Реферат по предмету "Мировая экономика"


Социально экономическая основа потребительской кооперации

--PAGE_BREAK--Доходы, полученные от хозяйственной деятельности потребительского общества. Потребительские общества (некоммерческие организации) занимаются предпринимательской деятельностью, чтобы иметь доходы для выполнения своей социальной миссии — удовлетворения материальных и иных потребностей пайщиков.
Доходы, полученные от хозяйственной деятельности потребительского общества (торговой, производственной и др.), являются самым основным источником формирования имущества потребительского общества. Так как от предпринимательской деятельности потребительское общество может получить больше всего доходов, то необходимо увеличивать объемы торговли, закупок и другой деятельности, экономить расходы, развивать новые виды деятельности. Часть доходов потребительского общества направляется на решение социальных задач (строительства жилья; помощь пенсионерам, инвалидам; обучение пайщиков; организацию культурно-массовых мероприятий; осуществление кооперативных выплат пайщиками).
Хозяйственная деятельность потребительского общества должна быть организована эффективно и приносить доход, чтобы потребительское общество могло решать экономические и социальные задачи.
Законом «О потребительской кооперации…» потребительскому обществу разрешено иметь свои представительства, филиалы, создать хозяйственные общества, учреждения и получать доходы. Для развития предпринимательской деятельности потребительским обществам нужны квалифицированные работники.
Доходы, полученные от размещения средств потребительского общества в банках. Банки могут привлекать денежные средства потребительских обществ как юридических лиц во вклады. Доходы, полученные по вкладам, являются источником пополнения имущества потребительского общества.
Доходы, полученные от ценных бумаг при размещении их на рынке ценных бумаг. Потребительское общество может приобретать ценные бумаги: облигации, акции, государственные казначейские обязательства, векселя и др. Специалисты потребительского общества должны уметь выгодно размещать их на рынке ценных бумаг, чтобы получать доход.
Средства, полученные из иных источников, не запрещенных законодательством РФ. Потребительское общество может привлекать денежные средства пайщиков как заемные средства и, используя их в хозяйственной деятельности, получать доходы.
Потребительское общество может получать доходы от сдачи в аренду неиспользуемых магазинов, заготовительных пунктов и другого имущества.
Потребительское общество может получать доходы от продажи неиспользуемого имущества (зданий, машин, оборудования). От других субъектов собственности потребительскому обществу может быть передано безвозмездно имущество в виде денег, ценных бумаг, машин, сооружений и других объектов собственности.
Таким образом, потребительское общество использует разные источники для формирования и укрепления своего имущества.
При осуществлении социально-экономической деятельности потребительское общество может созвать фонды, предусмотренные Законом РФ «О потребительской кооперации...»:
— паевой;
— неделимый;
— развития потребительской кооперации;
— резервный;
— иные фонды в соответствии с уставом потребительского общества.
Размеры, порядок формирования и использования фондов потребительского общества устанавливаются общим собранием потребительского общества. Источниками формирования паевого фонда являются денежные или иные материальные средства, которые в виде паевых взносов вносится пайщиками при создании потребительского общества или вступлении в уже действующее потребительское общество.
За счет средств паевого фонда создается делимое имущество. Доля каждого пайщика в этом имуществе — это его паевой взнос, который, во-первых, возвращается каждому из пайщиков при его выбытии из потребительского общества; во-вторых, распределяется между пайщиками при ликвидации потребительского общества; в-третьих, передается наследникам умершего пайщика. При возвращении паевого взноса пайщику (наследнику) выплачиваются также дивиденды, начисленные на сумму паевого взноса.
Неделимый фонд – это часть имущества потребительского общества, которая не подлежит распределению между пайщиками как в период деятельности потребительского общества, так и в случае ликвидации. Неделимый фонд является гарантией существования потребительского общества и включает ликвидное имущество: здания, сооружения, оборудование, машины. К неделимому фонду относится имущество, переданное потребительскому обществу при его создании от других субъектов собственности. Источниками развития недельного фонда являются доходы от различных видов деятельности и безвозмездные поступления. После ликвидации потребительского общества неделимый фонд передается другому потребительскому обществу на основании решения общего собрания ликвидируемого потребительского общества, что способствует сохранению кооперативного имущества для будущих поколений.
