--PAGE_BREAK--За последнее время в общественном сознании произошел большой скачок, который характеризуется глубоким осознанием того, что именно социальные цели объединяют людей в рамках страны (государства), тогда как экономические цели могут и разъединять, а не объединять людей. Кроме того, экономические цели могут быть общими с иностранными субъектами (например, в случае совместных предприятий или предприятий с иностранным капиталом на территории страны).
Таким образом, следует рассматривать не отдельно экономическую систему, а социально-экономическую систему как симбиоз социальной и производственной сфер жизнедеятельности страны.
В соответствии с системным подходом на входе СЭС можно выделить такие элементы (объекты), которые влияют на функционирование и развитие СЭС и являются при разработке прогнозов ее «прогнозным фоном»:
· мировая система, ее состояние, перспективы развития, основные характеристики, влияющие на функционирование и развитие СЭС;
· природный потенциал (наличие и качество природных ресурсов и животного мира);
· человеческий потенциал (уровень образования, здоровья людей);
· научно-технический потенциал (искусственная природа);
· экология (состояние сферы обитания людей, окружающей среды);
· внутриполитическое устройство;
· уровень морали, господствующей в стране; религиозный фактор.
Резюмируя вышеперечисленное, можно выделить основные цели социально-экономической системы страны, которые должны быть осуществлены под эгидой государственных органов:
а) гармоническое развитие личности, обеспечение каждого члена общества минимальными условиями, обеспечивающими его свободу и безопасность по всем аспектам;
б) динамическое и эффективное бескризисное развитие страны;
в) обеспечение национальной безопасности страны: политической, экономической (в том числе продовольственной), социальной, экологической, военно-стратегической.
В системе национальных счетов (СНС), представляющей систему экономической и социальной информации, используемой всеми странами для описания, анализа и прогнозирования социально-экономических процессов на макроуровне, приведена классификация отраслей СЭС. Наиболее значимыми для целей прогнозирования СЭС являются данные о следующих отраслях: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и связь, торговля и общественное питание, здравоохранение, народное образование, культура и искусство, наука и научное обслуживание.
Отметим, что в сферу материального производства включаются транспорт и связь, обслуживающие производство, а гражданские транспорт и связь, обслуживающие население, входят в социальные подотрасли.
Отрасли СЭС состоят из подотраслей, например, сельское хозяйство состоит из двух подотраслей — растениеводства и животноводства. Подотрасли промышленности — тяжелая, легкая и пищевая.
В свою очередь, например, тяжелая промышленность состоит из нескольких комплексов (в скобках указаны их подсистемы): топливно-энергетического (электроэнергетика, топливная промышленность); металлургического (черная и цветная металлургия); машиностроительного (машиностроение для сельского хозяйства, транспорта, различных отраслей промышленности); химико-лесного (химическая и нефтехимическая, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность); строительных материалов. Пищевая промышленность включает в себя пищевкусовую, мясомолочную и рыбную промышленность.
В рамках одной отрасли существуют автономные цепочки сопряженных технологических процессов с различной по значению продукцией, отличающейся по своему техническому уровню, связанной с различными потребителями и ориентированной на разные источники сырья и на разных поставщиков. Таким образом, можно утверждать, что типичная отрасль не представляет собой воспроизводящейся целостности, а составляющие ее технологические процессы относятся к разным производственно-технологическим системам, функционируют автономно и изменяются в слабой зависимости друг от друга.
Связи между сопряженными технологическими процессами в разных отраслях часто бывают более тесными и устойчивыми, чем между производствами одной отрасли. Ввиду всего вышеизложенного в эволюционной теории[2] использование понятия «отрасль» в качестве основного структурного элемента для целей технико-экономического анализа, прогнозирования и программирования национальной экономики, ее технико-экономического развития считается неправильным, некорректным.
В качестве элемента экономической структуры, который не только сохраняет целостность в процессе технологических сдвигов, но и является носителем этих сдвигов, рассматривается совокупность технологически сопряженных производств — технологическая совокупность (ТС). Каждая ТС на входе потребляет ресурсы, которые являются «выходными» для других (смежных) ТС, и обеспечивает их переработку в конечный продукт (для конечного потребления) или в промежуточный продукт, использующийся другими ТС в качестве «выходного» ресурса. Так складываются группы ТС, связанные друг с другом более тесно, чем с остальными. В процессе своего развития сопряженные ТС приспосабливаются к потребностям друг друга.
