Реферат по предмету "Мировая экономика"


Социально-экономические последствия инфляции 2

--PAGE_BREAK--1.3 Направления влияния инфляции на развитие социальной сферы
Социальные последствия инфляции проявляются прежде всего в ухудшении жизни населения. Реальная заработная плата постоянно отстает от инфляционного прироста цен на товары и услуги. В итоге падают стимулы к труду, ухудшается его качество. В условиях инфляции особенно страдают наименее защищенные слои населения – пенсионеры, студенты, безработные. Несмотря на то, что их доходы растут в результате корректировки и индексации, проводимых правительством, этот рост постоянно отстает от темпов инфляции. [2, 407]

Не приходится удивляться, что в условиях постоянной инфляции резко изменилась экономическая психология людей. В этом случае складывается новая модель поведения покупателей: потребители твердо верят в тенденцию роста цен; люди сокращают сбережения, которые обесцениваются, и увеличивают спрос (чтобы уменьшить потери от инфляции); увеличение размеров массового спроса приводит в действие закон цены по спросу. В результате сами покупатели подталкивают рост цен, что увеличивает их потери от инфляции. [4, 318] Однако современные «сдвиги» в экономической психологии людей являются, конечно, не первопричиной, а лишь следствием действия тех движущих сил, которые сейчас порождают инфляцию.

При инфляции неравномерно возрастают цены на различные группы товаров, в результате меняется структура цен и национальный доход перераспределяется не только между сферами воспроизводства и отраслями народного хозяйства, но и между группами населения. [11, 188]

Ряд экономистов придерживаются мнения, что незначительная инфляция (например, 3-4 % ежегодно), сопровождаемая соответствующим ростом денежной массы, способна стимулировать производство. При этом расширение производства будет тем значительнее, чем больше имеется неиспользуемых факторов производства. В этом процессе выигрывают не все, а, прежде всего наиболее сильные фирмы.

Могут выигрывать от инфляции социальные группы, живущие на нефиксированные доходы, если их номинальные доходы будут расти быстрее темпов инфляции, например менеджеры крупных компаний. Увеличивают свой реальный доход продавцы товаров и ресурсов, имеющие монопольное положение на рынке.

Особенно выигрывают от инфляции владельцы недвижимости, антиквариата, произведений искусства, драгоценностей и т. д. Цены на эти товары растут быстрее, чем изменяется общий уровень цен, так как развивается бегство от денег в реальные активы и повышается спрос на них.

Однако большинство населения проигрывает от инфляции. Темпы роста заработной платы, как правило, отстают от темпов инфляции, поэтому реальная заработная плата наемных работников снижается. Получатели фиксированных доходов (бюджетники, пенсионеры, студенты, лица, получающие различные пособия) особенно сильно страдают от инфляции, так как индексация доходов отстает от темпов инфляции по срокам и обычно не полностью компенсирует снижение доходов. Инфляция приводит к обесценению ранее накопленных сбережений в денежной форме. Это особенно болезненно для старшего поколения. Увеличивается социальная дифференциация населения (разрыв между богатыми и бедными). [13, 128]

Инфляция не имеет никакого полезного эффекта для общества. Она просто перераспределяет богатство и пользу тех, кто первым добежал до окошка кассы, из которого раздают новые деньги. Инфляция в некотором смысле и есть такой забег, в ходе которого определяется, кто получит новые деньги первым. Проигравших, тех, которым достаются все убытки, принято называть «группами с фиксированными доходами». Учителя, пенсионеры, инвалиды, вообще люди, чьи доходы зависят от фиксированных выплат, при раздаче новых денег оказываются в хвосте. Кроме того, инфляция бьет по тем, кто получает деньги по договорам с оговоренной заранее суммой выплат. Рантье, держатели ценных бумаг, пенсионеры, те, кто сдает недвижимость в долгосрочную аренду, получатели страховки – все эти группы пострадают от инфляции. Именно они заплатят «инфляционный налог». [16, 70]

Так как различные социальные группы достигают критической точки инфляции не одновременно, то первыми несут потери от снижения реальных доходов лица, имеющие фиксированные доходы – пенсии, стипендии, пособия и т. п. Эти виды дохода начинают обесцениваться уже на ранних стадиях инфляционного процесса.

На следующей стадии обесценение затрагивает заработные платы, которые растут медленнее, чем цены. В результате сокращается мотивация к труду. Рабочая сила, пытаясь сохранить прежний уровень жизни, перемещается в более доходные сектора экономики, а происходящее в результате сокращения реального производства стимулирует дальнейший рост цен.

На этой же стадии инфляции практически одновременно с наемными работниками критической точки достигают мелкие и средние фирмы, уступающие крупным фирмам в качестве оборудования, в применяемых технологиях, организации труда и т.д. Для того чтобы снизить потери от инфляции, эти фирмы вынуждены наращивать запасы сырья и материалов «впрок», а растущие цены постепенно «съедают» оборотные средства предприятий. Происходит материализация денежных средств, то есть капитал перетекает из денежной формы в товарную, происходит «затоваривание», возрастает дефицит.