Фонд развития — образуется за счет отчислений в размере до 6% от стоимости реализованных товаров (продукции, услуг) и является источником пополнения таких видов имущества, как товары, сырье, материалы, инвентарь и др. Фонд развития потребительской кооперации способствует стабилизации экономической деятельности потребительского общества.
Резервный фонд предназначен для покрытия убытков при чрезвычайных обстоятельствах. Порядок формирования и использования резервного фонда определяется уставом потребительского общества. Источником образования резервного фонда является прибыль от различных видов деятельности.
Потребительское общество может формировать и другие фонды, которые предусмотрены его уставом.
Фонд подготовки кадров — средства потребительского общества, используемые на подготовку и повышение квалификации кадров.
Фонд социального развития – образуется за счет прибыли от различных видов деятельности. Средства фонда предназначены на социальные выплаты пайщикам-работникам: оплату детских садов, надбавки к пенсиям, единовременные пособия ветеранам труда, оплату путевок работникам на лечение и отдых, материальную помощь работникам, оплату абонементов в группы здоровья и занятий в спортивных секциях, помощь ветеранам войны и труда, пенсионерам и инвалидам.
Фонд стимулирования пайщиков- средства потребительского общества, направляемые на поощрение пайщиков, не являющихся работниками потребительской кооперации и участвующих в работе советов, ревизионных комиссий, комиссий кооперативных участков. Фонд создается из прибыли от различных видов деятельности.
Таким образом, потребительское общество формирует фонды, предусмотренные его уставом, направляемые на определенные цели.

2. Пайщик – социальная основа потребительской кооперации
2.1 Пайщики потребительского общества, их права и обязанности
ФЗ РФ «О потребительской кооперации (потребительских их союзах) в Российской Федерации» определил пайщика центральной фигурой в потребительской кооперации, законодательно закрепил пайщиков в статусе социальной базы системы. Закон определяет понятие «пайщика» как гражданина или юридического лица внесшего вступительный и паевой взносы, принятого в потребительское общество в предусмотренном уставом порядке и являющегося его членом. Закон уделяет особое внимание правам пайщиков, стимулированию их роли в деятельности потребительской кооперации. Права и обязанности пайщиков фиксируются в уставах потребительских обществ.
Членство пайщиков в обществе является добровольным. Пайщиками быть граждане, достигшие шестнадцати лет, и (или) юридические лица.
Пайщики имеют право:
— участвовать в деятельности общества и управлении им.
— избирать и быть избранными в органы управления и контроля, вносить предложения об улучшении деятельности общества, устранении недостатков в работе его органов;
— приобретать (получать) преимущественно перед другими и товары (услуги) в организациях торговли и бытового обслуживания общества, осуществлять на основе договоров гарантированный сбыт изделий и продукции личного подсобного хозяйства
— получать кооперативные выплаты по итогам работы за год пропорционально участию в хозяйственной деятельности общества или паевому взносу в соответствии с решением общего собрания
— завещать, но наследству паевой взнос и кооперативные выплаты без передачи правомочий пайщика;
— пользоваться услугами общества, льготами, предусмотренными для пайщиков законом и уставом. Эти льготы предоставляются за счет доходов, получаемых от предпринимательской деятельности общества;
— пользоваться объектами социального назначения на условиях определяемых органами управления общества;
— быть принятым в первоочередном порядке на работу в общество, при прочих равных условиях, в соответствии с образованием, профессиональной подготовкой и с учетом потребности в кадрах;
— получать направления на учебу в образовательные учреждения потребительской кооперации;
— получать информацию от органов управления общества об их деятельности. Полученная информация не должна быть использован во вред обществу;
— обращаться к общему собранию общества с жалобами на не правомерные действия органов управления и контроля общества;
— обжаловать в судебном порядке решения органов управления общества, затрагивающие их интересы;
— добровольно выйти из общества на основании письменном заявления, которое должно быть рассмотрено советом потребительского общества.
Общее собрание общества может устанавливать и иные права пайщиков, не противоречащие законодательству Российской Феде рации.
