Реферат по предмету "Мировая экономика"


Роль государства в рыночной экономике 5

--PAGE_BREAK--            Экономические функции современного государства довольно много­образны и сложны. Каждая функция государства имеет предметно-политическую характеристику. Ее содержание показывает, что является предметом деятельности государства, какие средства им используются для достижения той или иной цели. Можно выделить две группы регулирующих функций государства:   
а) Функции обеспечения правовой базы функционирования рынка, а также функция стимулирования и защиты конкуренции, как главной движущей силы в рыночной среде;
б) Функции перераспределения доходов, корректировки распределения ресурсов, обеспечения экономической стабильности, экономического роста.
Дадим этим функциям краткую характеристику.
3.1. Стимулирование сбалансированного экономического роста
Одна из важнейших функций — стабилизация экономики исти­мулирование сбалансированного экономического роста. Системой оп­ределенных мер в области бюджетной, денежно-кредитной и фискаль­ной политики государство пытается преодолеть кризисные явления, спад производства, снизить инфляцию. В этих целях оно стимулирует сово­купный спрос на товары и услуги, инвестиции, занятость, регулирует банковский процент и налоговые ставки. В общем, государство для сглаживания циклических колебаний в период спада экономики прово­дит политику активизации всех хозяйственных процессов, а в период ее подъема стремится сдерживать деловую активность.
3.2. Борьба с безработицей
Особо следует выделить функциюобеспечения занятости. Это одна из наиболее острых проблем в современной рыночной системе. Механизм рынка не реализует автоматически право на труд для тех, кто может и хочет работать. Для эффективной работы рынка требуется оптимальной резерв рабочей силы. Это ставит перед государством немало сложных проблем. Его обязанностью становится регулирование рынка рабочей силы с целью поддержания определенного уровня занятости, материального обеспечения людей, утративших рабочие места или не сумевших найти их. Известно, что рыночная экономика не обеспечивает полной занятости населе­ния. В ней неизбежна вынужденная безработица (естественным считает­ся ее уровень до 6%). Безработица не только серьезная социальная проблема, но и недопроизведенный валовой национальный продукт, снижение потребительского спроса и налоговых поступлений, рост рас­ходов государства на пособия. Поэтому государство стремится обеспе­чить полную занятость трудоспособного населения, регулирует рынок рабочей силы, для чего создает соответствующие службы занятости, организует новые рабочие места, переподготовку и переквалификацию рабочей силы и т.д.
3.3. Регулирование уровня цен
В сферу деятельности государства входит ирегулирование цен.Значимость данной функции велика, поскольку динамика и структура цен объективно отражают состояние экономики. В свою очередь, цены активно влияют на структуру хозяйства, инвестиционный процесс, ус­тойчивость национальной валюты, социальную атмосферу. В связи сэтим государство обязано влиять на цены, используя различные методы воздействия, проводить определенную политику ценообразования. На­пример, в любой стране имеется множество товаров и услуг, цены на которые определяются государством: тарифы на железнодорожные пе­ревозки, электроэнергию и др. Зачастую государство предоставляет це­новые субсидии, специальные доплаты производителям социально зна­чимых товаров, устанавливает так называемые лимитные цены, определяя только их верхние границы.
3.4. Правовая основа экономической деятельности
Одной из основных функций государства является  создание пра­вовой основы для принятия экономических решений.Государство разрабатывает и принимает законы, определяющие права собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность, направленные на выпуск доброкачественных продуктов и медикаментов и т.д. Для контроля над соблюдением законов создаются специальные органы. Например, в США действует Комиссия по проблемам безопасности товаров широкого потребления, Управление по контролю над качеством продуктов питания, медикаментов и косметических средств и т.п.
3.5. Контроль и  распределение ресурсов
Рыночные механизмы не обеспечивают рационального, с обществен­ной точки зрения, распределения ресурсов. В этих случаях государство берет на себя функцию установления административных ограничений и стандартов, специальных налогов и дотаций, финансирования производ­ства общественных благ или непосредственного управления их произ­водством. Через регулирование инвестиций государство оказывает воз­действие на темпы и пропорции общественного производства, используя при этом финансовый и кредитно-денежный механизмы. Инвестиции осуществляются как за счет государственного бюджета, местных бюд­жетов, так и за счет частных инвестиций, которые стимулируются с помощью налоговых льгот. Например, с целью стимулирования частных инвестиций, осуществляемых за счет кредитов, государство покрывает часть ссудного процента за счет собственных средств. Такая политика требует от государства гораздо меньше ресурсов, чем, если бы оно само занималось инвестированием проектов.
Можно выделить социально-ориентированное распределение ресурсов. Государство организует производство продуктов и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, благоустройства городов и т.д., определяет расходы на оборону, космос, внешнюю политику, формирует программы развития образования, здравоохранения.
