Реферат по предмету "Мировая экономика"


Розничные торговые сети

--PAGE_BREAK--

Рисунок 1.1. Виды розничной торговой сети
товаров в состав таких магазинов входят: торговый зал и административные помещения, зал товарных образцов, складские помещения (отапливаемые и неотапливаемые), навесы, площадки для хранения товаров.

Павильон – оборудованное строение, имеющее торговый зал и помещение для хранения торгового запаса, рассчитанное на одно или несколько рабочих мест.

Нестационарная торговая сеть представлена палатками, киосками, ларьками, павильонами без входа внутрь, автомагазинами.

Киоски и ларьки – оснащенные торговым оборудованием строения, не имеющие торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанные на одно рабочее место продавца, на площади которого хранится товарный запас.

Палатка – легко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала и помещения для хранения товаров, рассчитанная на одно или несколько рабочих мест, на площади которых размещен товарный запас на один день торговли.

Передвижная торговая сеть функционирует по принципам разносной и развозной торговли. Она представлена лотками, разносками, автомагазинами, вагонами-лавками, судолавками, автоцисцернами и прочими передвижными конструкциями.

Автомагазины и вагоны-лавки широко используются для обслуживания сельского населения в тех поселениях, где отсутствует стационарная торговая сеть, а также в производственных условиях: на полевых станах, пастбищах и т. п. Вагоны-лавки и судолавки используют для снабжения, соответственно, работников железно-дорожного и водного транспорта, проживающих в населенных пунктах, где из-за малой численности населения строительство магазинов нецелесообразно. Автоцисцерны, а также цисцерны для продажи молока и кваса используют в городских условиях, особенно в районах новостроек, где сеть магазинов еще полностью не сформировалась.

Разносная торговля с лотков организуется для продажи мороженного, табачных изделий и некоторых других товаров преимущественно в общественном транспорте.

Преимущества магазинов перед другими элементами розничной торговой сети заключается в концентрации широкого ассортимента товаров, обеспечении удобств покупателям при выборе и приобретении товаров, широком применении современных форм обслуживания, в создании необходимых условий для хранения и подготовки товаров к продаже, а также условий труда работников. Через другие пункты продажи стационарной и нестационарной торговой сети производится, как правило, продажа товаров повседневного, частого спроса. Такую торговую сеть, осуществляющую розничную торговлю через павильоны, киоски, палатки, торговые автоматы, а также передвижные средства развозной и разносной торговли, называют мелкорозничной.

Мелкорозничная торговая сеть обладает высокой мобильностью, что позволяет максимально приблизить товары к покупателям и тем самым сократить затраты времени на их покупку. Развитие мелкорозничной сети не требует больших капиталовложений и позволяет использовать для ее строительства дешевые материалы.

Пока еще не играет существенной роли в розничном товарообороте такая разновидность мелкорозничной торговой сети, как торговые автоматы. Однако в перспективе по мере увеличения выпуска разновидностей торговых автоматов, ассортимент товаров, реализуемых с их помощью, будет значительно расширен.

Также к видам розничной торговой сети относят посылочную. Правильнее называть ее внемагазинной формой продажи, т. е. розничной торговлей, осуществляемой через заказы по каталогам путем почтовых отправлений. Розничная торговая сеть при этом отсутствует, продажу через почту по каталогам наложенным платежом осуществляют предприятия-изготовители, оптовые предприятия и фирмы.

Сезонная торговая сеть характеризуется жесткой зависимостью между временем года и реализуемой в это время года продукцией. Так, палатки и павильоны играют существенную роль в период сезонной торговли плодоовощной продукцией.

На настоящий момент такой вид розничной торговой сети как комиссионная существует, однако ее популярность среди населения не так велика. Комиссионный магазин представляет собой предприятие розничной торговли, осуществляющее продажу товаров, принятых от организации или отдельных лиц на комиссионных началах.

Обеспеченность населения (города, района) розничной торговой сетью количественно характеризуется фактическим наличием розничных торговых предприятий в расчете на 1000 жителей. (Егоров стр. 28)
6. Структура розничной торговой сети и ее характеристика
Розничная торговая сеть постоянно находится в процессе развития. В стране создана разветвленная сеть розничных торговых предприятий. Поэтому одним из основных направлений упорядочения розничной торговой сети является классификация ее предприятий.