Таким образом, пайщики, вступив в потребительское общество приобретают и экономические, и социальные права, и права участия в деятельности потребительского общества. Наряду с правами пайщики имеют ряд обязанностей:
— соблюдать устав общества, решения общего собрания общества, других органов управления и органов контроля, а также уставы союзов, членом которых является данное общество, решения органе управления и органов контроля этих союзов;
— выполнять обязательства перед обществом по участию в его хозяйственной деятельности, беречь собственность общества;
— оплатить в течение установленного собранием периода паевой взнос, в ином случае членство в обществе считается несостоявшимся.
Пайщик может быть исключен из потребительского общества решением общего собрания потребительского общества в случаях невыполнения им без уважительных причин своих обязанностей, установленных Законом Российской Федерации «О потребительской кооперации» (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» и уставом общества, совершения действий, наносящих ущерб обществу.
Исходя из принципа идентичности, пайщики выступают в трех ипостасях. Они являются основателями капитала собственности участниками в принятии решений и субъектами рыночных отношений покупателями товаров или услуг, сдатчиками сельскохозяйственных продуктов, сырья, кредиторами. Возникает дезинтеграция. Она происходит, когда в кооперативе появляются члены — юридические лица, за счет которых увеличивается его капитал. Дисбаланс инициирован также самим фактом существования потребительских кооперативов в течение жизни нескольких поколений, так как пайщики сегодняшнего дня не участвовали в первоначальном образовании капитала. Наиболее яркая форма дезинтеграции для России — вытеснение пайщиками работников, тех членов кооператива, которые не связаны с кооперацией, а также реальное отстранение профессиональными менеджерам выборных представителей.
Между пайщиками, работниками (даже если они пайщики), выборными представителями пайщиков и профессиональными менеджерами возникает дисбаланс в отношениях по поводу кооперативного: собственности, распределения доходов, программ социального экономического развития.
В такой ситуации повышается роль советов как представительных органов и, в первую очередь, председателей советов, основным предназначение которых — соблюдение интересов пайщиков. Многочисленность пайщиков, их значительная рассредоточенность по территории и слабая коммуникабельная связь между населенными пунктами осложняют членское управление. Много раз возникала, но не нашла разумного решения в нашей стране идея семейного членства. Семейное членство в кооперативном движении легче всего реализуется там, где законодательно закреплено субъектом хозяйственных отношений домашнее хозяйство.
Реформирование потребительской кооперации возможно при условии демократизации управления. Закон, примерные уставы потребительских обществ создали правовую основу превращения пайщиков в центральную силу потребительской кооперации через их участие в совете как представительном органе управления. Но для этого советы должны формироваться таким образом, чтобы служить интересам пайщиков.
Для возрождения социальной базы необходимо иметь во всех звеньях специальные службы социального управления, работающие с пайщиками и некооперативным населением. Такие службы социального управления должны создавать банки данных с применением компьютерных технологий, чтобы решать следующие задачи:
— изучать социальные и демографические изменения населения их финансовые возможности и спрос на товары и услуги;
— анализировать возможности кооперирования населения осуществлять кооперирование;
— характеризовать подворья как один из источников поступления сельскохозяйственных продуктов и сырья;
— широко информировать пайщиков о социально-экономическом положении дел в потребительских обществах и союзах.

2.2 Экономическое участие пайщиков. Формы и механизм кооперативных выплат
Объявленная цель потребительского общества Российской Федерации — удовлетворение материальных и иных потребностей пайщиков. В практической деятельности потребительских обществ это означает, что должен обеспечивать приоритет экономических интересов пайщиков по сравнению с работниками.
В настоящее время реальные экономические отношения между потребительскими обществами и пайщиками, потребительскими обществами и работниками, между пайщиками и работниками не вполне соответствуют требованиям закона и принципам международного кооперативного движения, в том числе и в вопросе об экономическом участии пайщиков.
Экономическое участие пайщиков — это вклад в демократический контроль капитала своего кооператива, а также личный вклад в объемные показатели хозяйственной деятельности своего кооператива.
Потребительские кооперативы во всем мире выживают в конкурентной борьбе прежде всего потому, что они имеют возможность гарантированного сбыта товаров своим постоянным покупателям.
Другая негативная тенденция характеризует структуру пайщиков: соотношение в их числе работающих и не работающих в системе. Удельный вес неработающих пайщиков сокращается. В отдельных кооперативах, не работающих в системе, пайщиков не осталось, это означает перерождение потребительских кооперативов в производственные. И это серьезная угроза для потребительской кооперации.