Система сбыта регулируется через государственные закупки и через потребительский кредит, который довольно широко развит в рыночной экономике. Система потребительского кредита расширяет емкость рын­ка, поскольку стимулирует рост совокупного спроса.
3.6. Регулирование рынка труда
Важная роль отводится государственному регулированию рынка тру­да, на котором производится оценка стоимости рабочей силы, опреде­ляются условия ее найма, в том числе оплата и условия труда, возмож­ность профессионального роста, гарантии занятости и т.д. В нем отра­жаются основные тенденции в разделении труда, мобильность рабочей силы, масштабы и динамика безработицы. Для обеспечения социальной стабильности в обществе и предотвращения стихийного развития мигра­ционных процессов государством принимаются меры по упорядочению и регулированию миграционных потоков, вводятся системы иммиграци­онного контроля, пресекаются незаконные действия в этой сфере, сис­тематически анализируется состояние социально-трудовой сферы, раз­рабатываются социальные программы содействия занятости и т.д.
3.7. Социальная защита
Для того чтобы сохранить кадровый потенциал в жизненно важных для раз­вития общества сферах, обязательным элементом государственной по­литики перераспределения ресурсов должно стать обеспечение социальной защиты и социальной гарантии.Рынок признает справедливыми доходы, полученные в результате свободной конкуренции на рынках факторов производства, размеры доходов зависят от эффективности вложения факторов. В обществе есть люди, не владеющие ни землей, ни капиталом, ни трудом (неимущие, нетрудоспособные). Им нечего предъявлять на рынки факторов производства, они не участвуют в конкуренции, не получают никаких доходов. Нетрудоспособными являются дети, люди преклонного возраста, инвалиды. В обществе существуют безработные, которые трудоспособны, но не могут найти рыночное применение своему труду. Даже людям, предъявляющим тот или иной фактор производства, рыночное распределение не гарантирует минимума доходов, обеспечивающих стандарт благосостояния. Рыночное распределение доходов неприменимо к тем, кто занят производством общественных товаров, их содержание становится заботой государства, а не рынка.
Во всех перечисленных случаях государство вправе вмешаться в перераспределение доходов, т.к. то, что справедливо с позиции рыночного механизма, несправедливо с общечеловеческих норм морали, нарушает право человека на достойное существование в обществе. Страны с развитыми рыночными хозяйствами испытали острые социальные конфликты, им понадобилось немало времени, чтобы прийти к общественному согласию, осознанию различными социальными слоями абсолютной ценности права человека на жизнь. В результате расширились экономические функции государства, активно включившегося в перераспределение доходов.
Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим, осуществляет индексацию фиксированных доходов в связи с ростом цен и т.д.
3.8. Охрана окружающей среды
В рыночной экономике государство является главным гарантом со­хранения и улучшения окружающей среды. Оно призвано производить предварительную экспертизу проектов строительства новых предпри­ятий на их экологическую безопасность, запрещать производственную деятельность, наносящую вред здоровью людей, обязывать предпринима­телей направлять капитал на восстановление разрушенной природной среды.
3.9. Защита национальных интересов
Защита национальных интересов в мировой экономике предполагает проведение государством соответствующей внешнеторговой политики, контроль над международной миграцией капиталов и рабочей силы, воздействие на валютные курсы, управление платежными балансами и многое другое.
Перечень функций государства этим отнюдь не исчерпывается. Госу­дарство, пытаясь решить проблемы, неподвластные рынку, осуществляет антимонопольную политику с целью поддержания конкуренции, обеспе­чивает свободу предпринимательства, законность и порядок в хозяйст­венной жизни, стимулирует деловую активность и использование имеющихся научно-технических результатов. За государством всегда сохраняется организация денежного обращения и социального страхова­ния, проведение глубоких структурных преобразований производства, решение вопросов фундаментальной науки, производство общественных благ, оказание помощи малорентабельным, но важным для хозяйства производствам, обеспечение устойчивости национальной валюты, контроль внешне­экономической деятельности, включая организацию таможенной сис­темы, и многие другие. Это так называемые классические функции го­сударства, составляющие как бы нижнюю границу его вмешательства в рыночную экономику.
Однако в современном мире функции государства гораздо шире. С развитием общества, с изменениями в структуре общественного произ­водства, сдвигами в его технической базе, ростом значимости отдельных сфер общественной жизни возрастает его роль в регулировании сле­дующих социальных процессов: установление минимальных ставок оп­латы труда; защита среды обитания человека; развитие инфраструкту­ры; продолжительность рабочего дня и времени отдыха; определение прожиточного минимума; пособия по безработице, различные виды пенсий и пособий малообеспеченным членам общества; дотации на школьное обучение и т.д.
К исключительной прерогативе государства относятся высшие на­циональные интересы, экономическая безопасность, гарантом и защит­ником которых оно является. Государство обязано соблюдать баланс общественных интересов, социальной стабильности и защищать нацио­нальные интересы путем организации контроля национальных ре­сурсов при проведении внутренней и внешней политики. Здесь важное место занимает управление предприятиями и организациями, составляющими государственную собственность. Их круг должен быть ограничен отраслями, имеющими общегосударственное значение, например ядерной энергетикой, деятельностью в космосе, общегосударст­венным транспортом, связью и др.
