--PAGE_BREAK--3. Поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства.
4. Организация, подготовка и повышение квалификации кадров для малого предпринимательства.
Формами государственной поддержки малых предприятий являются оказание финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе, финансирование федеральных программ поддержки и развития малого бизнеса, предоставление налоговых льгот малым предприятиям, осуществляющим приоритетные виды деятельности, льготное кредитование и страхование субъектов малого бизнеса, предоставление малым предприятиям на конкурсной основе государственных заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров (услуг) для государственных нужд и другие формы поддержки. К сожалению, из-за сложившейся экономической ситуации не все формы поддержки реализуются на практике.
В настоящее время оказанию действенной поддержки малым предприятиям препятствуют отсутствие или недостаток эффективных объектов инфраструктуры, обеспечивающих деятельность малых предприятий.
Крупные предприятия создают себе инфраструктуру сами: учебные центры, маркетинговые и юридические подразделения, коммуникационную инфраструктуру — подъездные пути, инженерные сети и прочее, открывают представительства и магазины, создают собственные банки и социальные объекты для своих служащих. Малое предприятия так действовать не может. Но правила на рынке одинаковы для всех. Следовательно, для успешной конкуренции продукции предприятия руководитель малого предприятия должен иметь возможность проконсультироваться у опытного юриста, провести маркетинговые исследования, реализовать товар с помощью сети сбыта.
Представлять такую возможность, причем на доступных условиях, должна инфраструктура поддержки малого бизнеса. Несмотря на то, что в последние годы возникли и действуют десятки объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса, очевидно, что без поддержки государства и местных органов власти комплексная и эффективная инфраструктура поддержки возникнуть и существовать не может. Именно поэтому одна из первых задач (первая, пожалуй, все-таки создание нормативно-правовой базы, стимулирующей развитие бизнеса) — это создание комплексной инфраструктуры поддержки малого бизнеса на региональном и муниципальном уровнях.
Инфраструктура поддержки малого бизнеса — это совокупность государственных, негосударственных, общественных, образовательных и коммерческих организаций, осуществляющих регулирование деятельности предприятий, оказывающих образовательные, консалтинговые и другие услуги, необходимые для развития бизнеса и обеспечивающие среду и условия для производства товаров и услуг.
В известной степени налоговая инспекция, торгинспекция, отдел регистрации мэрии также являются частью инфраструктуры, но не поддержки, а регулирования малого бизнеса.
На федеральном уровне существует не менее десятка министерств и ведомств, которые в той или иной степени занимаются вопросами развития предпринимательской деятельности.
Основные из них — это Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого бизнеса, Государственный антимонопольный комитет РФ, Министерство финансов РФ, Министерство экономики РФ, Министерство труда и социального развития РФ, Министерство науки и технологий РФ, Государственный комитет по делам молодежи РФ, Министерство общего и профессионального образования РФ и другие.
К объектам инфраструктуры в широком смысле можно отнести и различные общественные предпринимательские организации, которые прямо или косвенно представляют и лоббируют интересы предпринимателей либо содействуют объединению усилий для решения собственных проблем. Ассоциации, союзы, объединения, лиги и прочие образования зарегистрированы и действуют практически в каждом регионе РФ.
Только на федеральном уровне в Торгово-промышленной палате РФ зарегистрированы более 50 таких объединений. Они призваны играть очень важную роль в защите интересов малых предприятий.
Крупнейшей и наиболее авторитетной структурой сегодня является Торгово-промышленная палата Российской Федерации, в состав которой входят более 110 региональных и городских торгово-промышленных палат. Данные структуры оказывают услуги по целому ряду направлений
Объекты инфраструктуры часто имеют различные названия: «бизнес-центры», «школы предпринимателей», «технопарки», «бизнес-инкубаторы», «агентства», « учебно-деловые центры», фонды поддержки» и другие. На практике бизнес- инкубатор может ничем не отличаться от технопарка, а бизнес-центр от школы менеджеров. Определение же субъектов инфраструктуры следует далее.
