Реферат по предмету "Мировая экономика"


Современные дискуссии о предмете экономической теории.

--PAGE_BREAK--Возникновение экономики как науки
Англия стала в 1776 году родиной классической школы политической экономии, когда профессор моральной философии А. Смит опубликовал свою работу под названием «Исследования о природе и причинах богатства народов». Следующим не менее ярким представителем английской классической школы политической экономии был банкир Д. Рикардо, который написал работу«Начала политической экономии и налогового обложения». Основные идеи, выраженные в трудах А. Смита и Д. Рикардо: источник богатства не только сельское хозяйство, но и промышленность, иначе говоря, производительный труд, основной способ разбогатеть – создание условий для развития производительного труда, т. е. снятие государственных ограничений с производителей. А. Смит вывел такое понятие как «невидимая рука» рынка: каждый стремится к личной выгоде, но существуют естественные законы, которые регулируют взаимоотношения людей. Также А. Смит и Д. Рикардо создали теорию трудовой стоимости: цена продукта зависит от того, сколько труда вложено в этот продукт. Именно с 1776 года экономика стала наукой, так как А. Смит и Д. Рикардо не только выдвигали свои теории, но и обосновывали их, в отличие от своих предшественников.
Дальнейшее развитие экономической теории
После классической английской школы политической экономии наука приняла «вульгарное» направление, когда публиковалась масса работ, не вносящих ничего нового в науку, пересматривающих ее исключительно с буржуазной точки зрения. Основная цель этих работ заключалась в том, чтобы воспеть достоинства капитализма, и уверить народ в том, что только такой экономический строй является единственно верным. Буржуазная экономическая теория, почти полностью порвав с традициями классической школы, ограничила себя в основном чисто идеологическими функциями.

В это же время появляется ряд концепций, критикующих классическую школу: теория французской классической школы Ж. Сисмонди, теория Сен-Симона, национальная система политической экономии Ф. Листа, теория утопического социализма Фурье.
Переворот в науке. Марксистская политическая экономия
Этот период закончился буквально переворотом в науке – теорией К. Маркса и Ф. Энгельса. Основу для марксистской тории заложила английская классическая школа, К. Маркс разработал и развил многие идеи А. Смита и Д. Рикардо. К. Маркс ознакомился с экономическими трудами многих авторов, начиная с Аристотеля и заканчивая своими современниками, и на основе изученного им материала он выдвинул свою качественно новую экономическую теорию. Эта теория нашла свое отражение в «Капитале», первый том которого К. Маркс опубликовал в 1867 году. Главные идеи теории К. Маркса следующие: учение о прибавочной стоимости, с помощью которого объясняется механизм эксплуатации пролетариата. Революционное в теории К. Маркса заключалось в том, что, создав теорию прибавочной стоимости, он открыл глаза пролетариату на источники богатства буржуазии. Теория К. Маркса нашла впоследствии множество последователей, которые развивали и дополняли его учение, среди них был и В. И. Ленин. Эта теория вылилась в самостоятельную ветвь науки, получившей название — политическая экономия.
Маржинализм
Классическая английская школа политической экономии раздвоилась на марксистскую политическую экономию и «буржуазную». Вскоре в направлении «буржуазной» политической экономики появились три крупные экономические школы: Венская (Австрийская), Лозанская и Кембриджская. Благодаря этим школам, в частности Венской, и их представителям появилось такое течение в экономической науке, как маржинализм. Это течение основывалось на критике выдвинутой классиками и развитой К. Марксом теории трудовой стоимости. Взамен этой теории маржиналисты выдвинули теорию предельной полезности. Осуществленный маржиналистами переворот в экономической теории состоял в том, что они приняли за отправную точку в науке потребности человека и законы насыщения этих потребностей. Именно изучение людских потребностей, изучение человеческого выбора тех или иных благ стало основой для современной теории микро и макроэкономики.

Благодаря маржиналистам в экономической науке укрепилось такое направление, как «Экономикс». В конце 19ого и начале 20ого веков политическая экономия как наука оказалась в состоянии кризиса, и главная причина его состояла в почти полном отрыве экономической теории от хозяйственной практики. На этот кризис неоднократно указывалось и в отечественной, и в западной литературе. Так, П. Самуэльсон в своей нобелевской лекции «Принцип максимилизации в экономическом анализе» указал, что «экономика как наука длительное время развивалась в отрыве от проблем экономики как объекта исследования».[1]

