Реферат по предмету "Мировая экономика"


Себестоимость прибыль и рентабельность в системе качественных показателей эффективности деятельности

--PAGE_BREAK--Калькуляции составляются по видам продукции. В калькуляции основные виды затрат исчисляются в зависимости от их назначения (выделяются расходы, связанные непосредственно с технологическим процессом изготовления конкретных видов продукции): на сырье и материалы, топливо и энергию, на технологические цели; на заработную плату производственных рабочих и отчисления на социальное страхование; на подготовку и освоение производства; на содержание и эксплуатацию оборудования, в том числе его амортизацию, текущий ремонт и т.д.; общецеховые, общезаводские и другие расходы.
В отчетной калькуляции выделяются непроизводительные расходы (потери от брака). Калькуляционные расходы ведутся на специальных бланках, в которых отражены данные о плановых и фактических расходах по калькуляционным статьям затрат на весь выпуск товарной продукции за отчетный период. Документ, в который заносятся эти расходы, называется калькуляцией, а система расчетов для определения себестоимости продукции — калькулированием. В отличие от группировки по экономическим элементам калькуляция позволяет учесть расходы, непосредственно связанные с производством конкретного вида изделия. В эти расходы входят как материальные затраты, так и расходы по созданию, обслуживанию и управлению производством данного вида продукции. На основе калькуляционных расчетов определяется ее цеховая, производственная и полная себестоимость.
При составлении сводной сметы затрат по предприятию необходимо учесть кроме цеховых затрат общепроизводственные и общехозяйственные расходы по предприятию в целом, для чего составляются соответствующие сметы по этим расходам.
Группировка затрат по калькуляционным статьям расходов отражает их состав в зависимости от направления (назначения) расходов (на производство или его обслуживание) и места возникновения (основное производство, вспомогательные службы, обслуживание хозяйства и др.).
Для расчета калькуляций по изделиям необходимо дополнительно составлять сметы затрат по комплексным статьям калькуляции:
§     общепроизводственные расходы (по цехам и предприятию в целом);
§     общехозяйственные расходы (по цехам и предприятию в целом);
§     коммерческие расходы.
Сумма затрат по комплексным статьям распределяется затем по изделиям одного из общепринятых методов:
а)      общепроизводственные, общехозяйственные расходы определяются в процентах к основной заработной плате производственных рабочих;
б)      коммерческие расходы распределяются пропорционально производственной себестоимости продукции.
По способу отнесения затрат на себестоимость продукции, при ее калькулировании, затраты подразделяются на:
§     прямые, непосредственно связанные с изготовлением определенной продукции и относимые к отдельным ее видам или заказам;
§     косвенные, связанные с работой цеха или предприятия в целом.
Последние относятся к себестоимости отдельных видов продукции в порядке распределения (т.е. косвенным образом) по какому-либо установленному признаку (пропорционально объему производства или затратам и т.п.).
По отношению к объему производства затраты и расходы подразделяются на:
§ постоянные расходы, которые остаются неизменными при изменении объема производства: амортизация, аренда помещений, налог на имущество, повременная оплата труда рабочих, зарплата и страхование административно-хозяйственного аппарата и др.;
§ переменные расходы, изменяющиеся пропорционально объему производства продукции (сдельная зарплата, сырье и материалы, технологическое топливо, электроэнергия, налоги и отчисления от сдельной зарплаты, расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования исключая амортизацию) и др.
1.3. Экономическая сущность прибыли, её источники и функции. Прибыль — один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности предприятий. За счет прибыли осуществляются финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников. Она является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей предприятий, но приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов.
Прибыль — это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Как экономическая категория она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия. Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме собственности.
Прибыль как конечный финансовый результат деятельности предприятий представляет собой разницу между общей суммой доходов и затратами на производство и реализацию продукции с учетом убытков от различных хозяйственных операций. Таким образом, прибыль формируется в результате взаимодействия многих компонентов, как с положительным, так и отрицательным знаком.
Основными источниками получения прибыли являются:
•первый источник образуется за счет монопольного положения предприятия по выпуску той или иной продукции или уникальности продукта. Сохранение этого источника предполагает постоянное обновление продукта;
•второй источник связан с производственной и предпринимательской деятельностью. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения адаптировать развитие производства к постоянно меняющейся конъюнктуре. Величина прибыли зависит от правильности выбора производственного профиля предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом); от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставки, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживание и т. д.); от объемов произ­водства (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли); от структуры снижения издержек производства;