Структура розничной торговой сети характеризуется такими показателями как:

соотношением предприятий по торговле продовольственными и непродовольственными товарами;

удельным весом стационарной сети в общем количестве торговых предприятий;

используемыми формами продажи и методами обслуживания;

соотношением торговых площадей, используемых для реализации отдельных групп товаров;

соотношением торговой и неторговой площадей магазина;

продолжительностью использования торговой площади в течение дня (режим работы);

соотношением общей площади торгового предприятия, расположенной в отдельно стоящих, встроенных и пристроенных зданиях;

удельным весом магазинов, обеспеченных холодильным оборудованием, в том числе предприятий, торгующих скоропортящимися товарами;

средним размером торговой площади одного магазина.

В соответствии с введенным ГОСТом с 2002 года предприятия розничной торговли классифицируют, в первую очередь, по их видам и типам.

В зависимости от ассортимента реализуемых товаров виды магазинов определяются как универсальные, специализированные и неспециализированные.

универсальная, представленная в основном магазинами универмаг, гипермаркет, супермаркет, гастроном, универсам, где реализуются товары всех групп, входящих в номенклатуру продовольственных и непродовольственных товаров;

специализированная (специализированная на торговле товарной группой – одежда, парфюмерия, гастрономия, специализированная на торговле товарами одной подгруппы, — детская одежда, сыры, специализированная на торговле товарами, сгруппированными в потребительские комплексы, — товары для дома, товары для молодежи, диетические продукты, товары для детского питания);

неспециализированная (магазины с комбинированным или смешанным ассортиментом товаров. Магазин с комбинированным ассортиментом товаров – это предприятие розничной торговли, реализующее несколько групп товаров, связанных общностью спроса и удовлетворяющих отдельные потребности покупателей (магазин «Продукты», «Промтовары», «Все для дома» и др.). Магазин со смешанным ассортиментом – это предприятие розничной торговли, реализующее отдельные виды продовольственных и непродовольственных товаров.

Каждый вид магазина (за исключением неспециализированных магазинов со смешанным ассортиментом товаров) классифицируют в зависимости от размера торговой площади и применяемых форм торгового обслуживания.

Одним из основных направлений упорядочения розничной торговой сети является ее специализация и типизация. Они необходимы для более эффективного использования материально-технической базы торговли, облегчения труда торговых работников и улучшения обслуживания населения.

Специализация торговой сети – это ограничение деятельности торговых предприятий по реализации отдельных товарных групп, подгрупп (магазин «Обувь», магазин «Женская обувь»).

Количество специализированных магазинов в последние годы резко увеличивается. Рынок требует индивидуального подхода к потребностям покупателей, и специализированные магазины с успехом заполняют брешь, которую не могут заполнить универсальные магазины.

Наблюдается рост крупных универсальных магазинов, растет как число, так и размеры универмагов. Эффективность их работы обеспечивается в первую очередь за счет ценовых преимуществ, системы самообслуживания, развернутой инфраструктуры (развернутые сети снабжения) и широкого ассортимента товаров.

Гипермаркеты представляют собой магазины с торговой площадью от 10 тысяч квадратных метров, торгующие как предметами роскоши, так и товарами широкого потребления, в первую очередь основными потребительскими товарами и продуктами питания.

(Специализация розничных торговых предприятий предусматривает их разделение по ряду признаков, основным из которых является ассортимент реализуемых товаров.

По этому признаку все магазины можно разделить на три группы:

продовольственные (осуществляющие торговлю продовольственными товарами);

непродовольственные (предлагающие для продажи покупателям непродовольственные товары);

смешанные (предназначенные для торговли продовольственными и непродовольственными товарами).

В свою очередь, продовольственные и непродовольственные магазины в зависимости от степени ограничения ассортимента товаров и его полноты можно подразделить на следующие группы:

универсальные;

комбинированные;

специализированные с широким ассортиментом;

специализированные с узким ассортиментом;

магазины с полным ассортиментом.

Товарный ассортимент универсальных магазинов включает большое число различных групп продовольственных или непродовольственных товаров.

