--PAGE_BREAK--1.2. Преимущества и недостатки импорта инвестиций
В качествепреимуществ привлечена зарубежного капитала и его инвестирования в экономику можно отметить следующие:
1. Использование зарубежного капитала увеличивает налоговые поступления в бюджет и способствует увеличению эффективности промышленного производства. Следует отметить, что в экономической системе европейского типа государство получает до 50% своих доходов от предприятий обрабатывающей, перерабатывающей промышленности и инвестирование в отрасли, производящие готовую экспортоориентированную продукцию, увеличитприток иностранной валюты в страну.
2. Зарубежный капитал и инвестиции увеличивают поступления в местные бюджеты. Иностранный инвестор, как правило, принимает на работу местных граждан и выплачивает им заработную плату, налоги от которой поступают в бюджеты. Кроме этого, возникновение новой покупательной способности в обществе порождает спрос на новые товары и услуги. Следовательно, иностранный инвестор как непосредственным, так и косвенным образом создает богатство и благосостояние в стране размещения инвестиций.
3. Зарубежные инвестиции повышают научно-техническийпотенциал страны путемвнедрения передовых технологий, управленческого опыта.
4. В условиях ограниченности внутренних источников международный капитал способен дать импульс реструктуризации экономики, преодолению научно-технического отставания, расширению инновационной деятельности, созданию рыночной инфраструктуры.
5. Импорт зарубежного капитала способствует созданию новых рабочих мест в национальной экономике. Если те люди, которых инвестор принял на работу, до этого работы не имели, то он, тем самым, создает непосредственную экономию для государства в плане выплат по социальному обеспечению. Кроме того, условия новой работы потребуют от персонала переобучения и приобретения новых умений и навыков. Развитие управлен-ческих ( в сфере маркетинга, финансового управления, информационной технологии) и технических навыков способствует повышению качества местной рабочей силы.
6. Иностранные инвестиции позволяют ускорить процесс адаптации отечественных предприятий к мировым требованиям рыночных финансово-экономических отношений.
7. Привносимые иностранными инвесторами передовые управленческие и технические знания и умения из различных источников и культур развиваются на качественно новом уровне. В этом заключается мультипликативный эффект от использования передового управленческого опыта, технологий и знаний.
8. Зарубежный капитал позволяет повысить экспорт и конкурентоспособность, ускорить процесс выхода отечественных предприятий на мировой рынок.
9. Иностранные инвестиции создают основы для привлечения новых отраслей промыш-ленности и их дальнейшего развития. Новое промышленное направление, созданное зарубежными инвестициями в регионе, может стать решающим фактором и толчком в развитии новых отраслей. Кроме того инвестор, удовлетворенный результатами своих инвестиций, непременно сообщит другим об этом. Мнение такого инвестора, уже дей-ствующего на данном рынке, часто оказывается наиболее авторитетным и убедительным для нового иностранного инвестора.
Нередко бывает и так, что инвестиционный проект зарубежного инвестора становится основой для развития смежных производств и отраслей. Например, если страна или регион могут привлечь транснациональную компанию-производителя микросхем, то можно считать с большей долей вероятности, что такая фундаментальная отрасль станет базой для новых отраслей, связанных с производством вычислительной техники и разработкой программного обеспечения.
10. Иностранный капитал и инвестиции содействуют интеграции страны или региона в мировую экономику. Инвестиционный проект в стране или регионе обусловит необходи-мость создания системы рабочих взаимоотношений между инвестором и его местными партнерами. Обе стороны инвестиционного проекта заинтересованы в том, чтобы более глубоко понять социальные и экономические условия тех или иных регионов. В конечном счете формируется более широкая перспектива и понимание глобальных экономических процессов и тенденций.
11. Зарубежный капитал и инвестиции сокращают затраты на социальные нужды. Созда-ние дополнительных рабочих мест снижает уровень безработицы и, следовательно, приводит к экономии выплат пособий по безработице. Иностранные компании часто берут на себя и другие затраты на социальные нужды, включая здравоохранение. В свою очередь, создание рабочих мест, сокращение безработицы косвенно влияют и на уменьшение других социаль-ных болезней общества, таких как психические заболевания, преступность.
12. Привлечение иностранного капитала и инвестиций может содействовать развитию отсталых и депрессивных районов.
13. Увеличение государственных доходов в результате инвестиций способствует общему социально-экономическому росту страны, повышению качества жизни граждан, созданию новых возможностей обеспечения занятости и т. д.
Таким образом, зарубежный (международный) капитал привносит в экономику принимающей (инвестируемой) страны как экономический, так и социальный эффекты в виде создания дополнительных рабочих мест, внедрения новых технических и управленческих знаний, умений и технологий в обществе. Иностранный капитал в этом смысле содействует интеграции страны или региона в мировую экономику, сокращает затраты на социальные нужды.
Исходной методологической проблемой в процессе изучения теории иностранного капи-тала и инвестиций является определениеформ привлечения международного капитала.
Казахстанский Комитет по использованию иностранного капитала разработал классифи-кацию, согласно которой приток иностранного капитала осуществляется по трем каналам: официальная помощь развитию, экспортные кредиты и предпринимательский капитал (Рис.2).
В приведенной схеме отчетливо видна часто встречающаяся в литературе методоло-гическая и терминологическая путаница понятий «капитал» и «инвестиция». Последний, как мы уже отмечали выше, является процессом деятельности (инвестирования), в то время как капитал- источник этого инвестирования.
Рис.2. Схема привлечения внешних ресурсов по КИИКу
Иностранный капитал может привлекаться в следующих формах:
1) ссудная форма в виде различных форм международных кредитов и финансирования;
2)предпринимательская форма (международное предпринимательство).
Форма иностранного капитала, таким образом, связана с его природой и влияет одновременно на форму его дальнейшего использования. В связи с этим каждая из указанных форм привлечения иностранного капитала и инвестиций имеет свои преиму-щества и недостатки, связанные с его природой и спецификой функционирования.
Во-первых, разные формы притока иностранного капитала по-разному отражаются на состоянии внешнего долга. Например, в отличие от зарубежных кредитов и займов прямые иностранные инвестиции могут создавать дополнительный производственный спрос на внутреннем рынке, способствуя стабилизации хозяйственного и финансового положения страны. Прямые зарубежные (иностранные) инвестиции (ПИИ) не связаны с увеличением внешнего долга государства, но могут отражаться на состоянии общего платежного баланса через формы «бегства капитала» и т.д.
Во-вторых, различные формы зарубежного капитала имеют различные инфляционные последствия. Причем, на практике теоретические предпосылки могут не совпадать с практи-ческими результатами ввиду искажения этих форм.
Масштабы и отраслевое направление инвестиционных средств обусловливаются также состоянием конъюнктуры мировых товарных и финансовых рынков. Зарубежные инвесторы могут слабо учитывать национальные интересы производства. Они часто стремятся передать иностранным фирмам производственные функции инвестирования (строительно-монтажные работы, установку и наладку оборудования). Это ведет к сокращению внутреннего выпуска технологического оборудования, строительных машин и материалов, удельной занятости населения. В конечном счете усиливается инфляционное давление.
В-третьих, практически все внешние источники инвестиций импортируют инфляцию из других государств через оплаченный зарубежными партнерами ввоз дорогостоящих видов оборудования и других материальных ресурсов.
