--PAGE_BREAK--1.2 Развитие системы государственной поддержки малого предпринимательства
Точкой отсчета развития государственной поддержки малого бизнеса можно считать 1989 год, когда в СССР был создан Союз малых государственных предприятий СССР. В том же году было принято Положение об организации деятельности малых предприятий. Такими предприятиями в то время считались фирмы, создаваемые учредителями и работающие на принципе самоокупаемости и самофинансирования. Численность персонала, работающего на малых предприятиях, не должно быть больше 100 человек. Положение предусматривало порядок открытия, реорганизации, ликвидации данных предприятий. Документ определял планирования и отчетность вышеуказанных организаций. Однако определение малых предприятий было сформулировано нечетко, потому у них не было четко выраженного статуса.
Малые предприятия окончательно получили юридический статус 8 августа 1990 года, когда было принято Постановление Совета Министров СССР № 790 "О мерах по созданию и развитию малых предприятий". Благодаря этому документу было ясно, какова должна быть численность предприятия и в каких отраслях, как правильно регистрировать малое предприятие, кто может выступать его учредителем. Этот документ был дополнен Постановлением Совета Министров РСФСР от 18 июля 1991 года "О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР". Теперь официально малые предприятия разрешено создавать на основе государственной, муниципальной, частной собственности, а также на основе смешанной формы собственности и осуществлять любую деятельность, не связанную с нарушением законодательства.
Теперь, согласно действующему на тот момент законодательству к малым предприятиям относились предприятия всех форм собственности, установленных Законов РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», численность работников в которых не превышали:
· в промышленности и строительстве – 200 человек;
· в научных учреждениях – 100 человек;
· в остальных отраслях производственной сферы – до 50 человек;
· в отраслях непроизводственной сферы – до 15 человек.
Согласно Постановлению Совета Министров РСФСР "О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР" правой статус предприятий малого бизнеса позволял им получать некоторые льготы. В частности местным органам самоуправления рекомендовалось:
· представлять малым предприятиям льготы по налогу на прибыль;
· разрешать списание в первый год эксплуатации до 50 % амортизационных отчислений основных фондов со сроком службы свыше 3-х лет;
· проводить ускоренную амортизацию активной части производственных фондов и т. д.
В 1992 году по инициативе Правительства РФ и при содействии Фонда «Ноу-хау» Правительства Великобритании создается Российское Агентство поддержки малого и среднего бизнеса. Данная организация является закрытым акционерным обществом, учредителями которого стали:
· Торгово-промышленная палата Российской Федерации
· Российская экономическая академия им.Г.Плеханова
· ПО «Уралмаш»
· АвтоВАЗбанк
· Тульский машиностроительный завод «Штамп»
· Сибирский региональный фонд поддержки предпринимательства
· другие предприятия и организации
Российское агентство представляет собой независимую организацию, целью деятельности которой является оказание практической помощи в создании и успешном функционировании предприятий малого и среднего бизнеса, развитие предпринимательской активности населения. Основная деятельность Агентства заключается в консалтинговой поддержке малых и средних предприятий в России, содействии в установлении деловых связей с российскими и зарубежными партнерами. Агентство ведет большую работу по развитию информационной инфраструктуры малого предпринимательства, налаживанию межрегионального и международного делового информационного обмена между предприятиями малого и среднего бизнеса. Эксперты Агентства также активно помогают малым предприятиям на территории России и за рубежом в решении экономических, финансовых, правовых, организационных и управленческих вопросов.
Далее после образования Российской Федерации были приняты следующие важные постановления Правительства РФ в части касающейся поддержки и развития малого бизнеса в России:
· Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1992 г. № 548 утверждено Положение о Комитете поддержки малых предприятий и предпринимательства при Госкомимущества РФ;
· Постановление Правительства РФ от 11 мая 1993 г. № 446 "О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в РФ";
Постановлением Правительства РФ от З февраля 1994 г. № 65 утверждено Положение о Фонде содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере. Фонд Содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере являлся некоммерческой организацией, основными задачи которого стало:
· проведение государственной политики развития и поддержки малых предприятий в научно-технической сфере;
· оказание прямой финансовой, информационной и иной помощи малым инновационным предприятиям, реализующим проекты по разработке и освоению новых видов наукоемкой продукции и технологий на основе принадлежащей этим предприятиям интеллектуальной собственности;
· создание и развитие инфраструктуры поддержки малого инновационного предпринимательства.
