Оглавление Предпосылки возникновения новой конституции. 2 Сравнительный анализ Конституций советского периода об обязанностях граждан 3 Недостатки «Конституции СССР» 1977 г. 7 Заключение. 13 Литература 14 Предпосылки возникновения новой конституции. КОНСТИТУЦИЯ (Основной Закон) СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК , была принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г. (Историческая справка.БСЭ) За сорок лет после принятия предыдущей Конституции 1936 года, во всем советском обществе произошли столь глубокие изменения, что их стало необходимо обобщить в Новом Основном законе страны. Всенародное обсуждение проекта
Конституции началось 4-го июня 1977 года. 7-го октября 1977 года была принята Декларация: " Верховный Совет Союза ССР, действуя от имени Советского народа и выражая его суверенную волю, принимает Основой закон СССР ". Конституция исходит из основных принципов и идей, выработанных предшествующими советскими Конституциями. Вместе с тем она знаменует новый этап в истории конституционного строительства.
Конституция отличается от прежних Основных законов не только по содержанию, но и по форме. Отличительной чертой этого документа является наличие вводной теоретической части закона. Конституция 1977 года, в отличие от прежних, состоит из крупных разделов, посвященных основам общественного строя и политики СССР, проблеме соотношения государства и личности, национально-государственному устройству страны. Прежние Конституции характеризовали Советское государство, как государство рабочих и крестьян.
Основной закон 1977 года включает в эту формулу интеллигенцию. Таким образом, социальная база Советского государства расширяется. Конечно, воля Советской интеллигенции и до этого совпадала с волей рабочих и крестьян. Однако, характеризуя Советское государство, как государство рабочих, крестьян и интеллигенции. Конституция 1977 года подчеркивает все возрастающую консолидацию советского общества, его социальную
однородность. Новая Конституция впервые вводит понятие "народ". Без сомнения, прежнее понятие "трудящиеся" в большей мере совпадает с понятием "народ". Однако нельзя не отметить, что народ есть более высокая ступень консолидации Советского общества. В этом смысле указания на народ как источник власти означает дальнейшее развитие Советской демократии. Народовластие в нашей стране юридически обеспечивается правом граждан участвовать
в управлении государственными делами, в обсуждении и принятии законов и решений общегосударственного и местного значения (статья 48). Но, как говорилось выше, часто в нашем государстве народ является идеологической ширмой для правящего класса людей (в данном случае Коммунистической партии). В новой Конституции Коммунистической партии отводится особое значение. Статья 6-ая действующей Конституции гласит: КПСС, действуя в рамках
Конституции СССР, осуществляет политическое руководство государственными и общественными организациями, направляет и координирует их деятельность. Но не редко КПСС в управлении страны выходила за рамки конституции. Но, не смотря на все негативные стороны (их было немного). Конституция 1977 года была намного лучше своих предшественниц.
Были сильнее закреплены права граждан. Одним из важнейших прав является право человека на труд. Конституция 1977 года подчеркивает, что право на труд включает в себя и право на выбор профессии в соответствии с призванием, способностями, подготовкой и образованием. Не менее важным является право на отдых. Действующая Конституция, говоря о праве граждан СССР на отдых, подчеркивает, что это право обеспечивается 41-ой
часовой рабочей неделей для рабочих и служащих. Таким образом, у трудящихся увеличивается время на отдых. Для общенародной демократии закономерно расширение круга конституционных прав и свобод советских граждан. Действующая Конституция провозглашает и совершенно новое право - право на охрану здоровья. Характерно, что документ связывает право на охрану здоровья с трудом. Задача состоит в том, чтобы трудовая деятельность человека была не только безвредной для него, но и
по возможности полезной. Статья 42-я предоставляет широкий круг мероприятий, целью которых является забота о здоровье Советских граждан в процессе их трудовой деятельности, развитие и совершенствование техники безопасности и производственной санитарии, профилактические мероприятия, меры по оздоровлению окружающей среды и т.д. К сожалению, подобные мероприятия не входят в Конституцию России, а если и входят, то редко исполняются.
