Ежегодно часть средств государственного бюджета направляется на финансирование экономического и социального развития страны. Финансирование из бюджета осуществляется в пределах бюджетных назначений. Важным требованием финансирования является обеспечение строго целевого направления средств и их эффективное использование, а также соблюдение режима экономии в их расходовании [10, c.169].
При финансировании средства из бюджета предоставляются в распоряжение руководителей министерств, ведомств, отделов исполкомов местных советов народных депутатов и руководителей отдельных учреждений и предприятий.
Бухгалтерский учет исполнения областных, городских и районных бюджетов ведется по Инструкции по бухгалтерскому учету исполнения местных бюджетов в финансовых органах финансовыми управлениями и отделами исполнительных комитетов Советов депутатов.
Для учета финансирования используется субсчет 014 «Денежные средства на текущих счетах распорядителей бюджетных средств». По дебету указанного субсчета учитываются суммы, перечисленные на текущие счета распорядителей бюджетных средств в учреждениях банка на оплату расходов в соответствии с предусмотренными ассигнованиями по бюджету или в соответствии с принимаемыми решениями исполкомов местных Советов депутатов [9].
Перечисление средств на текущие счета главных распорядителей бюджетных средств учреждений и организаций производится в соответствии с годовой росписью доходов и расходов бюджета с поквартальной разбивкой с учетом изменений, внесенных решениями исполкомов местных Советов депутатов. Для перечисления средств на основании распоряжений бюджетного отдела (инспекции) выписываются платежные поручения.
Перечисление средств производится на основании заявок главных распорядителей бюджетных средств в суммах ассигнований, предусмотренных в годовой росписи доходов и расходов бюджета с поквартальным распределением или в соответствии с дополнительно принимаемыми решениями исполкома.
Перечисление осуществляется по мере поступления доходов бюджета с учетом требований первоочередного финансирования неотложных социальных нужд, заработной платы, стипендий, пенсий, государственных пособий семьям, воспитывающим детей, медикаментов, питания.
Зачет ассигнований в счет финансирования главного распорядителя средств производится на основании заключения финансового органа по акту-заявлению о зачете, где указано, за счет каких средств, по каким подразделениям бюджетной классификации произведен зачет.
По кредиту субсчета ежемесячно, в последний рабочий день месяца, на основании отчетов главных распорядителей средств учреждений и организаций, получающих бюджетное финансирование, списываются на расходы бюджета (дебет субсчета 020) суммы кассовых расходов за месяц.
Согласно Закона Республики Беларусь «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» неиспользованные остатки средств на текущих счетах распорядителей бюджетных средств 31 декабря закрываются и используются для финансирования расходов в очередном финансовом (бюджетном) году [4].
Для учета расходов бюджета используется счет 02, к которому открываются следующие субсчета: 020 «Расходы бюджета», 022 «Расходы местного дорожного фонда», 023 «Расходы местного фонда охраны природы», 025 «Расходы целевого бюджетного фонда для финансирования расходов на содержание ведомственного жилищного фонда», 026 «Расходы фонда поддержки ведомственных дошкольных учреждений», 027 Расходы других фондов местных Советов депутатов» [9].
Учет расходов местных бюджетов ведется бухгалтерией финансового органа в разрезе главных распорядителей бюджетных средств, предприятий и организаций по подразделениям бюджетной классификации в книге (карточке) текущих счетов распорядителей бюджетных средств и кассовых расходов ф.3-ф.
Каждому из них открывается в указанной книге столько аналитических счетов, сколько он имеет счетов в банке, на которые осуществляется бюджетное финансирование.
Расходы, произведенные финансовыми органами непосредственно с текущего (основного) счета местного бюджета, учитываются по каждому получателю средств по разделам, подразделам, статьям, подстатьям и элементам бюджетной классификации.
Организация аналитического учета зависит от порядка финансирования расходов бюджета в соответствии с действующим бюджетным законодательством.
Данные о кассовых расходах бюджета по разделам, подразделам, статьям, подстатьям и элементам расходов бюджетной классификации финансовые органы получают непосредственно из отчетов главных распорядителей бюджетных средств, предприятий и хозяйственных организаций, а также из книги (карточки) ф.3-ф в части расходов, произведенных финансовыми органами непосредственно с текущего (основного) счета местного бюджета. На этом счете учитываются также кассовые расходы, произведенные финансовыми органами с валютных счетов местных бюджетов [1, c.152].
Записи в бухгалтерском учете по операциям с иностранной валютой производятся в иностранной валюте и одновременно в национальной валюте Республики Беларусь в суммах, определяемых путем пересчета иностранной валюты по курсу, установленному Национальным банком на дату совершения операции.
Аналитический учет расходов по операциям с иностранной валютой ведется в разрезе получателей валютных средств по разделам, подразделам, статьям, подстатьям и элементам бюджетной классификации.
Таким образом, для учета финансирования используется субсчет 014, по дебету которого учитываются суммы, перечисленные на текущие счета распорядителей бюджетных средств в учреждениях банка на оплату расходов в соответствии с предусмотренными ассигнованиями по бюджету или в соответствии с принимаемыми решениями исполкомов местных Советов депутатов. Для учета расходов бюджета используется счет 02, к которому открываются субсчета.