Теперь начиная с 1994 года, Правительство РФ начинает утверждать Федеральные программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации. Так Постановлением Правительства РФ от 29 апреля 1994 г. № 409 утверждается первая Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1994–1995 гг.
Данная программа отражала политику государственного патернализма по отношению к малому бизнесу. Основными направлениями государственной поддержки малого предпринимательства названы:
· формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
· создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий; установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности; поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие их торговым, научно-техническим, информационным, производственным связям с зарубежными государствами; организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.
Программа предусматривала, что в компетенции Российской Федерации находится определение общих принципов и приоритетных направлений государственной поддержки, разработка и реализация федеральных программ, установление льгот по федеральным налогам и т.д. За счет федерального бюджета и других фондов федеральные программы финансируются не менее чем на 50%. Субъекты РФ осуществляют поддержку малого предпринимательства за счет собственных средств и ресурсов.
Указом Президента РФ от 6 июня 1995 года № 563 в стране создается Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, который отныне занимается разработкой и реализацией федеральных программ по поддержке малого бизнеса.
Федеральный закон РФ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ (Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ настоящий Федеральный закон признан утратившим силу с 1 января 2008 г.) определил основные положения в области государственной поддержки малого бизнеса в России, установил формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства. Также нужно отметить, что с принятием этого закона появились новые критерии определения предприятий и организаций, относящихся к субъектам малого предпринимательства.
Закон утратил уже свою силу, но рассмотрим основные положения Закона, действовавшие до 1 января 2008 года. Это поможет лучше увидеть и понять тенденции развития законодательства в области поддержки малого бизнеса.
Согласно статье 3 Закона под субъектами малого предпринимательства понимались коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных фондов не превышала 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышала 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышала следующих предельных уровней (малые предприятия.
Также к субъектам малого предпринимательства согласно статье 3 Закона относятся физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (ПБОЮЛ).
Государственная регистрация малых предприятий предусмотрена статьей 4 Закона, согласно которой субъект малого предпринимательства с момента подачи заявления установленного Правительством РФ образца регистрируется и получает соответствующий статус в органах исполнительной власти, уполномоченных действующим законодательством.
Отныне и до 1 января 2008 года государственная поддержка малого бизнеса в России осуществлялась в соответствии с Федеральным законом РФ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ, который состоит из 23 статей без разделов и глав, а также в соответствии с другими законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, также с законами и иными нормативными актами субъектов РФ. Однако отметим, что с 1 января 2008 года данный закон утратил свою силу.
Государственная поддержка малого предпринимательства согласно статье 6 Закона осуществлялась по следующим направлениям:
· формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
· создание льготных условий использования государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
· установление упрощенного порядка регистрации, лицензирования деятельности, сертификации продукции, представления статистической и бухгалтерской отчетности;
· поддержка внешнеэкономической деятельности, включая развитие торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;
· организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.
Для решения этих и других вопросов федеральные органы исполнительной власти проводят следующие мероприятия:
· разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства;
· проводят анализ состояния малого предпринимательства и эффективности мер государственной поддержки;
· организуют разработку и реализацию Федеральной программы;
· подготавливают предложения об установлении льгот;
· оказывают содействие субъектам Российской Федерации;
· координируют деятельность федеральных органов для осуществления поддержки малому предпринимательству.