Еще одним важнейшим мероприятием стало закрепление в Основном законе нового права Советских граждан права на жилище. Новая Конституция развивает дальше такие институты, как неприкосновенность личности, жилища, тайна переписки. Кроме тайны переписки Закон охраняет также тайну телефонных переговоров. Новая Конституция не только закрепляет права и свободы, известные нам по прежним конституциям, но и
расширяет гарантии этих прав. Так, право на образование действующей Конституции обеспечивает осуществление всеобщего обязательного среднего образования. Прежний Основной закон гарантировал лишь всеобщее начальное образование. В любой статье, посвященной правам граждан, большую часть текста занимают гарантии того или иного право. Например, право на материальное обеспечение (статья 43), гарантируется социальным страхованием рабочих,
колхозников и служащих пособиями по временной нетрудоспособности; выплаты за счет государства и колхозов пенсии по возрасту, инвалидности и по случаю потери кормильца; трудоустройством граждан частично утратившим трудоспособность; заботой о престарелых гражданах и об инвалидах; а также другими формами социального обеспечения. Вот гарантия права на жилище (статья 44): "это право обеспечивается развитием и охраной государственного и общественного жилищного фонда, содействием кооперативному и индивидуальному жилищному
строительству, справедливому распределению под общественным контролем жилой площади, представляемой по мере осуществления программы строительства благоустроенных жилищ, а также невысокой платы за квартиру и коммунальные услуги". Новая конституция обеспечивает использование свободы совести, запрещая возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями (статья 52). Конституция предусматривает не только материальные, но и чисто правовые гарантии прав и свобод
Советских граждан. Так статья 49 устанавливает, что должностные лица обязаны в определенные сроки рассматривать заявления и предложения граждан, давать на них ответы и предпринимать необходимые меры. Провозглашая свободу критики, Конституция гласит, что лица, преследующие за критику, привлекаются к ответственности. Говоря о неприкосновенности личности, Конституция подтверждает и ранее существующий принцип: "никто не может быть подвергнут аресту
иначе как на основании судебного решения -и с санкции прокурора". Статья 47, предусматривающая право на свободное творчество, устанавливает что права авторов, изобретателей и рационализаторов охраняются государством. Мы видим, что Конституция обязывает надлежащие государственные органы обеспечить реальное использование гражданами СССР всех перечисленных в ней прав. Сравнительный анализ
Конституций советского периода об обязанностях граждан Конституция РСФСР 1918г. Первая советская конституция была принята 10 июля 1918г. V Всероссийским съездом советов. В январе этого же года на третьем съезде была принята Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, которая была включена в Конституцию в качестве ее первого раздела. Строго говоря, применительно к этой конституции вообще нельзя
говорить об обязанностях граждан, поскольку личность как таковая и в ее политическом качестве (“гражданин”) не вписывается в идеологическую доктрину, которая с принятием Конституции получила юридическое оформление. “Единицами” социума признаются некие коллективные образования (“совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов”, “нация”). Хотя, в соответствии с Конституцией, ее основной задачей является “уничтожение всякой эксплуатации
человека человеком”, отношения человека с государством не регулируются вообще. Вместо этого все население России делится на две категории: “трудящиеся массы” и “паразитические слои общества”. Эти расплывчатые понятия несколько конкретизируются, когда решается вопрос об активном и пассивном избирательном праве. Как можно понять из ст.64, к “трудящимся массам” относятся следующие категории граждан: а) все, добывающие средства к жизни производительным и общественно-полезным трудом,
а также лица, занятые домашним хозяйством, обеспечивающим для первых возможность производительного труда, как-то: рабочие и служащие всех видов и категорий, занятые в промышленности, торговле, сельском хозяйстве и пр крестьяне и казаки-земледельцы, не пользующиеся наемным трудом с целью извлечения прибыли; б) солдаты советской армии и флота; в) граждане, входящие в категории, перечисленные в пунктах “а” и “б”, потерявшие в какой-нибудь мере трудоспособность.
К “паразитическим слоям” были отнесены пять категорий граждан: 1) лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли; 2) лица, живущие на нетрудовой доход, как то: проценты с капитала, доходы с капитала, поступления с имущества и т.п.; 3) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники; 4) монахи и духовные служители церквей и религиозных культов;
5) служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также “члены царствовавшего в России дома”. Конституция закрепляет неограниченные возможности государственной власти, “руководствуясь интересами рабочего класса в целом”, лишает “отдельные лица и отдельные группы прав, которые используются ими в ущерб интересам социалистической революции” (ст.23). Соответственно такому разделению на “трудящихся” и “паразитов” были дифференцированы и обязанности
граждан государства “нового типа”. В частности, институт военной повинности в ст.19 Конституции изложен следующим образом: “В целях всемерной охраны завоеваний великой рабоче-крестьянской революции Российская социалистическая федеративная советская республика признает обязанностью всех граждан республики защиту социалистического отечества и устанавливает всеобщую воинскую повинность. Почетное право защищать революцию с оружием в руках предоставляется только трудящимся; на нетрудовые
же элементы возлагается отправление иных военных обязанностей”. Хотя ст.18 Конституции признает труд “обязанностью” всех граждан республики и провозглашает лозунг: “нетрудящийся да не ест”, применительно к “нетрудящимся” указывается, что всеобщая трудовая повинность вводится “в целях уничтожения паразитических слоев общества и организации хозяйства” (п. “е” ст.3). Таким образом, формально Конституция РСФСР 1918г. устанавливала лишь две обязанности гражданина: трудиться
(в сугубо “социалистическом” понимании этого слова) и в той или иной форме нести воинскую повинность. Да и какие другие обязанности можно было возложить на людей, лишенных права частной собственности и находящихся не только экономически, но и физически в полной зависимости от власти? Конституция СССР 1924г. не вносит каких-либо изменений, касающихся отношений государства и личности. Эта конституция была принята в связи с образованием
СССР и необходимостью закрепить новую форму государственного устройства. Конституция СССР 1936г. Эта конституция, известная как “сталинская”, отражает изменения, к этому времени внесенные в официальную идеологическую доктрину, и поэтому витрина тоталитарного режима претерпевает определенные коррективы. Исчезает упоминание об эксплуататорских классах и всякого рода “лишенцах”. Теперь все население СССР трактуется как однородная масса “трудящихся города и деревни”.
