Реферат по предмету "Мировая экономика"


Предпринимательство в Республике Беларусь

--PAGE_BREAK--•    Не следует делать несущественных или неопределенных утверждений. Например, утверждения типа «продажи удвоятся в следующем году» или «будет введена продуктовая линия» следует исключить и представить подробные пояснения. Утверждения должны быть определенными и подкреплены маркетинговой информацией и другими данными.
•    План должен быть исчерпывающим и включать обсуждение организационной стратегии достижения преимуществ компании и преодоления потенциальных трудностей.
Бизнес-план должен быть представлен в привлекательной, а не сверхсложной форме и размножен в достаточном для его рассмотрения количестве экземпляров.
Многие менеджеры некорректно оценивают продолжительность времени, в течение которого разрабатывается план. Но, включившись в этот процесс, менеджер понимает, что хотя трудность его разработки чрезвычайно велика, но этот процесс трудно переоценить с точки зрения нормального функционирования компании.

2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 2.1 Современное состояние малого бизнеса в Республике Беларусь Классификация малых предприятий в Республике Беларусь, согласно Закону «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» от 16 октября 1996 года выглядит следующим образом (табл. 2.1).
Таблица 2.1 Классификация малых предприятий в РБ
Сфера деятельности
Численность работников
1
2
Промышленность и транспорт
до 100 человек
Сельское хозяйство и научно-техническая сфера
до 60 человек
Строительство и оптовая торговля
до 50 человек
Другие отрасли производственной сферы, общественного питания, бытовое обслуживание
до 30 человек
Розничная торговля
до 30 человек
Другие отрасли непроизводственной сферы
до 25 человек
В силу статьи 1 Закона, создание малых предприятий допустимо на основе любых форм собственности.
Республика Беларусь имеет довольно развитое законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность, в том числе специальное законодательство о малом бизнесе. Это законы «О предпринимательской деятельности», «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь», «О государственной поддержке малого предпринимательства», «Об упрощенной системе налогообложения для субъектов малого предпринимательства», постановления Совета Министров Республики Беларусь «О развитии предпринимательства и образовании Белорусского фонда поддержки предпринимателей», «Об инкубаторах малого предпринимательства в Республике Беларусь», «О центрах поддержки предпринимательства в Республике Беларусь" и др., указы Президента Республики Беларусь «О государственной поддержке малого предпринимательства». При этом специалисты утверждают, что зачастую наши законодательные акты признаются образцом для других государств СНГ.
В Законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» от 16 ноября 1996 г. предусмотрены следующие меры по поддержке малого предпринимательства:
·         формирование инфраструктуры поддержки предпринимательства;
·         поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию производственных, торговых, научно-технических, информационных связей с иностранными юридическими и физическими лицами;
·         льготные условия для получения информационных, финансовых и материально-технических ресурсов, научно-технических разработок и технологий.
В данном Законе определены главные приоритеты государства в системе поддержки малого бизнеса. При этом поддержка осуществления малыми предприятиями внешнеэкономической деятельности выделяется как отдельное направление. Из этого можно судить о важности поощрения выхода малых предприятий на внешние рынки для экономики страны. Тем не менее, в данном направлении имеется очень широкий спектр совершенствования, так как не все намеченные мероприятия выполняются.
В Национальной программе развития экспорта на 2007-2010 годы один из разделов посвящен развитию экспортного потенциала малого и среднего бизнеса. Согласно данной программе, значительный вклад в развитие экспорта призван обеспечить малый и средний бизнес. При этом утверждается, что политика стимулирования развития малых и средних предприятий должна быть нацелена на экспортные производства. Нужно использовать главное достоинство малого бизнеса – быструю адаптацию к новым потребностям рынка, к заполнению ими рыночного пространства.
Регулирование внешнеэкономической деятельности малого бизнеса в Республике Беларусь осуществляется в рамках общего законодательства в сфере ВЭД. Сюда можно отнести Таможенный кодекс Республики Беларусь, Указ Президента Республики Беларусь от 04.01.2000 №7 «О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций» с изменениями и дополнениями 2003 года, Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.1999 № 1000 «О совершенствовании нетарифного регулирования внешней торговли в Республике Беларусь» с изменениями и дополнениями 2000 и 2004 года, Инвестиционный кодекс Республики Беларусь.
