Реферат по предмету "Мировая экономика"


Социально-экономическое развитие Республики Беларусь

--PAGE_BREAK--


Источники: статистические ежегодники Республики Беларусь, Российской Федерации, Содружества Независимых Государств, Республики Польша, материалы МИД.

Республика Беларусь имеет достаточно весомые предпосылки для устойчивого развития. Об этом свидетельствуют экономические показатели в расчете на душу населения в сравнении с государствами -участниками Содружества Независимых Государств (далее -СНГ) и мировым сообществом в целом.

Основу экономики страны составляют крупнейшие предприятия, специализирующиеся на производстве продукции машиностроительной, нефтеперерабатывающей, химической и нефтехимической отраслей промышленности, на долю которых приходится подавляющая часть всего экспорта страны. В Беларуси экспорт товаров и услуг составляет более 68 процентов ВВП, тогда как в Российской Федерации – 35, Германии – 38, Украине – 61, Литве – 53, Латвии – 42, Польше – 34, Великобритании – 25 процентов.

Согласно данным ПРООН по индексу развития человеческого потенциала, характеризующему достигнутый уровень социально-экономического развития, Беларусь занимает 67 место среди 177 стран мира и входит в группу государств со средним уровнем развития человеческого потенциала, опередив все государства -участники СНГ, кроме России.

Вместе с тем Республика Беларусь в 3 – 5 раз отстает от экономически развитых стран ЕС по производству ВВП на душу населения, уровню и качеству жизни населения, развитию внешнеэкономической деятельности, производству инвестиционных товаров, объемам оказываемых услуг, оплате труда, показателям материало- и энергоемкости производства, производительности труда.

Беларусь – одна из первых государств -участников СНГ, которая к началу XXIвека достигла и превысила уровень докризисного 1990 года.

На протяжении последних лет в Республике Беларусь наблюдается изменение структуры производства ВВП в сторону увеличения доли услуг, что соответствует мировым тенденциям. В 2005 году в структуре производства ВВП доля услуг составила 41,7 процента, тогда как в восточноевропейских странах она превышает 50 процентов, в Латвии достигла 70 процентов.

Учитывая высокую степень открытости белорусской экономики, темпы и возможности ее роста тесно взаимосвязаны с динамикой развития стран – основных торгово-экономических партнеров. Основными из них являются Россия, Польша, Германия, Великобритания, Нидерланды и Украина, на долю которых в 2003 – 2005 годах приходилось более 73 процентов всего экспорта белорусских товаров. Так, в России среднегодовые темпы роста ВВП на долгосрочную перспективу, предусмотренные Основными направлениями социально-экономического развития, должны составить 6 – 7 процентов на протяжении 10-летнего периода. Украина прогнозирует прирост объема ВВП на уровне 7,1 процента на 2006 – 2008 годы и 6 процентов – на 2009 – 2010 годы. В Польше среднегодовой прирост ВВП на перспективу до 2010 года ожидается на уровне 5 процентов, в Латвии – 8 процентов, в Литве – 6,8 процента (рис. 1).


Рис 1 — ВВП на душу населения по ППС 2002 года в Республике Беларусь и ЕС-25
Более высокие темпы экономического роста в Республике Беларусь могут обеспечить ее постепенное приближение в 2010 году к европейским странам по уровню производства ВВП в расчете на душу населения, который в 2002 году составил 23,3 процента от соответствующего показателя ЕС-25, по итогам за 2005 год – ожидается на уровне 29,4, в 2010 году – прогнозируется 40 процентов.

ВВП на душу населения наряду с ожидаемой продолжительностью жизни и уровнем образования является важнейшей составляющей индекса развития человеческого потенциала. В предстоящем пятилетии индекс роста ВВП по ППС в долларах США увеличится с 0,696 в 2004 году до 0,772 в 2010 году, индекс ожидаемой продолжительности жизни – с 0,733 до 0,750, индекс уровня образования – с 0,950 до 0,964 соответственно.

Важнейшей тенденцией мирового развития является переход экономически развитых стран со второй половины XX столетия к построению нового постиндустриального информационного общества. Основу мировой экономики составят отрасли и производства V – VI технологических укладов, базирующиеся на использовании новых знаний и информации, современных видах услуг (телекоммуникационные, информационные, маркетинговые, правовые, банковские, депозитные, страховые, консалтинговые и др.). Доля сферы услуг в ВВП экономически развитых государств прогнозируется на уровне 70 – 75 процентов.

