--PAGE_BREAK--Учитывая масштабы сокращения ВВП России в период так называемых радикальных экономических преобразований 90-х годов, размеры уже созданных экономических потенциалов многих стран мира, а также реалистичные оценки их роста, шансов на возвращение России по размерам ВВП в первую десятку стран мира в ближайшие десятилетия невелики.
Даже при самом оптимистичном прогнозе развития экономики России ее ВВП в обозримой перспективе будет значительно меньше соответствующих показателей ведущих стран мира.
В послании Президента РФ Федеральному собранию в 2003 г. была поставлена задача за десятилетие как минимум удвоить ВВП.
В проекте программы Правительства России на среднесрочную перспективу ВВП, исчисленный по объему по обменному курсу, в 2008 г. мог составить около 700 млрд. долл.
Западные экономисты за целый ряд особенностей функционирования российскую экономику в 90-е годы прошлого столетия называли виртуальной.[17] Такое название российская экономика получила, прежде всего, потому, что была построена на иллюзорном представлении практически обо всех важнейших рыночных экономических параметрах – ценах, объемах продаж, заработной плате, налогах и бюджете.
Кроме того, сохранились неденежные формы расчетов, сопровождающееся множественностью форм и инструментов платежа, огромная задолженность по платежам.
В основе виртуальной экономики лежит обманчивое представление о том, что положение в экономике лучше, чем оно есть на самом деле. Следует обратить внимание на тот факт, что значительная часть ВВП России производится в теневой экономике и соответственно не учитывается официальной статистикой.
Существуют различные оценки доли теневой экономики в России. В частности, по данным официальной статистики неформальный сектор экономики России в 2003 г. составлял 20%. Эксперты МБРР оценивали данный показатель для России в 2003 г. в 40%. По самым пессимистичным оценкам доля теневой экономики России достигала 45-50%.
Для сравнения, в промышленно развитых странах (странах ОЭСР) данный показатель в конце 90-х годов составлял 13-15%, в том числе в США – 9%, ФРГ – 15%, Италии – 27%.
В странах Азии масштабы теневой экономики были значительно выше и составляли в среднем 35% от ВВП, в странах Центральной и Южной Америке – 39%, в африканских государствах – 44%.[18]
Последовательно проведение налоговой реформы и резкое снижение налогового бремени товаропроизводителя будет способствовать уменьшению размеров теневой экономики России, что в свою очередь приведет к реальному увеличению стоимостных показателей роста ВВП.
По паритету покупательной способности валют в период до 2008 г. ВВП России может превысить 2000-2500 млрд. долл., а к 2013 г. достичь 3000 млрд. долл. По этому показателю Россия может войти в первую десятку стран мира.
2.1 Удвоение ВВП России – задача материальная
Удвоение ВВП — чисто материальная задача. Любой практик-предприниматель, ученый-экономист, политик должны знать, что закон, открытый Ломоносовым: из ничего ничего не получается – работает и в этом случае. Произвести новые товары, новые услуги можно только затратив финансы, труд, другие материальные ресурсы. Если ВВП на сегодня составляют около 300 млрд. долларов, то его удвоение означает необходимость произвести товаров и услуг еще на 300 млрд. долларов. Представим себе, что российская национальная экономика сродни очень крупной производящей компании. Чтобы произвести новую добавленную стоимость, то есть новые товары и услуги, эта компания должна сработать, потребить инвестиции, энергию, комплектующие материалы, выплатить зарплаты и при определенном уровне рентабельности получить новую продукцию, прирост ВВП. Как можно оценить уровень рентабельности корпорации под названием «национальная экономика России»? Она известна. В промышленности эта величина исчисляется единицами и редко десятками процентов. В финансовом секторе, в секторе топливно-энергетического комплекса, особенно, в экспортной его компоненте — многими десятками процентов и сотнями процентов. В среднем эта величина составляет около 50%. Итак, корпорация под названием «национальная экономика России» имеет рентабельность приблизительно 50%. Мы хотим за 8-10 лет получить прирост производства на 300 млрд. долларов. Сколько мы должны вложить средств, чтобы получить такой эффект? Ответ очевиден: около 600 млрд. долларов. Вот это и есть основная проблема задачи удвоения ВВП. Каждый, кто хотел бы решить эту проблему: от Президента, до политика или партийного лидера, или экономиста, или ученого, советника Президента – должны ответить на главный вопрос — откуда взять деньги? Откуда взять эти 60 дополнительных миллиардов долларов ежегодно? Вот такую, по существу, задачу поставил Президент. Никто не говорит, что задача удвоения ВВП – задача материальная, что, прежде всего надо найти масштабные источники новых инвестиционных ресурсов. Очень важно при этом заметить, что из-за рубежа этих ресурсов дождаться невозможно, потому что внешних инвестиций в структуре всех российских инвестиций сегодня всего лишь около трех процентов. И чтобы удвоить объем ВВП нужно в 33 раза увеличить внешние инвестиции. Но как их увеличить при условии, что в последние годы они только падают, а Россия по-прежнему представляет собой ядерную сдерживающую или даже угрожающую потенциальным агрессорам страну, а многие сильнейшие государства и геополитические объединения видят в России нежелательного конкурента. Нельзя всерьез рассчитывать на прирост внешних инвестиций. [3] Собственных банковских и финансовых активов финансового сектора в России тоже явно недостаточно, поскольку они все в совокупности в 4-5 раз меньше, чем активы одного только Нью-Йоркского или японского банка. Остается один единственный источник – это собственные национально доступные ресурсы.
