--PAGE_BREAK--В связи с этим важная роль отводится становлению малого инновационного бизнеса в деятельности всего городского хозяйства, который, как показал анализ зарубежного опыта, является серьезным фактором ускорения НТП благодаря созданию реальной конкуренции в инновационной сфере. Кроме того, развитие малых инновационных предприятий способствует эффективному использованию квалифицированных научно- технических кадров, неизбежно высвобождающих в процессе приватизации научных организаций и конверсии городских предприятий ВПК, и также более полному задействованию научно – производственной инфраструктуры за счет коммерциализации законченных разработок, аренды, лизинга и других рыночных инструментов.
С развитием рыночных отношений складываются реальные условия для создания фондов рискового (венчурного) капитала как наиболее адекватного специфике инновационного предпринимательства.
Потенциальными инвесторами средств в учреждения венчурного финансирования могут стать субъекты коммерческой деятельности, которые имеют возможность вкладывать свободные средства на длительный срок, активно ищут способы защиты капиталов от инфляционных процессов и получения в перспективе высокой нормы прибыли.
Ключевую роль здесь должны сыграть инновационные фонды, которые начиная с 1989 г. создаются при значительной государственной поддержке. В последние три года наблюдается устойчивый рост доли расходов Российского фонда технологического развития и отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов НИОКР в общих затратах на научные исследования и разработки. Объем средств, поступивших в указанные фонды в 1997 г., оценивается в 1,1 млрд. руб. (с учетом деноминации).
Для обеспечения большей эффективности работы фондов требуются: усиление контроля за их деятельностью, что позволит им сконцентрироваться на поддержке инновационных процессов и исключит участие в торгово-посреднических и спекулятивных операциях; повышение роли объективной экспертизы и научной общественности при выборе объектов финансирования; отработка механизма возвратности средств, выделенных на реализацию проектов. Необходим также четкий нормативно-правовой порядок отчислений и консолидации средств в инновационные фонды.
При остром дефиците собственных ресурсов у субъектов хозяйствования решающую роль в финансировании инновационной деятельности играют заемные средства, но их удельный вес незначителен и, например, в научно-технической сфере составляет около 7% общего объема финансирования НИОКР.
Доля инвестиций, направляемых коммерческими банками на инновации, не превышает 1-2%. Здесь требуются меры государственного и муниципального воздействия, предусматривающие, с одной стороны, жесткую регламентацию и ужесточение контроля со стороны ЦБР за деятельностью банков, имеющих лицензии на обслуживание инновационных структур, а с другой — государственную поддержку в виде освобождения от налогообложения или льготного налогообложения доходов банков от кредитования инноваций, частичной компенсации рисковых инвестиций, предоставления государственных гарантий по стратегическим направлениям инновационной деятельности и др. Весьма актуальным представляется также создание специализированного инвестиционного банка инновационной сферы с контрольным пакетом акций, принадлежащим государству, и обязательным участием нескольких крупных научно-технических структур.
Важнейшим источником средств для финансирования инновационной деятельности должен стать фондовый рынок. В рыночной экономике он является основным макроэкономическим инструментом формирования будущей структуры национального хозяйства на базе высокоэффективных нововведений. Поэтому нужно всемерно содействовать развитию сегмента фондового рынка, связанного с долгосрочными ценными бумагами (акциями, обязательствами, инвестиционными паями), и их эффективной торговле на вторичном рынке. Росту капитализации фондового рынка должны способствовать меры по усилению защищенности ценных бумаг за счет ужесточения порядка их эмиссии и обращения, широкого внедрения публичной отчетности, повышения ответственности эмитентов за предоставление недостоверной информации и т.д.
Уменьшилось значение амортизационных отчислений как источника финансового обеспечения инноваций, направленных на обновление производственного аппарата и повышение технического уровня производства. В среднем по отраслям промышленности доля амортизации в капиталовложениях снизилась до 10-12%, тогда как в дореформенные годы этот показатель составлял 40%, что считалось недостаточным.
