--PAGE_BREAK--достижение экономически и социально оправданного уровня комплексности и рационализации структуры хозяйства регионов, повышение ее жизнеспособности в рыночных условиях;
развитие межрегиональных инфраструктурных систем (транспорта, связи, информатики и других);
стимулирование развития районов и городов, располагающих крупным научно-техническим потенциалом и могущих стать «локомотивами» и «точками роста» экономики субъектов Российской Федерации;
оказание государственной поддержки районам экологического бедствия, регионам с высоким уровнем безработицы, демографическими и миграционными проблемами;
разработка и реализация научно обоснованной политики в отношении регионов со сложными условиями хозяйствования, требующими специальных методов регулирования (районы Арктики и Крайнего Севера, Дальний Восток, приграничные регионы и другие);
совершенствование экономического районирования страны.
Одним из главных условий реализации перечисленных задач региональной политики является обеспечение единства экономического пространства страны, которое определяется общностью государственного руководства, денежной, налоговой, бюджетно-финансовой систем, скоординированным развитием основных институциональных структур.
При этом территориальное разделение труда и производственная специализация хозяйства регионов Российской Федерации должны обеспечиваться следующими методами:
модернизация структуры хозяйства индустриально развитых районов на принципах экономики постиндустриального типа;
содействие развитию экономически обоснованных и технологически обусловленных производственных связей между предприятиями приграничных областей России и соседних государств, включенных в единые производственно-технологические системы;
обеспечение условий для привлечения ресурсов российских и иностранных инвесторов к созданию и эксплуатации предприятий в слаборазвитых районах, а также к развитию производств, в продукции которых заинтересована российская экономика;
привлечение инвестиций регионов России и иностранных государств, заинтересованных в развитии общероссийской инфраструктуры и ее включении в систему мировых коммуникаций;
обеспечение государственного регулирования цен на продукцию естественных монополий, прежде всего в сфере транспорта и энергетики, выравнивающего условия хозяйственной деятельности в различных районах страны.
Вопрос 8. Основные положения региональной экономической политики После провозглашения Конституцией РФ многообразия форм собственности и нового геополитического положения России, повысился уровень самостоятельности регионов, что требует совершенствования экономических взаимоотношений между центром и регионами. Главной целью РЭП является стабилизация производства, возобновление экономического роста в каждом из регионов России, повышение на этой основе уровня жизни населения, создание научно-технических предпосылок укрепления позиций РФ в мире. Для этого необходимо решить следующие задачи:
-формирование в регионах многоукладной экономики и содействие в становлении региональных рынков ( товара, труда, капитала, информации )
— содействие в создании в каждом регионе ресурсно-финансового потенциала достаточного для модернизации фондов.
-преодоление различий в уровне соц.-эконом. развитии регионов, поэтапное создание условий для укрепления базы повышения уровня жизни.
— достижение оптимального сочетания эконом. и соц. уровней, рационализации структуры и хозяйств регионов для повышения жизнеспособности регионов.
— совершенствование экономического районирования страны.
Одним из главных условий реализации задач является обеспечение единства экономического пространства.
Решение задач территориального развития требует совершенствования механизма реализации РЭП. Основными методами и формами государственного воздействия являются прогнозирование и программирование.
Так же необходимо отметить участие государства в наиболее эффективных инвестиционных проектах, размещение федеральных заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд и т.д.
Так же одной из важнейших составляющих эффективной реализации РЭП является бюджетно-налоговая система.
Еще одним звеном в РЭП является региональная политика в области международных и внешнеэкономических связях субъектов РФ, одним из важнейших пунктов которой является учет интересов субъектов РФ при разработке концепции внешней политики РФ, подготовке и заключении международных договоров РФ.
Вопрос 9. Природные ресурсы региона – полномочия РФ и субъектов РФ по их использованию Природоохранное законодательство представляет собой модель сочетания федер. и регион. законодательства. Статьей № 71 Конституции РФ к ведению гос-ва отнесены установление основ фед. политики и федер. программы в области экономического развития РФ, определение статуса и защита территориального морск., возд. пространства, континентального шельфа, предусматривающая совместное ведение России и ее субъектов ст. №72 включает природопользование, охрану окр. среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории. ПО всем указанным вопросам совместного ведения приняты соответсвующие федер. законы. Субъекты Федерации в области охраны окр. среды и природопользования используют свои полномочия в соответствии со ст.№ 73 и76. Так, на основании закона « О недрапользовании» большинство субъектов РФ урегулировали добычу, охрану и использование общераспространенных полезных ископаемых. Во всех субъектах РФ в соответствии с ФЗ разработаны и приняты региональные правила охоты, правила пользования маломерными судами, где фиксировались природоохранные требования как общего характера так и исходя из местной специфики.
