Реферат по предмету "Мировая экономика"


Рынок типы, функции, структура

--PAGE_BREAK--СПРОС И ФАКТОРЫ ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ


Цены на товары и услуги складываются на рынке, где действуют спрос и предложение. В аспекте этих соображений рассмотрим последовательно проблемы, относящиеся к спросу и предложению.

Спрос на какой-либо продукт представляет собой спрос в отношении какой-то   отрасли   экономики.   Практика   показывает   наличие значительного разнообразия продукции, предназначенной для удовлетво­рения запросов потребителей. Все виды продукции обладают различной степенью взаимозаменяемости.

Комбинированная продукция отрасли может рассматриваться как то­вар или благо. Однако общим критерием принадлежности какого-либо продукта к той или иной отрасли могут служить определенные признаки (форма, качество, степень рекламирования и т.д.). Высокая заменяемость предполагает, что товары удовлетворяют одну и ту же потребность, но изменение цены на взаимозаменяемые товары может повлечь за собой изменение спроса от одного продукта к другому. Следовательно, меха­низм рынка позволяет удовлетворять только те потребности, спрос на которые растет.
Индивидуальный и совокупный рыночный спрос на товар
Рассмотрим ситуацию, складывающуюся на рынке какого-нибудь товара А. Предположим, что при цене 30 $ за одну условную еди­ницу покупатель готов купить лишь 1 единицу блага А, при цене 15 $ — 3 единицы и т.д. Зависимость количества проданных благ от уровня цен может быть представлена графиком (Рис. 3.1).

Анализируя полученный график, легко заметить, что между рыночной ценой и количеством реализованного товара существует определенная обратная связь. Высокая цена товара ограничивает спрос на него, уменьшение же цены, как правило, обусловливает возрастание спроса на него. Изображенная кривая спроса характеризует состояние цен и объема про­дукции А на определенный момент времени. Данная кривая иллюстрирует закон изменения спроса. Она имеет отрицательный наклон, что свидетель­ствует о желании потребителей купить большее количество благ при меньшей цене. В общем виде QD=F(P), где QD — величина спроса (demand), Р — цена (price). Однако спрос — величина переменная. При этом следует различать изменение величины спроса, или объема опросов, и изменение характера спроса. Величина спроса меняется тогда, когда переменна только цена данного товара. Характер же спроса меняется тогда, когда изменяются факторы, имевшие ранее постоянные величины. Графически изменения объема спроса выражаются в «движении» по кри­вой спроса вниз или вверх (Рис. 3.1). Изменение же спроса выражается в «движении» кривой спроса, в ее смещении вправо или влево (Рис. 3.2). Представленная функция носит название функции спроса — функции, определяющей спрос в зависимости от влияющих на него различных фак­торов.

Выше мы определили влияние ценового фактора. Однако на спрос оказывают влияние и иные факторы:

=> величина и динамика изменения дохода потребителя;

=> изменение вкусов и предпочтений;

=> размер рынка;

=> ценовые и дефицитные ожидания;

=> наличие товаров — субститутов и др.


        

Рис. 3.1 Кривая спроса
Спрос является функцией всех этих факторов: QD=F(f1,f2,...,fn).



Рис. 3.2 Движение кривой спроса
Эти факторы способствуют сдвигу кривой индивидуального спроса вправо или влево. Так, изменение денежных доходов потребителей пред­полагает сдвиг кривой в положение D’ (в случае их увеличения) и в по­ложение D” (в случае их снижения).

Эластичность спроса

Понятие эластичности связано со спросом на товары в зависимости от их стоимости. Мерой такого измерения служит коэффициент элас­тичности спроса. А. Маршалл, развивавший эту тему, писал в своих «Принципах экономической науки», что «эластичность (responsiveness) может быть большей или меньшей в зависимости от того, сильнее или слабее возрастает приобретаемое количество товаров при данном сниже­нии цен, и в большей или меньшей степени падает при данном повыше­нии цен».

Эластичность спроса определяется как отношение между процентной величиной изменений запрашиваемого количества товара и величиной колебаний цен.