Наряду с переоценкой основных фондов необходимо более широко использовать методы ускоренной амортизации их активной части, ввести специальный режим хранения и расходования амортизационного фонда, индексирования амортизационных отчислений в соответствии с темпами инфляции. В обобщенном виде условия формирования инновационного рынка и схема его финансового обеспечения представлены на рис. 2.
Рис. 2. Условия формирования и финансовое обеспечение
инновационного рынка
Усиление роли государства в экономическом регулировании инновационной деятельности тесно связано с переходом на новую систему налогообложения. Налоговая политика в инновационной сфере должна ориентировать участников инновационного процесса на проведение работ, реализующих приоритетные направления научно-технического прогресса, создание техники новых поколений, разрабатываемой в соответствии с государственным заказом.
Для этих субъектов хозяйствования надо предусмотреть возможность освобождения от налогообложения части средств, имеющих целевое назначение, в том числе ассигнований на проведение поисковых и инициативных исследований, развитие опытно-экспериментальной базы, воспроизводство научно-интеллектуального потенциала и др. Кроме того, для них должны быть установлены пониженные ставки налогов на доход и используемые средства. Наряду с этим следует применять и меры экономического принуждения в виде различных санкций за несоблюдение контрактных обязательств, низкое качество научно-технической продукции, ее несоответствие требованиям экологии и др. Однако в каждом конкретном случае подбор экономических инструментов воздействия и границы их использования должны учитывать содержание задач и специфику объектов стимулирования.
Формирование правовой среды инновационного предпринимательства является обязательным и непременным условием, обеспечивающим субъектам инновационного предпринимательства экономическую свободу. Формирование нормативной базы решает многие проблемы, стоящие на пути инновационного предпринимательства, начиная с момента регистрации субъектов инновационной деятельности, лицензирования, предмета их деятельности и заканчивая процедурами банкротства.
Для правового обеспечения поддержки малого предпринимательства имеют значение различные Постановления Правительства РФ, нормативные документы Министерств и ведомств, законодательные акты муниципальных образований.
Основы законодательства России в инновационной сфере заложены положением о государственной инновационной программе, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 27 марта 1991 г. № 171., в соответствии с этим положением распоряжением Верховного Совета Российской Федерации от 30 апреля 1992 г. № 2.3 – Р-4 была утверждена инновационная программа «Новое поколение технологий и комплектов оборудования для реконструкции подземных инженерных сетей».
Патентный закон Российский Федерации от 23 сентября 1992 г. № 3518-1 заложил основы законодательства России в сфере охраны интеллектуальной собственности. Большое значение для создания условий, обеспечивающих сохранение научно – технического потенциала РФ, имел Указ Президента « О неотложных мерах по сохранению научно – технического потенциала РФ» от 27 апреля 1992 г. № 426.
Основное место в системе правового обеспечения предпринимательства занимает принятая в 1993 г. Конституция РФ.
Большую роль для развития малого предпринимательства в стране имеет постановления Правительства РФ «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 11 мая 1993 г. № 446, в котором были сформулированы основные элементы механизма поддержки малого предпринимательства. Особое значение для развития малого предпринимательства в стране имеет Указ Президента РФ «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношений бюджетов различных уровней» от 22 декабря 1993 г. № 2270, в котором предусмотрены налоговые льготы для субъектов малого предпринимательства. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства» от 18 июня 1995 г. № 88-Ф3 определяет общие положения в области государственной поддержке и развития малого предпринимательства в РФ. Существенное место в развитии инновационного предпринимательства занимает постановление Правительства РФ «Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценке основных фондов» от 19 августа 1994 г. № 967, в котором в целях создания условий для развития высокотехнологических отраслей экономики и внедрения прогрессивных машин и оборудования предприятиям предоставляется право применения механизма ускоренной амортизации активной части производственных фондов.
