Реферат по предмету "Мировая экономика"


Технико экономический анализ предприятия 2

--PAGE_BREAK--Ø задания  по  подготовке  и  переподготовке  кадров;
Ø условия  для  реализации  плана  развития  предприятия,  в  том  числе  финансовые  затраты  и  источники  их  покрытия.
Уполномоченный  орган  осуществляет  контроль  за  выполнением плана-заказа  и  плана  развития  предприятия,  а  последний  ежеквартально должен  представлять  уполномоченному  органу  статистическую  и  бухгалтерскую  отчетность  по  установленной  форме  о  выполнении  плана-заказа  и  о  выпуске  продукции  (работ, услуг),  произведенной  в  связи  с  осуществлением  разрешенной  самостоятельной  хозяйственной  деятельности.
Планирование  фонда  оплаты  труда  работников  предприятия  должно  производиться  на  основе  рекомендуемой  государством  тарифной сетки  по  оплате  труда  работников  предприятий,  а  оплата  труда  руководителей  предприятия  осуществляется  на  контрактной основе.  Организация оплаты  труда  работников  предприятия,  их  материальное  стимулирование производится  директором  предприятия  в  соответст­вии  с  Положением  о порядке  оплаты  труда  работников  предприятия,  утверждаемым  Правительством  Российской  Федерации.
В  соответствии  с  нормативными  документами  финансирование,  связанное  с  выполнением  плана-заказа,  плана  развития  предприя­тия,  его производственным  и  социальным  развитием,  проведением  мероприятий  по  мобилизационной  подготовке,  содержанием  объек­тов  непроизводственной  сферы,  осуществляется  за  счет  доходов  от  реализации  продукции  (работ,  услуг).  Это  положение  требует  четко­го,  научно  обоснованного  определения  в  плане  всех  затрат  на  произ­водство  и  реализацию  продукции  (работ,  услуг),  снижения  неоправ­данных  издержек,  а  также  совершенствования  планирования  при­были  (по  всем  факторам).
При  недостаточности  собственных  источников  казенному  предприятию  должны  выделяться  средства  из  федерального  бюджета  на:
Ø реализацию  плана  развития  предприятия  (в  том  числе  осущест­вление  государственных  инвестиционных  программ,  выполнение  научно-исследовательских  и  опытно-конструкторских  работ,  меро­приятий  по  мобилизационной подготовке);
Ø содержание  объектов  социальной  инфраструктуры;
Ø компенсацию  убытков  от  выполнения  плана-заказа.
Эти  средства  на  финансирование  казенных  предприятий  предусматриваются  отдельной  строкой  в  федеральном  бюджете.
1.1.2.  Краткая  характеристика  предприятия Предприятие  Учреждения  УО  68/4  образовано  3  марта  1993  года,   номер  регистрации  № 0572  серия  АШ. 
Юридический  адрес  предприятия:
Краснодарский  край,
г. Армавир,
 ул. Володарского,  1а.
Предприятие  Учреждения  УО 68/4  осуществляет  свою  деятельность  на  основании  Устава  и  в  соответствии  с  действующим  законодательством  РФ. Форма  собственности – государственная,  основной  вид  деятельности – переработка.
Предприятие  создано  в  целях  насыщения  рынка  товарами  и  услугами,  а  также  извлечения  прибыли  при  реализации  товаров  и  услуг.  В  своей  хозяйственной  деятельности  Учреждение  руководствуется  действующим  законодательством  и,  в  частности,  Законом  Российской  Федерации  «Об  учреждениях  и  органах,  исполняющих  уголовные  наказания  в  виде  решения  свободы»,  положениями  Федеральной  целевой  программой  содействия  трудовой  занятости  осужденных  к  лишению  свободы  на  период  до  2000  г.,  № 454  от  8  октября  1996  г.
В  соответствии  утвержденным  ГУИН  уставом  учреждение  является  юридическим  лицом,  поскольку:
–       имеет  обособленное  имущество;
–       приобретает  имущественные  и  личные  неимущественные  права;
–       исполняет  определенные  обязанности;
–       начальник  учреждения  может  быть  истцом  и  ответчиком  в  суде  (арбитражном  и  третейском);
–       совершать  любые,  не  противоречащие  законодательству,  Уставу  предприятия  и  Учредительному  договору,  сделки.
Учреждение  имеет  круглую  печать  со  своим  наименованием  (эмблемой),  штамп,  бланки  и  другие  необходимые  реквизиты.  
Учреждение  имеет  право  открывать  расчетные  и  иные  счета  в   любых  финансово-кредитных  учреждениях.  Производить  в  них  финансовые  расчеты  по  безналичному  расчету,  наличными  деньгами  или  иными  платежными  средствами  без ограничения  сумм  платежей. Формы  расчета  определяются  Учреждением  по  согласованию с  контрагентами.
Предприятие специализируется на выпуске строительных материалов и товаров народного потребления:
1.     Блоки  стеновые.
2.     Надгробья  из  мраморной  крошки.
3.      Куртка  рабочая  утепленная.
4.      Ботинки  рабочие.
5.     Полуботинки.
6.     Банки  металлические.
7.     Матрац  ватный.
8.     Хлеб
Территориальное  расположение  г. Армавира  позволяет  обеспечивать  устойчивый  рынок  сбыта  продукции  в  Южных  регионах  России,  на  Северном  Кавказе,  Закавказье,  однако  в  связи  с  кризисом  в  стране,  снижением  строительства  объектов  жилья,  социально-бытового  и  промышленного  назначения,  на  предприятии  также  имеет  место  снижение  объемов  производства  продукции.
Основными  конкурентами  по  производству  хлебобулочных  изделий  являются:
–       АО  «АРМХЛЕБ»
–       АО  «ХЛЕБОПРОДУКТ»
–       АООТ  «КОНДИТЕРСКАЯ  ФАБРИКА»
За время работы предприятия сформировались прочные связи с поставщиками основного сырья – в  основном  это  местные  колхозы  и  совхозы.
Источники  снабжения  комбината  ГСМ:  Армавирская  нефтебаза,  ТОО  «Крокус»  г.  Армавир,  ТОО  «Горизонт»  г.  Армавир.
Производство  размещено  на  окраине  города  и обеспечено  подъездными  железнодорожными  путями,  автоподъездами
Основные  крупные  потребители  продукции  Учреждения:
1.     АО  «Аксоль»  г.  Армавир,
2.     ГУИН  Минюста  РФ.
Численность  промышленно-производственного  персонала  1465  чел.
Общая  производственная  площадь  цехов  7309,6  м2.
Количество  цехов  2.
Складские  площади  1400  м2.
Общая  энерговооруженность:
–       установленная – 630  кВт,
–       фактическая – 300  кВт.
Общая  мощность  по  теплоснабжению:
–       установленная – 4,7  Гкал / час,
–       фактическая – 3,6  Гкал / час.
Мощность  водообеспечивающего  устройства:
–       общая – 1000  м3 / сут,
–       на  питьевые  нужды – 600  м3 / сут,
–       на  производственные  нужды – 300  м3 / сут.
Структурная  схема  предприятия  Учреждения  УО 68/4  представлена  на  рис.  1.