Первый из них – демонетизация российской экономики. О чем идет речь? За десятилетия политики финансовой стабилизации финансовые власти России, начиная с Гайдара, лишили страну оборотной денежной массы катастрофическим образом. Если в Китае объем денежной массы в обращении равен объему ВВП, то есть 100%, а в среднем по миру — 50%, то в России денежная масса составляет всего лишь 18% от объема валового внутреннего продукта. Это привело к тому, что промышленные предприятия, финансовые институты лишены колоссальных финансовых ресурсов, которые необходимы для развития. Можно оценить, на каком уровне Россия лишена потребных ей финансовых ресурсов. Если брать норматив, характерный для Китая, то в 2002 году это около 310 млрд. долларов. Это пять годовых бюджетов. Это ежегодный валовой внутренний продукт. Это два внешних долга страны. Это те средства, которые могли бы в виде инвестиционных средств, кредитов работать в национальной экономике. Второй – природная рента, которая не перераспределяется в пользу развития, а вывозится нефтяными и газовыми монополиями за рубеж.
Третий — средства от приватизации, которые сейчас проедаются, а не направляются на развитие.
Четвертый — государство без каких-либо разумных оснований стремится к профицитному федеральному бюджету в то время, когда даже в Европе Маастрихское соглашение допускает 3-х процентный дефицит национального бюджета, эти дополнительные ресурсы могли бы быть направлены на развитие.
Пятый — на счетах федерального бюджета недоизрасходованные остатки составляют в год 6-7 млрд. долл., которые тоже могли бы быть направлены на инвестирование, развитие собственной национальной экономики, ее основной части — промышленности. Национально доступные финансовые ресурсы в совокупности и составляют требуемые 60 млрд. долларов, что дает реальный шанс решить проблему удвоения ВВП к 2010 г.[11]
Следует также рассмотреть инструменты стимулирования роста внутреннего производства.
Экономика достигла предела доступного ей уровня конкурентоспособности и превзошла этот предел в том смысле, что дальше, без специальных мер государственной поддержки, обрабатывающая промышленность России в целом (а не только отдельные ее неэффективные сегменты) не в состоянии противостоять последствиям столь быстрого укрепления рубля. Либо реальный курс рубля будет укрепляться не более чем на 2-3% в год, что соответствует росту продуктивности экономики по первичным ресурсам, либо, действительно, необходима реализация комплекса мер по сдерживанию импорта. В этой связи необходимо подчеркнуть, что до настоящего времени в России практически не проводилось масштабной протекционистской политики. Отчасти это было оправдано, поскольку экономика была защищена относительно низким курсом рубля. Но сегодня бездействие по этому направлению экономической политики является чрезвычайно опасным.
Для того чтобы эффективно противостоять стремительно набирающему силу механизму экономического спада необходимо создание адекватного по мощности противовеса, противовеса способного переломить эти уже почти необратимые негативные тенденции. Необходимо мобилизовать и использовать одновременно сразу все макроэкономические и иные инструменты, ориентированные на стимулирование роста внутреннего производства. К числу этих инструментов, на наш взгляд, относятся следующие.
