Реферат по предмету "Мировая экономика"


Финансовые методы повышения прибыльности

--PAGE_BREAK--Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем реализуемой продукции и себестоимость, поэтому для выявления конечного финансового результата необходимо сопоставить стоимость объема реализуемой продукции и стоимость затрат и ресурсов, используемых в производстве, т.е. определить прибыльность.
Таким образом, для повышения прибыльности предприятия можно использовать во-первых, скрытые резервы компании и возможности бизнес-окружения, такие как оптимизация затрат, организационных структур, получение налоговых льгот и преференций, реинжиниринг бизнес-процессов, увеличение продаж, развитие партнерских отношений; во-вторых, современные бизнес-технологии, такие как постановка системы управленческого учета (IMR), системы управления клиентскими отношениями (CRM), системы управления бизнес-процессами на предприятии (ERP), стратегическое планирование развития бизнеса, внедрение системы бюджетирования, аутсорсинг.
В данной работе рассмотрим финансовые методы повышения прибыльности
Финансовые методы — это способы воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс.
Финансовые методы представляют собой способ использования одного или нескольких финансовых инструментов. Основные финансовые инструменты: прибыль, цена, налог, амортизация, кредит, гарантии. Эти финансовые инструменты взаимообусловлены и определяют эффективность развития бизнеса.
В отличие от финансовых инструментов, финансовые методы в большей степени независимы. В зависимости от специфики предприятия, общей экономической ситуации возможно определить совокупность финансовых методов, которые обеспечат оптимальный результат.
Многообразие показателей прибыльности определяет альтернативность поиска путей ее повышения. Каждый из исходных показателей раскладывается в факторную систему с различной степенью детализации, что задает границы выявления и оценки производственных резервов. Такие показатели, как цена продукта, объем потребляемых ресурсов и объем производства продукции, прибыль от реализации и рентабельность продаж, находятся между собой в тесной функциональной связи. Для увеличения прибыльности можно воздействовать на величину прибыли, изменяя цену и объем реализации, ассортимент продукции, проводить рациональную кредитную политику; также возможно управлять затратами. На величину себестоимости влияют: выбор метода оценки потребленных производственных запасов (FIFO, LIFO), выбор метода амортизации, выбор метода переоценки основных средств, выбор порядка списания затрат по ремонту основных средств.
Более подробно рассмотрим эти финансовые методы повышения прибыльности предприятия в третьей главе.
Глава III. Финансовые методы повышения прибыльности Операционный анализ.
Анализ взаимосвязи между затратами, объемом производства (продаж) и прибылью является мощным инструментом управления, который позволяет менеджерам достаточно быстро и легко принимать экономически обоснованные решения по планированию и осуществлять контроль за поведением затрат и расходов.
Сущность анализа соотношения “затраты — объем — прибыль” заключается в установлении того, как изменения в объеме продаж влияют на изменения в затратах, расходах и прибыли. Управленческие модели, основанные на изучении этой взаимосвязи рассматривают, как анализ безубыточности производства.
Анализ безубыточности предполагает, что суммарные затраты и расходы периода независимо от того, относятся они на себестоимость или вычитаются из доходов при определении финансового результата, должны быть разделены на переменные и постоянные.
Переменные затраты — это издержки, общая сумма которых изменяется прямо пропорционально изменению объема производства. В качестве примера можно привести затраты на сырье и основные материалы.
Затраты
Переменные затраты
Объем выпуска
/
Постоянные затраты — часть затрат за определенный период, общая сумма которых не изменяется при изменении объема производства. Примерами постоянных затрат служат расходы на аренду помещений, заработная плата административного и обслуживающего персонала.
Постоянные затраты остаются независимыми от объема в пределах области релевантности.
В длительном периоде постоянные затраты изменяются ступенчато.