Им и принадлежит “вся власть в лице Советов депутатов трудящихся” (ст.3). Наряду с социалистической системой хозяйства, “являющейся господствующей формой хозяйства в СССР, допускается законом мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей, основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию человека человеком” (ст.9). Впервые упоминается право личной собственности граждан, хотя ее объем ограничивается достаточно узкими
и весьма неопределенными рамками. Личная собственность распространяется на “трудовые доходы и сбережения, на жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, на предметы домашнего хозяйства и обихода, на предметы личного потребления и удобства”. Одновременно провозглашается, что “право наследования личной собственности граждан охраняется законом” (ст.10). Появляется специальная глава, посвященная основным правам и обязанностям граждан. Круг обязанностей граждан расширяется. Сама формулировка обязанностей граждан претерпевает
определенные модификации. Так, обязанность трудиться помещена в первую главу Конституции “Общественное устройство” и гласит следующее: “Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду человека по принципу: “кто не работает, тот не ест”. В СССР осуществляется принцип социализма: “от каждого по его способности, каждому — по его труду” (ст.12). Вместе с тем, право на труд сформулировано в ст.118 гл.10 “Основные права и обязанности
граждан” и раскрывается как “право на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством”. Обязанность нести воинскую службу разбита на две статьи гл.10 (ст.ст.132 и 133). Одна из них провозглашает всеобщую воинскую обязанность законом, указывая при этом, что воинская служба в РККА представляет собой почетную обязанность граждан СССР (ст.132). Ст.133 подкрепляет эту “почетную обязанность” суровыми карами за “измену родине”. “Защита
отечества, — говорится в этой статье, — есть священный долг каждого гражданина СССР. Измена родине: нарушение присяги, переход на сторону врага, нанесение ущерба военной мощи государства, шпионаж — караются по всей строгости закона, как самое тяжкое злодеяние”. Наряду с изменением формулировок обязанностей трудиться и нести воинскую повинность, закрепленных прежней конституцией, появляются и новые обязанности граждан.
Они носят декларативный и расплывчатый характер и могут быть истолкованы в любом желательном для властей смысле. Первая из них сформулирована в ст.130 следующим образом: “Каждый гражданин обязан соблюдать Конституцию Союза Советских Социалистических Республик, исполнять законы, блюсти дисциплину труда, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития”. Вполне очевидно, что неопределенность, юридическая неформализованность таких понятий как “честное”
отношение к “общественному долгу” и “уважение правил социалистического общежития” открывала широкий простор для применения государственного насилия и принуждения. Ст.131 Конституции обязывает каждого гражданина СССР беречь и укреплять общественную, социалистическую собственность, как священную и неприкосновенную основу советского строя, как источник богатства и могущества родины, как источник зажиточной и культурной жизни всех трудящихся.
Лица, покушающиеся на общественную, социалистическую собственность, являются “врагами народа”. Итак, “паразитов” и “эксплуататоров” Конституции 1918г. заменили “враги народа”. Правда, Конституция 1936г. причисляла к таковым лишь “экономических нарушителей”. Жизнь, как известно, весьма расширила это понятие. Сформулированные таким образом обязанности граждан давали возможность конструировать любой состав преступления,
как бы “легитимизируя” судебную расправу за такие, в частности, деяния, как “тунеядство”, “скармливание хлеба домашнему скоту и птице” и т.п. Конституция СССР 1978г. Брежневская конституция “развитого социализма” несколько изменила словесное оформление оставшейся неизменной тоталитарной сущности режима. Многословие и расплывчатость формулировок, наряду с некоторым их внешним смягчением, отражают усилия ее авторов создать видимость перемен в положениях
Основного закона страны. Глава, посвященная основным правам, свободам и обязанностям граждан, не только переместилась во второй раздел конституции, озаглавленный “государство и личность”, но и увеличилась почти вдвое по количеству статей (с 16 до 31). Теперь обязанностям граждан, вместо четырех статей, было посвящено одиннадцать. При этом была изменена и редакция обязанностей граждан, закрепленных в Конституции 1936г. Так, обязанность “соблюдать Конституцию
СССР и советские законы, уважать правила социалистического общежития” была дополнена обязанностью “с достоинством нести высокое звание гражданина СССР” (ст.59). Обязанность беречь и укреплять социалистическую собственность дополнена “долгом” гражданина СССР “бороться с хищениями и расточительством государственного и общественного имущества, бережно относиться к народному добру”. “Враги народа” исчезли, эта формула была заменена указанием на то, что “лица, посягающие
на социалистическую собственность, наказываются по закону” (ст.61). Обязанность трудиться сохранилась, а “уклонение от общественно полезного труда” было признано несовместимым с “принципами социалистического государства”. Соответствующие статьи представляют собой некие общие запреты, а не обязанности граждан как субъектов правоотношений с государством. Например, ст.64 устанавливает, что “долг каждого гражданина
СССР — уважать национальное достоинство других граждан, укреплять дружбу наций и народностей Советского многонационального государства”. Если в соответствии с текстом этой статьи можно предположить, какие виды поведения запрещены гражданину, то сделать вывод о том, какие действия нужны, чтобы выполнить эту обязанность, практически невозможно. То же самое можно сказать и о ст.65, которая обязывает гражданина “уважать права и законные интересы других лиц, быть непримиримыми к антиобщественным поступкам, всемерно
содействовать охране общественного порядка”. Кроме того, данная норма конституции пытается сделать предметом правового регулирования человеческие эмоции (“уважение”, “непримиримость”), что в принципе невозможно. Предметом правового регулирования может быть только поведение людей, но не их чувства и эмоции. Ст.66 возлагает на граждан обязанность “заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами социалистического общества.