О кризисе политической экономии на грани веков подробно писал и наш крупный отечественный экономист М. И. Туган-Барановский: «…в политической экономии долгое время преобладало увлечение общими формулами, в которых современники видели выражение неизменных и вечных законов хозяйства; впоследствии, однако, многие из этих якобы законов оказались поверхностными – а иногда и неправильными – обобщениями частных и преходящих явлений. Чрезмерная склонность к широким обобщениям и абстракции имела своим последствием то, что экономическая теория мало-помалу потеряла связь с реальной жизнью». Возникший в то время экономикс претендовал, по мнению многих,  на замещение политической экономии. Первым, кто заговорил в экономической литературе в этом направлении, был немецкий экономист Г. Госсен, опубликовавший в 1854 году работу под названием «Развитие законов общественного обмена и вытекающих отсюда правил человеческого поведения». Центральной проблемой политической экономии для автора стало рациональное потребление индивидуумом ограниченного количества благ, т. е. чем определяется выбор между благами заведомо разнокачественными. Г. Госсен даже считал, что политическую экономию надо переименовать в учение об удовлетворении.

Мысли Г. Госсена, не получившие при его жизни признания, в дальнейшем были использованы и развиты маржиналистскими направлениями в экономической науке, прежде всего Кембриджской школой и Австрийской школой.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Венская школа
Эта школа стала развиваться, начиная с 1870 года. Она сформировалась вокруг К. Менгера, который в 1871 году изложил в «Основах политической экономии» теорию, противоположную теории трудовой стоимости. Это была теория предельной полезности, отражающая идею о том, что стоимость продукта зависит не от количества труда, затраченного на его создание, а от его полезности в условиях, когда продукт ограничен. Самым выдающимся представителем Венской школы был Бем-Баверк, главными трудами которого были «Капитал и процент», опубликованный в 1884 году, и «Позитивная теория капитала», вышедшая в свет в 1889 году. В своих работах Бем-Баверк развил систему К. Менгера.
Лозанская школа
Основателем Лозанской школы был француз Л. Вальрас. Кроме Л. Вальраса представителем школы являлся итальянец В. Парето. В 1874 – 1877 годах вышла в свет работа Л. Вальраса под названием «Элементы чистой политической экономии», за ней последовали в 1896 году «Исследования по социальной экономике» и в 1898 году «Исследования по прикладной политической экономии». В. Парето опубликовал в 1896 – 1897 годах «Курс политической экономии», а в 1906 году «Учебник политической экономии». В своих работах ученые установили общую взаимозависимость рынков продуктов и рынков факторов производства. Из понятия взаимозависимости они вывели понятие равновесия, они определили условия, при которых возникает устойчивое равновесие.
Кембриджская школа и А. Маршалл
Самым выдающимся представителем этой школы был А. Маршалл. Среди самых известных его работ: книга «Принципы экономики», чье первое издание появилось в 1890 году, работа 1919 года «Промышленность и торговля» и работа 1923 года «Деньги, кредит и торговля». Этими трудами А. Маршалл заложил основу современной экономической науки. Идеи А. Маршалл принципиально отличались от идей классиков, он впервые ввел в экономическую науку понятие «экономикс». Экономикс – новая ветвь в экономической теории, главным предметом изучения которой являются рыночные связи. А. Маршалл также вывел такие понятия, как эластичность спроса и теория частичного равновесия.


--PAGE_BREAK--Монетаризм
Кейнсианство сменило такое направление, как монетаризм, представителем которого был М. Фридман. Главные идеи монетаризма: государство не должно активно вмешиваться в экономику, должно уйти из денежного оборота, задачи государства – поддержка национальной валюты, иначе говоря, управление экономикой через управление денежной массы.

Основным течением экономической науки сейчас можно назвать «Мейнстрим». «Мейнстрим» — это экономикс на микро и макро уровне. Именно это направление сейчас преподается на Западе и, частично, в нашей стране. В современной экономической науке прослеживается четко выраженное стремление заново осмыслить место и роль экономической теории в системе общественных наук, проявляется тенденция к расширенному толкованию предмета экономической науки.
Две основные ветви экономической науки

В экономической теории существуют две основные, кардинально отличающиеся друг от друга, ветви: марксистская политическая экономия и экономикс. В российских высших учебных заведениях с середины 30-х годов преподавали традиционный курс марксистско-ленинской политической экономии. Но вот в России произошла перестройка – переход от административно-командной экономики с жестким традиционным планированием к рыночной организации общественного хозяйства при определенном воздействии государства на экономику, иначе говоря, переход от социалистического пути развития к рыночному. Произошли изменения как в социальной, так и в политической, экономической областях общественной жизни. Встал вопрос о том, что преподавать в качестве экономической теории: марксистско-ленинскую политическую экономию или же популярный к тому времени на Западе экономикс.
Различия марксистской политической экономии и экономикс
Экономикс по предмету исследования, курсу проблем, методологии, практическим выводам принципиально отличается от курса марксистско-ленинской политической экономии. Главные отличия экономикс от традиционной политической экономии:

1.              Экономикс исходит из ограниченности ресурсов и неограниченности потребностей человека и общества. Тем самым во главу угла ставится человек с его потребностями. Важнейшие элементы экономической системы и ее действующие лица – экономические субъекты, люди, ради которых функционирует и развивается экономические системы рыночного типа. Потребности субъектов не постоянны и не однозначны. Они изменяются в зависимости от многих факторов: цены, доходы, моды, просто желания людей и т. п. Также известно, что полезности бесконечно разнообразны и бесконечно изменчивы. Это означает, что факторы экономической системы представляют собой случайные функции, свойства которых описываются вероятностными характеристиками. Таким образом, рыночная экономическая система носит вероятностный характер. 

