыль – это конечный финансовый результат производственно — финансовой деятельности. Вместо общей прибыли у предприятия может образоваться общий убыток, и такое предприятие перейдет в категорию убыточных.

Общая прибыль (убыток) состоит из прибыли (убытка) от реализации продукции, работ и услуг; внереализационных прибылей и убытков. Под рентабельностью предприятия понимается его способность к приращению вложенного капитала. Задачей анализа рентабельности являются несколько положений:

оценить динамику показателя рентабельности с начала года, степень выполнения плана, определяют и оценивают факторы, влияющие на эти показатели, и их отклонения от плана;

выявляют и изучают причины потерь и убытков, вызванных бесхозяйственностью, ошибками в руководстве и другими упущениями в производственно – хозяйственной деятельности предприятия;

вскрывают и подсчитывают резервы возможного увеличения прибыли или дохода предприятия.

Оптимальным дополнением к показателям прибыли и рентабельности явилось бы выделение в том числе удельного веса увеличения прибыли, полученного в результате снижения себестоимости. Такое дополнение ориентировало бы первичное звено на осуществление организационно-технических мероприятий, направленных на рост производительности труда, экономию и рациональное использование сырья, материалов, топлива, энергии, на лучшее использование основных фондов и производственных мощностей, а в итоге – на снижение затрат на производство продукции в целом. Это не исключало бы и рост объема производства, в результате которого относительно уменьшается удельный вес условно-постоянных расходов в составе себестоимости продукции.

Следует также заметить, что по мере формирования цивилизованных рыночных отношений, ликвидации дефицита, монополии отдельных производителей у предприятий останется лишь один путь увеличения прибыли – увеличение объема выпуска продукции, снижение затрат на ее производство.
3.3. Проблемы совершенствования механизма формирования и распределения доходов предприятия.
Предпринимательская деятельность (предпринимательство) представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли. Следовательно, получение прибыли – это непосредственная цель предприятия. Но получить прибыль предприятие может только в том случае, если оно производит продукцию или услуги, которые реализуются, т. е. удовлетворяют общественные потребности. Соподчиненность этих двух целей – удовлетворение потребности и получение прибыли – следующая. Нельзя получить прибыль, не изучив потребности и не начав производить тот продукт, который удовлетворяет потребности. Потребности в свою очередь подразделяются на: потребности и платежеспособные потребности. Необходимо произвести продукт, который удовлетворяет потребности и при том по такой цене, которая удовлетворила бы платежеспособные потребности. А приемлемая цена возможна только в том случае, когда предприятие выдерживает определенный уровень издержек, когда потребляемые ресурсы, затраты меньше, чем полученная выручка, т. е., когда предприятие работает с прибылью. В этом смысле и говорится, что прибыль – непосредственная цель функционирования предприятия и одновременно это результат его деятельности. Если предприятие не укладывается в рамки такого поведения и не получает прибыли от своей производственной деятельности, оно вынуждено уйти с экономической сферы, признать себя банкротом.

В общем виде формулу прибыли можно представить в следующем виде:

P = W – (З
+ Н + Ш),

Где Р – прибыль предприятия, руб./год,

W– выручка от реализации созданной продукции, руб./год;

З – затраты на производство и реализацию созданной продукции, руб./год;

Н – величина налогов, выплачиваемых предприятием, руб./год;

Ш – штрафные санкции, руб./год.


Выручка от реализации определяется по формуле:
Где Ni – количество произведенной и реализованной потребителями i-й продукции в натуральном выражении;