Связанные друг с другом однотипными технологическими цепями ТС образуют так называемые технологические уклады (ТУ). В рамках каждого ТУ осуществляется замкнутый производственный цикл, включающий добычу и получение первичных ресурсов, все стадии переработки этих ресурсов и выпуск конечных продуктов.
Когда со временем насыщаются потребности страны в традиционных товарах и услугах и достигаются пределы в повышении эффективности производства, новые факторы, возникающие в недрах существующего ТУ, набирают силы, ускоряется их развитие, и экономическая система страны переходит в следующий, более прогрессивный технологический уклад.
Согласно эволюционной теории вводятся два понятия: ядро технологического уклада и ключевой фактор. Под ядром технологического уклада понимается базовая отрасль экономики, основа промежуточного продукта и основа технологического процесса. Ключевым фактором называется база технологических изменений в базовых отраслях экономики. В мировой экономике в течение последних трех столетий произошла смена пяти ТУ.
Ядром первого технологического уклада (1770—1830) явились: текстильная промышленность и машиностроение, выплавка чугуна, водяной двигатель. Ключевой фактор первого ТУ — текстильные машины.
Ядром второго (1830—1880) были: паровой двигатель, железнодорожное строительство, транспорт, машино- и пароходостроение, угольная, станкоинструментальная промышленность, черная металлургия. Ключевые факторы — паровой двигатель, станки.
Ядром третьего (1880—1930) явились: электротехническое, тяжелое машиностроение, производство и прокат стали, линии электропередачи, неорганическая химия. Ключевые факторы — электродвигатель, сталь.
Ядром четвертого (1930—1980) стали: автомобиле- и тракторостроение, цветная металлургия, производство товаров длительного пользования, синтетические материалы, органическая химия, производство и переработка нефти. Ключевые факторы — двигатель внутреннего сгорания, нефтехимия.
Ядром пятого (1980— до 2030—2040(?)) являются: электронная промышленность, вычислительная, оптико-волоконная техника, программное обеспечение, телекоммуникации, роботостроение, производство и переработка газа, информационные услуги. Ключевой фактор — м и кроэлектроника.
В СССР третий ТУ не только не сокращался, а расширялся темпами, близкими к среднему темпу экономического роста страны. Необходимо отметить, что в СССР, как и в развитых капиталистических; странах, формирование некоторых ТС четвертого ТУ началось еще в дореволюционные годы. Однако фаза его роста началась в конце 1950-х — начале 1960-х годов после принятия решений о приоритетном развитии химической промышленности. В целом развитие производств четвертого ТУ в СССР шло медленнее, чем в соответствующих фазах в развитых странах. С 60-х годов в отечественной экономике началось, так же как и в развитых странах, становление пятого ТУ. С самого начала в экономике формировался практически весь комплекс движущих отраслей этого уклада: электроники, авиакосмической техники, средств телекоммуникаций.
Если в развитых капиталистических странах с середины 70-х годов началось крупномасштабное перераспределение ресурсов из четвертого ТУ в пятый и лавинообразное расширение последнего, то в СССР становление пятого ТУ в большей степени сдерживалось дефицитом производственных ресурсов, связанных с воспроизводством устаревших ТУ. Межстрановой (компаративный) количественный анализ позволяет сделать вывод о том, что техническое развитие экономики СССР происходило в том же направлении, что и развитие экономики других стран.
В целом техническое развитие экономики СССР определялось ростом четвертого ТУ, который сдерживался продолжающимся воспроизводством третьего, и поэтому был существенно более медленным, чем в передовых странах. При этом влияние становления пятого ТУ на техническое развитие экономики было весьма незначительным и поэтому менее существенным.
Согласно эволюционной теории такая технологическая многоук-ладность экономики России является основной причиной диспропорций, затрудняющих, а подчас и блокирующих технико-экономическое развитие страны.
Вопросы для самоконтроля
1.Какими свойствами обладает система?
2.В чем сущность единства и целостности системы?
3.В чем сущность управляемости системы?