Новая программа в значительной степени опиралась на работу с Государственным комитетом по поддержке и развитию малого предпринимательства, Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства, а также на работу с региональными фондами и создаваемыми центрами поддержки малого бизнеса в субъектах РФ. Положениями программы предусматривалось целевое финансирование малого бизнеса, на 1996 год в этих целях Федеральному фонду поддержки малого предпринимательства было выделено 386,6 млрд. рублей. Эти средства в свою очередь отныне должны перераспределяться по региональным фондам поддержки малого предпринимательства для осуществления конкретной поддержки предприятий малого бизнеса. Таким образом, программа предусматривала формирование единой государственной системы по поддержке и развитию малого бизнеса.
Целью второй Федеральной программы поддержки малого предпринимательства на 1996-1997 гг. было обеспечение устойчивого развития малого бизнеса в производственной и инновационной и других сферах. Разрабатывалась концепция обществ взаимного кредитования и механизма предоставления государственных гарантий по целевым и инвестиционным кредитам. Особое внимание уделялось поддержке МП в кризисных и депрессивных районах.
На тот момент, в России существовало около миллиона малых предприятий. Однако главной их проблемой оставалась выживаемость. Малый бизнес в то время не имел достаточной поддержки в регионах РФ. В связи с инфляцией, высокими налогами, отсутствием достаточных финансовых средств многие предприятия ликвидировались в течение нескольких месяцев после регистрации. Новая программа предусматривала поддержку данным организациям в регионах в части кредитования малого бизнеса. Региональные фонды должны были оказывать помощь в области поручительства, предоставления залогового обеспечения, непосредственного льготного кредитования, компенсируя банкам часть потерянных процентов на договорной основе за свой счет.
Вскоре государство осознало необходимость изменения налогового законодательства в части налогообложения, в связи с чем, был принят Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (Федеральным законом от 24.07.2002 N 104-ФЗ настоящий Федеральный закон признан утратившим силу с 1 января 2003 г.) Теперь исключительно по добровольному желанию предпринимателям было предложено перейти на упрощенную систему налогообложения, при которой значительно упрощалась отчетность и снижалась налоговая ставка. Вместо нескольких видов налога стало возможным уплачивать единый налог. Позднее приказами соответственными министерств и государственных служб были разработаны и утверждены механизмы реализации УСН, формы необходимых документов для уплаты налогов и предоставления отчетности предприятиями малого бизнеса.
Указом Президента РФ от 4 апреля 1996 г. № 491 определены первоочередные меры государственной поддержки малого предпринимательства в РФ. Отныне к таким мерам было отнесено:
· ежегодное выделение государственных гарантий (на сумму не менее 200 млн. долларов США) иностранным банкам и другим кредитным организациям, занимающимся кредитованием малого бизнеса в России;
· ежегодное выделение из федерального бюджета государственного льготного инвестиционного кредита (на сумму не менее 500 млрд. рублей) на поддержку и развитие малого бизнеса;
· ежегодное выделение из государственного фонда занятости населения РФ средств (не менее 40%) на создание новых рабочих мест в сфере малого предпринимательства;
· и ряд других первоочередных мер.
Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 1996 г. № 424 были рассмотрены вопросы Федерального фонда поддержки малого предпринимательства и утвержден Устав этого фонда.
Постановлением Правительства РФ от 3 июля 1998 г. № 697 была утверждена новая Федеральная Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1998–1999 гг. Третья Федеральная программа поддержки малого предпринимательства на 1998-1999 гг. предполагала формирование общих благоприятных социально-экономических и правовых условий развития российского малого бизнеса и создание целостной системы его государственной и общественной поддержки на национальном, региональном и муниципальном уровне.
Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2000 г. № 121 была утверждена новая (четвертая по счету) Федеральная Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000–2001 гг. Основной целью этой, равно как и предыдущих программ, являлось обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на федеральном уровне. Реализация Программы была рассчитана на 2000-2001 годы и предполагала два этапа. Первый этап предусматривал создание всех организационных структур и отладку механизмов их взаимодействия при выполнении программных мероприятий. Второй этап предусматривал реализацию мероприятий на основе результатов первого этапа с учетом отраслевых, социальных и территориальных приоритетов.