Эмиссия кредитных денег и импорт капитала увеличивают денежную массу в обращении. Если в результате инвестиций прирост количества денег превысит совокупную потребность хозяйства в платежных средствах, то инфляция ускорится. Чем больше доля и сумма источников непроизводственного происхождения в общем объеме капиталовложений, тем сильнее влияние последних на инфляцию.[ ]
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
2.1. Принципы и проблемы инвестиционной политики
В основе политики привлечения и использования иностранного капитала и инвестиций лежат базовые принципы, выполнение которых может осуществляться в разных формах в увязке с особенностями, конкретными экономическими условиями и задачами страны. Рассмотрим эти принципы.
1.Принцип экономической безопасности. Для привлечения и использования международных государственных и банковских кредитов (внешнего заимствования) данный принцип означает, что следует иметь в виду такие параметры экономической безопасности, как влияние их на увеличение внешнего долга и увеличения отрицательного сальдо.
2.Принцип реализации инвестиционных целей государства.Иностранные инвестиции должны регулироваться государством и быть направлены на решение макроэкономических задач, таких как: рост ВВП; оптимизация платежного баланса; сглаживание колебаний производства и занятости стабилизация цен и понижение инфляции; снижение дефицита государственного бюджета и др. При этом критерием целесообразности тех или иных иностранных инвестиций выступает критерий повышения конкурентоспособности экономики.
3. Принцип этапности и приоритетности направлений использования зарубежного капитала.Развитие направлений использования иностранного капитала и инвестиций подчиняется общим задачам развития экономики от ее дефицитного и кризисного состояния до уровня высокоразвитого типа. Это развитие охватывает следующие стадии:
1) импортозамещение;
2) экспортоориентированность;
3) создание экономики на полной базе наукоемких технологий.
4. Принцип проектного метода использования кредитов.В целях более эффективной организации использования и контроля внешнего заимствования (международного кредита государства) государство должно разрабатывать перечень приоритетных направлений и проектов. Причем проектный метод финансирования должен лежать в основе любого кредитования.
5. Принцип опережения нормы внутреннего накопления над стоимостью кредита.Экономический эффект от использования кредита будет только в том случае, если в результате страна будет иметь большее финансовое и материальное богатство нежели стоимость кредита, которая будет возвращена кредитору в виде выплат основной суммы и процентов. В противном случае кредит будет считать принесшим убытки.
6. Принцип предпочтения международного предпринимательства международному кредитованию. Более высокий риск для государственного бюджета и для экономики страны внешних заимствован в форме кредитов государства по сравнению с предпринимательской формой привлечения иностранного капитала требует обращения к кредитам лишь в крайних случаях и при наличии безукоризненного экономического обоснования прибыльного варианта использования кредита.
7. Принцип привлечения кредита под проект.Данный принцип схож с четвертым принципом. Но в отличие от него он направлен не на использование, а на политику привлечения, означающего реализацию всесторонне проанализированного и радикально необходимого для ускорения роста инвестиционного проекта. К сожалению процесс привлечения превратился во многих странах СНГ в самоцель. Вначале привлекаются средства и затем начинается усиленный подбор проектов кредитную линию. Такой порядок превращает процесс привлечения в хаотический и беспорядочный, не имеющий четкой концептуальной основы и механизма. Кредит должен привлекаться под про но не проект подбираться под кредит.
8. Принцип конкурсности при отборе проектов.Означает, что по приоритетным направлениям должны проводиться конкурсы среди проектов.
9. Принцип сравнительной оценки различных форм внешнего заимствования.При выработкегосударственной политики нельзя руководствоваться принципом брать то, что предлагают. Например, очевидно, что долгосрочные кредиты более предпочтительны, нежели краткосрочные и если государство неосмотрительно наберет большие объемы краткосрочных кредитов, то оно способно попасть в сильнейшую долговую зависимость, при том, что использование этих кредитов так и останется малоэффективным.
10. Принцип повышения инвестиционного климата.Странам в связи с этим принципом следует уяснить, что привлечь зарубежные инвестиции и капиталы (в том числе кредиты) на более выгодных условиях, нежели это предлагают сегодня МФО и развитые страны можно только повышая инвестиционный рейтинг.
11. Принцип ограниченного доступа иностранного капитала в стратегические и приоритетные отрасли.Как показывает мировая практика, любая развивающаяся страна, имеющая ресурсную или экономическую базу, должна ограничить доступ инвесторов в приоритетные отрасли в целях не только обеспечения экономической безопасности, но и нормального долгосрочного экономического развития.
12. Принцип равноправных условий для иностранных и национальных инвесторов.Иностранный производственный капитал и без дополнительных налоговых льгот имеет достаточно стимулов для своего притока в развивающееся государство (большая емкость рынка реализации, низкая стоимость производственных факторов и т.д.). Создание налоговых льгот безприменительно к целям инвестирования, направлений инвестирования и т.д. — удел стран бедных (не только по показателю доходов на душу населения, но и по природным, экономическим ресурсам). Создание льготных условий, не дав ожидаемого эффекта по притоку иностранного капитала, даст негативный эффект в отношении инвестиционной активности местных инвесторов. Программа же либерализации иностранных капиталовложений должна проводиться только в рамках более широкой политики стимулирования частной инициативы в целом, то есть охватывая и национальных предпринимателей. Например, стимулироваться могут инвестиции в регионы экологического бедствия, социальную инфраструктуру (строительство домов, дорог, мостов).
13. Принцип временного ограничения на перевод прибылей.Весьма распространенное и проникшее в законодательные акты некоторых стран СНГ мнение о том, что ограничений в переводах за границу прибылей не должно быть, является ошибочным. Неограниченный перевод за границу с первой же прибыли означает, что страна не получает в этом случае практически никаких выгод. Как показывает опыт других развивающихся стран, большинство из них использует рычаг ограничения. Так, согласно законам Чили, Боливии, Мексики иностранная компания не имеет права начать перевод прибыли ранее, чем через 5 лет. [ ]
Главными особенностями государственной инвестиционной политики в условиях перехода к рынку являются:
— селективность и избирательность;
— мобилизация множества источников финансирования капитальных вложений;
— маневренность;
— максимальная возвратность;
— дальнейшая децентрализация капитального строительства;
—более полное использование всех рычагов экономического, правового и организационного воздействия на инвестиционную активность. Инвестиционная политика находится в сильной зависимости от уровня экономического и технического развития производства. Исходя из целевых параметров развития инвестиции могут быть направлены на организацию новых производств, техническое перевооружение или реконструкцию существующих. В условиях перехода к рыночной экономике целесообразно сосредоточить инвестиции на производстве товаров народного потребления, на оживлении машиностроения и поощрении отечественного производителя. Сегодня отечественное производство покрывает только 40-50% потребности страны в товарах. В результате острой конкуренции со стороны зарубежных товаров отечественные производители потеряли более 70% внутреннего рынка.
Для структурных преобразований экономики Казахстану требуются иностранные инвестиции в объеме 9 млрд. долл. США в течение 6 лет, т. е. 1,5 млрд. долл. ежегодно. Первым звеном структурных преобразований экономики является инфраструктура. Развитие производственной инфраструктуры непосредственно способствует росту производства. Именно сейчас целесообразно стимулировать инвестиции преимущественно в развитие производственной сферы, и тогда инвестиции в сфере обращения, где они используются для купли-продажи импортной продукции, сократятся. Ежегодно в Казахстан ввозится промышленная продукция на сумму более 4,5 млрд. долл., что равносильно созданию новых рабочих мест для 2 млн. чел.
Единственный путь достижения экономического роста — оживление отечественного производства. При отсутствии возможности развивать крупномасштабную тяжелую промышленность, машиностроение следует сосредоточиться на развитии мелких, малых и средних производств. В апреле 1998 г. Президент Казахстана на встрече с представителями малого и среднего бизнеса указал на необходимость интенсивного его развития, не требующего, кстати, больших инвестиций.