C
i – цена реализации i-й продукции, руб.;

n – количество позиций реализуемой продукции, шт.
Если затраты и штрафы в существенной мере зависят от предприятия, то налоги, уплачиваемые предприятием, — это внешние условия хозяйствования. Налоговая система, действующая в настоящее время в России, достаточно громоздкая и дифференцирована на федеральный, республиканский и местный уровни. Предприятие должно уплачивать на первом уровне: налог на добавленную стоимость, акцизы на отдельные виды и группы товаров, отчисления на покрытие затрат по геологоразведочным и геолого-поисковым работам по полезным ископаемым; подоходный налог с юридических и физических лиц, налог на транспортные средства, гербовый налог, государственную пошлину. На втором уровне – налог на добычу природных ресурсов в виде акцизов, акцизы на бензин, моторное топливо, газ, налог на имущество предприятия, плату за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем. На третьем уровне – местные налоги: налог на строения, помещения и сооружения, земельный налог, промысловый налог, сбор за регистрацию предпринимательской деятельности физических лиц, налог на рекламу, лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей, сбор с аукционных продаж и др.

Итак, предприятие в условиях рынка в своем стремлении максимизировать прибыль обладает четырьмя степенями свободы:

·        установление цен,

·        формирование затрат,

·        формирование объемов продукции,

·        выбор номенклатуры и ассортимента продукции.
Но этими же степенями свободы обладают и все другие участники рынка, и поэтому каждое предприятие должно учитывать не только свое поведение на рынке, но и поведение конкурентов. В условиях рынка производители продукции соревнуются за то, чтобы наиболее полно удовлетворить потребности покупателей, потребителей в широком смысле слова, только, в этом случае они могут процветать как производители продукции.

Благополучие фирмы в области финансов обеспечивается за счет действия как внешних, так и внутренних факторов, причем для предпринимателя особое значение приобретают, прежде всего, внешние обстоятельства, которые он изменить не может и вынужден к ним приспосабливаться. Внутренние возможности фирмы используются таким образом, чтобы эффективно задействовать внешние факторы.

Анализ внешней среды служит инструментом, при помощи которого менеджеры контролируют внешние по отношению к организации факторы с целью предвидеть потенциальные опасности и вовремя задействовать вновь открывающиеся возможности. Изучение внешней среды позволяет фирме своевременно спрогнозировать появление рыночных опасностей, подготовить ситуационные планы на случай возникновения непредвиденных обстоятельств, разработать стратегию, которая позволит компании достигнуть поставленных целей и превратить потенциальные угрозы в выгодные возможности.

Внешняя среда – это все те внешние факторы, которые влияют на деятельность фирмы и, в свою очередь, испытывают на себе ее воздействие. К ним относятся географические, международные, национальные, политические, правовые, экономические, социальные и другие факторы.

В последнее время все более важное значение приобретают сбыт, реклама, продвижение товара. Эти показатели занимают одно из центральных мест в анализе. Фирма может рассчитывать на успех на рынке только в том случае, если она имеет активных и компетентных реализаторов ее товаров и услуг, агрессивную, творчески разработанную рекламу, целостную систему продвижения товаров и услуг к покупателю.

Но, конечно, самое главное в совершенствовании механизма формирования и распределения доходов предприятия – анализ прибыльности. Прибыль – обобщающий показатель эффективности деятельности любой коммерческой организации. Поэтому постоянный контроль за прибылью от всех направлений деятельности, разных товаров и услуг является важной функцией управления.

Финансовое состояние организации во многом определяет, какую тактику и стратегию выберет руководство на рынке. Детальный анализ финансового состояния помогает выявить уже имеющиеся и потенциальные резервы организации в этой области. Анализ финансового состояния обычно проводится методами финансовой ревизии.

Важнейшей категорией рыночной экономики является прибыль. Именно при этом условии фирма может стабильно существовать и обеспечивать себе основу для роста. Стабильная прибыль фирмы проявляется в виде дивиденда на вложенный капитал, способствует привлечению новых инвесторов и, следовательно, увеличению собственного капитала фирмы. Поэтому становится ясным интерес к проблемам прибыльности деятельности фирмы. Прибыль, точнее, ее максимизация выступает непосредственной целью производства в любой отрасли национальной экономики. Производители, однако, могут сталкиваться с особыми ситуациями, выдвигающими на первый план решения проблем, не укладывающихся в русло максимизации прибыли, или даже вызывающих противоречия с этой целью: например, резкое снижение цен для выхода на новые рынки или проведение дорогостоящих рекламных компаний для привлечения потребителей, осуществление мер экологического порядка и т.п. Но все подобные шаги носят все же тактический характер и в конечном счете подчинены решению главной стратегической задачи — получения возможно большой прибыли.