Комбинированные магазины осуществляют торговлю товарами нескольких родственных групп товаров (галантерея – парфюмерия – трикотаж, часы – ювелирные изделия, овощи – фрукты, мясо – рыба).

Специализированные магазины с широким ассортиментом предлагают покупателям товары какой-либо одной товарной группы (ткани, одежда, молоко, хлеб).

В специализированных магазинах с узким ассортиментом представлена часть какой-либо товарной группы (детская одежда, хлопчатобумажные ткани, сыры, соки).

Магазины с полным ассортиментом реализуют товары нескольких групп, сгруппированных по потребительским комплексам (товары для детей, женщин, мужчин) или по однородности спроса (диетические продукты, детское питание, подарки).

Для определения уровня специализации розничной торговой сети рассчитывают коэффициент специализации (Ксп) по формуле
Ксп = Qсп/Qо (1.1),




где Qсп – количество специализированных магазинов в населенном пункте; Qо – общее количество магазинов в населенном пункте.

Уровень специализации может быть определен и путем отношения торговой площади специализированных магазинов к общей торговой площади магазинов по следующей формуле
Ксп = Sт.сп/Sт.о (1.2),
где Sт.сп — торговая площадь специализированных магазинов;

Sт.о – общая торговая площадь магазинов.

А также уровень специализации может быть определен путем отношения розничного товарооборота специализированных магазинов к товарообороту всех магазинов по формуле
Ксп =Vт.сп/Vт.о (1.3),
где Vт.сп – розничный товарооборот специализированных магазинов;

Vт.о — товарооборот всех магазинов.

Рассчитав этот показатель можно составить более четкое представление об уровне специализации розничной торговой сети в населенном пункте, районе и т.д.

Под типизацией магазинов понимают систему мероприятий, направленных на отбор технически совершенных и экономически эффективных типов магазинов. Благодаря типизации, можно шире применять типовые решения по таким направлениям, как формирование товарного ассортимента, выбор торгово-технологического оборудования, внедрение рациональной организации труда и т. д.

Типизация магазинов позволяет:

совершенствовать руководство и управление ими;

применять нормативное планирование;

автоматизировано управлять процессами товароснабжения;

осуществлять учет, отчетность и контроль за их деятельностью.

Тип предприятия розничной торговли – это предприятия определенного вида, классифицированные по торговой площади и формам торгового обслуживания покупателей.

Признаками, определяющими тип торгового предприятия, являются его ассортиментный профиль, площадь торгового зала и неторговых помещений, применяемые методы продажи товаров, район деятельности, уровень цен и др. Основными из них являются ассортиментный профиль магазина и размер его торговой площади, которая зависит от численности обслуживаемого населения.

Наиболее распространенными типами розничных торговых предприятий в настоящее время являются: гипермаркет, универмаг, универсам, гастроном, минимаркет, промтовары, комиссионный магазин и др. (см. Приложение 2).

(Типы торговых предприятий постоянно изменяются и совершенствуются под влиянием процессов, происходящих в экономике страны, научно-технического прогресса, социальных и других факторов. ПАМБУХ, стр.178

Помимо классификации по видам и типам розничные торговые предприятия классифицируют и по признакам:

По стационарности. По этому признаку розничная сеть подразделяется на стационарную (магазины, которые в основном располагаются в стационарных зданиях и сооружениях), полустационарную (представлена в основном палатками, ларьками, павильонами), передвижную (автомагазины).

По размещению. По этому признаку всю розничную сеть можно подразделить на сеть общегородского назначения и сеть жилых или спальных районов. В розничной сети общегородского значения в основном должны реализовываться товары редкого, периодического спроса. В сети жилых районов товарный ассортимент в основном должен быть представлен товарами повседневного и периодического спроса.

С учетом функциональных особенностей розничные торговые предприятия делятся на стационарные, передвижные, сезонные, посылочные, комиссионные. ( Виды р. Т. с.)

По особенностям устройства розничные торговые предприятия подразделяют на магазины, магазины-склады, павильоны, палатки, ларьки, киоски, автомагазины и др. (НИЖНИЙ ряд)

С учетом типа здания и особенностей его объемно-планировочного решения предприятия розничной торговли можно подразделить на отдельно стоящие, встроенные, встроенно-пристроенные, пристроенные и торговые центры. Кроме того, различают магазины одноэтажные и многоэтажные, с подвальными помещениями или без них.

