--PAGE_BREAK--- анализ внешнего окружения с целью выявления возможностей и угроз; оценка инновационного потенциала предприятия и диагностика конкурентного положения бизнеса;
- формулирование инновационной цели, адекватной потенциалу и не противоречивой по отношению к организационной цели;
- обоснованный выбор направлений инновационной деятельности, соотнесённых с выбранной целью.
Методы выбора инновационной стратегии.
В зависимости от условий микро- и макросреды организация может выбрать один из основных видов инновационной стратегии:
1. Наступательная — характерна для фирм, основывающих свою деятельность на принципах предпринимательской конкуренции. Она свойственна малым инновационным организациям.
2. Оборонительная — направлена на то, чтобы удержать конкурентные позиции организации на уже имеющихся рынках.
3. Имитационная — используется организациями или организациями, имеющими сильные рыночные и технологические позиции, которые не являются пионерами в выпуске на рынок тех или иных нововведений. Суть модели в том, что при производстве копируются основные потребительские свойства нововведений, выпущенных на рынок малыми инновационными организациями или организациями-лидерами.
3.1 Тип инновационной стратегии предприятия.
Проектирование инновационной стратегии это непрерывный, динамический процесс, в основе которого лежит выбор потенциально успешного стратегического положения предприятия. С выбором стратегии связана разработка планов проведения исследований и разработок и других форм инновационной деятельности.
Стратегическое планирование преследует две основные цели:
- Эффективное распределение и использование ресурсов. Планируется использование ограниченных ресурсов, таких, как капитал, технологии, люди, осуществляется приобретение предприятий в новых отраслях, выход из нежелательных отраслей, подбор эффективного «портфеля» предприятий;
- адаптация к внешней среде. Ставится задача обеспечить эффективное приспособление к изменению внешних. При выборе цели нужно учитывать два аспекта: кто является клиентами фирмы и какие потребности она может удовлетворить. После постановки общей цели осуществляется второй этап стратегического планирования — конкретизация целей.
В процессе проектирования инновационной стратегии ДП «Завод Коагулянт» можно определить следующие основные цели:
— Прибыльность — добиться в текущем году определенного уровня чистой прибыли;
— рынки (объем продаж, доля рынка, внедрение в новые линии);
— производительность. Например, средняя часовая выработка на одного рабочего 8 ед. продукции;
— продукция (общий объем выпуска, выпуск новых товаров или снятия некоторых моделей с производства и др.);
— финансовые ресурсы;
— производственные мощности, здания и сооружения. Например, построить новые складские помещения площадью 4000 кв. метров.
— внедрение новых технологий (основные показатели, технологические характеристики, стоимость, сроки внедрения).
— организация — изменения в организационной структуре и деятельности;
— человеческие ресурсы (их использование, движение, обучение и т.п.).
— социальная ответственность. Например, выделить определенные средства на оборудование больницы.
Стратегическое планирование опирается на тщательный анализ внешней и внутренней среды фирмы:
— оцениваются изменения, происходящие или могущие произойти в планируемом периоде;
— выявляются факторы, угрожающие позициям фирмы;
— исследуются факторы, благоприятные для деятельности фирмы.
- идентификация имеющего место стратегического положения предприятия;
- реализация конкурентных преимуществ этого положения; достижение успеха и превосходства над конкурентами;
- параллельный поиск и постепенная реализация нового, обладающего большим конкурентным потенциалом, стратегического положения; одновременное управление в рамках обоих (реального и потенциального) стратегических положений;
- постепенное смещение к потенциальному положению по мере тщательной проработки и постепенного отказа от «старого».
Таким образом, конкретный тип инновационной стратегии, прежде всего, зависит от состояния процессов взаимодействия товаропроизводителя с внешней средой в самом широком смысле. Для относительно благополучных предприятий более приемлема имитационная стратегия (внедрение передовых технологий, заимствуемых у других предприятий), позволяющая занять передовые позиции на рынке.