В зависимости от времени, затрачиваемого на изменение количества используемых в производстве ресурсов, краткосрочный и долговременный периоды в деятельности фирмы.

Краткосрочный — тот, в течение которого предприятие не может изменить свои производственные мощности. В этот период оно в состоянии добиваться сдвигов лишь  в  интенсивности  использования этих мощностей — через ресурсы (сырье, топливо, энергия, живой труд и т.п.), которые поддаются быстрой корректировке.

 Долговременный период — такой, что достаточен для изменения количества всех привлекаемых ресурсов, включая производственные мощности. В течение этого периода могут возникать новые фирмы и закрываться старые.

Краткосрочный и долговременный периоды не являются строго определенными интервалами, одинаковыми для всех отраслей. Последние различаются, прежде всего, по возможностям изменения производственных мощностей, а не по продолжительности. Например, в легкой промышленности эти изменения могут быть довольно быстро осуществлены (так, предприятие по пошиву одежды расширит свои производственные мощности за несколько дней, установив дополнительные столы для раскроя тканей и швейные машины). В тяжелой промышленности этот процесс требует значительно большего времени (например, для строительства нового нефтеперерабатывающего завода может понадобиться несколько лет).

Суть различия между периодами состоит в возможности изменения производственных мощностей. В рамках краткосрочного периода невозможно ввести в строй новые мощности, но возможно повысит степень их использования. В пределах долговременного периода можно расширить производственные мощности. Деление на два периода имеет большое значение при определении стратегии и тактики фирмы в максимизации прибыли.

Кривая спроса, с которой сталкивается отдельная конкурентная фирма, совершенно эластична. Фирма не может добиться более высокой цены, ограничивая объем выпуска; не нуждается она и в более низкой цене, для того чтобы увеличить свой объем продаж.

Очевидно, что кривая спроса на продукцию фирмы является в то же время кривой дохода. То, что выступает как цена за единицу продукции для покупателя, является доходом от единицы продукции, или средним доходом, для продавца. Сказать, что покупатель должен уплатить цену в 100 дол. за штуку, — то же самое, что сказать: доход от единицы продукции, или средний доход, полученный продавцом, равен 100 дол. Средний доход  AR (Average Revenue) и цена — это одно и то же, рассмотренное с разных точек зрения.

Валовой доходTR (Total Revenue) при любом уровне продаж может быть легко определен путем умножения цены на соответствующее количество продукции, которое фирма может продать… В этом случае валовой доход увеличивается на постоянную величину — 100 дол. — с каждой дополнительной единицей продаж. Каждое проданное изделие прибавляет ровно свою цену к валовому доходу.

Всякий раз, когда фирма обдумывает, насколько изменить объем производства, она будет озабочена и тем, как изменится ее доход в результате этого сдвига в выпуске. Какой будет дополнительный доход от продажи еще одной единицы продукции?

Предельный доходесть дополнение к валовому доходу, то есть добавочный доход, который является результатом продажи еще одной единицы продукции. Валовой доход увеличивается на постоянную сумму с каждой дополнительно проданной единицей. В условиях чистой конкуренции цена товара является постоянной для отдельной фирмы; добавочные единицы, следовательно, могут быть проданы без понижения цены продукта. Это означает, что каждая дополнительная единица продаж присоединяет точно свою цену — в данном случае 100 дол. — к валовому доходу. И предельный доход — это увеличение валового дохода. Предельный доход постоянен в условиях чистой конкуренции, потому что дополнительные единицы могут быть проданы по постоянной цене.На рисунке 2 представлены прямые, характеризующие валовой и предельный доход фирмы.