1. Бизнес — школы — структуры, осуществляющие подготовку, переподготовку и повышение квалификации предпринимателей, руководителей и персонал малых предприятий (бухгалтеров, финансовых директоров, маркетологов и др.), государственных и муниципальных служащих, работающих в департаментах, отвечающих за развитие малого бизнеса в городе, области, регионе и т.д., а также учащихся старших классов, граждан, желающих создать собственное дело, и безработных. Эти структуры могут называться иначе: школы управления, образовательные центры, школы предпринимателей и т.п., однако суть от этого не меняется. БШ осуществляют обучение путем организации и проведения краткосрочных семинаров. По окончании не всегда выдаются документы государственного образца. Как правило, БШ — негосударственные образовательные учреждения, зачастую создаваемые на базе вузов, техникумов, различных структур поддержки малого бизнеса.
2. Агентства поддержки малого бизнеса. По существу, это консалтинговые фирмы, оказывающие широкий спектр услуг малым предприятиям в регистрации, обучении персонала, получении инвестиций и др. Агентства поддержки малого бизнеса впервые появились в Англии в период экономической депрессии 50-60 годов. В России этот термин был введен при создании в 1992 году первого агентства — АО «Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса», образованного для реализации межправительственной программы России и Великобритании при поддержке Фонда «Ноу-Хау». В настоящее время более чем в 30 городах созданы региональные агентства с участием Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса. Они являются негосударственными структурами, но функционируют при поддержке государства и местных администраций.
3. Региональные фонды и центры поддержки малого бизнеса созданы в 73 субъектах Российской Федерации. Региональные фонды проводят отбор, экспертизу предпринимательских проектов и их финансирование, контролируют использование финансовых ресурсов, формируют региональную информационную базу предпринимательских проектов.
Многие региональные фонды и центры поддержки малого бизнеса тесно сотрудничают с Федеральным фондом поддержки малого бизнеса, часть из которых является агентами Федерального фонда. Через региональные фонды — агенты проходило финансирование региональных программ, мероприятий федеральных программ государственной поддержки малого бизнеса. Некоторые региональные фонды помогают в выборе деловых партнеров, выступают в качестве гаранта для получения кредитных ресурсов.
Несколько региональных фондов договариваются об объединении своих усилий для решения вопросов финансовой помощи в поддержке и развитии малого бизнеса в регионах (Новосибирский государственный областной фонд и Алтайский фонд «Ноу-хау»; Коми региональный фонд поддержки малого и среднего бизнеса с соседними региональными фондами).
4. Технопарки. Это структуры, создаваемые в основном на базе высших учебных заведений с целью использования научного потенциала этих вузов и коммерциализации разработанных технологий через создание и развитие размещающихся на территории технопарка малых инновационных предприятий. Чаще технопарки создаются в крупных университетских центрах. Их создание и поддержка требуют значительных стартовых средств. В России технопарки создавались на базе высшей школы. В настоящее время зарегистрированы более 150 технопарков.
Основные задачи, которые решают технопарки:
• экспертизу и отбор инновационных проектов и программ, направленных на создание и внедрение новой техники и наукоемких технологий;
• оценку риска, сопряженного с реализацией проекта;
• помощь в проведении научно-исследовательских работ и внедрении их результатов в сфере производства;
• предоставление малым инновационным фирмам производственных мощностей;
• оказание юридической, организационной, маркетинговой, финансовой и другой поддержки.
5. Технологические центры. Инновационно-технологические центры создаются, как правило, на базе научно — исследовательских институтов и центров. Цели аналогичны целям технопарков, отличаясь тем, что в уделяют больше внимания коммерциализации и трансферу технологий, и не столько малым предприятиям, сколько корпорациям, способным реализовать данные технологии. В настоящее время Министерством науки и технологий РФ совместно с Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере создается 12, в том числе и на базе ведущих технопарков.
6. Учебно-деловые центры. Термин «учебно-деловые центры» введен в обиход Академией менеджмента и рынка, с 1992 года реализующей Морозовский проект — широкомасштабную программу поддержки малого бизнеса и подготовки кадров для рыночной экономики. имеют сходные с агентствами и бизнес — школами функции, однако, в отличие от агентств, нацелены на реализацию образовательных программ, а от бизнес — школ их отличает внимание к консалтинговому и организационному сопровождению проектов. В настоящее время в регионах России созданы 77, а также 52 их филиала в небольших городах.
7. Социально-деловые центры. Это структуры, создаваемые при центрах занятости. Впервые появились в Московской области в 1993 году. Опыт первого Орехово-Зуевского был распространен в Московской области, а затем в регионах России. Цель — создание новых рабочих мест для незанятого населения и безработных через развитие малого бизнеса. Как правило — это государственные предприятия с единственным учредителем — соответствующим центром занятости. В Настоящее время в России зарегистрированы более 20.