•третий источник проистекает из инновационной деятельности предприятия. Его использование предполагает постоянное совершенствование технологии, обновление выпускаемой продукции, обеспечение ее конкурентоспособности, рост объемов реализации и увеличение массы прибыли.
Размеры прибыли и возможности ее роста находятся в сложной зависимости от ряда факторов, важнейшие из которых следующие:
§     объем реализации;
§     структура товарооборота;
§     величина других доходов и расходов, входящих в состав прибыли (проценты полученные и уплаченные, доходы от участия в других организациях, прочие операционные и внереализационные доходы и расходы);
§     уровень налогообложения прибыли.
Факторы, влияющие на прибыль можно разделить на внешние и внутренние.
К внешним факторам относятся:
§     политическая стабильность;
§     состояние экономики;
§     демографическая ситуация;
§     конъюнктура рынка, в том числе рынка потребительских товаров;
§     темпы инфляции;
§     ставка процента за кредит.
К внутренним факторам относятся:
§     объем валового дохода (и, соответственно, факторы, его определяющие);
§     производительность труда работников;
§     скорость оборачиваемости товаров;
§     наличие собственных оборотных средств;
§     эффективность использования основных фондов.
Вместе с тем прибыль на предприятии зависит не только от реализации продукции, но и от других видов деятельности, которые ее либо увеличивают, либо уменьшают. Поэтому в теории и на практике выделяют так называемую «балансовую прибыль». Ее название говорит само за себя. Она состоит из прибыли от реализации продукции (выручка от реализации продукции без косвенных налогов, минус затраты на производство и реализацию продукции), плюс внереализационные доходы (доходы по ценным бумагам, от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду и т.п.), минус внереализационные расходы (затраты на производство, не давшее продукции, на содержание законсервированных производственных мощностей, убытки от списания долгов и т.д.) Кроме того, выделяется валовая прибыль, которая представляет собой балансовую прибыль за минусом или плюсом финансового результата от операций с основными фондами, нематериальными активами и иным имуществом. Таким образом, балансовая прибыль (Пб) может быть определена по формуле:
Пб=Пр+Пи+Пв.о., где
Пр – прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг;
Пи – прибыль (убыток) от реализации имущества предприятия;
Пв.о. – доходы (убытки) от внереализационных операций.
Как правило, основной элемент балансовой прибыли составляет прибыль от реализации продукции, выполнения работ или оказания услуг.
Прибыль облагается налогом, поэтому на практике принято выделять налогооблагаемую прибыль. Последняя представляет собой валовую прибыль, за вычетом отчислений в резервные фонды, доходов по видам деятельности, освобожденной от налогообложения, отчислений на капиталовложения. В результате на предприятии, как это принято называть в теории и на практике, остается так называемая чистая прибыль. По своей величине она представляет налогооблагаемую прибыль за минусом налога на прибыль. Из чистой прибыли предприятие выплачивает дивиденды и различные социальные выплаты, образует фонды. В результате остается прибыль неиспользованная, или убыток, непокрытый деньгами.
От прибыли зависит нормальная деятельность любого предприятия, т.к.:
§    прибыль обеспечивает расширенное воспроизводство (капитальные вложения в основные фонды и прирост оборотных средств),
§    прибыль необходима для развития НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), обеспечивающие НТП;
§    за счет прибыли финансируются затраты на социальные нужды;
§    прибыль необходима для выплаты дивидендов, а следовательно от нее зависят инвестиции.
Кроме того, прибыль предприятия имеет более широкое значение, т.к. из нее выплачивается налог на прибыль, являющийся частью доходов, за счет которых формируется бюджет государства.
Как правило, выделяют две основные функции прибыли — измеритель (мера) эффективности общественного производства и стимулирующая функция.
Функция прибыли как меры эффективности производства заключается в том, что именно прибыль и рентабельность являются основными показателями успешной деятельности предприятия и предопределяют принятие таких решений, как выход фирмы на новые рынки сбыта, переток капитала из одних отраслей в другие и т. п.
Стимулирующая функция прибыли предопределена тем, что прибыль позволяет получать не только личный доход акционерам компании, связанный с выплатой дивидендов, но и создает возможности для наращивания капитала, а соответственно и увеличения объема производства, роста сегмента рынка, на котором действует фирма, возможность выхода на новые рынки сбыта, что в свою очередь приводит к увеличению рабочих мест, увеличению налоговых поступлений в бюджет.
1.4. Рентабельность предприятия, её значение и сущность. При рыночной экономики результаты деятельности торгового предприятия оцениваются системой показателей, главным из которых является рентабельность. Рентабельность определяется как отношение прибыли к одному из показателей функционирования торгового предприятия. При вычислении рентабельности используется различные показатели прибыли. Показатели рентабельности позволяют выявить не только общую эффективность работы торгового предприятия, но и оценить различные стороны его деятельности.