Значительную роль в развитии инновационного предпринимательства играет также Указ Президента РФ «О частных инвестициях в РФ», который принят в целях привлечения частных инвестиций, а также создание различных отраслевых, межотраслевых внебюджетных фондов научно – исследовательских и опытно – конструкторских работ, призванных содействовать инновационным проектам. Средства этих фондов должны на договорной основе направляться на финансирование:
- научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по
созданию новых видов наукоемких продукции, сырья и материалов;
- разработки новых и совершенствования применяемых технологий;
- мероприятий по повышению технического уровня продукции;
- работ по стандартизации, сертификации и лицензированию
продукции;
- работ в области охраны труда и техники безопасности;
- разработок нормативных и инструктивных материалов и других
научно- исследовательских и опытно – конструкторских работ.
Внебюджетные фонды могут средства фондов размещать на депозитных счетах в банках, уплачивая в бюджет налог на полученный доход от суммы полученных депозитных процентов, а оставшуюся после уплаты налога часть на увеличение средств внебюджетного фонда. Правительством РФ запрещено использовать средства внебюджетных фондов на осуществление коммерческих мероприятий. Ответственность за целевое использование средств внебюджетных фондов НИОКР возлагается на руководителей федеральных министерств, иных федеральных и муниципальных органов исполнительной власти и на руководителей объединений, в которых созданы внебюджетные средства [1, 5, 13, 14].
1.3. Зарубежный опыт поддержки инновационной деятельности
Особый интерес в этой области представляет опыт таких стран, как США, Японии, Великобритания, Канада, Франция, Израиль. Центральное место в этой системе занимает сфера НИОКР и внедрения новейших технологий на основе льготных кредитования и налогообложения, страхования и прямого финансирования венчурного предпринимательства. Для предоставления соответствующих льгот инновационным предприятиям создаются специальные институты: министерства и ведомства, научно-технические и технологические фонды, технопарковые структуры, коммерческие банки, страховые фонды и т.д. Деятельность их основана на законах о поддержке инновационного бизнеса, защите промышленной и интеллектуальной собственности. Поддержка осуществляется следующими методами государственного регулирования:
Прямые – в административно-ведомственной и программно-целевой формах. Первая форма в виде прямого дотационного финансирования.
В США в рамках введенной в 1992 г. программы помощи мелкому инновационному бизнесу 12 федеральных ведомств, имеющих более 100 млн. долл. на НИОКР, рассматривают предложения, поступающие от мелких предприятий, и выделяют средства мелким фирмам для разработки новых идей или продукции только в том случае, если в этом не принимает участие ни банковский, ни венчурный капитал.
Большое внимание уделяется развитию передовых наукоемких производств в Канаде, предлагает финансирование в области информационных технологий, новых промышленных материалов и биотехнологии, за счет программы по микроэлектронике и разработке систем предприятиям возмещается до 50 % их затрат на НИОКР.
Особое место в системе прямых мер воздействия государства на инновационный бизнес занимает стимулирование развития технопарковых структур (своеобразных «инкубаторов» малого инновационного бизнеса). Их главная задача – оказание разнообразных услуг и создание наиболее благоприятных для инновационных предприятий условий. Это достигается путем объединения усилий высших учебных заведений, научно-исследовательских центров и новых наукоемких предприятий. «Инкубаторы» создают необходимую инфраструктуру для нормальной жизнедеятельности малых инновационных предприятий. Как правило, подобные предприятия ориентированны на удовлетворение потребности крупных городов и создаются вокруг них. Очень часто региональная направленность деятельности технопарковых структур успешно сочетается с отраслевой.
Многие подобные комплексы возникли вокруг крупных университетов и научных центров и возглавляются ими. Новые предприятия часто создаются самими учеными и специалистами при помощи и участии университетов, местных органов власти, финансовых учреждений, торгово – промышленных палат и частного бизнеса. На предприятиях, успешно действующих в рамках таких комплексов, период внедрения новшеств сокращается в 2-3 раза по сравнению со средним сроком.