8. Бизнес-центры оказывают, как правило, сервисные услуги предпринимателям и бизнесменам. Очень часто создаются при гостиницах, торговых центрах для обслуживания клиентов. Бизнес-центры на платной основе предоставляют помещения для переговоров, средства связи, компьютерную и оргтехнику. Некоторые сдают в аренду офисные помещения. В отличие от бизнес-инкубаторов, бизнес-центры оказывают услуги физическим лицам и по коммерческим расценкам.
В последние годы структуры, называющиеся бизнес-центрами, созданы во многих регионах при центрах занятости. Однако они отличаются от вышеописанных. Как правило, они предоставляют комплекс услуг по работе с незанятыми гражданами, желающими создать собственное дело, в этом их деятельность сходна с деятельностью.
9. Региональные информационно — аналитические центры. Эти структуры были созданы в 1994-1997 года в 39 регионах России. Изначально информационно-аналитические центры создавались в рамках Федеральной программы государственной поддержки малого бизнеса на 1994-1995 года За этот период были созданы в 14 регионах России 16 объектов инфраструктуры. Другие информационно — аналитические центры создавались на базе региональных — центров научно — технической информации, территориальных торгово-промышленных палат, агентств поддержки малого бизнеса, инновационных центров поддержки бизнеса, научно — производственных фирм. Более 50 % региональных информационно — аналитических центров — коммерческие организации, однако существуют — негосударственные некоммерческие, государственные некоммерческие структуры, а также, действующие без образования юридического лица. Финансироваться могут за счет средств регионального и федерального бюджетов, средств, полученных в результате собственной деятельности. В задачи информационно — аналитических центров входит информационное обслуживание предпринимателей (представление консультационной, юридической, справочной, нормативно — технической, экономической налоговой информации), проведение работ по созданию реестра малых предприятий и банка инвестиционных и инновационных проектов, осуществление рекламной и издательской, а также образовательной деятельности, предоставление услуг по приобретению, установке и эксплуатации компьютерной техники, разработке компьютерных программ.
Без информации практически невозможно принять любое управленческое решение. В России сегодня предпринимателю получить необходимую информацию в определенные сроки довольно сложно. Государственные источники информации практически не функционируют или ограничены для информационного обмена даже между собой. Информационная структура дефицитной экономики разрушена, а новая находится в зачаточном состоянии. В особенно сложном положении находятся представители малого и среднего бизнеса.
Для обеспечения информацией представителей малого и среднего бизнеса при фонде поддержки бизнеса были созданы: федеральный информационно-аналитический центр и сеть региональных информационно — аналитических центров. В рамках программы поддержки малого и среднего бизнеса на базе были проведены следующие маркетинговые исследования:
— потребностей предпринимателей в информационных и аналитических услугах;
— возможностей и потребностей региональных центров Системы информационного обеспечения малого бизнеса, других центров поддержки предпринимателей;
— потребностей и возможностей администраций регионов РФ, инвесторов.
Для сбора первичной информации были использованы два метода: почтовый опрос глав администраций краев и областей и опрос участников Первого съезда предпринимателей России, участников выставки «Бизнес и банки», участников семинара «Предприниматели малого бизнеса» и т.д.
10. Фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств).
Фонд – совокупность финансовых ресурсов, консолидированных Гарантийным фондом для обеспечения исполнения обязательств перед кредиторами путем предоставления гарантий. Средства Фонда формируются за счет средств краевого бюджета, с дальнейшим привлечением средств федерального бюджета на условиях софинансирования. Размер фонда на первом этапе 50 млн. руб. (в том числе 15 миллионов. рублей. – средства краевого бюджета, 35 миллионов. рублей. – средства федерального бюджета). Фонд – пополняемый, и его средства могут расходоваться только на уставные цели.
Ожидаемые результаты от создания Гарантийного фонда:
· консолидация усилий участников инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
· организация более широкого доступа к кредитным ресурсам;
· дополнительное привлечение ресурсов коммерческих банков к работе.
11. Бизнес-инкубаторы – это структуры, размещающие на льготных условиях специально отобранные малые предприятия на своих площадях и оказывающие им консалтинговые, образовательные и офисные услуги. В настоящее время бизнес-инкубаторов 123. В ближайшие три-четыре года минэкономразвития планирует открыть подобные структуры практически в каждом крупном городе России и довести общее число до 500. В бизнес-инкубаторе есть четкий срок поддержки, за 3 года идея должна перейти на уровень опытного образца.