Потребительский кооператив отличается от производственного. Потребительский кооператив — некоммерческая социально-ориентированная организация пайщиков, объединившихся как потребители для обеспечения нормальных условий сбыта своей продукции, торговли товарами высокого качества по справедливым ценам.
Производственный кооператив — коммерческая организация работников, объединившихся для совместной трудовой деятельности с целью получения от неё материальных выгод.
Таким образом, потребительское общество — это кооператив пайщиков, который должен функционировать в их интересах, а производственный кооператив — это кооператив работников, преследующий материальные выгоды.
Производственный кооператив как коммерческая организация не может рассчитывать на режим благоприятствования в налоговом законодательстве. Преимущества, которые сейчас извлекают работники-пайщики, временные. Кооперативы без неработающих пайщике теряют покупателей, их экономическую поддержку, имидж социально-ориентированной системы (а следовательно, помощь органов местного самоуправления), собственность, а в конечном итоге — рабочие места персонала.
Только наличие пайщиков, кроме работников системы, сохранит за потребительской кооперацией статус некоммерческой организации, которая может претендовать на федеральные и местные льготы, в том числе и в налогообложении. Как только потребительское общество лишается неработающих пайщиков, так сразу превращается в кооператив работников, то есть производственный кооператив.
Кооперативные выплаты. Кооперативные выплаты предусмотрены Законом РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации, уставами потребительских кооперативов. Изучение деятельности различных организаций показывает, что практика кооперативных выплат в организациях не отработана, в большинстве из них недопонимают значение кооперативных выплат. Наиболее крупные недостатки в технологии кооперативных выплат следующие:
    продолжение
--PAGE_BREAK-- — не увязываются с экономическим участием пайщиков;
— не планируются, осуществляются стихийно;
— размер экономически не обосновывается;
— не определяется целесообразность тех или иных форм;
— пайщики не информируются о предполагаемых и фактических кооперативных выплатах.
По нашей концепции, кооперативные выплаты должны планироваться одновременно с планированием товарооборота. Для этого следует определить долю пайщиков во всем товарообороте и сумму товарооборотов пайщиков на планируемый период. Закон позволяет до 20% доходов расходовать на кооперативные выплаты. По среднему проценту наложения на плановую сумму товарооборота пайщиков можно определить сумму предполагаемого дохода. 20% от этой суммы максимальный размер кооперативных выплат. Выбор кооперативных выплат зависит от состояния хозяйственно-финансовой деятельности организации. Для российской практики реальны дивиденды на паевые взносы там, где паевой взнос достаточно велик, чтобы дивиденды составили значимую в доходах пайщиков.
Отказ от внедрения – не столь экономическая, сколько психологическая проблема, а также недостаток кооперативного образования у пайщиков и работников. Задача специалистов по работе с пайщиками — преодолеть эти барьеры путем организации обучения работников и пайщиков основам теории потребительской кооперации, принять стратегию экономического участия пайщиков и кооперативных выплат.
Стратегия экономического участия пайщиков и кооперативных выплат включает следующие элементы:
— определение видов экономического участия, в том числе тех которые будут стимулироваться кооперативными выплатами;
— выбор метода учета индивидуального экономического участия пайщиков;
— экономическое обоснование размера кооперативных выплат;
— сроки и способы выплат;
— реклама кооперативных выплат в соответствии с экономическим участием пайщиков;
— кооперативное обучение пайщиков и работников.
Стратегический план должен включать техническое оснащение и внедрение передовых технологий учета экономического участия пайщиков и разработку компьютерной программы нахождения оптимального размера кооперативных выплат, то есть определение кой их величины, которая заинтересует пайщиков в покупках, сдаче продукции своего домашнего хозяйства, кредитовании, увеличение размера паевого взноса, и в то же время не ухудшит экономическое положение кооператива. Понятно, что стратегический план индивидуален для каждого потребительского общества и союза, однако в его содержании должны быть заложены основополагающие признаки, которые изложены выше.

3. Основные направления реализации социальной миссии потребительской кооперации
3.1 Сущность социальной миссии потребительской кооперации
Потребительская кооперация, осуществляя экономические функции, выполняет социальную миссию. Эти два аспекта тесно переплетаются и неотделимы друг от друга. Традиционно обслуживая население, потребительская кооперация получение прибыли ставила в качестве задачи и необходимого условия для осуществления социальной роли. В этом состоит один из важнейших отличительных признаков потребительского кооператива от акционерных обществ и других коммерческих структур, преследующих цель — получение прибыли.