где EDP  — эластичность спроса по цене; ΔQ — изменение объема спроса, %; ΔР— изменение цены, %.

Форма кривой спроса может быть различной в зависимости от харак­тера потребности в данном товаре. Существуют товары низкой элас­тичности, спрос на которые стабилен, и товары высокой эластичности, спрос на которые резко меняется при изменении цены.

Если, например, повышению цены на 1 % соответствует снижение спроса более чем на 1 %, то говорят, что спрос эластичен (коэффициент эластичности больше 1); если повышению цены на 1 % соответствует понижение спроса на 1 %, то спрос нейтрален (коэффициент элас­тичности равен 1); если повышение цены на 1 % влечет за собой пони­жение спроса менее чем на 1 %, то спрос неэластичен (коэффициент эластичности находится в интервале от 0 до 1).

Существуют различные варианты проявления эластичности (рис. 3.3).

Знак эластичности будет отрицательным, т.к. цена и объем продукции изменяются в противоположных направлениях.

Спрос на любой товар зависит не только от его цены, но и от уровня цен на другие товары. Для учета влияния сопутствующих и заменяющих товаров используют перекрестные коэффициенты эластичности, показы­вающие, на сколько процентов изменяется спрос на другой товар при условии, что остальные цены и доходы потребителей остаются прежними.

Перекрестная эластичность выражается в двух товарах — А и В.



где ΔQB — изменение объема спроса на благо В; QB— объем спро­са блага В; ΔPA— изменение иены блага А; РA — цена блага А.

Перекрестная эластичность спроса показывает тенденцию покупате­лей к перемещению своего спроса от одного товара к другому в том случае,

если цена на первый из них сильно меняется. Если EDP>0, то блага взаимозаменяемые, если EDP

Ценовая неэластичность товара означает, что изменение цен не вызы­вает значительных изменений в объеме продаж. Эффект изменения цен на неэластичном рынке проявляется в двух формах: при снижении цены теряется часть прибыли; при увеличении цены резко вырастает объем продаж и прибыли.

Ценовая эластичность товара означает, что небольшие изменения це­ны вызывают значительные изменения продаж. Объем прибыли может увеличиваться при уменьшении цен и уменьшатся при их увеличении. Главная особенность эластичного рынка заключается в наличии высокой ценовой конкуренции, когда незначительные изменения цен вызывают существенные изменения объемов продаж, а следовательно, и валового объема прибыли. Поэтому любые повышения цен, даже очень незначительные, на эластичном рынке требуют проведения большого количества различных исследований для определения количественных характеристик таких соотношений, как «объем продаж — цена», «объем продаж — себестоимость», «емкость рынка — цена», с целью принятия окончательного решения.


                                             


 Ep=∞ Полностью                         -∞

эластичный спрос                        Эластичный спрос                    Спрос равен единице                                                                                                          


-1
    продолжение
--PAGE_BREAK--Жесткий спрос                          Неэластичный спрос                                        
Рис. 3.3  Графики Эластичности спроса
В современной экономической науке используется также показатель эластичности

спроса относительно дохода (incomeclasticutyofdemand).




где ΔQ — изменение объема спроса; Q — объем спроса; ΔI— измене­ние величины дохода; I— величина дохода.


ПРЕДЛОЖЕНИЕ




Положение производителей на рынке не является постоянным и оди­наковым (масса предлагаемого товара, различные издержки производства, количество затраченного труда и т.д.). Однако, все они стремятся макси­мизировать свой доход, т.е. получить самую высокую цену.

Как и для спроса, рассмотрим ситуацию, складывающуюся на рынке со стороны предложения. Например, при цене 20 S производитель согла­сен продать лишь 1 единицу блага, при цене 30 S — 4 единицы, а при цене 50 $ — 7 единиц блага А. Диаграмма может быть графически пред­ставлена кривой предложения, направленной вверх слева направо: это типичная кривая предложения (см. рис. 3.4). Совокупное предложение на рынке представляется аналогичной кривей предложения, направленной таким же образом, показывающей отношение между пеной товара и количеством этого товара, которое отрасль плова продать на рынке в целом. В общем виде Qs=F(P), где Qs — величина предложения (supply), Р — цена.

