--PAGE_BREAK--Результаты анкетирования сельских товаропроизводителей Смоленской области по районным информационно-консультационным центрам.
Рославльский
район
Вяземский
Район
Демидовский
район
Итого
Коли-
чество
%
Коли-
чество
%
Коли-
чество
%
Коли-
чество
%
Знаете ли Вы, о существовании в России ИКС?
Имею опыт работы со службой
2
5,0
-
-
7
24,0
9
12,5
Слышал о такой организации, но никогда не пользовался услугами
16
40,0
5
71,4
9
36,0
30
41,7
Слышу впервые
22
55,0
2
28,6
9
40,0
33
45,8
Есть ли, по Вашему мнению, организации, которые удовлетворяют потребности сельских товаропроизводителей в предоставлении новых знаний?
Да
7
17,5
-
-
5
20,0
12
16,7
Нет
33
82,5
7
100,0
20
80,0
60
83,3
Испытываете ли Вы недостаток в информации, касающейся Вашей производственной деятельности?
Постоянно
3
7,5
2
28,6
3
12,0
8
11,1
Часто
15
37,5
4
57,1
4
16,0
23
31,9
Иногда
17
42,5
1
14,3
13
52,0
31
43,1
Не испытываю
5
12,5
-
-
5
20,0
10
13,9
Посещали ли в последнее время какие-либо обучающие семинары?
Да
-
-
2
28,6
-
-
2
2,8
Нет
40
100,0
5
71,4
25
100,0
70
97,2
В работе приведены анкетирования сельских товаропроизводителей Рославльского, Вяземского и Демидовского районов с целью выяснения их потребности в консультировании. Фрагмент анализа результатов анкетирования представлен в таблице 1
При создании районных ИКЦ в составе сельскохозяйственных техникумов и колледжей в их уставы вносится в установленном порядке соответствующие изменения и дополнения в части выполнения задач и функций по вопросам инормационно-консультационного обеспечения предприятий АПК района, структуры и штатного расписания, а также имущественного и финансового обеспечения.
Преимуществом этой формы районного ИКЦ является наличие: оснащенных оборудованием и приборами лабораторий, методических пособий, учебников, библиотек, демонстрационных полей и ферм, сельскохозяйственной техники и оборудования, транспорта и опытных преподавателей-консультантов.
В этот же период автором обоснована необходимость проведения обучения сельских товаропроизводителей по актуальным вопросам, а также расширение консультационной деятельности, как реализация направлений деятельности ИКЦ. Соответственно необходимо привлечь в штат службы 4 человека: руководителя РИКЦ, его секретаря (помощника), и три директора-консультанта. На данном этапе автором предложен следующий проект структуры управления РКЦ, сформированный по функционально-территориальному принципу (рис. 2):
Рис. 2. Проект структуры управления РКЦ (2006-2008 г.г.)
Принципиально необходимым, особенно в условиях рыночных отношений, является создание единого информационного пространства, которое предполагает охват управленческих и консультационных структур в АПК информационными потоками. Оно также обеспечивается на основе четкого разграничения задач и функций каждого звена, выстраиванием вертикали управления, обеспечивающим гармоничное и динамичное развитие системы. Для постоянной координации совместных действий органов управления АПК Смоленской области, информационно-консультационной службы региона и сельских товаропроизводителей региона предлагается сформировать региональный Совет ИКС, с необходимым составом и выполняемыми функциями, определенными законодательно.
3. Основные положения стратегии развития информационно-консультационной службы, направленные на завершение формирования единой государственной системы информационно-консультационного обеспечения АПК.
Создание единой системы информационного обеспечения агропромышленного комплекса окажет существенное влияние на решение таких стратегических задач, как увеличение производства пищевой сельскохозяйственной продукции на рынке региона; обеспечение импортозамещения продукции сельского хозяйства в условиях роста потребительского спроса; повышение эффективности производства продукции агропромышленного комплекса. Это будет являться развитием процесса формирования самой информационно-консультационной службы и позволит повысить уровень информационного обеспечения АПК. Информатизация АПК не может быть решена только путем оснащения работников аппарата управления современными средствами вычислительной техники и связи. Одновременно с этим необходимо обеспечить сопряжение информационных потоков, вычислительных и телекоммуникационных ресурсов всех структур входящих как в систему ИКС, так и других организаций. При этом необходимо провести работы по созданию отраслевых баз и хранилищ данных, сбору, обработке, хранению и доступу пользователей к этой информации.
Формирование единого организационного пространства предполагает охват управленческих и консультационных структур в АПК информационными потоками. Оно также обеспечивается на основе четкого разграничения задач и функций каждого звена, выстраиванием вертикали управления, обеспечивающим гармоничное и динамичное развитие системы.
Стратегия и прогноз развития информационно-консультационной службы представляет собой объективный экономический процесс, обусловленный необходимостью тесного взаимодействия между различными структурами. Мировой и отечественный опыт свидетельствует о том, что установление взаимовыгодных интеграционных связей ИКС с другими субъектами рыночных отношений в агропродовольственном комплексе позволяет существенно повысить роль службы в повышении эффективности производства.
Как показывает опыт других областей и регионов России, ИКС в ходе своего развития перенимают часть задач и функций этих органов управления, связанных с консультированием по вопросам технологии и организации сельскохозяйственного производства.
Вопрос взаимодействия с консультационной службой на районном уровне в долгосрочной перспективе это заинтересованность районных органов власти и управления в деятельности службы, их участия в создании и оказании поддержки СКЦ как моральной, так и материальной. Таким образом, предусматривая материальное участие районных бюджетов в содержании СКЦ.
В настоящее время с учетом перспективы развития ИКС (их межрайонных подразделений – СКЦ) следует предусматривать постепенные и, в то же время, значительные изменения роли и места районных органов управления АПК. Поэтому в Смоленской области создание в каждом районе филиала региональной ИКС или нового центра ИКС не целесообразно, поскольку во многих районах или по соседству с ними будут существовать и в перспективе успешно функционировать ранее созданные консультационные службы.
Для полного охвата всей территории Смоленской области также необходимо создать 3 межрайонных информационно-консультационных центра (центр Рославльского, Вяземского и Демидовского районов) и 6 районных ИКС (в Ельненском, Угранском и др. районах) (таблица 2). Консультационное обслуживание районов, расположенных в территориальной близости к городу Смоленску (Краснинский, Ярцевский и др.) целесообразно осуществлять непосредственно региональной службе.
Таблица 2.
продолжение
--PAGE_BREAK--