СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Туризм является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей экономики и за быстрые темпы он признан экономическим феноменом столетия.
Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании Валового внутреннего продукта, активизация внешнеторгового баланса, создании дополнительных рабочих мест и обеспечение занятости населения. Туризм, оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным стабилизатором социально-экономического развития. В свою очередь, на развитие туризма воздействуют различные факторы: демографические, природно-географические, социально-экономические, исторические, религиозные и политико-правовые.
С экономической точки зрения туризм – это особый вид потребления туристами материальных благ, услуг и товаров, который выделяется в отдельную отрасль хозяйства, обеспечивающую туриста всем необходимым: транспортными средствами, объектами питания, размещения, культурно-бытовыми услугами, развлекательными мероприятиями. Таким образом, в некоторых странах туризм входит в число наиболее перспективных отраслей национальной экономики.
Целью данной работы является анализ проблем и перспектив развития международного туризма, и роли России на международном рынке туристических услуг.
ГЛАВА 1. РЫНОК ТУРИЗМА
1.1.Структура международного рынка туристических услуг
Туризм занимает значительное место в международных отношениях. Около 500 млн. человек ежегодно посещают зарубежные страны в туристических целях. Международный туризм является не только популярным видом отдыха, но и активно развивающейся сферой мировой экономики. Однако информация о развитии международного туризма не является абсолютно точной, поскольку достаточно сложно измерить туристические потоки. Из-за отсутствия единого способа их учета значительно осложняется сопоставление статистических данных между странами.
Туризм может быть определен как совокупность явлений и взаимоотношений, возникающих при взаимодействии туристов, поставщиков, местных органов власти и местного населения в процессе туристской деятельности. Путешествия, туризм — это комплекс родственных сфер бизнеса. Наиболее близкой к туризму профессией является распространение туров, т. е. работа туристских агентств. Непосредственно привлечены к туризму авиакомпании, компании по прокату машин, железные дороги, автобусы, гостиницы и рестораны. К сопряженным видам бизнеса также можно отнести финансовые структуры, которые финансируют развитие сферы обслуживания и др.
Для того чтобы установить значение туризма и полнее описать сферу его деятельности, необходимо в первую очередь выделить различные группы субъектов, которые взаимодействуют в туризме.
1. Туристы. Это люди, которые испытывают различные психические и физические потребности, природа которых определяет направления и виды участия этих людей в туристской деятельности.
2. Организации, предоставляющие туристам товары и услуги. Это предприниматели, которые видят в туризме возможность получать прибыль посредством предоставления товаров и услуг с учетом спроса на туристском рынке.
3. Местные органы власти. Рассматривают туризм как важный фактор экономики, связанный с доходами, которые местные граждане могут получать от этого бизнеса в виде налогов, поступающих в местный бюджет.
4. Принимающая сторона. Местное население, воспринимающее туризм в первую очередь как фактор занятости населения. Для этой группы важным является результат взаимодействия с туристами, в том числе иностранными.
Задача туристского бизнеса – производство и реализация туристского продукта и услуг, доступных широкому кругу потребителей с различным уровнем дохода и при этом решение проблем клиентов, создание комфорта и забота об условиях их труда и отдыха. Для успеха туристского бизнеса очень важен анализ особенностей туристских потоков. Для его осуществления производится классификация туризма по различным признакам: по географическому признаку, цели поездки, направлениям туристических потоков, способам передвижения и т.п.
По географическому принципу выделяется два вида туризма: внутренний и международный.
Туризм внутренний – путешествие с туристическими целями граждан страны в пределах границ своего государства без занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания. Внутренний туризм не связан с пересечением государственной границы и туристскими формальностями. Национальная валюта, язык, документы остаются прежними. На долю внутреннего туризма в мире приходится 80-90% поездок. Расходы на него в 5-10 раз превышают расходы на туризм.