В последнее время появилась тенденция передачи некоторых функ­ций государственного регулирования различным институтам граждан­ского общества — ассоциациям, союзам, не являющимся ни органами государства, ни рыночными структурами.
Ни одна из всех вышеперечисленных функций не исчезает и не ут­рачивает своей роли с течением времени. Перемены касаются механиз­ма, методов и форм осуществления функций государства в рыночной экономике.
Но следует помнить, что, если государство пытается делать больше, чем ему отмерено рыночной экономикой, — продолжает распределять производственные ресурсы, удерживает административный контроль над ценами, прощает предприятиям кредитную задолженность, сохраняет рабочие места в технологически отсталых производствах, пытается обеспечить высокую социальную защищенность населения без учета реальных возможностей экономики, то в народном хозяйстве консервируется отсталая структура производства, низкое качество продукции, увеличивается отставание от развитых стран в области научно-технического прогресса и уровня жизни народа. В результате страдают те, ради кого государство шло на превышение пределов разумного вмешательства в экономику. Тогда рано или поздно становится необходимым разгосударствление экономики избавление ее от чрезмерной государственной активности.
3.10. Экономическая деятельность государства
Таким образом, основными направлениями экономической деятельности государстваявляются:
1)      Обеспечение нормальных условий работы рыночного механизма, что предполагает регулярную демонополизацию экономики, ее антиинфляционную профилактику с помощью стабильной денежной политики, поддержание бездефицитной системы государственных финансов и др. В странах, вставших на путь восстановления рыночного хозяйства, государству также приходится формировать многосекторную экономику, демонтировать звенья административно-командного управления, образовывать действенную систему экономических регуляторов и много другое.
2)      Выполнение функций, очерченных минимально необходимыми и максимально допустимыми границами вмешательства государства в экономику. В решении этих экономических проблем рыночный механизм обнаруживает свою несостоятельность или неэффективность.
3)      Разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства, т.е. правовой основы предпринимательства, налогообложения, банковской системы и др.       
4. Методы государственного регулирования рыночной экономики
            Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы, к которым рыночная система предъявляет различные требования.
            Во-первых, исключаются любые действия государства, разрывающие рыночные связи. Недопустимы, например, тотальное директивное планирование, натуральное распределение производственных ресурсов и предметов потребления ( фонды, талоны, купоны и т. д. ), всеобщий административный контроль над ценами и т. п. Отсюда не следует, что в условиях рыночной экономики государство снимает с себя всякую ответственность, допустим за уровни и динамику цен. Напротив, государство внимательно следит за ценами и, опираясь главным образом на экономические   методы управления,  старается не допустить их бесконтрольного инфляционного роста, причем имеет для этого гораздо больше возможностей, чем при административном ценообразовании.
            Во-вторых, влиять на рынок как самонастраивающуюся систему можно в основном экономическими методами. Если государство полагается исключительно на административные методы, то оно способно разрушить рыночный механизм. Вместе с тем это не означает, что в рыночном хозяйстве административные методы не имеют право на существование, в ряде случаев их применение не только допустимо, но и необходимо.
             В-третьих, экономические регуляторы не должны ослаблять или заменять рыночные стимулы, их следует применять по правилу «не мешай рынку». Если государство игнорирует это требование, не обращает внимание на то, как действие регуляторов отражается на механизме рынка, последний начинает давать сбои.
  4.1. Административные методы             Такие методы характерны прежде всего для централизованно управляемой экономики.  Государственное регулирование в тех условиях осуществляется в формах доведения предприятиям директивных плановых заданий, централизованного распределения материально-технических, финансовых, кредитных и других ресурсов, жесткой регламентации деятельности предприятий, ограничивающих возможность принятия ими самостоятельных решений.
            Административные методы используются и в рыночной экономике. Государственное регулирование рыночной экономики  административными методами определяется необходимостью решения макроэкономических и социальных проблем в интересах всего общества. Непосредственное государственное управление рядом отраслей, объектов полностью или частично применяется по отношению к предприятиям или организациям, имеющим жизненно важное значение для экономики и общества, представляющим общественную опасность, нуждающимся в значительной государственной поддержке. Таковыми объектами являются военные, энергетические, заповедники, национальные музеи, природные парки, курорты, полезные ископаемые, водные ресурсы, ряд учреждений науки, образования,  культуры, здравоохранения, а также организации, контролирующие и защищающие окружающую среду, выполняющие другие общегосударственные функции. Такие объекты обычно находятся в государственной или муниципальной собственности. Следует однако отметить, что в условиях рыночной экономики действие административных методов государственного воздействия резко сокращается, меняется их содержание и задачи, которые они решают.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.