      Затраты                                                                  Затраты 
                                                                                                          Постоянные затраты
                        Постоянные затраты         
         Объем выпуска                                                                                  Объем  выпуска
Существует также группа статей затрат, которые изменяются не прямо пропорционально изменению объема производства. Данные затраты принято называть условно-постоянными (или условно-переменными), для простоты расчетов их часто объединяют соответственно с постоянными или переменными расходами.
Анализ безубыточности сводится к определению точки безубыточности (критической точки, точки равновесия, порога рентабельности).
Под точкой безубыточности понимается тот объем продаж, при котором предприятие уже не имеет убытков, но не имеет еще и прибыли. В точке безубыточности суммарные доходы от продаж равны суммарным затратам и расходам, а прибыль равна нулю.
Цель анализа точки безубыточности состоит в нахождении такого объема продаж, который обеспечит предприятию нулевой финансовый результат.
Рассмотрим методы расчета точки безубыточности производства на примере предприятий, производящих и реализующих один или несколько видов продукции.
Анализ взаимосвязи “затраты — объем — прибыль” в условиях производства одного вида продукции.
Для расчета точки безубыточности применяются три метода:
Метод уравнения
Метод маржинального дохода
Метод графического изображения
I. Метод уравнения.
В основе анализа взаимосвязи “затраты — объем — прибыль” лежит одно из основных уравнений микроэкономики:
Переменные           Постоянные
Объем продаж =       затраты          +      затраты        +   Прибыль
     и расходы            и расходы
Поскольку прибыль в точке безубыточности равна нулю, то для этой точки:
Переменные           Постоянные
Объем продаж =       затраты          +      затраты       
     и расходы            и расходы
или
                                                      
                                                  Переменные                                           Постоянные
Цена за           Количество            затраты  и              Количество              затраты
                  Ч                           =                              Ч                                 +
единицу             единиц                 расходы на               единиц                и расходы
                                                       единицу  
Исходя из этого уравнения можно определить точку безубыточности в натуральных единицах:
  Точка безубыточности            Постоянные  затраты и расходы
                                             =   ───────────────────────
 (в единицах продукции)         Цена за     ─    Переменные затраты
  единицу          и расходы на единицу
II. Метод маржинального дохода
Маржинальный доход — это превышение дохода от продаж над всеми переменными затратами и расходами, связанными с данным объемом продаж.
Поэтому метод маржинального дохода основывается на следующей формуле:
               Доход           Переменные
Маржинальный доход  =      от          ─        затраты       
               продаж           и расходы

Другими словами, маржинальный доход — это результат от продажи продукции после возмещения всех переменных затрат и расходов и включающий в себя прибыль и постоянные затраты и расходы. Предприятие может получить прибыль в случае, если полученный маржинальный доход превышает постоянные затраты и расходы.
       Постоянные
Маржинальный доход   ─     затраты         =    Прибыль 
           и расходы               
Если маржинальный доход в точности покрывает постоянные затраты и расходы, то прибыль равна нулю, то есть достигнута точка безубыточности, и формулу можно преобразовать следующим образом:
Маржинальный          Объем продаж         Постоянные 
доход на единицу  Ч  (в единицах         =     затраты 
       продукции            продукции)              и расходы 
Отсюда:
Точка безубыточности                    Постоянные  затраты и расходы
                                             =   ────────────────────────────
 (в единицах продукции)         Маржинальный доход на единицу продукции
 
где:
  Маржинальный              Продажная                Переменные
доход на единицу  =   цена за единицу  ─  затраты и расходы
       продукции                                                   на единицу
Для расчета точки безубыточности в денежном выражении преобразуем следующую формулу:
Точка безубыточности           Точка безубыточности в денежном выражении        
                                                      =   ────────────────────────────
        (в единицах продукции)                     Продажная цена за единицу
Отсюда:
Постоянные затраты           Точка безубыточности
         и расходы                   в денежном выражении        
──────────────  = ───────────────
 Маржинальный доход             Продажная цена
на единицу продукции                  за единицу