В период 2002 – 2004 гг. программы государственной поддержки малого предпринимательства на федеральном уровне отсутствовали. В силу разных причин разработанный на 2002-2004 годы проект новой Программы Правительство РФ в Государственную Думу не вносило, Программа 2000-2001 годов была пролонгирована на 2002 год. Тоже самое можно констатировать и про проект программы на 2003-2005 годы. Основными целями проекта программы должно было стать обеспечение условий для интенсивного роста малого предпринимательства и выравнивания потенциала развития малого предпринимательства в разных регионах России на основе создания современной рыночной среды. Тем не менее, в отличие от федерального уровня, в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях и прежде, и в настоящее время разрабатывались, утверждались и действовали программы поддержки малого предпринимательства. Однако проведенные исследования эффективности программ поддержки малого предпринимательства показали, что эти программы в послекризисный период в большинстве своем реализовались слабо в связи с их четкой ориентацией на Федеральную программу, которая в эти годы либо не финансировалась, либо финансировалась в минимальных объемах. Подтверждением этому служит тот факт, что в 2005 году только 59 субъектов Российской Федерации приняли программы поддержки малого предпринимательства на региональном уровне.
В связи с этим стоит признать, что заявленные приоритеты государственной политики в области поддержки и развития малого бизнеса на тот период (1994-2005 годы) остались по большей части декларациями. Так уж получилось, что значительная часть важных положений была прописана в законе в виде отсылочных норм, обращенных к другим законам и подзаконным актам. В результате они оказались практически дезавуированными. В частности:
· упрощенный порядок регистрации, лицензирования и сертификации продукции в полной мере не установлен, да и имеющиеся нормы не действуют;
· порядок представления упрощенных процедур и форм отчетности Правительством РФ не утвержден;
· порядок предоставления кредитных льгот не определен;
· ежегодные проекты федеральных программ государственной поддержки малого предпринимательства Правительством РФ не разрабатываются и на рассмотрение Федеральное Собрание не вносятся.
В 2005 году ликвидируется Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства в связи с тем, что Председатель Правительства России М. Фрадков подписал Постановление от 2 марта 2005 г. № 106 "О ликвидации Федерального фонда поддержки малого предпринимательства". В документе говорится, что Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства ликвидируется в связи с признанием утратившей силу статьи 8 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Одновременно Постановлением признаны утратившими силу:
· постановление Правительства Российской Федерации от 4 декабря 1995 г. № 1184 "О Федеральном фонде поддержки малого предпринимательства";
· постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 1996 г. № 424 "Вопросы Федерального фонда поддержки малого предпринимательства";
· распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 июля 1999 г. № 1108-р;
· постановление Правительства Российской Федерации от 27 августа 1999 г. № 968 "О внесении изменений в Устав Федерального фонда поддержки малого предпринимательства".
Следует сказать, что статья 8 (и еще шесть статей) закона № 88 о господдержке малого предпринимательства была упразднена с 1 января 2005 года. В результате перестал существовать Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, создаваемый правительством РФ, но продолжили действовать региональные и муниципальные фонды в соответствии с законодательством субъектов РФ. Президентом РФ был подписан новый Федеральный закон N 209-ФЗ от 24 июля 2007 года "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". С выходом этого закона с 1 января 2008 года утратил силу Федеральный закон от 14 июня 1995 года N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации". Отныне федеральным законом вводятся и определяются новые понятия, такие как:
· «субъекты малого и среднего предпринимательства»,
· «инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства»,
· «программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства»,
· а также виды и формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Закон устанавливает два критерия отнесения предприятий к субъектам малого и среднего предпринимательства. Первым критерием является средняя численность работников. В соответствии с данным критерием выделяется три вида субъектов малого и среднего предпринимательства:
· средние предприятия с численностью от 101 до 250 человек;
· малые предприятия — до 100 человек;
· в рамках малых предприятий создаются микропредприятия с численностью занятых до 15 человек.