Развитие туризма в странах, преимущественно принимающих туристов, обусловлено стремлением увеличить приток иностранной валюты и создать новые рабочие места. Многие страны посредством туризма пытаются решить проблемы платёжного баланса. Приезжающие иностранные туристы, оплачивая товары и услуги, обеспечивают поступление валюты в бюджет принимающей страны и тем самым активизируют её платёжный баланс. Поэтому приезд иностранных туристов получил название «активного туризма». Выезд туристов сопровождается оттоком национальной валюты. Международные платежи по туристским операциям такого рода фиксируются в пассиве платёжного баланса страны – экспортёра туристов, а сам туризм именуется «пассивным». По направлению туристского потока выделяется въездной и выездной туризм.
Туризм въездной – путешествия в пределах страны лиц, не проживающих в ней постоянно, с туристскими целями без занятия оплачиваемой деятельностью.
Туризм выездной – путешествия лиц, постоянно проживающих в одной стране, в другую страну с аналогичными целями без занятия оплачиваемой деятельностью в посещаемой стране.
По целям поездки туризм делится на: рекреационный, оздоровительный, познавательный, профессионально-деловой, научный, спортивный, паломнический, ностальгический, экотуризм и т.д.
Как правило, с повышением значимости туризма в экономике страны увеличивается и внедрение государства в индустрию через министерство с соответствующими полномочиями или посредством участия различных международных организаций. Флагманом международного туризма является Всемирная туристская организация (ВТО).
Как правило, в туристских государствах создаются министерства по туризму, особенно в островных странах. Однако некоторые из них имеют либо государственный департамент по туризму, который подчиняется Министерству экономики, либо департамент внешней торговли, либо, туристский отдел в рамках Министерства по делам молодежи, спорта и развлечений. В государствах с децентрализованной властью туризм находится в подчинении местной администрации. Случается и так, что обязанности по развитию туризма делят между собой федеральное правительство и управление территориальным образованием.
ГЛАВА 2. РОЛЬ И РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В РОССИИ
2.1 Российский туризм
На сегодняшний день ситуация на Российском рынке туристических услуг достаточно драматична. Высокая стоимость отдыха и низкое качество предоставляемых услуг влияют на выбор россиян в пользу поездок на отдых за рубеж. В 2008 году иностранные курорты выбрали 11,3 млн. россиян (рост по сравнению с 2007 годом 21%). За рубежом ими потрачено более $12 млрд. Дефицит платежного баланса РФ в 2008 году по статье «Поездки» составил порядка $10 млрд.
В 2008 г. российские граждане потратили за рубежом порядка 10 млрд. долларов США, интуристы в России — 1,5 млрд. долларов США. Соотношение 1:7 говорит о том, что наши денежные средства в большей степени работают на экономику других стран.
Аналитики отмечают, что 67% иностранных граждан приезжают в Россию с частными целями. Второе место занимают визиты с целью бизнеса, а для туризма в Россию въезжают лишь около 8% иностранцев.
Доля туризма в ВВП России составила 1,2% процента, а с учётом смежных отраслей — 6,9%. Доля по занятости населения — 5,8%
По данным ежегодного отчета Всемирного экономического форума, Россия заняла 5-е место из 133-х стран по числу природных объектов показа, и 9-е по числу культурных. Но туристский потенциал на сегодняшний день используется недостаточно эффективно. Россия занимает 59 место по конкурентоспособности туристского сектора экономики, 104-е место по качеству дорог, 108-е по открытости для туризма, 115-е по ценовой доступности размещения в гостиницах, 122-е по эффективности маркетинговой политики и брендингов туризма.
В 2008 году доля инвестиций в основной капитал в туризме от общего объема инвестиций составила 12,1%, годовой прирост инвестиций в основной капитал в туризме был 8,2%. Общее количество мест в средствах размещения – 1,25 млн. При эффективной господдержке и продвижении доля туризма в ВВП России может существенно вырасти. Для сравнения: Австрия – 8,6% ВВП (с учетом мультипликативного эффекта — 15% ВВП), Испания – 6,8% (18,2%), Франция – 4,1% (10,9%), Хорватия – 8,5% (19,0%), Великобритания – 3,4% (9,1%), Канада – 3,4% (11,0%), Болгария – 4,1% (14,5%). Значения мирового ВВП – 3,6% и 10,4% с учетом мультипликативного эффекта.