Точка безубыточности                       Постоянные затраты и расходы
                                                      =   ─────────────────────────────
        (в денежном выражении)         (Маржинальный доход на единицу продукции/
                                                                       /Продажная цена за единицу)
Знаменатель этой дроби называют нормой маржинального дохода, которая выражается в процентах. Норма маржинального дохода — это отношение маржинального дохода на единицу продукции к ее продажной цене или маржинального дохода в целом к общему объему продаж.
Таким образом:
Точка безубыточности            Постоянные затраты и расходы
                                                      =   ────────────────────
        (в денежном выражении)           Норма маржинального дохода
III. Метод графического изображения
Можно представить расчёт точки безубыточности в графическом виде.
Себестоимость и
доход
                                                                              Выручка
                                                                                           Совокупные затраты
                                                                                            Переменные затраты 
                                                                                                              Постоянные затраты
 
                                                                                          
                                                                                           Объем реализации
                                                Точка безубыточности
Точка безубыточности на графике определяется пересечением линий — выручка от реализации и совокупные затраты. По горизонтальной оси определяется безубыточный объём производства в количественных единицах (шт., кг и т.д.), а по вертикальной оси — в денежных единицах.
Если разница между выручкой от реализации и совокупными затратами у предприятия отрицательная, но при этом выручка от реализации превышает переменные затраты, то у предприятия есть потенциальная возможность прибыльной продажи продукции при увеличении объёма производства. Если у предприятия отрицательна и разница между выручкой и переменными затратами, то рост объёмов реализации не позволит получать положительную прибыль от основной деятельности.
В предпринимательской деятельности анализ точки безубыточности служит основой для планирования желаемой прибыли. Для различных альтернативных планов производства менеджер может рассчитать соответствующий объем продаж, необходимый для получения желаемой величины прибыли. При расчете количества единиц, подлежащих продаже, или целевого дохода от продаж, то есть дохода, который необходим для достижения желаемой прибыли, эта прибыль рассматривается как дополнительные затраты и расходы, и тогда формула расчета объема продаж, обеспечивающего получение желаемой прибыли, имеет вид:
         Объем продаж,                        Постоянные затраты          Желаемая
необходимый для получения             и расходы                 +       прибыль  
       желаемой прибыли            =   ───────────────────────────
    (в единицах продукции)             Маржинальный доход единицы продукции       
          Объем продаж,                        Постоянные затраты          Желаемая
необходимый для получения             и расходы                 +       прибыль  
       желаемой прибыли            =   ───────────────────────────
  (в денежном выражении)                     Норма маржинального дохода
Управление производственным рычагом.
Анализ взаимосвязи “объем — затраты — прибыль” используется также для определения влияния изменения переменных, постоянных затрат и расходов, дохода от продаж на величину финансового результата (прибыль / убыток). Решение проблемы максимизации или прироста прибыли зависит от сокращения тех или иных затрат и расходов. При решении этих взаимосвязанных задач выявляется степень чувствительности прибыли к изменению дохода от продаж. Для измерения степени чувствительности прибыли используются показатели производственного (операционного) рычага. Эффект производственного рычага заключается в том, что любое изменение дохода от продаж приводит к более сильному изменению прибыли.
Существуют несколько методов расчета производственного рычага:
Удельный вес постоянных затрат и расходов в общей сумме затрат и расходов
Отношение постоянных затрат и расходов к переменным
Отношение уровня изменения прибыли к уровню изменения объема продаж