В экономической теории принято откладывать независимую перемен­ную (Р) по вертикальной, а зависимую переменную (Qs) — по горизон­тальной оси. Кривая имеет положительный наклон, что свидетельствует о желании производителя продать большее количество благ по более высо­кой цене. Однако, кроме цены, на предложение оказывают влияние и другие факторы:

=> цены факторов производства;

=> технология;

=> количество производителей-продавцов;

=> ценовые и дефицитные ожидания агентов рыночной экономики;

=> размер налогов и т.д.

Предложение  является  функцией   всех   этих   факторов   — Qs=F(f1,f2,...,fn).

Зависимость предложения от влияющих на него факторов называется функцией предложения.



                                         Рис. 3.4 Кривая предложения


Форма кривой предложения товара обусловлена во многом технологи­ей его производства, доступностью ресурсов, Используемых при изготов­лении данного товара. Если мобильность производства и используемых в нем ресурсов высока, то кривая предложения имеет более пологий вид, т.е. незначительное изменение цен означает существенное увеличение предложения товара. Когда же увеличение производства требует больших затрат ресурсов, кривая предложения более крутая.

Кривая предложения строится при соблюдении ряда условий.

=> издержки производства известны, если они уменьшаются, про­изводители согласны предложить то же количество товара, что и раньше, но по пониженным ценам, или больше — по текущим ценам;

=> цены на товары-заменители установлены;

=> предполагается, что изменение цены — единственно возможный путь.

Если перечисленные условия меняются, то кривая предложения пере­мещается: рост предлагаемого количества товара по различным ценам вызывает ее перемещение вправо и вниз, его сокращение — вызывает перемещение этой кривой влево и вверх.

Если условия постоянны, то изменение цены означает движение вдоль кривой предложения.

Степень реакции предложения на колебания цен измеряется элас­тичностью предложения, которая представляет собой отношение измене­ния предложения в процентах к процентной величине колебания цен.


 
где Esp — эластичность предложения по цене; ΔQ — изменение объ­ема предложения, %; ΔР — изменение цены, %.

Поскольку изменение объема предлагаемого товара и цен происходит в одном направлении, эластичность предложения всегда позитивна.






        Es =∞                                  1


        Полностью эластичное     Относительно элас-          Эластичность

        предложение                      тичного предложение       равна единице            



                                                         




                  0

     Относительно неэластич-               Жесткое предложение

     ное предложение   

Рис. 3.5 Графики эластичности предложения
Различают пять вариантов эластичности предложения (см. Рис. 3.5). Для понимания функции предложения важное значение имеет фактор времени. Обычно различают ряд периодов:

ð  кратчайший (все факторы постоянны);

ð  краткосрочный (отдельные факторы переменны);

ð  долгосрочный (все факторы переменны).

Эта периодизация была предложена А. Маршаллом для анализа пред­ложения. Рассматривая категорию спроса и предложения, можно заме­тить, что спрос более подвижен во времени, чем предложение. Это вы­звано тем, что спрос в большинстве случаев сразу сокращается при суще­ственном повышении цен. Напротив, рост цены является лишь первым сигналом для производителей расширить мощности, вовлечь в производ­ство дополнительные ресурсы и на этой основе увеличить предложение товара.

На рынке конкретное соотношение спроса и предложения зависит от размеров запасов товаров, динамики цен на них и денежных доходов на­селения, организации торговли, рекламы и др. факторов. Оно может при­обретать три возможных варианта. Один из них характеризуется превы­шением предложения товара над спросом покупателей. Такой случай мо­жет быть результатом не только излишнего производства товара, но и непомерного вздувания цен на товары невысокого качества, дефицита денег у населения и других обстоятельств.

Второй вариант отличается от первого превышением спроса над пред­ложением товара. В этом случае имеет место неудовлетворенный спрос, товарный дефицит. Рынок реагирует на дефицит прямым или скрытым ростом цен. Выходом из этой ситуации могут быть увеличение производ­ства товаров, пользующихся спросом, повышение цен и уменьшение ро­ста денежных доходов населения.