Рис.  1.  Структурная  схема  предприятия  учреждения  УО 68/4
1.1.3.  Стратегии  поведения  промышленных  предприятий  России  в  условиях  рынка Рыночная стратегия предприятия определяется, исходя из выбранного товара и рынка, для которого он предназначен. Она строится с учетом имеющихся у предприятия возможностей. Стратегия включает определение основных целей предприятия и основные пути реализации выбранных целей.
Стратегию можно строить, полагаясь лишь на собственный опыт и интуицию. Но это, как показывает практика, далеко не всегда приемлемо. Стратегия требует всесторонней разработки, не исключающей и применение сложных формализованных методов.
Одним из инструментов построения рыночной страте­гии является матрица «продукт-рынок». Пользуясь такой матрицей, легче увязывать разрабатываемую стратегию с возможностями предприятия, с особенностями производ­ства и сбыта, с процессом сегментации потребительского рынка.
Существует несколько разновидностей матриц «про­дукт-рынок».
Простейшая четырехклеточная матрица дает нагляд­ное представление о четырех возможных вариантах стра­тегии предприятия (табл. 1.1). На осях матрицы отложены два класса продуктов – традиционные и новые – и  два ти­па рынков – освоенные и новые. Их комбинация образу­ет четыре стратегических поля, каждое из которых пред­ставляет собой один из возможных вариантов стратегии.
Таблица  1.1.1.  Четырехклеточная  матрица  «продукт – рынок»
                Продукт
Рынок
Традиционные  товары
Новые  товары
Освоенные  рынки
1.  Более  глубокое  освоение  рынка
3.  Разработка  товара
Новые  рынки
2.  Расширение  границ  рынка  рынка
4.  Диверсификация
Поле 1 – предприятие работает с существующими то­варами на существующих рынках. Это наименее надежный вариант стратегии. Вы рискуете столкнуться с конкурен­тами, быстро ощутить падение спроса на товар. Здесь нельзя рассчитывать на долговременный приток прибыли.
Поле 2 – расширение рынка при сохранении существующих товаров, или экстенсивная стратегия. Такая стратегия сопряжена со значительными расходами на рекламу товара и самого предприятия. Она целесообразна лишь на начальных стадиях цикла спроса и жизненного цикла товара, когда могут быть гарантированы возмещение зат­рат на рекламу и продвижение товара на рынок. 
Поле 3 – стратегия разработки нового продукта на уже известных рынках. Иногда ее называют инновационной стратегией.
Поле 4 – разработка новых продуктов на новых рынках – стратегия  диверсификации.  Это  наиболее  эффективная  стратегия  на  долговременную  перспективу,  однако  требует  значительных  затрат  на  разработку  новых  продуктов,  рекламу  и  продвижение  товаров  на  новые  рынки.
Выбор  нужной  стратегии  осуществляется  на  основе  оценок шансов  и  рисков,  соответствующих  каждой  из  стратегий  (например,  табл. 1.2).  В  данном  примере  из  четырех  возможных  стратегий  для  предприятия  предпочтительнее  первая,  так  как  характеризуется  наибольшими шансами  на  успех  и  наименьшим  риском  по  сравнению  со  всеми  остальными.
При работе на рынок возникает, как известно, проблема взаимосвязи между продуктом, рынками и регионами потенциалом предприятия и запросами покупателей.Припринятии стратегических решений предприниматель должен  учесть  все  эти  пять  компонентов.
Схема  (см.  рис.  1)  дает  представление  о  множестве  вариантов стратегии: 3 возможных состояния потенциала предприятия  3 модификации продукта  3 рыночные сферы  возможных регионов сбыта  2 области проблем  покупателей = 270  вариантов  стратегии  предприятия.
Таблица  1.1.2.  Опытная  оценка  стратегических  возможностей  «продукт-рынок»
Стратегия
Шансы  успеха,  %
Риск
1
2
3
4
50
20
30
5
Незначительный
Большой
Средний
Очень  большой
Фактическиих может быть больше, поскольку продуктовый рынок или регионы могут быть сегментированы, Из этого большого числа возможных стратегий надлежит выбрать несколько наиболее важных и на основе анализа определить оптимальный вариант рыночной стратегии.