На следующей стадии развития инфляции критической точки достигает и государство. Если перед этим растущие в абсолютном размере налоговые поступления обеспечивали расходную часть бюджета, то теперь, чтобы финансировать увеличивающиеся расходы, государство вынуждено прибегнуть к эмиссии денег. Дополнительная денежная эмиссия позволяет государству осуществлять необходимые платежи, но возрастающая денежная масса увеличивает темпы инфляции. Государство вынуждено осуществлять дальнейшую эмиссию, раскручивая инфляционную спираль. [8, 165]

Инфляция, выражая противоречия товарно-денежной экономики, влияет на перераспределение доходов общества. Влияние это сказывается через падение реального объема производства, национального продукта и национального дохода. Обычно реальный объем национального производства и уровень цен повышаются и понижаются одновременно. Но инфляция воздействует на доходы и при неизменном, и даже растущем объеме национального дохода.

Итак, инфляция вызывает перераспределение доходов в любой форме ее протекания. Основные направления этого процесса выражаются в следующем: происходит утрата части реальных доходов лицами с фиксированными доходами; потеря части заработной платы, как нефиксированного дохода в отдельных отраслях промышленного производства; утрата реальной стоимости сбережений населения в сберегательных банках и других подобных учреждениях; перенесение части доходов от кредиторов к дебиторам, поскольку последние будут возвращать ссуды обесценившимися деньгами. [17, 131]

Инфляция сокращает накопления. Обесценение идет одновременно по двум направлениям: уменьшение реального денежного капитала и снижение его доходности. Обесценение вкладов на ранних стадиях инфляции незначительно, однако чем выше инфляция, тем меньше товаров и услуг можно приобрести на деньги, находящиеся на вкладе.

Доходность сбережений сохраняется до тех пор, пока ставка процента по вкладам выше темпа роста цен. Сбережения приносят доход, который постепенно становится все меньше. Если ставка процента становится отрицательной, то есть меньше темпа роста цен, сбережения утрачивают смысл. Чем выше уровень инфляции, тем сильнее «бегство от денег», которое, в свою очередь, усиливает рост цен.

При развитии инфляции вкладчики вынуждены искать средства защиты своих сбережений в виде покупки высокодоходных ценных бумаг, иностранной валюты или материальных ценностей – потребительских товаров длительного пользования, драгоценностей, антиквариата, предметов искусства, недвижимости и так далее. Очевидно, что далеко не все могут приобретать драгоценности и антиквариат. Большая часть населения вынуждена уменьшить сбережения, обеспечив ими финансирование текущего потребления. Оставшиеся средства направляются на покупку валюты. В результате инфляции накопления перераспределяются в пользу социальных групп, которые имеют высокий доход, растущий вместе с ростом цен. Сами накопления принимают товарно-материальную форму.

Вместе с изменением структуры накоплений происходит и изменение структуры кредита. Инфляция делает предоставление средств в кредит невыгодным для кредитора и выгодным для должника. Рост цен сокращает долю долгосрочных, а затем и среднесрочных кредитов. Сокращение сбережений сопровождается сокращением инвестиций. Осуществлять долгосрочные вложения становится рискованным. Меняется структура инвестиций: постепенно они перемещаются из сферы производства в сферу торговли, а также на финансовые рынки. Снижение уровня инвестиций в свою очередь приводит к старению оборудования и росту издержек, «подогревая» таким образом инфляцию. [8, 165]

Инфляция оказывает серьезное воздействие на занятость. В 1958 г. английский экономист А. Филипс предложил модель «инфляции спроса», наглядно показывающую это воздействие. Используя данные статистики Великобритании за 1861-1956 гг., он построил кривую, отражающую обратную зависимость между изменением ставок заработной платы и уровнем безработицы (Рис. 1.3). При этом было установлено, что увеличение безработицы в Англии сверх 2,5-3% приводило к резкому замедлению роста цен и заработной платы. Отсюда следовал вывод, что уменьшение безработицы сопровождается повышением цен и заработной платы. Иными словами, нация может снизить уровень безработицы за счет ускорения темпа инфляции.

Как известно, уровень заработной платы и уровень занятости взаимосвязаны. С повышением заработной платы занятость растет, а безработица снижается. Но повышение заработной платы означает рост издержек, а следовательно, и цен. Повышение же цен, как правило, означает снижение безработицы. Выходит, что инфляция выступает в качестве платы за сокращение безработицы.

Инфляция и безработица – два острых и взаимосвязанных явления. Чем выше темпы инфляции, тем ниже уровень безработицы. И наоборот. Это реальная, хотя и эмпирически установленная закономерность. [9, 102]




Рис.1.3. Кривая Филипса
На оси абсцисс показан уровень безработицы, на оси ординат – темпы роста товарных цен. Кривая отражает сочетание этих параметров.

Если правительство страны рассматривает уровень безработицы и1(ему соответствует темп роста цен Р1) как чрезвычайно высокий, то для его понижения проводятся бюджетные и денежно-кредитные мероприятия, которые стимулируют спрос. Это ведет к расширению производства, созданию новых рабочих мест. Норма безработицы снижается до величины и2, но одновременно возрастают темпы инфляции до Р2. Возникшие условия могут вызвать «перегрев» экономики, серьезные кризисные явления, что вынудит правительство ввести кредитные ограничения, сократить расходы из государственного бюджета и др. В результате темпы роста цен снизятся до уровня Р3, а безработица возрастет, ее норма составит и3.

