--PAGE_BREAK--2.2. Особенности форм собственности в Украине
В статье 2 Закона Украины «О собственности», пункт 4, приводятся следующие формы собственности:
Частная (приватна);
Коллективная (колективна);
Государственная (державна);
Здесь так же говорится, что все формы собственности в Украине являются равноправными, и государство создаёт условия для равномерного развития всех форм собственности [ REF _Ref136061969 \r \h \* MERGEFORMAT 5].
Украинское право собственности имеет достаточно разветвлённую систему. Она представлена на схеме в Приложении А. Учитывая переходное состояние экономики Украины в данный период, необходимо так же знать, от чего отталкивается такой переход, ведь он осуществляется в Украине не революционным а эволюционным путём. Для этого в Приложении Б рассматривается для сравнения система форм собственности в Украине во времена СССР.
Таким образом, здесь возникает первая особенность Украинского права собственности: государственная форма собственности имеет своего рода два сегмента – собственно государственная собственность и коммунальная собственность. В тоже время статья 31 Закона Украины «О собственности» не разделяет эти понятия на две различные формы собственности [ REF _Ref136061969 \r \h \* MERGEFORMAT 5]. Здесь понятие государственная собственность является более широким, включающим в себя понятие коммунальной собственности. При этом, субъекты права коммунальной собственности являются самостоятельными экономическими субъектами и имеют права владения, пользования и распоряжения на объекты этой собственности.
Этим законом закрепляется существование двух видов субъектов права собственности, имеющих возможность распространять это право на одинаковые объекты.
В Гражданском Кодексе не регулируются так называемые формы собственности которые являются сугубо правовой категорией. Но это не исключает наличия специфики в приобретении, осуществлении и прекращении теми или иными субъектами права собственности на то или иное имущество.
Кроме того, некоторые правоведы считают недопустимым существование института коллективной собственности, так как, по их мнению, к субъектам права собственности невозможно отнести коллектив или другую совокупность людей, а не одного человека [ REF _Ref136066161 \r \h \* MERGEFORMAT 1, с. 314–316].
Таким образом, можно выделить следующие существенные особенности форм собственности в Украине:
Хотя законодательство Украины относительно права собственности считается завершённым, существует ряд противоречий в некоторых понятиях и категориях;
Отсутствие чётко скоординированного и прописанного законодательства относительно некоторых видов собственности (например, интеллектуальная собственность);
Незавершённость формирования законодательно-закрепленных институтов форм собственности (к примеру, мораторий на частную собственность на землю);
Наличие коммунальной собственности наряду с государственной, при том, что экономический смысл и, в частности, эффективность, этих двух форм собственности одинакова;
Спорное, с точки зрения правоведов, положение коллективной формы собственности, при том, что она за период независимости Украины получила достаточно широкое распространение (так, в середине 90-х годов преобразование государственного предприятия в акционерное общество, акции которого часто покупались его работниками, было широко распространено);
Формирование, в результате незаконных схем, административно -коррумпированных форм собственности при приватизации.
2.3. Способы изменения форм собственности
Существует множество случаев, когда какой-либо объект собственности должен быть передан в собственность другому субъёкту хозяйствования. В Украине это прежде всего необходимо для осуществления перехода от плановой экономики к рыночной, от абсолюта государственной собственности к демократическим, рыночным формам собственности, на основе которых и будет строиться украинская экономика в дальнейшем.
Переходом собственности из одной формы в другую с намерением перенести право собственности, называется её передача собственности одним субъектом другому, принадлежащему к другой форме собственности. В качестве примера можно привести покупку государственного магазина частным предпринимателем.
Правила относительно передачи как условия возникновения права собственности свидетельствует про разграничение обязательств (договора) и права собственности.
Правила щодо передачі як умови виникнення права власності свідчить про розмежування зобов’язання (договору) і речового права (власності).
Основным способом изменения формы собственности в Украине, как и во всех постсоциалистических странах, стало разгосударствление. Кроме того, существуют и другие способы перехода: кроме покупки собственности у государства хозяйствующими субъектами, они могут при необходимости передавать свою собственность государству. Так, например, было с предприятием Криворожсталь, когда оно сначала было приватизировано, и, когда было зафиксировано невыполнение новым инвестором своих инвестиционных обязательств, лежавших в основе договора о приватизации, предприятие было снова переведено в государственную форму собственности с целью более эффективной продажи.
Кроме того, предприятие коммунальной формы собственности может переходить в акционерное общество как с участием государства, так и без этого. Акции предприятия коллективной формы собственности теоретически могут быть скуплены постепенно одним собственником. В любом случает все такие переходы должны быть зарегистрированы, нотариально подтверждены и законны.