Все матрицы подобного рода представляют собой ориентированные рамки для выбора жизненно важных для предприятия возможностей поведения. Поля матрицы заполняются описаниями будущих возможностей. Основной целью предпринимателя или специалиста, проводящего для него разработку стратегии, является формирование предложения продукции на рынок, которое обеспечивало бы коммерческий успех на длительную перспективу.
Руководитель  предприятия,  выбрав  ту   или  иную  стратегию,  которую,  по  сути,  следует  назвать  глобальной,  в  дальнейшем  должен  с  ее  учетом  разработать  функциональные  стратегии  для  каждого  подразделения  предприятия.
Так,  стратегия  маркетинга  включает  результаты  макро-  и  микросегментирования  рынка,  товарную  политику  предприятия,  а  также  определяет  методы,  средства  и  время  выхода  на  рынок.  Проверка  на  осуществимость  стратегического  замысла  начинается  с  уточнения  величины  той  части  объема  продаж  и  прибыли,  которую  можно  получить  за  счет  выпуска  освоенной  в  производстве  продукции  и  внедрения  результатов  законченных  научно-исследовательских  и  опытно-конструкторских  работ  (НИОКР).
В  условиях  экономического  кризиса  в  России  иногда  возникает  ситуация,  когда  оказывается,  что  та  или  иная  продукция  предприятия  не  соответствует  запросам  рынка.  Это  несоответствие  может  быть  двух  видов:  полное  неприятие  рынком  выпускаемого  вида  продукции  или  несоответствие  части  конкретных  моделей  запросам  потребителей  по  дизайну,  качеству,  послепродажному  обслуживанию  и  т.  д.
Первый  вид  несоответствия  требует  снятия  таких  товаров  с  производства.  Второй  же  предлагает  разработку  новых  модификаций  базовых  изделий.  Наконец,  несоответствие  товаров  может  быть  не  только  потребительским,  но  и  экономическим.  В  данном  случае  имеются  в  виду  товары,  спрос  на  которые  не  достигает  критической  величины  и  (или)  их  цены  не  обеспечивают  нормальной  рентабельности.  Если  невозможно  осуществить  мероприятия  по  снижению  затрат  на  их  изготовление,  то  они  также  подлежат  снятию  с  производства.  После  этого  формируется  продуктово-рыночная  стратегия,  позволяющая  определить  номенклатуру  и  ассортимент  изделий,  обеспеченных  спросом,  объемы  их  продаж  и  величину  прибыли  по  годам  планового  периода.
Рассчитанный  таким  образом  размер  прибыли  сопоставляется  с  ее  общей  величиной,  намеченной  в  глобальной  стратегии,  вследствие  чего  выявляется  разрыв  между  ними.  Этот  разрыв  можно  ликвидировать  за  счет  реализации  стратегии  развития  потенциала.  На  первом  этапе  ее  основное  содержание  обычно  составляют  мероприятия  по  перестройке  систем  управления  и  осуществлению  жесткого  режима  экономии  и  лишь  на  втором  разворачиваются  капиталоемкие  направления  развития  производства,  НИОКР  и  внедрение  новых  технологий.
Стратегия  НИОКР  выявляет  наиболее  актуальные  для  потребителя,  соответствующие  целям  организации  и  ее  потенциалу  исследования  и  разработки  и  формирует  их  портфель,  достаточный  для  получения  в  перспективе  контрольных  величин  прибыли.
1.1.4.  Диверсификация  производства – наиболее  перспективное  направление  развития  предприятия  в  условиях  рынка  Диверсификация  производства – одна  из  самых  сложных  стратегий  развития  предприятия.  Она  означает  одновременное  развитие  не  связанных  друг  с  другом  видов  производств,  расширение  номенклатуры  и  ассортимента  производимой  продукции,  а  рамках  одной  компании,  предприятия,  фирмы.
Диверсификация  выражает  процесс  расширения  активности  предприятия,  которое  использует  собственные  накопления  не  только  для  поддержания  и  развития  основного  бизнеса,  но  и  направления  их  на  освоение  новых  видов  продукции,  создание  новых  производств  и  оказание  всевозможных  услуг.
В  результате  диверсификации  производства  предприятия  превращаются  в  сложные  многоцелевые  комплексы,  включающие  производства,  зачастую  выпускающие  продукцию  и  оказывающие  услуги  совершенно  разного  назначения  и  характера.  Например,  Лебединский  горно-обогатительный  комбинат  (Курская  магнитная  аномалия)  на  основе  диверсификации  производства  стал  кроме  железнорудного  сырья  производить  щебень,  колбасные  и  хлебобулочные  изделия,  чипсы,  пиво  и  другую  продукцию,  не  свойственную  для  данного  предприятия.  Диверсифицированным  считается  предприятие,  когда  более  30 %  общего  объема  продаж  приходится  на  товары  и  услуги,  не  связанные  с  основной  деятельностью  предприятия.
В  условиях  перехода  нашей  страны  на  рыночные  отношения  актуальность  диверсификации  производства  на  предприятиях  резко  возрастает.  Это  связано  со  стремлением  хозяйствующих  субъектов,  в  первую  очередь  промышленных  предприятий,  обезопасить  себя  от  банкротства  и  получить  максимальную  прибыль.
    продолжение
--PAGE_BREAK--
    продолжение
--PAGE_BREAK--Данные  показателя  товарной  продукции  фактической  при  базовой  структуре  получены  умножением  фактического  объема  товарной  продукции  за  1997  г.  на  коэффициент  роста  или  снижения  товарной  продукции  в  целом  по  предприятию.  Этот  коэффициент
 для  1998 г.  равен  1,061:
(4720/4450),
 для  1999 г. – 0,87 
(3870/4450).
Если  бы  объем  производства  в  1998  г.  был  равномерно  увеличен  на  106,1 %,  а  в  1999  г.  на  87,0 %  по  сравнению  с  1997  годом  по  всем  видам  продукции,  то  общий  объем  продукции  составил  бы  в  1998  г.  5023  тыс.  руб.,  а  в  1999  г. – 3877  тыс.  руб.  Следовательно,  за  счет  изменения  структуры  объем  производства  снижен  в  1998  г.  на  303  тыс.  руб.,  а  в  1999  г.  на  7  тыс.  руб.,  то  есть  доля  более  дешевой  продукции  в  общем  ее  выпуске  увеличилась.
Большое  влияние  на  изменение  товарной  продукции  в  действующих  ценах  играют  изменения  оптовых  цен.  Из  приведенных  расчетов  (таблица  1.2.4)  видно,  что  объем  производства  в  натуральных  показателях  был  снижен  по  всей  номенклатуре  продукции,  кроме  хлеба.  Поэтому  весь  прирост  объема  товарной  продукции  в  действующих  ценах  получен  за  счет  роста  цен.  Отсюда  напрашивается  логический  вывод:  необходимо  расширять  номенклатуру  продукции  для  обеспечения  выживаемости  в  условиях  рынка.
В  процессе  анализа  работы  предприятия  необходимо  изучить  изменения  не  только  в  объеме  производства  товарной  продукции,  но  и  в  объеме  ее  реализации.  От  роста  объема  продаж  зависят  финансовые  результаты  предприятия,  его  финансовое  положение,  платежеспособность  и  т.  д.
На  изменение  объема  продаж  влияют  многочисленные  факторы:
1.        Изменение  отгрузки  продукции.
Таблица  1.2.4.  Расчет  влияния  изменения  товарной  продукции  за  счет  изменения  оптовых  цен
1999
Товарная  продукция  в  ценах  1997 г.  тыс.  руб.
269,4
51,9
12
132,1
196,8
1285,2
170,0
1752,7
3870
Товарная  продукция,  в  тыс.  руб.
361,6
74,7
15,3
560,0
230,0
2348,1
 