Ежегодно от иностранных государств республика получает займы и кредиты в объеме 1,3-1,8 млрд. долл. США. Следует помнить, что возврат таких сумм с процентами — нелегкое бремя для нашей страны. Потому недостатки в области привлечения иностранного капитала, которые имели место ранее, недопустимы впредь. В будущем в инвестиционной политике особое внимание следует уделить стимулированию отечественных инвестиций в развитие производственной сферы. Для этого требуется активизация фондового рынка. Инвестиции из сферы обращения должны переходить в сферу производства, это позволит создать новые рабочие места и сократить численность безработных. Сейчас в Казахстане их насчитывается около 200 тыс. чел., с учетом скрытых безработных — около 0,5 млн. чел.(в том числе 40% — сельские жители).Численность безработных растет ежегодно. В 1999 г. фактический уровень безработицы составил более 10%. По оценкам немецких экономистов, предельная величина этого показателя не должна превышать 6-7%, в противном случае в стране начинает усиливаться социальная напряженность.
Причиной безработицы служит остановка предприятий из-за отсутствия сырья, материалов, финансовых средств, а также завоза иностранных рабочих. По официальным данным, в Казахстане их насчитывается 10 тыс. человек, а фактически их значительно больше. Эти рабочие места могли бы занять безработные нашей республики. В настоящее время 500 предприятий полностью простаивают, 6 тыс. предприятий являются убыточными. В феврале 2000 г. на республиканском производственном совещании по итогам хозяйственной деятельности 1999 г. была поставлена задача ежегодного ввода в строй не менее 200 предприятий. Инвестиции должны направляться именно на эти цели.
Состояние инвестирования в сельском хозяйстве крайне неудовлетворительное. В 1997 г. в сельское хозяйство направлялось только 0,9% инвестиций. В 2000 г. оно получит 11 млрд. тенге и помощь со стороны иностранных инвесторов. Но инвесторы не заинтересованы вкладывать свои капиталы в растениеводство и животноводство, поскольку для оборота капитала в них требуется больше времени, чем в сфере обращения. Частные инвесторы проявляют интерес к строительству ресторанов, автозаправок, киосков по торговле хлебом, медикаментами и других непроизводственных объектов. Они хотят инвестировать в высокоприбыльные объекты, существенные доходы от которых поступают за короткие сроки. При этом ими полностью игнорируются природоохранные и экологические факторы. Наглядный пример — бензозаправочные станции, которые строятся в центре города среди жилых массивов. С учетом вышесказанного задача госрегулирования состоит в том, чтобы направлять инвестиции в сферы, способствующие оживлению отечественного производства, не допускать их использования частными лицами в узких или корыстных интересах.
Особого подхода требуют проблемы развития сельского хозяйства в республике. В этом году впервые за 10 лет получено 15,9 млн. т зерна, из них прогнозируется продать на экспорт 3-5 млн. т. Но нынешние цены на мировом рынке на зерно низкие -около 65 долл. за тонну. Реализация зерна производится через посредников, которые значительную часть прибыли оставляют себе, а производителям зерна поступает оставшаяся урезанная часть. Существующий порядок продажи зерна не способствует повышению экспортного потенциала страны.
В животноводческой отрасли Казахстана в течение только трех лет (1995-1998 гг.) поголовье скота уменьшилось в 5,8 раза, в том числе крупного рогатого скота -в 4,8 раза, овец и коз — в 6,4 раза, лошадей — в 3,5 раза, верблюдов — в 3,2 раза. В конечном итоге республика вынуждена импортировать в огромных количествах сельскохозяйственные продукты, поскольку отечественное сельское хозяйство не способно удовлетворить потребности в них. Опасным для национальной безопасности порогом считается, если импортируется более 15% пищевых продуктов, потребляемых в стране.
С учетом вышеуказанных обстоятельств, на наш взгляд, целесообразно изменить инвестиционную политику в отношении сельского хозяйства. Поскольку и зарубежные, и отечественные инвесторы не заинтересованы вкладывать свои капиталы в сельское хозяйство, то предлагается инвестиции в эту отрасль освободить от всех налогов. Необходимо урегулировать цены монополистов на промышленные и сельскохозяйственные товары и услуги. Цены на промышленные товары, завозимые в сельскую местность, неудержимо растут, когда цены на сельскохозяйственные продукты в зависимости от покупательной способности населения ограничены. Соотношение роста цен колеблется в диапазоне от 1,5 до 10-15 раз, т. е. сельскохозяйственные товаропроизводители эксплуатируются промышленными.
Аграрный рынок и отечественный потребитель нуждаются в защите и протекции. Импорт сельскохозяйственной продукции в республику продолжает расти. Так, например, импорт мяса и мясопродуктов увеличился в 2,1 раза, сливочного и растительного масла — в 3,3 раза. В потреблении мясных продуктов удельный вес импортных возрос с 1,4 до 10%, молока — с 0,2 до 17%, сахара — с 37,7 до 60%, растительного масла — с 25 до 66%.На казахстанский рынок стали проникать пищевые продукты из зарубежья с просроченным сроком годности, что опасно для здоровья населения. В целях контроля за качеством импортных зарубежных пищевых продуктов необходимо усилить режим сертификации на таможенных границах страны. Кроме того, на продукты (мука, шерсть, хлопок и т. д.), в достаточном количестве производимые в Казахстане, целесообразно установить высокие протекционистские таможенные пошлины, не ограничивая одновременно экспорт их в зарубежные страны по высоким ценам. А на те виды продукции, которыми недостаточно снабжается население, следует ввести ограничения на вывоз за пределы республики. Предлагается соблюдать основное правило: импорт продуктов, которые могут производиться в самой республике, ограничивается введением высоких пошлин. До сих пор из зарубежных стран ввозится продукция легкой и пищевой промышленности. Что происходит при такой ситуации? С одной стороны, значительная часть инвестиций продолжает уходить в зарубежные страны, с другой — люди трудоспособного возраста становятся безработными. Только в 1997 г. на покупку иностранных товаров было затрачено 3 млрд. долл. США, из них на приобретение изделий легкой промышленности — 800 тыс. долл.
В заключение следует отметить, что рациональное использование инвестиций требует:
1) принятия протекционистских мер для оживления отечественного производства, что соответственно уменьшит импорт иностранных товаров;
2) разработки механизмовпоощрения инвестирования в отечественное производство свободных средств отечественного бизнеса;
3) пересмотра системы налогообложения с тем, чтобы оно работало на создание условий для привлечения отечественного капитала в сферу производства, установив определенные льготы в налогообложении;
4) выработки механизмов сглаживания существующих резких диспропорций в ценах промышленной и сельскохозяйственной продукции, создания с помощью цен и других льгот возможности для оживления сельскохозяйственного производства;
5) обеспечения развития внутреннего рынка за счет роста производства отечественных товаров.[ ]
Открытая и либеральная инвестиционная политика с ясными, эффективно и строго соблюдаемыми законами, исполняемыми беспристрастнной администрацией, -это наиболее мощный стимул к привлечению иностранных инвестиций. Выработка такой политики должна стать одной из наших основных задач, поскольку трудно представить себе, как Казахстан сможет добиться быстрого экономического роста и модернизации без иностранного капитала, технологий и опыта. [ ]
продолжение
--PAGE_BREAK--2.2.Инвестиционный климат
Создание инвестиционного климата в стране является важнейшим фактором привлечения иностранных инвестиций.
Инвестиционным климатом называется совокупность политических, социально-экономических, финансовых, социокультурных, организационно-правовых и географических факторов, присущих той или иной стране, привлекающих или отталкивающих инвесторов.