Практика экономического регулирования показала, что кривая Филипса может быть применима для экономической ситуации в короткие периоды, поскольку в долгосрочном плане (5-10 лет), несмотря на высокий уровень безработицы, инфляция продолжает нарастать, что объясняется целым комплексом обстоятельств.  [19, 334]

Инфляция отрицательно сказывается не только на благосостоянии людей, страдает и производство. Так, по мере нарастания подавленной инфляции ослабевают стимулы к труду. Это объясняется тем, что товарный дефицит ведет к уравнительному распределению предметов потребления, не связанному с эффективностью труда. Это обрекает экономику на низкую эффективность и технологическую отсталость.

Когда открытая инфляция выходит из-под контроля государства, начинаются глубокие деформации рыночного механизма. Чем сильнее инфляция, чем больше она влияет на спрос и цены, тем меньше последние отражают реальные потребности и их динамику. В инфляционной экономике цены перестают давать точные сигналы инвестициям, дезориентируют их. В результате отраслевые и региональные диспропорции становятся неизбежными.

Цены в период открытой инфляции обычно растут быстрее номинальных доходов. У предпринимателей издержки на заработную плату растут медленнее затрат на приобретение средств производства, что делает более выгодным сохранение устаревшего и сравнительно дешевого оборудования, чем замену его новым и более дорогим. Из-за опережающего роста цен старая трудоемкая технология может приносить больше прибыли, чем новая. Это обстоятельство отрицательно влияет на техническое состояние производства, тормозит освоение новых технологий.

В обстановке открытой инфляции повышению эффективности производства препятствует инфляционное налогообложение, отнимающее часть прибыли, которую можно было бы вложить в развитие бизнеса.

Наконец, в периоды активной инфляции наблюдается общее замедление экономического развития. Поскольку предугадать движение цен и издержек практически невозможно, предприниматели предпочитают воздерживаться от крупных капитальных затрат с длительными сроками окупаемости. Выбор этой модели экономического поведения продиктован также неясными перспективами в отношении финансирования инвестиций, так как владельцы сбережений опасаются надолго расставаться с ними.

Главное же состоит в том, что неуправляемая инфляция делает плохо управляемым все народное хозяйство. Организуя регулирование рыночной экономики, государство полагается в основном на косвенные методы (налог на прибыль, бюджетные субсидии, процент за кредит центрального банка и др.). Объектами воздействия становятся денежные параметры экономической деятельности фирмы, банка, потребителя – доход, прибыль, сбережения и т.п. Управление может принести желаемые результаты, если денежная система достаточно устойчива. Дестабилизируя ее, инфляция автоматически снижает эффективность экономических регуляторов, что подталкивает государство к использованию административных способов воздействия. Тем самым инфляция обесценивает не только деньги, но и всю систему регулирования рыночного хозяйства. [12, 350]




ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ИНФЛЯЦИИ В РФ
2.1 Исследование влияния темпов инфляции на экономическое положение РФ
Российский тип инфляции отличается от всех других известных типов, что объясняется условиями ее развития при переходе от плановой экономики к рыночной, а также высокими темпами роста цен.

Инфляция в России развивается совсем не так, как в других странах мира, в силу территориального устройства нашей страны, а также преобладания сырьевой промышленности, она в большей степени зависит от факторов мировой общественности, и, по мнению многих экспертов, оказывает сильное негативное влияние на стабильность нашего рынка. Интересно, но именно для России характерна повышенная инфляция не только в кризисные периоды, но и при обычных условиях.

Финансово-рыночная конъюнктура страны неуклонно усложняется. Современная ситуация такова, что главной и наиболее злободневной проблемой, по убеждению высшего руководства страны, является инфляция.

Проблема ускоренного роста цен сформировалась очень быстро. Вплоть до июня 2007 г. ничто не предвещало скачка инфляции. Благодаря эффективному контролю над тарифами естественных монополий и снижению эластичности динамики потребительских цен по налично-денежной массе уровень инфляции 2007 г. был меньше уровня прошлого года на 1-1,5%-ного пункта. Это, в свою очередь, обеспечивало запас прочности, для того чтобы при обычном развитии событий выйти на запланированный уровень инфляции в 3-8,5%. Однако последовательные волны инфляции – первая, пришедшаяся на июнь-июль 2007 г., и вторая, начавшаяся в сентябре 2007 г. – положили конец этим надеждам. [23]

В результате изменений в платежном балансе российский валютный рынок в высокой степени стал зависим от трансграничных капитальных потоков. Учитывая чувствительность этих потоков к изменениям курсов ключевых валют, конъюнктуры сырьевых рынков, к рискам на международных финансовых рынках, можно утверждать, что в новой ситуации уязвимость экономики России по отношению к внешним шокам заметно возрастает. Из-за развивающегося с середины 2007 г. кризиса на американских финансовых рынках усиливается и масштаб внешних шоков.

Вследствие этого в российской экономике обозначились колебания денежного предложения и ликвидности банковской системы, вызванные скачками капитальных потоков. В 2007 г. такая ситуация наблюдалась в IIIквартале, когда проблемы отдельных сегментов американских финансовых рынков переросли в полноценный кризис. Это событие спровоцировало масштабный отток частных капиталов из российской экономики, составивший за август-сентябрь более 9 млрд. долл. Резкий рост частного спроса на валютные средства в период острой фазы кризиса заставил Банк России приостановить покупку валюты. Поскольку данные покупки являются основным источником рублевой эмиссии, то денежное предложение (в широком определении – денежная база) стало сжиматься.