Нередко экологические функции Федерации и ее субъектов отображаются одними и теми же понятиями, что приводит к дублированию компетенций. Так, в ФЗ «Об охране окр. среды» к ведению тех и других относится: организация и развитие системы эколог. Образования, экономическая оценка воздействия хозяйственной и иной деятельности на окруж. среду. Понятно, что и Фед. и субъекты обязаны этим заниматься, но в какой мере и как?
Вопрос 10. Методы реализации региональной экономической политики К методам осуществления РЭП можно отнести следующее:
1.) Модернизация структуры хозяйства на принципах экономики постиндустриального типа к 2003-3-й технологический уклад (ядро- эл. сети, электродвигатели, тяжелое машиностроение, неорганическая химия к.ф.- эл. двигатель, сталь) к 2010-4-й технологический уклад (ядро-автомобиль, синтетич. материалы, органическая химия, к.ф.-авиакосмическая промышленность, телекоммуникации) далее- 5-й технологический уклад (ядро — электронная промышленность, программное обеспечение, роботостроение, информационные услуги, к.ф.- микроэлектроника)
2.) Содействие развитию экономически обоснованных и технически обусловленных связей предприятий между приграничными регионами (Казахстан, Китай, Белоруссия, Украина)
3.) Привлечение инвестиций в развитие общероссийской инфраструктуры и ее включение в систему мировой коммуникации.
4.) Государственное регулирование цен на продукцию энергетики, снабжение природным газом, транспортные услуги для выравнивания условий хозяйственной деятельности в различных регионах страны.
Вопрос 11. Методы и формы реализации региональной экономической политики Решение задач территориального развития требует совершенствования механизма реализации региональной экономической политики. Дальнейшее развитие должны получить такие методы и формы государственного воздействия, как прогнозирование и программирование.При разработке общероссийских прогнозов и программ особое место должно быть отведено региональному аспекту. Это даст регионам необходимые ориентиры, позволяющие им определить господствующие тенденции, примерные количественные параметры социально-экономического развития, свое место в межрегиональном разделении труда, наметить и скорректировать в прогнозируемой динамике общероссийского и региональных рынков собственные регулирующие воздействия на экономические и социальные процессы. В проектах долгосрочных и среднесрочных прогнозов и программ должны быть отражены вопросы совершенствования региональной экономической политики, в том числе возможные изменения экономического механизма федеративных отношений (межбюджетные отношения, распределение полномочий по налоговой системе, вопросы управления собственностью и использования природных ресурсов и другие).Важнейшими исходными пунктами должны стать прогнозирование платежеспособного спроса и его регионального распределения, изучение региональных рынков, оценка финансовых и других ресурсных возможностей регионов, выявление путей и средств активизации собственного потенциала регионов для решения важнейших социально-экономических проблем их развития.Среди форм реализации региональной политики в настоящее время и в перспективе особое место должно быть отведено разработке и осуществлению федеральных целевых программ социально-экономического развития регионов.Перечни таких федеральных целевых программ, подлежащих проработке, должны определяться при подготовке общероссийских концепций и программ на среднесрочную и долгосрочную перспективу и входить в состав этих документов. Учет регионального аспекта должен стать необходимым звеном в выработке и проведении политики структурной перестройки экономики. В качестве основных форм ее реализации наряду с федеральными целевыми программами развития регионов и отраслей с долевым государственным финансированием должны использоваться такие формы, как:
участие государства в наиболее эффективных инвестиционных проектах с использованием конкурсной и контрактной систем их реализации;
размещение федеральных заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд;
поддержка наукоемких производств и развитие высоких технологий;
содействие активизации международных экономических связей регионов Российской Федерации;
создание условий для формирования свободных экономических зон и технополисов в регионах, имеющих высокий научный и кадровый потенциал, а также развитую инфраструктуру;
содействие малому и среднему бизнесу.
Ведущим в области совершенствования финансовых и налоговых отношений между Российской федерацией и ее субъектами, а также между органами государственной власти и органами местного самоуправления должен стать курс на последовательное повышение уровня бюджетного самообеспечения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. С этой целью необходимо закрепить за субъектами Российской Федерации постоянные и достаточные финансовые и прежде всего налоговые источники доходов для самостоятельного формирования бюджетов.
Это позволит уменьшить неоправданные встречные финансовые потоки между бюджетами различных уровней, снизить объемы федеральной финансовой поддержки регионов, способных обеспечить развитие собственными силами.