Традиционная политическая экономия во главу угла ставит объективные экономические законы, которые и выступают предметом ее изучения. Эти законы как бы независимы от человека как субъекта национального хозяйства, экономика функционирует помимо его воли. Политическая экономия СССР считала, что только выдвинутые и обособленные ею экономические процессы и экономические законы носят объективный характер. Их объективность трактовалась независимо от воли людей. Точно так же и вся экономическая система выступала как некая внешняя сила по отношению к обществу. Поэтому функционирование всей экономической системы жестко определено.

2.              Традиционная политическая экономия основывается на трудовой теории стоимости. Считается, что в основе стоимости лежат общественно необходимые затраты. Из этого положения вытекает то, что хозяйственный механизм общества будет носить затратный характер – чем выше затраты, тем больше стоимость и цена. В соответствии с трудовой теорией стоимости стоимость крайне слабо зависит от соотношения спроса на данный товар или услугу и предложения. В противовес этому подходу экономикс исходит из маржиналистской теории, по которой стоимость определяется предельным продуктом, а цена – положением точки равновесия между спросом и предложением.

3.              Одна из главных идей традиционной политической экономии состоит в отрицании прогрессивной роли частной собственности, в уверенности в гибели капитализма, как строя и замены его социализмом, базирующимся на общественной собственности.

4.              Согласно традиционной политической экономии у рыночной организации нет будущего, в то время как экономикс не видит смысла в иной организации общественного хозяйства, кроме рыночной, находящейся в постоянном развитии.

Это далеко не все различия между политической экономией и экономикс и перечень можно еще долго продолжать.

После экономических реформ экономическая наука столкнулась с проблемой – что преподавать. В той постановке вопроса, которая прослеживается в дискуссии о предмете экономической теории, неизбежно присутствует идея альтернативы – либо преподавать экономикс, либо политическую экономию.

В последнее время некоторые экономисты, прежде всего преподаватели российских вузов, выдвинули положение, согласно которому, решением этой проблемы, станет создание учебного курса экономической теории, который бы соединил в себе как экономикс, так и политическую экономию. На основе этого подхода в последнее время созданы некоторые учебники и учебные пособия, авторы которых оправдывают их необходимость переходным периодом формирования рыночной экономики.

Однако, трудно себе представить соединение в единую теорию определения стоимости общественно необходимыми затратами и предельным продуктом, определение заработной платы стоимостью товара рабочей силы и предельным вкладом работника в создание продукта, соединение частной и общественной собственности. Практически нет ни одного сколько-нибудь существенного момента, в котором не было бы коренных различий между экономикс и политической экономией.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Современные дискуссии о предмете экономической теории
Экономическая наука, преподававшаяся в период существования Советского Союза
Если раньше, до перестройки, в нашей стране не стояло вопроса о том, что преподавать в качестве экономической науки, то теперь ученые-экономисты столкнулись с этой проблемой. Правительство СССР устраивала марксистская политическая экономия, базирующаяся на теории трудовой стоимости, общественной собственности и других, характерных для нее понятий. Академик РАН Д. Львов в книге «Развитие экономики России и задачи экономической науки» пишет: «В отличие от Запада советская экономическая наука в течение многих десятилетий находилась под идеологическим прессом. Марксистская доктрина, сформировавшаяся  в середине прошлого столетия, считалась венцом научного знания. Ее изучению посвящалась львиная доля учебного времени в институтах, более поздние принципиальные достижения излагались лишь с целью их опровержения. К этому следует добавить, что в советской экономической системе отсутствовали те механизмы, которые являются основным предметом изучения современной экономической науки: конкурентные рынки, сложная банковская система, валютные биржи, финансовые инструменты и т. д.»[2].