Дети должны заботиться о родителях и оказывать им помощь”. Будучи декларативной и практически не поддающейся контролю исполнения, эта статья несет в себе определенный идеологический заряд, указывая, в каком именно духе родители обязаны воспитывать своих детей. Очевидно, что такого рода декларация не могла каким-либо образом повлиять на реальные отношения в семье, но идеологическая доктрина требовала подобного “украшения”.
Ст.67 обязывает граждан СССР “беречь природу, охранять ее богатства”. Это положение интересно тем, что здесь государство как бы перекладывает одну из своих весьма важных задач на плечи всех граждан. То же самое можно сказать и о ст.68, которая провозглашает долгом и обязанностью граждан СССР заботу о сохранении исторических памятников и других культурных ценностей. Наконец, ст.69 возлагала на каждого гражданина СССР “интернациональный долг”, который заключался в
том, чтобы “содействовать развитию дружбы и сотрудничества с народами других стран, поддержанию и укреплению всеобщего мира”. Особенно пикантно это положение конституции воспринималось в условиях жесткого ограничения любых контактов советских граждан с иностранцами. Анализ текстов советских конституций, помимо всего сказанного выше, подчеркивает то обстоятельство, что ныне действующая Конституция РФ, несмотря на некоторые ее пробелы и иные дефекты, является первым юридическим документом
в истории России, который действительно является Конституцией, чьи положения могут оказывать и оказывают реальное влияние на социальную жизнь. Недостатки «Конституции СССР» 1977 г. По общим вопросам 1. Конституция — основной закон государства. Она должна не только определять экономическую и политическую систему (государственный строй), но и дать правовые основы, четко сформулированные положения закона, исполнение которых может быть подвергнуто
объективной проверке. Между тем большинство статей Конституции записаны в виде деклараций, а не конкретных правовых норм. В качестве примера можно привести ст. 5 о референдумах. Какие «наиболее важные» вопросы государственной жизни, в каких случаях, в каком порядке должны ставиться на всенародное обсуждение (референдум)? Как проверить, соблюдается или нарушается ст.
5 Конституции? Этот вопрос приобретает особое значение в силу того, что за все время существования советского государства, т.е. за 60 лет, не было проведено ни одного референдума. Всенародное одобрение государство получает на специально организуемых митингах, где произносятся парадные (заранее тщательно отработанные) речи и раздается торжественное «ура»! Несмотря на то, что упоминание о референдуме содержалось и в прежней
Конституции, вопрос о вторжении советских войск в Чехословакию в 1968 г. был решен не только без всенародного обсуждения или голосования, но и без извещения народа о подготовке и осуществлении этой акции. Таких примеров декларативности, неконкретности статей Конституции можно привести десятки. Именно отсутствие характерных черт закона, правовых основ превращает этот важнейший для жизни народа документ в трескучую и хвастливую декларацию.
