--PAGE_BREAK--Таблица 1.1
Примерная классификация целей оценки бизнеса со стороны
различных субъектов1
t Субъект оценки
Цели оценки
Предприятие как юридическое лицо
Обеспечение экономической безопасности Разработка планов развития предприятия Выпуск акций
Оценка эффективности менеджмента
Собственник
Выбор варианта распоряжения собственностью Составление объединительных и разделительных балансов при реструктуризации Обоснование цены купли-продажи предприятия или его доли
Установление размера выручки при упорядоченной ликвидации предприятия
Кредитные учреждения
Проверка финансовой дееспособности заемщика Определение размера ссуды, выдаваемой под залог
Страховые предприятия
Установление размера страхового взноса Определение суммы страховых выплат
Фондовые биржи
Расчет конъюнктурных характеристик
Проверка обоснованности котировок ценных бумаг
Инвесторы
Проверка целесообразности инвестиционных вложений
Определение допустимой цены покупки предприятия с целью включения его в инвестиционный проект
Государственные органы
Подготовка предприятия к приватизации Определение облагаемой базы для различных видов налогов
Установление выручки от принудительной ликвидации через процедуру банкротства Оценка для судебных целей
Подводя итоги первой главы стоит еще раз отметить, что при определении рыночной стоимости предприятия (бизнеса) стоит особое внимание уделять следующим факторам: спрос, доход (прибыль), время, риск, контроль, ликвидность, ограничения и соотношение спроса и предложения
2 Оценка предприятия (бизнеса)
Одной из самых сложных и наиболее важной из отраслей оценки, является оценка стоимости предприятия (бизнеса). В рамках правового и экономического смысла предприятия, можно говорить о его двойственной природе. С одной стороны- предприятия это имущественный комплекс или активы, генерирующие доход (сюда включен также гудвилл — нематериальный актив, который, по общему правилу не отражается в бухгалтерском учете). С другой стороны любой имущественный комплекс создается за счет капитальных источников, которые обычно имеют смешанную природу. Эти капитальные источники могут образовывается за счет вкладов участников (акционеров, собственников, вкладчиков) — т.е собственных средств бизнеса, а также за счет займов и кредитов (заемных средств) организации. Капитал является источником образования активов бизнеса. В отношении собственного капитала (средств) собственник имеет определенные в гражданском законодательстве права и обязанности, которые определяются организационно-правовой формой бизнеса, образованного этим капиталом. Эти права и обязанности имеют свои аспекты и особенности, имеющие определенное влияние на стоимость бизнеса. Заемные средства также влияют на стоимость активов, так как определяют возможные объемы их наличия, существенными характеристиками заемных средств, влияющими на стоимость активов являются стоимость привлечения этих средств (вид кредита, проценты по его условиям и проч.), а также возможность их реструктуризации (отсрочки платежа, изменения порядка погашения, списания и проч.). Таким образом, может существовать два вида объектов оценки в рамках оценки бизнеса — оценка имущественного комплекса, используемого для осуществления коммерческой деятельности, без учета прав на эти выгоды со стороны источника сформировавшего данный бизнес; и оценка прав на имущественный комплекс в виде части или полного акционерного капитала, участия в юридическом лице другой организационно-правовой формы, оценка вероятности погашения предоставленных займов или кредитов. Таким образом оценка бизнеса может быть осуществлена как оценка имущественного комплекса или имущественных прав на него (источников его образования — капитала (собственного, заемного или полного (в терминах МСО — инвестированного капитала)). Процесс оценки, вид определяемой стоимости и, соответственно, стоимость у различных видов объектов, может быть различной, учитывая специфику понимания бизнеса как имущества и бизнеса как имущественных прав.
Оценка бизнеса, в которой объектом предстает имущественный комплекс, является менее удобной с точки зрения применения результатов оценки, так как крупное предприятия представляет собой сложный экономико-правовой механизм, и его отчуждение полностью, как имущественный комплекс широко не распространено. Обычно, бизнес отчуждается как права на юридическое лицо, за которым закреплено данное имущество.
Таким образом, чаще всего объект оценки связан с организационно -правовой формой осуществления предпринимательской (коммерческой) деятельности. Исключением из этого правила является бизнес предпринимателя без образования юридического лица, государственных и муниципальных унитарных предприятий. [13]
2.1Этапы оценки бизнеса
Оценка стоимости предприятия — сложный и трудоемкий процесс, состоящий из следующих стадий.
1.Определение проблемы.
2.Предварительный осмотр предприятия и заключение договора на оценку.
3.Сбор и анализ информации.
4.Анализ конъюнктуры рынка.
5.Оценка земельного участка.
6.Выбор методов оценки и их применение для оценки анализируемого объекта.