264,5
1905,3
6090
Опто-вая це-на за едини-цу,  в  руб.
1,02
3,0
850
200
100
2,50
124
230
1998
Товарная  продукция  в  ценах  1997 г.  тыс.  руб.
395,7
147,9
4,7
397,6
184,0
1174,0
301,4
230,0
1884,7
4720
Товарная  продукция,  в  тыс.  руб.
468,6
180,3
5,2
537,6
207,0
1806,2
328,8
241,5
1964,8
5740
Опто-вая це-на за едини-цу,  в  руб.
0,90
2,54
740
192
90
2,00
120
210
1997
Товарная  продукция,  в  тыс.  руб.
417,5
184,8
10,7
852,0
296,0
809,9
341,0
1538,1
4450,0
Опто-вая це-на за едини-цу,  в  руб.
0,76
2,083
667
142
80
1,30
110
200
Выпуск  продукции  в  натуральном  выражении
1999
354,5
24,9
18
0,93
2,46
988,6
850
1998
520,7
71,0
7
2,8
2,3
903,1
2740
1150
1997
695,9
88,7
16
6,0
3,7
623,0
1705
Единица  измере-ния
тыс.  шт.
тыс.  шт.
шт.
тыс.  шт.
тыс.  шт.
тыс.  бул.
пар.
пар.
тыс.  руб.
тыс.  руб.
Наименование  изделия
Банка  металлическая
Блоки  стеновые
Надгробия  из  мраморной  крошки
Куртки  утепленные
Матрац  ватный
Хлеб
Ботинки  рабочие
Полуботинки
Прочая  продукция
Итого
№  пп.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
2.        Изменение  остатков  готовой  продукции  на  начало  года.
3.        Изменение  выпуска  товарной  продукции.
4.        Изменение  остатков  товарной  продукции  на  конец  года.
5.        Изменение  остатков  отгруженных  товаров  на  начало  и  конец  года.
a)     товары,  сроки  оплаты  которых  еще  не  наступили;
b)    товары,  не  оплаченные  в  срок  покупателями;
c)     товары,  находящиеся  на  ответственном  хранении  у  покупателей.
Расчет  влияния  данных  факторов  на  объем  реализации  продукции  производим  сравнением  фактических  уровней  затрат  факторных  показателей  с  базисными  и  вычислением  абсолютных  и  относительных  приростов  каждого  из  них.  Для  изучения  влияния  этих  факторов  анализируем  баланс  товарной  продукции  (см.  табл.  1.2.5).
Из  таблицы  видно,  что  рост  реализации  готовой  продукции  получен  за  счет  увеличения  ее  выпуска  и  остатков  продукции  и  товаров,  отгруженных  на  начало  года.  Положительным  фактором,  повлиявшим  на  объем  продаж,  явилось  снижение  остатков  готовой  продукции  на  складах  предприятия  и  остатков  товаров  отгруженных  на  конец  года.
Одним  из  важнейших  показателей  работы  предприятия  является  производительность  труда.
Наиболее  обобщающим  показателем  производительности  труда  является  среднегодовая  выработка  на  одного  работника.  Величина  его  зависит  не  только  от  выработки  рабочих,  но  и  от  удельного  веса  последних  в  общей  численности  промышленно-производственного  персонала.  Для  определения  этого  показателя  в  динамике  производительность  труда  исчисляется  как  частное  от  деления  товарной  продукции  в  сопоставимых  ценах  на  численность  работающих  промышленно-производ-ственного  персонала.
Таблица  1.2.5.  Анализ  факторов  изменения  объема  реализации  продукции
№  пп.
Показатели  в  действующих  оптовых  ценах
Сумма,  в  тыс.  руб.
Отклонения  от  факта  1997  г.,  в  тыс.  руб.
1997 г.
1998 г.
1999 г.
1998 г.
1999 г.
1
2
3
4
5
5.1
5.2
6
Остаток  готовой  продукции  на  начало  года
Выпуск  товарной  продукции
Остаток  готовой  продукции  на  конец  года
Отгрузка  продукции  за  год
(п.1 + п.2 – п.3)
Остаток  товаров,  отгруженных  покупателям:
        на  начало  года
        на  конец  года
Реализация  продукции
(п.4 + п.5.1 – п.5.2)
84
4450
325
4209
283
361
4131
325
5740
193
5872
361
253
5980
193
6090
316
5967
253
269
5951
+ 241
+ 1290
– 132
+ 1663
+ 78
– 108
+ 1848
+ 109
+ 1640
– 9
+ 1758
– 30
– 92
+ 1820