Инвестиционное решение о выборе определенной географической зоны определяется ориентировачно четырьмя основными группами показателей:
1. Прибыль на инвестируемый капитал.
2. Гарантии инвестиционной деятельности.
3. Доля в обороте рынка (степень захвата экономической ниши).
4. Бюрократия.
Прибыль на инвестиционный капиталв общем случае зависит от следующих шести основных факторов:
1) налогооблажения ;
2) экономических стимулов инвестиций;
3) затрат, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, общезаводских накладных расходов;
4) затрат на социальное обеспечение;
5) затрат, связанных с сырьем, расходов на транспортировку и т.д.;
6) уровня таможенных, акцизных и пр. сборов и налогов.
Гарантии инвестиционной деятельности определяются следующими пятью факторами:
1) наличием всеобъемлющей законодательной базы, регулирующей право собственности, права на землю и прочие активы;
2) прежними действами или мерами правительства данной странны в отношении права собственности и активов;
3) системой гарантий инвестиций, предусмотренной правительством инвестора в отношении страны, территории или региона, являющегося объектом инвестирования;
4) гарантиями инвестирования, предусмотренными правительством странны, являющейся объектом инвестирования;
5) политическими условиями и стабильностью/нестабильностью в стране, являющейся объектом инвестирования.[ ]
3*4 июня 1999 г. в Алматы состоялся третий Международный форум «Алматинский инвестиционный саммит», организованный Агентством Республики Казахстан по инвестициям (АРКИ) и газетой «Интернэшнл Геральд Трибюн». В форуме приняло участие более 300 руководителей и представителей 160 компаний и организаций из 22 стран мира.
В выступлении Н. Назарбаева были выделены следующие главные моменты для международного сообщества инвесторов:
Казахстан сегодня является наиболее привлекательной и перспективной страной для вложения инвестиций как в Центральной Азии, так и в целом по СНГ.
Несмотря на глобальные финансовые потрясения и внутренние трудности, экономика страны следует путем дальнейшего реформирования и интеграции в мировую экономическую систему.
Политика Казахстана в отношении инвестиций после президентских выборов в январе 1999 г. сохраняет свою логическую преемственность на предстоящие семь лет: «Мы поддерживали и впредь будем поддерживать новые инвестиции».
Совет иностранных инвесторов, несмотря на короткий срок работы, сумел всколыхнуть сообщество инвесторов в Казахстане, породил ожидания на радикальное улучшение инвестиционного климата.
Определены ключевые проблемы иностранных инвесторов, требующие первоочередного решения. В частности, необходимо совершенствование: законодательного процесса и работы судов; практики соблюдения условий контрактов, урегулирования инвестиционных споров; практики применения налоговых соглашений, взимания налога на добавленную стоимость, а также разрешение вопросов, связанных с ввозом иностранной рабочей силы.
В борьбе за инвестиции предстоит повысить привлекательность казахстанского рынка, в том числе путем создания современной рыночной инфраструктуры, снижения транспортной составляющей в структуре затрат всех отраслей экономики, повышения конкурентоспособности национальных производителей на внешних рынках, увеличения транзитных потоков через территорию Казахстана и его соседей.
В соответствии с договором о создании общей торговой зоны между участниками Таможенного союза с 1 января 2000 г. будут действовать единые тарифы на транспортные перевозки.
Необходимо снимать все препоны на пути создания малых и средних предприятий: «Раньше разрешений на открытие такого предприятия было 60, сейчас стало 10, надо, чтобы
было З».
Другим приоритетом является борьба с коррупцией.
В работе Алматинскбго саммита принял участиепрезидент ЕБРР X. Келер, который заявил, что «Казахстан является одним из тех мест, где можно делать инвестиции». В своей речи он отметил, что ЕБРР поддерживает отечественные и иностранные предприятия в таких разных секторах, как природные ресурсы, нефтепроводы, энергетика, железные дороги, производство стали, телекоммуникации, электроника, недвижимость и муниципальные услуги. Успешные проекты ЕБРР основаны на значительных инвестиционных возможностях, предлагаемых Казахстаном.
Хорст Келер выделил три основные сферы, с которыми сталкиваются инвесторы в Казахстане: налоговый режим; бюрократические препятствия; судебная система, а также коррупция.
Президент ЕБРР отметил, что Казахстан располагает хорошо образованной и обученной рабочей силой, что является предпосылкой для развития новых предприятий. Важным путем для этого является поддержка малых и средних предприятий (МСП). Хороший пример успешной работы — программа ЕБРР по развитию малого бизнеса в Казахстане, которая финансируется с участием частного сектора (компании «Шеврон»). ЕБРР предлагает для МСП не просто доступ к финансам, но также дополнительные инвестиции в местную инфраструктуру и промышленность для усиления тех звеньев, которые позволят расти малому бизнесу.
Вопросам инвестиционной политики Казахстана было посвящено выступлениеВице-премьера Республики Казахстан, министра иностранных дел К. Токаева, который обратил внимание всех участников форума на то, что «правительство страны по-прежнему считает одним из основных приоритетов своей деятельности формирование благоприятного инвестиционного климата». В этой связи на недавно состоявшемся заседании правительства одобрена программа привлечения прямых инвестиций в Республику Казахстан на 1999-2000 гг., которая разработана по поручению главы государства. Для дальнейшей активизации привлечения зарубежных инвестиций необходимо изучение мирового рынка капиталов, в том числе предстоит наблюдать за развитием ситуации как в странах — основных конкурентах Казахстана, так и в странах с высокими инвестиционными способностями.
Правительство занято разработкой нового закона «Об инвестициях» на основе двух действующих законов: «Об иностранных инвестициях» и «О государственной поддержке прямых инвестиций».
Председатель Народного сберегательного банка К. Масимовв своем выступлении сообщил участникам форума о результатах состоявшегося недавно первого съезда финансистов Казахстана, о программе внутренних сбережений и Ассоциации финансистов Казахстана.
Рассказывая об инвестиционной деятельности компании «Шеврон Оверсиз Петролеум», первой пришедшей в Казахстан, президент этой компанииР. Мацке в выступлении на форуме отметил, что проект «Тенгизшевройл» достиг уровня нефтяного проекта мирового класса и своим успехом продемонстрировал, что инвестирование в Казахстан является правильным выбором. В 199е «Шеврон» начал программу поддержки малого и среднего бизнеса в Атырау.
Казахстан является крупным клиентом Всемирного банка, который утвердил 19 проектов на общую сумму 1,65 млрд. долл. Финансовая помощь оказывается в осуществлении структурных реформ государственного сектора системы социальной защиты, включая пенсионную реформу. Другая область поддержки связана с развитием инфраструктуры, включая транспорт, водоснабжение. Некоторые действия направлены на развитие частного сектора, включая реструктуризацию финансового сектора, поддержку реформы предприятий и приватизации. В будущем предоставление займов будет сфокусировано на отдельные секторы, включая сельское хозяйство, инфраструктуру и социальную сферу.
Всемирный банк намерен использовать новые инновационные инструменты, развивая услуги гарантиям для финансирования частного сектора, и готов помочь правительству в преодолении главных препятствий для развития частного сектора путем улучшения управления в частном и государственном секторах, включая борьбу с коррупцией.
Главным требованием является продолжение правительственных реформ и сохранение макроэкономической стабильности. Всемирный банк готов помочь Казахстану в выполнении этих задач.