Для реализации задач региональной экономической политики в бюджетно-налоговой сфере необходимо обеспечить:
бездефицитность бюджетов большинства субъектов Российской Федерации путем изменения налоговой системы;
законодательное разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления по осуществлению социально-экономической политики, формированию доходных и расходных статей соответствующих бюджетов, сбору и использованию налогов и других обязательных платежей; возможность при формировании бюджетов определять и учитывать финансовый и налоговый потенциал каждого субъекта Российской Федерации; сбалансированность бюджетов всех уровней, а также согласованные между Российской Федерацией и ее субъектами соответствующие расчетные принципы и методы; право — в пределах автономных финансовых ресурсов — самостоятельного принятия каждым органом власти на соответствующем уровне решений о направлениях и масштабах использования бюджетных средств;
контроль за целевым расходованием средств, выделяемых из федерального бюджета на социально-экономическое развитие регионов.
Вопрос 12. Формы осуществления региональной экономической политики К основным формам реализации РЭП относятся прогнозирование и программирование.
При разработке общероссийских прогнозов и программ особое место отводится региональному аспекту, что дает регионам необходимые ориентиры для дальнейшего развития.
Главное назначение прогнозов — оценка развития происходящих и ожидаемых процессов, последствий вариантов политики и используемых средств их реализации, т.е. это попытка получить ответы на вопросы: что будет, если…или что необходимо сделать для получения определенного результата.
Так же к формам осуществления РЭП относятся:
— использование федерального бюджета для перераспределения ресурсов между регионами. Основной целью является предотвращение еще большего разрыва между регионами, снижения производства и банкротства предприятий.
— размещение государственных заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд. Размещение государственного заказа может стимулировать экономический подъем в соответствующих регионах.
— структурная перестройка экономики региона
— госуд. регулирование эк-ки в регионах со сложной эконом. ситуацией. Государство осуществляет ряд организационно-хоз-х функций там, где они выходят за рамки возможностей отдельного региона.
Что касается федеральных целевых программ, то их главное отличие состоит в том, что они ориентированы на решение стратегических задач. Это способ радикального решения межрегиональной ассиметрии, с помощью которого преодолеваются не только ее последствия, но и уничтожаются причины порождающие ее.
— содействие активизации международных экономических связей регионов РФ.
— участие государства в наиболее эффективных инвестиционных проектах с использованием конкурсной и контрактной систем их реализации.
— поддержка наукоемких производств и развитие высоких технологий.
Вопрос 13. Бюджетное выравнивание в РФ Политика «выравнивания». Аномальные (резко отличающиеся от средних) территориальные различия в уровне и качестве жизни, во многом определяемые экономическими, природно-климатическими, природно-ресурсными и инфраструктурными особенностями регионов, являются логическим основанием для использования многими государствами политики так называемого «выравнивания». Ее результатом считают последовательное приближение параметров уровня жизни и экономического развития в худших (по этим параметрам) регионах как минимум к среднему уровню.
Политика «выравнивания» как идеология государственного воздействия на параметры функционирования отдельных регионов используется в различных масштабах и применительно к разным группам таких параметров (в том числе и весьма неполно характеризующим территориальное развитие). Так, например, крупномасштабная политика «выравнивания» осуществляется в ФРГ (по отношению к землям бывшей ГДР), в Италии (проблема «Север-Юг»), в Китае, в Японии и во многих других государствах. В России политика «выравнивания» проводится преимущественно селективно, применительно к отдельным территориям (например, путем разработки и реализации соответствующих программ), а на общегосударственном уровне — применительно к уравниванию «бюджетной обеспеченности» населения, т. е. по важному, но не определяющему параметру территориального развития. Отметим в этой связи, что с реализацией курса Правительства РФ на все большее перекладывание оплаты социальных услуг (в первую очередь, по содержанию жилья) на само население, бюджетное «выравнивание» на основе трансфертов будет все менее способствовать снятию аномальной территориальной дифференциации по потреблению населением этих услуг. Отметим и то обстоятельство, что в России бюджетное «выравнивание» не ориентировано на снятие действительно аномальных различий территориального развития (что было бы уместно в стране с крайне низкой бюджетной обеспеченностью в целом и с наличием огромных различий в развитии отдельных территорий). «Выравнивание» ориентировано на именно уравнивание, и в этот процесс вовлечены каждые девять из десяти субъектов федерации.
Вопрос 14. Характеристика и роль средств региональной экономической политики
РЭП – часть государственной политики, которая включает в себя ее региональные аспекты. Она является ядром государственного регулирования регионального экономического развития.
К средствам реализации РЭП можно отнести:
1. Прогнозирование территориального и регионального социально-экономического развития (система научно обоснованных представлений о наиболее вероятных вариантах социально-экономического развития). Главное назначение прогноза – оценка развития происходящих и ожидаемых событий, процессов и попытка получить ответы на вопросы: что будет… если?