где  ПТ – производительность  труда,
ТП – товарная  продукция,
Ч – численность  ППП.
Определим  этот  показатель  по  годам:
1997 г. 
1998 г.
1999 г. 
Как  видно  из  расчетов  производительности  труда
в  1998 г.  повысилась  на  6,5 %: 
в  1999 г.  снизилась  на  13 %: 
Снижение  производительности  труда  в  1999 г  в  основном  получены  за  счет  снижения  объема  производства  товарной  продукции  в  сопоставимых  ценах  и  продукции  в  натуральном  выражении  по  всей  номенклатуре,  кроме  хлеба. 
1.2.2.  Анализ  финансового  состояния  предприятия Финансовый  анализ  является  частью  общего  полного  анализа  хозяйственной  деятельности  предприятия. 
Финансовый  результат  деятельности  предприятия  выражается  в  измерении  величины  его  собственного  капитала  за  отчетный  период.  Способность  обеспечить  неуклонный  рост  собственного  капитала  предприятия  может  быть  оценена  системой  показателей  финансовых  результатов.
Основное  содержание  финансового  анализа  осуществляемого  на  предприятии  по  данным  финансовой  отчетности  составляют:
·        анализ  основных  показателей  прибыли;
·        анализ  относительных  показателей  рентабельности;
·        анализ  финансового  состояния  предприятия,  рыночной  устойчивости,  ликвидности  баланса,  платежеспособность  предприятия.
Показатели  финансовых  результатов  (прибыли)  характеризуют  абсолютную  эффективность  хозяйствования  предприятия  по  всем  направлениям  его  деятельности:  производственной  сбытовой,  снабженческой,  финансовой,  инвестиционной.  Они  составляют  основу  экономического  развития  предприятия  и  укрепления  его  финансовых  отношений  со  всеми  участниками  коммерческого  дела. 
Рост  прибыли  создает  финансовую  базу  для  самофинансирования,  расширенного  воспроизводства,  решения  проблем  социального  и  материального  поощрения  персонала.  Прибыль  является  также  важнейшим  источником  формирования  доходов  бюджета  (федерального,  республиканского,  местного)  и  погашения  долговых  обязательств  организации  перед  банками,  другими  кредиторами  и  инвесторами.  Таким  образом,  показатели  прибыли  являются  важнейшими  в  системе  оценки  результативности  и  деловых  качеств  предприятия,  степени  его  надежности  и  финансового  благополучия,  как  партнера.
Для  анализа  и  оценки  уровня  и  динамики  показателей  прибыли  составляется  таблица,  в  которой  используются  данные  бухгалтерской  отчетности  предприятия  из  формы  № 2  (см.  табл.  1.2.6).
Из  таблицы  видно,  что  чистая  прибыль  растет  быстрее,  чем  балансовая  прибыль,  это  свидетельствует  об  использовании  предприятием  механизма  льготного  налогообложения.
Балансовая  прибыль  растет  медленнее,  чем  прибыль  от  реализации,  так  как  за  последние  два  года  сальдо  операционных  и  внереализационных  операций  имеет  отрицательные  показатели  (убыток).
В  обороте  предприятия  нет  остатков  чистой  прибыли.
Значимость  финансовых  результатов  может  быть  оценена  также  по  показателям  рентабельности  реализации  товаров  (продукции,  работ,  услуг).  Она  определяется  как  частное  от  деления  прибыли  от  реализации  на  выручку  от  реализации:
1997 г.       или  3,8 %
1998 г.        %
1999 г.        %
Таблица  1.2.6.  Динамика  показателей  прибыли
№  пп.
Показатели
1997  г.
1998  г.
1999  г.
1998  г.  в  %  к  1997  г.
1998  г.  в  %  к  1997  г.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Выручка  от  реализации  товаров,  работ,  услуг
Себестоимость  (производственная)  от  реализации  товаров,  работ,  услуг
Валовый  доход
Расходы  периода  (коммерческие  и  управленческие)
Прибыль  от  реализации
Сальдо  операционных  результатов
Прибыль  от  финансово-хозяйственной  деятельности
Сальдо  внереализационных  результатов
Прибыль  отчетного  года
Прибыль,  остающаяся  в  распоряжении  предприятия
Нераспределенная  прибыль  отчетного  года
4131
3970
161
4
157
+ 52
200
+ 3
203
112

5980
5523
457
3
454
– 25
429

429
291

5951
5423
528

528
– 8
520
– 26
494
335

144,8
139,2
283,9
289,2
214,5
211,3
259,8
144,0
136,6
328,0
336,3
260,0
243,3
299,2
Рентабельность  продукции  за  последние  два  года  растет.
Прибыль  от  реализации  товарной  продукции  в  общем  случае  находится  под  воздействием  таких  факторов,  как  изменение:  объема  реализации,  структуры  продукции,  цен  на  сырье,  материалы,  топливо,  тарифов  на  энергию  и  перевозки,  уровня  материальных  и  трудовых  затрат.
Финансовое  состояние  предприятия  характеризуется  размещением  и  использованием  средств  (активов)  и  источниками  их  формирования  (собственного  оборотного  капитала  и  обязательств,  т.е.  пассивов).  Эти  сведения  берем  из  баланса  предприятия.
Основными  факторами,  определяющими  финансовое  состояние  пополнение  собственного  оборотного  капитала  по  мере  возникновения  потребности  за  счет  прибыли  и  скорость  оборачиваемости  оборотных  средств.  Сигнальным  показателем,  в  котором  проявляется  финансовое  состояние,  выступает  платежеспособность  предприятия,  под  которой  подразумевается  его  способность  вовремя  удовлетворять  платежные  требования  поставщиков  техники  и  материалов  в  соответствии  с  хозяйственными  договорами,  возвращать  кредиты,  производить  оплату  труда  персонала,  вносить  платежи  в  бюджет.
Для  общей  оценки  динамики  финансового  состояния  предприятия  сгруппируем  статьи  в  отдельные  специфические  группы  по  признаку  ликвидности  (статьи  актива)  и  срочности  обязательств  (статьи  пассива)  (см.  табл.  1.2.7).
При  рассмотрении  показателей  баланса  предприятия  в  динамике  1998 г,  выпадает,  так  как  баланс  предприятия  на  конец  1997 г.  равен  балансу  на  начало  1998 г.  и  баланс  предприятия  на  начало  1999 г  равен  балансу  предприятия  на  конец  1998 г.
Из  таблицы  видно,  что  за  анализируемый  период  структура  активов  баланса  изменилась:  уменьшилась  доля  основного  капитала,  а  оборотного  соответственно  увеличилась,  так  на  начало  1997 г. она  была  0,72  (4640: 6404),  а  на  конец  1999 г.  –  0,41  (3486: 8586),  соответственно  увеличилась  доля  оборотного  капитала,  что  способствует  замедлению  его  оборачиваемости.
На  предприятии  практически  нет  денег  на  счетах  в  банке,  что  свидетельствует  о  сложном  финансовом  положении  предприятия,  в  этом  случае  предприятие  не  может  погасить  задолженность  по  первоочередным  платежам.
Таблица  1.2.7.  Анализ  структуры  баланса
№  пп.
Актив
1997  г.
1999  г.
на
начало  года
на
конец  года
на
начало  года
на
конец  года
1
1.1
1.2
1.2.1
1.2.2
1.2.3
Имущество Иммобилизационные  активы
Мобильные,  оборотные  активы
Запасы  и  затраты
Дебиторская  задолженность
Денежные  средства  и  ценные  бумаги
4640
1764
982
781
1
4330
2774
1657
628
489
3724
3271
2031
1238
2
3486
5100
1479
3619
2
Итого
6404
7104
6995
8586
Пассив
1
1.1
1.2
1.2.1
1.2.2
1.2.3
Источники  имущества Собственный  капитал
Заемный  капитал
Долгосрочные  обязательства
Краткосрочные  кредиты  и  займы
Кредиторская  задолженность
4917
1487