Что касается планируемых инвестиций в Казахстане, то, как показывают данные опроса МЦНИ, зарубежные инвесторы сохраняют сдержанный оптимизм, связанный со стабильностью в политической жизни и либерализацией экономики. Некоторые инвесторы планируют увеличить инвестиции от 100 до свыше 500 млн. долл. Это свидетельствует о том, что крупные инвесторы находят основания для продолжения инвестирования в будущем. Почти 40% опрошенных инвесторов положительно оценили условия для капиталовложений в Казахстане. В качестве главного препятствия на пути коммерческой и инвестиционной деятельности рассматривается бюрократизм, а также налоговый режим.[ ]
Чтобы наш инвестиционный климат стал более благоприятным, а Казахстан вышел в лидеры по объему и качеству привлеченных иностранных инвестиций, нам нужны политическая воля и реальные действия. Необходимо также проявить высочайшее мастерство в использовании инструментов, необходимых для привлечения как можно большего количества известных миру инвесторов.[ ]
ГЛАВА 3. ПРИВЛЕЧЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
3.1. Проблемы и задачи
Анализируя причины ограниченного притока следует обратиться в первуюочередь к объяснениям самих инвесторов.
По оценкам отечественных и зарубежных специалистов, их отталкивают, прежде всего, такие факторы, как:
-недостаточное число свободных экономических зон в стране;
-проблема платежей — ограниченный доступ к иностранной валюте;
-постоянно изменяющиеся и непоследовательные законы, нестабильность юридической базы в целом;
-неадекватность Закона «О залоге», особенно в той части, которая касается использования недвижимой собственности в качестве гарантии для иностранных кредитов;
-отсутствие частной собственности на землю как основы всего института частной собственности;
-неразвитость финансового сектора, отсутствие финансирования для инвестиционных проектов, трудности в получении страховки;
-отсутствие политики в вопросе ответственности предприятий в соблюдении экологических норм;
-несовершенство банковских законов и неразвитость банковской системы;
-неразвитость транспортной ифраструктуры, недостаточность авиалиний между Казахстаном и внешним миром;
-неадекватность системы наземной транспортировки (включая систему нефтепровода и газопровода) для перевозки товаров по суше из Казахстана к внешним рынкам.
Приведем результаты других исследований, подтверждающих эти выводы.
Так, согласно данным обследований Консультационной Службы по иностранным инвестициям, уинвесторов в целом сложились неблагоприятные представления о стране, что и отражается на фактическом притоке иностранных инвестиций. В частности, по этим обследованиям приводятся такие негативные факторы как:
1. Несовершенная, подчас хаотическая, запутанная, коррумпированная система отбора инвестиционных проектов, что заставляет потенциальных инвесторов отказываться от дальнейших вложений инвестиций.
2. Отношение к иностранным инвесторам не как к желаемым предпринимателям, а как к источнику финансовых средств, налоговых поступлений или взяток.
3. Запутанность, противоречивость, непоследовательное применение или полное игнорирование законодательства.
4. Отсутствие организованной инвестиционной службы, предоставляющей потенциальным инвесторам нужную информацию или содействующей организации предпринимательской деятельности.
5. Отсутствие надежных механизмов, обеспечивающих соблюдение законов и договорных отношений.
6. Несоответствие инфраструктуры потребностям иностранных фирм.
7. Несовершенство банковской системы, выражающееся в неэффективной системе платежей.
8. Нестабильный, постоянно меняющийся налоговый режим для корпорации.
9. Неопределенность дальнейшего хода реформ.
Социологический опрос, проведенный среди крупнейших западных инвесторов Международным центром по налогам и инвестициям (МЦНИ), результаты которого были опубликованы в газетах, выявил следующие пять причин, по которым Казахстан представляет для них деловой интерес: крупный рыночный потенциал; изобилие природных ресурсов; стратегическое деловое местоположение; желание определить других конкурентов в регионе; размер потенциальной прибыли от инвестиций. А наиболее привлекательным, судя по результатам опроса, оказались: резервы нефти и газа; производство; сфера услуг (включая бухгалтерский учет и юридические услуги); потребительская кооперация.
В то же время иностранных инвесторов сдерживают, а иногда и отпугивают: бюрократические методы решения деловых вопросов; финансовый риск; частая смена законодательных актов по хозяйственным отношениям и слабая правовая инфраструктура; жесткий валютный контроль; тарифные барьеры; отсутствие распределительных каналов.
К сожалению, не дорабатывают в части работы по привлечению инвестиций ответственные за политику привлечения и использования иностранного капитала органы государственного управления. Из-за низкого уровня организации управления:
— до сих пор в стране не принята государственная Программа привлечения и использования иностранного капитала;
— по существу существующая законодательная база не только не направлена на стимулирование инвесторов из-за рубежа, но и откровенно препятствует им;'
— отсутствует четкая система управления иностранными инвестициями, происходит постоянная реорганизация государственных органов, ведающих инвестиционной политикой;
— отсутствует система работы с иностранными инвесторами, процветают бюрократизм и волокита.
Слабость государственного регулирования вопросов привлечения международного предпринимательского капитала, постоянные реорганизации центрального ведомства, занимающегося вопросами иностранного капитала, разброс прав, компетенции, ответственности по многочисленным ведомствам, запутанность их функций не прибавляют уверенности иностранным инвесторам.
Взять, к примеру, вопросы нефти и газа. Не только иностранный, но даже национальный инвестор сегодня толком не знает, куда ему обращаться: то ли в КИИК, то ли в Государственную комиссию по приватизации предприятий нефтегазового комплекса, то ли в Министерство нефти и газа, то ли в Госкомитет по приватизации.
Для стабилизации экономики и обеспечения устойчивого экономического роста необходимо привлечение и эффективное использование внешних инвестиционных ресурсов, которые призваны обеспечить решение следующего круга задач:
• реструктуризацию национальной экономики,
• ликвидацию диспропорций в экономическом и социальном развитии регионов,
• усиление экспортного потенциала страны,
• развитие импортозамещающих производств,
• формирование частного и смешанного секторов экономики, способствующих развитию конкурентной среды,
• создание рыночной инфраструктуры,
• привлечение передовой зарубежной технологии, ноу-хау и управленческого опыта.
Практика последних лет показала, что в политике привлечения иностранных инвестиций существовали отдельные просчеты, отсутствовал действенный механизм стимулирования вложений иностранного капитала, адекватный потребностям и задачам рыночной трансформации экономики. Это касается методологии и методики оценки объемов иностранных инвестиций, форм привлечения иностранного капитала и допустимых масштабов, организационного и экономического механизмов привлечения иностранного капитала, регионального и отраслевого распределения.
В Казахстане к отраслям приоритетного привлечения иностранных инвестиций можно отнести нефтяную и нефтеперерабатывающую, химическую и нефтехимическую отрасли, черную и цветную металлургию, строительство, коммуникации.[ ]
Более приемлемой формой участия иностранного капитала в рыночных преобразованиях экономики Казахстана являетсяпривлечение прямых иностранных инвестиций для создания совместных и зарубежных предприятий, в виде портфельных инвестиций или на условиях концессии. Прямые иностранные инвестиции, как правило, дают большой эффект, таккак зарубежный партнер совместного проекта заинтересован в максимально высокой отдаче инвестированных средств, стремится расширить производство, повысить его эффективность, обновить производственный аппарат для повышения конкурентоспособности продукции. В то же время иностранный инвестор разделяет всю полноту риска с национальным инвестором.[ ]
Сегодня и в перспективе предпочтение отдается прямым инвестициям, которые имеют ряд существенных преимуществ перед другими формами экономического воздействия:
• являются прямым источником капиталовложений в производство товаров и услуг, обеспечивая привлечение новейших мировых технологий, ноу-хау, передовых методов управления и маркетинга;
• не ложатся бременем на внешний долг страны;
• способствуют интеграции национальной экономики в мировую благодаря разнообразному производственному и научно-техническому сотрудничеству, поднимая деловую и хозяйственную активность.[ ]
Объем иностранных инвестиций в республику на 1999 год возрос по сравнению с 1994 более чем в два раза и составил 3,24 млрд. долларов. Причем в структуре инвестиций 49,2% приходится на прямые иностранные инвестиции, 1% — на портфельные, 28% — кредитные средства, 22 % — займы международных финансовых организаций. [ ]
Прямое инвестирование иностранного предпринимательского капитала в экономику Казахстана имеет и ряд других преимуществ, причем весьма существенных по сравнению с иностранными кредитами. Привлечение иностранного предпринимательского капитала также является активным средством борьбы с монополизмом на внутреннем рынке и развития конкуренции. Оно служит тому, что страна не только получает недостающие инвестиционные ресурсы, но при их помощи может оживить, поднять эффективность использования национальных производительных сил. Прямые иностранные инвестиции при разумном их использовании способствуют диверсификации экспорта, созданию дополнительных рабочих мест, по сравнению с иностранными кредитами не увеличивают задолженности страны, тем самым уменьшают отток валюты за рубеж.