Таким образом, политика стимулирования интернационализации малого бизнеса в Республике Беларусь является составной частью общей политики развития малого предпринимательства. Повышение экспортного потенциала малого бизнеса в Республике Беларусь должно начинаться с общего укрепления его позиций в экономике. Мероприятия, направленные на развитие малого бизнеса должны одновременно способствовать повышению конкурентоспособности его продукции, а так же непосредственно стимулировать выход малых предприятий на внешние рынки.
Прежде всего, о развитии сектора малого предпринимательства в Республике Беларусь следует судить по его численности (табл. 2.2).
Таблица 2.2 Динамика развития малого предпринимательства в Республике Беларусь по данным Министерства статистики и анализа
Таким образом, количество предприятий малого бизнеса на конец 2008 года составило 33 900. Количество малых предприятий на протяжении последних лет менялось, но незначительно. Роста количества малых предприятий в результате многочисленных перерегистраций практически не наблюдается.
Распространение малого бизнеса по территории Республики крайне неравномерно (рис. 2.1). Центром малого предпринимательства является город Минск. Здесь работает 50% малых предприятий республики. Далее следуют Минская область (12%), Гомельская область (8%), Витебская область (7%), Брестская область (8%), Могилёвская область (7%), Гродненская область (8%). Это объясняется развитой производственной и социальной инфраструктурой г. Минска, на его территории сконцентрированы огромные производственные мощности и квалифицированные кадры. По формам собственности малые предприятия распределены следующим образом (рис. 2.2).Предполагается, что до конца 2009 года число юридических лиц – субъектов малого бизнеса негосударственной формы собственности увеличится до 34 000, его доля в выручке от реализации товаров (работ и услуг) возрастёт до 30%, а количество занятых в этой сфере, включая индивидуальных предпринимателей, — до 14,5% от экономически активного населения.
\s
Рис. 2.1 Распределение малых предприятий в разрезе регионов Республики Беларусь
\s
Рис. 2.2 Распределение малых предприятий по формам собственности по данным на конец 2008 года
Если говорить об эффективности функционирования малого бизнеса в Республике, то следует рассмотреть следующие показатели (табл. 2.3).
Таблица 2.3 Анализ основных экономических показателей деятельности субъектов малого предпринимательства за 2007-2008 года
Наименование показателя
2007 год
2008 год
темп роста на МП,%
темп роста по экономике респ., %
прогнозный показа-ель по
респ.,%
уд.вес МП в соответ.
показателе по респ.,%
темп роста на МП,%
темп роста по экономике респ., %
прогнозный показа-тель по
респ.,%
уд.вес МП в соответ
показа-теле по респ.,%
1
2
3
4
5
6
7
8
производство промышленной продукции
113,8
108,0
102-103
9,5
112,1
104,1
104,5-105,5
7,8
производство потребительских товаров
118,0
102,5
103-104
11,4
107,5
102,8
103,5-104,5
9,0
инвестиции в основной капитал
118,3
96,6
102-103
6,7
113,8
96,8
103,5-104,5
4,3
объем розничного товарооборота
113,8
108,5
102,5-103,5
5,0
131,3
116,8
104,5-105
5,6
Таким образом, фактические показатели экономического роста по малым предприятиям не только превышают средние по Республике, но и прогнозные (табл. 2.4).
Таблица 2.4 Анализ распределения субъектов малого предпринимательства по отраслям народного хозяйства Республики Беларусь за 1999-2008 года
Подобная пропорция распределения предприятий малого бизнеса по отраслям экономики сохраняется в течение последних лет. Оно в целом соответствует общемировой тенденции.
Важным является и тот факт, что на фоне снижения числа убыточных предприятий по экономике в целом их доля среди малых растёт (с 21,9% в 2000 г. до 32,3% в 2008 г.).
Более того, невысок относительно среднего по республике (13,4% по итогам 2007 г. и 14,4% в 2008 г.) и уровень рентабельности малых предприятий. К тому же он имеет тенденцию к снижению – с 15,5% в 2000 г. до 8,1% в 2008 г., что отрицательно сказывается на экономике страны.
2.2 Формирование инфраструктуры развития малого бизнеса в Республике Беларусь В соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственной поддержке малого предпринимательства» от 19 июля 1996 года №262, Советом Министров ежегодно, начиная с 1997 года, принимается Программа государственной поддержки предпринимательства. Данная программа принимается в соответствии с приоритетами Программы социально-экономического развития, в настоящий момент на 2007-2010 годы. В качестве задач программы указывается:
— комплексное совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей деятельность субъектов малого предпринимательства;
— сокращение административного вмешательства в деятельность субъектов малого предпринимательства;
— создание благоприятных условий для доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым, материально-техническим, информационным ресурсам, а также к научно-техническим разработкам, новым технологиям;
— повышение эффективности функционирования и дальнейшего развития инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства;
— развитие взаимодействия малых производственных предприятий с крупными;
— обеспечение координации деятельности государственных органов и общественных организаций (объединений) по оказанию поддержки малого предпринимательства.