Цель предпринимательской деятельности — не только получение прибыли, но и обеспечение высокой рентабельности хозяйственной деятельности. В отличие от абсолютного показателя прибыли, рентабельность — относительный показатель и показывает степень доходности предприятия. Рентабельность отражает уровень прибыльности относительно определенной базы. Предприятие рентабельно, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли.
Показатели рентабельности измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса. Они являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли и дохода предприятия. По этой причине они служат обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.
Существует великое множество показателей рентабельности, главным из которых является показатель общей экономической рентабельности торгового предприятия. Он вычисляется по формуле:
Р = П / Т * 100,
где: Р — общая экономическая рентабельность хозяйственной деятельности торгового предприятия;
П — сумма прибыли (валовой или чистой);
Т — объем товарооборота ( без НДС).
Следующим показателем является показатель, характеризующий эффективность использования собственного капитала. Он называется показателем рентабельности собственного капитала, который вычисляется по формуле:
Р = П / К *100,
где П — сумма прибыли торгового предприятия,
К — средняя величина собственного капитала.
Этот показатель имеет важное значение для акционеров торгового предприятия. Он служит критерием оценки уровня котировки акций акционерного торгового предприятия на фондовой бирже. Этот показатель позволяет инвесторам оценить потенциальный доход от вложения средств в акции и другие ценные бумаги. Также существует показатель рентабельности всего капитала, который находится путём деления суммы прибыли на величину всего капитала.
Показатель рентабельности основных производственных средств (фондов) предприятия рассчитывается по следующей формуле:
Р = П / ОФ *100,
где П — сумма прибыли;
ОФ — средняя стоимость основных фондов;
Аналогично высчитывается показатель рентабельности материальных оборотных средств, только вместо показателя средней стоимости основных фондов применяется показатель средней стоимости материальных оборотных средств. Эти два показателя часто объединяют и вычисляют один показатель рентабельности основных фондов:
Р = (П / (ОФ + МС) * 100),
где МС — средняя стоимость материальных оборотных средств.
Если торговое предприятие арендует помещения или сдаёт помещения в аренду, то среднюю стоимость основных фондов целесообразно исчислять с учётом сданных и полученных в аренду основных средств. В этом случае средняя величина основных средств определяется путём вычитания из суммарной стоимости собственных и арендуемых основных фондов стоимости объектов основных фондов, сданных в аренду.
Наряду с основными показателями рентабельности используется большое количество частных показателей, таких как: рентабельность эффективности текущих затрат (отношение п Наряду с основными показателями рентабельности используется большое количество частных показателей, таких как: рентабельность эффективности текущих затрат (отношение прибыли к издержкам обращения), рентабельность затрат живого труда (отношение прибыли к заработной плате), рентабельность оборотных средств (отношение прибыли к средней величине оборотных средств), рентабельность эффективности использования рабочей силы (отношение прибыли к численности занятых на предприятии рабочих), рентабельность эффективности использования торговых площадей, рентабельность эффективности использования основного капитала и т.д… Частные показатели рентабельности характеризуют эффективность использования отдельных видов ресурсов торговыми предприятиями. Рентабельность является одним из важнейших показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия, поэтому при анализе наряду с показателями рентабельности используется их динамика.
Показатели рентабельности (доходности) являются общеэкономическими. Они отражают конечный финансовый результат и отражаются в бухгалтерском балансе и отчетности о прибылях и убытках, о реализации, о доходе и рентабельности. Рентабельность можно рассматривать как результат воздействия технико-экономических факторов, а значит как объекты технико-экономического анализа, основная цель которого выявить количественную зависимость конечных финансовых результатов производственно- хозяйственной деятельности от основных технико-экономических факторов.
    продолжение
--PAGE_BREAK--
2 Анализ себестоимости, прибыли и рентабельности на ОАО «Швейная Фабрика» г. Красноярска 2.1 Общая характеристика предприятия ОАО «Швейная фабрика» г. Красноярска ОАО «Швейная фабрика» начала свою деятельность в 1957 году. На фабрике было 5 швейных цехов: раскройный, подготовительный, экспериментальный, ватный, склад готовой продукции, а также механические мастерские.
Основной вид деятельности: производство и реализация.
Основные виды продукции, выпускаемые фабрикой:
§     пальто женское зимнее;
§     пальто демисезонное;
§     пальто мужское;
§     куртку;
§     плащи;
§     костюмы;
§     спец. одежда.
При швейной фабрике работает ателье с выполнением заказов клиента, на любой вкус.
