Реферат по предмету "Мировая экономика"


Развитие предпринимательства в отечественной экономике

--PAGE_BREAK--Предприниматели осуществляют свою деятельность в определенных условиях, в специфической предпринимательской среде. Последняя представляет собой интегрированную совокупность различных (объективных и субъективных) факторов, позволяющих предпринимателям добиваться успехов и реализации поставленных целей в процессе тех или иных проектов, а также получать прибыль (доход). Имеются в виду сложившиеся в тот или иной момент времени социально-экономические, политические, гражданско-правовые условия, обеспечивающие дееспособным гражданам экономическую свободу занятия предпринимательской деятельностью, направленной на удовлетворение потребностей субъектов рыночной экономики [17, с.39].
Как всякая сложная система, предпринимательская среда подразделяется на внешнюю и внутреннюю среду. Под внешней предпринимательской средой понимается совокупность объективных условий и факторов, влияющих на развитие в стране предпринимательства. Предприниматели не способны изменить ее (например, федеральные законы, природные факторы и т. п.), а должны учитывать те или иные специфические факторы при ведении собственного дела.
Важность благоприятной внешней предпринимательской среды очевидна. Хотелось бы обратить внимание на другую, не менее, а, как показывает практика, более важную проблему — организации внутренней предпринимательской среды. Например, известная американская консультационная компания Маккинзи, исходя из анализа результатов длительных исследований, установила, что 80% возникавших у предпринимательских фирм проблем были связаны с решениями, принимавшимися руководством компаний. Внешние факторы были причиной лишь 20% организационных проблем.

2. Основные этапы становления и развития российского предпринимательства
История российского предпринимательства самым тесным образом связана с историей государства и насчитывает более тысячи лет. Однако систематическое научное осмысление места и роли предпринимателя в России началось сравнительно недавно, только на рубеже XIX—XX вв. При этом надо иметь в виду, что в годы советской власти история предпринимательства как научная и учебная дисциплина практически не изучалась, а немногочисленные исследования, посвященные отдельным аспектам деловой активности, рассматривали предпринимателя в основном как явление чуждое социализму. И лишь со второй половины 80-х гг. XX в. история российского предпринимательства становится предметом научных изысканий и учебной дисциплиной, которая преподается в ряде экономических вузов страны.
Тем не менее и сегодня многие важные теоретические вопросы становления и развития российского предпринимательства, прежде всего его периодизация, остаются практически не изученными. И все же нельзя сказать, что затронутая проблема в той или иной форме не отражается в работах, посвященных предпринимательству или экономической истории России. Можно сказать, что в каждой подобной работе вопросы периодизации присутствуют, но это делается, как правило, только на уровне перечисления тем без какого-либо серьезного обоснования. Такой подход, в свою очередь, приводит к тому, что в различных исследованиях, претендующих на исчерпывающее рассмотрение проблемы предпринимательства, она представлена в разных хронологических рамках: одни исторические периоды существенно расширяются пли произвольно укрупняются, а другие просто исчезают из поля зрения авторов.
В четыре крупных этапа сведена периодизация предпринимательства и в учебном пособии, подготовленном коллективом авторов по результатам исследования истории предпринимательства в России от средневековья до начала XX в.
В целом можно выделить следующие этапы развития российского предпринимательства начиная со времен Киевской Руси и заканчивая в современным временем [4, с.48].
Первый этап в становлении предпринимательства охватывает Древнюю Русь и распадается на два относительно самостоятельных периода. Это период Киевской Руси, т.е. период, когда у восточных славян появляется собственное государство (IX—XII вв.), и период феодальной раздробленности на Руси, хронологически продолжавшийся с XII в. до конца XIV в. В контексте развития предпринимательства на данном этапе можно говорить о том, что оно существовало преимущественно как торговое предпринимательство, а само государство, по существу, выступало в качестве транзитного государства, контролировавшего важные международные торговые маршруты, получившие в истории названия «Великий путь из варяг в греки и «Великий Волжский путь». Если в первом периоде именно транзитная торговля являлась основным двигателем предпринимательства, то в период феодальной раздробленности можно говорить о начале формирования внутренней межобластной торговли, причем это характерно как для домонгольского, так монгольского периода феодальной раздробленности на Руси.