Отношение маржинальной прибыли к прибыли от основной деятельности
Чаще всего используют последнее соотношение.
Маржинальная прибыль
Производственный рычаг = ───────────────────────
Прибыль от основной деятельности
При таком подходе экономический смысл производственного рычага заключается в том, что он показывает, на сколько изменится прибыль от основной деятельности предприятия при изменении выручки на 1%. Например, значение рычага 15% говорит, что при изменении выручки от реализации на 1% прибыль предприятия изменится на 15%.
Эффект производственного рычага при любом методе расчета зависит от относительной величины постоянных затрат и расходов. Чем выше уровень постоянных затрат и расходов к уровню переменных затрат и расходов, тем выше уровень производственного рычага.
    продолжение
--PAGE_BREAK--С точки зрения максимизации прибыли более выгодным является:
высокий производственный рычаг в случае устойчивого роста объемов реализации;
низкий производственный рычаг в случае прогнозируемого снижения объемов реализации, либо трудно прогнозируемого объема реализации.
При увеличении объемов реализации предприятие, имеющее высокий производственный рычаг, имеет возможность более высокими темпами повышать прибыль, чем предприятия с низким производственным рычагом. Однако необходимо помнить, что производственный рычаг, как и любой другой рычаг, может действовать в обратную сторону. При снижении объемов реализации темп снижения прибыли будет более высоким у предприятия, имеющего высокий производственный рычаг.
Таким образом, чем больше производственный рычаг, тем выше зависимость предприятия (с точки зрения получаемой прибыли) от объемов реализации продукции.
Преимуществом высокого уровня производственного рычага считается то, что предприятие с таким уровнем рычага является менее чувствительным к изменению продажной цены единицы продукции, так как переменные затраты и расходы относительно невелики, и при растущей конкуренции менеджер может снизить цену до уровня, едва превышающего величину переменных затрат и расходов на единицу продукции, и при этом покрыть их. Постоянные затраты и расходы не принимаются во внимание, так как они присутствуют даже при нулевых продажах и в данном случае являются нерелевантными. Данное преимущество высокого уровня производственного рычага часто учитывается менеджерами при решении проблемы: принять или нет специальный заказ на продукцию по цене ниже обычной. Другим преимуществом считается то, что с каждой проданной единицы продукции за порогом рентабельности эффект на прибыль будет возрастать.
Недостатком высокого уровня производственного рычага является то, что предприятие становится более чувствительным к изменению уровня продаж, так как при неправильно прогнозируемых объемах продаж уровень снижения прибыли может значительно превышать уровень снижения продаж.
Преимуществом низкого уровня производственного рычага является то, что предприятие менее чувствительно к изменению уровня продаж и при его снижении эффект на прибыль невелик, а в качестве недостатка можно отметить то, что предприятие становится более чувствительным к изменению продажной цены.
Величина производственного рычага зависит от структуры текущих затрат — величины переменных и постоянных затрат в себестоимости продукции. Чем больше переменных затрат в составе затрат (себестоимости реализованной продукции), тем ниже производственный рычаг.
Управление производственным рычагом заключается в изменении структуры затрат — изменении доли переменных и постоянных затрат.
В составе затрат на производство продукции достаточно сложно выделить элементы, которые могут переводиться из разряда постоянных в переменные или наоборот. Пример затрат, которые организация может устанавливать как переменные или постоянные, — заработная плата.
Например, в период кризиса при труднопрогнозируемом объеме сбыта продукции, встречалась практика установления зависимости заработной платы административно-управленческого и производственного персонала от объемов реализуемой продукции (с выделением базовой постоянной величины). При этом заработная плата переходила в разряд переменных затрат, что способствовало минимизации убытков при сокращении объемов реализации.
Для предприятий с высоким уровнем производственного рычага даже незначительное изменение дохода от продаж может привести к существенному изменению прибыли.
Рассмотрим данное положение на примере данных таблицы 1. Производственный рычаг для предприятия по данным за последний отчетный период составляет 3,5.
(1 300 000 — 600 000) / 200 000 = 3,5