Экономическая наука периода существования Советского Союза была призвана выполнять идеологическую функцию, доказывающую населению нашей страны преимущества социализма над капитализмом. В Евстигнеев в статье «Экономическая наука в поисках новой методологии» пишет: «Так, в советской экономической науке много лет существовала традиция создания научных монографий о капиталистической экономике. В рамках этой традиции цифры и цитаты из западной периодики были подчинены отчетливым, хотя и не прямо выраженным ожиданиям. Что же касается извлечения из работ западных экономистов-теоретиков, то сам перевод или пересказ их  — уже был научным достижением, что обусловливалось не бедностью отечественной мысли, а ее «инородностью», при которой вовлечение в поле зрения каждого нового объекта оказывалось методологически значимым. Любая попытка реально что-то доказать или рассчитать воспринималась как покушение на пересмотр негласно принятой парадигмы…»[3].

Многие из советских экономистов осознавали проблемы марксистско-ленинской политической экономии и делали попытки для их решения. «Попытки осуществить переход от узкоспециализированного к целостному предметному знанию о хозяйственной системе были предприняты советскими политэкономами в 60-х – 80-х годах, когда обсуждалась структура системы производственных отношений социализма, соответственно структура учебника по политической экономии социализма. Однако в силу различных обстоятельств переход к новому качественному уровню знания оказался незавершенным»[4], — отмечает в статье «Как преподавать и совершенствовать экономическую теорию?» М. Пивоварова.
Кризис политической экономии
После того как в России рухнула политическая и экономическая система, которая опиралась на определенную научную доктрину, высветились все изъяны советской экономической науки. «На каких фундаментальных основах стоит экономическая наука? Сможет ли она реально влиять на реформирование экономики, если не будет общепризнанного теоретико-методологического ядра…Роль ядра выполняла в свое время теория трудовой стоимости Маркса…но эта теория превратилась в мертвое, догматическое ответвление некогда живой и плодотворной мысли. Победившие на фундаменте теории трудовой стоимости хозяйственные отношения замерли в косной неподвижности и неэффективности»[5], — отмечает Д. Львов в статье «Экономическая наука ищет свое лицо». И правда, марксистско-ленинская политическая экономия превратилась в своего рода догматы, не отвечающие реальным жизненным проблемам переходной экономики страны. Со сменой политического строя, с началом перехода от командно-административной экономики к рыночной стали говорить о кризисе политической экономии. Так У Алиев в статье «“Общая экономика” как научная и учебная дисциплина» пишет: «Кризисное состояние политической экономии, изучавшейся в наших вузах в течение многих лет, ныне, видимо, общепризнанно. Причем представляется правомерным говорить здесь о кризисе, так сказать, двояком: он поразил и тот «общественный материал», с которым мы имеем дело, и то, что делается самой наукой для его рассмотрения»[6]. Смена политического строя освободила экономическую теорию от идеологического пресса: «Благодаря «перестройке» мы в России освободились от простодушной уверенности в том, что теория более или менее адекватно описывает свой предмет. Я думаю, что такая убежденность… вреднее для науки, и в частности для экономики, чем все политические ограничения, вместе взятые. Теория только тогда «обретает крылья», когда она превращается в постоянный внутренний спор с ее же собственными концептуальными основаниями»[7], — отмечает В. Евстигнеев в статье «Экономическая наука в поисках новой методологии».

Положительным воздействием «перестройки» на экономическую науку стало уничтожение рамок, в которых та находилась, благодаря существовавшему политическому строю. Экономическая наука получила возможность дальнейшего развития, пересмотра многих своих понятий и, возможно, изменения. «Перестройка» дала возможность сравнения уровня экономической науки в нашей стране и на Западе, и это сравнение привело к достаточно удручающим выводам: «Разрыв между уровнем исследований западной и советской экономической мысли стал катастрофически нарастать. К началу перестройки обнаружилось, что у нас, за редким исключением, нет специалистов-теоретиков по современной макроэкономике, рынкам капитал и труда, международным финансам, теории производственных организаций и т. п. Не было профессионалов, которые на равных могли бы отстаивать интересы России в Мировом банке или Международном валютном фонде»[8], — замечает Д. Львов.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Предмет, методы и задачи СЭГ и регионалистики
Реферат Фосфор в организме человека
Реферат Автоматизированная система защиты и диагностики парка электродвигателей промышленного предприятия
Реферат Разведение карпа
Реферат Формирование экологических знаний у старших дошкольников на основе моделирования
Реферат Условия и возможности бурения вторых стволов
Реферат Становление и особенности средневековой личности
Реферат Экономические показатели библиотечной работы, их значение для оптимизации деятельности библиотеки
Реферат Интонация как эффективная единица коммуникативистики
Реферат Программа логического позитивизма. Критерий верификации
Реферат I. выразительность языка и речи 13 §1
Реферат Beowulf Essay Research Paper At 845 am
Реферат Тема дружбы в романе И. С. Тургенева Отцы и дети Базаров и Аркадий
Реферат Романтизм и реализм в творчестве МГорького
Реферат Автоматизация инвестиционных проектов и бизнес-планирования