Успешное хозяйствование, достижение хороших экономических и финансовых результатов деятельности создают реальную основу для повышения социальной роли потребительской кооперации, решения большего круга социальных задач. В свою очередь, укрепление ее социальной базы означает привлечение большего числа покупателей в кооперативные магазины, обеспечение динамичного роста товарооборота, в конечном итоге — расширение сегмента кооперативного рынка. Это создает объективные предпосылки для экономического благополучия системы.
В условиях становления рыночных отношений диалектическое единство экономического и социального усилилось, хотя обострилось и противоречие между ними. С одной стороны — рынок, требующий от кооперативов финансового благополучия; с другой стороны — забота о благе людей, причем не только пайщиков, а всего населения, в том числе социально незащищенных слоев. Природа потребительской кооперации такова, что она, выступая социально ориентированной системой, главную свою задачу видит в обеспечении материальных и социальных интересов пайщиков и малоимущих слоев населения. Вынесение социальных проблем на первое место определяется социальной значимостью, которую имеет потребительская кооперации для всего российского общества. По состоянию на начало 2001 г. Российская потребительская кооперация насчитывала 11,4 млн.
Осуществляя снабжение населения товарами, создавая рабочие места и обеспечивая занятость сельского населения, потребительская кооперация стабилизирует социально-экономическую обстановку в регионах своей деятельности. Потребительская кооперация — доходообразующая система.
Современная практика потребительской кооперации подтвердила то, что потребительские общества наиболее эффективно решают свои задачи в том случае, когда пользуются доверием и поддержкой пайщиков. Как правило, такие общества получают максимальные льготы от местных администраций, поскольку существенно влияют на социально-экономическое развитие регионов.
Социальная миссия потребительской кооперации состоит в защите социальных и экономических интересов пайщиков и всего населения. Она включает следующие аспекты:
— создание условий для демократии;
— информированность пайщиков;
— повышение социальной активности пайщиков и остального ноского населения;
— обеспечение занятости сельского населения;
— заботу о социально незащищенных группах населения: пенсионерах, инвалидах, нетрудоспособных гражданах;
— привлечение к экономической деятельности широких слоев населения;
— обеспечение гарантированной закупки излишков продукции населения;
— товарный кредит населению (отпуск товаров населению в долг);
— содержание в отдаленных поселениях планово-убыточных предприятий торговли;
— товарный кредит и обслуживание бюджетных организаций социально-культурного типа;
— реализацию хлеба собственной выпечки по цене ниже себестоимости;
— организацию школьного питания;
— транспортные и другие услуги, предоставляемые бесплатно или на льготных условиях;
— бесплатные или льготные путевки;
— наборы продуктов, подарки.
Как видно из перечисленных аспектов, социальная миссия потребительской кооперации направлена не только на пайщиков, но и на все обслуживаемое население. Соотношение экономического и социального аспектов деятельности служит критерием зрелости или состоятельности потребительского кооператива, которые следует рассматривать в контексте достаточного уровня затрат на реализацию социальной миссии.
3.2 Направления реализации социальной миссии потребительской кооперации
Демократизация — одно из направлений возрождения социальной базы системы. Вернуть потребительскую кооперацию пайщику, сделать его реальным хозяином возможно при обеспечении права пайщиков свободно обсуждать на собраниях, заседаниях советов хозяйственную деятельность кооператива, открыто выступать с критикой, отстаивать свои предложения по улучшению работы общества.
Информированность пайщиков — один из признаков демократии. Пайщик имеет право на получение информации о состоянии финансово-хозяйственной деятельности в своем кооперативе, в союзе, о проблемах и тенденциях в потребительской кооперации России. Газета «Российская кооперация» публикует передовой опыт, характеризует успехи и недостатки конкретных организаций и предприятий, помогает оценить место своего кооператива в регионе и системе в целом.