продолжение
--PAGE_BREAK--2. Прямое участие государства в развитии экономической и социальной сферы в регионах (один из способов адресного регулирования). Осуществление федерального инвестирования проектов, имеющих федеральное назначение (ЖД, автомагистрали, медицинские и научные центры). Государство также финансирует проекты, которые оказывают сильное позитивное влияние на рост социально-экономического развития региона.
3. Размещение государственных заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд. Используется для снижение безработицы и других социально-экономических последствий экономического спада в том или ином регионе. Может стимулировать экономический подъем.
4. Организация информационной поддержки регионов в особых отраслях деятельности. В тех видах деятельности, где возможности и компетенция региональных властей ограничены (внешнеэкономическая деятельность). Государство помогает устанавливать контакты о получении инвестиций и займов. В таких случаях заключается договор или соглашение между правительством РФ и иным государством.
5. Федеральные программы социально-экономического развития. Способ радикального решения проблемы с помощью которого преодолеваются не только последствия, но и причины.
· Применение экономических регуляторов. Создание особых экономических зон. (Свободные экономические зоны – развитие экспортного потенциала в отдельных регионах страны. Для увеличение поступлений в бюджет – активизация внешнеэкономических связей, привлечение инвестиций. Но импорт снижает конкурентоспособность, страдает бюджет из-за получения недостаточного количества средств; ЗАТО – закрытые административно-территориальные образования – субвенции и дотации.
· Бюджетный федерализм (межбюджетные отношения) – перераспределение расходов и доходов между федеральными и региональными бюджетами ( выплата трансфертов, субсидий и дотаций на поддержку региона).
Вопрос 15. Региональная политика в области повышения уровня жизни населения Важнейшие задачи региональной политики — создание прочной основы для повышения уровня жизни населения, государственная поддержка малоимущих слоев населения в районах, не имеющих возможности собственными силами выполнить эту задачу.
Основным элементом социальной политики является поэтапное повышение уровня минимальных государственных гарантий — минимальной заработной платы, минимальных пенсий и пособий, их регулярная индексация в соответствии с ростом потребительских цен.
Главными целями региональной политики в области доходов являются:
обеспечение максимально благоприятных экономических, правовых и организационных условий для роста заработной платы, пенсий, пособий и других денежных доходов граждан России;
стабилизация уровня жизни населения, создание прочной основы для его повышения во всех регионах Российской Федерации.
Субъектам Российской Федерации, которые не имеют достаточных средств для обеспечения гарантированного минимума доходов своего населения, необходимо дополнительно выделять государственные ресурсы, величина которых должна определяться с учетом региональных различий в минимальных социальных стандартах.
В целях минимизации отрицательных последствий расслоения общества региональная политика должна быть ориентирована на:
совершенствование налоговой системы путем постепенной отмены налогов на средства, направляемые организациями на потребление, при одновременном усилении налоговой нагрузки на индивидуальные, особенно сверхвысокие, доходы и имущество физических лиц;
расширение прав субъектов Российской Федерации в регулировании вопросов оплаты труда на основе региональных соглашений между объединениями профсоюзов, работодателями и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
введение на региональном уровне системы страхования заработной платы на случай неспособности работодателей выполнять обязательства по оплате труда.
Вопрос 16. Программы социально-экономического развития как средства реализации региональной политики
ФЦП – способ радикального решения межрегиональных асимметрий, с помощью которых преодолеваются не только последствия, но и причины асимметрий. Это комплекс плановых мероприятий, направленных на решения определенной программы в установленные сроки, увязанный по ресурсному обеспечению, исполнителям и срокам.
Программы создают федеральным и региональным властям долговременные ориентиры для их повседневной деятельности.
Подходы:
§ Всестороннее стимулирование инициатив регионов по интенсивному развитию регионов.
§ Учет региональных особенностей
§ Учет природного, демографического и интеллектуального потенциала
§ Защита интересов государства. Главными нормативными документами программирования является Постановление Правительства РФ № 594 от 1995 г. и статья 5 Конституции РФ, гласящая о том, что федеральный центр обязан участвовать в развитии региона.
Этапы разработки программы:
§ Отбор проблем для программной разработки;
§ Принятие решения о разработке ЦП и ее формирование
§ Оценка ЦП
§ Утверждение ЦП
§ Управление и контроль за ходом реализации
Принципы:
§ Комплексность целей и задач на каждом этапе
§ Целевая направленность и системность мероприятий
§ Вариантная разработка мероприятий (неопределенность)
§ Ресурсная обеспеченность
§ Адресность заданий
§ Обеспечение управляемости программы.
Функции ЦП:
§ Проблемно-целевая
§ Организационная
§ Координирующая и стимулирующая
§ Контрольная
Назначение ЦП: в отличие от банковской системы ЦП нацелены не столько на быструю окупаемость, сколько на долгосрочные инвестиции в реальный сектор экономики, направлены на решение структурных задач.