1487
4891
2213


2213
4678
2317


2317
4885
3701


3701
Итого
6404
7104
6995
8586
    продолжение
--PAGE_BREAK--Растет  дебиторская  задолженность:  на  начало  1997 г.  она  была  781  тыс.  руб.,  на  конец  1999 г. – 3619  тыс.  руб.,  т.  е.  в  4,6  раза  при  росте  объема  товарной  продукции  в  действующих  ценах  на  36,9 %.  Увеличение  дебиторской  задолженности  ведет  к  замедлению  оборачиваемости  оборотных  средств.
Структура  пассива  баланса  также  существенно  изменилась.  Важными  показателями  рыночной  устойчивости  предприятия  являются:
·        коэффициент  финансовой  автономности  (независимости)  или  удельный  вес  собственного  капитала  в  общей  сумме  капитала
на  начало  1997 г.                        -      0,77  (4917: 6404)
на  конец  1998  г.                         -      0,67  (4678: 6995)
на  конец  1999  г.                         -      0,57  (4885 :8586)
·        коэффициент  финансовой  зависимости  или  доля  заемного  капитала
на  начало  1997 г.                        -      0,23  (1487: 6404)
на  конец  1998  г.                         -      0,33  (2317: 6995)
на  конец  1999  г.                         -      0,43  (3701: 8586)
·        плечо  финансового  рычага  или  коэффициента  финансового  риска  (отношение  заемного  капитала  к  собственному)
на  начало  1997 г.                        -      0,3  (1487: 4917)
на  конец  1998  г.                         -      0,5  (2317: 4678)
на  конец  1999  г.                         -      0,8  (3701: 4885)
Все  три  показателя  (см.  также приложение  рис.  6)  свидетельствуют  об  ухудшении  финансовой  устойчивости  предприятия.
Растет  кредиторская  задолженность,  она  на  протяжении  всех  периодов  превышает  дебиторскую,  что  также  свидетельствует  о  сложном  финансовом  положении  предприятия.  Значительно  выросла  задолженность  предприятия  перед  бюджетом  так  в  1997 г.  на  начало  года  она  была  299 тыс.  руб.,  на  конец  1998 г.  –  782 тыс.  руб.,  а  на  конец  1999 г.  –  1852 тыс.  руб.
Важной  задачей  анализа  финансового  состояния  предприятия  является  исследование  показателей  финансовой  устойчивости  предприятия.  Для  этого  рассмотрим  баланс  предприятия  в  динамике,  используя  таблицу  1.2.7  и  условные  обозначения  таблицы  1.2.8.
Таблица  1.2.8.  Баланс  предприятия
Актив
Условные  обозначения
Пассив
Условные  обозначения
I.    Основные  средства  и  вложения
 
II.  Запасы  и  затраты
III.  Денежные  средства,  расчеты  и  прочие  активы
в  том  числе
денежные  средства  и  краткосрочные  финансовые  вложения
расчеты  и  прочие  активы
F ΕЗ

D

I.  Источники  собственных  средств
II.  Расчеты  и  прочие  активы
III.  Кредиты  и  другие  заемные  средства
в  том  числе
краткосрочные  кредиты  и  заемные  средства
долгосрочные  кредиты  и  заемные  средства
ссуды,  не  погашенные  в  срок
ИС