Вторым критерием является выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год, которая не должна превышать предельные значения, установленные правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства. Федеральный закон предусматривает создание реестров субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки, определяются цели и порядок создания государственными органами и органами местного самоуправления координационных и совещательных органов в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства. В Федеральном законе приведен исчерпывающий перечень оснований для отказа субъектам малого и среднего предпринимательства в оказании поддержки, установлены особенности оказания некоторых форм поддержки. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 208-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» четко регулирует отношения, возникающие между юридическими и физическими лицами, органами государственной власти РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Закон устанавливает особенности правового регулирования субъектов малого и среднего предпринимательства:
· специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, налоговые декларации по упрощенной форме по отдельным налогам и сборам;
· упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;
· упрощенный порядок составления статистической отчетности;
· льготный порядок расчетов за приватизированное государственное и муниципальное имущество;
· формы участия в процедурах размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
· меры по обеспечению прав и законных интересов при осуществлении государственного контроля (надзора);
· меры финансовой поддержки;
· меры для развития инфраструктуры поддержки;
· иные меры, обеспечивающие реализацию заявленных законопроектом целей.
продолжение
--PAGE_BREAK--Глава 2. Система поддержки малого предпринимательства в Волгоградской области
2.1 Анализ состояния и развития малого предпринимательства в Волгоградской области
О развитии малого предпринимательства Волгоградской области свидетельствует увеличение количества работающих на предприятиях этого сектора экономики за прошедший период.
Количество малых предприятий в Волгоградской области стабильно растет и составило в 2009 году порядка 29 тысяч единиц (рис. 2.1.).
Рис. 2.1. Численность малых предприятий Волгоградской области
Численность крестьянских (фермерских) хозяйств составляет 15,7 тысяч хозяйств.
Таблица 2.1 – Динамика занятых работников на малых предприятиях Волгоградской области в 2004 – 2009 гг.
Годы
Количество работников, тыс. чел
Абсолютное изменение к прошлому году (+/-), тыс. чел.
Относительное изменение к прошлому году (+/-), %
2004
191
-
-
2005
181,3
-9,7
-5
2006
163,2
-18,1
-9,9
2007
163
-0,2
-0,1
2008
172
+9
+5,5
2009
175,1
+3,1
+1,8
Количество занятых на малых предприятиях постоянно возрастает, по сравнению с прошлым периодом, оно увеличилось на 1,8% и составило 175,1 тыс. человек. При этом, доля занятых в общем количестве работающих также постоянно растет и составляет 14,5% (рис. 2.2).
Рис. 2.2. Количество постоянно занятых работников на малых предприятиях Волгоградской области
На условиях вторичной занятости было привлечено в малый бизнес 19,6 тыс. человек, что почти на 13 процентов превышает данные за прошлый год.
Средняя заработная плата на малых предприятиях имеет тенденцию к увеличению, в 2009 г. этот показатель составляет 9,3 тыс. руб.
За 2009 год малыми предприятиями области произведено продукции на 64,2 млрд. руб., что на 34% превышает соответствующий показатель предыдущего года. Это составляет пятую часть всех произведенных товаров, работ и услуг по области. На долю малых предприятий приходится 42,2 % областного объема подрядных работ, 61,2 % оборота оптовой торговли и 33 % оборота розничной торговли.
Инвестиции в основной капитал в целом по малым предприятиям составили 10,6 % от общего объема инвестиций, использованных на развитие экономики области, или 4592,4 млн. рублей (табл. 2.2, рис. 2.3).
Таблица 2.2 – Инвестиции в основной капитал на малых предприятиях Волгоградской области в 2004 – 2009 гг.
Годы
Сумма млрд. руб.
Абсолютное изменение к прошлому году (+/-), млрд. руб.
Относительное изменение к прошлому году (+/-), %
2004
1,1
-
-
2005
1,6
+0,5
+45,5
2006
2,2
+0,6
+37,5
2007
3,2
+1
+45,5
2008
3,3
+0,1
+3,1
2009
4,6
+1,3
+39,4
Рис. 2.3. Инвестиции в основной капитал на малых предприятиях области (млрд. руб.)