Достоинства ЦП:
§ Направленность на решение коренных проблем региона
§ Определяются стратегические цели и последовательность действий, привлекая государственный и частный капитал.
§ Наличие НП базы, обеспечивающей механизм подготовки, реализации.
§ В процессе разработки ЦП удается сформулировать системный взгляд на проблемы региона.
Недостатки:
§ Хронически недостаточное финансирование
§ Выборочное осуществление мероприятий, изменение их первоначального замысла, структуры и конечной цели.
§ Слабая координация между ФЦП, которые параллельно осуществляют на определенной территории.
§ Недостаточный контроль за иппд бюджетных средств и за соответствием получаемых результатов.
С 2000 г. введены ограничения: федеральный центр участвует в программе из расчета 40% федерального бюджета (больницы, школы); 20% — коммерческий.
Алтайский край подготовил новую Программу экономического и социального развития Алтайского края на 2003 – 2007 гг. Ее основные направления:
§ Внедрение газотурбин
§ Горнодобывающая промышленность
§ Сельскохозяйственное машиностроение.
Вопрос 17. Структура народного хозяйства и основные направления структурной трансформации в 90-е гг.
Структура народного хозяйства – это сложившиеся пропорции отдельных отраслей и территорий производств, комплексов с соответствующем уровнем хозяйственных связей между элементами экономики. Соотношение элементов в структуре имеет значение для сбалансированного народного хозяйства, для его эффективности и устойчивого экономического роста.
Структурный эффект — отражает связь между изменениями отраслевой структуры и ростом показателей национального хозяйства.
К = /а1/+/а2/+/аn/ поделить на n, где К – индекс;
а – сдвиги в отраслях;
n – количество подотраслей.
Положительный структурный эффект – когда рост индекса изменений сопровождается повышением роста экономики;
Отрицательный структурный эффект – если индекс изменений не высок, что сопровождается застойными явлениями в экономике, падением уровня производства.
Элементы структуры:
· отраслевая;
· социальная;
· воспроизводственная;
· региональная (определяет размещение производительных сил на территории страны).
Оптимальная структура национального хозяйства (СНХ) создается в результате эффективной многолетней экономической политики. В начале 90-х структура экономики РФ имела огромное развитие ОПК, и сопряженных с ним отраслей промышленности, низкий уровень производства ТНП и в сфере услуг. Сырьевые отрасли во многом компенсировали слабость этих отраслей.
Быстрое падение материального производства в РФ происходило в соответствии с законами рынка и при минимальном регулировании этого процесса правительством.
В 1992-2001гг. тенденция развития в промышленности стала меняться. Выросло значение сырьевых отраслей. Существенно снизился выпуск станков, оборудования, средств передвижения, оборонной техники. Сфера услуг существует и расширяется за счет суженной сферы материального производства, т.е. благодаря тому, что посредники и их фирмы паразитируют на промышленности и с/х.
Главный фактор сдерживающий структурную перестройку – недостаточная привлекательность российских активов, что тормозит процесс модернизации.
Вопрос 18. Основные направления региональной политики развитых стран организованных на принципах управления децентрализованными структурами Стержнем РП высокоиндустриальных стран Запада являются мероприятия по развитию депрессивных и слаборазвитых территорий, а также децентрализация крупных промышленных агломераций.
В федеративных государствах (США, ФРГ, Швейцария и т.д.) главные права в области РП сосредоточены в руках субъектов федераций.
Прямой контроль, как наиболее жесткая мера используется сравнительно редко.
Более распространены финансовые стимулы:
· субсидии и кредиты (кредиты под более низкий %, на боле долгий срок, неограниченность суммы);
· ссуды и дотации;
· налоговый режим (уменьшение суммы налогов или освобождение от них на некоторое время).
Характерной особенностью американской РП является сильная децентрализация власти. Целый ряд полномочий и сферы деятельности переданы на местный уровень и осуществляются без какого-либо вмешательства со стороны федерального правительства. Местные органы самоуправления функционируют на прочной финансовой базе, что дает им административно-хозяйственную независимость, т.о. они имеют действенные рычаги управления.
Основными направлениями РП ЕС являются:
· предоставление конкретным странам и регионам финансовой помощи для развития проблемных территорий;
· содействие структурной перестройке и развитию отсталых регионов (привлечение инвестиций, создание рабочих мест, развитие инфраструктуры и т.д.);
· борьба с долговременной безработицей;
· помощь по включению молодежи в трудовую жизнь;
· содействие аграрной политике с выделением двух подцелей: 1. модернизация и развитие обслуживания с/х производств; 2. содействие развитию сельских ареалов;
· развитие регионов с очень низкой плотностью населения.