ДП «Завод Коагулянт» использует имитационную стратегию. Применение принципов в разработке инновационной стратегии позволяет выделить в качестве ее основополагающих элементов следующие процессы:
- совершенствование ранее освоенных продуктов и технологии;
создание, освоение и использование новых продуктов и процессов;
- повышение качественного уровня технико-технологической, научно-исследовательской и опытно-конструкторской базы производства;
- увеличение эффективности использования кадрового и информационного потенциала;
- совершенствование организации и управления инновационной деятельностью;
- рационализация ресурсной базы;
- обеспечение экологической безопасности инновационной деятельности;
- достижение конкурентных преимуществ инновационного продукта перед аналогичными продуктами на внутреннем и внешнем рынках. Основные положения инновационной стратегии отражаются в соответствующей целевой программе. В ней традиционно выделяются цели, задачи и этапы реализации на перспективу, взаимоувязанные по срокам, ресурсам и исполнителям. Свобода выбора инновационной стратегии ограничивается ранее накопленным опытом инновационной деятельности, результатами использования существующих приемов и методов выбора стратегии в целом и отдельных инновационных проектов, профессионализмом менеджеров, возможностями практического применения результатов предполагаемых проектов. Следует также проводить постоянный анализ адекватности и целесообразности существующей структуры рынков, функций, задач, квалификационного уровня персонала в конкретной хозяйственной ситуации, что очень важно для выработки реальных долгосрочных перспектив развития организации.
3.2 Направление инновационной стратегии.
Разработка стратегии может осуществляться тремя путями:
- сверху вниз — стратегический план разрабатывается руководством компании и как приказ спускается по все уровням управления;
- снизу вверх — каждое подразделение разрабатывает свои рекомендации по составлению стратегического плана в рамках своей компетенции. Затем эти предложения поступают руководству фирмы, которое обобщает их и принимает окончательное решение на обсуждении в коллективе;
- с помощью консультативной фирмы — предприятие может воспользоваться услугами консультантов для исследования организации и выработки стратегии.
ДП «Завод Коагулянт» разрабатывает стратегию снизу вверх — служба маркетинга, финансовый отдел, производственные подразделения передают предлагаемые рекомендации руководству.
4. Спрос на инновационную продукцию.
В зависимости от целей и задач анализа классификация видов спроса на нововведения может быть построена по различным основаниям. Если предприятие выпускает продукцию широкого ассортимента по назначению, то необходимо в его структуре выделить новую продукцию производственного и непроизводственного назначения, т.к. спрос на эти группы имеет некоторые отличия. В рамках этих групп спрос можно подразделить по формам образования, направлению изменения, степени удовлетворения и др. Очень важной для анализа спроса на новую продукцию является его дифференциация по формам образования, отражающая стадии жизненного цикла продукции.
При этом различают:
1. Потенциальный спрос — возникающий на стадии разработки и подготовки новой продукции и выходу на рынок. Его повышению способствует открытая коммуникация фирмы-производителя.
2. Формирующийся — складывающийся на этапе выхода новой продукции на рынок.
3. Развивающийся — на этапе утверждения новой продукции на рынке.
4. Сформировавшийся — соответствующий стадии зрелости научно-технической продукции.
Следующая группировка видов спроса характеризует состояние рынка анализируемого товара. В этом случае выделяют:
1. Отрицательный спрос — отражает факт недолюбливания товара потенциальными потребителями, которые стараются избежать его покупки.
2. Отсутствие спроса — наблюдается когда потребители, на которых ориентировано производство данной продукции и (или) ее реализация, не заинтересованы в ней или не знают о ней. Отсутствие заинтересованности может быть связано не столько с продукцией как таковой, сколько, например, с местом ее реализации.
3. Скрытый спрос — отражает невозможность удовлетворения потребителей за счет имеющихся на рынке товаров и услуг. Как правило, такая ситуация возникает в следующих случаях:
- предприятия-производители не имеют информации о возникшем спросе;
- предприятие-производитель знает о возникшем спросе на продукцию, но не торопится удовлетворить его.
4. Нерегулярный спрос — характеризуется возникновением колебаний спроса в течение определенных промежутков времени — в течение дня, недели, месяца, года.