Совокупный бюджет России на продвижение туризма составляет €4 млн. в год. Это меньше бюджета Словакии, не говоря уже о Турции. Расходы Кипра только на рекламу в России равны тому, сколько Россия тратит в совокупности на все страны.
Результат – объем выездного туризма в Европе за 2008 год вырос на 21%, тогда как рост въездного и внутреннего – 4% и 5,6%, соответственно. Если приводить данные платежного баланса России то: средние расходы одного нерезидента, въехавшего на территорию России, в 2008 году составили $424, что на 35% больше показателя 2007 года. При этом граждане из стран дальнего зарубежья тратили $702.
Так же существенной проблемой на сегодняшний день является снижение «глубины продаж», то есть сокращение сроков, за которые люди бронируют путевки. На данный момент ситуация в экономике способствует тому, что люди не планируют свои бизнес — поездки и познавательные туры заранее, как это давно стало принято в нашей стране. В прошлом году бронирование новогодних туров началось еще в сентябре-августе. По некоторым горнолыжным направлениям в сентябре было забронировано порядка 80% предложений. В настоящее время средняя глубина продаж – не более двух-трех недель.
Основные потери понес средний сегмент рынка, иными словами – падает спрос на предложения для так называемого среднего класса. При этом сохраняется спрос на дорогие «элитные» туры. Выбор направлений в этом сегменте так же остается традиционным.
А вот в сегменте недорогих туров наблюдается увеличение спроса, который стремятся дополнительно подогреть туроператоры. В то же время интерес к эконом-сегменту не всегда означает, что люди потратят на отдых меньше это может означать некоторое перераспределение средств покупателями, не исключено, что на месте клиенты готовы потратить больше.
Необходимо отметить, что из направлений внутреннего туризма по-прежнему востребованными остаются экскурсионные туры. Кроме того, в России активным спросом пользуются горнолыжные курорты.
Так же сейчас популярно санаторно-курортное лечение. Например, интересны россиянам санатории региона Кавказских минеральных вод. Как ни странно, есть направления, на которые спрос вырос. По данным АТОР, возрос интерес к турам в Израиль. В первую очередь это можно связать с введением для россиян безвизового режима для посещения земли Обетованной.
В новогодний период предпраздничный рост цен на программы составлял 10-15%, а не традиционные 25-30%. Цены на внутреннем рынке, также были скорректированы. Тенденция снижения спроса касается как визовых, так и безвизовых направлений.
Самыми популярными новогодними направлениями, по данным АТОР, в этом году стали Египет, европейские экскурсии (Прага, Париж, Рим) и все-таки экзотические направления – Куба, Доминиканская республика. Хотя на «экзотику» спад спроса ощущается больше всего, это, тем не менее, популярные новогодние направления, и пока они по-прежнему входят в Топ-10.
Что же касается въездного туризма, то кризис здесь продолжается не один год. А сейчас он усугубился мировым кризисом. Российский продукт недостаточно конкурентен по цене из-за очень дорогого размещения в гостиницах и внутренних перелетов. Однако если наши отельеры оставят цены на прежнем уровне, мы сможем отыграть часть турпотока из-за курсовой разницы.
Пытаясь найти выход из сложившейся ситуации, ассоциация туроператоровРоссии (АТОР) предложила способ, как одновременно восстановить снизившийся из-за кризиса туристический поток и повысить спрос на внутренний туризм. Ассоциация предлагает государству предоставить россиянам скидку на отдых в России по турпутевке в размере 13%. Такая идея, конечно, может помочь росту объема внутреннего туризма, считают эксперты, однако вряд ли будет реализована.