ГЛАВА 2. Региональная политика поддержки и развития малого предпринимательства на примере Ханты-Мансийского автономного округа
В мировой практике считается нормой государственное поощрение малого бизнеса в интересах нации. При этом задача государства не сводится к тому, чтобы на льготных условиях предоставлять мелким и средним фирмам финансовые, технические и прочие ресурсы и поддерживать частную инициативу любой ценой. Государство призвано в первую очередь, создать такой правовой и экономический климат, который позволит малому бизнесу не только удержаться на плаву, но и расти, набирать силу.
2.1 Нормативно-правовая база, регулирующая деятельность малого предпринимательства в ХМАО-Югре
продолжение
--PAGE_BREAK--Деятельность субъектов малого предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе регулируется следующими нормативными правовыми актами, принятыми в регионе:
- Закон ХМАО-Югры от 03.05.2000года № 27-оз «О государственной поддержке малого предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе».
Основными целями развития малого предпринимательства в ХМАО-Югры являются:
1. Формирование конкурентной среды в экономике РФ и ХМАО-Югры.
2. Обеспечение благоприятных условий для развития малого бизнеса.
3. Развитие занятости населения.
4. Увеличение доли налогов в федеральный бюджет.
- Закон ХМАО-Югры от 04.12.200года № 87-оз «О Программе государственной поддержки малого предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе на 2004-2008 годы».
Цель: создание на региональном уровне экономических, правовых и организационных условий для формирования в округе развитой инфраструктуры малого бизнеса, обеспечивающей его эффективный рост.
Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29.12.2007года № 213-оз «О развитии малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».
Настоящий Закон регулирует отношения между субъектами малого и среднего предпринимательства, организациями, образующими инфраструктуру поддержку субъектов малого предпринимательства, и органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в сфере развития малого и среднего предпринимательства, а также определяет основные формы государственной поддержки за счет средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Основными целями развития малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре являются:
1. Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
2. Обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
3. Обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства.
4. Оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств.
5. Увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства.
6. Обеспеченье занятости населения и развитие самозанятости.
7. Увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового регионального продукта.
8. Увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов и налоговых доходов федерального бюджета, бюджета автономного округа и местных бюджетов.
В настоящее время разрабатываются другие законы и подзаконные акты в ХМАО–Югре.
2.2 Механизм развития малого предпринимательства в ХМАО-Югре
Программа «О государственной поддержки малого предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе на 2004-2008 годы» определяет основные направления, цели и приоритеты поддержки малого бизнеса с учетом его специфики в округе и включает в себя комплекс мероприятий, разработка и реализация которых будут осуществляться на региональном уровне и финансироваться в основном за счет региональных и централизованных источников.
Идеология программы базируется на том, что успешное развитие малого бизнеса возможно лишь при наличии благоприятных экономических, юридических, политических и других условий.
В программе учитывается и тот факт, что деятельность малых предприятий ориентирована в основном на местный региональный рынок, что вписывается в общую концепцию развития хозяйственной и финансовой самостоятельности округа. Малый бизнес должен стать основной базой формирования рациональной структуры регионального хозяйства и его финансирования на основе учета особенностей развития округа.
Главной целью осуществляемых мер по государственной поддержке малого бизнеса является создание на региональном уровне экономических, правовых и организационных условий для формирования в округе развитой инфраструктуры малого бизнеса, обеспечивающей его эффективный рост. Реализация этой цели должна повысить значение малого бизнеса, привести к существенным качественным изменениям в структуре экономики округа, создание реальной конкурентной среды, насыщению рынка товарами и услугами, укреплению налоговой базы бюджета округа, росту занятости населения, повышению доли производимой малыми предприятиями продукции (работ, услуг), усиления конкуренции на региональном рынке.
Основными направлениями программы поддержки бизнеса в ХМАО — Югре являются:
- определение системы региональных и отраслевых приоритетов для организации государственной поддержки бизнеса;
- формирование правовой базы эффективного развития бизнеса обеспечение его правовой защиты;
организационно-методическая и информационная поддержка бизнеса;
- формирование системы финансирования, кредитования и страхования предпринимательской деятельности;
- создание материальных условий для развития малого бизнеса;
- создание условий для формирования элементов рыночной инфраструктуры, которые поощряли бы предпринимательскую деятельность;
- организационно-методическая и информационная поддержка бизнеса;
- консолидация предпринимателей и учет их предложений при принятии государственных решений;
- содействие внешнеэкономической деятельности субъектов малого бизнеса;
- мероприятия по долевому участию Фонда поддержки бизнеса и развития конкуренции в реализации пилотных проектов развития инфраструктуры поддержки бизнеса в городах и районах округа.