Вопрос 19. Рыночная инфраструктура и ее роль в развитии региона Рыночная инфраструктура – это сложная организационно-экономическая система, основными элементами которой являются отрасли оптовой и розничной торговли, материально-технического снабжения, кредитования и страхования, информационного и правового обслуживания (строительство дорог, портов, мостов, складов, энергетическое хозяйство, транспорт, связь, образование, наука, здравоохранение, банковский сектор…) Это своего рода каркас на котором основывается рыночная система региона. Она объединяет сферы производства, обращения и потребления в единую последовательную цепочку, обеспечивает ускорение оборота материальных, финансовых и информационных потоков в экономике, способствуя повышению эффективности общественного развития.
Рыночная инфраструктура является одной из подсистем региональной экономики и призвана обеспечить необходимые условия формирования развитых экономических отношений. Элементы этой подсистемы связаны как между собой, так и со всеми субъектами региона. Также существует взаимозависимость между рыночной инфраструктурой и другими отраслями региона (с/х, промышленность), которая заключается в том, что от степени развития инфраструктуры зависит эффективность деятельности других отраслей, т.е. из-за неразвитой региональной инфраструктуры возможно падение эффективности отраслей экономики.
По уровню развития рыночная инфраструктура может быть классифицирована:
· инфраструктура, оставшаяся от старой системы и требующая коренных изменений с учетом современных требований развития бизнеса;
· новая формирующаяся инфраструктура;
· сформировавшаяся инфраструктура, по своим параметрам и характеристикам отвечающая требованиям рынка.
Также существует следующие классификации:
· по функциональному признаку;
· по отраслевому признаку;
· по признаку обслуживания рынков;
· по пространственному признаку.
Вопрос 20. Механизм регулирования регионального развития
Одной из важнейших проблем, с которой столкнулась реформируемая Россия – обострение дифференциации экономического и социального развития российских регионов. Они различаются по уровню производительных сил, наличию сырья, по социальной структуре.
Одним из путей преодоления региональных противоречий является использование механизма государственного регулирования регионального развития. Содержанием государственного регулирования является система организационно-правовых механизмов, которая должна реально воздействовать на процессы территориального развития в интересах центра и регионов. Целью государственного регулирования является:
· стимулирование развития территорий, не способных нормально развиваться самостоятельно;
продолжение
--PAGE_BREAK--· создание условий для возникновения государственно-значимых «точек роста».
Регулирование регионального развития осуществляется в форме:
· трансфертов направленных в бюджеты субъектов РФ из бюджетного федерального фонда финансовой поддержки регионов с целью выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов федерации;
· дополнительной финансовой поддержки депрессивных регионов;
· федеральных целевых программ;
· бюджетных инвестиций и инвестиционных проектов;
· содействия развитию социальной сферы региона.
Сложностью государственного регулирования регионального развития является отсутствие единой нормативно-установленной процедуры отбора региональных проблем для решения на федеральном уровне.
Вопрос 21. Полномочия субъекта РФ по поддержке малого предпринимательства
Законодательство Алтайского края о государственной поддержке малого предпринимательства состоит из Устава Алтайского края, закона по поддержке малого бизнеса, ФЗ «О поддержке малого предпринимательства», а также других законов Алтайского края относящихся к регулированию сферы малого бизнеса.
Краевое законодательное собрание обладает следующими полномочиями:
· принятие законов и др. правовых актов по вопросам государственной поддержки малого бизнеса, внесение в них изменений и дополнений;
· толкование законов и осуществление контроля за их выполнением;
· утверждение краевого бюджета в части определения сумм, направленных на поддержку малого предпринимательства;
· установление ставок краевых налогов для субъектов малого бизнеса;
· предоставление льгот по налогам и сборам с целью стимулировать развитие отдельных видов предпринимательства.
Администрация Алтайского края имеет следующую компетенцию:
· планирование краевого бюджета в части определения сумм денежных средств, направленных на поддержку малого бизнеса;
· разработка региональных программ по поддержке малого бизнеса;
· проведение анализа состояния малого бизнеса в крае, оценка эффективности мер по его государственной поддержке;
· подготовка прогнозов развития малого бизнеса;
· обеспечение участия субъектов малого бизнеса в поставках продукции и выполнения работ для федеральных и краевых нужд;
· оказание поддержки в организации деятельности союзов субъектов малого бизнеса (льготные условия на помещения, средства связи).
Право на получение поддержки со стороны органов власти края в сфере малого бизнеса имеют все индивидуальные предприниматели (физическое лицо) и часть коммерческих организаций.
Преимущества при предоставлении финансовой поддержки отдается следующим субъектам малого бизнеса:
· имеют в качестве основного вида деятельности производство;
· предлагают проекты, приоритетные для Алтайского края;
· участвуют в реализации краевых программ социально-жилищного развития;
· не имеют долговых обязательств по ранее полученным кредитам;
· имеют действующий договор страхования.