Таблица 1.
При падении дохода от продаж на 20% (1 300 000 Ч 20% = 260 000), прибыль уменьшается на 70% (60 000 Ч 200 000/100 = 70%). В подобной ситуации необходимы оперативные меры по «замедлению» падения прибыли — по снижению действия производственного рычага.
Снижение производственного рычага — это снижение доли постоянных затрат. В составе постоянных затрат выделяется элемент, который возможно сделать переменным — это заработная плата административно — управленческого персонала. В последнем отчетном периоде на предприятии заработная плата АУП начислялась по повременному принципу — на основании окладов. Перевод затрат на оплату труда в разряд переменных предполагает установление зависимости зарплаты от объемов реализации как процента от объемов продаж.
По факту, заработная плата АУП составила 15% выручки от реализации продукции — (200 000/1 300 000). Установим на будущее аналогичной соотношение — величина заработной платы как 15% от продаж.
При переводе заработной платы в разряд переменных падение прибыли замедлилось. Пример несколько утрирован: сложно оплату труда сделать полностью зависимой от объемов продаж, определенные оклады будут сохранены. Следовательно, эффект по «замедлению падения» прибыли будет менее заметным. Также следует учесть, что при низкой доле заработной платы в составе затрат манипуляции с ее величиной не приведут к ощутимому росту прибыли, но могут создать напряженную обстановку в коллективе. Стоит заметить, что при росте объемов продаж начисление зарплаты на основании окладов, но не процентом от продаж будет более целесообразным с точки зрения максимизации прибыли.
Изменение принципов начисления зарплаты — не единственный способ изменения «распределения сил» между переменными и постоянными затратами. Передача отдельных технологических операций для выполнения на стороне — знаменитый аутсорсинг — это способ сократить постоянные затраты, связанные с эксплуатацией собственного оборудования. При росте объемов продаж, напротив, возникает вопрос об организации производства отдельных комплектующих силами самого предприятия, отказа от их приобретения на стороне.
Аутсорсинг дает предприятию следующие преимущества:
На стратегическом уровне аутсорсинг позволяет:
сфокусировать внимание на основном бизнесе;
уменьшить необходимость инвестиций в не основные фонды;
гибко реагировать на изменения на рынке (кризисы, дефолты) и внутри компании (реорганизации, реструктуризации, слияния, поглощения) и др.
Тактические преимущества аутсорсинга:
отсутствие необходимости в расширении штата компании;
сокращение накладных расходов, связанных с обучением сотрудников, информационной поддержкой и др.;
гарантия профессиональной ответственности, предоставляемая аутсорсинговой компанией.
Анализ взаимосвязи “затраты — объем — прибыль” в условиях производства нескольких видов продукции.
В случае производства разнородной продукции точка безубыточности определяется, как правило, только в денежном выражении в целом для всего объема продаж. Критический объем продаж в разрезе отдельных видов продукции можно рассчитать приблизительно, например путем деления суммы постоянных затрат и расходов, приходящихся на определенный вид продукции, на норму маржинального дохода по этому виду продукции. Проблема заключается в выборе базы распределения постоянных затрат и расходов по видам продукции. Такой базой могут служить следующие показатели: основная заработная плата производственных рабочих, прямые материальные затраты, доля продаж отдельных видов продукции в общем объеме продаж, количество отработанных машино-часов.
Операционный анализ является одним из инструментов для разработки ассортиментной политики.
Ассортиментная политика.
Ассортиментная политика — это одна из важнейших составляющих конкурентной стратегии компании. Вопрос об изменении ассортимента выпускаемой продукции может иметь различные решения в зависимости от целого комплекса конкретных условий: отрасль, товарная группа, размеры фирмы и прочие конъюнктурные составляющие.
Однако общие правила и зависимости могут и должны быть определены и сформулированы на основании анализа состояния и развития существующих сегментов рынка (внешние факторы) и финансовых изменений, происходящих внутри компании (внутренние факторы)
Выбор той или иной ассортиментной стратегии должен основываться на оценке изменений денежных потоков, вызванных изменением ассортимента, а также на прогнозе состояния денежных потоков в перспективе.