Программы поддержки бизнеса ставят основной целью направление государственной политики на защиту и поддержку бизнеса в Ханты-Мансийском автономном округе, создание правовых, организационно-экономических условий для ее реализации и определение рычагов государственного регулирования предпринимательской деятельности. В структуре приватизационных предприятий округа доля торговли — 26 %, общественного питания и бытового обслуживания составляет 5 %. На долю промышленности приходится 12 %, строительство — 37 %, транспорта и связи — 8%
В Ханты-Мансийском автономном округе 44 % малых предприятий занято в отраслях строительства, услуг, сельского хозяйства, транспорта, связи и промышленности.
В 2006 году малые предприятия сфер промышленности, строительства и транспорта произвели продукции (удельный вес 59 %) на 24 % больше, чем торговля (удельный вес 35 %), а в 2007 году объем произведенной ими продукции на 34 % превышает объем торговли, что дает основание утверждать, что малый бизнес становится на ноги и переходит от первой стадии создания капитала «купли-продажи» в цивилизованную стадию реального сектора экономики, создавая товары и услуги.
В ХМАО-Югре 7800 малых предприятий, в них занято 64 000 человек. В основном, это предприятия торговли и сферы услуг, строительные фирмы, промышленные компании. Они работают на нужды округа и муниципальных образований, обслуживают государственные заказы на поставку товаров, выпускают собственную продукцию. Между тем, по оценкам специалистов, пока вклад малого бизнеса в валовый региональный продукт не очень высок и составляет 4-6%.
В 2007 году из окружного бюджета было выделено 740 миллионов рублей, профинансировано 385 бизнес-проектов. Экономический эффект от вложения средств составил 1 млрд. 200 млн. руб. — именно столько стоили товары и изделия, произведенные малыми предприятиями и фирмами. Кроме того, создано 600 новых рабочих мест.
В округе создан фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции 24 апреля 1995 года администрацией Ханты-Мансийского автономного округа с целью содействия развитию малого предпринимательства.
Фонд является основным исполнителем программ государственной поддержки малого предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе.
Приоритетными сферами предпринимательской деятельности, получающими поддержку Фонда, являются производство промышленных и потребительских товаров, строительство, сельское хозяйство, гостинично-туристический бизнес, бытовое обслуживание населения и общественное питание. Фонд располагает обширной базой данных бизнес-проектов субъектов малого предпринимательства, работающих в этих отраслях экономики.
За семь лет деятельности в рамках оказания финансово-кредитной поддержки субъектам малого предпринимательства Фонд принял участие в финансировании 1257 бизнес-проектов на общую сумму свыше 305,9 млн рублей, оказано свыше 4000 различного рода консультационных услуг.
Результатом инвестиционных вложений в проекты субъектов малого предпринимательства стало увеличение числа субъектов малого предпринимательства в округе.
Помимо форм поддержки, связанных непосредственно с финансированием предпринимательских проектов, — организация семинаров, выставок, направленных на формирование благоприятного мнения о малом предпринимательстве и на тесное деловое сотрудничество между предприятиями и предпринимателями, осуществляющими свою деятельность как на территории округа, так и за его пределами.
Среди основных видов услуг, оказываемых Фондом субъектам малого предпринимательства, выделяется разработка бизнес-планов с целью выбора оптимального сценария развития предпринимательской деятельности и снижения рисков в процессе ведения дела, а также проведение независимой экспертизы бизнес-проектов. Юридические консультации и консультации субъектов малого бизнеса по вопросам ведения бухгалтерского учёта позволяют выбрать организационно-правовую форму будущего предприятия и оформить регистрационные документы в кратчайшие сроки, выбрать оптимальную форму налогообложения.
Одна из наиважнейших задач, которые ставит перед собой Фонд в настоящее время, — создание благоприятного общественного мнения среди населения в отношении предпринимателей. Для её реализации Фондом совместно с общественными организациями предпринимателей ежегодно проводятся конкурсы предпринимательских проектов, выставки-презентации продукции малых предприятий, организуется пропаганда положительного опыта деятельности малого предпринимательства.