Рис. 2 Спрос, предельный доход и валовой доход фирмы.
При фиксированной рыночной цене перед конкурентным производителем стоят три взаимосвязанных вопроса:

1.     Следует ли производить?

2.     Если да, то какое количество продукции?

3.     Какая прибыль (или убыток) будет получена?

В краткосрочном периоде часть валовых издержек фирмы является переменными издержками, а остальные — постоянными издержками. Последние должны быть оплачены «из кармана», даже когда фирма закрывается. В краткосрочном периоде фирма несет убытки, равные ее постоянным издержкам, когда производство находится на нулевом уровне. Это означает, что, возможно, не существует ни одного уровня производства, при котором фирма получала бы прибыль, но фирма могла бы все-таки производить при условии, что, поступая так, она понесет убыток меньший, чем потеря постоянных издержек, с которой она столкнется при закрытии. Другими словами, правильный ответ на вопрос: «Следует ли производить?» — таков: фирме следует осуществлять производство в краткосрочном периоде, если она может получить либо экономическую прибыль, либо убыток, который меньше, чем ее постоянные издержки.

Предположив, что фирма будет производить, уместно поставить второй вопрос: «Сколько продукта должно быть произведено?» Ответ здесь совершенно очевиден: в краткосрочном периоде фирме следует производить такой объем продукции, при котором она максимизирует прибыли или минимизирует убытки.
 
 



Заключение. Выводы, предложения.
Залог выживаемости предприятия – его стабильность на рынке. Чтобы предприятие могло эффективно функционировать и развиваться, ему прежде всего нужна устойчивость денежной выручки, достаточной для расплаты с поставщиками, кредиторами, своими работниками, местными органами власти, государством. После расчетов и выполнения обязательств необходима еще и прибыль, объем которой должен быть, по крайней мере, не ниже запланированного. Но финансовая устойчивость не сводится только к платежеспособности. Для достижения и поддержания финансовой стабильности важны не только абсолютные размеры прибыли, сколько относительно объема капитала и объема его выручки, т.е. показатели рентабельности.

Рост выручки и доходов, содействующий наращиванию рентабельности, росту устойчивости предприятия, уменьшению вероятности его банкротства, рационален лишь до определенных пределов, поскольку, как правило, высокую рентабельность рыночных позиций обеспечивают, действуя с повышенным риском. В этом случае возрастают потенциальные возможности убытков, а в последующем и банкротства.

Результаты предпринимательской деятельности во многом предопределяются выбором состава и структуры, изготавливаемых и реализуемых товаров, оказываемых услуг. Здесь важна не только общая величина затрат, но и зависимость между постоянными и переменными издержками, определяющими скорость оборота капитала. Большое значение имеет для действия менеджера или руководителя учет в полной мере особенностей той стадии жизненного цикла, на которой находится фирма.

Стремясь решить постоянно возникающие конкретные вопросы, получить квалифицированную оценку финансового положения, руководители предприятий все чаще прибегают к данным учета и, как следствие, к данным финансового и управленческого анализа. При этом они, как правило, не довольствуются констатацией величины показателей отчетности, а рассчитывают получить конкретное заключение о достаточности платежных средств, нормальных соотношениях собственного и заемного капитала.

В этих условиях меняется роль бухгалтерии, в чьи функции входит не только обеспечение текущего учета и составление отчетности, но и анализ финансового положения в целях эффективного управления предприятием. Удовлетворить новые запросы администрации имеет возможность только бухгалтер-аналитик, способный разобраться в экономике предприятия, выявить ее больные места на основе финансово-учетных данных, осуществить налоговое планирование. Совершенно очевидно, что финансовое благополучие фирмы прямо пропорционально уровню организации в ней системы управленческого учета.

Для реализации данных задач необходима реальная база. Такой базой и является учетная политика предприятия, разработка и реализация учетной политики связаны с практическим осуществлением бухгалтерского учета на предприятии.