Разработка системы масштабных протекционистских мер, обеспечивающих защиту отечественной обрабатывающей промышленности. В качестве первоочередной защитной меры следует ввести запрет на ввоз в Россию (либо резкое ограничение) всех бывших в употреблении товаров, включая автомобили, одежду, оборудование.
Отказ от использования обменного курса в качестве ценового якоря. Динамика номинального обменного курса должна формироваться исходя из требования укрепления рубля не более чем на 3% в год.
В условиях отказа от использования обменного курса в качестве инструмента сдерживания инфляции необходимо усилить действие других антиинфляционных мер и механизмов. К их числу следует отнести максимально жесткое сдерживание тарифов на продукцию естественных монополий, усиление антимонопольного законодательства с целью ограничений практики монопольного поведения производителей в отраслях промежуточного спроса (металлургия, химия, нефтепереработка), организацию переговорных процедур между производителями и потребителями продукции и услуг с целью заключения долгосрочных соглашений в сфере ценовой политики.
Резкое увеличение активности государства в инвестиционной сфере. Анализ перспектив развития российской экономики показывает, что задача удвоения ВВП за десятилетний период решается только в сценариях инвестиционной направленности, поскольку, во-первых, рост инвестиций не имеет столь жестких ресурсных ограничений и, гипотетически, может достигать 15 и более процентов в год, а, во-вторых, только при росте инвестиций в основной капитал на уровне не ниже 11-12% в год возможно решение задачи расшивки ресурсных, мощностных и иных ограничений экономического роста. В условиях торможения инвестиционной деятельности в частном секторе, государство должно взять на себя роль инициатора вложений в основной капитал. При этом, направления вложений, на наш взгляд, не должны ограничиваться лишь инфраструктурными и инновационными проектами.
Увеличение масштабов государственного потребления. Учитывая, что бюджетная сфера в целом относится к низкодоходной части экономики и ориентирована на потребление товаров и услуг нижнего ценового диапазона, преимущественно отечественного производства, увеличение непроцентных расходов должно в большей степени стимулировать увеличение производства товаров и услуг, нежели рост инфляции.
Улучшение администрирования, в частности использование механизмов бюджетирования, ориентированных на конечный результат. В этой связи можно предложить, например, в качестве ключевой характеристики качества работы вновь назначаемых губернаторов использовать критерий соответствия динамики жилищного строительства в регионе требованию удвоения вводов жилья за 10 лет.
Учитывая чрезвычайную сложность и длительность бюрократических процедур, необходимо наделение Председателя правительства особыми полномочиями с тем, чтобы процедура подготовки и принятия решений в ряде случаев была сокращена до минимума. [4]
Когда структурные и стоимостные пропорции в экономике достигли критической черты, угрожающей самой возможности роста, необходимы специальные действия, призванные привести в норму в первую очередь эти самые структурные и стоимостные пропорции. Осуществить эти действия может только исполнительная власть. Причем проблема состоит в том, что осуществлять эти (или какие-то иные) меры по стимулированию внутреннего производства нужно незамедлительно.
2.2 Оптимизация величины денежной массы как фактор роста ВВП
В настоящее время доказана принципиальная возможность повышения темпов роста ВВП в России на основе оптимизации величины денежной массы.* Доказательства подтверждены результатами математического моделирования с использованием макроэкономических оптимизационных балансовых моделей применительно к условиям социально-экономического развития России в период 2000-2005 гг. Показано, что оптимизация величины денежной массы дает возможность (при достижении совместного равновесия на рынках благ и финансовых активов) повысить фактические темпы роста ВВП до максимально достижимых значений без дополнительных ресурсных и финансовых затрат. В результате государственного регулирования экономики появляются новые перспективы социально – экономического развития, а также снижения влияния на экономическое развитие России деятельность нефтегазового сектора, что является одним из важнейших условий дальнейшего успешного макроэкономического развития. Для Российской экономики актуальность определения оптимальной величины денежной массы, по которой обеспечиваются потребности производства, а инфляция не растет, а возрастает в связи с тем, что эластичность ВВП по денежной массе весьма велика и небольшие отклонения денежной массы от оптимальной величины неизбежно приведут к снижению темпов роста ВВП.
Однако, хотя в концептуальном плане полученные результаты достоверны, с точки зрения количественных оценок они представляются сугубо ориентировочными. Предполагалось, что нарушение совместного равновесия на рынках благ и финансовых активов может быть полностью восстановлено только за счет оптимизации величины денежной массы, что в общем случае ведет к завышенной оценке эффективности оптимизации. В связи с этим прежние результаты исследований позволяют лишь выявить тенденции экономического развития страны, но не сформулировать конкретные предложения по повышению эффективности макроэкономической политики.