Для того чтобы идти в ногу с мировыми тенденциями, Беларусь должна максимально использовать свои сильные стороны (потенциальные конкурентные преимущества): выгодное экономико-географическое и геополитическое положение страны, развитые системы транспортных коммуникаций и производственной инфраструктуры, значительные земельные, водные, лесные ресурсы, наличие ряда важных полезных ископаемых (калийные и каменные соли, сырье для производства строительных материалов и др.), относительно развитый научно-технический потенциал, многоотраслевой промышленный комплекс, достаточно мощную строительную базу, высокий образовательный уровень населения и сложившуюся систему подготовки квалифицированных кадров, многовекторные внешнеэкономические связи, а также максимально смягчить или преодолеть воздействие негативных факторов: высокий уровень износа активной части основных производственных фондов, высокую материалоемкость продукции, недостаточную обеспеченность топливно-энергетическими ресурсами и высокую энергоемкость выпускаемой продукции, слабую развитость рыночных институтов и рыночной инфраструктуры, недостаточный уровень развития инновационной сферы.

В прошедшем пятилетии работа всех органов государственного управления, всех коллективов и организаций Республики Беларусь была направлена на решение задач и достижение параметров Программы социально-экономического развития страны на 2001 – 2005 годы, реализацию ежегодных прогнозов социально-экономического развития.

Для этого осуществлялись первоочередные меры Комплексного плана действий Правительства Республики Беларусь и Национального банка по выполнению параметров ежегодных прогнозов социально-экономического развития, бюджета, Основных направлений денежно-кредитной политики, Программы структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь, Национальной программы привлечения инвестиций в экономику страны и ряда других программных документов. Принятые меры способствовали увеличению объемов производства и улучшению качественных параметров функционирования реального сектора экономики (таблица 2).
Таблица 2 — Выполнение основных макроэкономических показателей, предусмотренных Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 – 2005 годы



Значительно превышены задания Программы на 2001 – 2005 годы по выпуску промышленной продукции, объему экспортно-импортных операций, росту реальных денежных доходов населения и заработной платы, розничного товарооборота. Республика Беларусь в 2005 году по многим параметрам значительно превысила уровень докризисного 1990 года: по производству ВВП – на 27 процентов, выпуску промышленной продукции – на 53, производству потребительских товаров – на 66 процентов, по реальным денежным доходам и заработной плате – в 1,7 и 2 раза соответственно, розничному товарообороту – в 2,2 раза, хотя производство продукции сельского хозяйства составило 90, инвестиций в основной капитал – 96,2 процента от уровня 1990 года. Для сравнения следует отметить, что ведущие государства -участники СНГ по основным параметрам в большей степени отстают от уровня докризисного года (таблица 3).
Таблица 3 — Индексы изменения основных показателей развития экономики Беларуси и крупнейших государств-участников СНГ (2004 год к уровню 1991 года) (процентов)

Страна

ВВП

Продукция промыш-ленности

Продукция сельского хозяйства

Инвестиции в основной капитал

Беларусь

117,3

140

92,3

75,1

СНГ*

89

80

80

54

в том числе:









Россия

89,5

76

74

43

Украина

66,7

96

73

47**

Казахстан

116,5

89

82***

62



В прошедшем пятилетии улучшились качественные параметры функционирования экономики – повысилась рентабельность реализованной продукции (работ, услуг) с 7,8 процента в 2001 году до 13,5 процента в 2005 году, снизилась доля убыточных организаций соответственно с 33,4 до 3,5 процента. Снизилось соотношение запасов и среднемесячного объема производства промышленной продукции с 63,8 процента за 2001 год до 51,9 процента за 2005 год.

Увеличилась покупательная способность среднемесячной заработной платы. За 2001 – 2005 годы оплата труда в номинальном выражении увеличилась в 8 раз, среднемесячный размер пенсии по возрасту – в 8 раз при росте индекса потребительских цен в 3,8 раза. Ускорение экономического роста и повышение эффективности функционирования экономики обеспечили к концу 2005 года средний уровень заработной платы в эквиваленте 261 доллар США.

Благодаря постепенному переходу к более жесткой денежно-кредитной политике в сочетании с мерами ценового регулирования произошли позитивные сдвиги по финансовой стабилизации и укреплению доверия к белорусскому рублю, существенно снижены темпы инфляции и девальвации. Если в 2000 году снижение обменного курса белорусского рубля к доллару США составило 269 процентов, то за 2005 год произошло номинальное его укрепление. Кроме того, Национальному банку практически удалось обеспечить выполнение целевого значения обменного курса белорусского рубля к доллару США на уровне 2155 рублей в 2005 году. В базисном пятилетии обеспечена стабильность потребительского рынка. Прирост индекса потребительских цен в 2005 году составил 8 процентов по сравнению с 107,5 процента в 2000 году.

2001 – 2005 годы стали важным этапом утверждения целевых ориентиров развития белорусской науки, повышения эффективности научных исследований и разработок, расширения сферы приложения их результатов и инновационной деятельности, разработки новейших технологий, в том числе обеспечивающих ресурсосбережение, энергетическую безопасность страны, экологизацию производства.

В стране созданы основы нормативной и правовой базы, регулирующей отношения в сфере научной и инновационной деятельности, ее финансового обеспечения, создания охраны и использования объектов интеллектуальной собственности.

При достаточно высоких темпах роста ВВП увеличение объемов внутренних затрат в научной отрасли оказалось более интенсивным, что отвечает государственным приоритетам социально-экономического развития.