В 2009 году на развитие производственной базы и социальной сферы области обследованными малыми предприятиями всех отраслей экономики использовано 4592,4 млн. рублей инвестиций в основной капитал, что составило более 10 процентов от общего объема инвестиций в основной капитал по полному кругу предприятий.
Столь высокий удельный вес инвестиций малых предприятий в общем объеме региональных инвестиций в основной капитал в целом по области объясняется активным участием субъектов малого бизнеса в жилищном строительстве и в реализации крупных инвестиционных проектов.
Территориальная структура инвестиций в основной капитал малых предприятий, по данным обследования, сложилась следующим образом: в городах, объем инвестиций составил 88 процентов от областных инвестиций освоенных малыми предприятиями. Инвестиции в основной капитал у субъектов малого предпринимательства, осуществляющих инвестиционную деятельность на селе – 12 процентов соответственно.
В течение последних лет изменялась видовая структура инвестиций в основной капитал. За последние 3 года инвестиционный приоритет малого бизнеса сместился в сторону строительства, было привлечено боле 30 процентов, это почти в 2 раза больше, чем в 2004 году.
Более существенный рост отмечен в отрасли «Связь», в которой инвестиции уже к 2008 году возросли в 12 раз, что в основном связано с интенсивным развитием телекоммуникационных и мобильных сотовых систем. Определенный рост инвестиций в основной капитал отмечается у малых предприятий торговли и общественного питания (на 6,5 процентных пункта) и транспорта (на 46,7 процентных пункта).
В видовой структуре инвестиций в основной капитал около половины (1466,7 млн. рублей) составляют инвестиции в машины, оборудование и транспортные средства. Значительные объемы инвестиций, направленные на модернизацию устаревшего оборудования и приобретение нового. На строительство зданий (кроме жилых) и сооружений в 2008 году малыми предприятиями использовано 901,9 млн. рублей (или 27,0%).
Жилищное строительство является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Волгоградской области, которому в последнее время уделяется особое внимание. В области всеми субъектами, участвующими в строительстве жилья (крупными, средними, малыми предприятиями, индивидуальными предпринимателями и населением), введено 1068,3 тыс. кв. метров жилья, инвестиции в жилища составили 6478,1 млн. рублей. Около 14 процентов (888,2 млн. рублей) областных инвестиций и 10 процентов (108,9 тыс. кв. метров) от общего объема введенного жилья по области приходится на долю малых предприятий.
Рис. 2.4.Источники инвестиций крупных, средних и малых предприятий, %
Основными привлеченными источниками инвестиций в основной капитал у малых предприятий выступали кредиты банков и заемные средства других организаций.
В наибольшей степени эти средства, как источник инвестирования, использовали предприятия торговли и общественного питания, а также заготовительной отрасли. На их долю приходится 30,2 процента и 29,9 процента, соответственно, от общего объема кредитных и заемных средств малых предприятий, используемых на инвестиционные цели.
Помимо кредитов банков и заемных средств других предприятий и организаций, малые предприятия активно привлекают средства населения. Это, как правило, характерно для малых строительных организаций, которые на условиях долевого участия используют средства населения на жилищное строительство.
Как показало обследование, бюджетные средства в основном привлекались крупными и средними предприятиями, у малых предприятий доля бюджетных средств составила лишь 2,4 процента.
По данным статистики выделяют следующие основные проблемы пути привлечения инвестиций (рис. 2.5).
В целом, малые предприятия Волгоградской области обладают серьезным инвестиционным потенциалом.
Так, с каждым годом увеличивается доля малых предприятий в общем объеме региональных инвестиций в основной капитал: в 2005 году она составляла 3,7 процента, в 2006 году – 5,4 процента, в 2007 году – 7 процентов, в 2008 году – 9,2 процента, в 2009 году – 10,6 процента.