3. Приватизация
3.1. Понятия приватизации и разгосударствления
Существует два сходных понятия: разгосударствление и приватизация. Смысл первого состоит в переходе объёкта из государственной собственности в любую другую форму собственности: коммунальную, коллективную, частную. Понятие приватизации имеет более узкий смысл.
Приватизация (от лат. privates -частный), преобразование отношений собственности путём передачи или продажи на различных условиях государственной или муниципальной собственности частным или коллективным хозяйствующим субъектам.
Приватизация может быть полной или частичной – когда передаётся или продаётся в частные руки не весь государственный или муниципальный объект, а лишь его часть, другая же часть остаётся в руках государства. Хотя процессы приватизации особенно активизировались в последние десятилетия 20 в., осуществлялась она и раньше.
Исторически первоначальной формой приватизации была передача земли (находившейся в собственности монарха, отождествлявшегося с государством) феодалам в пожизненное или вечное пользование при сохранении за монархом суверенного права распоряжения ею. Впоследствии значительная часть государственных земель становилась частной собственностью.
При всём множестве целей, преследуемых приватизацией в современных условиях в разных странах, основными являются следующие. Во-первых, осуществляя приватизацию, государство надеется повысить эффективность производства и управления приватизируемыми предприятиями. Во-вторых, приватизация преследует также и фискальные цели, которые могут в конкретных условиях выходить на первый план. Это означает стремление государства путём приватизации пополнить доходы своего бюджета. В-третьих, в странах, вступивших на путь преобразования своих социально-экономических систем в рыночную экономику, на первый план выступают такие цели приватизации, как формирование рыночных, конкурентных условий развития экономики и создание нового социального слоя — частных собственников. Эффект от проводимой приватизации будет выше, если названные цели не будут противопоставляться, а будут лишь меняться в зависимости от действий государства, осуществляющего приватизацию.
Наиболее распространённые формы приватизации:
продажа предприятия целиком в частные руки путём организации аукционов и конкурсных торгов;
превращение предприятий в акционерное общество и затем продажа пакетов акций.
Первая форма приватизации наиболее приемлема и осуществляется, как правило, в отношении небольших предприятий. Государство при этом в договоре о продаже может предусмотреть ряд условий, которые должен соблюдать новый собственник (напр., сохранение в течение определённого времени профиля предприятия и др.). В данное время такие условия принято называть инвестиционными обязательствами.
При несоблюдении собственником условий договора последний может быть аннулирован. Тем самым государство сохраняет возможность своего влияния на деятельность предприятий и после приватизации.
Вторая форма приватизации осуществляется в отношении крупных предприятий и допускает возможность сохранения доли государства в собственности приватизируемого предприятия через не подлежащие продаже пакеты акций. Кроме того, эта форма позволяет большому количеству лиц стать собственниками. Особенно важно, что при такой форме приватизации работники предприятия имеют возможность также стать собственниками. Во многих странах, в т. ч. и в Украине, в законодательном порядке работники предприятий наделялись преимуществами перед другими покупателями в приобретении акций. Это касалось как их количества и очерёдности приобретения, так и цен, по которым они могли приобрести эти акции. В ряде случаев предусматривается бесплатная передача части акций приватизируемого предприятия его работникам [ REF _Ref136069100 \r \h \* MERGEFORMAT 10].
3.2. Особенности, проблемы и перспективы приватизации в Украине
В рамках трансформации экономики Украины рассматривается суть происходящих в стране процессов формального и фактического перехода от общественной к частной собственности с отделением основной массы работников от средств производства. При этом выделяются два средства накопления капитала в наших условиях – приватизация, которая реально, экономически зашла намного дальше, чем это представлено формально-правовом выражении, и инфляция, позволившая за короткое время скопить крупные денежные состояния и перераспределить богатство [ REF _Ref136053209 \r \h \* MERGEFORMAT 8, с. 190].
В Украине к приватизации приступили с 1992 г., когда она была объявлена в качестве одного из основных направлений рыночных преобразований экономики. В Государственной программе приватизации были сформулированы цели, известные из опыта приватизации других стран. При этом в качестве главной цели было заявлено формирование слоя частных собственников, содействующих созданию социально ориентированной рыночной экономики. К сожалению, в процессе приватизации было допущено много ошибок. Главная из них произошла в результате ускоренных темпов и больших масштабов («обвальная приватизация») и состояла в разрушении старой системы управления предприятиями, в то время как новая система не была создана. Приватизированные предприятия во многих случаях не попали в руки эффективных собственников. В результате эффективность производства не повысилась, а объёмы производства упали. Кроме того, использование ваучерной (бесплатной) приватизации и особенно продажа имущества по заниженным ценам не позволили получить запланированные доходы от приватизации. Эти и др. негативные моменты требуют существенной корректировки.