2.2 Анализ затрат на производство продукции   2.2.1 Задачи и источники анализа себестоимости продукции Анализ себестоимости продукции имеет большое значение в системе управления затратами. Он позволяет выявить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на изменение себестоимости и выявить резервы по снижению себестоимости продукции.
Объектами анализа себестоимости продукции являются:
§     сумма затрат на производство;
§     себестоимость товарной и реализованной продукции;
§     затраты на 1 руб. товарной продукции;
§     снижение затрат на руб. товарной продукции по сравнению с предыдущим (базовым) периодом;
§     экономия от снижения себестоимости товарной продукции;
§     затраты на 1 руб. товарной продукции по отдельным калькулируемым группам.
В зависимости от цели проведения анализа себестоимости продукции следует различать ретроспективный, оперативный и перспективный анализ.
Ретроспективный анализ себестоимости продукции производится с целью получения информации о динамике затрат в отчетном периоде по сравнению с предыдущим периодом, установления факторов, влияющих положительно и отрицательно на сумму затрат. Результаты ретроспективного анализа необходимы для составления бизнес-плана, формирования ценовой политики и принятия управленческих решений, направленных на повышение конкурентоспособности продукции, а также принятии решения в области учетной политики для целей налогообложения, например, изменения режима налогообложения.
Оперативный анализ себестоимости продукции проводится ежедневно или по данным учета за 5—10 дней. В процессе оперативного анализа ежедневно изучаются те краткосрочные изменения, которые происходят в затратах на производ­ство, Оперативный анализ позволяет проводить повседневный контроль за ходом выполнения бизнес-плана по затратам на производство как в целом по предприятию, так и в отдельных его подразделениях. Именно оперативный анализ позволяет своевременно выявить отклонения от бизнес-плана по нормам расхода трудовых и материальных ресурсов и установить конкретные причины отклоне­ний в затратах от плановых заданий, норм и параметров. Оперативный анализ своевременно обеспечивает систему управления хозяйствующим субъектом информацией, позволяющей менеджменту предприятия принимать оптимальные управленческие решения на всех уровнях управления.
Перспективный (прогнозный) анализ себестоимости продукции производится с целью оценки возможного увеличения или снижения себестоимости продукции в связи с прогнозируемыми изменениями как на рынке ресурсов, так и в налогообложении. Для определения изменений в общих затратах на перспективу используется метод анализа состояния «издержки — объем — прибыль». Именно перспективный анализ позволит руководству предприятия принять правильное решение относительно изменения режима налогообложения или освобождения от обязанностей плательщика НДС в тех случаях, когда выполняются необходимые положения НК РФ, при которых это возможно. Например, в связи с тем, что c l января 2006 года до 2 млн.руб. увеличиваются показатели выручки за три последовательных календарных месяца, при которых организация или индивидуальный предприниматель могут перейти и далее осуществлять свою деятельность без обязанности уплаты НДС (ст. 145 НК РФ), а также предельные показатели выручки за 9 месяцев (15 млн.руб.), при которых возможен переход на УСН в случае выполнения прочих требований, и при которых возможно функционирование в рамках этого режима до конца календарного года (20 млн.руб.) (ст. 346П НКРФ).
Источниками информации для проведения анализа себестоимости продукции и затрат на производство являются:
— бизнес-план и расчеты к нему, сметы затрат, расчеты цен и т.п.;
— бухгалтерская отчетность, а именно — форма №2 «Отчет о прибылях и убытках», форма №5 «Приложение к балансу», материалы пояснительной записки к годовому отчету;
— статистическая отчетность, т.е. форма №5-з «Сведения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия (организации)», форма №П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников» и др. (отметим, что субъекты малого предпринимательства, а также организации, перешедшие на УСН, не предоставляют статистическую отчетность по форме 5-з);
— данные бухгалтерского учета, а именно — информация аналитического учета по счетам производственных затрат (20, 23, 25, 26, 28, 29), по счету 90 «Про­дажи», а также регистры и первичные документы бухгалтерского учета, в том исле материалы инвентаризации;
— калькуляции себестоимости в соответствии с принятой системой калькулироваиия;
— внеучетная информация, в частности, приказ по учетной политике для целей бухгалтерского учета и налогообложения, договора с заказчиками и постав­щиками товарно-материальных ценностей;
— нормы и нормативы, установленные законодательством;
— статистические данные и данные маркетинговых исследований о ценах и прогнозах на их изменение на потребляемые ресурсы, ценах конкурентов и пр.
  2.2.2 Расчет материальных затрат и методика калькулирования одного изделия на примере ОАО «Швейная фабрика» г. Красноярска. Предприятие приняло заказ на изготовление жакетов для одного из ведущих клубов города. Необходимо составить калькуляцию одного изделия.
Таблица 1 — Расчет материальных затрат на один жакет
№ п/п
Перечень статей
Ед. изм.-
Норма расхода
Цена за единицу, (руб.)
Сумма, (руб.)
1
Основные материалы:




1.1
Ткани:




1.1.1
Ткань верха
м2
1,8
133,33
239,99
1.1.2
Подкладная ткань
м2
1,54
57,14
88
1.1.3
Клеевая ткань
м2
0,2
63,64
12,73
1.2
Фурнитура:




1.2.1
Нитки, за 100м
м
120
4,5
5,4
1.2.2
Пуговицы
шт.
5
10
50
1.2.3
Ярлыки
шт.
1
3
3
1.3
Уценка маломерных остатков
%
1

3,99
ИТОГО основных материалов
395,13
Расчет:
Нам потребуется: ткань длиной 1,20м. и шириной 1,5м., ценой 200руб; подклад длиной 1,10м. и шириной 1,40м., ценой 80руб.; клеевая ткань, цена которой 70руб. за 1м и ширина 1,10м.
1) Рассчитываем норму расхода ткани по формуле:
НР=L*Ш,
где: НР — норма расхода ткани (м2 );
L — длина ткани (м);
Ш — ширина ткани (м).
НР ткани верха = 1,20*1,50 = 1,8 м2
НР подкладной ткани = 1,10*1,40 = 1,54 м2
2) Рассчитываем цену за 1 м2 по формуле:
Ц м2 = N/Ш,
где: Ц м2 — цена ткани за 1 м2;
N — цена погонного метра.
Ц м2 ткани верха = 200/1,5 = 133,33 руб.
Ц м2 подкладной ткани = 80/1,4 = 57,14 руб.
Ц м2 клеевой ткани = 70/1,1 = 63,64 руб.
Таблица 2 — Калькуляция себестоимости одного жакета
Nп/п
Статьи затрат
%
Сумма (руб.)
1
Материальные затраты:


1.1
Основные материалы

395,13
1.2
ТЗР
3
11,85
ИТОГО материальные затраты
406,98
2
Стоимость обработки:


2.1
Основная заработная плата

76,61
2.1.1
Расценка

36,48
2.1.2
Премия
40
14,59
2.1.3
Районный коэффициент
50
25,54
2.2
Дополнительная заработная плата
15
11,49
2.3
Социальные налоги:


2.3.1
Пенсионный фонд
28
24,67
2.3.2
Медицинское страхование
3,6
3,17
2.3.3
Социальное страхование
4
3,52
2.4
Освоение новых изделий
10,4
7,97
2.5
Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования
66,7
51,10
2.6
Цеховые расходы
83,3
63,82
2.7
Общехозяйственные расходы
129,2
98,98
2.8
Прочие
18,8
14,4
ИТОГО себестоимость обработки
432,34
3
Производственная себестоимость
839,32
4
Коммерческие расходы
3,5
29,38
ИТОГО полная себестоимость
868,7
Решение:
Трудоемкость изделия (Т) 4-го разряда = 2,4 (часа)
Часовая тарифная ставка (ЧТС) 4-го разряда = 15,20 (руб.)
1) Товарно-заготовительные расходы находятся в процентах от основных материалов.
2) Основная заработная плата (ОЗ) рассчитывается:
ОЗ = Р + Пр + РК где,
Р — расценка = Т*ЧТС;
Пр — премия = Р * %премии / 100%;
РК — районный коэффициент = (Р + Пр) * %РК / 100%.
3) Дополнительная заработная плата (ДЗ) рассчитывается в процентах от ОЗ.
4) Социальные налоги вычисляются в процентах от суммы ОЗ и ДЗ.
5) Расходы на освоение новых изделий, на содержание и эксплуатацию оборудования, цеховые, общехозяйственные и прочие расходы рассчитываются в процентах от ОЗ.
6) Коммерческие расходы вычисляются в процентах от производственной себестоимости.
  2.2.3 Анализ общей суммы затрат на производство продукции Анализ начинают с изучения полной себестоимости продукции в целом и по основным элементам затрат.
Таблица 3 — Анализ затрат и структура себестоимости продукции.
N
п/п
Виды затрат
Сумма затрат, тыс.руб.
Структура затрат, %
план
факт
отклонение
план
факт
отклонение
1
Материальные затраты:
35000
45600
+10600
53,85
55,94
+2,09
1.1
Сырье и материалы
25200
31500
+6300
38,77
38,65
-0,12
1.2
Топливо
5600
7524
+1924
8,62
9,23
+0,61
1.3
Электроэнергия
4200
6576
+2376
6,46
8,07
+1,61
2
Оплата труда
9830
11900
+2070
15,12
14,59
-0,53
3
Отчисления в фонды
3440
4165
+725
5,29
5,11
-0,18
4
Амортизация
5600
7500
+1900
8,62
9,2
+0,58
5
Прочие
11130
12345
+1215
17,12
15,15
-1,97
ИТОГО полная себестоимость
65000
81510
+16510
100
100
0
в т.ч. постоянные затраты
16730
19845
+3115
25,74
24,35
-1,39
переменные затраты
48270
61665
+13395
74,26
75,65
+1,39
Решение:
1) Отклонения суммы затрат рассчитывается как разность затрат от фактического периода показателей предыдущего периода (планового).
2) Структура по видам затрат рассчитывается отношением суммы затрат каждого вида к сумме полной себестоимости, измеряется в процентах.
3) Постоянные затраты равны сумме материальных затрат, оплаты труда и отчислений в фонды. Остальные из перечисленных являются переменными затратами.
Общая сумма затрат изменяется под воздействием следующих факторов:
§     Объема производства и структуры продукции;
§     Уровня переменных затрат на единицу продукцию;
§     Уровня постоянных расходов.
  2.2.4 Анализ затрат на один рубль товарной продукции. Важным обобщающим показателем себестоимости продукции является показатель затрат на 1 руб. товарной продукции. Данный показатель отражает связь между себестоимостью и прибылью, чем выше затраты, тем прибыль ниже. На показатель оказывают влияние:
§     объем производства продукции;
§     структура произведенной продукции;
§     уровень переменных и постоянных затрат;
§     цены на продукцию.
Таблица 4 — Данные для анализа затрат на 1 руб. выпущенной продукции.
Показатели
Обозначение
Ед. изм.
Прошлый год
Отчетный год
Выручка от реализации (за минусом НДС, акциза, налогов)
ВРП
тыс.руб.
46800
53900
Себестоимость продукции
С
тыс.руб.
33300
38500
Затраты на 1 руб. товарной продукции
31р
коп.
71,15
71,43
Изменение цен на материалы и тарифы (по данным аналитического учета)
СИ
тыс.руб.