Второй этап мы условно назвали — Московская Русь (вторая половина XIV—XVII в.), поскольку на этом этапе шел процесс укрепления прежде всего Московского царства и формировался новый тип государственного устройства, что самым непосредственным образом отразилось на предпринимательской активности [4, с.48].
С точки зрения истории предпринимательства Московской Руси выделяются три периода. Это период становления Московского царства (вторая половина XIV — конец XV в.); период укрепления (XVI в.) и период его расцвета и последовавшего затем упадка (первая половина — конец XVII в.). Каждый из них имеет свои особенности. Если в отношении первого периода можно говорить лишь об осторожном восстановлении деловой активности в рамках существовавших торговых маршрутов, то в условиях укрепления Московского царства значительно расширяются сложившиеся торговые пути, в первую очередь за счет освоения новых территорий на Урале и в Сибири. Именно в этот период формируются новые виды торговли, такие как ярмарочная торговля, появляются привилегированные купеческие корпорации, прокладываются новые торговые маршруты (например, Северный морской путь), развивается государственное и монастырское предпринимательство и т.д. Наконец, в последний период существования Московского царства закладываются юридические основы деловых отношений, что завершает формирование привилегированных торговых корпораций, а также закрепляет активное участие государства и в торговом (через объявления заповедных товаров) и в промышленном (строительство казенных мануфактур) предпринимательстве.
В то же время к концу XVII в. дальнейшее укрепление централизованной власти, закрепощение крестьянства и сложившиеся формы взаимоотношений предпринимателей и власти приводят к экономическому отставанию страны от практически вступившей на путь капиталистического развития Европы.
Подобная ситуация объективно приводит к общественно-политическому и экономическому кризису, выход из которого связан с формированием третьего этапа в истории российского предпринимательства, который условно можно назвать — Императорская Россия. Данный этап можно подразделить на два самостоятельных периода. Это период правления Петра 1 и послепетровской эпохи (первая половина XVIII в.) и период, связанный с реформами Екатерины II (вторая половина XVIII в.) [4, с.48].
Петровская политика в отношении поощрения государственного и частного предпринимательства, хотя и диктовалась прежде всего военными проблемами (Северная война), тем не менее способствовала созданию реального частного промышленного сектора экономики, который практически отсутствовал в предшествующий период. Кроме того, ликвидация в Петровскую эпоху привилегированных купеческих корпораций и гильдейская реформа существенно расширили предпринимательскую среду, позволили вовлечь в нее торгующее крестьянство.
Либеральный курс Екатерины II, направленный на всемерное поощрение промышленности и торговли, знаменовал начало нового периода в развитии предпринимательства. «Жалованная грамота дворянству» (1785 г.) открыла возможность более активного участия этого привилегированного сословия в предпринимательской деятельности, а «Жалованная грамота городам» (1785 г.) позволила купечеству окончательно оформиться в качестве самостоятельного сословия.
Политика, проводимая Екатериной II в конфессиональной сфере, способствовала активному вовлечению в предпринимательскую деятельность старообрядцев и представителей других конфессий. Однако в данный период, несмотря на очевидные успехи в торговле и промышленности, не произошло перелома в установлении новых, капиталистических отношений. Развитие предпринимательской активности сдерживалось наличием крепостного права и в силу этого отсутствием реального рынка рабочей силы.
Четвертый этап — зарождение и развитие капитализма в России — охватывает практически весь XIX в. и четко делится на два самостоятельных периода. Первый — дореформенный (начало — середина XIX в.); второй — пореформенный период, наступивший в результате отмены крепостного права в 1861 г. и продолжавшийся условно до 1893 г. [4, с.49].
В первом периоде намечается (хотя и крайне ограниченно) начало промышленного переворота, состоявшего в переходе от мануфактурного к фабричному производству, основанному преимущественно на вольнонаемном труде что создавало условия для перехода к капитализму и формированию предпринимательства капиталистического типа.