Следствием этого стало резкое падение уровня ликвидности банковской системы – до минимальных с 1998 г. показателей. Так, к середине осени отношение абсолютно ликвидных активов банков к их рублевым обязательствам по счетам и депозитам упало до 11% (для сравнения: средние значения 2006-2007 гг. составляли 16-17%, 1998 г. – 13%). Следует отметить, что взаимосвязь между динамикой капитальных потоков и уровнем банковской ликвидности наблюдалась не только в IIIквартале. Она была весьма высокой на протяжении всего 2007 г., да и в предшествующий период ощущалась достаточно явно.

Результатом снижения обеспеченности банков ликвидными активами явился скачкообразный рост ставок и сжатие объемов денежного (межбанковского) рынка.Это создало определенные затруднения для банков, зависимых от фондирования на данном рынке.

Для нефинансового сектора экономики напряженность с ликвидностью банковской системы повысила ставки и ужесточила доступ к кредитам. Начало этих процессов отмечено во второй половине 2007 года. В перспективе это может оказать сдерживающее воз действие на рост в некоторых кредитно-зависимых отраслях. [3, 18]

Итак, инфляция в России в 2006 году составляла 9%. В 2007 году началась динамика увеличения темпов инфляции, которая на конец года составила 11,9%. На показатель инфляции повлияли рост цен на продовольствие (в 2008 году рост цен продолжился), а также высокие цены на нефть.

Россия по итогам 2007 года стала абсолютным “лидером” по уровню инфляции среди стран “Большой восьмерки”. На втором месте по этому показателю с большим отрывом находится США – 2,8%, на третьем Великобритания – 2,3%. Далее идут Германия и Канада – по 2,2%, Италия – 1,8%, Франция – 1,5%, Япония – нулевая инфляция. [26]

Ростом цен россиян сегодня вряд ли удивишь – на протяжении последних лет они стабильно повышались. Но осенью 2008 года ситуация с инфляцией стала усугубляться, с тех пор темпы роста цен не укладываются в прогнозы, которые постоянно корректируются. Начавшийся в 2008 году мировой финансовый кризис перерос в кризис экономический и привел не просто к замедлению, а к заметному спаду глобального производства. Так, изначально в 2008 году ожидался рост цен менее чем на 10%, потом прогноз постоянно повышался. Главными причинами слишком высоких темпов инфляции (по сравнению с прогнозами) стал рост мировых цен на продовольствие, нефть и нефтепродукты, бензин, а также увеличение темпов роста тарифов в РФ. В итоге в целом за 2008 год инфляция составила 13,3%.

С конца 2008 г. уровень инфляции формируется под влиянием мирового финансово-экономического кризиса и связанных с ним негативных процессов в российской экономике. В I квартале 2009 г. наблюдались высокие темпы роста потребительских цен, обусловленные удорожанием потребительского импорта, вызванным девальвацией национальной валюты, снижением объемов предложения в российской экономике, ухудшением финансового положения российских организаций. Однако под влиянием рецессии и замедления роста в странах – торговых партнерах России, снижения инфляции в группе стран – экспортеров товаров в Россию, а также сокращения внутреннего инвестиционного и потребительского спроса, постепенного исчерпания влияния девальвационного шока и укрепления рубля темпы роста цен стали замедляться и по итогам первого полугодия они были меньше, чем в соответствующий период 2008 года. [22]

Россия вышла на второе место в Европе по темпам инфляции с начала 2009 года. Годовая инфляция в РФ по данным на середину октября 2009 года составила 10,3%, а по итогам года Центральный Банк ожидает ее ниже 11%. Более низкие темпы роста цен, чем в прошлом году, вызваны падением потребительского спроса.

Снижение темпов роста кредитов нефинансовому сектору экономики и темпов роста денежной массы в течение продолжительного периода, а также ослабление девальвационного влияния на цены свидетельствует об уменьшении давления на динамику инфляции со стороны монетарной сферы. [22]

В августе 2009 г. потребительская инфляция – нулевая (0,4% – год назад) после ее повышения в июле до 0,6% (0,5%) из-за роста цен на плодоовощную продукцию (в июле прошлого года цены на овощи снижались). [25]

По состоянию на 14 сентября прирост потребительских цен, рассчитанный по ограниченному кругу товаров (преимущественно социально-значимых продуктов питания, среди которых значительную долю составляет сезонно дешевеющая плодоовощная продукция), нулевой.

Главной целью единой государственной денежно-кредитной политики остается снижение инфляции до 9-10% в 2010 году. Такие ориентиры содержатся в проекте основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год.

На основе анализированных данных составлена гистограмма динамики инфляции в России за период 2006-2009 гг. и ее прогноз на будущий 2010 год. (Рис. 2.1)




Рис. 2.1. Динамика уровня инфляции в России за период 2006-2009 гг.