Третий вариант соотношения спроса и предложения характеризуется соответствием между величиной и структурой спроса на товары, с одной стороны, и величины и структуры их предложения с другой, равновесием спроса и предложения.


    продолжение
--PAGE_BREAK--РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ


В условиях рыночной экономики конкурентные силы способствуют синхронизации цен спроса и цен предложения, что приводит к выравни­ванию объемов спроса и предложения. Эта цена представляет собой ве­личину, которая является обязательной для всех продавцов и покупате­лей.

Рассмотренные нами, в предыдущих параграфах функции спроса и предложения позволяют сделать вывод, что кривые спроса и предложения зеркально похожи друг на друга (см. Рис. 3.6).

Однако, равновесие может быть нарушено в силу действия определен­ных факторов. В этих случаях реальная цена будет отличаться от равно­весной цены.

Различают устойчивое равновесие и неустойчивое равновесие.

Равновесие называется устойчивым, если отклонение от него сопро­вождается возвращением к первоначальному состоянию. В противном случае имеет место, неустойчивое равновесие.



Рис. 3.6. График рыночного равновесия
Рассмотрим сначала устойчивое равновесие. Существуют два основных подхода к анализу поведения покупателей и продавцов: гипотезы Вальраса-Хикса и гипотеза А. Маршалла.

Гипотеза Вальраса-Хикса

В тех случаях, когда преобладает спрос, покупатели стремятся уве­личить закупки, и цена растет. В этих условиях рынок стабилизируется, если рост цены сокращает избыточный спрос. И обратно: если спрос меньше предложения, то продавцы стремятся снизить свои цены и избы­ток предложения исчезает. Все зависит от соответствующего наклона кривых спроса и предложения.
                                   а)                                                  б)                                              в)
Рис. 3.7  Перемещение кривой спроса


На графике (рис. 3.7) кривая спроса перемещается от DD’ к положе­нию D1D1’. При цене P1спрос будет избыточным — P1M. P2станет но­вой ценой, ведущей к равновесию. Процесс адаптации на рынке вызовет одновременно рост цен и увеличение количества товара. Это положение устойчивого равновесия. Как видно на рисунке, кривая предложения имеет позитивный наклон. Однако у кривой предложения возможны ва­рианты негативного наклона.

На Рис. 6.7, б кривая спроса перемещается из положения DD’ к поло­жению D1D1’. Количество запрашиваемого товара по старой цене P1рав­но OQ2, в то время как предлагаемое количество равно OQ1. Избыток спроса составляет Q1Q2.

Новая цена (равновесная), будет равна Р2, что ниже, чем P1. Как видно из рисунка, избыток спроса не ликвидируется. Линии, отражающие состояние цен и объемы товара, перемещаются в сторону от этой точки. Возникает положение неустойчивого равновесия.

На Рис 3.7, в кривая спроса перемещается из положения DD’ к поло­жению D1D1’. В этом случае при пене P1 сохраняется избыток спроса Q1Q2. В соответствие с гипотезой Вальраса-Хикса цена начнет повышать­ся. Новой точкой пересечения кривых спроса и предложения будет P2. Эта цена станет ценой стабильного равновесия.
Гипотеза Амфреда Маршалла
В том случае, когда цена, по которой покупатели готовы заплатить за данное количество товара, выше цены, приемлемой для продавца, произ­водство расширяется, и наоборот. Равновесие будет устойчивым, если увеличение объема выпускаемой продукции сокращает разрыв между те­ми и другими ценами.

Рассмотрим изменение наклона кривой спроса и кривой предложения.

Перемещение кривой спроса вправо (от DD’ к D1D1) вызовет уве­личение выпуска продукции, если наклон кривой предложения будет по­зитивным (Рис. 3.7, а). При избыточной цене спроса P1Nрост производ­ства выразится в перемещении от OQ1 к OQ2. В данном случае на лицо устойчивое равновесие.