В соответствии с федеральным законодательством формы и виды поддержки малого бизнеса расширяются. Под свою опеку государство берет инновационные и экспортно-ориентированные компании, промышленные и сельскохозяйственные фирмы, ремесленные мастерские, семейные предприятия.
Губернатор автономного округа Александр Филипенко указал на важность малого бизнеса для экономики региона. «Мы хотели бы, чтобы он занимал все большую и большую долю в общем объеме промышленного производства, валового регионального продукта, — отметил глава округа. — Одна из идей, которую мы пытаемся реализовать, — это увеличение количества малых независимых компаний в нефтяной отрасли. Сегодня на месторождениях необходимо работать долго и использовать их до тех пор, пока в скважинах есть хоть сколько-нибудь нефти. Это огромное поле деятельности, но не для крупных международных корпораций, а как раз для малых предприятий. Мы надеемся заинтересовать их работой в ТЭК, создавая стимулирующие инвестиционные и налоговые режимы».
2.3 Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в ХМАО-Югре
Анализ работы, которую Окружной фонд поддержки бизнеса и развития конкуренции проводит с субъектами малого бизнеса, позволяет сделать вывод о наличии трех групп проблем, в наибольшей мере сдерживающих развитие малого бизнеса, — это организационные проблемы (трудности с юридическим оформлением и регистрацией предприятия, открытием счета в банке и др.), проблемы материально-технического обеспечения (нехватка или отсутствие производственных помещений, современного оборудования, низкая квалификация персонала, недостаточная защищенность деятельности предпринимателя, сложные отношения с местными органами власти), материально-финансовые проблемы (затруднения в получении капитала для регистрации предприятия, в накоплении стартового капитала для обеспечения деятельности предприятия, в установлении связей с поставщиками сырья, недостаток опыта в сбыте продукции).
Остро стоит проблема безопасности. Исследования показывают, что распространенные суждения о том, что малый бизнес больше, чем крупный и средний, подвержен влиянию «теневой экономики», не соответствуют действительности. По мнению руководителей малых предприятий, основными причинами ухода малых предприятий в «теневую экономику» являются жесткий налоговый прессинг, высокий уровень альтернативных расчетов неразвитость рынка недвижимости.
Сдерживающими факторами в развитии деятельности малых предприятий являются неразвитость и нестабильность законодательства, снижение платежеспособности населения, жесткое давление налоговой системы, недостаток собственных финансовых средств. Развитию хозяйственной деятельности малых предприятий мешают чрезмерные совокупные налоговые выплаты, частые изменения в налоговом законодательстве, трудности в оспаривании решений налоговых арбитражных органов.
Серьезным препятствием в развитии предпринимательской деятельности является сложность получения кредитов. Основными причинами этого являются отсутствие у малых предприятий необходимого залога, неразвитость системы гарантирования, лизинга, недостаточное количество сильных региональных банков.
Большинство малых предприятий из-за неустойчивого финансового положения и нехватки средств лишены внутренних стимулов для своего развития, внедрения новых технологий, повышения качества продукции и услуг, осуществления долгосрочных инвестиций, освоения новых рынков. Малые предприятия в наибольшей степени страдают от кризиса неплатежей, недисциплинированности контрагентов, банкротств деловых партнеров.
Проблема нехватки производственных и служебных помещений также существенно тормозит развитие малого бизнеса. Существует большой резерв неиспользуемых производственных и служебных помещений, являющихся собственностью крупных приватизированных предприятий и местных органов власти, однако предпринимателю подобная информация недоступна. Бизнесмены, разворачивающие производство на арендуемых площадях, попадают в кабалу к арендодателям, которые зачастую произвольно изменяют ставки арендной платы.
Нередко предприниматели сталкиваются с административными барьерами, созданными федеральными, региональными и местными органами власти: часто усложнен порядок лицензирования, произвольно расширяется перечень лицензируемых видов деятельности и так далее.
Для малых предприятий процессы, вызываемые упомянутыми проблемами, носят наиболее разрушительный характер.
Однако далеко не всегда трудности того или иного предприятия связаны исключительно с неблагоприятной средой.
Во многих случаях ликвидация малых предприятий является следствием здоровой экономической конкуренции, когда неэффективные предприятия вынуждены покидать рынок.
продолжение
--PAGE_BREAK--