С этой точки зрения особых возражений заслуживает преамбула Конституции, которая никакого отношения к основному закону как к правовому документу не имеет. 2. Основным пороком конституции является вопиющее и ничем не прикрытое противоречие между ст.ст. 1 и 2 и ст. 6. Ст.ст. 1 и 2 декларируют СССР как общенародное государство, в котором народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу
СССР. В то же время ст. 6 ядром политической системы объявляет КПСС. Более того, вторая часть ст. 6 прямо устанавливает, что все важнейшие государственные вопросы решают не Советы, а КПСС (практически — высшее руководство КПСС). По существу нового здесь ничего нет. Новое и имеющее значение состоит лишь в том, что открыто закрепляется и усиливается существующее положение, при котором именно руководящий орган
КПСС решает все политические, экономические и международные вопросы (т.е. все вопросы, подлежащие компетенции государства). Даже важнейшие международные соглашения подписываются не главой государства и не правительством страны, а партийным руководителем. Обсуждая этот вопрос, мы не можем игнорировать то обстоятельство, что на протяжении десятилетий не было ни одного случая, чтобы Верховный Совет СССР не одобрил и не придал силу закона какому-либо решению
Политбюро или Пленума ЦК КПСС. Такое «монолитное единство» не может быть названо демократией ни в каком смысле. Недавний, свежий пример. Не только всему народу, но и членам партии даже не объяснили, по каким причинам и поводам был выведен из состава Политбюро ЦК КПСС Председатель Президиума Верховного Совета СССР Подгорный Н.В. Можно было бы сказать, что это чисто партийное дело, и на этом успокоиться — по крайней
мере нам, беспартийным. Но мы все очень хорошо знаем, что исключение из состава Политбюро ЦК КПСС — это окончательное и бесповоротное снятие с выборного поста главы государства. Никакая степень свободы и демократии немыслима без борьбы идей. Монопольное положение единственной в стране партии, подчинение идеологии этой партии всех сторон государственной, политической, экономической и общественной жизни может быть признано полезным или вредным для общества,
но не может быть, не должно именоваться демократией. Мы уже устали удивляться тому, что главы государств подписывают международные договора и соглашения не с главой СССР, а с партийным руководителем. Теперь удивляться уже не надо. Конституция закрепляет законодательно то положение, что основой политического строя нашей страны являются не Советы депутатов трудящихся, а КПСС. По главе 2
Не затрагивая большого и самостоятельного вопроса о степени эффективности социалистической экономики, позволю себе сделать по главе 2 следующие замечания: 1. Ст. 13 Конституции декларирует свободный труд советских людей как источник роста общественного благосостояния народа. Такая декларация не вызывает возражений сама по себе, но должна обязательно сопровождаться категорическим указанием на недопустимость всех форм принудительного труда в том его понимании, которое содержится
в Конвенции Генеральной конференции Международной организации труда 29, ратифицированной СССР, вступившей в силу для СССР 23/VI — 1957 г. и неуклонно и повседневно нарушаемой в нашей стране (достаточно напомнить, что в СССР установлена уголовная ответственность за то, что трудоспособный гражданин не работает). 2. Ст. 16 Конституции декларирует участие коллективов трудящихся и общественных организаций в управлении предприятиями и объединениями. Однако не установлено форм и способов этого участия.
Не установлено процедуры разрешения могущих иметь место конфликтов в сфере управления производством, в решении вопросов организации труда и быта и т.д. (арбитраж, право на забастовку или иные способы разрешения конфликтов между администрацией и трудящимися). По главе 3 Учитывая печальный исторический опыт отставания и застоя в ряде отраслей науки в результате директивно-административно-репрессивно построенного «руководства» наукой (кибернетика, генетика, социология
и т.д.), необходимо установить в ст. 26 полную свободу научного поиска и исследования, без которого нет и не может быть подлинного прогресса в науке. По главе 5 Хотя, очевидно, нельзя отказаться от всеобщей воинской обязанности, но безусловная принудительность этой обязанности противоречит нравственным устоям человеческого общества и не способствует укреплению обороноспособности страны. Необходимо предусмотреть хотя бы минимальные возможности освобождения по
идейным и религиозным мотивам или, по меньшей мере, устранить уголовную ответственность за отказ от военной службы по таким мотивам. По главе 6 1. В ст. 33 Конституции обязательно должна быть сформулирована норма, согласно которой гражданство является добровольным и любой отказ отдельного гражданина от советского гражданства должен удовлетворяться независимо от мотива такого отказа. Без неограниченного права отказа от гражданства нет и не может быть подлинной
свободы и демократии для личности, для человека. 2. В тех же целях предоставления человеку (личности) подлинных демократических прав в ст. 38 Конституции наряду с предоставлением права политического убежища иностранцам необходимо предусмотреть предоставление права выезда из страны гражданина, обратившегося с просьбой о политическом убежище к какому-либо иностранному государству и получившему такое право.
По главе 7 Обширный перечень основных правил и свобод граждан, содержащийся в главе 7 Конституции внешне создает впечатление подлинной и действительной демократии. Однако даже беглый анализ развеивает это впечатление. Демократия не расширяется, а ущемляется даже по сравнению с ныне действующей Конституцией. Наиболее важной в этом плане является вторая часть ст.
39 Конституции, устанавливающая, что использование гражданами прав и свобод не должно наносить ущерб интересам общества и государства. Разумеется, не должно наносить ущерб. Но кто, как, в результате какой процедуры определяет — что в ущерб, а что во благо? Есть вечные и незыблемые истины, определяющие добро и зло с точки зрения общечеловеческой морали. Проповеди насилия, ненависти, убийства (в т.ч. и войны) безусловно наносят ущерб обществу.
А вот по вопросу о том, наносит ли ущерб советскому государству и обществу высказывание и отстаивание мнения (убеждения) о необходимости многопартийной системы, о необходимости ликвидации сплошной коллективизации, о необходимости разрешить в какой-либо форме преподавание детям религиозных учений, о необходимости ликвидировать или решительно преобразовать Комитет госбезопасности СССР и т.д. и т.п — могут быть и есть различные точки зрения.