К
СКК
СДК
К0
Баланс
В Баланс
В Соотношение  стоимости  материальных  оборотных  средств  и  величин  собственных  и  заемных  источников  их  формирования  определяет  устойчивость  финансового  состояния  предприятия,  т.  е.  если
e3£ (И + С gk) – F
будет  выполняться,  то  предприятие  платежеспособно.
Определим  это  условие  в  динамике
на  начало  1997 г.               982  >   4917 – 0 – 4640
на  начало  1998 г.               1657 > 4891 – 0 – 4330
на  начало  1999 г.               2031 >  4678 – 0 – 3724
на  конец  1999 г.                 1479 > 4885 – 0 – 3486
Из  расчетов  видно,  что  предприятие  неплатежеспособно  на  протяжении  всего  анализируемого  периода.
Наиболее  обобщающим  показателем  финансовой  устойчивости  предприятия  является  недостаток  или  излишек  источников  средств  для  формирования  запасов  и  затрат,  получаемый  в  виде  разницы  величины  источников  средств  и  величины  затрат.
Для  характеристики  источников  формирования  запасов  и  затрат  используется  несколько  показателей,  отражающих  различную  степень  охвата  разных  видов  источников: 
·        наличие  собственных  оборотных  средств  равное  разнице  величины  источников  собственных  средств  и  величины  основных  средств  и  вложений.
eс = И с – F
на  начало  1997 г.     e с = 4917 – 4640 = 277
на  начало  1998 г.     e с = 4891 – 4330 = 561
на  начало  1999 г.     eс = 4678 – 3724 = 954
на  конец  1999  г.      e с = 4885 – 3486 = 1399
·        наличие  собственных  долгосрочных  заемных  источников  формирования  запасов  и  затрат,  получаемое  из  предыдущего  показателя  увеличением  на  сумму  долгосрочных  кредитов  и  заемных  средств.  Поскольку  на  предприятии  долгосрочные  и  краткосрочные  кредиты  не  привлекались,  то  этот  показатель  равен  предыдущему.
Для  оценки  финансовой  устойчивости  предприятия  используются  четыре  типа  финансовой  устойчивости:
·        абсолютная  устойчивость  финансового  состояния  задается  условием
e 3
     на  начало  1997 г.    982  >  277  +  0
     на  начало  1998 г.    1657  >  561  +  0
     на  начало  1999 г.    2031  >  954  +  0
     на  конец  1999  г.     1479  >  1399  +  0
Из  расчетов  видно  –  финансовое  состояние  предприятия  неустойчиво.
·        Нормальная  устойчивость  финансового  состояния  предприятия,  гарантирующая  его  платежеспособность  задается  условием
e 3
исходя  из  выше  указанных  данных  на  предприятии  также  не  соблюдается  условие  нормальной  финансовой  устойчивости.
·        Неустойчивое  финансовое  состояние,  сопряженное  с  нарушением  платежеспособности,  при  котором  еще  сохраняется  возможность  восстановления  равновесия  за  счет  пополнения  источников  собственных  средств  и  увеличения  собственных  оборотных  средств,
e 3
     где  с о  –  источники,  ослабляющие  финансовую  деятельность,  к  которым  относятся  резервный  фонд  предприятия,  фонд  накопления  и  потребления,  кредитов  банка  на  временное  пополнение  оборотных  средств,  превышения  нормальной  кредиторской  задолженности  над  дебиторской  и  другие.
Рассмотрим  это  условие  в  динамике,
          На  начало  1997 г.            982 >  277 + 0 + 14
          На  начало  1998 г.            1657 >  561 + 0 + 31
          На  начало  1999 г.            2031 >  954 + 0 + 106
          На  конец  1999  г.             1479 
Таким  образом,  на  предприятии  сохраняется  возможность  восстановления  платежеспособности  за  счет  привлечения  фонда  накопления  и  потребления.  Следовательно,  анализ  финансовой  устойчивости  предприятия  показал,  что  оно  находится  в  предкризисном  состоянии.
Далее проведем  анализ  ликвидности  баланса.  Потребность  в  анализе  ликвидности  баланса  возникает  в  условиях  рынка  в  связи  с  усилением  финансовых  ограничений  и  необходимостью  оценки  кредитоспособности  предприятия.  Ликвидность  баланса  определяется  как  степень  покрытия  обязательств  предприятия  его  активами,  срок  превращения  которых  в  денежную  форму  соответствует  сроку  погашения  обязательств.  Анализ  ликвидности  баланса  заключается  в  сравнении  средств  по  активу,  сгруппированных  по  степени  их  ликвидности  и  расположенных  в  порядке  убывания  ликвидности  с  обязательствами  по  пассиву,  сгруппированными  по  срокам  их  погашения  и  расположенными  в  порядке  возрастания  сроков.
В  зависимости  от  степени  ликвидности,  т.  е.  скорости  превращения  в  денежные  средства,  активы  предприятия  разделяются  на  следующие  группы:
А 1 – наиболее ликвидные  активы  – денежные  средства  предприятия  и  краткосрочные  финансовые  вложения  (ценные  бумаги).
А 2 – быстро  реализуемые  активы – дебиторская  задолженность  сроком  погашения  в  течение  12  месяцев  и  прочие  оборотные  активы.
А 3 – медленно реализуемые  активы – запасы (стр. 210)  раздела  II  актива  баланса,  за  исключением  «Расходов  будущих  периодов»,  а  также  статьи  из  раздела  I  актива  баланса  «Долгосрочные  финансовые  вложения».
А 4 – труднореализуемые  активы – статьи  раздела  I  актива  баланса  «Основные  средства  и  иные  внеоборотные  активы»  за  исключением  статей  этого  раздела,  включенных  в  предыдущую  группу.
Пассивы  баланса  группируются  по  степени  срочности  их  оплаты:
П 1 – наиболее  срочные  обязательства – кредиторская  задолженность  строки 620  и  670  раздела  VI  пассива  баланса,  а  также  ссуды,  не  погашенные  в  срок  из  формы  № 5.
П 2 – краткосрочные  пассивы – краткосрочные  кредиты  и  заемные  средства.
П 3 – долгосрочные  пассивы – долгосрочные  кредиты  и  заемные  средства.
П 4 – постоянные  пассивы – статьи  раздела  IV  пассива  баланса.
Для  определения  ликвидности  баланса  следует  сопоставить  итоги  приведенных  групп  по  активу  и  пассиву  (см.  табл.  1.2.9). 
Баланс  считается  абсолютно  ликвидным,  если  имеют  место  соотношения:
                         А 1   ³   П 1
                         А 2   ³   П 2
                         А 3   ³   П 3
                          А 4   £   П 4
Как  видно  из  таблицы  1.2.9  на  предприятии  не  соблюдается  ни  одно  из  соотношений,  следовательно,  баланс  предприятия  абсолютно  неликвиден.
Для  оценки  платежеспособности  предприятия  используются  три  показателя  ликвидности:  абсолютный,  критический  или  коэффициент  покрытия.
Коэффициент  абсолютной  ликвидности К а  равен  отношению  величины  наиболее  ликвидных  активов  к  сумме  наиболее  срочных  обязательств  и  краткосрочных  пассивов.
Рассчитаем  этот  коэффициент  в  динамике
На  начало  1997 г.           
Таблица  1.2.9.  Анализ  ликвидности  баланса
Актив
1997  г.
1999  г.
Пассив
1997  г.
1999  г.
На начало года
На ко-нец года
На начало года
На ко-нец года
На начало года
На ко-нец года
На начало года
На ко-нец года
1.  Наиболее  ликвидные  активы
2.  Быстро  реализуемые  активы
3.  Медленно  реализуемые  активы
4.  Труднореализуемые  активы
1
781
867
4640
489
628
1480
4331
2
1238
1763
3724
2
3619
1349
3487
1.  Наиболее  срочные  обязательства
2.  Краткосрочные  пассивы
3.  Долгосрочные  пассивы
4.  Постоянные  пассивы
1487