По размеру торговой площади выделяют магазины мелкие— до 250 м2, средние — от 251 до 1000, крупные — от 1001 до 5000 и особо крупные — свыше 5000 м2.

В зависимости от организационно-правовой формы хозяйствования розничные торговые предприятия подразделяются на государственные, муниципальные, кооперативные и т. д.

В соответствии со спецификой взаимодействия и формой распределения собственности различают:

1. Корпоративные торговые сети – два или несколько торговых предприятия, находящиеся под общим владением и контролем.

2. Торговые сети, основанные на распределении привилегий. Владелец привилегии (фирменного товара, услуги, торговой марки-бренда, технологии и прочих преимуществ) предоставляет держателю привилегии право пользования ею на договорных условиях. Договор регламентирует порядок финансовых взаимоотношений, права и обязанности сторон.

3. Торговые сети, основанные на объединении независимых собственников, объединяющих свои усилия по решению совместных задач, например, в области закупок, информационного обеспечения, транспортировки товаров и прочее.

По формам продажи и методам обслуживания. Розничная сеть использует в настоящее время следующие формы продажи и методы обслуживания – самообслуживание, традиционная продажа через прилавок, салонная или индивидуальная продажа товаров, по образцам, по заказам, с использованием автоматов, по почте, по каталогам, Интернет-торговля, прямые продажи.
7. Размещение розничной торговой сети
Важным условием эффективности функционирования розничной торговой сети является рациональное размещение магазинов на территории города.

При размещении магазинов в городах следует учитывать ряд факторов:

градостроительные – величина города, форма плана (компактная, расчлененная и др.), функциональное зонирование его территории (селитебная, промышленная, коммунально-складская, транспортная и другие зоны), плотность населения, размещение административных и культурных центров, спортивных комплексов, мест приложения труда;

транспортные — направление и интенсивность основных потоков

 движения, развитие средств общественного и индивидуального транспорта, размещение трамвайных, автобусных остановок, станций метро;

социальные — необходимость снижения совокупных затрат времени

на посещение магазинов, достижения высокого уровня обслуживания;

экономические — обеспечение эффективности использования

инвестиций, развитие торговой сети и оптимального уровня доходности

магазинов.

Вопросы размещения каждого конкретного магазина нельзя решать в отрыве от всей структуры торговой сети. Они должны рассматриваться комплексно, с учетом различного назначения каждого магазина, его взаимосвязи с другими и роли в общей системе торгового обслуживания. Система размещения розничной торговой сети в городах базируется на некоторых общих принципах. К таким принципам относятся: равномерное размещение магазинов, групповое, ступенчатое.

Равномерное размещение магазинов означает их расположение равномерно по всей территории города с учетом плотности населения. Этот принцип применим не ко всей торговой сети, а лишь к однотипным магазинам, и, прежде всего, к магазинам по продаже товаров повседневного и частого спроса, к которым относится значительная часть продовольственных товаров. Такие магазины обслуживают в основном постоянный контингент покупателей.

Групповое размещение магазинов вытекает из необходимости территориального сближения магазинов различного товарного профиля, осуществляющих продажу товаров, связанных комплексностью спроса или взаимозаменяемых. Такое комплексное размещение небольших магазинов по продаже хлеба, молока, мяса, рыбы, овощей при отсутствии универсального продовольственного магазина или универсама позволяет сократить затраты времени покупателей на приобретение товаров.

Ступенчатое размещение магазинов основано на особенностях формирования ассортимента товаров в магазинах, предусматривающих концентрацию широкого ассортимента товаров или только товаров периодического и редкого спроса в магазинах общегородского значения и максимальное приближение товаров частого и повседневного спроса к месту жительства покупателей. Например, широкий ассортимент кондитерских изделий обеспечивается в кондитерском магазине, размещенном на центральной магистрали города, а карамель и конфеты наиболее частого спроса — в универсамах. Таким образом, создаются как бы две ступени обслуживания. При этом магазины, торгующие товарами повседневного и частого спроса, имеют небольшой радиус обслуживания, в то время как магазины, торгующие максимально широким ассортиментом товаров или только товарами периодического и редкого спроса, имеют значительно больший радиус деятельности, включающий и районы деятельности магазинов первой ступени.