и ее прогноз на 2010 г.
Анализ данных показывает, что с 2007 года началась динамика увеличения уровня инфляции, в 2008 году инфляция продолжала увеличиваться и, в связи с экономическим кризисом, достигла высокого уровня. Но в настоящее время инфляция начинает снижаться и ее прогноз на 2010 год является положительным.
    продолжение
--PAGE_BREAK--2.2 Характер динамики цен на потребительском рынке в условиях инфляции
В первой главе отмечалось, что инфляция измеряется с помощью статистического показателя – индекса цен. Индекс потребительских цен (ИПЦ) характеризует изменения во времени общего уровня цен на товары и услуги, которые покупает население для непроизводственного потребления. Он является показателем изменения стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг в текущем периоде к его стоимости в базисной периоде.

ИПЦ является важнейшим показателем, характеризующим инфляционные процессы в экономике страны и используется для решения многих вопросов государственной политики, анализа и прогноза ценовых процессов в экономике, пересмотра размеров денежных доходов и минимальных социальных гарантий населения, решения правовых споров, пересчета показателей системы национальных счетов в постоянные цены.

Согласно информации Федеральной службы государственной статистики, за 2006 г. потребительские цены возросли на 9,0%, за 2007 г. потребительские цены возросли на 11,9%, что на 2,9 процентного пункта больше, чем за 2006 год, а за 2008 г. потребительские цены возросли на 13,3%, что на 1,4 процентного пункта больше, чем за предыдущий год. (Рис. 2.2)


Рис. 2.2. Динамика цен на потребительские товары и услуги

(в % к предыдущему месяцу)


Основной вклад в ускорение инфляции под конец каждого из анализируемых годов вносят регулируемые тарифы на услуги ЖКХ и услуги пассажирского транспорта. Темпы роста тарифов существенно превышают январские значения, наблюдавшиеся на протяжении последних нескольких лет, что негативно отразилось на динамике ИПЦ. Помимо ускоренного роста цен на услуги ЖКХ и пассажирского транспорта, наблюдалось увеличение темпов прироста цен на ряд продовольственных и непродовольственных товаров, которое носило очаговый характер.

В процессе инфляции при появлении на рынке дополнительных денежных ресурсов цены на товары повышаются по-разному и с неодинаковой скоростью. При образовании лишних денег сначала увеличиваются цены на товары первой необходимости, затем – на товары длительного пользования, особенно недвижимость. [11, 188]

Цены на продовольственные товары в целом в 2006 г. возросли на 8,7%.

Цены на продовольственные товары без учета плодоовощной продукции за2006 г. повысились на 8,5%. При этом за I квартал прирост цен составил 3,9%, за II квартал – 0,6%, заIII квартал – 2,0%, за IV квартал – 1,8%. Приростцен на эту группу товаров в 2006 г. обеспечил, по оценкам Банка России, 3,3 процентного пункта, или 36,6% общего прироста цен на потребительском рынке.

За 2006 г. цены на плодоовощную продукцию возросли на 10,3%, что ниже, чем в среднем за 2001-2005годы. По оценкам, вследствие роста цен на нееобщий уровень инфляции повысился на 0,4 процентного пункта, или 4,6% общего прироста потребительских цен.

За 2006 г. непродовольственные товары подорожали на 6,0%. В I квартале цены на них возросли на 1,3%, во II квартале – на 1,0%, в III квартале – на 1,9%, в IV квартале – на 1,6%.

Цены и тарифы на платные услуги населению повысились за 2006 г. на 13,9%. За I, II, III и IV кварталы прирост цен на платные услуги составил 8,0%, 1,9%, 1,8% и 1,6% соответственно. Заметное замедление роста цен и тарифов на платные услуги населению, в том числе на административно регулируемые, сдерживало рост цен на потребительском рынке.

В 2007 году основной вклад в ускорение инфляции внесло заметное увеличение темпов удорожания продовольственных товаров без учета плодоовощной продукции. Цены на эти товары за 2007 г. повысились на 14,9%. Ускорение роста цен на продовольственные товары без плодоовощной продукции пришлось на второе полугодие, когда заметно выросли цены на жиры, молоко и молочную продукцию, отражая рост внутреннего и мирового спроса на продукты питания в условиях ограниченных возможностей по наращиванию их производства.

За 2007 г. цены на плодоовощную продукцию возросли на 22,2%, что на 11,9 процентного пункта больше, чем за 2006 год. Пооценкам, в 2007 г. вследствие роста цен на плодоовощную продукцию общий уровень потребительских цен повысился на 0,9 процентногопункта и составил 7,2% общего прироста потребительских цен.

Цены на продовольственные товары в целом за 2007 г. возросли на 15,6%.

Как и в предыдущие годы, цены на непродовольственные товары росли медленнее, чем на другие основные виды потребительских товаров и услуг. За 2007 г. непродовольственные товары подорожали на 6,5%.

За 2007 г. цены и тарифы на платные услуги населению возросли на 13,3%.

Повышение базовой инфляции в 2008 году в значительной мере было связано с ускоренным ростом цен на продовольственные товары без плодоовощной продукции, начавшимся во второй половине 2007 года. Так цены на продовольственные товары без учета плодоовощной продукции за 2008 г. повысились на 17,5%.

За 2008 г. цены на плодоовощную продукцию увеличились на 7,7%, что на 14,5 процентного пункта меньше, чем за 2007 год. Пооценкам, вследствие роста цен на плодоовощную продукцию общий уровень потребительских цен повысился на 0,3 процентного пункта.

Цены на продовольственные товары в целом за 2008 г. возросли на 16,5%. В 2007 г. аналогичный показатель составил 15,6%.