Динамичный анализ стабильности учитывает развитие процесса адап­тации спроса и предложения на рынке от одного периода к другому. Рав­новесие будет стабильным в том случае, если с течением времени ры­ночная цена будет приближаться к цене равновесия (гипотеза Вальраса-Хикса) или количество товара будет приближаться к количеству равновесия (гипотеза А. Маршалла).

Выше были рассмотрены проблемы рыночного равновесия в тех случаях, когда происходят относительные изменения величины спроса и предложения. Рассмотрим ситуацию, с точки зрения временных характе­ристик. Таким примером является паутинообразная модель (Рис. 3.8).

Теория паутины обращена к ситуациям, когда проходит известный срок между изменением цены и связанными с этим переменами в мас­штабах производства.

Возможно несколько вариантов:

1. Наклон кривой предложения такой же, как и наклон кривой спроса.




                          а)                                                б)                                           в)


    продолжение
--PAGE_BREAK--Рис. 3.8 Графики паутинообразной модели


На Рис. 3.8, а — DD’ показывает цены, по которым реализовывались в течение периода t1 различные количества товаров. ОО’ показывает ко­личество товара, имевшееся в периоде t1 и продававшееся по различным ценам в течение периода t1. DD’ — кривая, показывающая движение цен. ОО’ — кривая, показывающая изменения в объеме выпускаемой продук­ции.

В периоде t1 предлагалось количество товара OQ1 по сравнительно низкой цене P1.

Эта низкая цена стимулирует производство в периоде t2 сравнительно небольшого количества товара, которому впоследствии соответствует цена Р2, более высокая, чем P1
                          Годы                                        Годы                                    Годы

            а) Равномерные колебания   б) Расширяющиеся коле-   в) Затухающие колебания           

                                цен                           бания цен                                       цен
Рис. 3.9  Графики колебания цен относительно цены равновесия


Цена P2побуждает производить больше товаров О3, которым соответ­ствует уже более низкая цена Р3. Данный процесс повторяется от одного периода к другому. Производство и цены проходят через стадии О2Р2О3Р3. Такая ситуация характеризует случай — равновесие никогда не будет достигнуто. Происходят постоянные колебания цен относительно цены равновесия (Рис 3.9, а).

2. Наклон кривой предложения круче кривой спроса.

Рис. 3.8, б показывает, что в этих условиях положение становится все более нестабильным, цена опускается настолько низко, что производство прекращается или не растет.

Происходят расширяющиеся колебания цен: от одного периода к другому цены все более удаляются от цены равновесия (Рис 3.9, б).

3. Наклон кривой предложения меньше наклона кривой спроса.

В этом случае, как показано на Рис. 3.8, в, и объем производства, и цена все более приближаются к уровню равновесия. Происходит сужаю­щееся колебание цен (Рис 3.9, в).

Паутинообразная модель может с достаточной степенью точности применяться лишь к определенной продукции, так как не учитывает ряд важных факторов (например, влияние климатических условий, изменение спроса потребителей и т.д.). Однако, она обладает достоинством, так как показывает зависимость функционирования рынка от времени реакции в сфере предложения и формы кривой предложения и спроса.
3. РЫНОК ТРУДА
Рынок труда — это рынок ресурсов труда как товара, равновесная цена и количество которого определяются взаимодействием спроса и предложения. Это такая экономическая среда или пространство, на котором в результате конкуренции между экономическими агентами (предприниматели и трудоспособное население) через механизм спроса и предложения устанавливается определенный объем занятости и уровень оплаты труда.

Использование рабочей силы осу­ществлялось за то или иное вознаграждение, плату в нату­ральнойили денежной форме. Совокупность товарно-денежных отношений, охваты­вающая спрос и предложение рабочей силы, ее найм, (рас­пределение работников по видам деятельности) и обмен на жизненные средства представляет собой рынок рабочей силы. Вознаграждается не потенци­альная, а функционирующая рабочая сила; не вся сово­купность способностей, а только первичные, професси­ональные востребованные способности к труду. Это и есть рынок функционирующей рабо­чей силы.