АТОР предлагает вычитать 13% от полной стоимости турпутевки по России и с подоходного налога россиянина, который приобрел турпакет для всей семьи. С таким новым экономическим подходом к стимулированию спроса на внутренний туризм АТОР обратилась с открытым письмом в Ростуризм. По сути, АТОР предлагает государству предоставить россиянам скидку на отдых в России по турпутевке в размере 13%. Причем, самому государству это не будет ничего стоить, так как размер скидки предлагается вычитать из подоходного налога, которые платят россияне. При этом никаких ограничений ни по видам отдыха, ни по количеству поездок по России, ни по их цене быть не должно.
Это проект, по мнению его разработчиков, поможет решить сразу ряд проблем. С одной стороны, государство помогает россиянам «вернуть» себе отдых, о котором многие из-за кризиса перестали и мечтать. Тем самым, можно будет простимулировать рост внутреннего туризма. С другой стороны, такая помощь населению самому государству фактически ничего не будет стоить, так как выделять средства из федерального или регионального бюджетов для этого «доброго дела» не потребуется. Плюс такой подход к отдыху по России потребует от туриндустрии правильного и прозрачного оформления поездки.
Эксперты соглашаются, что предложение ассоциации могло бы косвенно способствовать стимулированию спроса на внутренний туризм.Однако это не снимет основные проблемы российских курортов — высокие цены, которые даже после девальвации будут выше, чем в Египте и Турции, низкий уровень сервиса и недостаточно развитую инфраструктуру.
И в этом году рынок выездного туризма также ждет падение на 20-25%. Что же касается отдыха внутри России, то его объем практически никак не пострадал от кризиса. Напротив, руководство Ростуризма ожидает в этом году увеличения числа путешествующих по России на 4-5%, в частности за счет тех туристов, для которых поездки за границу станут недоступны.
2.3.Факторы, способствующие развитию туризма в России.
Государство регулирует туристский сектор непосредственно через Министерство по туризму или национальные туристские организации (НТО), а также косвенно с помощью правовых рычагов, поддержки своей инфраструктуры и международной политики. Государство влияет на туризм двумя путями: управляя спросом и доходами или управляя предложением и ценами.
Для управления спросом государство использует следующие инструменты: маркетинг и продвижение, ценообразование и ограничение доступа. Для проведения эффективного маркетинга необходимо иметь четкую постановку цели, знание рынка и продуктов туризма.
Государство также может повлиять на спрос с помощью лицензирования или градации по качеству обслуживания. Регулирование цен является очень непопулярной в рыночной экономике мерой, на которую правительства некоторых стран все-таки идут, чтобы сдерживать отечественные компании от соблазна получения сиюминутной выгоды в ущерб долгосрочным интересам туристского бизнеса страны. Кроме того, правительство, контролируя цены, может защитить интересы туристов, оградить их от сверхрасходов и, таким образом, поддержать репутацию страны.
В отличие от управления спросом, нацеленным на выбор туристов и регулирование цен, государственное регулирование предложения связано с воздействием на продавцов туристских услуг. Для управления предложением государство использует следующие методы: исследование рынка и планирование, регулирование рынка, планирование и контроль за использованием земли, жилищное регулирование, налоги, инвестиции. Государство проводит исследование рынка с помощью сбора статистического материала и мониторинга изменений, происходящих в туризме, с целью определения выгоды и издержек туризма.
Одним из ключевых методов воздействия государства на туризм является налогообложение туристов с тем, чтобы перераспределить издержки от туризма, которые приходятся на местное население, обеспечивающее комфортные условия и достойное обслуживание гостей, а также чтобы увеличить доходную часть бюджета. Это налоги, взимаемые с туристов в гостиницах при размещении, в аэропортах при покупке билетов, в казино, где государство может забрать около половины выручки, и т.д. Однако введение налогов не всегда может быть благоприятным для государства, потому что сбор налогов, в свою очередь, может снизить спрос на туристские услуги, а, следовательно, и доходы
Фактический размер финансовой помощи, оказываемой туризму со стороны государства, определяется важностью туристского сектора в экономике страны и специфическим отличием этого сектора от других.
