--PAGE_BREAK--- постоянная работа с кадрами, систематическое повышение квалификации и переподготовка, улучшение условий труда.
Для потребительских обществ, союзов эти признаки должны стать ориентиром в хозяйственной деятельности.[4]
Таким образом, в первой главе работы рассмотрены основные вопросы, затрагивающие тему потребительской кооперации и её сущности.
Основная задача кооперации – удовлетворение потребностей ее участников наиболее эффективным экономичным способом. Другими важными критериями эффективности является социальная эффективность, то есть способность удовлетворять насущные социально-культурные потребности своих членов.
2. Современное состояние потребительской кооперации 2.1 Проблемы российской потребительской кооперации Экономические проблемы:
Можно выделить две группы экономических проблем, стоящих перед современной российской кооперацией:
– проблемы всех предприятий российской экономики. К ним относятся: отсутствие ясной государственной экономической политики, некредитоспособность населения и предприятий, неплатежи, нехватка собственных оборотных средств и дороговизна банковских кредитов, налоговый пресс и т.п.;
– проблемы потребительской кооперации, вытекающие из ее специфичных целей. К ним относятся невозможность получения высокой прибыли из-за преимущественного обслуживания малоимущих слоев населения (в том числе и населения отдаленных районов), наличие малоэффективных избыточных основных фондов, невозможность закрытия экономически нерентабельных, но социально-значимых предприятий и т.п.
Статистика свидетельствует, что в российской экономике намечаются положительные сдвиги, что относится и к потребительской кооперации.
Вторая группа проблем решается в двух направлениях:
– перестройка организационной структуры, структуры товарооборота, заготовительной деятельности, производства товаров, диверсификация деятельности и нахождение внутренних резервов повышения рентабельности предприятий потребительской кооперации;
– частичная компенсация государством экономических потерь потребительской кооперации, связанных с решением ее социальных общегосударственных задач, в виде налоговых льгот, кредитов, отсрочки платежей по кредитам и т.п.
Очерченный круг экономических проблем сам подсказывает пути их решения:
– перестройка российской потребительской кооперации на основе кооперативных принципов международного кооперативного движения (союз МКА);
– повышение эффективности деятельности потребительской кооперации на основе использования прошедших проверку временем достижений дореволюционной русской кооперации и применения полезного зарубежного кооперативного опыта;
– законодательное закрепление потребительской кооперации как экономического субъекта первостепенной социальной значимости с предоставлением ей экономических льгот, соответствующих затратам потребительской кооперации на решение общегосударственных социальных задач.
Сравнивая проблемы российских потребительских кооперативов с проблемами кооперативов других стран, можно отметить их общность, но в России эти проблемы усугублены воздействием перехода из одной экономической системы в другую.
Реформирование отношений собственности вновь превратило потребительскую кооперацию в важнейший инструмент государственной политики для снижения социальной напряженности в российском обществе. Это не случайно. Если обратиться к истории, то можно заметить закономерность: возрастание роли потребительской кооперации всегда происходит в трудные для населения страны времена. Так, само появление и развитие потребительских кооперативов привело к уменьшению разрыва уровней жизни рабочих и предпринимателей; на каких бы основах не строилась потребительская кооперация в первые годы Советской власти, именно она обеспечила физическое выживание большинства населения России того времени; именно потребительская кооперация повысила уровень снабжения населения СССР продуктами во время Великой Отечественной войны и в послевоенные годы. Поэтому совершенно неправильно рассматривать потребительскую кооперацию только с экономической точки зрения: ее экономическая рентабельность ничто по сравнению с социальными выгодами.
Для примера рассмотрим, почему государство, несмотря на кажущуюся экономическую невыгодность, оказывает финансовую помощь потребительской кооперации. Обеспечивая население страны дешевыми продуктами и товарами, потребительская кооперация снижает социальную напряженность в обществе. Поэтому, государству несоизмеримо выгоднее тратить несущественную часть бюджета на предотвращение социального взрыва, чем нести непредсказуемые затраты по ликвидации его последствий. Исторический опыт позволяет прогнозировать первостепенную социальную значимость потребительской кооперации до того времени, когда экономика России не будет приведена в порядок и ее устойчивое существование в последующие периоды.[5]
Вывод: перед российской потребительской кооперацией стоят следующие экономические проблемы: – невозможность получения высокой прибыли из-за преимущественного обслуживания малоимущих слоев населения (в том числе и населения отдаленных районов)
– наличие малоэффективных избыточных основных фондов
– невозможность закрытия экономически нерентабельных, но социально-значимых предприятий и т.п.
2.2 Динамика развития кооперации В современных развитых странах наблюдается устойчивая тенденция к динамичному изменению правовых форм, как предпринимательских хозяйств, так и кооперативов: кооперативы преобразуются в акционерные общества или частные предприятия и наоборот.
Это объясняется динамикой изменения приоритетов целей владельцев этих предприятий и стабильностью целей государства и населения:
- члены успешно действующих кооперативов хотят иметь возможность получать не ограниченную уставными документами кооперативов прибыль и преобразуют их в другие правовые формы хозяйств, не имеющие этих ограничений;
- государство старается снизить безработицу и социальную напряженность общества и повысить жизненный уровень населения путем финансовой и иной поддержки кооперативов, в том числе и образующихся из обанкротившихся предприятий другой правовой формы.
В большинстве стран кооперативы придерживаются федеративного типа организации, при которой полностью независимые первичные кооперативы с индивидуальным членством сотрудничают на различных уровнях, создавая кооперативные объединения.
В настоящее время повышается роль кооперативных объединений национального уровня, цель которых – защита интересов входящих в них кооперативов, что объясняется следующим:
- возрастает конкуренция со стороны крупных объединений предприятий других правовых форм;
- современные технологии дороги и не могут быть использованы мелкими кооперативами;
- изменяются условиям хозяйствования, вынуждающие кооперативы осуществлять координацию и планирование хозяйственной деятельности, обмен информацией, повышать уровень квалификации рабочей силы.
- появляется возможность осуществлять кооперирование в кредитно-финансовой сфере путем создания кооперативных банков для коллективного самофинансирования.
Таким образом, хозяйства сами выбирают правовую форму своей деятельности по критерию рациональности.
На сегодняшний день стали появляться организационно-правовые формы предприятий современных кооперативов.
Можно выделить три основные разновидности этих форм:
- «чистые кооперативы» – это кооперативы, в которых установлено равенство прав пайщиков, как в управлении, так и в распределении прибыли;
- «кооперативы акционерного типа» – это кооперативы, в которых преобладают элементы акционерного общества. Прибыль распределяется в виде дивидендов пропорционально величине пая при равенстве прав в управлении и обычно ограничена верхним пределом. Наиболее характерные примеры США и Бельгия. Но такие кооперативы редко пользуются преимуществами по сравнению с другими видами предприятий. Это объясняется тем, что кооперативы мало, чем отличаются от частных компаний;
- кооперативы, занимающие промежуточное положение между «чистыми кооперативами» и «кооперативами акционерного типа».
В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция перехода к акционерной форме организации производства, что обеспечивает компетентность руководства и позволяет современными методами решать проблемы накопления и мобилизации финансовых ресурсов, модернизировать предприятия и менять их структуру в соответствии с быстроизменяющимися требованиями рынка в обстановке острой конкурентной борьбы. Но акции таких предприятий на рынок ценных бумаг не поступают.
В случае слияния кооперативных предприятий с предприятиями другой правовой формы, как правило, создаются акционерные общества с ограниченной ответственностью или общества на паевой основе.
Механизм изменения правовых форм и форм собственности аналогичен российскому и заключается в постепенном переходе руководства кооперативами в руки директоров и высокооплачиваемых служащих.
Сейчас подавляющее большинство кооперативных предприятий предприятия используют наемный труд и управляются наемными менеджерами под общим руководством и контролем кооперативной организации. Современное экономическое состояние зарубежной потребительской кооперации обусловлено общими с Россией факторами: углублением инфляции, снижением темпов роста производительности труда, ростом издержек обращения.
Общепринятым в мировой практике выходом из создавшейся экономической ситуации является концентрация экономических возможностей путем укрупнения кооперативов, причем интеграция приводит к сокращению абсолютного числа кооперативных организаций. Внутренние проблемы современных кооперативов вытекают из противоречивости целей: защитой интересов пайщиков и необходимостью соблюдать законы рыночной экономики.
Отношения государство – кооператив:
а) В подавляющем большинстве стран государство регулирует деятельность кооперативов исключительно правовыми и экономическими методами. Так как кооперативы в своем большинстве имеют цели, сходные с целями государства, то в большинстве стран государство заинтересовано в развитии кооперативов и оказывает им финансовую и иную поддержку.
б) В образовании и распределении капитала кооперативов государство предпринимает следующие действия:
- частично финансирует кооперативы, образованные на базе разорившихся частных фирм;
- устанавливает льготное налогообложение, особенно для «чистых» кооперативов;
- осуществляет кредитование кооперативов, создает государственные фонды финансирования кооперации;
- реализует систему государственных заказов, прибыль от выполнения которых не облагается налогом.[6]
Государство оказывает кооперативам помощь в подготовке управляющего персонала кооперативов и повышении квалификации его работников.
Итак, кооперативные хозяйства сами выбирают правовую форму своей деятельности по критерию рациональности. Можно выделить три основные разновидности этих форм: «чистые кооперативы», «кооперативы акционерного типа», кооперативы, занимающие промежуточное положение между «чистыми кооперативами» и «кооперативами акционерного типа».
Современное экономическое состояние зарубежной потребительской кооперации обусловлено общими с Россией факторами: углублением инфляции, снижением темпов роста производительности труда, ростом издержек обращения.
2.3 Принципы современной потребительской кооперации Российской Федерации Новый Закон о потребительской кооперации направлен на возвращение российской потребительской кооперации в мировое кооперативное сообщество в качестве равноправного партнера, признающего и выполняющего принятые в нем кооперативные принципы и предписывает исполнение следующих принципов:
- добровольное и открытое членство;
- экономическое участие членов – внесение паевого взноса и получение доли дохода;
- право участия членов в управлении и контроле;
- преимущественное право пайщиков при приеме на работу в кооператив и участия в его хозяйственной деятельности;
- право на автономию и независимость;
- право на объединение в союзы кооперативов;
- забота об обществе.
Сравнивая провозглашенные МКА кооперативные цели и принципы с закрепленными законодательством РФ целями и принципами деятельности современной российской потребительской кооперации, можно отметить их совпадение по большинству пунктов.
Но факторный анализ указывает на частичное несовпадение содержания декларируемых принципов с их фактической реализацией в деятельности потребительских кооперативов.
Причины и следствия сложившегося положения:
отсутствие реальных преимуществ пайщиков перед остальным населением лишает их мотиваций к участию в потребительских кооперативах, что объясняет отсутствие полноценной социальной базы потребительской кооперации;
обслуживание всего населения за счет привлечения средств пайщиков дискриминирует пайщиков экономически, вызывает естественное негативное отношение к участию в кооперативе, что исключает возможность создания социальной базы потребительской кооперации.
Управление и контроль.
В кооперативах, действующих на принципах МКА, приняты демократическое управление и демократический членский контроль, основанные на равенстве прав членов; в российской кооперации – административно-общественный контроль, основанный на иерархии прав пайщиков и руководства.
Наиболее наглядно негативные стороны такой системы управления и контроля проявились в период реформирования отношений собственности: руководство кооперативов имело возможность акционировать или продавать принадлежащую кооперативу собственность, не считаясь с мнениями пайщиков.
Отсутствие демократического членского контроля приводит к финансовым злоупотреблениям руководства и, в общем случае, позволяет ему наживаться за счет пайщиков.
В российской потребительской кооперации не используются возможности привлечения пайщиков к экономическому участию в деятельности кооператива бонусом на товарооборот, который характерен для кооперативов, действующих на принципах МКА, и является одним из средств создания полноценной и устойчивой социальной базы кооперации.
Потребительская кооперация всех стран, так или иначе зависит от государственной поддержки, получаемой в обмен на социальные услуги, оказываемые населению.
Современный период развития потребительской кооперации в России характеризуется полной зависимостью от поддержки государства из-за ее экономической нерентабельности. Теоретически, потребительская кооперация может освободиться от этой зависимости путем преобразования своих предприятий в другую правовую форму (что и происходило в начале 90-х годов).
Экономический анализ показал, что в случае отказа от решения общегосударственных социальных задач рентабельность потребительской кооперации с ее высоким экономическим потенциалом и высококвалифицированным персоналом безусловно обеспечит ей экономическую независимость от государства. Но здесь проявляется вторая сторона в отношениях между государством и потребительской кооперацией: на данном этапе государство зависит от социальных результатов деятельности потребительской кооперации в гораздо большей степени, чем потребительская кооперация зависит от государственной поддержки.
продолжение
--PAGE_BREAK--