Интенсификации научной деятельности содействовали мероприятия по ее материальному стимулированию, в частности снижение в два раза ставки налога на прибыль организаций, включенных в перечень высокотехнологичных, освобождение от уплаты НДС организаций, выполнявших научные исследования и разработки, снижение до 10 процентов НДС для организаций, применяющих новые и высокие технологии и др. Наметился рост заработной платы работников научной сферы.

Вместе с тем не преодолены негативные тенденции развития отрасли, в частности низкие темпы обновления материально-технической базы науки, отток кадров, что сдерживает решение проблем их омоложения и качественного роста.

В текущем пятилетии сравнительно высокими темпами развиваетсяпромышленность – наращивание объемов производства промышленной продукции обеспечено при опережающем росте производительности труда, увеличены объемы экспорта и валютных поступлений, закреплена положительная тенденция по энергосбережению, увеличились масштабы привлечения инвестиций в основной капитал. Расширение маркетинговых исследований, проведение сертификации выпускаемой продукции, дальнейшее развитие интеграционных связей со странами СНГ, прежде всего с Российской Федерацией, позволили усилить позиции белорусских товаров на внутреннем и внешних рынках.

Прирост промышленной продукции за 2001 – 2005 годы составил 51,8 процента против 28 – 32 процентов, предусмотренных Программой на 2001 – 2005 годы.

Кроме того, остается нерешенной ключевая проблема обеспечения дальнейшего экономического роста национальной экономики и выпуска конкурентоспособной продукции – обновление основных производственных фондов и модернизация промышленного производства на основе внедрения прогрессивных технологий, современных машин и оборудования. Особенно значителен износ основных средств в таких отраслях, как машиностроение, химическая и нефтехимическая промышленность.

Развитие топливно-энергетического комплекса осуществлялось в соответствии с Основными направлениями энергетической политики Республики Беларусь на 2001 – 2005 годы и на период до 2015 года, одобренными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 октября 2000 г. № 1667 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 104, 5/4432), и было направлено на реализацию энергосберегающих мероприятий и рационализацию структуры энергетических мощностей и систем транспортировки энергоносителей. Приоритетным направлением модернизации электроэнергетических мощностей остается внедрение и использование паро- и газотурбинных, парогазовых установок.

Проведены модернизация и техническое перевооружение некоторых объектов комплекса, введены в строй новые мощности на Пинской ТЭЦ, Бобруйской ТЭЦ-1, Витебской ТЭЦ, Лидской ТЭЦ, а также мини-ТЭЦ. На Березовской ГРЭС проведена реконструкция третьего и четвертого энергоблока, общая мощность станции составляет 1060 МВт. В результате за рассматриваемый период по энергосистеме введено 171,31 МВт установленной мощности. Построены и реконструированы линии электропередач напряжением 330 кВ и протяженностью 214,7 км, электрические сети соответственно 35 – 110 кВ – 72,1 км, 0,4 – 20 кВ – 7193,6 км.

На 1 января 2005 г. уровень износа основных фондов в электроэнергетике достиг 60,7 процента, средневзвешенный срок службы генерирующих источников составил 29,7 года при нормативном – 27 лет. Электротехническое оборудование физически и морально устарело, по техническим и экономическим характеристикам не отвечает современным требованиям.

Ежегодный прирост ввода распределительных газовых сетей составил 1500 – 1600 км. За последние годы построены газораспределительные станции для обеспечения природным газом таких районных центров, как Пинск, Вилейка, Столин, Иваново, Глубокое, Поставы, Докшицы, Старые Дороги и др. Заканчивается газификация Полесья.

Продолжалась модернизация белорусских нефтеперерабатывающих заводов. Глубина переработки нефти в ОАО ”Нафтан“ достигла 70 процентов, в ОАО ”Мозырский НПЗ“ – 66 процентов.

Реализация мер энергосберегающей политики обеспечила прирост ВВП практически без прироста валового потребления топливно-энергетических ресурсов, снижение энергоемкости ВВП за 2001 – 2005 годы на 25,5 процента.

В     продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Банки на рынке ценных бумаг 2
Реферат Янковский Олег Иванович
Реферат Crusoe Savage Man Essay Research Paper The
Реферат Мужской костюм средневековья
Реферат Державний та суспільний лад країн Скандинавії у період Середньовіччя
Реферат Семейное воспитание: идеалы и традиции "малых" народов
Реферат Особливості проведення занять з образотворчого мистецтва в учнів першого класу
Реферат Сквозные нанопористые структуры из оксида алюминия для информационных технологий мембранной биологии
Реферат Москва и Петербург
Реферат Современные подходы к пониманию права
Реферат Использование гетерозиса для повышения продуктивных качеств животноводства
Реферат Московская школа иконописи
Реферат Основа технологии целостного педагогического процесса
Реферат Педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся основной школы
Реферат Отображение власти в кино в 20-30-е годы