При этом ресурсное и финансовое обеспечение в рамках Программы осуществляется посредством:
— займа на льготной основе;
— частичной компенсации по выплате процентов за пользование банковскими кредитами, направленными на финансирование инвестиционного проекта (по ставке не более 0,5 ставки рефинансирования Национального банка);
— частичной компенсации расходов по выплате лизинговых платежей по договору финансовой аренды (лизинга) в части оплаты банковских процентов за пользование заемными средствами на приобретение объекта лизинга;
— частичного финансирования расходов по участию в выставочно-ярмарочных мероприятиях.
Решения принимаются экспертным советом по малому предпринимательству при Минэкономики.
Средства, направляемые на формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства идут на приобретение основных фондов и иного имущества и передачи их в безвозмездное пользование центрам поддержки предпринимательства и инкубаторам малого предпринимательства.
Таким образом, финансирование развития малого бизнеса с каждым годом снижается более чем на 50% (табл. 2.5). При этом меняется и целевое использование средств.
Таблица 2.5 Распределение средств по разделам Программ государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2008 и 1 квартал 2007 года
№ п/п
Раздел программы
2008
1 квартал 2007
1
2
3
4
Объем финансирования, млн. руб
Удельный вес в объеме финансирования,%
Объем финансирования, млн. руб
Удельный вес в объеме финансирования,%
1
Совершенствование нормативно-правовой базы малого предпринимательства
0
0
0
0
2
Ресурсное и финансовое обеспечение развития малого предпринимательства
228,4
160%
52,5
30%
3
Формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства
7,7
30%
0,3
10%
4
Информационное обеспечение малого предпринимательства
4,0
100%
14,2
197%
5
Учебное и методологическое обеспечение малого предпринимательства
0
0%
0
0%
всего
240,1
67,0
При этом важен и тот факт, что в структуре финансирования практически вдвое увеличилась доля средств, идущих на развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
Более гибкие и эффективные источники финансирования по-прежнему ограничены. Доступ к частному финансированию коммерческих банков у малого бизнеса ограничен в силу отсутствия у компаний оборотного капитала и необходимой репутации (кредитного рейтинга), недостаточной капитализации коммерческих банков и высокой доли необслуживаемых кредитов в их портфелях, а так же недостаточного опыта в управлении рисками и использовании инструментов финансирования торговли.
В результате, коммерческие банки, как правило, выдают краткосрочные кредиты (на 2-3 месяца) под залог имущества либо оборотных средств, при этом зачастую сумма залога превышает сам размер выдаваемого кредита. Государство пока не в состоянии обеспечить гарантии банкам по возврату кредитов малыми предприятиями, как это практикуется в западных странах. Таким образом, чрезмерные требования банков в отношении гарантий и залогового обеспечения препятствуют получению финансирования.
В рамках Программы поддержки предпринимательства у нас в стране постепенно создается инфраструктура всесторонней поддержки малого предпринимательства, в частности создаются инкубаторы малого предпринимательства. В форме инкубаторов в Республике могут создаваться так же Инновационные центры, в которых размещаются и используются новые технологии на договорной основе.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Тождественные преобразования алгебраических выражений
Реферат Market System Essay Research Paper
Реферат Ролевые конфликты 2
Реферат Анализ эффективности технологии закачки КРК с целью восстановления продуктивности скважин Карама
Реферат Двухзеркальная параболическая антенна круговой поляризации по схеме Кассегрена
Реферат Забезпечення конкурентоспроможності підприємства Судмаш в умовах кризи
Реферат Политические партии в республике Молдова
Реферат Облік та аудит кредитних операцій банку (на прикладі кредитних операцій з фізичними особами в ЗАТ
Реферат Типи організаційних структур бухгалтерії (лінійна, ступінчата, комбінована)
Реферат The Unokai How Misinterpretation Leads To Misunderstanding
Реферат Брактеат Vg 207, Грумпан
Реферат Регуляція МЦ Причини порушення менструальної функції класифікація
Реферат Рыночное ценообразование: сущность, преимущества, недостатки
Реферат Последний "Штурм неба". Антицерковная политика в годы Хрущева /1958-1964/
Реферат Всероссийский съезд русских людей