Преобразование форм собственности в Украине происходит достаточно быстрыми темпами. Правительство страны каждый год публикует списки предприятий, подлежащих приватизации. Часть из них продаются при помощи специальной комиссии, рассматривающей заявки всех желающих приобрести его, и выносящей своё решение в течение определённого срока.
Динамика изменения форм собственности представлена в виде диаграммы, где изображено изменение процентного соотношения форм собственности по стоимости [ REF _Ref136050187 \r \h \* MERGEFORMAT 15]
Как видно из диаграммы, после 1992 года начался активный рост доли частной собственности в общем объёме объектов всех форм собственности. Её доля росла наряду с долей коллективной собственности, но большими темпами. При этом институт государственной собственности в Украине не был ликвидирован, и остаётся и по сей день. Доля государственной собственности уменьшалась без резких обвалов. Это объясняется двумя моментами:
Реформирование государственного сектора экономики проводится в двух направлениях: во-первых, разгосударствление государственной собственности и перевод её в коллективную и частную путём приватизации; во-вторых, перевод части государственной собственности в коммунальную, по ведомство местных органов власти (например, городской транспорт и др.);
За период проведения приватизации, многие государственные предприятия становятся прибыльными и возрастают в цене во много раз (например, Укртелеком, Укрзализныця и т. п.). При этом растёт стоимость приватизируемых предприятий, а их количество продолжает постоянно уменьшаться.
Проблемы приватизации рассматриваются во многих работах. Представляют интерес выводы экспертов немецкой консультативной группы при Правительстве Украины, о том, что приватизация в странах СНГ имела номенклатурный характер и привела к формированию смешанных административно -коррумпированных форм собственности, которые сегодня мешают свободной конкуренции, и способствуют росту экономической преступности [ REF _Ref136053209 \r \h \* MERGEFORMAT 8, с. 191].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью данной курсовой работы являлось рассмотрение понятия собственность в экономической системе. Собственность имеет основополагающее значение для любой экономической системе. Она является основным фактором, формирующим экономическую систему и главной характеристикой всех трёх основных экономических систем: традиционная система характеризуется в большей степени коллективной собственностью, командная – государственной, рыночная – частной собственностью.
В рамках этого рассмотрения даётся трактовка определений собственности. Наиболее общим является определение собственности, как восприятия объекта как своего. В зависимости от сферы использования определения собственности, даются разные его трактовки, учитывающие особенности этой сферы.
Определяется сущность и структура отношений собственности. Отношения собственности строятся прежде всего на экономических интересах, которые и являются побуждающей силой к объектами собственности и удовлетворению различных потребностей людей в условиях общественного разделения труда. При этом, институт собственности является необходимым и неотъемлемым звеном экономических отношений в целом.
Приводятся все возможные формы собственности, а так же их особенности в экономике Украины. Существует три основных форы собственности: общая, частная и смешанная. В зависимости от устоявшихся связей и экономических традиций, в каждом государстве законодательно закрепляются свои разновидности форм собственности, им предаётся характерный экономический и юридический смысл. Кроме того, в этом разделе определяются возможные способы перехода от одной формы собственности к другой. Существуют разнообразные способы такого перехода, но наиболее распространённым из них в Украине стало разгосударствление собственности и его основная форма – приватизация.
Здесь раскрывается сущность понятия приватизация, приводятся особенности приватизационных процессов в нашем государстве. Приватизация – это переход собственности из государственной формы в частную или коллективную. Приватизационные процессы в Украине начались в 1992 году, и продолжаются по сей день. Особенностью приватизации, характерной для нашего государства является большая степень тенизации этой сферы, из-за недостаточно чётко сформулированной законодательной базы, а так же из-за отсутствия должного контроля за этими процессами на каждом уровне их проведения.
В целом, можно сказать, что по сравнению с началом 90-х годов, Украина сильно продвинулась в направлении демократизации отношений собственности и установления основ рыночных механизмов в экономике. Основной проблемой на этом пути до сих пор является незавершённость формирования как законодательной базы для всех форм и видов собственности, так и соответствующих институтов на практике.
Таким образом, можно считать, что задачи курсовой работы выполнены, а его цель достигнута.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азімов Ч. К. Цивільне право України. – Харків: Право, 2000 р.
2. Бабанина Н. М. Приватизационные процессы в Украине // Экономические известия – К.: «Экономические известия» – 2005, – № 241
3. Борисов Е.Ф. Основы экономической теории. — М.,1999, – 432 с.
продолжение
--PAGE_BREAK--