Именно поэтому старую редакцию ст. 125 действующей Конституции можно и нужно было понимать так: интересы трудящихся будут соблюдены, социалистический строй будет укрепляться, если всем гражданам будут предоставлены основные демократические свободы. Именно осуществление основных демократических свобод соответствует интересам трудящихся. Борьба идей и свободное отстаивание своих убеждений не может причинить ущерб народу и государственному
строю. Именно в борьбе идей и выковывается наиболее справедливое и целесообразно устроенное общество. Но в свете нашего печального исторического опыта мы ясно видим, что не только отстаивание своего убеждения, но и простое его высказывание, если это убеждение не соответствует идеологическим «установкам» КПСС, презюмируется как «причиняющее ущерб» и сурово карается в уголовном порядке. Если за свободное слово, даже за свободную мысль законом гарантируется тюрьма и ссылка, если меру соответствия
слова и мысли интересам общества и государства определяют не свободное общественное мнение, а карательные органы государства, то все «свободы» и «права», декларированные в Конституции, превращаются в фикцию. Свобода слова, свобода информации, подлинная, а не фиктивная свобода печати, собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, — это полная отмена предварительной цензуры, разрешение и обеспечение возможности существования частных типографий, издательств, печатных органов,
это легализация самиздата, это полная отмена необходимости получения разрешений на собрания, митинги, демонстрации, это строжайший запрет применения каких-либо насильственных действий для прекращения (разгона) митингов и мирных демонстраций. Не менее важным является и вопрос о праве граждан объединяться в общественные организации. Редакция ст. 51 Конституции явно такого права не обеспечивает. В основном законе должно быть определено, что любая группа граждан имеет право создавать свободные
общества, союзы и ассоциации, если они не имеют преступных или аморальных целей. В формулировке этой статьи должно быть подчеркнуто, что на образование таких ассоциаций не требуется предварительного разрешения государственных органов. По отдельным статьям главы 7 считаю необходимым сделать следующие замечания: 1. В ст. 40 Конституции необходимо было включить основные положения
Конвенции 111 Генеральной Конференции Международной Организации Труда, ратифицированной СССР 31/I — 1961 г. и повседневно нарушаемой в СССР (преимущества при приеме на работу на большое количество должностей для членов КПСС, система «допусков» к секретной работе, секретные характеристики и т.д. и т.п.). 2. Для более полного обеспечения охраны здоровья и улучшения качества медицинской помощи в ст.
42 необходимо наряду с бесплатной медицинской помощью предусмотреть право частной практики врачей всех специальностей и возможность организации частных лечебных учреждений, в т.ч. стационарных. 3. Ст. 43 Конституции, декларируя право на обеспечение в старости и по случаю болезни, своим содержанием такого права всем гражданам не обеспечивает, так как: а) вне социального страхования остаются кустари-ремесленники и некоторые другие группы граждан, работающие не по найму; б) лица, отбывшие наказание
за преступления и искупившие тяжелым многолетним принудительным трудом свою вину, не имеют права на обеспечение пенсиями по социальному страхованию, если до совершения преступления у них не было соответствующего трудового стажа; в) значительные группы престарелых колхозников, прекративших работу в колхозах до введения пенсионного обеспечения и не имеющих права ни на колхозную пенсию, ни на пенсию по социальному страхованию, — и некоторые другие. 4. Ст. 47 Конституции не гарантирует пользование достижениями мировой культуры,
так как закон не содержит указания на свободный от таможенного досмотра (а фактически — цензуры) ввоз книг и других произведений культуры из иностранных государств. Кроме того, необходима отмена системы разрешений и запретов на выставки, публичные чтения и другие демонстрации произведений искусства и полная отмена цензуры в области музыки, изобразительного искусства, театра и т.д. 5. Ст. 52 Конституции формально декларирует, а фактически не допускает свободы совести,
так как не допускает религиозной пропаганды, указывая на допустимость антирелигиозной. Верить Слову Божьему и не иметь права нести это слово людям — это значит идти против своей совести. 6. Ст.ст. 54–58 Конституции по своему содержанию не вызывают возражений, но практическое нарушение этих статей (существующих и в действующей Конституции) на протяжении десятилетий и даже закрепление этих нарушений в ряде законов (например, право органов милиции задерживать граждан на срок до трех дней
без предварительной санкции прокурора; права органов милиции в отношении лиц, отбывших наказание по приговору суда и подвергаемых административному надзору, и т.д. и т.п.) настоятельно требуют более конкретного и категорического изложения гарантий этого раздела прав. 7. Удивляет отсутствие в этой главе об основных правах граждан статьи о свободе передвижения и свободе выбора места жительства. Гарантией такого права была бы полная отмена паспортной системы и системы обязательной
прописки по месту жительства. Всякая действительно демократическая Конституция должна предусматривать право свободного выезда из страны (эмиграции) и право свободного возвращения в свою страну. Формулировки этой статьи должны соответствовать ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, ратифицированного СССР в 1973 г. и в настоящее время вступившего в силу и имеющего для
СССР силу закона. По главе 13 Выборы депутатов в высшие и местные органы власти в нашей стране давно превратились в пустую формальность, так как избиратели фактически не имеют возможности выбирать. При наличии одного кандидата в депутаты между кем и чем выбирать? Это настолько общеизвестно, что не стоит тратить слов на изложение своего мнения об абсурдности такой «избирательной» системы. Необходимо предоставление любой свободной ассоциации и просто группе граждан
(определенной численности) права выдвижения кандидатов в депутаты, с тем, чтобы все выдвинутые кандидаты включались в избирательные бюллетени. По главе 15 Ст. 114 и ст. 121 Конституции не гарантируют полного и безусловного опубликования законов, указов и постановлений высших органов власти. Как мы знаем из практики, в нашей стране действовал значительное число законодательных и подзаконных актов, либо вовсе не опубликованных, либо опубликованных в так называемой закрытой печати.