Поэтому для разработки конкретных предложений по повышению эффективности денежно-кредитной политики потребовалось ответить на вопрос о том, какую роль играет оптимизация денежной массы в уменьшении потерь темпов роста ВВП среди общих потерь, вызванных нарушением совместного равновесия на рынках благ и финансовых активов. Проведенное усовершенствование макроэкономических оптимизационных балансовых моделей позволяет проводить оценку влияния оптимизации величины денежной массы на темпы роста ВВП с учетом полного выполнения условия совместного равновесия на рынках благ и финансовых активов. Усовершенствование макроэкономических оптимизационных балансовых моделей связано более строгой постановкой задачи математического программирования и определением ряда внутренних параметров моделей, которые зависят от макроэкономических сценариев развивающейся страны. Расширение возможностей информационной поддержки принятия макроэкономических управленческих решений в части оптимизации величины денежной массы позволило оценить перспективы повышения эффективности денежно-кредитной политики за счет оптимизации величины денежной массы в период 2008 – 2010 гг.[9]
Процесс информационной поддержки принятия макроэкономических управленческих решений по оптимизации величины денежной массы включает два этапа:
Подготовка исходных данных для моделирования, в том числе планируемых макроэкономических параметров бюджета и параметров макроэкономической ситуации;
Оценка влияния величины денежной массы на темпы роста ВВП, результаты которой нужны и понятны для лиц, принимающих решение по проведению денежно-кредитной политики.
Предполагается, что предварительная подготовка необходимых исходных данных может быть осуществлена разработчиками технологии информационной поддержки макроэкономических решений (Приложение 2).[2]
Однако окончательное утверждение исходных данных для моделирования следует отнести к компетенции лиц, принимающих решение по проведению денежно-кредитной политики или их представителей. Это обусловлено тем, что сценарные условия макроэкономического развития России, формируемые в структурах правительства, часто меняются.
продолжение
--PAGE_BREAK--Поэтому данные Приложения 2, хотя и основываются на официальных источниках, но в зависимости от складывающейся макроэкономической ситуации прогнозируемые показатели могут быть скорректированы.
На первом этапе информационной поддержки оптимизации величины денежной массы за основу при формировании исходных данных были приняты показатели умеренно оптимистичного варианта сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 год и на период до 2010г. Внутренние условия при этом характеризуются снижением уровня инфляции и ослаблением среднегодового курса рубля по отношению к доллару США. В то же время предполагается значительный рост стоимостного объема импорта товаров и резкое замедление темпов роста экспорта товаров. Однако сальдо торгового баланса остается положительным. В период 2008-2010 гг. планируемый рост величины денежной массы составляет соответственно 24, 20 и 16%.
Задачей второго этапа является получение количественных данных о степени соответствия планируемых значений денежной массы их оптимальным величинам, при которых достигается максимально возможный темп роста ВВП. Определяются внутренние параметры модели, необходимые (как и исходные данные) для решения задачи математического программирования, при установлении максимально возможного темпа роста ВВП и оптимальной величины денежной массы. Проводится сравнительная оценка оптимальной величины денежной массы с ее планируемым (или фактическим) значением, а также оцениваются возможности повышения темпов роста ВВП на основе оптимизации величины денежной массы (Приложение 3).[9]
Результаты исследования показывают, что за 2008-2010 гг. отклонение планируемой величины денежной массы от ее оптимального значения не превышает 10,5%: в 2008 г. составляет 4,0%, в 2009 г. – 10,3%, в 2010 г. – 6,9%. В 2008 г. отличие планируемой величины денежной массы от оптимального значения минимальное. В 2009-2010 гг. из-за снижения темпа роста денежной массы отличие планируемой величины денежной массы от оптимального значения снова возрастает. В стоимостном выражении это ежегодное отклонение весьма значительно и составляет соответственно 1726,5 млрд. и 1390,8 млрд. руб., что сдерживает темпы роста ВВП.
При оптимизации денежной массы прогнозируется увеличение ежегодных темпов роста ВВП, которое составит соответственно 1,1; 2,8; 2,4%. В стоимостном выражении ежегодное повышение эффективности денежно-кредитной политики за счет оптимизации величины денежной массы оценивается соответственно в 387,1 млрд.; 1054,0 млрд.; 1010,9 млрд. руб.