Проблема занятости населения и ее решение — основное направление борьбы с бедностью, одна из центральных задач в цельности кооперативных организаций всех уровней, что является воплощением в жизнь ряда постановлений Совета Центросоюза. Образование новых рабочих мест, обусловливающее рост численности работников потребительской кооперации, непосредственно связано с расширением объема деятельности действующих предприятий, вводом в действие новых предприятий. Если говорить о традиционных отраслях деятельности: торговле, общественном питании, промышленности — это в значительной степени предопределено инвестиционными вложениями. Этот путь имеет ограниченные возможности реализации.
Реальные резервы увеличения числа рабочих мест заложены в развитии нетрадиционных для потребительской кооперации направлений деятельности: торговли медикаментами, сельскохозяйственного производства, туристической деятельности, гостиничного хозяйства, мукомольного производства, развития сферы услуг и др.
Следует отметить особую социально-экономическую роль сферы услуг. Пошив и ремонт одежды и обуви, ремонт мебели, холодильников, теле радиоаппаратуры, фотоателье, парикмахерские, ритуальные услуги, изготовление металлоизделий и другие услуги удовлетворяют потребности сельского населения, улучшают среду обитания, освобождая его от ряда бытовых хлопот. Развитие сферы услуг, обеспечивая создание дополнительных рабочих мест, способствует повышению уровня жизни селян. Кроме того, они создают возможность обеспечения занятий таким социально незащищенным слоям сельского населения, как пенсионеры и инвалиды. Особое социальное значение имеет предоставление работы на неполный рабочий день для этих категорий населения. Учитывая, что предоставление услуг является видом хозяйственной деятельности, следует отметить их роль и в создании валового дохода кооперативных организаций.
Однако в деятельности потребительской кооперации имеются существенные возможности повышения занятости сельского населения без создания новых рабочих мест на основе его самозанятости. Они связаны с привлечением населения к экономическому партнерству с потребительской кооперацией через организацию закупок сельскохозяйственной продукции, дикорастущих, лекарственно-технического сырья, изделий народных промыслов, продуктов индивидуальной трудовой деятельности граждан по заказам потребительской кооперации.
Потребительская кооперация широко реализует возможности использования надомного труда и создает условия для возрождения народных промыслов. сохранению и развитию национальной культуры, самобытности ремесел.
Одним из реальных механизмов обеспечения занятости населения является организация общественных работ. Вопросы организации общественных работ в организациях потребительской кооперации регламентируются соглашением между Министерством России и Центросоюзом РФ.
С каждым сельским жителем, пожелавшим работать в системе потребительской кооперации на условиях общественных работ, потребительские общества заключают срочный трудовой договор. При этом основанием для приема его на работу служит направление на участие в общественных работах в конкретной кооперативной организации, выданное органами службы занятости.
Следующее направление реализации социальной миссии потребительской кооперации — обеспечение кооперативного профессионального образования. Кооперативное образование как трехуровневая подготовка специалистов включает обучение в профессиональных школах (училищах), колледжах (техникумах), институтах и университетах. Для потребительской кооперации России специалистов с высшим образованием готовят три университета и 34 филиала, со средним специальным образованием — 65 средних специальных учебных заведений. Кооперативные колледжи по договору со службами занятости проводят подготовку работников массовых профессий.
Студенты колледжей и вузов, обучающиеся за счет средств потребительской кооперации, уменьшают социальную напряженность, в первую очередь на молодежном рынке труда.
Социальную миссию потребительской кооперации в обеспечении кооперативного образования можно оценить с помощью следующих показателей:
— численности студентов, обучающихся в образовательных учреждениях по направлениям и за счет средств потребительской кооперации;
— суммы средств фонда подготовки кадров, использованной в отчетном году на оплату за обучение в образовательных кооперативных учебных учреждениях;
— числа безработных граждан, прошедших профессиональное обучение в кооперативных образовательных учреждениях.
Потребительская кооперация рассматривает привлечение молодежи в систему как важнейшее направление реализации социальной миссии и в то же время как условие укрепления самой системы потребительской кооперации, так как молодежь — это категория работников, лишенная консерватизма, воспринявшая нормы и принципы сегодняшнего бытия, способная вести предпринимательскую деятельность.
Важной формой реализации социальной миссии потребительской кооперации является ее участие в формировании доходов населения. Оно включает оплату труда работников потребительской кооперации и кооперативные выплаты, предусмотренные Законом Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».