В 2008 г. темп прироста цен на непродовольственные товары ускорился, составив8,0% против 6,5% в 2007 году. Повышениемцен на непродовольственные товары в 2008 г.были обусловлены, по оценке, 2,9 процентногопункта, или 21,6% уровня инфляции.

За 2008 г. цены и тарифы на платные услуги населению повысились на 15,9%. Повышение цен и тарифов на платные услуги населению в 2008 г. на 3,5 процентного пункта превысило общий прирост цен на товары.

Изменение прироста цен на различные группы товаров представлено ниже. (Табл. 2.1)
Таблица 2.1

Инфляция на потребительском рынке (%)




Сводная динамика изменения индекса потребительских цен формируется, исходя из совокупности взаимосвязанных и взаимодополняющих показателей, характеризующих фактические уровни цен и их процентное изменение. Базовый индекс потребительских цен (БИПЦ) рассчитывается на основании набора потребительских товаров и услуг, используемого для расчета сводного индекса потребительских цен за исключением отдельных товарных групп и видов товаров и услуг, цены на которые в основной массе регулируются на федеральном и региональном уровнях, а также в значительной степени подвержены воздействию сезонного фактора. (Рис. 2.3)





Рис. 2.3. Динамика индексов потребительских цен
За сентябрь-ноябрь 2006 года ежемесячные темпы инфляции на потребительском рынке были самыми низкими с 1998 года. В ноябре 2006 г. инфляция составила 0,6% (в октябре – 0,3%, сентябре – 0,1%).

На снижении темпов инфляции в этот период в основном сказался рост предложения товаров и конкуренции, прежде всего со стороны импорта по мере продолжающего укрепления курса рубля; рост спроса на деньги в реальном секторе по мере продолжающегося роста экономики и ее дедолларизации; снижение инфляционных ожиданий (что отразилось на росте сбережений и инвестиций).

За январь-ноябрь 2006 г. инфляция, замедлившись до 8,2%, была в 1,2 раза ниже по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (10%). Базовая инфляция также замедлилась – с начала года прирост на 7,1% против 7,7% год назад.

После значительного повышения потребительской инфляции в октябре 2007 г. до 1,6%, в ноябре ее темпы снизились на 0,4 п.п. – до 1,2% в месяц, в декабре инфляция составила 1,2-1,3%.

На снижении темпов роста цен в ноябре-декабре основное влияние оказали принятые Правительством Российской Федерации оперативные меры по сдерживанию цен на основные продукты питания.

Снижение инфляции, прежде всего, связано с более высокими, чем прогнозировалось ранее, спросовыми ограничениями, особенно со стороны населения. Так, усиливается падение товарооборота – в августе 2008 г. по отношению к августу 2007 года снижение на 9,8%, реальная начисленная заработная плата – снизилась на 5,6%, а с учетом задолженности по оплате труда, которая вдвое выше, чем год назад – еще больше. В связи с чем, в наибольшей степени ослабла базовая инфляция (БИПЦ), рассчитанная без учета влияния на динамику цен роста регулируемых государством тарифов на платные услуги населению и резких колебаний цен на плодоовощную продукцию и бензин.

В структуре инфляции за 2006 год замедлились темпы роста цен на продовольственные товары и услуги. Прирост цен на продовольственные товары в ноябре 2006 г. составил 0,8% (в ноябре 2005 г. – 0,9%) после нулевого прироста цен в октябре. На продовольственные товары без плодоовощной продукции прирост цен в ноябре составил 0,6% (также как и год назад), повысившись против предыдущего месяца (0,4%). Продолжали расти цены на большинство основных продуктов питания. С начала года прирост цен ниже, чем за одиннадцать месяцев прошлого года (7,6% и 8,4%, соответственно).

Вместе с тем с начала 2007 года прирост цен на продовольственные товары (13,7%) значительно выше, чем год назад (7,5%). Вследствие этого у 60% населения с начала года инфляция выше, чем в среднем по России, ввиду высокой доли расходов на продукты питания в составе потребительской корзины. В ноябре рост цен на продовольственные товары продолжал оставаться высоким – 1,9%, хотя и был ниже, чем в октябре (3,3%). При этом значительно снизились темпы роста на социально-значимые товары. Наиболее существенное влияние оказало выполнение соглашений о замораживании цен на отдельные виды социально значимых продуктов (с 15 октября 2007 г. до 31 января 2008 г.) производителями продовольственных товаров и торговыми сетевыми компаниями. В результате рост цен на эти товары (хлеб, подсолнечное масло, молоко, яйца) замедлился в наибольшей мере по отношению к другим товарам.

В 2008 году в основном замедление темпов роста цен произошло на рынке продовольственных товаров. Существенным образом на этот процесс оказало воздействие товаропроводящие сети, так как для ускорения денежного оборота спроса усилились стимулы торговых организаций по сдерживанию роста цен. Также сдерживанию роста цен способствовало снижение мировых цен на продовольствие, в связи с чем в условиях начавшегося сжатия платежеспособного спроса в ноябре снизились цены производителей пищевых продуктов. В итоге темп роста цен на продукты в ноябре уменьшился до 1,3%, тогда как в октябре он повысился до 1,6%. (Рис.2.4)








Рис. 2.4. Рост цен на основные группы продовольственных товаров
В ноябре 2006 года начался сезонный рост цен на плодоовощную продукцию – прирост на 2,7%, что ниже, чем в ноябре 2005 г. (4,5%). Цены на морковь, капусту, картофель, лук повысились на 1,9-5,5% (4,5-6,6%). Прирост цен на плодоовощную продукцию с начала года ниже, чем год назад (6,5% против 8,3%).