Основной формой привлечения прямых иностранных инвестиций остается созданиесовместных предприятий (СП) и предприятий, находящихся в полной собственности иностранного инвестора (МП). Отличительными особенностями совместного предприятия являются: общий капитал, совместное управление, раздел прибылей.
Процесс создания СП проходит достаточно интенсивно — к концу 1 полугодия 1995г. их число достигло 2025, в том числе предприятий. Однако, число действующих СП составило всего лишь 491, остальные 1534 зарегистрированных предприятия никакого вклада ни в производство, ни в оказание услуг не внесли. Наибольшее количество действующих СП образовано с фирмами европейских стран (166), азиатских (183)и американских (51).
Анализ основных показателей деятельности СП в Казахстане показал, что они ориентированы в основном на краткосрочную перспективу и осуществляют различного рода услуги: консультирование, маркетинг, создание программного продукта, коммерцию, посредническую и другую деятельность, не требующую значительных капиталовложений, но дающих быструю отдачу. Их создание реально не повлияло на рост промышленного производства.
Наибольший интерес у иностранных инвесторов вызывают сырьевые отрасли и, в первую очередь, горнопромышленный и топливно-энергетический комплексы. Здесь более выгодными по сравнению с СП являютсяконтракты на раздел продукции, особенно в сфере разведки и добычи углеводородов. Преимуществом этого вида контракта является простой и эффективный механизм изъятия собственной доли доходов, автономность налогового и правового режима контрактов. В настоящее время заключено три таких контракта — в Актюбинской, Атырауской и Мангистауской областях с Эльф Нефтегаз (Франция), Оман Ойл Компани (Оман) и Орикс (США).
При осуществлении крупных проектов, где инвестиционные возможности территории достаточны, но необходима модернизация производства (например, в нефтехимии), целесообразна организацияконтрактных (договорных) СП. При этом возможна полная собственность отечественного партнера на уставной фонд с самого начала деятельности контрактного предприятия и уступка его части иностранному партнеру, осуществляющему организацию производства, на определенный срок, то есть временное их превращение в СП.
Основными критериями при выборе форм привлечения иностранного капитала являются:
• сфера деятельности и вид продукции (технологически сложный, наукоемкий и т.п.);
• масштабы проекта (мелкий, средний, крупный);
• стратегическая цель привлечения иностранного капитала (от импорта оборудования до использования производственно-управленческого опыта).
Одним из наиболее эффективных методов увеличения экспортного потенциала республики являются продолжение
--PAGE_BREAK--концессии, т.е. предоставление права зарубежным предпринимателям на эксплуатацию возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов, а также осуществление иных видов хозяйственной деятельности на условиях долгосрочной аренды.
В Казахстане в последнее время практикуется такая форма привлечения иностранного капитала и иностранного управленческого опыта, как передача предприятий под управление. Новая форма привлечения капитала позволяет вывести крупные предприятия из тяжелейшего финансового кризиса. Однако, практика заключения контрактовна управление с фирмами, в том числе и с иностранными, уже показала свои негативные стороны. Прежде всего передача крупных предприятий одной отрасли в управление иностранным компаниям, как это случилось с хромовой промышленностью, означает, что иностранный инвестор по существу монополизировал отрасль. Кроме того, при данной форме привлечения иностранного капитала выполняются задачи только текущего характера, а стратегические проблемы — реконструкция и модернизация предприятий — не решаются. У управляющих фирм отсутствуют права на вложение средств в капитальное строительство и приобретение оборудования, так как тем самым может измениться форма собственности на предприятие. Такой подход к заключению контрактов на практике приводит к усилению выкачивания сырья и продукции управляющей фирмой при ускоренном износе основных фондов предприятия и истощении природных ресурсов.
Более выгодным для государства является осуществление инвестиций на основе досрочной приватизации, то есть привлечение портфельных инвестиций. Обязательным условием при этом является переоценка и пересчет основных фондов и на этой основе установление цены акции приватизируемого предприятия по западным аналогам.
Привлечение портфельных инвестиций, то есть иностранного капитала для досрочной послеконтрактной приватизации и приватизации по индивидуальным проектам, требует установления количественного ограничения на долю иностранного инвестора в уставном фонде приватизируемого предприятия (до 49%) или закрепление за государством «золотой акции», в которой содержатся его права.[ ]
Для более рационального использования возможностей страхования иностранных инвестиций целесообразно создание международной страховой компании или совместного фонда по страхованию коммерческих рисков по типу зарубежных «частных инвестиций ОПИК» при участии корпорации AIG(AmericanInternationalGroup) — крупнейшей международной диверсификационной страховой группы и крупнейшего в США страховщика торговых и промышленных рисков. Это государственная компания, которая включала бы страхование от конфискации, отчуждения и национализации собственности, неконвертируемости валюты и т.д. и имела бы для этого достаточно большой страховой фонд. Например, подобная международная компания создана в Узбекистане и имеет страховой фонд в $100 млн., тогда как страховой фонд Казахинстраха составляет только $ 1 млн., что обусловливает необходимость перестрахования риском за рубежом и, как следствие, возможность утечки страховых взносов из страны.
Для стимулирования привлечения иностранного капиталав приоритетные сферы экономики целесообразно использование как финансово-кредитных, налоговых стимулов, так и нефинансовых методов. К последним можно отнести создание общей благоприятной обстановки функционирования иностранного капитала, обеспечение необходимыми факторами производства, информацией, службами управления, развитием транспорта, различного рода коммуникаций, банковского обслуживания, создание других элементов рыночной инфраструктуры.
Для того, чтобы избежать организации фиктивных совместных предприятий, создаваемых только на период «налоговых каникул» с целью получения необлагаемого налогом дохода, следует предусмотреть специальную поправку к Налоговому кодексу, согласно которой в случае ликвидации такого предприятия в период освобождения от уплаты налога, оно должно выплатить налоги с полученного дохода за весь период своей деятельности.
Разумеется, предоставление налоговых и финансово-кредитных льгот должно осуществляться не автоматически, а дифференцирование, в зависимости от государственной значимости осуществляемого проекта, от доли участия в уставном фонде предприятия, от сферы приложения капитала, скорости его оборота.
Необходимо упростить формальности, разрешающие иностранным компаниям заниматься производственной деятельностью и реинвестировать свои доходы. Одновременно следовало бы усилить стимулы по вывозу доходов иностранных компаний не в иностранной валюте, а в виде продукции, производимой ими на экспорт.