Кооперативные выплаты обусловлены экономическим участием пайщиков, которое проявляется в четырех формах:
— покупке товаров на предприятиях потребительской кооперации; сдаче сельхозпродукции, дикорастущих, сырья, непродовольственных товаров собственного изготовления организациям потребительской кооперации;
— образовании кооперативного капитала (паевого фонда);
— кредитовании организаций потребительской кооперации для пополнения оборотных средств.
Все формы экономического участия должны быть оплачены, то есть экономическое участие пайщиков оборачивается защитой их социальных интересов, выражающейся в формировании их доходов.
Важнейшая форма экономического участия пайщиков — покупка товаров в кооперативных магазинах. Актуальной задачей кооперативных организаций выступает привлечение населения в свои магазины не только в результате более широкого ассортимента предлагаемых товаров, высокого качества обслуживания, предоставления дополнительных услуг, но и внедрения в практику кооперативных выплат. В настоящее время в большинстве кооперативных организаций пайщикам предоставляются скидки на приобретаемые товары.
Кроме того, населению в целом и пайщикам в частности представляются льготы за счет доставки товаров в отдаленные населенные пункты без включения в их цену транспортных расходов. В нем наглядно проявляется принцип социальной справедливости.
В условиях задержки и несвоевременной выплаты пенсий существует проблема неравномерности уровня платежеспособности населения. Для сельских жителей неоценимое значение в обеспечении жизнедеятельности имеет отпуск товаров в долг: так называемый товарный кредит. Сам этот факт не соответствует принципам цивилизованных рыночных отношений, но в российских условиях потребительская кооперация таким образом поддерживает жизненный уровень сельских жителей, неся при этом определенные потери. Это направление деятельности заключает в себе жесткое противоречие между экономическими интересами кооперативов и социальной ориентацией их деятельности. Выдача товарного кредита обязательно сопряжена с финансовыми потерями и экономически нецелесообразна. Экономические потери снижаются или превращаются в прибыль, если товарный кредит предусмотрен индивидуальными договорами с пайщиками на сдачу сельскохозяйственной продукции, дикорастущих, продукции промыслов.
Потребительская кооперация традиционно обслуживает в сельской местности учреждения социальной сферы: больницы, детские сады, детские дома и др. В связи с проблемами финансирования бюджетной сферы товар нередко реализуется им в долг, за счет чего возникает значительная дебиторская задолженность кооперативных организаций. Но потребительская кооперация, выполняя свою миссию, осуществляет социальную защиту населения и вынуждена терпеть экономические потери.
Наконец, содержание планово-убыточных магазинов, как и реализация хлеба собственной выпечки по цене ниже себестоимости, имеет исключительно социальную направленность. Покрывая убытки таких магазинов, кооператив обеспечивает торговое обслуживание определенной части населения в отдаленных и малонаселенных местностях, чем никогда не будет заниматься частник в силу экономической невыгодности. Очевидно, мировая практика не знает подобных аналогов.
Важной формой экономического участия пайщиков служит сдача сельскохозяйственной продукции, дикорастущих, сырья, продажа непродовольственных товаров собственного изготовления организациям потребительской кооперации, в которой реализуется заготовительная деятельность потребительской кооперации.
Увеличение размеров заготовительной деятельности потребительской кооперации стимулирует производство сельскохозяйственной продукции в личных хозяйствах населения и в фермерских хозяйствах. Это повышает самозанятость сельского населения, обеспечивает рост денежных доходов селян. Отсюда увеличение покупательной способности населения. Заготовительная деятельность способствует увеличению товарных ресурсов продовольствия для покрытия товарооборота и сырья для кооперативной промышленности. За счет ее оживления стимулируется создание новых рабочих мест и на перерабатывающих предприятиях, и в торговле. Для повышения стабильности заготовительной деятельности необходимо обеспечить гарантированную закупку продукции у населения и тем формировать уверенность у сельского населения вообще и у пайщиков в первую очередь в востребованности излишков сельхозпродукции их личных хозяйств. Это повысит моральную удовлетворенность от самозанятости и предоставит гарантии получения денежных доходов сельским труженикам. В связи с этим взаимоотношения потребительской кооперации со сдатчиками сельскохозяйственной продукции должны строиться на твердой договорной основе, предусматривающей ответственность и обязательства обеих сторон.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.