Приведенные оценки справедливы для исходных данных о планируемых макроэкономических параметрах федерального бюджета и прогнозируемом уровне инфляции, приведенных в Приложении 2. При повышении прогнозируемого уровня инфляции возникают неизбежные потери в темпах роста ВВП, которые могут быть скомпенсированы за счет оптимизации величины денежной массы.
Для рассмотренного сценария экономического развития потери, связанные с превышением планируемого уровня инфляции на величину 1-2%, могут быть скомпенсированы путем повышения темпов роста ВВП за счет оптимизации величины денежной массы. Дело в том, что выигрыш в темпах роста ВВП за счет оптимизации величины денежной массы (при повышении планируемого уровня инфляции) не уменьшается. Значимость оптимизации величины денежной массы при росте уровня инфляции возрастает в связи с тем, что (в зависимости от сценариев экономического развития) появляется возможность не только компенсировать снижение темпов роста ВВП, но и обеспечить их повышение. Следовательно, оптимизация величины денежной массы может повышать эффективность денежно-кредитной политики как при сохранении параметров и условий исполнения федерального бюджета, так и при их отклонении от планируемых значений.
Достоверность результатов теоретических исследований подтверждается опытом экономического развития США и Великобритании в 2000-2007 гг. [17], [18], при котором фактическая величина денежной массы М2 полностью совпала с расчетным оптимальным значением. Хотя по абсолютной величине темпы роста ВВП в этих странах были ниже, чем в России, в США и Великобритании применительно к фактическим параметрам бюджетов были достигнуты максимально возможные темпы роста ВВП.
В заключение следует отметить, что предположения по повышению эффективности денежно-кредитной политики за счет оптимизации величины денежной массы в 2008-2010 гг. заключается в росте запланированной величины денежной массы М2 до оптимального значения, которое зависит от макроэкономических параметров федерального бюджета. В связи с тем, что макроэкономические параметры федерального бюджета в зависимости от изменения макроэкономической ситуации в стране могут корректироваться, приведенные количественные оценки эффективности оптимизации величины денежной массы является ориентировочным. В концептуальном плане результаты исследования показывают важность повышения эффективности государственного управления при проведении денежно-кредитной политики с целью достижения максимально возможных темпов роста ВВП на основе оптимизации величины денежной массы.
2.3 Сценарий – 2020
На XI Петербургском экономическом форуме Минэкономразвития представило три варианта развития России до 2020 года. По самому радужному из них Россия станет великой высокотехнологичной державой c средним классом, составляющим 52% населения. Все три сценария объединяют общие черты — по прогнозам чиновников из Минэкономразвития население страны к 2020 году снизится до 138 миллионов человек, а инфляция после 2010 года установится на уровне не более 3-3,5%.
При инерционном сценарии сохраняется экспортно-сырьевая модель, правда при этом снижается добыча нефти. Средние темпы роста ВВП в 2011-2020 гг. замедляются до 3,3%, сальдо торгового баланса близится к нулю. Доллар стоит 44-45 руб. При реализации энергосырьевого сценария имеет место модернизация ТЭК и транспорта, растет ВВП до 5,3 % в год, доллар стоит 33 -34 руб. Самый заманчивый сценарий — инновационный. Экономика строится на высокотехнологичном секторе, ВВП увеличивается на 6, 6 % в год, а импорт превышает экспорт на 72 миллиарда долларов. Доллар стоит 31-32 рубля. дол, а среднего класса (семьи, где доход в 2020 году на одного человека будет не менее 46 тысяч рублей) достигнет 52%, сейчас (планка — 20 тысяч рублей) — 20%. Основным вариантом, который предполагается реализовывать, будет инновационный. Он предполагает создание эффективной национальной инновационной системы и реализацию проектов в высокотехнологичных отраслях. А объем услуг связи, по замыслу правительства, по сравнению с 2006 годом увеличится более чем в 14 раз, рынок информационных технологий — более чем в два раза. Не забыли и о развитии нанотехнологий. Зарубежные коллеги позитивно оценили планы руководства страны. Сложности, безусловно, будут, но у России есть хорошие шансы достичь поставленных целей за три-семь лет. Но, остается недостаточным финансирование образования и здравоохранения. А ведь, согласно концепции, ставка будет делаться именно на человеческий капитал страны. Экономисты признают, что серьезными рисками на пути преобразований будут исчерпание эффекта дешевого сырья и рабочей силы, а также риск отставания от нового этапа развития технологий в мире.[16]
Глава 3. Итоги экономического развития Российской Федерации в 2008 году
В 2008 году темп роста ВВП составил, по оценке, 5,6% при последовательном замедлении от 8,5% в I квартале, 7,5% во II квартале, 6,2% в III квартале до 1,1% в IV квартале. Также отмечают, что экономическое развитие России в 2008 году было неравномерным. Без учета сезонного фактора был отмечен спад в I квартале на 0,5%, во II и III кварталах возобновился рост (на 0,8% и 0,7% соответственно), однако в VI квартале вновь произошел спад на 1,9%. Наиболее значительное снижение темпов роста произошло в строительстве, транспорте и промышленном производстве. По оценке Минэкономразвития, инвестиции в основной капитал увеличились на 9,1%. Но это лишь в цифрах. В реальности они заметно сократились. Отметим, что в 2007 году рост составил 21,1%. Неутешительны и данные по росту промышленного производства. Так, в мониторинге отмечается, что промышленное производство в 2008 году выросло на 2,1%. В том числе в I квартале — на 6,2%, во II квартале — на 5,5%, в III квартале — на 4,7%. В IV квартале произошло снижение на 6,1%. Причем в ноябре и декабре спад составил 8,7% и 10,3% соответственно. Несмотря на то, что по итогам года экспорт товаров (по методологии платежного баланса) вырос на 32,8% до 470,8 миллиарда долларов, в IV квартале он заметно снизился, составив 88,7% к соответствующему периоду предыдущего года. Импорт товаров составил 291,5 миллиарда долларов и увеличился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 30,4% (в 2007 году — на 36%). В IV квартале импорт увеличился на 3,7% к уровню IV квартала предыдущего года. Надо сказать, что последние месяцы 2008 года заметно подпортили общую картину. Так, рост реальных располагаемых денежных доходов населения по итогам года составил 2,7%. А в IV квартале они снизились на 5,8%, в том числе в декабре на 11,6%. Рост реальной заработной платы за 2008 год составил 9,7%, в IV квартале — лишь 2,5%, а в декабре этот показатель вообще снизился на 4,6%. Причем именно на это время пришелся значительный рост просроченной задолженности по заработной плате, которая на конец декабря выросла на 4,7 миллиарда рублей (за год увеличилась на 75,2%). В целом за 2008 год общая численность безработных составила 4,8 миллиона человек (рост на 4,3% по сравнению с 2007 годом). В IV квартале численность составила 5,4 миллиона человек, что на 22,7% выше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Реальное ослабление рубля к доллару в 2008 году составило 1,2%, к швейцарскому франку — 1,3%, к японской иене — 20,2%, укрепление к евро — 5,1%, к фунту стерлингов — 30%, сообщило Минэкономики. Средняя мировая цена на нефть марки Urals в 2008 году составила 94,4 доллара за баррель. По сравнению с 2007 годом она выросла на 36,2%. Отток частного капитала из России составил 129,9 миллиарда долларов против притока в 2007 году в 83,1 миллиарда долларов. Совокупный объем государственного долга за 2008 год вырос, по оценке министерства, на 9%. На 1 января текущего года он составил 2,62 триллиона рублей против 2,4 триллиона рублей на начало 2008 года. Минэкономики «порадовало» и данными по инфляции. По предварительной оценке, рост потребительских цен в январе этого года составил 2,2-2,4%. При этом, как отмечают в ведомстве, рост цен на товары и рыночные услуги остается примерно на уровне последних месяцев 2008 года. Высокий уровень инфляции в январе нового года в основном определяется более высоким, чем в прошлом году, ростом тарифов на услуги ЖКХ для населения. По мнению экспертов, 2009 год для России будет очень тяжелым. По последнему прогнозу Минэкономразвития, российскую экономику ждет спад на 0,2%. А вице-премьер, министр финансов России Алексей Кудрин ожидает, что темпы экономического роста в этом году будут близки к нулю. Однако данный прогноз, как и оценка инфляции в 13%, оптимистичны, считают аналитики. И прошлогодний рост экономики на 5,6%, несмотря на минимальное значение этого показателя с 2002 года, может еще показаться отличным результатом.[15]
Заключение
В заключении следует выделить основные выводы, к которым пришли в ходе рассмотрения и изучения данной темы.
Рассмотрев экономическое развитие России в 90-х годах и вплоть до 2007 года, пришли к выводу, что на ВВП страны большое влияние оказывает теневая экономика, поэтому последовательное проведение налоговой реформы и резкое снижение налогового бремени товаропроизводителя будет способствовать уменьшению размеров теневой экономики России, что в свою очередь приведет к реальному увеличению стоимостных показателей роста ВВП. По паритету покупательной способности валют в период до 2008 г. ВВП России может превысить 2000-2500 млрд. долл., а к 2013 г. достичь 3000 млрд. долл. По этому показателю Россия может войти в первую десятку стран мира.
Чтобы увеличить объем ВВП в 2 раза необходимо увеличить в 33 раза внешние инвестиции, т. к. сегодня они составляют лишь 3%. Но откуда взять такие инвестиции? Да собственных банковских и финансовых активов финансового сектора в России тоже явно недостаточно. Поэтому один единственный источник – это собственные национально доступные ресурсы.
Также в ходе исследований были выделены основные инструменты стимулирования роста внутреннего производства. Такие как
Разработка системы масштабных протекционистских мер, обеспечивающих защиту отечественной обрабатывающей промышленности.
Отказ от использования обменного курса в качестве ценового якоря.
Усиление действия других антиинфляционных мер и механизмов, таких как максимально жесткое сдерживание тарифов на продукцию естественных монополий, усиление антимонопольного законодательства с целью ограничений практики монопольного поведения производителей в отраслях промежуточного спроса, организацию переговорных процедур между производителями и потребителями продукции и услуг с целью заключения долгосрочных соглашений в сфере ценовой политики.
Резкое увеличение активности государства в инвестиционной сфере.
Увеличение масштабов государственного потребления.
Улучшение администрирования, в частности использование механизмов бюджетирования, ориентированных на конечный результат.
Данные инструменты призваны противостоять стремительно набирающему силу механизму экономического спада.
Предположения по повышению эффективности денежно-кредитной политики за счет оптимизации величины денежной массы в 2008-2010 гг. заключается в росте запланированной величины денежной массы М» до оптимального значения, которое зависит от макроэкономических параметров федерального бюджета. Результаты исследования показывают важность повышения эффективности государственного управления при проведении денежно-кредитной политики с целью достижения максимально возможных темпов роста ВВП на основе оптимизации величины денежной массы.
Также были рассмотрены основные варианты экономического развития страны до 2020 года, предложенные правительством. Были выявлены основные проблемы, которые могут помешать осуществлению одного из вариантов (а именно инновационного) – это недостаточное финансирование образования и здравоохранения.
Были также подведены итоги экономического развития страны за 2008 год: темп роста ВВП составил, по оценке, 5,6%, инвестиции в основной капитал увеличились на 9,1%, рост реальных располагаемых денежных доходов населения по итогам года составил 2,7%, совокупный объем государственного долга за 2008 год вырос, по оценке министерства, на 9%, инфляция составила 13%
В заключение хотелось бы процитировать слова В. В. Путина: «Убежден, что в России уже есть все условия для постановки и реализации подобных задач (удвоение ВВП). Есть возможности реально заняться масштабным строительством современной и сильной экономики».[1]
Список использованной литературы
1. Послание Президента РФ Федеральному собранию от 16 мая 2003 г.
2. Федеральный закон от 24.07.07г. № 198 – ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 – 2010 годов».
3. Васильева Ю.П. Развитие инновационной деятельности в США, или как удвоить ВВП. – М.: Экономика, 2005. – 406 с.
4. Малькевич Н. Д., Зенчук Н. Ф., Тихомиров И. Н. Ускорение роста ВВП и воздействия на инфляцию. – М.: Компания спутник +, 2008. – 247с.
5. Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп./ под ред. А. Г. Грязновой и Н. Н. Думной. – М.: КНОРУС, 2006. – 688с.
6. Андрианов В. Мировой валовой внутренний продукт и перспективы удвоения ВВП России//Маркетинг. – 2004. — №3. – С.3-17.
7. Львов Д. Удвоение ВВП и качество экономики// Маркетинг. – 2004. — №1. – С.3-29.
8. Масюков В. Макроэкономическая среда проведения маркетинговых исследований// Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2006. — №2.
продолжение
--PAGE_BREAK--