Рынка труда определяется разными признаками. Рассмотрим его исходя из критерия миниму­ма числа компонентов, необходимых для возникновения и начала функционирования современного цивилизованно­го рынка труда в широком смысле.

По указанному критерию можно выделить следующие компоненты:

1)    субъекты рынка труда;

2) экономические программы, решения и юридические нормы, принятые субъектами;

3)  рыночный механизм (спрос и предложение рабочей силы, цена рабочей силы, конкуренция);

4)    безработица и социальные выплаты, связанные с ней;

5)    рыночная инфраструктура.

 Первый компонент -субъекты рынка труда — это наемные работники (и их объединения — профсоюзы), работодатели (предпринима­тели) и их союзы, государство и его органы — абсо­лютное большинство занятых (около 90%).

Рабочие— наибольшая часть наем­ных работников. Они составляют более 60% численности всех наемных работников. Мужчин в этой группы больше, чем женщин. Второе место по численности занимают специали­сты. Среди специалистов большой удельный вес занимают жен­щины. Более стабильна третья группа — наемные руково­дители. Сре­ди мужчин доля руководителей выше, чем среди женщин. И незначительной является четвертая группа — другие слу­жащие.

Работодатель— это индивидуум, работающий самосто­ятельно, и постоянно нанимающий на работу одного и более человек.

Государство как субъект рыночных отношений представ­лено федеральными, региональными органами власти, от­раслевыми органами управления и местным самоуправле­нием. В качестве субъекта оно выполняет следующие функции:

— социально-экономические, связанные с обеспечени­ем полной занятости путем стимулирования создания ра­бочих мест во всех секторах экономики;

— законодательные, связанные разработкой основных юридических норм и правил;

— регулирования рынка труда косвенными методами;

— защиты прав всех субъектов рынка труда;

— ролевые (функции работодателя на государственных предприятиях).

Второй компонент — юридические нормы и экономичес­кие программы. Для нормального функционирования рын­ка необходимы законодательные акты, нормы, правила, которые бы регулировали взаимоотношения между субъектами рынка, четко определяли их права, создава­ли равные возможности для реализации способностей к труду всех участников рыночных отношений, предусмат­ривали социальное страхование на случай потери рабо­ты и т.д. Такие нормы предусмотрены в Конституции Российской Федерации, в Законе «О занятости населе­ния РоссийскойФедерации», других законах. Законодательные нормы и экономические программы создают основу для более полного и цивилизованного дей­ствия третьего компонента рыночного механизма, т.е. взаи­мосвязи и взаимодействия спроса и предложения как ре­акции на информацию рыночной цены труда и конкуренцию.

Четвертый компонент современного рынка труда — безработица и социальные выплаты, связанные с ней. Действие рыночного механизма ведет к высвобождению части ра­ботников, к появлению безработицы. Чтобы поддержать высвобождаемый персонал в период отсутствия работы, создать условия для их переподготовки и повторное вовле­чение в трудовой процесс, законом о занятости населения предусматриваются выплаты пособий по безработице, ком­пенсаций при увольнении, при переезде к новому месту работы, выплаты стипендий во время учебы и др.

Пятый компонент — рыночная инфраструктура — это со­вокупность институтов содействия занятости, профориен­тации, профподготовки и переподготовки кадров; сеть фондов, центров занятости (бирж труда), центров подго­товки и переподготовки рабочей силы и т.д.

В конечном счете, взаимодействие всех компонен­тов нацелено на создание и поддержание баланса интере­сов всех субъектов рынка труда.

Рынок труда в России окончательно в развитом виде не сформировался, но имеются все его основные компонен­ты. Поэтому можно утверждать, что рынок труда, хотя и несовершенный в России есть. О нем можно составить оп­ределенное представление по масштабам и структуре дви­жения рабочей силы в экономике.


В 2001 г. по данным Госкомстата РФ по указанно­му признаку безработные распределялись следующим образом (в %).