4.Какие ограничения возникают при описании жизнедеятельности системы?
5.Какие основные вопросы решает экономическая система?
6.Какие элементы (объекты) влияют на функционирование и развитие СЭС и являются при разработке прогнозов ее «прогнозным фоном»?
7.Что называют технологическим укладом? Приведите пример.
8.Что является ядром технологического уклада? Приведите пример.
1.2. Логико-информационная модель управления социально-экономической системой страны
Системный подход к социально-экономическому прогнозированию (далее — прогнозирование) и социально-экономическому прогнозу (далее — прогноз) как к результату прогнозирования требует оценки прогноза как части или элемента более крупной, глобальной системы. Для этого необходимо определить основную функцию прогноза. Как мы уже выяснили в 1.1, прогноз нужен для того, чтобы предвидеть будущие события в социально-экономической системе страны и постараться посредством определенных действий (мероприятий) в соответствии с намеченными ориентирами и целями ослабить негативные последствия прогнозируемых процессов и усилить положительные последствия, а если это возможно, и изменить прогнозируемое будущее. Таким образом, прогноз нужен для того, чтобы подготовить всю необходимую информацию для принятия управленческого решения.
Основные этапы процесса управления СЭС страны, образующие «цепочку» взаимосвязанных процессов, представлены на рис. 1.2.
Поскольку данная модель является статической, рассмотрим динамическую модель управления СЭС страны, представленную на рис. 1.3.
На динамической модели показана последовательность разработки всех документов во временном разрезе, определено место долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных прогнозов и программ, среднесрочного и краткосрочного государственных планов.
Отметим, что не всеми странами реализуется такая логика управления СЭС. Например, такие страны, как США, Канада не разрабатывают среднесрочные планы, а место краткосрочного плана в большинстве стран занимает государственный финансовый план — государственный бюджет, или национальный бюджет, в котором, кроме государственных расходов и доходов, включены доходы крупных организаций (фирм). Долгосрочные программы, разрабатываемые перед этапом формирования среднесрочного государственного плана, называются предплановыми программами, а после разработки плана — послеплановыми программами.
Рис. 1.2. Последовательность процессов управления СЭС:
1 — ретроспективный анализ; 2 — прогнозирование; 3 — разработка концепции развития СЭС; 4 — разработка государственного плана; 5 — разработка федеральных целевых программ; 6 — разработка федерального бюджета; 7 — текущий анализ; 8 — блок оперативного регулирования; 9 — деление прогнозов по горизонту упреждения; 10 — деление прогнозов по структуре; // — стратегия развития СЭС; 12 — блок формирования государственной концепции управления СЭС; 13 — долгосрочный прогноз; 14 — среднесрочный прогноз; 15 — краткосрочный прогноз; 16 — базовые прогнозы; 17 — социально-экономические прогнозы; 18 — ресурсный блок; 19 — блок фона прогнозирования; 20 — социальные прогнозы; 21 — экономические прогнозы; 22 — оперативный прогноз
Рис 1.3. Динамическая модель управления СЭС
Приведем краткую характеристику блоков «цепочки» управления. Первым является блок ретроспективного анализа функционирования и развития СЭС страны.
Этап ретроспективного анализа: цель и основные задачи
На данном этапе проводятся прогнозно-аналитические расчеты. Специфика этого этапа, в отличие от этапа текущего анализа, в том, что все аналитические расчеты по своей методике, подходу направлены на разработку прогнозов, а сам анализ называется ретроспективным, так как используются данные за ряд прошедших лет.
продолжение
--PAGE_BREAK--Целью ретроспективного анализа является подготовка (сбор, обработка и систематизация) информации о развитии СЭС и ее подсистем, о существующих тенденциях в социальных, экономических, политических и других процессах развития национальной и мировой экономики для создания достоверных, научно обоснованных прогнозов развития СЭС.