4802
2212


4716
2317


4410
3701


4756
Баланс
6289
6928
6727
8457
Баланс
6289
6928
6727
8457
На  начало  1998 г.           
На  начало  1999 г.            
На  конец  1999  г.             
Коэффициент  абсолютной  ликвидности  показывает,  какую  часть  краткосрочной  задолженности  предприятие  может  погасить  в  ближайшее время.  Нормальное  ограничение  этого  коэффициента
К а ³ 0,2 ¸ 0,5
Следовательно,  предприятие  абсолютно  неплатежеспособно.
Для  исчисления  коэффициента  критической  ликвидности  К кр  в  состав  ликвидных  средств  включаются  в  числитель  дебиторская  задолженность  и  прочие  активы.  Коэффициент  критической  ликвидности  отражает  прогнозируемые  платежные  возможности  предприятия  при  условии  своевременного  расчетов  с  дебиторами.  Нижней  нормальной  границей  коэффициента  ликвидности  считается  К кр ³ 1.
Коэффициент  критической  ликвидности  характеризует  ожидаемую  платежеспособность  предприятия  на  период,  равный  средней  продолжительности  одного  оборота  дебиторской  задолженности.
Рассчитаем  этот  коэффициент  по  предприятию
На  начало  1997 г.            
На  начало  1998 г.            
На  начало  1999  г.           
На  конец  1999  г.            
Как  видно  из  расчетов  ни  за  один  период  коэффициент  критической  ликвидности  не  соответствует  норме,  хотя  на  конец  1999 г.  положение  улучшается.
Наконец,  если  в  состав  ликвидных  средств  включить  запасы  и  затраты,  то  получается  коэффициент  текущей  ликвидности.  Коэффициент  покрытия  показывает  платежные  возможности  предприятия, оцениваемые  при  условии  не  только  расчетов  с  дебиторами  и  благоприятной  реализации  готовой  продукции,  но  и  продажи  в случае  необходимости  прочих  элементов  материальных  оборотных  средств.  Нормальным  для  него  считается  ограничение  К m ³ 2.
Рассчитаем  этот  коэффициент  по  предприятию.
На  начало  1997 г.           
На  начало  1998 г.           
На  начало  1999 г.           
На  конец  1999  г.            
Следовательно,  анализ  ликвидности  баланса  показывает,  что  предприятие  абсолютно  неплатежеспособно,  все  три  показателя  ликвидности  не  соответствуют  норме.
При  анализе  финансового  состояния предприятия  необходимо  знать  запас  его финансовой  устойчивости  (зону  безопасности).  С  этой  целью  необходимо  разбить  все  затраты  предприятия  на  две  группы:  переменные  и  постоянные  (см.  табл.  1.2.10).
Постоянные  затраты   вместе  с  прибылью  составляют  маржинальный  доход  предприятия.
Таблица  1.2.10.  Расчет  порога  рентабельности  и  запаса  финансовой  устойчивости  предприятия
Показатели
1997  г.
1998  г.
1999  г.
Выручка  от  реализации  за  минусом  НДС,  акцизов  и  др.,  в  тыс.  руб.
Прибыль,  тыс.  руб.
Полная  себестоимость  реализованной  продукции,  тыс.  руб.
Сумма  переменных  затрат,  тыс.  руб.
Сумма  постоянных  затрат,  тыс.  руб.
Сумма  маржинального  дохода,  тыс.  руб.
Доля  маржинального  дохода  в  выручке,  %
Порог  рентабельности,  тыс.  руб.
Запас  финансовой  устойчивости
                         тыс.  руб.
                         %
4131
157
3974
2222
1752
1909
46,2
3792
33,9
8,2
5980
454
5526
3390
2136
2590
43,3
4933
1047
17,5
5951
528
5423
3218
2205
2733
45,9
4804
1147
19,3
Деление  затрат  на  постоянные  и  переменные  позволяет  рассчитать  порог  рентабельности,  т.  е.  сумму  выручки,  которая  необходима  для  того,  чтобы  покрыть  все  постоянные  расходы  предприятия.  Прибыли  при  этом  не  будет,  но  и  не  будет  убытка.  Рентабельность  при  такой  выручке  будет  равняться  нулю.
Рассчитывается  порог  рентабельности  отношением  суммы  постоянных  затрат  в  себестоимости  продукции  к  доле  маржинального  дохода  в  выручке.
Порог  рентабельности:
      1997 г.                
      1998 г.                
      1999 г.                
Запас  финансовой  устойчивости  (ЗФУ).

1997 г.             
1998 г.             
1999 г.             
Как  показывает  расчет в 1997  году  надо  было  реализовать  продукции  на  сумму  3792  тыс.  руб., чтобы  покрыть  все  затраты.  При  такой  выручке  рентабельность  равна  нулю.  Фактически  выручка  составила  4131  тыс.  руб.,  что  выше  порога  рентабельности  на  339  тыс.  руб.  или  на  8,2 %.  Это  и  есть  запас  финансовой  прочности.  Если  же  выручка  упадет  ниже,  то  предприятие  станет  убыточным  и  обанкротится.
    продолжение
--PAGE_BREAK--



    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.