Финансовое обеспечение реализации краевой программы поддержки малого предпринимательства осуществляется за счет краевого бюджета и иных источников.
В Алтайском крае могут создаваться и создаются частные фонды, имеющие целью поддержку и развитие малого предпринимательства.
Вопрос 22. Бюджетный федерализм. Принципы и критерии Бюджетный федерализм, это отношения между органами гос. власти РФ и органами гос. власти субъектов РФ по поводу разграничения бюджетных полномочий, расходов и доходов, распределения и перераспределения последних между федеральным бюджетом и бюджетами регионов. Сущность Б.Ф. состоит в нормативно-законодательном определении налоговых и бюджетных взаимоотношений между налогоплательщиками и различными уровнями бюджетов.
Существует несколько основных принципов Российского Б.Ф.:
1. равноправие субъектов РФ в их налогово-бюджетных взаимоотношениях с федеральным центром. Потому недопустимо предоставление каких-то специальных привлечений и льгот отдельным регионам, т.к. ущемляет права других регионов.
2. самостоятельность бюджетов разных уровней, т.е. за каждым уровнем в бюджетной системе закреплены определенные полномочия, и каждый уровень самостоятельно их выполняет.
3. законодательное разграничение бюджетной ответственности, т.е. закрепление за каждым бюджетом контрольных сфер, которые он должен финансировать.
4. соответствие финансовых ресурсов органов власти их полномочиям.
5. применение единых методов при разделении федеральной финансовой помощи регионам.
6. возможность использования договорных отношений при распределении доходных и расходных полномочий. К основным критериям эффективности Б.Ф. можно отнести эффективное выполнение расходных обязательств бюджетами, стабильный индекс бюджетных расходов (в том числе и на душу населения), а так же эффективное взаимодействие бюджетов разных уровней.
Вопрос 23. Показатели неоднородности экономического пространства и принципы дифференциации населения по доходам
Усиление неоднородности экономического пространства затрудняет проведение единой политики социально-экономических преобразований и формирование общенационального рынка.
Причины:
— рыночная конкуренция, неодинаковая адаптируемость к рынку регионов с различной структурой экономики
— ослабление роли государства.
Важным показателем уровня экономического развития является объем ВРП на душу населения.
Гранберг А.Г. разделил все субъекты на 6 категорий по отношению к среднероссийской величине ВРП на душу населения. Число регионов имеющих ВРП на душу населения ниже среднероссийского значительно превышает вышесредний (почти в 2 раза).
Растущая дифференциация регионов РФ по величине ВРП на душу населения происходит на фоне общего уровня производства в стране. Экономическое положение ухудшается сильнее в отсталых регионах и максимальное различие между субъектами монотонно увеличивается. Т.о. чем выше исходный уровень ВРП на душу населения, тем меньше его падение (дивергенция).
Денежные доходы на душу населения различаются среди субъектов РФ больше чем в 10 раз.
Распределение регионов сильно асимметрично: вышесреднероссийских в 3 раза меньше, чем тех у которых средний доход на душу населения ниже среднероссийского. В лидирующей группе находится Москва, нефтегазодобывающие регионы и северные территории Дальнего востока. В низшей — Сев. Кавказ.
Регионы России сильно различаются не только по величине среднедушевого дохода, но и по структуре его распределения.
Парадокс:
— самые богатые (периферийные) и самые бедные имеют регионы имеют мин. сбережения в объемах денежных доходов населения.
— в самых богатых (периферийных) и самых бедных регионах получаемые доходы значительно превышают расходы.
— население регионов с самыми низшими среднедушевыми доходами не расходует существенную их часть.
Существенное влияние на уровень жизни населения регионов оказывает дифференциация цена потреб. товары и услуги.
Наиболее высокая стоимость жизни в северных и восточных регионах, наименее– в центральной полосе и на Северном Кавказе.
Т.О. показатели регионального различия уровня стоимости жизни несколько сглаживают региональную дифференциацию душевых доходов по покупательской способности.
До начала рыночных реформ межрегиональные различия среднедушевых доходов населения были не так ощутимы. С нач. 90х гг. по мере ослабления государственного регулирования доходов и появления многоукладной экономики усилилась отраслевая, профессиональная и социальная дифференциация по денежным доходам.
Вопрос 24. Основные условия конвергенции регионов Во всех документах государственной региональной политики РФ приветствуется тезис о необходимости выравнивания регионов, достижения их максимальной однородности по уровню социально-экономического развития.
Наиболее приоритетными задачами уменьшения неоднородности экономического пространства являются:
1. Преодоление тенденции усиления межрегионального неравенства.
2. “Подтягивание” наиболее отсталых регионов.