На основе этих основных принципов, действующих одновременно, в настоящее время сложилась так называемая функциональная система размещения торговой сети. В соответствии с этой системой торговая сеть города подразделяется на две взаимосвязанные группы магазинов: местного и городского значения.

Основное требование, предъявляемое к магазинам местного значения, заключается в обеспечении населения основными продовольственными и непродовольственными товарами повседневного и частого спроса с минимальными затратами времени на посещение и обслуживание. Поэтому такие магазины размещают относительно равномерно в жилой зоне города (микрорайонах, жилых районах, жилых комплексах и других жилых образованиях) с учетом остановок общественного транспорта и основных направлений пешеходных потоков, и обслуживают они население в пределах пешеходной доступности. Главным требованием к магазинам городского значения является предоставление населению максимального выбора товаров и услуг, удовлетворяющих разнообразные запросы и отвечающих вкусам людей.

К предприятиям городского значения относятся: универмаг, магазин типа «Гастроном» и специализированные магазины. Их размещают в общегородском центре, центрах планировочных районов, на площадях и главных магистралях города с учетом транспортной доступности.

К предприятиям городского значения относятся также и магазины-склады. Они могут быть размещены в коммунально-складской зоне, на границе промышленной и жилой зон или в селитебной зоне города.

Перспективным направлением в организации розничной торговой сети является размещение магазинов в составе торговых центров.

Торговый центр — это совокупность торговых предприятий и предприятий по оказанию услуг, реализующих универсальный ассортимент товаров и услуг. Торговый центр расположен на определенной территории, спланирован, построен и управляется как единое целое и предоставляет в границах своей территории стоянку для автомашин.

Размещение магазинов в составе торговых центров имеет большое социально-экономическое значение. Торговые центры дают возможность населению приобретать товары и пользоваться разнообразными бытовыми и коммунальными услугами с наименьшими затратами времени, кроме того, повышается эффективность строительства и эксплуатации предприятий, входящих в его состав.

Торговые центры могут быть двух типов: местного и городского значения.

Торговый центр местного значения включает в качестве самостоятельных объектов универсам, столовую, магазин полуфабрикатов, кулинарных и кондитерских изделий, комплексные приемные пункты бытового обслуживания.

Торговый центр городского значения включает универмаг, магазин типа «Гастроном», ресторан, кафе, бар, дом быта и другие специализированные предприятия обслуживания и размещается в общественном центре города.

При этом в малых и средних городах с компактной планировочной структурой создается один общегородской центр. В средних городах с расчлененной планировочной структурой в дополнение к общегородскому торговому центру может быть создан подцентр. В больших и крупных городах наряду с общегородским создается система торговых центров планировочных районов. Общегородской торговый центр и торговые центры планировочных районов должны быть удобно связаны маршрутами общественного транспорта. В центральных районах сложившихся городов торговые центры целесообразно формировать в виде пешеходных торговых зон с размещением на них разнообразных предприятий торговли и общественного питания.

В результате сокращения инвестиций в розничную торговлю качественный состав сети изменился. Субъекты предпринимательской деятельности самостоятельно формируют розничную сеть, исходя из имеющихся финансовых и материальных ресурсов, часто весьма ограниченных. Поэтому в стране за последние годы увеличилось число объектов мелкорозничной сети. Этот процесс неоднозначно воздействует на торговое обслуживание.

С одной стороны, увеличение пунктов реализации товаров способствует сокращению времени покупателей на поиск и приобретение товаров, созданию конкурентной среды.