Этот процесс завершился во втором периоде, когда в результате отмены крепостного права в стране быстрыми темпами сформировался рынок рабочей силы, а программа строительства железных дорог, активно реализуемая в 60— 80-е гг. XIX в., позволила завершить образование единого экономического пространства. Именно тогда в основных чертах оформилась промышленная буржуазия, социальной базой которой явились представители купечества, отчасти мещанства, но преимущественно — разбогатевшего крестьянства.
Пятый этап связан с монополистическим развитием капитализма в России и включает в себя период экономической модернизации С.Ю. Витте, с которого фактически он и начался и продолжался вплоть до 1914 г., и период, охватывающий Первую мировую войну и Февральскую революцию (1914 г. — октябрь 1917 г.) [4, с.49].
Мощный экономический подъем, начавшийся в 1893 г., совпал с целой серией реформ, инициатором которых стал министр финансов С.Ю. Витте. Денежная реформа, введение винной монополии, реформирование законодательства в сфере акционерного учредительства, реформа коммерческого образования и другие способствовали бурному развитию предпринимательской активности практически во всех сферах экономики. В рассматриваемый период происходит окончательное социально-классовое и политическое оформление российской буржуазии, выразившееся в создании многочисленных представительских и профессиональных организаций, а также учреждение политических партий, выражавших интересы широких предпринимательских кругов.
Однако такая деятельность была свернута в рамках следующего периода, начавшегося после 1914 г. В условиях Первой мировой войны социальная и политическая активность буржуазии, как впрочем и других классов общества, была сведена до минимума. Нежелание правительства привлекать буржуазию к регулированию национальной экономики, а значит, и к ее продвижению к власти по экономическим каналам, привело к крайне тяжелому и затяжному; процессу перестройки российской промышленности, в том числе и частной, на военный лад. Короткий период существования Временного правительства не изменил положения, а продолжение войны еще более обострило социально-экономическую и политическую ситуацию в стране и негативно отразилось на развитии предпринимательства.
Шестой этап мы условно обозначили, как этап крушения частного предпринимательства в России. Первая попытка в этом отношении была предпринята большевиками после Октября 1917 г., что положило начало периоду политики «военного коммунизма» (1918 г. — март 1921 г.). Но ее неэффективность, приведшая экономику страны к глубокому кризису и загнавшая предпринимателя в тень, поставила большевиков перед необходимостью отступления в сфере экономики. Второй период — период новой экономической политики, начавшийся в марте 1921 г., и явился таким тактическим отступлением большевиков в реализации ими своей экономической политики [4, с.50].
НЭП ознаменовал поворот от бюрократически-централизованного командования к экономическим методам управления хозяйством с широкой опорой на инициативу и творчество частных предпринимателей. Именно нэп обеспечил быстрый подъем производительных сил страны, улучшение жизни всех слоев общества, однако он шел вразрез с курсом на форсированную индустриализацию и поэтому был обречен. С начала 30-х гг. XX в. в СССР утвердилась модель государственного социализма с присущим ему внеэкономическим принуждением, милитаризацией труда, командно-приказными методами управления хозяйством. Следствием явилось полное уничтожение остатков частного предпринимательства и фактическая отмена нэпа как экономической политики.
Последний — седьмой этап — Возрождение предпринимательства в современной России, начался после почти семидесятилетнего перерыва, когда предпринимательская активность могла реализовываться только нелегально или полулегально в очень ограниченной сфере экономической деятельности. На последнем этапе мы выделяем уже законченный период перестройки (1985—1990 гг.), в рамках которого предпринимательство получило новое дыхание, и незаконченный период развития предпринимательства в современной России [4, с.50].
В развитии современного российского предпринимательства можно также выделить 4 этапа [11, c.328].