Безработные — всего                                                   100

в том числе имеют опыт работы                                 86,5

из них оставили прежнее место работы:

в связи с высвобождением, ликвидацией пред-        34,4

приятия или собственного дела

по собственному желанию                                          30,4

ранее не имели работы                                                 13,5


В результате действия механизма спроса и предложения рынок труда выполняет следующие функции:

·        регулирование спроса и предложения труда; обеспе­чение встречи между продавцами рабочей силы и покупа­телями (работодателями) для заключения договоров в це­лях соединения рабочей силы со средствами производства (капиталом);

·        обеспечение конкуренции между работниками за ра­бочее место, а между работодателями за наем рабочей силы;

·        установление равновесной (доминирующей) цены;

·        содействие полной, но экономически эффективной занятости.

Одной из главных особенностей рынка труда является заработная плата. Заработная плата образует большую часть доходов потре­бителей и поэтому оказывает существенное влияние на размер спроса на потребительские товары и на их цены.

Современная экономическая теория определяет заработ­ную плату как цену труда.

В узком смысле слова под заработной платой понимается ставка заработной платы, т. е. цена, выплачиваемая за использование единицы труда в течение определенного времени. Различают номинальную и реальную заработную плату.

Под номинальной заработной платой понимается сумма денег, которую получает работник наемного труда за свой дневной, недельный, месячный труд. По величине номинальной заработной платы можно судить об уровне зара­ботка, дохода, но не об уровне потребления и благососто­яния человека. Для этого надо знать, какова реальная заработная плата. Реальная заработная плата — эта та масса жизненных благ и услуг, которые можно приобрести за полученные деньги. Она находится в прямой зависимости от номинальной зарплаты и в обратной — от уровня цен на предметы потребления и платные услуги. Спрос на труд находится в обратной зависимости от величины заработной платы.

Если предложение труда превышает спрос на него вследствие установления заработной платы выше равновесного уровня, появляются безработные, го­товые предложить свой труд по более низкой цене, на которую вынуждены согласиться и те, кто занят в произ­водстве, чтобы не потерять свои рабочие места. Предпри­ниматели готовы занять большее количество труда, но при условии снижения заработной платы. Таким образом, тен­денция к снижению заработной платы складывается как в сфере предложения труда, так и в сфере спроса на труд. В том же случае, когда спрос на труд превышает его предложение из-за снижения заработной платы по сравне­нию с ее равновесным значением, наблюдается иная кар­тина. Работодатели, чтобы заполнить пустующие рабочие места, готовы повысить заработную плату. Благодаря тако­му повышению расширяется круг работников, готовых при более высокой заработной плате предложить свой труд. Как в первом, так и во втором случаях равновесие на рынке труда восстанавливается, и этот рынок приходит в состояние полной занятости.

Размер заработной платы зависит от качества труда, квалификации и профессиональной подготовки; напри­мер, наиболее высокие заработки у таких специалистов, как врачи, преподаватели, гористы: их труд требует боль­ших затрат на обучение, и заработная плата должна ком­пенсировать эти затраты. Различные виды работ могут быть более или, например, менее привлекательными для чело­века — значит заработная плата должна стимулировать выполнение менее приятных (грязных, тяжелых), но необ­ходимых для общества работ.

Дифференциация в размерах заработной платы — явление объективное, поскольку расширяется профессиональ­ный состав работников и миграция между группами лиц разных профессий не может быть абсолютно беспрепятст­венной.

Наличие  устойчивой безработицы может свидетель­ствовать лишь об одном — о том, что на рынке труда присутствуют внеконкурентные факторы, которые способствуют устойчивости отклонения заработной платы вверх от ее равновесного значения, при этом часть трудящихся оказывается в положении безра­ботных.

Внеконкурентные факторы – это: прежде всего, государство, активно регулирующее рынок труда, законодательно лишая заработную плату ры­ночной гибкости. Государство в различных странах уста­навливает минимально гарантированный уровень заработ­ной платы, индексацию доходов; тормозящее влияние на колебание цены труда оказывают в ряде случаев и другие направления социальной политики государства; профсоюзы, содействующие длительному и устой­чивому отклонению рынка труда от состояния полной занятости.


    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.