С другой стороны, опережающие темпы роста объектов мелкорозничной сети отрицательно характеризуют развитие процессов формирования торговой сети в целом:

мелкорозничная сеть не способствует развитию производства,

о чем свидетельствует однообразный ассортимент реализуемой

импортной продукции;

многообразие и многочисленность объектов мелкорозничной

сети нарушают архитектурный ансамбль городов;

отсутствие условий хранения продукции, несоблюдение санитарных норм отрицательно влияют на качество товаров, здоровье потребителей;

значительная часть денежных средств от предприятий мелкорозничной торговли не поступает в городские (местные) бюджеты;

контроль за их деятельностью ввиду специфики организации

затруднен;

Очевидно, что население нуждается в мелкорозничной торговле, но необходимо предпринимать определенные меры, чтобы она приобрела цивилизованные формы:

во-первых, должна быть проработана стратегия размещения

объектов мелкорозничной сети, исходя из того, что они должны

размещаться, в первую очередь, в районах нового жилищного

строительства, в которых ввод объектов торговой инфраструктуры отстает от ввода жилья;

во-вторых, следует упорядочить размещение объектов мелкорозничной сети в торговых зонах, поскольку зачастую они установлены вплотную к жилым домам, рядом с детскими, учебными, лечебными учреждениями, что создает неудобства как для нормального и полноценного отдыха граждан, так и для нормального функционирования этих учреждений.

Поэтому наиболее целесообразным является функционирование самостоятельных объектов мелкорозничной сети в составе торговых комплексов.

Все вновь вводимые комплексы мелкорозничной сети должны сдаваться в аренду только на конкурсной основе, с условием благоустройства территории и поддержания архитектурно-планировочного вида на соответствующем уровне, с проведением последующих реконструкций и модернизаций объектов торговли.

Правильное размещение торговой сети должно обеспечить:

•        оптимальное соотношение различных видов розничной торговой

сети, позволяющих использовать магазинные и внемагазинные

формы продажи товаров;

•        рациональное использование торговых площадей за счет внедрения оптимальной номенклатуры типов различных торговых объектов;

•        рационализацию товарного ассортимента за счет организации

крупных торговых объектов;

•        рационализацию торговых процессов за счет внедрения современных форм торгового обслуживания, а также организации дополнительных торговых услуг населению.
8. Современные направления и специфика развития розничных торговых сетей в РФ и РТ
(Современный этап развития розничной торговли в России можно охарактеризовать усилением концентрации торгового бизнеса, при этом обороты более крупных компаний растут быстрее – совокупный торговый оборот нескольких розничных сетей превысил отметку в 1 млрд. долларов. Рост объемов продаж сопровождается снижением нормы рентабельности, которая достигла 10-20 процентов. Сегодня торговые компании зарабатывают прежде всего за счет оборота.

На настоящий момент Москва остается самым важным регионом для развития сетевой торговли. Именно отсюда осуществляется основная экспансия национальных сетей, здесь впервые начали работать иностранные сети, здесь же апробируются новые форматы и технологии. По оценкам аналитиков, Москва в целом опережает всю Россию на 3-4 года. Прежде всего, об этом свидетельствуют такие показатели как количество торговых площадей и оборот розничной торговли на душу населения.

На сегодняшний день в столице действует порядка 60 продовольственных и 50 непродовольственных розничных торговых сетей различных размеров, свыше 70 торговых центров, более половины которых отвечают всем современным требованиям.

По оценкам аналитиков, к 2010 году доля объединенных торговых сетей России достигнет 40-60% общего розничного товарооборота. В Москве они развиваются более быстрыми темпами, уже сейчас доля торговых сетей превышает 60%. Если в начале 2000 года в Москве было около 50 сетевых магазинов, то на начало 2005 года их насчитывалось более 350 (см. таблицу 1.1).
Таблица 1.1 Доля торговых сетей в РФ и Москве в 2001-2005 гг., %

 

2001

 2002

 2003

 2004

 2005

 РФ

3

5

8

16

24

 Москва

9

20

30

48

62



Такой бурный рост числа розничных торговых сетей можно объяснить тем, что ситуация в стране стабильна, доходы населения и объемы розничной торговли растут, а развивающиеся региональные рынки все еще не насыщены. Высокой динамике отрасли способствует также то, что развитие инфраструктуры торговли попросту не успевает за ростом спроса. По обобщенным оценкам участников рынка, сегодня удовлетворяется только 70-75% платежеспособного спроса. Именно в силу этого действующие торговые предприятия получают высокую норму прибыли (от 25-30% до 50-100%), что привлекает в этот сектор все новых участников.

Еще одна особенность российской розницы – наш среднестатистический житель расходует на потребление и услуги 2/3 всех получаемых доходов, что серьезно отличается от ситуации в развитых странах Запада. (ГРАФИК)
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.