В числе организационных мерпо привлечению иностранного капитала представляется также необходимым предусмотреть:
>подготовку подзаконного акта (постановления, положения) по пункту 1 статьи Закона РК «Об иностранных инвестициях» о неухудшении условий функционирования предприятий с участием иностранных инвестиций;
>пересмотр порядка учета курсовой разницы при реализации соглашений о создании предприятий с иностранным капиталом (положительная и отрицательная курсовая разница по текущим валютным счетам предприятий подлежит включению в состав доходов и расходов от внереализационных операций только в случае продажи инвалюты за тенге;
>принятие законопроектов «О залоге», «Об ипотеке недвижимого имущества», разработку механизма использования залоговых форм в целях привлечения иностранного капитала;
>формирование системы мониторинга инвестиционного климата РК и его регионах. [ ]
3.2. Механизм государственно-правового регулирования
При рассмотрении механизма государственно-правового регулирования процессов привлечения и использования иностранного капитала и инвестиций следует прежде всего выделить законодательные, организационные и прочие механизмы регулирования государством иностранных капиталовложений.
1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙМЕХАНИЗМ представляет собой систему законов, определяющих конституционные, общерегулирующие и специальные отношения по поводу иностранного капитала и инвестиций.
Система законодательного регулирования привлечения иностранного капитала и инвестиций состоит из совокупности взаимодополняющих друг друга законов, включая основной закон страны — Конституцию, гражданское законодательство, законы, указы президента Республики Казахстан и другие нормативные акты, регулирующие вопросы предпринимательской и хозяйственной деятельности, нормативные акты о земле, о приватизации, о недрах и недропользовании, о нефти, о банках и банковской деятельности, о страховании, о генных бумагах, таможенное и налоговое законодательство и другие нормативные акты.
В основном законе страны- Конституции Республики Казахстан (п.4 ст. 12) отмечено:
«Иностранцы и лица без гражданства пользуются в Республике Казахстан правами и свободами, а также несут обязанности, установленные для граждан, если иное не предусмотрено Конституцией, законами и международными договорами».
Основным родовым законом, регулирующим отношения государства и иностранных инвесторов является Закон «Об иностранных инвестициях».
Закон устанавливает, что любые формы иностранных инвестиций и связанной с ними деятельности осуществляются на условиях не менее благоприятных, чем инвестиции национальных инвесторов.
Исключениями из этого режима являются только преимущества, предоставленные иностранным инвесторам международными договорами, а также участие иностранных инвесторов в приватизации, которое регулируется специальным законодательством. Более того, для иностранных инвестиций в приоритетных областях экономики могут устанавливаться дополнительные льготы.
Закон устанавливает разнообразные гарантии иностранным инвестициям, такие, как гарантии о национализации и экспроприации, гарантии от незаконных действий государственных органов и должностных лиц, гарантии от изменения политической ситуации и многие другие гарантии.
Так, иностранные инвестиции не могут быть национализированы и экспроприированы, кроме как в случаях, когда такая экспроприация и национализации осуществляются в общественных интересах. В случаях принятия таких мер иностранным инвесторам не-медленно выплачивается адекватная и эффективная компенсация.
Иностранные инвесторы гарантированы от изменения законодательства в течение 10 лет с момента осуществления инвестиций и государство при любых обстоятельствах, в том числе войны, смены Правительства или государственного строя, полностью сохраняет все свои имущественные обязательства перед инвестором, подчиняясь решениям международного арбитража.
Хотя Конституция не содержит определения субъектов и объектов собственности, объема и пределов осуществления собственниками своих прав, гарантии их защиты, однако она дает ссылку на специальный закон. Таким законом является прежде всего Гражданский кодекс Республики Казахстан, в соответствии с которым под правом собственности понимается признаваемое и охраняемое законодательными актами право субъекта по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом.
Согласно Гражданскому кодексу в республике существуют равноправно две формы собственности:
1) частная собственность — собственность граждан и негосударственных юридических лиц;
2) государственная собственность — республиканская и коммунальная собственность.
В частной собственности может находиться любое имущество, за исключением недр, воды, растительного и животного мира, находящихся в исключительно государственной республиканской собственности.
Гражданским кодексом предусмотрена возможность изъятия в государственную собственность имущества, находящегося в частной собственности граждан и юридических лиц (национализация). При этом, в соответствии со статьей 266 данного Кодекса, убытки, причиненные собственнику в результате национализации, возмещаются в полном объеме Республикой Казахстан. Данное положение весьма важно с точки зрения восстановления не по оценочной, а по рыночной стоимости национализированного имущества.
Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, «О банках и банковской деятельности» от 31.08.95 г. установил ряд дополнительных требований и ограничений для создаваемых в республике дочерних, по отношению к иностранным, банков и банков с иностранным участием. Банк-нерезидент Республики Казахстан вправе подать в Национальный банк заявление о выдаче разрешения на открытие дочернего банка после одного года работы на территории Республики Казахстан представительства данного банка. При этом родительский банк должен иметь определенный рейтинг одного из основных рейтинговых агентств (перечень агенств и минимальный рейтинг устанавливаются Национальным банком).
В Указе Президента РК, имеющем силу закона, «О страховании» от 03.10.95 г. отмечается, что иностранные инвесторы производят страхование рисков, связанных с осуществляемой ими в республике деятельности, в страховых организациях республики.
Деятельность иностранных страховых организаций на территории республики в качестве непосредственного страховщика запрещается -иностранные юридические лица, включая иностранные страховые организации, и иностранные граждане вправе быть лишь участниками страховых и перестраховых организаций Республики Казахстан.
При этом доля участия иностранных инвесторов в уставном фонде не может превышать 50 %. Такое ограничение сегодня представляется весьма существенным тормозом для развития страхового бизнеса в республике и, в частности, негативно отражается на привлечении иностранного капитала, привыкшего больше доверять западным компаниям.
Законодательством, регулирующим земельные отношения, в которых участвуют иностранные инвесторы, предприятия с иностранным участием, являются наряду с Конституцией, указ Пезидента Республики Казахстан от 26.12.95 г. «О земле» и другие нормативные акты.
В частной собственности, согласно этим законам, могут находиться земельные участки, предоставленные (предоставляемые) под застройку или застроенные производственными и непроизводственными, в том числе жилыми, зданиями, сооружениями и их комплексами, включая земли, предназначенные для обслуживания зданий и сооружений в соответствии с их назначением.
К иностранным землепользователям по указу «О земле» относятся иностранные граждане, иностранные юридические лица, иностранные государства, международные объединения и организации.
Пункт 4 статьи 4 Указа «О земле» содержит важное замечание, что иностранные граждане и юридические лица пользуются правами и несут обязанности в земельных правоотношениях наравне с гражданами и юридическими лицами Республики Казахстан, если иное не определено законодательством и указом и, таким образом, ограничений в праве собственности на земельные участки для иностранных граждан и юридических лиц, в сравнении с гражданами и юридическими лицами Республики Казахстан, нет.
Согласно Указу «О недрах и недропользовании» недропользователями могут быть граждане или юридические лица, государство и (или) международные организации, получившие право осуществлять операции по недропользованию.
Весьма важно то, что иностранные граждане и юридические лица пользуются правами и несут обязанности в отношениях по недропользованию наравне с гражданами и юридическими лицами Республики Казахстан и иностранные недропользователи (иностранные юридические и физические лица, иностранные государства, международные организации) отнесены к субъектам недропользования.
Предоставление права недропользования производится на основе контракта и лицензии, которые могут быть следующих видов: о разделе продукции; о концессии; сервисный контракт; о совместной деятельности и иные виды контрактов.