Государственные дотации проявляются в разных формах, начиная от мероприятий по продвижению положительного имиджа страны до предоставления налоговых льгот на туристскую деятельность. Среди основных видов государственных инвестиций можно выделить: снижение цены инвестиций в туристские проекты, которая включает выгодные займы по выгодным процентным ставкам (правительство возмещает разницу между фиксированной процентной ставкой и рыночной), продажу или аренду земли или инфраструктуры по цене ниже рыночной, налоговые льготы, защиту от двойного налогообложения с помощью заключения соглашений с другими странами, снижение пошлин, прямые субсидии или предоставление гарантий на инвестиции с целью привлечения зарубежных инвесторов и др. Для этого правительство либо гарантирует предоставление займа, либо гарантирует репатриацию капитала и прибыли. Следует заметить, что инвестирование туризма — очень рискованное мероприятие, так как этот вид деятельности очень чувствителен к экономическим, политическим, климатическим и другим изменениям, которые могут резко сократить поток туристов и тем самым существенно повлиять на поступления от туризма. Поэтому государство должно предпринимать больше усилий для привлечения инвестиций в туристский сектор, чем в другие секторы экономики.
Почти повсеместно правительства активно внедряются в экономику стран для поддержания частного сектора. Однако исследования последствий государственного вмешательства в разных странах показывают, что в странах со слабой рыночной экономикой такое вмешательство скорее искажает рынок, чем корректирует.
Сдерживающими факторами для въезда интуристов и развития внутреннего туризма РФ являются:
• значительный износ существующей материальной базы;
• недостаточное развитие инфраструктуры;
• дефицит квалифицированных профессиональных кадров.
Нужно учесть, что туризм может оказывать существенное влияние на развитие регионов. Три-четыре иностранных туриста обеспечивают одно рабочее место в туротрасли, а оно влечет появление новых мест в сопутствующих отраслях.
Кризис необходимо использовать для переориентации потоков с выездного на внутренний туризм. В настоящее время наблюдается рост интереса к целому ряду российских территорий.
Наряду с решением вопросов системного характера, перед государством встают задачи эффективного антикризисного регулирования отрасли. А для этого необходимо принять ряд дополнительных мер, среди них:
• формирование и продвижение новых региональных турпродуктов;
• развитие программ социального туризма для малообеспеченных слоев населения;
• разработка турпрограмм для молодежи, включая развитие детско-юношеских и молодежных лагерей отдыха, спортивных лагерей;
• активное продвижение региональных турпродуктов в СМИ и с использованием современных мультимедийных технологий.
Важной задачей является определение и развитие наиболее перспективных видов туризма для каждого конкретного региона.
Так для ряда субъектов РФ актуально развитие культурно-познавательного туризма.
Популярным для россиян остаётся пляжный отдых, организация которого требует серьёзного повышения качества услуг, оборудования пляжных территорий, обеспечения комфорта и безопасности. Здесь большой потенциал для развития в южных регионах.
Необходимо активнее развивать ставшие популярными круизный и спортивный туризм, а также разрабатывать новые, такие как экстремальный и экологический виды туризма.
Максимально учитывая специфику территорий, указанные виды туризма способствуют созданию новых рабочих мест, развитию смежных отраслей экономики (таких как: транспорт, связь, торговля, народные промыслы), обеспечивают рост поступлений в региональные бюджеты.
Практически любой регион России обладает ресурсами, которые могут быть использованы в туристских целях, однако, потенциал в каждом регионе индивидуален.
Важным аспектом формирования положительного образа России является совершенствование визовой политики. Следует продолжить работу по облегчению визового режима для интуристов, прибывающих в Россию из безопасных в миграционном плане стран.
Финансирование со стороны государства работ по созданию объектов инфраструктуры, обеспечение перспективных туристских районов коммуникациями, установление благоприятного экономического режима — это важные факторы для привлечения инвестиций в туризм.