Любое расширение ассортимента неизбежно влечет за собой увеличение расходов. При этом положительные финансовые результаты от изменений в ассортименте могут иметь место только в будущем.
Иногда целью расширения ассортимента (например, выпуск аксессуаров, сопутствующих товаров под существующей торговой маркой) может быть реклама. В таком случае расширение ассортимента должно рассматриваться, как и всякие операционные расходы — с точки зрения их влияния на денежные потоки и финансовые результаты.
В любом случае главным критерием при оценке решения о выпуске новой продукции (будь-то новый и независимый вид товара или имиджевый продукт) или о сокращении существующей товарной номенклатуры должно быть изучение денежных потоков и финансовых результатов, полученных в связи с такими изменениями.
Оценка эффективности того или иного подхода к построению ассортиментной стратегии должна основываться, в первую очередь, на исчислении возможного прироста прибыли (Пр), полученного в связи с изменением ассортимента реализуемой продукции.
Пр = Д — Р (1),
где Пр — изменение прибыли, Д — изменение дохода, Р — изменение расходов, вызванные расширением / сужением ассортимента.
Так как в данном случае речь идет о будущих событиях то и количественная оценка не может быть абсолютно точной, поэтому менеджеры должны рассматривать и оценивать возможный прирост доходов с точки зрения его вероятности, а расчет необходимо проводить по двум сценариям — min и max.
Окончательное решение должно приниматься исходя из среднего показателя, с учетом коэффициента ковариации.
При этом, в случае равенства полученных средних величин, предпочтение должно отдаваться сценарию с наименьшей вариацией (разбросом значений).
При условии успешного продвижения на рынке нескольких товарных групп (стратегия диверсификации ассортимента), широта ассортимента может рассматриваться как способ увеличения устойчивости объекта (бизнеса, организации и т.д.).
Решением этих задач занимается управленческий учет: исчисление рентабельности по видам деятельности, группам товаров, отдельным единицам продукции (центрам рентабельности). При этом могут использоваться те же подходы, которые используются в целях прогнозирования. Сопоставление ожидаемых результатов с фактическими показателями может послужить не только для оценки правильности ранее принятых решений, но также и для определения степени адекватности тех допущений, которые были положены в основу прогноза.
Одним из инструментов, которым можно воспользоваться для решения данной проблемы, является операционный анализ, представляющий собой анализ безубыточности. Суть данного метода была рассмотрена во II главе данной работы. C начала рассчитывается валовая маржа, как сумма выручки от реализации за вычетом переменных затрат. Остаются условно-постоянные затраты и прибыль, т.е. те величины, которыми можно управлять.
Проведение операционного анализа требует от финансовых менеджеров не только широкого использования всех необходимых формул, но и умения на основе расчетов делать правильные выводы, а также разрабатывать возможные сценарии развития производства и просчитывать результаты, к которым они могут привести.
Рассмотрим варианты усовершенствования (оптимизации) производственной программы.
Чтобы провести оценку направлений совершенствования деятельности, финансовому менеджеру необходимо собрать данные о работе предприятия, приведенные в таблицах 2,3.

Таблица 2.
Таблица 3.

В целях обоснования и выбора оптимальной структуры запланированной производственной программы необходимо проанализировать рентабельность продаж отдельных видов продукции.
Рентабельность продаж — это отношение валовой прибыли к объему продаж.
Валовая прибыль представляет собой разницу между объемом продаж и себестоимостью продаж.
Таблица 4.
Прямые затраты.
Косвенные затраты распределяем пропорционально прямым материальным затратам.
Таблица 5.
Таблица 6.
Таблица 7.
Расчет рентабельности продаж.
Расчеты показывают, что предприятие, выпуская три вида продукции, несет убытки при выпуске ботинок. Следовательно, ботинки, как товар, не преодолели своего порога рентабельности. Возможным вариантом выхода из подобной ситуации было бы исключение ботинок из ассортимента, однако, это приведет к перераспределению величины косвенных затрат на другие позиции, что может привести к убыточности двух других товаров.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.