Косвенные меры государственной поддержки направлены, с одной стороны, на стимулирование непосредственно инновационных процессов, а с другой – на создание благоприятного экономического климата для новаторской деятельности. К таким мерам относятся налоговые и кредитные льготы по научным исследованиям, НИОКР, разработке и внедрению инноваций. Льготные кредиты предоставляются обычно на 10-15 лет на более выгодных по сравнению с другими видами кредитования по величине процента и порядку погашения.
Значительную положительную роль в поддержке инновационной деятельности имеют налоговые льготы на прибыль. Например, во Франции с 1979 г. существуют специальные премии за нововведения, в целом составляющие 25% суммы затрат на НИОКР, также исследовательский налоговый кредит (налоговая скидка, равная приросту расходов на НИОКР в текущем периоде по сравнению с базисным) [9, 11].
2. ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА
2.1. Классификация инвестиций и инвесторов
Наиболее общие правовые, экономические и социальные условия инвестиционной деятельности на территории РФ определяет Закон РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР». В качестве инвестиций, согласно этому закону, могут выступать материальные и нематериальные средства и другие ценности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта, в том числе:
продолжение
--PAGE_BREAK--- денежные средства;
- целевые банковские вклады;
- паи, акции и другие ценные бумаги;
- технологии;
- машины, оборудование;
- лицензии, в том числе и на товарные знаки;
- кредиты;
- любое другое имущество или имущественные права;
- интеллектуальные ценности;
Целевые ориентиры участников инвестирования.
С понятием «инвестиции» связано представление об использовании финансовых и иных средств для достижения целей привлечения инвестиций в инновационную деятельность города, в том числе:
- прибыль;
- амортизационные отчисления;
- денежные накопления и сбережения граждан и юридических лиц;
- страховые возмещения от аварий, стихийных бедствий и другие;
- банковские и бюджетные кредиты;
- облигационные займы;
- средства от продажи акций;
- паевые и иные взносы членов трудовых коллективов, граждан, юридических лиц;
- денежные средства, централизуемые объединениями (союзами) предприятий;
- бюджетные инвестиционные ассигнования;
- внебюджетные фонды;
- иностранные инвестиции.
Когда речь идет о финансировании инновационных проектов, возникает представление о взносе финансовых средств или о формировании капитала. Этот капитал показывает, какая часть капитала предприятия, собственника, долевого участника в качестве собственного капитала и какая часть капитала от банков и других кредиторов (например, поставщиков) в качестве заемного капитала предоставлена в распоряжение команды разработчиков. Под финансированием, следовательно, понимается предоставление капитала для формирования имущества, формирования финансовых средств, а под инвестициями — их использование.
В инвестиционно-инновационном процессе могут принимать участие различные субъекты: граждане, юридические лица, организации, муниципальные образования, регионы государства. Мотивы их участия в инвестиционной деятельности, интересы, которые они отстаивают, цели, которых хотят достичь, весьма разнообразны. Их устремления могут не только совпадать, но и существенно отличаться, быть противоречивыми или конфликтными. Они зависят от функциональной роли субъекта в инвестиционном процессе, его статуса, стратегии развития, характера инвестиционного проекта, объекта инвестирования, инвестиционного климата и многих других факторов. Например, инвестор, вкладывающий собственные средства в инвестиционный бизнес-проект, желает его завершения в сжатые сроки, с требуемым качеством, за приемлемую цену и с минимальным риском для вложенного капитала.
Исполнитель проекта или субподрядчик, наоборот, может быть заинтересован в том, чтобы подороже продать свои услуги или подольше «осваивать» средства инвестора. Хотя термин «субъект» охватывает различные категории участников инвестиционной деятельности, решения, в том числе инвестиционные, принимают на разных уровнях управления конкретные люди: частные лица, менеджеры, руководители, предприниматели, руководители муниципальных образований и т. д.