Деятельность иностранных инвесторов в процессе приватизации регулируется Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу закона, «О приватизации» от 23 декабря 1995 года, Положением«Об участии иностранных инвесторов в процессе приватизации государственной собственности в Республике Казахстан» от 20 июля 1993 года N 633 (с изменениями от 5 декабря 1994 года и от 24 августа 1995 года), а также положениями и правилами об управлении государственным имуществом, межправительственными соглашениями.
Иностранными инвесторами по упомянутым законам и положениям могут быть иностранные физические лица (не являющиеся гражданами или постоянными резидентами Республики Казахстан); иностранные юридические лица, за исключением юридических лиц, созданных и действующих за рубежом с участием физических лиц (граждан) Республики Казахстан и юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Республики Казахстан, 50 и более процентов акций или доли которых принадлежат иля контролируются прямо или косвенно иностранными юридическими или физическими лицами, иностранными государствами и их органами, международными организациями.
В республике, несмотря на некоторые недоработки, на сегодня сложились основы законодательства по иностранным инвестициям, регулирующие основные производственные отношения между государством и инвесторами.
Несмотря на это, законодательный механизм находится в постоянном развитии, принимаются новые и дополняются прежние законы, способствующие совершенствованию регулирования данный отношений.
2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ ПРИВЛЕЧЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА И ИНВЕСТИЦИЙ за последние три года неоднократно изменялся. Органы государственного управления, связанные с процессом управления внешней помощью, подвергались периодически реорганизациям. Поиск оптимальной схемы управления иностранным капиталом, в которойкаждый субъект отношений будет выполнять свои четко определенные функции, позволяй избежать дублирования, происходит и сегодня.
Организационный механизм государственного регулирования иностранных инвестиций и капитала до ноября 1996г. включал в себя преимущественно регулирование внешнего заимствования, не выделяя в качестве специальных структур управления органы управления пря инвестициями. Как правило, последние существовали лишь в виде управлений внутри вначале Агентства по иностранным инвестициям, а затем Комитета по использованию иностранных инвестиций.
Однако в ноябре 1996 г. был создан Государственный комитет по инвестициями специализирующийся на регулировании иностранных инвестиций.
В соответствии с изменениями статуса органов регулирования ПИИ изменялся и состав его функций от косвенного вмешательства (в период с 1991 по 1994 гг., когда существовало Агенство по иностранным инвестициям) в процессы регистрации предприятий, через полную отмену такого регулирования (период существования Комитета по иностранным инвестициям вначале при Кабинете Министров, а затем при Министерстве финансов) и вновь к косвенному регулированию этих инвестиций (с созданием ГКИ — Государственного комитета по инвестициям).
Целью ГКИ, как отмечается в указе, является осуществление государственной политики по стимулированию прямых инвестиций. Согласно указу Комитет является единственным уполномоченным органом в деле осуществления политики государства в области прямых зарубежных инвестиций.
В связи с этим Комитету предоставлено право:
— вести переговоры и подписывать международные договоры по вопросам инвестиционного сотрудничества и привлечения прямых иностранных инвестиций;
— запрашивать и получать от центральных и местных органов необходимую информацию;
— осуществлять экспертизу и участвовать в разработке проектов нормативных правовых актов, актов центральных и местных органов власти в части прямых инвестиций.
Таким образом, принятие данного Указа разграничило функции Комитета по иностранным инвестициям при Министерстве финансов РК и Государственного комитета по инвестициям в части привлечения и использования международных предпринимательских прямых инвестиций.
Введение специального органа регулирования ПИИ является неверным шагом и ведет к негативным последствиям в деле привлечения ПИИ. Это связано с нарушением принципа минимального прямого вмешательства государства в данные процессы. Определенным выходом из этой ситуации, возникшей в результате непродуманных шагов, может быть только концентрация всех тех полномочий государства, которые могут интересовать инвестора, и которые сегодня разбросаны по различным ведомствам (например, приватизации, Госкомиссии по приватизации в нефтегазовом секторе и т.д.).
3. ДРУГИЕ МЕХАНИЗМЫ.
Одной из сторон влияния государства на инвестиционный процесс, приток международного капитала является повышение его международного авторитета и интеграция в международные экономические отношения. В этой связи республика вступила в ряд международных организаций и ратифицировала многие международные документы в области экономики. За короткий срок республика стала членом международного сообщества, установила партнерские отношения со многими международными организациями.
Знаменательным шагом в этом плане может служить вступление Казахстанаво Всемирную торговую организацию (ВТО).
Многосторонний договор ВТО, как известно, создает предпосылки для общего снижения всех таможенных пошлин, устраняет дискриминацию государств в мировой торговле. Казахстан в рамках двусторонних соглашений имеет право пользоваться предпочтительным статусом развивающей страны, согласно списку Комитета помощи развития DACОЭСР, и тем самым еще больше снижать пошлины со стороны развитых стран.
В области регулирования внешнеторговой деятельности республика прошла путь от жесткого контроля со стороны государства до либеральной системы внешней торговли.
Республика имеет огромный экспортный потенциал, который оценивается в 15-18 млрд. дол., но фактически составляет только 5 млрд. долл. Основной задачей внешнеторговой политики Казахстан на 1996-1998 годы является оптимизация платежного баланса и увеличения экспортного потенциала республики. Эти задачи будут решаться посредством дальнейшей либерализации внешней торговли в сочетании с умеренным протекционизмом отечественных товаропроизводителей, изменением законодательной базы в соответствии с принципамиВТО.
Либерализация внешнеторговой деятельности включает и создание Таможенного союза стран СНГ.
В 1992-1993 годах был установлен порядок нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности, включающей квотирование и лицензирование экспорта и импорта.
В период 1994-1995 гг. и в начале 1996 года была существенно либерализована внешняя торговля:
— отменено квотирование экспорта товаров;
— сокращен перечень лицензируемой продукции;
— отменены экспортные пошлины на все товары;
— упразднен институт спецэкспортеров, то есть сегодня все хозяйствующие субъекты, независимо от форм собственности, имеют право экспорта любых товаров;
— образован ряд свободных экономических зон;
— разработана схема преференций для слаборазвитых и развивающихся стран, которая предоставляет частичное или полное освобождение от уплаты импортных таможенных пошлин продукции, завозимой из этих стран;
— для предотвращения ввоза некачественных товаров в республику совершенствуется система технического, санитарного, фотосанитарного и иного контроля;
— введена система независимой предотгрузочной экспертизы экспортных и импортных контрактов.
Целесообразность вступления Республики Казахстан в Таможенный союз с Российской Федерацией была обусловлена следующими факторами.
Во-первых, основные экономические показатели стран «четверки» весьма сходны. Во-вторых, экономики стран «четверки» взаимосвязаны между собой.
В-третьих, неразвитость многих элементов экономики каждой из стран не позволяет обособиться друг от друга.
Создание Таможенного союза предусматривает отмену ограничений во взаимной торговле и принятие единой системы тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в торговле с третьими странами.
Кроме законодательной защиты, дополнительные гарантии иностранным инвесторам обеспечиваются двусторонними межправительственными соглашениями о поощрении и взаимной защите иностранных инвестиций. За период суверенитета Казахстанским Правительством подписаны такие соглашения с 18 странами. Это: США, Англия, Франция, Швейцария, Турция, Египет и др. В настоящее время в процессе обсуждения находятся проекты соглашений с 20-ю странами.
Таким образом, в республике на сегодня в определенной мере созданы основы государственного регулирования привлечения и использования иностранного капитала и инвестиций. Однако действенность такого механизма остается невысокой, что пагубно отражается на инвестиционном климате страны.[ ]
продолжение
--PAGE_BREAK--