Основные условия конвергенции регионов РФ сводятся к следующему:
1. Повышение темпов экономического роста (в частности ВВП). Это расширит возможности для межрегионального перераспределения финансовых ресурсов с целью сближения регионов по уровню социального развития.
2. Рост экономической активности в наиболее бедных регионах, что приведет к повышению занятости и к увеличению предпринимательских доходов.
3. Увеличение социальных трансфертов из федерального бюджета (пенсии, пособия).
4. Повышение самостоятельности регионов при решении каких-либо проблем и задач своего социально-экономического развития, стимулирование региональных точек роста (особенно в наиболее отсталых регионах).
Вопрос 25. Правовые основы и формы разграничения предметов ведения и полномочий Правовой основой разграничения предметов ведения и полномочий является ФЗ и статьи Конституции РФ (ст. 71-73, 77, 78 связаны с этим).
Предметом ведения РФ является сфера общественных отношений регулирование которой отнесено Конституцией РФ исключительно к полномочиям РФ.
Предметом ведения РФ и субъектов РФ является сфера общественных отношений регулирование которой отнесено к совместному ведению и РФ и Субъектов РФ.
Предметом ведения субъекта РФ является общественные отношения, которые находятся вне полномочий РФ и субъекты РФ обладают полнотой гос. власти.
Правовой формой разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации является договор между органами гос. власти и органами гос. власти субъектов федерации.
Правовой основой передачи федеральными органами исполнительной власти органам субъекта РФ части своих полномочий является соглашение между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.
Так же формами разграничения полномочий является Конституция, фед. законы, постановления Конституционного суда.
При разграничении полномочий необходимо соблюдать следующие принципы:
1. Необходимость учитывать индивидуальные особенности региона (этнические, географические и др.).
2. Все документы, принимаемые на разных уровнях власти не должны противоречить Конституции.
3. При разграничении необходимо исключить неопределенные полномочия.
Так же предусматривается принцип равноправия субъектов при разграничении предметов ведения и полномочий.
Такой тип разграничения полномочий относится к т. н. Совмещенному способу. Его большим минусом является тот факт, что в его рамках очень сложно провести четкую границу между сферами совместного ведения и исключительного ведения субъектов РФ.
Вопрос 26. Основные тенденции региональной дифференциации Исторически сложившаяся неоднородность экономического пространства России оказывает большое влияние на структуру и эффективность экономики, стратегию социально-экономической политики и т. д. Потому вопрос о дифференциации регионов имеет важное значение.
С началом рыночных реформ дифференциация регионов стала быстро усиливаться. Это было связано со следующими причинами:
1. Действие рыночной конкуренции.
2. Неодинаковая адаптация регионов к рынку.
3. Ослабление регулирующей роли государства (сокращение государственной финансовой поддержки).
4. Фактическое неравенство регионов Федерации в экономических отношениях с центром.
Одним из показателей растущей дифференциации является величина ВРП на душу населения. Это происходит на фоне снижения общего уровня производства в стране. Экономическое положение ухудшается в большинстве регионов, а отсталые регионы отстают еще больше.
Также дифференциация происходит по величине среднедушевого дохода. До начала рыночных реформ различие среднедушевых доходов населения сглаживались. С нач. 90х гг. усиливается отраслевая, профессиональная и др. дифференциация по денежным доходам (сфера услуг и сфера производства). Еще одним показателем является соотношение денежного дохода прожиточного минимума жизни, т.е. стоимости жизни. Здесь различия не очень велики и они несколько сглаживают региональную дифференциацию доходов на душу населения.
Вопрос 27. Сущность региональной структурной и инвестиционной политики В конце ХХ в. общемировой тенденцией стала экономическая регионализация – повышение роли регионов и территорий в хозяйственной жизни. Этот процесс может быть охарактеризован как децентрализация. Процесс децентрализации не мог не захватить и инвестиционную сферу.
· Региональная инвестиционная политика – это система действий по привлечению инвестиций в экономику региона. На практике она реализуется как последовательное решение конкретных задач. К стратегическим задачам относятся: создание эффективно-работающей инфраструктуры регионального инвестиционного рынка;
· расширение платежеспособного спроса на продукцию предприятий региона и на инвестиционные ресурсы;
· интеграция регионального инвестиционного рынка в международный рынок капитала и др. инвестиционных ресурсов;
· создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций и инвестиций из др. регионов РФ в экономику региона.
Для активизации инвестиционной деятельности на территориальном уровне под инвестиционные проекты и программы регионов и территорий необходимо подвести прочную финансовую базу, прежде всего налоговую. Укреплению этой фин. базы могли бы послужить передача в доходную часть бюджетов субъектов РФ определенной доли доходов от внешнеэкономической деятельности. К тактическим задачам можно отнести:
продолжение
--PAGE_BREAK--