В последние месяцы 2006 года ускоренными темпами растут цены на хлеб и хлебобулочные изделия — в ноябре прирост на 1,2% (в октябре – на 1,3%), в октябре возобновился рост цен на муку (прирост на 0,5%, в ноябре – 0,6%) вслед за ростом цен на зерно нового урожая (цены на пшеницу в ноябре 2005 г. были на 29,3% выше, чем в ноябре 2005 года). С начала года цены на хлеб и хлебобулочные изделия выросли на 10,3% (год назад – на 2,6%).

С августа ускоренными темпами растут цены на яйца и куры, что связано с переключением спроса с более дорогих мясных продуктов из-за высоких цен на них (в ноябре куры в 1,7 раза дешевле говядины, год назад – в 1,3 раза), а также роста цен на корма (зерно).

В ноябре ускорились темпы роста цен на яйца – прирост на 6,5% (в октябре – 3,8%), в итоге за период август-ноябрь подорожание составило 23,4%, что в 1,6 раза выше, чем год назад (14,7%).

Цены на мясо в текущем году повышаются ежемесячно, однако динамика роста цен имеет затухающий характер. В ноябре прирост цен составил 0,3%, с начала года – 3,1%.

Сезонный рост цен на молоко и молочную продукцию (за сентябрь-ноябрь – прирост на 3,5%), масло сливочное (на 2,3%) в текущем году ниже аналогичных показателей прошлого года (5,5% и 4%, соответственно).

Цены на масло подсолнечное за одиннадцать месяцев 2006 г. снизились на 1,3% вследствие увеличения объемов производства в 1,2 раза.

На сахар за сентябрь-ноябрь цены снизились (в т.ч. в ноябре – на 5,9% против 4,3% год назад в связи с поступлением в производство сахарной свеклы и ростом производства сахара). Однако с начала года цены на сахар заметно выросли – на 17,2%.

В 2007 году на хлеб прирост цен за ноябрь-декабрь составил 0,7% после его подорожания за июнь-октябрь на 17,7%. Также сдерживающие влияние на цены на хлеб оказала стабилизация цен на зерно в последние полтора-два месяца после повышения цен на него с начала года в 1,5 раза, чему способствовало проведение товарных интервенций на рынке зерна с 29 октября и снижение цен на зерно на мировых рынках с октября.

На подсолнечное масло после повышения цен на 43,4% в сентябре-октябре, в ноябре они выросли еще на 2,3%. С 1 декабря были снижены ставки ввозных таможенных пошлин на отдельные виды растительных масел, что способствовало повышению насыщенности рынка и усилению конкуренции со стороны импорта. В результате за 17 дней декабря прирост цен замедлился до 0,5%.

На яйца в ноябре потребительские цены снизились на 0,5% после их повышения за сентябрь-октябрь на 28,3%. Вследствие сезонного сокращения предложения и значительного повышения цен сельхозпроизводителями (в ноябре – на 7,6%), в декабре (за 17 дней) потребительские цены повысились на 2,5%.

На молоко в ноябре-декабре прирост потребительских цен также замедлился, несмотря на значительное повышение цен сельхозпроизводителями. В ноябре цены выросли на 2,9%, за 17 дней декабря – на 1,7%, после прироста на 21,7% за сентябрь-октябрь. С начала года (по 17 декабря) молоко подорожало на 34,3%. Вместе с тем, в ряде регионов центральной части России, рост потребительских цен был значительно выше.

На товары, на которые не заключены соглашения о замораживании цен, темпы роста цен в последние два месяца также замедляются. Так, масло сливочное за три недели декабря подорожало на 1,7% (в ноябре – на 4,3%, а в сентябре-октябре на 17,5%); сыр – соответственно на 0,9% (4,8% и 27,9%). Сдерживающее влияние на цены оказало снижение с 17 октября 2007 г. ставок ввозных таможенных пошлин на молоко и молочную продукцию и сыры.

Вместе с тем высокими темпами растут цены на ряд товаров, для которых указанные выше продукты используются в качестве сырья: так, значительно подорожали жиросодержащие и молочные продукты – маргарин, майонез, мучные кондитерские изделия, творог, сметана и др. — в ноябре-декабре, также как и в октябре, цены на них растут на 2-5,5% в месяц.

Продолжающийся, несмотря на принимаемые меры, рост цен на продовольственные товары во многом связан со значительным повышением цен на сельскохозяйственную продукцию. Так, цены сельхозпроизводителей в последние три месяца выросли: на молоко – на 44,6%, на яйца – на 33,4%, на овощи – на 40,9% (картофель в ноябре подорожал на 5,7%, хотя обычно цены начинают расти после нового года).

В конце текущего года отмечается значительный рост цен на плодоовощную продукцию. За октябрь-17 декабря 2007 г. она подорожала на 11,5% (что является самым высоким показателем за последние 5 лет) против прироста за указанный период в прошлом году всего на 1,1%. С начала года прирост цен на плодоовощную продукцию составил 20,4%, тогда как по итогам 2003-2005 гг. он не превышал 14,3%. В частности, картофель за январь-ноябрь подорожал на 21,2% (год назад – на 6,4%).