Получается парадоксальное положение, когда обязательные для исполнения законы, указы и постановления не доводятся до сведения граждан. В Конституции должно быть четко записано, что ни один закон и подзаконный акт не может быть признан для кого-либо обязательным, если он не опубликован в общей открытой печати. По главе 20 Вопрос о независимости судей — один из самых старых и самых сложных вопросов государственного права. На протяжении веков ни в одной стране мира не найдено безупречного и всеобъемлющего способа обеспечения
действительной независимости судей. Между тем любая форма и степень зависимости судей по существу разрушает саму идею правосудия. В Конституции (ст. 154) независимость судей только провозглашается и не делается даже какой-либо попытки гарантировать эту независимость. Полная зависимость всех звеньев нашей судебной системы от центральных и местных организаций КПСС очевидна уже потому, что, как правило, все народные судьи являются членами
КПСС (процент беспартийных судей незначителен) и все судьи (в том числе и беспартийные) подотчетны не только своим избирателям, но и соответствующим партийным органам, которые дают указания по общим вопросам судебной деятельности (включая вопросы так называемой карательной политики), а зачастую по отдельным конкретным делам. Наибольшим приближением к независимости судей явилось бы такое положение, когда основой судебной системы стал бы суд народных представителей, организованный по типу суда присяжных, с обязательным
разделением решения вопросов заседателями и судьями-чиновниками и с правом обвиняемого на немотивированный отвод значительной части заседателей. Система суда присяжных была достаточно разработана еще в XIX в. в России. Эта система существует в подавляющей части цивилизованного мира (в той или иной форме). Введение суда народных представителей по типу суда присяжных значительно способствовало бы демократизации суда и приближению к действительному правосудию. 2.
В ст. 156 Конституции провозглашается гласность суда. Однако вторая часть этой статьи дает возможность в любой момент отменить эту гласность, не нарушая Конституции. Учитывая, что гласность судопроизводства является важнейшей гарантией прав личности и демократических свобод, необходимо в тексте Конституции указать, что в закрытом судебном заседании дела могут рассматриваться лишь для охраны военной и государственной тайны, а также, в перечисленных законом случаях, дела о половых
преступлениях. 3. Ст. 157 Конституции декларирует право обвиняемого на защиту, но не содержит решительно никаких гарантий этого права. Нарушением этого права является неузаконенная система секретных «допусков» для адвокатов. Кроме того, случаи дискриминации и даже репрессий в отношении адвокатов, осуществляющих защиту по политическим делам, и зависимость адвокатуры от органов Министерства юстиции и местных органов власти приводят к отсутствию полноценной защиты не только по
политическим, но и по уголовным делам. Гарантией действительного права на защиту было бы право свободного выбора защитника из числа всех дееспособных граждан и право приглашения защитников из числа иностранных граждан. Вторым важнейшим вопросом в области права на защиту является вопрос о моменте, с которого возникает право на защиту. В свете принципа презумпции невиновности (см. следующий пункт) право на защиту должно возникать с момента процессуального оформления подозрения.
Человек, задержанный, или вызванный для допроса, или подвергающийся обыску (или становящийся объектом иных процессуальных действий, вызванных возникшими против него подозрениями), должен иметь право на защиту не только в общем, но и в специальном значении этого слова, т.е. право пригласить защитника и иметь возможность консультироваться с ним с момента совершения в отношении него любого процессуального действия. 4. Ст. 159 Конституции недостаточно четко отражал принцип презумпции невиновности.