Целевые представления и ожидания людей различного профессионального и социального статуса относительно результатов инвестиций существенно отличаются. Укрупненная классификация целевых предпочтений различных категорий лиц (субъектов), заинтересованных в результатах инвестиционно-инновационного проекта, приведена на рис. 3.
Рис. 3 Классификация целевых предпочтений различных
категорий лиц
2.2. Понятие инвестиционного климата
Для анализа условий рационального использования инвестиций в экономической науке и практике применяется категория инвестиционного климата. Это обобщенная характеристика совокупности социальных, экономических, организационных, правовых, политических, социокультурных предпосылок, предопределяющих привлекательность и целесообразность инвестирования в ту или иную хозяйственную систему (экономику страны, региона, муниципальных образований).
На рисунке 4 показаны составляющие инвестиционного климата и под влиянием каких факторов он формируется.
Инвестиционный климат любой хозяйственной системы характеризуется чрезвычайным динамизмом и постоянно меняется в лучшую или худшую сторону. Это особенно справедливо применительно к современным российским условиями. Поэтому актуальна задача мониторинга инвестиционного климата.
Одним из вариантов подобного мониторинга для России представляется следующий вариант, он позволяет:
— учесть сходство инвестиционных условий в пределах межрегиональных образований и различия, а также специфику разных зон;
— облегчить развитие системы мониторинга, поскольку он учитывает возрастающую роль субъектов Федерации в инвестиционной политике страны;
— уменьшить субъективизм при анализе инвестиционного климата в хозяйственных системах разного уровня;
— упростить управление системой мониторинга, сбор, обработку и передачу информации и подготовить конкретные рекомендации по улучшению инвестиционного климата на всех уровнях экономики России.
Наиболее обоснованный вариант механизма организации и функционирования подобной системы мониторинга предложен экономистами ИЭ РАН, но его необходимо дополнить включением федерального и внутриобластных уровней.
Рис. 4 Структура инвестиционного климата и факторы его формирования
С учетом зарубежного и отечественного опыта была разработана методика составления комплексного рейтинга инвестиционной привлекательности российских регионов и муниципальных образований. Результаты исследования опубликованы в журнале «Эксперт» в 1996-1998 гг. В отличие от всех предыдущих исследований оценка инвестиционного климата осуществлялась для каждого из 89 субъектов Федерации. Впервые проведен анализ общедоступных региональных законодательных актов.
В первых двух оценках (1996 и 1997 гг.) инвестиционный климат региона и муниципальных образований рассматривался как комплексная система, состоящая из трех важнейших подсистем:
— инвестиционного потенциала - совокупности имеющихся в регионе и муниципальных образований факторов производства и сфер приложения капитала;
— инвестиционного риска - совокупности переменных факторов риска инвестирования;
— законодательных условий - правовой системы, обеспечивающей стабильность деятельности инвестора.
Бурный рост в 1997-1998 гг. законодательной активности повсеместно избранных региональных и муниципальных властей значительно сблизил законодательные условия инвестирования в регионах и муниципальных образований, что позволило в рейтинге 1997-1998 гг. учитывать этот фактор в качестве одной из составляющих инвестиционного риска. К тому же введение понятия законодательного риска соответствует принципам международных оценок инвестиционного климата.
Для составления рейтинга инвестиционной привлекательности регионов и муниципальных образований были использованы более сотни статистических показателей регионального развития за 1992-1998 гг. Для оценки законодательных условий инвестирования (законодательного риска) было изучено около 1000 законодательных актов Российской Федерации и ее субъектов, относящихся к сфере регулирования инвестиционной деятельности и налогового режима.
Были привлечены также другие источники, содержащие дополнительную информацию: доклады различных исследовательских центров, статьи, монографии, картографические материалы.
Инвестиционный потенциал - характеристика количественная, учитывающая основные макроэкономические показатели, насыщенность территории факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами, инфраструктурой и т.п.), потребительский спрос населения и др.