Основные задачи, решаемые на этом этапе, следующие:
• анализ реализации федеральных, региональных и отраслевых программ, государственного плана (в случае, если он разрабатывается в стране) и состояния выполнения государственного бюджета в предпрогнозном периоде;
• качественный и количественный анализ установленных ранее целей развития СЭС, обоснованности их ранжирования;
• качественный и количественный анализ установленных ранее социальных и материальных потребностей населения, регионов и страны в целом, организаций (фирм) и государства по важнейшей промежуточной и конечной продукции и сфере услуг;
• установление степени достижения целей развития и насыщения рынка потребительских товаров и услуг в предпрогнозном периоде;
• выявление основных тенденций развития СЭС в предпрогнозном периоде, включая и разработку трендовых моделей на основе временных рядов;
• анализ действенности, проводимой за прошлые годы, включая и месяцы того года, в котором проводится анализ, государственной политики по всему ее спектру, включая демографическую, экологическую, внешнеполитическую, оборонную и т.д. до финансово-кредитной и ценовой политики; выявление неиспользованных резервов и ресурсов, а также определение потенциальных ресурсов;
• выявление и анализ отраслевой структуры СЭС, динамики структурных сдвигов.
Здесь необходимо выявить, насколько правильно в прошлом была определена рациональная отраслевая структура СЭС и насколько на момент анализа она соответствует изменившейся конъюнктуре национального и мирового рынка, развитию науки и технологии;
• выявление дисбалансов в СЭС, причин, вызвавших эти дисбалансы, нарушений пропорций между элементами СЭС;
• определение степени прогрессивности норм и нормативов, в особенности использования и расходования ресурсов в сферах производства и социальной, коэффициентов эффективности, их динамики;
• определение ожидаемых значений показателей развития базового года, т.е. результатов, достигнутых в конце предпрогнозного года. По сути, это — оперативное прогнозирование. Например, если ретроспективный анализ проводится в начале предпрогнозного года и заканчивается в марте, то необходимо спрогнозировать развитие СЭС за 9 предстоящих месяцев. Имея комплекс показателей социально-экономического развития страны на конец предпрогнозного года или на начало прогнозного периода,
можно приступать к прогнозированию СЭС;
• разработка эконометрических моделей в случае, если позволяет информационная база ретроспективного периода и выявлены существенные факторы развития СЭС;
• верификация разработанных математических моделей.
В результате ретроспективного анализа может оказаться, что прогнозируемые в прошлом макроэкономические показатели развития СЭС были необоснованно завышены или занижены, установленные ра- нее темпы роста производства вступили в противоречие с требованиями экологии, неоправданно занижены инвестиции в социальную сферу, науку. Особо важное значение имеет анализ структуры СЭС, так как ее совершенствование является одной из основных функцией государственного управления.
Этап формирования комплексамакроэкономических прогнозов
Комплекс макроэкономических прогнозов СЭС можно разделить на две части — базовые прогнозы и социально-экономические прогнозы. Базовые прогнозы, безусловно, имея свои цели и задачи, служат как бы базой для разработки социально-экономических прогнозов. В свою очередь базовые прогнозы по своему отношению к социально-экономическим прогнозам можно подразделить на два блока.
Первый (ресурсный)блок базовых прогнозов предоставляет социально-экономическим прогнозам информацию по возможным значениям и дальнейшим изменениям ресурсной базы страны. Поэтому к первому блоку относятся: демографический прогноз, в том числе прогноз трудовых ресурсов; прогноз природных ресурсов; зоологический прогноз; прогноз научно-технического процесса.
Второй блок (фоновый) базовых прогнозов определяет внешние по отношению к социально-экономическому развитию факторы, которые влияют на параметры социально-экономического развития страны. Поэтому ко второму блоку относятся: экологический прогноз; внешнеэкономический прогноз; внешнеполитический прогноз; военно-стратегический прогноз; внутриполитический прогноз.
Необходимо отметить условность включения внешнеэкономического прогноза в этот блок, так как внешнеэкономическая деятельность государства и других хозяйствующих субъектов можно отнести к блоку «экономические прогнозы».
В структурном виде данное деление можно представить схемой, приведенной на рис.1.4.
В социально-экономических прогнозах основными являются прогнозы: экономического роста; совокупного спроса; отраслевой структуры СЭС; уровня инфляции; развития межотраслевых комплексов; занятости населения; уровня жизни населения; жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) и быта.