Особого внимания требует решение вопроса обеспечения безопасности российских туристов за рубежом, для чего необходимо внести ряд изменений в межправительственные соглашения, подготовить планы совместных действий и открыть представительства Ростуризма за рубежом.
Необходимо приступить к формированию системы отраслевых показателей, созданию национальной системы статистического учета в отрасли, которые позволят государству, инвесторам, субъектам бизнеса принимать обоснованные решения по вопросам эффективности деятельности и прогнозированию развития секторов туристской индустрии.
Саморегулируемые организации должны сыграть важную роль в формировании цивилизованного рынка туристских услуг, направив усилия на повышение качества услуг, создание конкурентной среды, формирование механизмов защиты прав, как туркомпаний, так и их клиентов.
Министерство поддерживает инициативу по объединению туристских компаний в профессиональные саморегулируемые организации и готово активно взаимодействовать с ними, а также с профсоюзными и общественными объединениями, развивая и углубляя государственно-частное «честное» партнёрство.
Эффективное решение вышеперечисленных задач позволит значительно увеличить поток иностранных туристов в Россию и приток валютных поступлений в экономику страны, а также обеспечить, с одной стороны, рост налоговых отчислений в бюджеты различных уровней, а с другой стороны, учитывая воздействие туризма на все стороны жизни общества, — развитие смежных отраслей экономики и повышение занятости населения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для России развитие туризма особенно важно, т.к. данная отрасль является благоприятной средой для функционирования предприятий малого бизнеса, способных развиваться без значительных бюджетных ассигнований, и перспективна для привлечения иностранных инвестиций в широких масштабах и в короткие сроки. Туристический бизнес стимулирует развитие других отраслей хозяйства: строительства, торговли, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления, связи и т.д.
Россия теряет миллиарды рублей, отказывая туризму в поддержке, кроме того, теряются сотни тысяч потенциальных рабочих мест. Известно, что для обслуживания одного иностранного туриста требуется около девяти человек. Россия сегодня интересна туристам из любой страны, т.к. она является местом преломления и взаимопроникновения европейской и азиатской культур. Правда, несмотря на продолжающийся рост туристической активности в России, влияние индустрии туризма на экономику страны пока незначительно. Оно адекватно вкладу государства в развитие данной отрасли и сдерживается в основном, отсутствием реальных инвестиций, низким уровнем гостиничного сервиса, недостаточным количеством гостиничных мест, дефицитом квалифицированных кадров. Все это привело к тому, что в настоящее время на нашу страну приходится менее 1% мирового туристического потока, в то время как доля туризма во многих развитых странах составляет 5-15%, а в некоторых доходит до 50%.
Таким образом, туриндустрия России еще далека от совершенства и находится в стадии развития. Она станет более цивилизованной и приближенной к проверенным западной практикой образцам, когда ассоциации и объединения туроператоров и турагентов будут думать не только о собственной выгоде и честной политике взаимодействия друг с другом, но и о защите прав потребителя и качестве предоставляемых ему услуг. У России есть большой потенциал развития туризма, но для этого нужна огромная поддержка государства.
Международное неравенство в секторе туризма значительно. Для достижения равнозначного успеха в мире новые подходы поощрения развития туризма должны базироваться на международной кооперации. Следовательно, кооперация и соглашения между ключевыми компонентами туризма должны гарантировать будущее развитие индустрии. Туризм в новом тысячелетии станет важным фактором развития человечества в целом и мировой экономики в частности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие, 2003.
Ильина Е. Н. Туроперейтинг: организация деятельности: Учебник для студентов вузов туристического профиля. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 251 с.
Папирян Г.А. Международные экономические отношения: Экономика туризма. — М.: Финансы и статистика, 2000.
Косолапов А.Б. Технология и организация туроператорской и турагентской деятельности: учебное пособие.- М.: КНОРУС, 2008- 288с.
Сенин В. С. Организация международного туризма: Учебник для студентов вузов по специальности «Менеджмент». – М.: Финансы и статистика, 2001. – 399 с