Первый этап: 1992-1994 гг. Это этап кризисного развития, отличавшийся большим спадом производства, особенно инвестиций. Составляющие спада: быстрая демилитаризация экономики и резкое сокращение военного производства, прекращение производства товаров гражданского назначения, не пользовавшихся внутренним спросом, развал СССР и СЭВа, приведший к разрушению важных внешних для России рынков, и, наконец, нарастающие трудности, связанные с реальной системной трансформацией страны. Цены не только выросли, но и стала меняться их структура, приближаясь к общемировой.
Второй этап: 1994-1996 гг. Стала формироваться нормальная рыночная инфраструктура, началось кредитование экономики по положительной процентной ставке (раньше она часто была отрицательной). В 1995 и 1996 гг. удалось серьезно ослабить инфляцию. Однако преодолеть спад производства правительство не смогло. Тем не менее, во внешней торговле страны образовалось устойчивое положительное сальдо.
Третий этап: 1996-1998 гг. Главным стал вопрос о возобновлении экономического роста. Была заметно снижена, а затем практически побеждена инфляция. Уменьшена ставка рефинансирования Центробанка, появились первые признаки начинающегося экономического роста, на макроэкономическом уровне достигнута стабилизация. На передний план вышли проблемы реформ на микроуровне, прежде всего на уровне предприятий. Но в августе 1998 г. наступил дефолт, определивший переход к следующему этапу реформ.
Четвертый этап: 1999 г. — по настоящее время. Начался рост производства, вызванный дефолтом. Появился стимул к замещению импорта отечественным производством. Росту производства в России способствовал рост мировых цен на нефть и газ. В целом в 1999-2003 гг. ВВП страны вырос на 37%, промышленное производство — почти на 44, народно-хозяйственные капвложения — на 60%.
3. Проблемы и перспективы развития предпринимательства в российской экономике
В последнее время многие экономисты все чаще используют понятие «новая экономика».
Современный экономический словарь дает нам следующую трактовку рассматриваемого понятия: «новая экономика — совокупность нескольких высокоэффективных подотраслей экономики, ориентированных на использование интеллектуальной составляющей общественного развития и базирующихся на передовых информационных технологиях, интернет-решениях: консалтинг, инновации, образование, интернет-трейдинг и др.»
Таким образом, основу новой экономики составляют так называемые «постиндустриальные» отрасли, производящие и внедряющие новые технологии. Уже сегодня мы наблюдаем на фоне общего падения в отраслях старой экономики продолжающийся рост в отраслях, отвечающих за продажи, продвижение к покупателю, связь, дистанционное образование. Следует признать, что первыми обеспечить инновационность своей национальной экономики удалось США, за счет более раннего, массового и эффективного использования новейших технологий связи и информатики (прежде всего появившихся тогда web-технологий) в сфере продвижения товара к потребителю. В 2001-2003 гг. европейцы фактически догнали США в сферe связи, информатики, современных технологии продвижения товара к потребителю. Интересен тот факт, что в новой экономике стоимость продукта формируется исходя не из объективных рациональных представлений о полезности продукта для потребителя (это было в индустриальной экономике), а из субъективных представлений о товаре, возникших в процессе продвижения товара к покупателю и навязанных ему представлений. Переизбытокполучаемой потребителем информации способствует процессу формирования стоимости товара в сфере PR и продаж, нежели производства.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Средневековое рыцарство
Реферат Психологические особенности мотивации власти
Реферат Тлумачний словник по програмуванню
Реферат Маркетинг персонала организации
Реферат Анализ организации труда и нормирование его затрат на машинно автоматических операциях
Реферат Able Essay Research Paper Scarlet LetterThe Scarlet
Реферат Captain James Cook Essay Research Paper Captain
Реферат Системы проектирования и управления мультимедийными учебно-методическими курсами
Реферат Commercialization Essay Research Paper Of the eight
Реферат Многоплодные роды
Реферат Разработка модели эффективного управления женской занятостью в муниципальном образовании "Нижнекамский муниципальный район"
Реферат Защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской дея
Реферат Pyramids Essay Research Paper Pyramids The pyramids
Реферат Методы управления свойствами металлических материалов. Шпора
Реферат Техническая экплуатация автомобилей. Расчет вероятности безотказной работы деталей ЦПГ