Рис. 1.4. Структурное представление комплекса прогнозов
Особое положение занимает прогноз занятости населения, который является частью демографического прогноза, при этом его показатели входят в прогноз уровня жизни и являются связующим звеном между экономическими и социальными прогнозами. Особый интерес как в практическом, так и в теоретическом плане играет функциональная и информационная связь между этими двумя блоками. В целом общепризнано, что первоочередными целями развития человеческого общества, отдельной страны должны быть цели гармонического развития человека, личности. Это предполагает охрану здоровья человека, продление активной части его жизни, всестороннее и качественное образование, участие в культурной жизни, выявление и использование всех его способностей. Все это в свою очередь предполагает развитие отраслей социальной сферы — культуры и искусства, образования, здравоохранения, физкультуры и спорта. Поскольку эти отрасли непроизводственные, то для их развития необходимы ресурсы, которые создаются в сфере производства (в экономической системе). Поэтому социальная сфера как бы первична по отношению к экономической, она выдвигает требования к экономике по развитию своих отраслей во имя блага человека как цели развития, и в то же время социальная сфера, ее состояние зависит от развития экономики, где человек является фактором производства. Кроме того, для развития производства, а затем и социальной сферы необходимо развитие науки и техники.
— сбалансированность прогнозных оценок — сбалансированность различных структурных блоков прогноза между собой;
— вариантность прогноза;
— непрерывность прогнозирования — прогнозы различных периодов прогнозирования должны быть сопряжены между собой и логически, и функционально, и информационно.
На этапе прогнозирования разрабатывается комплекс прогнозов в вариантной постановке. Варианты прогнозов могут отличаться:
— по намеченным целям;
— по объемам ресурсов;
— по распределению капитальных вложений между экономической, социальной и научно-технической сферами;
— по различным значениям внешних {экзогенных) факторов по отношению к СЭС;
— по различным наборам инструментов государственного воз действия на процессы развития СЭС страны (по различиям в государственной политике).
Например, прогнозные макроэкономические оценки Министерства экономики России на 1995—1997 гг. рассчитывались в двух вариантах. Прогноз по первому варианту основывался на предположении возможности успешной реализации мер в сфере кредитно-денежного регулирования, благоприятной внутриполитической и внешнеэкономической ситуации и снижения инфляции до уровня 15—20% в год.
Второй вариант прогноза допускал усиление влияния факторов, препятствующих достижению финансовой стабилизации, более высокий уровень инфляционных ожиданий, следствием чего предполагались и большие по сравнению с первым вариантом темпы роста цен. Уровень инфляции по второму варианту к концу трехлетнего периода снижался лишь до 40% в год.
При составлении Министерством экономики РФ прогноза развития страны на 1997 г. был реализован вариантный подход. Основная мысль оптимистического варианта сводилась к предположению, что все задуманные проекты по реформированию экономики, в особенности бюджетно-налоговой системы, будут претворены в жизнь. Другой (пессимистический) вариант прогноза Минэкономики был рассчитан на частичную реализацию задуманных правительством мероприятий по реформированию экономики, сохранение комплекса негативных факторов развития СЭС страны.
Приведем еще один пример. Прогноз на 1996—1997 гг., разработанный в Институте народнохозяйственного прогнозирования, был разработан в трех вариантах.
«Жесткий сценарий» (вариант 1) определен параметрами среднесрочного прогноза Минэкономики и проектом основных направлений денежно-кредитной политики Центрального банка России.
Экстраполяционный сценарий прогноза (вариант 2) предполагал, что в 1996—1997 гг. будут действовать тенденции монетарной политики первого полугодия 1995 г., в частности темпы роста кредитов сохранятся на уровне 6% каждые два квартала.
Третий сценарий (вариант 3) предполагал активную финансово-кредитную политику и стабилизацию занятости населения.
На основе различных вариантов прогнозов развития СЭС формируются концепция и основные направления развития экономики страны.
Если этапы ретроспективного анализа и прогнозирования носят сугубо научный характер, то этап выработки концепции, политики государственных органов носит преимущественно политический характер, и выбранный вариант развития СЭС страны не обязательно бывает рациональным по чисто экономическим критериям ввиду того, что государственным органам необходимо учитывать социальные, политические, экологические и другие критерии.