790
Расчет:
З1р = С/ВРП * 100%
З1р = 33300/46800*100% = 71,15 коп.
З1р = 38500/53900*100% = 71,43 коп.
Для проведения факторного анализа необходимо выручку от реализации продукции и себестоимость отчетного года пересчитать в ценах прошлого года:
ВРПпересч. = Сотч/З1р пр.пер.*100коп. = 38500/71,15*100 = 54111 тыс.руб
Спересч. = 31р пр.пер.*ВРПотч./100 = 71,15*53900/100 = 38350 тыс.руб.
Затраты пересчитанные:
З1р пересч. = Спересч./ВРПпересч.*100 = 38350/54111*100 = 70,87 коп.
Затраты на 1 рубль продукции в ценах и себестоимости прошлого года составили 70,87 копеек.
Затраты на 1 рубль продукции с учетом изменения цен и тарифов:
З1р = (С отч. — СИ)/ВРПпересч.*100коп. = (38500-790)/54111*100 = 69,69 коп.
1)Влияние изменения структуры и ассортимента продукции:
ΔЗ1р = З1р пересч. — З1р пр.пер. = 70,87 — 71,15 = -0,28 коп.
Затраты на 1 рубль за счет изменения структуры и ассортимента снизились на 0,28 копеек, что позволило снизить себестоимость продукции.
ΔС = ΔЗ1р * ВРПотч. = -0,28 * 53900 = -150,92 тыс.руб.
Это обеспечило снижение себестоимости на 150,92 тыс. руб.
2)Влияние изменения цен на материалы и тарифы:
ΔЗ1р = 71,15 — 69,69 = +1,46 коп.
Затраты выросли на 1,46 коп.
Увеличение себестоимости в связи с увеличением затрат составит:
ΔС = 1,46*53900/100 = 786,94 тыс.руб.
3)Изменение цен на продукцию:
ΔЗ1р = 71,43 — 71,15 = +0,28
Себестоимость увеличилась:
Δ С = 0,28*53900/100 = 150,92 тыс.руб.
4)Влияние изменения себестоимости отдельных видов продукции:
ΔЗ1р = 69,69 — 70,87 = -1,18 коп.
Снижение затрат позволило снизить себестоимость:
ΔС = -1,18*53900/100 = -636,02 тыс.руб.
5)Влияние всех факторов на себестоимость:
∑ΔС = -150,92 + 786,92 + 150,92 — 636,02 = +150,90 тыс.руб.
∑ΔЗ1р = 1,46 — 0,28 + 0,28 — 1,18 = +0,28 коп.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.