Совокупный потенциал региона и муниципальных образований включает восемь его подвидов:
— ресурсно-сырьевой, рассчитанный на основе обеспеченности территории региона и муниципальных образований балансовыми запасами важнейших видов природных ресурсов;
-производственный, понимаемый как совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе и муниципальных образований;
— потребительский - совокупная покупательная способность населения региона и муниципальных образований;
— инфраструктурный - оценка экономико-географического положения и инфраструктурной насыщенности региона и муниципальных образований;
— инновационный - при его определении учитывался комплекс научно-технической деятельности в регионе и муниципальных образований;
— трудовой, для расчета которого использовались данные о численности экономически активного населения и его образовательном уровне;
— институциональный, понимаемый как степень развития ведущих институтов рыночной экономики в регионе и муниципальных образований;
— финансовый, выраженный общей суммой налоговых и иных денежных поступлений в бюджетную систему с территории данного региона и муниципальных образований.
Инвестиционный риск - характеристика качественная, оценивающая вероятность потери инвестиций и дохода от них. Применительно к региону и различным муниципальным образованиям можно выделить следующие виды риска:
— политический, зависящий от устойчивости городской власти и политической поляризации населения;
— экономический, связанный с динамикой экономических процессов в регионе и муниципальных образований;
— социальный, характеризующийся уровнем социальной напряженности;
— криминальный, определяемый уровнем преступности с учетом тяжести преступлений;
— экологический, рассчитанный как интегральный уровень загрязнения окружающей среды;
— финансовый, отражающий напряженность регионального и муниципального бюджета и совокупные финансовые результаты деятельности предприятий региона и муниципальных образований;
— законодательный, характеризующий совокупность правовых норм, регулирующих экономические отношения на территории: местные налоги, льготы, ограничения и т.п.[11, 14, 15].
2.3.Законодательные условия инвестирования
На территории России действует единое общегосударственное законодательство, видоизменяясь в отдельных регионах (субъектах Федерации) под влиянием региональных законодательных норм, регулирующих инвестиционную деятельность только в пределах полномочий местных органов власти.
Характеристика законодательных условий инвестирования получена на основе анализа всех нормативных условий, благоприятствующих или препятствующих инвестиционной деятельности. Все законодательные акты и разделены на федеральные и региональные.
В федеральном законодательстве были особо выделены специальные нормативные акты, регулирующие инвестиционную деятельность в отдельных субъектах Федерации. Прежде всего — это законодательство по свободным экономическим зонам. Как федеральное, так и региональное (или муниципальное) делилось на прямое (непосредственно регулирующее инвестиционную деятельность) и косвенное (связанное с условиями функционирования сфер деятельности или типов предприятий — потенциальных объектов инвестирования).
Существующие законодательные акты всех типов и уровней государственного и муниципального управления с точки зрения их влияния на инвестиционный процесс можно разбить на следующие группы.
1. Регулирование сфер и объектов инвестирования. Оно определяет приоритетные направления инвестирования (отрасли, объекты, виды деятельности, сферы). Наличие приоритетных сфер в регионе увеличивает его инвестиционный потенциал.
2. Налоговое регулирование инвестиционной деятельности — сферы и виды деятельности в регионе и в муниципальных образованиях, льготные по налогообложению.
3. Предоставление финансовой помощи и кредитных льгот инвесторам и потенциальным инвесторам в данном регионе и в муниципальных образованиях, или в данной сфере деятельности (по типу Федерального ведомства по опеке в ФРГ).
4. Проведение льготной амортизационной политики (право осуществления ускоренной амортизации для отдельных отраслей экономики).
5. Регулирование участия инвестора в приватизации.
6. Доступность региональных ценных бумаг для внешних покупателей.
7. Обеспечение правовой защиты инвестиций и имущественных региональных законодательных гарантий (в том числе залоговое право).
продолжение
--PAGE_BREAK--