Расчеты как общей, так и сравнительной экономической эффективности затрат не должны ограничиваться обобщающими показателями. Для всестороннего обоснования и анализа экономической эффективности затрат, выявления резервов повышения их эффективности при принятии окончательных решений следует использовать дополнительные показатели, характеризующие отдельные стороны получаемого эффекта: производительность труда, фондоотдачу, удельные капитальные вложения, экономия сырья, материалов, топлива, энергии, снижение издержек производства, социальные результаты.

В условиях рыночной экономики основным критерием оценки хозяйственной деятельности предприятий, фирм служат прибыль и рентабельность по отношению к фондам. Если на уровне народного хозяйства наиболее достоверным обобщающим выражением цели производства является национальный доход, то критерий оптимальности для предприятия никак не может совпадать с подобным критерием для народного хозяйства. Это вытекает из одного из важнейших принципов построения механизма интенсивного хозяйствования на базе рыночной экономики, заключающегося в том, что в планировании необходимо различать экономические системы разного уровня. Предложения о так называемой «системе показателей» нереальны и неэффективны. Действительно, что должно делать предприятие? Следить за выполнением множества отдельных показателей, входящих «систему», или работать раскованно, самостоятельно, инициативно, контролируя и стремясь к достижению обобщающего показателя экономической эффективности производства — прибыли и рентабельности по отношению к фондам? Ответ на этот вопрос только один – прибыль и рентабельность.




Список использованной литературы.

1.     «Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли». Экономическая газета. «Экономика и жизнь», № 33, август 1992 г. 

2.     Сборник актов и нормативных документов за 1994 г. – М.: Известия, 1994 г.

3.     Экономика предприятия. Л. Я. Аврашков, В. В. Адамчук, О. В. Антонова и др.; под ред. Проф. В. Я. Горфинкеля, проф. В. А. Швандара. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998 г.

4.     Финансовый менеджмент: теория и практика. Под ред. Стояновой. – 4-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во «Перспектива», 1999 г.

5.     Бланк И.А. Стратегия и тактика управления финансами. – Киев: ИТЕМлтд, АДЕФ-Украина, 1997 г.

6.     Крейнина М.А. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности акционерных обществ в промышленности, строительстве и торговле. – М.: ДИС, МВ-Центр, 1997 г.

7.     Теория и практика антикризисного управления. Под ред. Беляева С.Г. и Кошкина В.И. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1997 г.

8.     Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономика: принципы, проблема и политика: пер. с англ. Т. 1, 2. – М. Республика, 1996 г.

9.     Практикум по финансовому менеджменту: Учебно-деловые ситуации, задачи и решения. Под ред. Стояновой Е. С. – М.: Перспектива, 1998 г.

10.Финансовое управление компанией. Под ред. Е. В. Кузнецовой. – М.: Фонд «Правовая культура», 1997 г.

11.Управление оборотным капиталом. Стоянова А. В., Быкова Е. В. – М.: Перспектива, 1998 г.

12.Практикум по финансовому менеджменту: Учебно-деловые ситуации, задачи и решения. Под ред. Стояновой Е. С. – М.: Перспектива, 1998 г.

13.Управление оборотным капиталом. Стоянова А. В., Быкова Е. В. – М.: Перспектива, 1998 г.

14.Экономика и статистика фирмы. Под. ред. Ильенковой С. Д. – М.: Финансы и статистика, 1996 г.

15.Глушенко В. В. Менеджмент. Системные основы. – М.: НПЦ «Крылья», 1996 г.

16.Мексон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер. с англ. – М.: Дело, 1996 г.

17.Отыскание оптимального количества продукции и прибыли (теория игр). – Исследование операций. ВЗФЭИ. М., Экономическое образование, 1992 год.

18.Е. Г. Ойман, Э. В. Попов Реинжиниринг бизнеса: реинжиниринг организаций и информационные технологии. -–М.: Финансы и статистика, 1997 г.

19.Ворст Й., Ревентлоу П. Экономика фирмы. Пер. с датского – М. Высшая школа, 1994 г.
         

         
 
  

--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.