Повышенный рост цен на сельскохозяйственную продукцию и плодоовощную продукцию является фактором повышения инфляции в последние месяцы года и в последующие месяцы следующего года.

В ноябре 2008 года прирост цен на продовольственные товары замедлился. Темп роста цен на продукты в ноябре с исключением плодоовощной продукции снизился до 1,3%, тогда как в сентябре – октябре он повысился до 1,5-1,8%. Также сдерживающее влияние оказал низкий для данного периода года рост цен на плодоовощную продукцию, составивший в ноябре 1,0% (обычно 2,5-5%), что обусловлено низкими издержками на реализацию в связи с теплой погодой.

Сдерживанию роста цен на продукты способствовало удешевлением импорта и отечественного сельхозсырья сырья, и снижение отпускных цен на ГСМ в связи с продолжающимся снижением мировых цен.

В ноябре наиболее существенно замедлились темпы роста цен на социально-значимые продукты – в среднем до 1,1% против 2,1% в октябре.

Замедление темпов роста цен наблюдалось почти и на все товары, входящие в данную группу: масло сливочное, молоко и молочные продукты, сыр, яйца. Также продолжалось снижение цен на масло подсолнечное, сахар. Основное влияние на замедление роста цен оказало сдерживание роста цен сетевыми компаниями, т.к. дешевые повседневные товары в крупных магазинах в основном служат «приманкой» для покупателей и не являются основным источником прибыли. На остальные продукты темпы роста цен замедлились в меньшей степени.

На рынке непродовольственных товаров наблюдается динамика повышения цен в 2008 году. (Рис.2.5)








Рис. 2.5. Рост цен на основные непродовольственные товары
В октябре-ноябре 2006 г. темпы прироста цен на непродовольственные товары (по 0,6% в месяц) несколько замедлились против августа и сентября (по 0,8%) за счет стабилизации цен на бензин автомобильный.

В ноябре продолжилось снижение цен на автомобильный бензин (на 0,6%) в связи со снижением сезонного спроса, а также предшествующим снижением цен на мировых рынках, и за два месяца составило 1% (год назад – прирост на 0,7%). С начала года прирост цен на автобензин составил 11,1% (год назад – 15,9%), что выше общего уровня инфляции за этот период.

Цены на остальные непродовольственные товары (без учета бензина) с октября повышаются на 0,7% ежемесячно. С октября повысились темпы роста цен на одежду и белье (в ноябре – прирост на 1%), обувь (на 1,1%) и были несколько выше, чем год назад.

За одиннадцать месяцев с начала 2006 года цены на строительные материалы выросли на 11% (за аналогичный период 2005 года – на 8,7%).

В ноябре повысились темпы роста цен на табачные изделия – прирост на 0,8%, медикаменты – на 0,6%.

За январь-ноябрь 2007 г. темпы роста цен на непродовольственные товары незначительно превышали прошлогодние показатели – 5,8% против 5,5%. В октябре-ноябре темпы роста цен были несколько выше (0,9% в месяц), чем год назад (0,6%), в связи с возросшими инфляционными ожиданиями, а также ростом издержек в связи с повышением процентов по кредитам (на потребительские кредиты ставки повысились позднее, что скажется на сдерживании спроса в 2008 году). В ноябре, по сравнению с октябрем, повысились темпы роста цен почти на все товары, особенно на товары повседневного спроса осенне-зимнего ассортимента.

В ноябре рост цен на строительные материалы замедлился до 0,7% после ежемесячного прироста на 1,2-2,7% в апреле-октябре в связи с сезонным сокращением спроса (который в этом году позднее, чем в предшествующие годы). С начала года прирост цен составил 15,8%, что в 1,4 раза выше прошлогодних показателей (11%), вследствие растущего спроса населения на инвестиционные товары и высоких темпов роста цен производителей.

В декабре цены на продолжают расти (за 17 дней прирост на 2,8% несмотря на сезонное падение предложения в связи со значительным повышением цен производителей, обусловленным ростом цен на мировых рынках и в связи с этим падением рентабельности продаж бензина на внутреннем рынке по сравнению с экспортом.

На непродовольственные товары в ноябре 2008 года прирост цен составил 0,5%, а за одиннадцать месяцев с начала текущего года – 7,8% (в предыдущие три года он не превышал 5,5-5,9%).

Бензин автомобильный за январь-ноябрь на потребительском рынке подорожал на 9,2% (год назад – на 4,7%). С сентября цены снижаются с нарастающими темпами под давлением падения цен на нефтепродукты на мировом рынке. За сентябрь-ноябрь снижение цен составило 9,4%, в том числе в ноябре – 5,9%. На дизельное топливо цена снижается четвертый месяц подряд за август-ноябрь – на 10%.

На остальные товары данной группы повышенный рост цен сохранился. С начала года цены выросли на 7,8% (год назад – на 5,8%), в ноябре прирост на 0,9% (в октябре – на 1%).

Анализ данных показывает, что в 2006 году ИПЦ колебался в пределах среднего уровня. Но с сентября 2007 года ИПЦ делает резкий скачок вверх. Под конец 2008 года ИПЦ имеет динамику снижения.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.