7.Согласование результатов, полученных с помощью различных подходов.
8.Подготовка отчета и заключения об оценке.
9.Доклад об оценке.
Каждая стадия, в свою очередь, состоит из нескольких этапов. [11]
Определение проблемы
Данная стадия оценки подразделяется на следующие этапы: идентификация предприятия, выявление предмета оценки, определение даты оценки, формулировка целей и функций оценки, определение вида стоимости, ознакомление Заказчика с ограничительными условиями.
При идентификации предприятия указывается его полное и сокращенное название, организационно-правовая форма, место его регистрации, местоположение, отрасль производства, основные виды выпускаемой продукции и пр.
Предмет оценки — это вид имущественных прав, который оценивается: права на предприятие, права на материальные активы предприятия, права на акционерный капитал акционерного общества, доля участника в уставном капитале предприятия, права на пакет акций предприятия или какой-либо иной интерес.
Определение даты оценки или момента времени, на который выполняется оценка. Это может быть дата продажи предприятия, дата его осмотра, дата судебного разбирательства, связанная с разделением имущественного комплекса, и другие случаи.
Определение цели оценки (т. е. того, какой вид стоимости требуется определить) — важный этап, от которого зависит выбор методики проведения оценки. Например, методы, используемые для оценки предприятия в целях налогообложения, могут значительно отличаться от тех, которые применяются в целях его ликвидации.
Предварительный осмотр предприятия и заключение договора на оценку
Эта стадия состоит из следующих этапов: предварительный осмотр предприятия и знакомство с его администрацией, определение исходной информации и источников информации, определение состава группы экспертов-оценщиков, составление задания на оценку и календарного плана, подготовка и подписание договора на оценку.
Сбор и анализ информации
Данную стадию оценки можно разбить на следующие этапы: сбор и систематизация общих данных; сбор и анализ специальных данных, анализ наилучшего и наиболее эффективного их использования.
Самый распространенный способ представления общих данных — это разбивка их на подразделы, касающиеся сектора рынка, на котором функционирует предприятие, вида продукции и цен на нее, местоположения предприятия (т. е. данные о городе, районе, где расположено предприятие), финансового и технико-экономического состояния оцениваемого предприятия и т. д. Преимущество данного способа представления собранных данных заключается в том, что собрав и систематизировав информацию один раз, в дальнейшем ее можно использовать для проведения оценок других предприятий.
Кроме общих необходимо собрать еще и специальные данные, к которым можно отнести данные о предприятии и данные о сопоставимых продажах. Данные о предприятии включают в себя информацию о документах, удостоверяющих право собственности, состав участников предприятия, их доли в уставном капитале, информацию об использовании земельного участка, зданий и сооружений, расположенных на этом участке, включая финансово-экономические и технические характеристики предприятия, физические характеристики зданий и сооружений и т. д.
В настоящее время в России рынок, связанный с оценочной деятельностью, не развит, поэтому сбор информации для оценки предприятия является наиболее трудоемкой частью всего процесса оценки.
Определив виды данных, необходимых для оценки, важно выявить источники их получения (подробнее о данной стадии оценки см. далее).
Анализ конъюнктуры рынка
Конъюнктура рынка (рыночная конъюнктура) — ситуация на рынке, сложившаяся на данный момент или за какой-то промежуток времени под воздействием совокупности условий.
Постоянно действующие факторы конъюнктуры: научно-технический прогресс, влияние монополий, вмешательство государства, инфляция, сезонность и др. Непостоянные (стихийные) факторы конъюнктуры: социальные конфликты, стихийные бедствия, политические кризисы и др.
Важнейшим элементом методологии анализа и прогноза рыночной конъюнктуры является установление активности и характера действия циклических факторов, определение фазы цикла, сроков перехода цикла в следующую фазу и его динамика в перспективе. Цикличность рынка — постоянные краткосрочные и долгосрочные колебания рынка, связанные с глубинными экономическими и социальными процессами. Экономический цикл содержит фазы подъема, высокой конъюнктуры (бум), спада (рецессия) и низкого уровня экономической активности (депрессия). Подобный цикл длится от 3 до 5 лет.
Цикл Кондратьева, или цикл длинных волн, — теоретический долгосрочный цикл, при котором движение от бума к рецессии занимает около 30 лет и на который накладываются деловые циклы с меньшим периодом.
Существует определенная группа показателей, которые можно назвать индикаторами экономического цикла. Они делятся на три группы.
Опережающие показатели начинают падать до того, как экономика достигает пика, и начинают расти до того, как экономика проходит зону спада. Например, в США используются 11 опережающих индикаторов экономического цикла: средняя продолжительность рабочей недели в промышленности; среднее число сверхурочных часов; число новых заказов в отраслях, производящих потребительские товары и материалы; число компаний, заявивших о снижении продаж; число вновь создаваемых деловых предприятий; число новых строительных контрактов; изменения в запасах по промышленности и торговле; индекс цен материалов; индекс фондового рынка Standard& Poor's500; денежная масса (предложение денег, денежный агрегат М2); индекс ожиданий потребителя.
Совпадающие показатели изменяются одновременно с изменением экономической активности. Сводный индекс по совпадающим параметрам «состоит из четырех показателей: личный доход за вычетом трансфертных платежей; ВНП; численность работающих в несельскохозяйственном производстве; объем продаж обрабатывающей промышленности.
Запаздывающие показатели начинают изменяться на 4-9 месяцев позднее изменений, произошедших в экономике. Сводный индекс по запаздывающим параметрам состоит из следующих семи показателей: численность безработных; удельные расходы на зарплату в общей выручке в промышленности; средний уровень процентной ставки коммерческих банков; ссуды (кредиты) торгово-промышленным предприятиям; соотношение потребительского кредита к доходу; изменение индекса потребительских цен; отношение товарных запасов к объему продаж.
Изучение конъюнктуры осуществляется с помощью показателей, позволяющих количественно оценить происходящие на рынке изменения и определить тенденции в развитии конъюнктуры, т. е. составить прогноз.
В число этих показателей входят.
1.Данные о промышленном производстве: валовой внутренний продукт, индекс физического объема промышленной продукции, использование производственных мощностей, индекс цен производителей, расходы на капитальное строительство, заказы на товары длительного пользования и прочие товары, уровень безработицы. Данные о промышленном производстве дают возможность судить о конкурентоспособности той или иной страны на мировом рынке или той или иной отрасли промышленного производства.
2.Динамика капиталовложений. Анализ динамики капиталовложений позволяет сделать вывод о том, как в дальнейшем будет развиваться производство. Если объем инвестиций в ту или иную отрасль увеличивается, значит, спрос на ее продукцию находится на высоком уровне, поступление заказов растет и производство, скорее всего, будет расширяться. И наоборот, если капиталовложения сокращаются — спрос снижается, что может привести к свертыванию производства.
3. Сведения о заказах — показатель, позволяющий оценить загрузку производственных мощностей на перспективу.
4.Показатели по труду (средняя продолжительность рабочей недели, уровень безработицы, фонд заработной платы).
5.Показатели внутреннего товарооборота (обороты розничной торговли, индексы стоимости жизни, данные о движении товарных запасов, размеры продаж в кредит, информация о внутренних перевозках грузов и т. д.). Данные показатели особенно важны при изучении конъюнктуры рынков товаров потребительского назначения. Обороты розничной торговли являются одним из важнейших конъюнктурных показателей, дающих возможность оценить изменения в платежеспособном спросе населения.
6.Показатели внешней торговли (объем и географическое распределение экспорта и импорта, дефицит торгового баланса). Практически все изменения, которые претерпевает экономика страны в ходе цикла воспроизводства, находят отражение в динамике и структуре внешней торговли. Рост промышленного производства сопровождается увеличением внешнеторговых оборотов, а за кризисным спадом в сфере производства следует сокращение внешней торговли.
7.Данные, характеризующие положение в кредитно-денежной сфере (эмиссия ценных бумаг, курс акций, учетный процент, валютный курс, количество денег в обращении, показатели движения банковских депозитов и т. д.).
8.Цены (средние цены по товарным группам, индекс цен производства, индекс потребительских цен, индекс-дефлятор).
Цены являются одним из важнейших показателей, в динамике и колебаниях которого отражаются изменения многих других данных. Анализ движения товарных цен необходим как для полной характеристики состояния экономики в целом, так и при изучении положения конъюнктуры на каком-либо товарном рынке. [11]
Отчет по оценке стоимости бизнеса
Отчет по оценке стоимости бизнеса подготавливается в письменной форме. Обычно используются одновременно две формы — полный отчет и заключение.
К отчету по оценке стоимости бизнеса предъявляются следующие основные требования.
1.Изложение всех логических построений и выводов из них должно быть ясным и четким.
2.Все факты отчета должны быть документально подтверждены.
3.Отчет должен содержать цель и функцию оценки, четкое описание оцениваемого объекта, определение вида оцениваемой стоимости, расчет издержек, прогноз будущих чистых доходов предприятия, документальное подтверждение используемых фактов, выводы.
4.Эксперт-оценщик должен представить обоснование используемых им методов оценки.
5.В приложении к отчету лица, принимавшие участие в оценке, подтверждают, что они не имеют какого-либо интереса в оцениваемом объекте собственности и не заинтересованы лично в результате оценки.
6.Отчет должен быть оформлен по стандартной форме и подписан всеми лицами, принимавшими участие в оценке.
7. Отчет должен содержать копии документов об образовании оценщика, копию лицензии на осуществление оценочной деятельности, копию страхового полиса о страховке гражданской ответственности оценщика.
Форма, размеры и содержание отчета могут значительно различаться в зависимости от характера оцениваемого объекта, поставленных целей и функций оценки. Если отчет предназначен для внешнего пользователя, необходимо детальное описание предприятия, но это не обязательно, если отчет подготовлен для внутреннего пользования.
Основные разделы отчета следующие.
1.Введение.
2.Описание макроэкономических параметров.
3.Характеристика отрасли.
4.Описание предприятия, его финансовое и технико-экономическое состояние.
5.Исследование данных по сопоставимым предприятиям.
6.Выбор и применение методов оценки.
7.Заключение по оценке.
8.Приложение.
Введение должно содержать:
• задание на оценку;
• краткое описание предприятия (в том числе его организационно-правовую форму и права на имущество предприятия);
• характеристику капитала;
• общее описание стандарта оценки, который используется в данном конкретном случае;
• характеристику источников информации;
• обоснование выбранных методов оценки;
• выводы о величине стоимости оцениваемого предприятия.
Описание макроэкономических параметров (или общеэкономический раздел). В данном разделе описываются макроэкономические параметры, выявляются основные макроэкономические факторы (на национальном и региональном уровнях), влияющие на результаты функционирования предприятия, их тенденции и воздействие на перспективы бизнеса. Если отчет строится на ретроспективной и прогнозной информации, должен быть включен анализ макроэкономической ситуации за прошлый и будущий периоды.
Характеристика отрасли. Этот раздел должен познакомить потребителя отчета с особенностями отрасли, ее положением в настоящее время и в будущем. Особое внимание уделяется характеристике рынков сбыта и факторам, влияющим на спрос. В разделе также приводится информация о конкуренции в отрасли и положении оцениваемого предприятия по сравнению с положением ведущих конкурентов. Если оцениваемое предприятие выпускает продукцию (оказывает услуги) в нескольких отраслях, должно быть проанализировано состояние каждой из этих отраслей.
Главная цель раздела, посвященного характеристике предприятия, — выявление его особенностей и их влияния на рыночную стоимость.
Основные вопросы, рассматриваемые в разделе: предыстория предприятия, перечень выпускаемых товаров и услуг, условия сбыта, наличие поставщиков, персонала, менеджмент, прошлые сделки с акциями предприятия. Полезно отразить, какое имущество находится в собственности предприятия, а какое арендуется и на каких условиях.
Также в данном разделе раскрывается группа вопросов, касающихся текущей деятельности предприятия: какую продукцию производит (какие услуги оказывает), выделяются ведущие виды продукции или услуг и показывается их процентное соотношение; каковы рынки сбыта и какое место на них занимает предприятие; система снабжения и основные поставщики; характеристика управления предприятием; выявляются основные проблемы, с которыми может столкнуться предприятие в будущем.
Особое внимание уделяется анализу финансового состояния предприятия и прогнозированию его будущих чистых доходов. При анализе финансового состояния предприятия и прогнозирования его изменения рассчитывается несколько групп финансовых показателей: ликвидности, структуры капитала, оборачиваемости и рентабельности. Очень важно в отчете прокомментировать, как влияет уровень тех или иных финансовых показателей оцениваемого предприятия на величину его рыночной стоимости.
Раздел исследование данных по сопоставимым предприятиям посвящен анализу критериев, по которым производился отбор предприятий для сравнения; перечисляются источники информации; дается краткое описание предприятий, выбранных для сравнения, их финансово-экономический анализ.
В разделе выбор и применение методов оценки дается обоснованный выбор тех или иных методов оценки; приводятся собственно расчеты; описываются результаты оценки, полученные с использованием выбранных методов. При этом обосновывается не только выбранный метод оценки, но и выбор той или иной величины мультипликатора, внесение поправок на контрольный или неконтрольный характер пакетов акций, поправок на ликвидность.
Завершается данный раздел заключением о величине стоимости оцениваемого предприятия. Как правило, здесь показатели стоимости, полученные разными подходами, сводятся в табличную форму, им придаются определенные веса и определяется итоговая величина стоимости предприятия.
В заключении приводится краткое описание отчета об оценке и результаты оценки предприятия.
Отчет об оценке кроме основной части имеет приложения. В них, в частности, приводятся заявление об отсутствии личной заинтересованности оценщика, допущения и оговорки; копии документов, характеризующих академическое образование и профессиональную подготовку оценщиков, участвующих в написании отчета; табличная информация, обосновывающая использование в отчете тех или иных величин. [11]
продолжение
--PAGE_BREAK--