5. Полноценный спрос на нововведения означает их адекватность желаниям потребителя, соответствие спроса и предложения и переход нововведения в стадию зрелости, т.е. наиболее предпочтительную ситуацию для производителя продукции.
6. Чрезмерный спрос возникает, когда величина спроса больше величины предложения. Если же ценовая стратегия производителя-монополиста направлена в сторону повышения цен, то приток новых производителей позволит быстро насытить рынок, следовательно, производителю новой продукции выгоднее избрать стратегию опережения.
7. Нерациональный спрос. К нему относят спрос на товары, вредные для здоровья.
Все факторы спроса на новую продукцию можно разделить на внутренние, относящиеся к деятельности объекта анализа, и внешние, связанные, в основном, с особенностями функционирования внешней среды.
Для управления спросом, предприятию — производителю новой продукции, необходимо знать факторы, воздействующие на величину и характер спроса и называемые детерминантами спроса. Детерминанты, влияющие на спрос на нововведения, значительно отличаются от факторов спроса на традиционно предлагаемую потребителям продукцию.
Внутренние факторы (демографическая ситуация, состояние основных фондов, ресурсоемкость производства, скорость воспроизводства энергетических и других сырьевых ресурсов, ставки налогов и экспортных пошлин, импортные тарифы) определяют основную тенденцию экономической динамики и важнейших параметров развития.
Наиболее важные внутренние факторы, которые в совокупности характеризуют производственно-торговую стратегию производителя:
1. Для распространения продукции на рынке огромное значение имеет конструктивные особенности предлагаемого образца. Если он не отвечает отраслевым стандартам, усложняется его послепродажное обслуживание и исключается возможность использования в качестве комплектующего.
2. Аналогично стандартам для обеспечения спроса на новую продукцию конечного бытового потребления (одежду, обувь, мебель и т.п.) влияет мода.
3. Не менее важным фактором спроса является качество новой продукции.
4. Фактором, содействующим спросу, являются условия продажи, в частности обеспечение гарантийного и сервисного обслуживания новой продукции.
5. Между величиной расходов на научные исследования и разработки, появлением новой продукции, ускорением внедрения ее в производство и возникновением спроса на нее существует прямая связь. Чем выше расходы на научные исследования и разработку фирмы-поставщика, тем в конечном итоге быстрее распространяется новая продукция.
6. Высокий технический уровень предприятия-изготовителя обеспечивает быстрый переход к качественно новой ступени производства, позволяющий ускорять предложения рынку принципиально новой продукции как технического назначения, так и личного потребления, стимулируя возникновения спроса на нее.
7. Одним из наиболее важных факторов спроса является цена, устанавливаемая на новую продукцию.
8. Для признания нового изделия, технологии рынком и, следовательно, обеспечения спроса на него большое значение имеет выбор наиболее авторитетного покупателя, создающего “авторитетное мнение” о данной продукции. Такая сбытовая стратегия называется “стратегией светила”.
9. Выбор рыночного сегмента способствует не только целенаправленному формированию спроса на новую научно-техническую продукцию, но и учету производителем ее конструктивной специфики, присущей для конкретного потребителя (предприятия, отрасли и т.д.), оформления, уровня цен.
10. Огромную важность для распространения новой научно-технической продукции имеют коммуникационные факторы.
11. Близко к “коммуникационному” стоит фактор рекламный — высокий уровень затрат на рекламу в общих расходах на производство и реализацию новой продукции способствует формированию и повышению спроса на нее и наоборот.
12. Одним из наиболее важных внутренних факторов спроса на научно-техническую продукцию является уровень профессиональной подготовки персонала предприятия-производителя.
Внешние факторы спроса, значительная часть которых характеризует среду обитания предприятия, производящего и (или) реализующего новую научно-техническую продукцию:
1. Общеэкономическое состояние государства — если оно стабильно, уровень инфляции невысок, то не нарушается процесс обновления технической базы производственных предприятий, основных потребителей новой научно-технической продукции, и на нее постоянно существует спрос, стимулирующий научно-технический прогресс в обществе.
продолжение
--PAGE_BREAK--