Этап разработки концепции и основных направлений развития страны
Основным блоком на этапе выработки социально-экономической политики является блок «структурно-инновационная политика». Базовыми блоками для него являются: демографическая политика, социальная, политика занятости, экологическая, внешнеэкономическая и оборонная политики. Кроме оборонной политики, которая выражается в военной доктрине, все блоки формируются в режиме итерации (повто-. рения).
Структурно-инновационная политика формирует, в свою очередь, политику в области профессионально-технической подготовки и профессиональной ориентации, а также антимонопольную политику. Достаточно самостоятельным и крупным блоком является региональная политика. Для России на современном этапе ее развития важное значение имеют политика выживания и политика стабилизации.
Далее, в режиме итерации, на базе структурно-инновационной и региональной политик, а для РФ — еще и политики выживания и стабилизации, вырабатывается долговременная финансово-кредитная политика, которая должна быть отражена в Бюджетном, Налоговом и Кредитном кодексах и, естественно, в намеченном курсе.
Все вышеназванные блоки государственной политики формируют блок инвестиционной политики.
Многие мероприятия политики стабилизации и выживания совпадают по своей направленности с мероприятиями структурно-инновационной политики. К ним относятся:
1. Поддержка социально значимых отраслей СЭС с целью приостановки процесса снижения производственных мощностей, посевных площадей, потери научно-технического и кадрового потенциала.
2. Восстановление потребления населения и уровня развития социальной сферы (в особенности образования и здравоохранения) до необходимого уровня, ниже которого начинается разрушение личности; это должно найти отражение в так называемом минимальном бюджете РФ с выделением средств с учетом минимальной зарплаты, пенсий, пособий по безработице, стипендий.
3. Создание условий для правильного использования и заинтересованности товаропроизводителей в развитии базы оборотных средств, позволяющих совершенствовать производство, расширять ассортимент и качество выпускаемой продукции.
4. Смягчение дифференциации доходов, которое привело к катастрофическому социальному расслоению населения, путем перераспределения сверхдоходов, особенно в торгово-посреднической сфере, методами бюджета налоговой политики.
5. Создание дополнительных рабочих мест на государственных предприятиях, проведение общественных работ в области развития производственной и социальной инфраструктуры с целью снижения уровня безработицы.
6. Финансирование реализации программы поддержки малого бизнеса с целью повышения уровня конкуренции и снижения уровня безработицы.
7. Проведение мероприятий по сохранению и восстановлению окружающей среды с целью предотвращения экологической катастрофы.
К политике выживания следует отнести и обеспечение необходимого уровня обороноспособности страны (оборонная достаточность), определяемого военной доктриной. Для упрощения развития СЭС см. рис. 1.5.
Однако многие мероприятия стратегии выживания и стабилизации противоречат структурно-инновационной политике. Рассмотрим их подробнее.
1. Поддержка «затухающих» производств в связи с необходимостью выпуска изделий, товаров, морально устаревших с точки зрения мировой конъюнктуры, но производство которых невозможно ликвидировать в связи с потребностью (спросом) в них, невозможностью или нецелесообразностью покупки (импорта) этих изделий и товаров за рубежом. В основном, это детали, полуфабрикаты, комплектующие, производство которых было налажено в прошлом в странах СЭВ и СССР.
2. Ограничение конкурирующего импорта потребительских товаров. С точки зрения эффективности и принципов международного разделения труда это нерационально, но государство вынуждено проводить протекционистскую политику, чтобы не разрушить еще не окрепшее сельское хозяйство и другие производства окончательно, не вызвать безработицу и социальный взрыв.
3. Антиинфляционная политика государства в части ограничения средств на развитие перспективных отраслей, фундаментальных и важнейших прикладных научных исследований.
4. Государство должно разрабатывать прогнозные и плановые документы совместно с представителями как государственного, так и частного секторов.
Таким образом, государственное планирование может стать процессом общественного обсуждения путей развития экономики и общества в целом. Представляется целесообразным обратиться к опыту Японии и создать при всех ведомствах сеть консультативных советов, в состав которых входят представители государственных органов, предпринимателей, профсоюзов, ученых (желательно под председательством представителей крупных государственных и частных корпораций). Такие советы позволят прийти к согласию всех заинтересованных сторон не только по государственным планам и прогнозам, но и по другим важным направлениям государственного управления.
продолжение
--PAGE_BREAK--