Следует записать принятую во всех цивилизованных странах формулу: «Каждый человек предполагается невиновным до тех пор, пока приговором суда не будет установлена его виновность». Такая формулировка должна повлечь за собой далеко идущие изменения всего процессуального законодательства в части, относящейся к расследованию преступлений и ведению предварительного следствия. В то же время необходимо установить конституционный запрет публичного обвинения кого-либо, в особенности
в печати, в совершении тех или иных преступных действиях до вступления в силу обвинительного приговора суда. 5. В Конституции — ни в главе 20 «Суд», ни в главе 21 «Прокуратура» — не определялся взаимодействие между судом, прокуратурой и органами следствия в вопросах расследования уголовных дел и обвинения в суде. Между тем это чрезвычайно важный и основополагающий вопрос правосудия. По действующим нормам уголовного процесса прокурор, передающий дело для судебного рассмотрения и поддерживающий
обвинение в суде, одновременно является непосредственным начальником и руководителем следователя, расследующего преступление. Следователь во всех областях своей работы подчиняется прокурору — будущему обвинителю в суде. При таком положении равенство сторон (обвинения и защиты) в процессе становится фикцией, а само расследование дел неизбежно приобретает черты необъективности, т.е. так называемый обвинительный уклон. Необходимо в конституционном порядке гарантировать полную независимость работников следственного аппарата
от прокуратуры, оставив в этой области за прокуратурой лишь общие функции надзора за соблюдением законности. По разделу IX Конституции. Ст. 172 Конституции не наполнена конкретным содержанием. Должна быть установлена процедура рассмотрения и разрешения вопросов о соответствии закона Конституции и образован орган, разрешающий этот вопрос при возникновении сомнения в конституционности того или иного законодательного или подзаконного акта.
Конституция СССР 1977 страдал столь значительными органическими недостатками (на полноту изложения которых я отнюдь не претендую) и являлся столь далеким от подлинной демократизации жизни нашего общества, что он не мог быть исправлен отдельными изменениями и исправлениями. Решительный поворот к точному соблюдению норм действующей Конституции был бы хорошей подготовкой к разработке проекта новой, более демократической
Конституции. Заключение. Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы: 1. Конституция 1977 года (как и конституции любого тоталитарного государства) может быть назван таким лишь условно. Достаточно сказать, что еще ст.16 французской Декларации прав человека и гражданина 1789г. гласила следующее: “Общество, где не обеспечена гарантия прав и нет разделения властей, не имеет Конституции”.
Современная концепция конституции и конституционности государства опирается на соотношение права и закона и схематично может быть представлена следующим образом. Государство связано правом. Поэтому все принимаемые им законы, включая конституцию, должны гарантировать основные (естественные) права личности, а также механизмы волеизъявления народа. Государство и гражданин, с точки зрения права — формально равные субъекты общественных отношений.
Поэтому конституция правового государства связывает власть независимым от нее ограничителем: неотъемлемыми правами и свободами личности. 2. В тоталитарном (и любом ином неправовом) государстве законы могут либо прямо отражать неограниченную власть правителя (в каком бы качестве он ни выступал) над жизнью и смертью своих подданных, либо служить своего рода идеологическим прикрытием такой власти. В последнем случае, а именно этот вариант характерен для советских конституций, текст
Основного закона не отражает реальных отношений человека с государством, народа с властью и т.п а конструирует некую витрину, прикрывающую реальные действия властей и позволяющую творить произвол, формально не входя в противоречие с конституцией. 3. Текст этой конституции советского периода, как это было показано в анализе, менялся по мере упрочения и стабилизации режима. Происходящие изменения определялись не реальными переменами в отношениях личности и государства, а
политическими и идеологическими факторами. Устаревшие детали идеологической доктрины (типа “диктатура пролетариата”, “мировая революция”, “пролетарский интернационализм” и т.п.) уступили место новым (“общенародное государство”, “развитое социалистическое общество” и т.п.), и это побуждало менять не только отдельные положения, но и общую юридическую конструкцию конституции. Однако ее функциональная роль — маскировка реального механизма власти — сохранялось в неизменном виде.
Декоративный характер советской конституции предопределял и ненужность какого-либо органа, контролирующего соответствие принимаемых законов действующей конституции. Не могло быть и речи о прямом действии конституции. Этот вопрос не рассматривался даже теоретически. Но поскольку конституция была лишь завесой, витриной, декорумом реальной власти, то последнюю с полным основанием можно назвать теневой.
На самом деле не советы всех уровней, официально учрежденные конституцией, осуществляли государственную власть. Они были лишь придатком разветвленной, всепроникающей и жестко централизованной структуры аппарата КПСС. Литература 1. КОНСТИТУЦИЯ (Основной Закон) СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК, 1977 г. 2. Большая Советская Энциклопедия. М 1978г. 3. Международная защита прав и свобод человека:
Сб. документов. М. 1990. 4. Абрамов А.В. и др. История России. Кн. 2 и 3. М 1993. 5. Андреева И.А. и др. Основы государства и права. М 1996. 6. Долуцкий И.И. Отечественная история. XX век. М 1994. 7. Исаев И.А. История государства и права России. М 1996. . 8. История государства и права СССР, ч.2 /
Под ред. О.И. Чистякова и Ю.С. Кукушкина. М 1971. 9. История Советского государства и права. В 3-х книгах. М 1968.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |