Реферат по предмету "Мировая экономика"


Риск в предпринимательстве и угроза банкротства 2

--PAGE_BREAK--1.5 Внутренняя структура предприятий (фирм)

Структура предприятия – это состав и соотношение его внутренних звеньев: цехов, отделов, лабораторий и других компонентов, составляющих единый хозяйственный объект.Структура предприятия определяется следующими основными факторами:

·        размером предприятия;

·        отраслью производства;

·        уровнем технологии и специализации предприятия.

Какой-либо устойчивой стандартной структуры не существует.

Она постоянно корректируется под воздействием производственно-экономической конъюнктуры, научно-технического прогресса и социально-экономических процессов. Наряду с этим при всем многообразии структур все производственные фирмы имеют идентичные функции, главные из которых — изготовление и сбыт продукции. Чтобы обеспечить нормальное функционирование, фирма должна иметь в своем составе цехи или мастерские по изготовлению основной продукции (выполнение работ, оказание услуг) и по обслуживанию производственного процесса. Помимо того, каждое предприятие независимо от его размеров, отраслевой принадлежности и уровня специализации ведет работу по оформлению заказов на изготовление продукции; организует ее сохранность и сбыт заказчику; обеспечивает закупку и поставку необходимого сырья, материалов, комплектующих изделий, инструмента, оборудования, энергоресурсов. Наконец, чтобы каждый работник в любой отрезок времени делал именно то, что необходимо остальным – предприятию в целом, нужны управляющие органы.

На эти органы возлагается задача определения долгосрочной стратегии, координация и контроль текущей деятельности персонала, а так же наем, оформление и расстановка кадров. Все структурные звенья предприятия, таким образом, связаны между собой с помощью системы управления, которая его головным органом.

Непосредственное влияние на структуру внутренних подразделений фирмы оказывают ее масштабы. Для выполнения разнообразных обязанностей на крупных и средних по размеру фирмах создаются специальные полразделения – отделы, цехи.

На малых фирмах указанные обязанности распределяются среди персонала – по взаимной договоренности или же выполняются сторонними организациями по договору.

Она отражает не реальную структуру какого-либо конкретного производственного объекта, а его функции. На крупном объекте указанные функции, как правило, разделяются на более мелкие конкретные обязанности отдельных подразделений.

В отличие от крупных предприятий функции структурных звеньев малых предприятий не дифференцируются, а наоборот, интегрируются иногда до такой степени, что даже у директора не оказывается ни одного заместителя, а во время его отсутствия функции руководителя берет на себя главный бухгалтер или, скажем, мастер. Последние также могут совмещать множество функций, включая материально-техническое обеспечение предприятия, сбыт продукции, организацию ремонта оборудования, транспорта и пр.

Отраслевая принадлежность почти всегда в той или иной мере оказывает влияние на структуру предприятия и его размеры. Эти два фактора – отрасль производства и размер предприятия – во многом связаны. Например, невозможно создать малое предприятие по изготовлению многих видов машин и материалов, таких как самолеты, автомобили, тракторы, прокатные станы, химические удобрения, локомотивы, суда и ряд других. Эта продукция создается только на крупных предприятиях. Технология ее производства не укладывается в рамки малого или даже среднего производственного звена. Вступает в силу принцип естественной монополии, когда объективно сама технология и организация производства создают монополиста. В то же время совершенно нецелесообразно создавать крупные объекты по бытовому обслуживанию населения – мастерские по ремонту обуви, индивидуальному пошиву и ремонту одежды, парикмахерские, аптеки, столовые и т. д.

Структура предприятия во многом складывается непосредственно под воздействием отраслевой технологии производства. Чем выше сложность технологического процесса, тем более разветвленной и громоздкой оказывается структура предприятия, а следовательно, и крупнее его размеры. В повседневной инженерной практике сложность технологического процесса определяется:

·                   многообразием способов воздействия на предметы труда, необходимые для получения готового изделия;

·                   числом деталей, узлов, агрегатов, иных компонентов, из которых комплектуется готовое изделие;

·                   количеством технологических операций, которым подвергается изделие в процессе его изготовления;

·                   уровнем предельной точности и качества исполнения технологических операций.

К одной из важнейших отраслевых особенностей структуры предприятия относится территориальное размещение производственных единиц. В отраслях обрабатывающей промышленности производственные цехи, как правило, размещаются на одной площадке, поскольку связаны между собой технологическим процессом, жесткими транспортными устройствами и не зависимы от природно-климатических условий. В добывающих отраслях промышленности размещение шахт, скважин, разрезов полностью зависит от места залегания ископаемых. Поэтому эти предприятия, как правило, разбросаны на большой территории. Помимо дискретных транспортных связей других прямых контактов отдельными производственными точками здесь не создаются.

Структура и специализация сельскохозяйственных организаций в значительной мере определяются размерами принадлежащих предприятию земельных угодий и природно-климатическими условиями. Несмотря на то, что основную массу товарной продукции на внутренние и мировые рынки поставляют крупные сельскохозяйственные предприятия, наряду с ними могут свободно уживаться малые, семейные фирмы. Крупные фирмы в сельском хозяйстве – это, как правило, многопрофильные хозяйства зернового, животноводческого и плодоовощного направления. Часто они располагают мощной технической базой с полным набором необходимых сельскохозяйственных и транспортных машин, механизмов, мастерских по ремонту. Многие из них имеют фабрики и мастерские по переработке сельскохозяйственной продукции и другие подсобные и кустарные промыслы, которые технологически и организационно независимы и могут размещаться на отдельных участках. Отдаленность между структурными подразделениями и большая протяженность производственных площадей характерны для строительных фирм, а так же организаций железнодорожного и водного транспорта, шоссейно-дорожного хозяйства. Подрядные строительные организации размещают возводимые ими объекты в соответствии с пожеланиями заказчиков независимо от какой-либо местной внутренней структуры. Отдельные строительные участки предприятий действуют самостоятельно, а расстояние между ними может измеряться десятками и сотнями километров. Общее между ними – это лишь единое финансовое, административно-хозяйственное управление и техническое обслуживание.

Профиль, масштабы, а так же отраслевая принадлежность предприятия определяются составом, технологической специализацией, мощностью и размерами его производственных цехов, участков, мастерских. Все другие звенья предприятия – функциональные отделы, лаборатории, управляющие органы полностью соизмеряются с характеристиками производственных подразделений и создаются исключительно для обеспечения их нормальной эффективности работы.

Производственные цехи (филиалы, участки, мастерские и др.) делятся на две группы:

1)                цехи основного производства;

2) вспомогательные и обслуживающие.

К цехам основного производства относят цехи, в которых непосредственно изготовляется продукция, предназначенная для реализации потребителям. К обслуживающим цехам относят цехи, в задачу которых входит обеспечение нормальной, бесперебойной работы основных цехов.

Это цехи и производственные участки:

·                   по изготовлению, ремонту, заточке и настройке инструмента, приспособлений, приборов, хозяйственного инвентаря;

·                   по надзору и ремонту оборудования, машин, механизмов, зданий и сооружений;

·                   по обеспечению электрической и тепловой энергией, надзору и ремонту электрооборудования и тепловых сетей;

·                   по внутрипроизводственной и внешней транспортировке сырья, материалов, заготовок, готовой продукции, отходов производства;

·                   по очистке и уборке помещений, инвентаря;

·                   склады предприятия.

Если конечный результат деятельности основных производственных цехов – готовая продукция выходит на рынок сбыта и реализуется внешнему потребителю, то конечный результат работы обслуживающих цехов потребляется внутри самого предприятия.

К вспомогательным цехам обычно относятся такие подразделения и участки предприятия, которые непосредственно не связаны с основным производством. Например, утилизация отходов и мусора. Образующихся на фирме; заготовка и хранение сырья, материалов, продуктов питания, которые предназначены для персонала.

Основные производственные цехи формируются в соответствии с профилем предприятия, его специализацией, а так же в зависимости от конкретных видов продукции, масштабов и технологии производства. При этом неизменно перед ним ставятся задачи своевременного выпуска продукции, снижение издержек производства, повышения качества изделий, своевременной перестройки производства на выпуск новых изделий в соответствии с быстро изменяющимися потребностями рынка. Указанные задачи решаются на основе рациональной специализации и размещения цехов, их кооперирования внутри предприятия, обеспечения пропорциональности и единства ритма производственного процесса от первой до последней операции.

Специализация цехов принимает следующие формы: предметная, подетальная (поагрегатная), технологическая (стадийная), и территориальная. Предметная специализация заключается в сосредоточении в отдельных цехах основной части или всего производственного процесса по изготовлению конкретных видов и типоразмеров готовой продукции.

Подетальная (поагрегатная) специализация цехов наиболее распространена в машиностроении. Ее суть состоит в том, что за каждым цехом закрепляется изготовление не полностью всей машины, а только отдельных деталей или агрегатов.

Технологическая (стадийная) специализация базируется на пооперационном разделении труда между цехами. При этом в процессе прохождения труда от сырья до готовой продукции выделяются принципиальные различия в технологии производства каждого цеха.

Территориальная специализация производственных подразделений наиболее характерна для предприятий транспорта, сельского хозяйства и строительства. Каждый цех, участок при этом может выполнять одинаковую работу и производить одну и ту же продукцию, но на различных, удаленных друг от друга территориях. Аналогичная структура производства и управления образуется и в других отраслях экономики, в частности на транспорте, на фирмах связи и ремонтно-восстановительного профиля.
1.6 Создание и юридическое оформление нового предприятия (фирмы)

Образование новых предприятий и расширение действующих определяется следующими факторами:

1)                наличие неудовлетворенного спроса на продукцию (услуги);

2)                наличие ресурсов, необходимых для организации производства продукции;

3)                уровень развития науки и техники соответствующей отрасли производства.

Определяющим является спрос на продукцию, вызванный реальными потребностями рынка и наличием ресурсов для организации производства. Если предприятие начнет изготовление продукции, не пользующейся спросом потребителя, ему грозит разорение.

Такая продукция остается на складах нереализованной, а затраты на ее изготовление – неоплаченными. Наряду с этим ресурсы (материальные и денежные) составляют базу, обеспечивающую деятельность предприятия, включая формирование требующихся средств производства и финансов, без которых невозможна организация производства.

Решение о формировании новых предприятий принимает владелец капитала (ресурсов). На первом этапе капитал нужен для строительства и организации объектов предприятия, закупки достаточных запасов сырья, материалов, найма рабочей силы. На базе первоначальных капитальных вложений, израсходованных или предназначенных на указанные цели, образуется уставный капитал предприятия. Увеличение уставного капитала, по мере надобности, происходит за счет прибыли, целенаправленно оставляемой на фирме для развития производства, а в отдельных случаях – за счет ассигнований из бюджета вышестоящего органа по принадлежности предприятия. Кроме того, предприятие может получить средства за счет выпуска и продажи акций и других ценных бумаг, а так же взять кредиты, погашаемые впоследствии из прибыли. Дополнительные средства могут быть получены так же от продажи излишнего имущества. За счет привлечения дополнительных денежных средств предприятие увеличивает свои основные и оборотные средства или модернизирует их, за счет этого наращивает выпуск продукции, повышает ее качество, увеличивает доход.

Основную цель, которая преследуется при образовании нового предприятия, формулирует владелец (владельцы) капитала. В зависимости от того, в чьей собственности находится капитал предприятия, цели его создания и реорганизации могут меняться, но в основном они заключаются в следующем:

·                   увеличение выпуска продукции, в которой нуждаются потребители, и получение дохода за счет ее реализации;

·                   вовлечение в производство незанятого трудоспособного населения и решение тем самым социальной проблемы трудоустройства;

·                   вовлечение в производство имеющихся в наличии неиспользуемых природных ресурсов;

·                   организация изготовления принципиально новых видов промышленной продукции с использованием передовых достижений науки и техники;

·                   удовлетворение личных интересов (амбиций) отдельных граждан или группы лиц, создающих фирму (прежде всего небольшую – типа товарищества), индивидуальной или совместной деятельности.

Создание предприятия фиксируется соответствующими документами. Прежде всего оформляется основной документ – устав предприятия. В нем указывается юридический статус нового предприятия, излагаются задачи, обоснование и принципы его создания, указываются учредители, их адреса и денежный вклад каждого учредителя, устанавливаются сроки и формы деятельности предприятия, его права и обязанности как юридического лица. В уставе обозначается размер уставного капитала и источники его образования, указывается вид и сфера деятельности, даются гарантии для охраны окружающей среды и здоровья людей, устанавливается форма управления фирмой и ее филиалами, указывается система учета и отчетности, адрес новой фирмы, ее название.

Устав предприятия утверждается учредителем (учредителями) и вместе с заявкой учредителя регистрируется местными органами власти. После этого предприятие получает право на собственную печать и открывает расчетный счет в банке. На этом заканчивается формальное юридическое формирование нового предприятия и начинается полномасштабная его коммерческая деятельность.

1.7 Уставный капитал предприятия (фирмы)

При регистрации в качестве юридического лица предприятие обязано располагать уставным капиталом (в ряде случаев он именуется уставным фондом). Уставный капитал (фонд) – это зафиксированная в стоимостном выражении сумма материальных и нематериальных ценностей, которые передаются предприятию в постоянное пользование владельцами этих ценностей.

Величина и структура уставного капитала определяются рядом условий, соблюдение которых необходимо учитывать при создании и организации деятельности предприятия. Среди этих условий выделяют следующие:

1)                отрасль производства;

2)                масштабы предприятия;

3)                уровень специализации и кооперирования предприятия;

4)                организация обслуживания производства и фирмы в целом;

Уставный капитал формируется и утверждается вместе с уставом предприятия при его образовании и реформировании. Предприятия самостоятельно решают вопросы о структуре и размере уставного капитала и его изменении. Увеличение капитала происходит в основном за счет:

·                   прибыли предприятия, которая используется для капитальных вложений в основные средства и для пополнения оборотных средств предприятия;

·                   выпуска акций;

·                   субсидий, которые поступают от государственных органов или от головной компании (банка, фирмы) если данное предприятие является дочерним;

·                   присоединение дополнительных вкладов, паев со стороны новых юридических и физических лиц, пожелавших вложить свои средства в капитал предприятия.

Вкладчиками при формировании и расширении уставного капитала могут выступать:

·                   государственные органы (включая федеральные и местные органы власти, иностранные государства);

·                   сторонние предприятия и организации (включая банки, холдинги, концерны и т.п.);

·                   общественные организации (различные фонды и объединения);

·                   частные лица (в том числе иностранные).

Выбытие уставного капитала происходит главным образом в результате:

·                   физического износа или расходования имущества (без его восстановления);

·                   аварий, поломок;

·                   морального износа;

·                   изъятия капитала вследствие падения спроса на продукцию предприятия, неблагоприятной конъюнктуры рынка;

·                   «проедания» капитала, связанного с высокими, не компенсируемыми издержками производства.

Изменение размеров уставного капитала ежегодно отражается в пассивах баланса фирмы. Роль уставного капитала заключается в том, что он придает финансовую устойчивость фирме. Помимо того, уставный капитал служит гарантией в деловых отношениях с партнерами и государственными органами, т.е. он выступает как залоговое средство, гарантирующее возмещение долгов и оплату услуг согласно договорным и прочим финансовым и коммерческим обязательствам. На действующем предприятии уставный капитал сосредоточен в основных средствах предприятия, его оборотных средствах и резервах.

Эффективность использования наличного уставного капитала (Эуст) определяется двумя основными показателями: фондоотдачей капитала и рентабельностью капитала. Первый показатель рассчитывается как отношение суммы годового объема выпуска продукции в денежном выражении к сумме средств, инвестированных в уставный капитал по формуле:


Эуст =
Q

x
100% / Куст,
где Q– сумма годового объема выпуска продукции; Куст — сумма инвестированного уставного капитала.

Второй показатель определяется как отношение суммы прибыли, полученной за расчетный период, к сумме уставного капитала по формуле:


Эуст = Пр
x
100% / Куст,
где Пр – прибыль, полученная за расчетный период; Куст — уставный капитал.

Эффективность использования уставного капитала определяется для контроля, насколько рационально эксплуатируются основные и оборотные средства фирмы, подлежит ли пополнению уставный капитал или же требуется его уменьшать вследствие неполного или нерационального использования.

    продолжение
--PAGE_BREAK--1.8 Реорганизация и прекращение деятельности предприятия (фирмы)

Решение о ликвидации или реорганизации предприятия, так же как и о его создании, принимает его владелец или арбитражный суд, если предприятие оказалось банкротом. Причины прекращения деятельности или кардинальной перестройки работы предприятия могут быть различны. Среди них:

·                   отсутствие или резкое падение спроса на выпускаемую продукцию (услуги);

·                   убыточность производства;

·                   экологическая опасность для окружающей среды и населения;

·                   возможность использования зданий, сооружений, оборудования и других средств предприятия для организации выпуска экономически выгодной или более необходимой потребителям продукции;

·                   объединение с другим или новым предприятием.

В ряде случаев на предприятии осуществляется конверсия производства – его перевод на выпуск продукции принципиально нового характера и назначения. Примером широкомасштабной конверсии может служить массовый переход предприятий оборонной промышленности России в 1990-е годы на выпуск продукции гражданского назначения.

Прекращение деятельности предприятия как юридического лица считается законным после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Предприятия, которые созданы на паях или акционерами и относятся к хозяйственным объединениям (обществам), могут быть реорганизованы по решению общего собрания их участников. Они, так же, могут по решению собрания, преобразованы в общества с иным правовым уставом. Например, общество с ограниченной ответственностью может быть преобразовано в производственный кооператив или народное предприятие.


2. Риски организации, их предупреждение и страхование

2.1 Риски – как объект управления, их виды, особенности

Риск и доход — базовые понятия и ключевые проблемы финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Целью коммерческой организации является получение прибыли в результате производства и реализации продукции (работ, услуг), а так же осуществления других видов деятельности. Поэтому предпринимательский риск связан с конечным финансово-хозяйственным результатом предприятия, в котором объединяются многочисленные частные риски. Если рассматривать предпринимательский риск предприятия как результирующую финансовую величину, то логично считать отдельные сопровождающие его риски факторами, влияющими на нее.

Можно выделить следующие сущностные аспекты категории «предпринимательский риск»:

·                   риск по отношению к цели, результату, на достижение которого направлено управленческое решение (или предпринимательская деятельность в целом);

·                   риск как возможность, реализуя принятое решение или осуществляя запланированную деятельность, не достичь ожидаемого результата;

·                   риск как возможность потери предпринимателем части (или всех) своих ресурсов, недополучения доходов или появление дополнительных расходов в результате осуществления определенной производственной и/ или финансовой деятельности;

·                   риск как возможность недостижения цели (результата) вследствие объективно существующей неопределенности, причинами которой выступают незнание ситуации, случайность или внешнее противодействие.

Предпринимательский риск заключается в возможности недостижения цели, ожидаемых результатов реализации принятого решения или осуществления запланированной деятельности вследствие объективно существующей неопределенности. Риск реализуется через потерю предпринимателем своих ресурсов, недополучения доходов или появление дополнительных расходов.Иначе говоря, риск есть угроза того, что предприниматель понесет потери в виде дополнительных расходов, сверх предусмотренных прогнозом или планом его действий, либо получит доходы ниже тех, на которые он рассчитывал.

Таким образом, снижение величины предполагаемого дохода, или так называемая упущенная выгода, так же входит в категорию риска.

Эффективность организации управления предпринимательским риском в значительной мере определяется классификацией факторов риска, под которой понимается их распределение на конкретные группы по определенным признакам для достижения поставленных целей. Классификация позволяет определить место каждого фактора в их системе и создает возможности для эффективного применения впоследствии соответствующих методов управления риском.

Основные группы рисков деятельности организации

На рисунке представлены основные группы рисков деятельности производственного предприятия, среди которых прежде всего следует выделить хозяйственные риски. Входящий в возможности уменьшения объема выпуска продукции, снижения ее качества, роста издержек производства и уменьшения производительности труда, возникновения убытков в результате простоя производства, потерь рабочего времени, недопоставок исходных материалов, сырья, энергии и т.д.

Риск нанесения ущерба собственности предприятия, его движимому и недвижимому имуществу (машинам и оборудованию, компьютерным базам данных, запасам сырья и материалов, готовой продукции на складе, грузам, денежным средствам и т.п.) обусловлен возможностью кражи, диверсии, халатности, перенапряжения технической и технологической систем, аварии, пожара, наводнения, механического либо радиационного воздействия и другим причинам.

Коммерческий риск связан с процессом реализации товаров и услуг, производимых или закупаемых предприятием, и проявляется в снижении объема реализации товаров вследствие изменения рыночной конъюнктуры и неблагоприятного изменения цен, повышении издержек обращения, потерях товара в процессе его обращения и др.

Риски предпринимательских инвестиций связаны с рисками прямого вложения средств в осуществление того или иного инвестиционного проекта. Для предприятия наиболее существенными в этой группе могут быть риски заказчика строительных работ, кредитный риск заемщика, риск ущерба в результате ошибок или упущений связанных с оформлением права собственности на приобретаемый для предпринимательских целей объект и т.д.

Управленческие риски включают риск отсутствия стратегического подхода к планированию и управлению на предприятии, риск ошибок в определении целей предприятия, прогнозировании развития внешней среды в стратегическом планировании, риск несоответствия системы управления предприятия масштабам и характеру его деятельности и др. управленческие риски в значительной мере носят субъективный характер. Ведь именно предприниматель (менеджер) определяет цели предпринимательской деятельности, оценивает ситуацию, формирует варианты решений, делает выбор приемлемого решения. Управленческие риски двояко влияют на совокупный предпринимательский риск: наряду с прямым воздействием, они могут влиять опосредованно, порождая или, наоборот, устраняя (снижая) отдельные хозяйственные и финансовые риски. Таким образом, управленческие риски занимают главенствующую позицию в совокупности основных групп рисков деятельности предприятия (фирмы).

Рассмотрение риска вообще, и коммерческого риска в частности, требует уяснения категории «случайного», чтобы понять природу его существования.

Случайность – это отношение, в котором некоторое явление выступает как случайное. По словам Энгельса, случайности – это вещи и события, «внутренняя связь которых настолько отдалена или настолько трудно доказуема, что мы можем пренебречь ею, считать, что ее не существует».

Применительно к коммерческому риску, различают два вида случайности: случайность отдельного явления, которое само по себе не является существенным, и случайность как характеристика массового, стохастического процесса, составляющего необходимое содержание закономерного движения товаров на рынке.

Таким образом, внутренние и существенные связи важны для дальнейшей оценки рисковой ситуации в конкретной компании.

В то же время все изложенное применительно к коммерческому риску является основанием для осуществления текущей стратегии среднесрочного поведения торговой фирмы на рынке, что в наибольшей мере определяет потенциальный успех компании.

Следовательно, отслеживание пересечения различных видов случайностей является для компании логической необходимостью для оценки и управления коммерческим риском, что определяется законами тождества и противоречия и представляет собой совокупность коммерческих отношений.
2.2 Объективные условия рисков
Риск представляет собой событие, которое может произойти или не произойти. В случае совершения этого события возможны три экономических результата: отрицательный (проигрыш, ущерб, убыток), нулевой и положительный (выигрыш, выгода, прибыль).

В зависимости от возможного результата все частные риски подразделяются на две большие группы – чистые и спекулятивные риски.

Чистые риски означают возможность неполучения желаемого результата. К этой группе относятся большинство рисков деятельности промышленного предприятия, исходя из специфики производства. Спекулятивные риски проявляются в возможности получения как положительного, так и отрицательного результатов. К ним относятся риски, связанные с покупательной способностью денег, и инвестиционные финансовые риски.

Одним из важных факторов предпринимательства является время. Риск всегда связан с положительностью предпринимательского проекта, поэтому его оценка должна быть привязана к конкретному этапу выполнения работ, конкретному периоду (и даже дате) внутри финансового года при осуществлении производственной программы. В связи с этим уместно выделять расчетные и текущие риски. Расчетный риск можно оценить на стадии подготовки бизнес-плана (проекта). При неблагоприятном стечении обстоятельств текущий риск может не только превысить расчетный, но и превзойти предельные ограничения, что, в свою очередь, приведет к необходимости отказа от данного проекта либо даже от осуществления конкретного вида предпринимательской деятельности (этот финал более характерен для мобильных малых предприятий). Часто по фактору времени риск подразделяют на долгосрочный и краткосрочный. При этом долгосрочный риск связан с развитием на перспективу, а краткосрочный — с оперативными, конъюнктурными причинами.

Для поддержания устойчивой работы предприятия (фирмы) необходимо учитывать все факторы риска: как генетические, т.е. присущие данному виду предпринимательства в любых условиях, так и специфические, присущие данному периоду. Поскольку важнейшей задачей любого предпринимателя, осуществляющего бизнес в нестабильной экономической среде, является недопущение банкротства организации, в целях управления риском следует выделять допустимый, критический и катастрофический риски. Допустимый риск – это угроза возникновения потерь, сопоставимых с потерей прибыли от реализации проекта или от предпринимательской деятельности в целом. Критический риск – это опасность потерь, сопоставимых с суммой выручки от реализации продукции (услуг). Под катастрофическим понимается риск, который характеризуется опасностью потерь в размере, равном или превышающем собственный капитал предприятия (или имущественное состояние предпринимателя). Катастрофический риск, как правило, приводит к банкротству предприятия.



2.3 Внутренние и внешние риски
Для определения возможностей и границ управления риском на внутрифирменном уровне важно разделение факторов риска в зависимости от сферы возникновения на внешние и внутренние. К внешним для предприятия относятся факторы, не связанные непосредственно с деятельностью этого предприятия: стихийные явления природы, техногенные катастрофы, злоумышленные действия третьих лиц, уровень инфляции, изменения экономической политики внутри- и внешнеполитические события и др.

Внутренние факторы возникают в результате конкретной деятельности предприятий, прежде всего администрации. Они включают уровень себестоимости продукции, ее качество и надежность, условия сбыта, предпродажный и послепродажный сервис, качество рекламы, технический уровень основных производственных фондов, уровень обеспеченности оборотным капиталом, соотношение между собственными и заемными средствами, отбор клиентов, профессиональный уровень рабочих и служащих и др.

В условиях переходной экономики внешние факторы весьма существенно влияют на величину риска деятельности предприятия.

Для деловой активности в сфере реальной экономики в настоящее время определяющими являются такие внешние факторы, как стабильность политической власти на федеральном уровнях, противоречия в разграничении правомочий между федеральными и региональными властями, установление региональных ограничений на перемещение капиталов и товаров, изменения налоговых нормативов или процентных ставок по кредитам Центрального банка РФ, изменение правил валютного обращения и условий ведения внешнеэкономической деятельности, изменение тарифов на продукцию естественных монополий (электроэнергию, газ) и тарифов на грузовые перевозки железнодорожным транспортом и др. производственные предприятия могут испытывать трудности из-за колебаний цен на сырье, материалы и комплектующие; внезапного оттока финансовых ресурсов либо изменения условий кредитования; падения платежеспособности потребительского спроса в регионе традиционного сбыта продукции или падения платежеспособности традиционных оптовых покупателей и других факторов.

При анализе предпринимательского риска предприятия (фирмы) особое значение приобретает разделение факторов риска на регулируемые (управляемые) и нерегулируемые (неуправляемые).

Управляемость факторов зависит от поставленных целей (задач), от конкретных условий их решения, в связи с чем не может быть единого классификационного деления факторов на управляемые и неуправляемые. Отнесение фактора к той или иной группе определяется, во-первых, уровнем управления, на котором может быть принято решение, и, во-вторых, периодом реализации принятого решения. Многие факторы, которые на уровне отдельного предприятия (фирмы) считаются неуправляемыми (например, внешние факторы), на уровне финансово-промышленной группы, органов власти, становятся управляемыми. Чем длительнее период реализации принятого решения, тем больше факторов из группы нерегулируемых могут стать регулируемыми. Труднорегулируемые на коротком интервале времени являются факторы, зависящие, прежде всего от предыстории функционирования анализируемого предприятия (объем и структура основных и оборотных средств, характеристики технического и технологического уровня производства, структура производственного персонала и т. д.)

Величина риска деятельности предприятия может быть изменена за счет целенаправленности воздействия на регулируемые факторы, которое может быть осуществлено только при условии выявления и систематизации всех возможных факторов риска.


3. Управление рисками, их предупреждение

В рыночной экономике основным принципом менеджмента является не максимилизация прибыли, а успешное элиминирование влияния рисковых ситуаций, что в перспективе обеспечивает наибольшую финансовую устойчивость. Поэтому в экономике многих стран предприятия в своей деятельности часто используют связанные с риском производственные стратегии.

Чтобы оперативно реагировать на любые значимые изменения в условиях функционирования, предприятие должно сформировать систему управления, основанную на так называемом предпринимательском стиле поведения. Для этого в общую систему управления предприятием включается система управления рисками (риск-менеджмент). Последняя включает две подсистемы:

управляющую (субъект управления) и управляемую (объект управления). Объектом управления в риск-менеджменте является собственно риск, рисковые вложения капитала и экономические отношения между субъектами предпринимательства в процессе реализации риска. Это отношения между предприятием и банком (заемщиком и кредитором), предприятием и страховой компанией (страхователем и страховщиком), между предприятием, предприятиями-поставщиками и предприятиями-потребителями, между предприятием и его конкурентами и пр. Субъект управления в риск-менеджменте – это группа руководителей и специалистов, которая посредством различных приемов и способов осуществляет целенаправленное воздействие на объект управления.

Процесс управления риском может осуществляться только при условии циркулирования определенной информации между управляющей и управляемой подсистемами. При этом получение надежной и достаточной информации имеет особенно большое значение, так как только она позволяет принять правильное решение о действиях в условиях риска. Эта информация включает осведомленность о вероятности ущерба, наличии и величине спроса на товары и капитал, финансовой устойчивости и платежеспособности клиентов, партнеров и конкурентов, ценах, курсах и тарифах (в том числе на услуги страховщиков), условиях страхования, дивидендах и процентах и т.п.

Все источники информации, которые могут использоваться субъектом управления, можно подразделить на учетные и внеучетные. К первым относятся бухгалтерский учет и отчетность, налоговый учет и отчетность, статистический учет и отчетность, оперативный учет и отчетность, управленческий учет и отчетность, выборочные учетные данные. Ко вторым можно отнести материалы различных ревизии; внешнего и внутреннего аудита; собраний акционеров, совета директоров, правления, комиссий по трудовым спорам, производственных совещаний и т.д.

 Риск-менеджмент, рассматриваемый обычно как система управления риском и экономическими (прежде всего финансовыми) отношениями, возникающими в процессе этого управления, включает стратегию и тактику управленческих действий. Под стратегией управления понимаются направления и способы использования средств для достижения поставленной цели. В соответствии со стратегией выбираются варианты управленческих решений и концентрируются усилия на осуществление этих вариантов. При достижении поставленной цели определенная стратегия утрачивает свое значение. Новые цели требуют разработки новой стратегии. Тактика – это конкретные приемы и методы, которые служат достижению поставленной цели в реальных условиях. Задачей тактики управления является выбор оптимального решения, приемов и методов управления, наиболее соответствующих конкретной хозяйственной ситуации.


В таблице представлена классификация основных методов управления риском предприятий.



Методы предупреждения риска

Методы избежания риска

Методы локализации риска

Методы диверсификации риска

Методы снижения экономических последствий риска

Приобретение

необходимой информации

о риске

Стратегическое планирование деятельности предприятия

Активный, целенаправленный маркетинг

Прогнозирование развития внешней среды

Обучение персонала и его инструктаж

Осуществление предупредительных мероприятий (противоаварийных, противопожарных и т.п.)

Отказ от

ненадежных

партнеров

Поиск гарантов

Отказ от

рисковых

проектов

Увольнение

некомплектованных

работников

Создание

дочерних

предприятий

для реализации

рисковых

проектов

Создание специальных

(с обособленным балансом) структурных подразделений
Заключение договоров о совместной деятельности для реализации рисковых проектов

Распределение

рисков между

участниками

отдельных проектов (соисполнителями)

Диверсификация сбыта и поставок
Диверсификация инвестиций
Диверсификация видов

деятельности
Распределение риска во времени

Лимитирование

Самострахование (создание запасов и резервирования)

Взаимное страхование

Страхование



Эти методы, в конечном счете, способствуют снижению общей величины предпринимательского риска предприятия. Часть из перечисленных методов гарантирует снижение риска в перспективе, часть – немедленно. Отдельные методы можно охарактеризовать как меры прямого воздействия на величину и вероятность реализации риска, другие — как меры опосредованного (косвенного) воздействия.

Хозяйствующие субъекты, использующие методы избегания риска, отказываются от инновационных и иных проектов, эффективность которых вызывает хотя бы незначительные сомнения. Метод «поиска гарантов» широко применяется как мелкими, так и крупными предприятиями. При этом первые используют гарантии различных фондов (поддержка малого предпринимательства, рыночных реформ и т.д.), вторые – органов государственного и муниципального управления. Выдача подобных гарантий в определенной мере способствует развитию коррупции и не заинтересовывает предприятия в принятии мер по снижению риска.

Методы локализации риска позволяют предприятию выделить наиболее финансово опасный этап или участок деятельности в обособленное структурное подразделение или дочернюю фирму (обычно малое предприятие). Этот метод так же допускает реализацию рисковых инвестиционных и инновационных проектов через механизм договоров о совместной деятельности. Производственные предприятия применяют методы локализации риска через выделение в самостоятельные дочерние предприятия своих торговых отделов (развившихся в силу необходимости реализации товаров, полученных по бартеру), транспортных и ремонтно-строительных подразделений.

Методы диверсификации риска представляют собой более гибкие, но во многих случаях трудноприменимые инструменты управления, находящиеся в определенном противоречии с методами избежания риска (так, диверсификация поставок и сбыта возможна при распределении поставок между многими потребителями, взаимодействии со многими поставщиками, что объективно приводит к расширению числа контрагентов предприятия).

Основными приемами ограничения и снижения экономических последствий риска являются лимитирование, самострахование и страхование. Лимитирование (установление предельных сумм расходов по одной сделке, норм инвестирования в один объект, пределов компетенции в принятии финансовых решений отдельными работниками и т.п.) должно применятся для снижения возможных экономических последствий реализации риска, особенно при достаточно сложной и разветвленной структуре управления крупными объектами, имеющими филиалы и дочерние структуры.

Самострахование – это, по существу, страхование, проводимое внутри предприятия. В этом случае на предприятии создаются страховые запасы сырья, материалов и комплектующих, резервные фонды денежных средств, формируются планы их использования в кризисных ситуациях, не задействуются свободные мощности, создается база данных о возможных поставщиках и покупателях, заключивших с предприятием договоры о намерениях к сотрудничеству. Основная задача самострахования заключается в оперативном преодолении временных затруднений финансово-хозяйственной деятельности.

В управлении рисками предприятий следует различать два относительно автономных блока действий – организация борьбы непосредственно с опасностями и организация борьбы с экономическими последствиями реализации этих опасностей. Борьба с опасностями с технической точки зрения может носить характер предупреждения (превенции) и пересечения (репрессии). На предупреждение опасностей направлены такие действия, как приобретение (сбор) и анализ необходимой информации о риске, прогнозирование развития внешней среды, активный маркетинг и стратегическое планирование деятельности предприятия, обучения персонала и его инструктирование, увольнение некомпетентных сотрудников, осуществление противоаварийных, противопожарных и других предупредительных мероприятий. Поскольку превентивная деятельность позволяет не допустить реализацию риска (а значит, избежать финансовых потерь), она должна иметь приоритет перед репрессивной деятельностью.

Репрессивная деятельность направлена на сокращение экономических последствий уже реализовавшегося риска. Ее успех на предприятии предопределяется готовностью к принятию экстренных мер, подкрепленной материальными и финансовыми ресурсами. Пресечение уже возникших опасностей реализуется через такие меры, как расторжение договоров с ненадежными партнерами, сокращение численности персонала, ликвидация убыточных филиалов, работа пожарных команд по тушению пожаров, действия по проведению спасательных работ, ремонту поврежденных линий электропередачи, гидротехнических сооружений, путепроводов и т.д. Во многих случаях успешность репрессивных мер зависит от возможности оперативного принятия управленческих решений (т.е. делегирования полномочий и ответственности в управленческом аппарате предприятия).

Поскольку многие методы управления рисками не являются не только взаимодополняющими, но и альтернативными, исходя, из конкретной ситуации каждое предприятие должно сделать наиболее оправданный с экономической точки зрения выбор между ними. Ограниченность финансовых ресурсов предприятия порождает стремление к сокращению любых расходов. Для принятия верных решений в области финансирования мероприятий, связанных с управлением рисками, следует принимать во внимание стоимость риска.


    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.