Рис. 2.5. Основные проблемы привлечения инвестиций
Участие малых предприятий в реализации областных инвестиционных проектах, достойная конкуренция крупным и средним предприятиям на рынке жилищного строительства, где они прочно заняли свою «нишу» в этом сегменте строительства, активное привлечение малыми предприятиями инвестиций в успешно развивающуюся в настоящее время отрасль «Связь», и другие факторы, позволили малым предприятиям области значительно увеличить объемы инвестиций в основной капитал.
2.2 Проблемы, сдерживающие развитие предпринимательства
в Волгоградской области
В 2008-2009 годах регулярно проводились социологические опросы предпринимателей.
Проблемы, возникающие у предпринимателя в период становления бизнеса, можно разделить на 7 основных направлений, сформированных в виде вариантов ответа на вопрос: «С какими проблемами Вам пришлось столкнуться при организации своего дела?» (рис. 2.6).
1. Длительный процесс регистрации предприятия.
2. Отсутствие консультационной и информационной поддержки.
3. Отсутствие информации о реальных потребностях регионального рынка.
4. Отсутствие первоначального капитала.
5. Отсутствие производственных площадей.
6. Сложности в получении кредитных ресурсов.
7. Бюрократические барьеры при выдаче свидетельств, лицензий, заключений.
Начальным этапом создания бизнеса является регистрация предприятия. В настоящее время процедура регистрации фирм упрощенна, но все равно, — дело это хлопотное и длительное. Многие люди мечтают открыть собственный бизнес, но многих отпугивает – незнание законов, отсутствие первоначального капитала, трудности сбора документов. Брать в долг у знакомых или в кредит у банка многие боятся.
Анализ результатов опросов 2008 и 2009 годов показывает, что проблемы преодоления административных барьеров и отсутствие необходимой информационной поддержки стоят перед предпринимателями уже не так остро как в 2008 году (табл. 2.3, рис. 2.6).
Однако, проблемы отсутствия первоначального капитала, сложности в получении кредитных ресурсов и отсутствие производственных площадей остаются актуальными.
Таблица 2.3 – Результаты опроса предпринимателей в 2008 – 2009 гг., %
Проблема
2008 г.
2009 г.
Абсолютное изменение 2009 – 2008 гг.(+/-)
Длительный процесс регистрации предприятия.
27,2
19,9
-7,3
Отсутствие консультационной и информационной поддержки.
31,3
26,9
-4,4
Отсутствие информации о реальных потребностях регионального рынка.
17,7
12,1
-5,6
Отсутствие первоначального капитала.
29,6
30,4
+0,8
Отсутствие производственных площадей.
14,4
19,6
+5,2
Сложности в получении кредитных ресурсов.
24,6
27,6
+3
Бюрократические барьеры при выдаче свидетельств, лицензий, заключений.
39,5
27,8
-11,7
В разрезе отраслей ситуация складывается следующим образом. У руководителей малых промышленных предприятий, по итогам обследования, обеспокоенность по поводу «отсутствия первоначального капитала» (30,2%) и «сложности в получении кредитных ресурсов» (27,5%) выражена выше, чем в среднем по области.
Рис. 2.6. Проблемы при организации своего дела в 2008, 2009 г.
По прежнему сельские районы области в большей мере ограничены в доступе к различного рода информации. Так, у руководителей сельскохозяйственных предприятий области более выражена такая проблема как «отсутствие консультационной и информационной поддержки» (32,5%). Вместе с тем, наиболее актуальной проблемой для субъектов малого бизнеса в сельском хозяйстве, по мнению респондентов, стали «сложности с получением кредитных ресурсов» (почти 40%).
В общей структуре ответов у респондентов, реализующих свой коммерческий интерес в сфере строительства, торговли и общественного питания весомее обозначены проблемы, связанные с наличием «административных барьеров» — 39,2 и 44,0 процента, соответственно.
По итогам опроса в 2009 году увеличилось количество предпринимателей, которые не видят особых проблем в перспективе развития своего бизнеса, это 6 процентов руководителей, в 2008 году – этот показатель составил 3,1%.
Такие проблемы как «рост цен на топливо, энергию, транспортные услуги, сырье», «нестабильная налоговая политика» в 2009 году хотя и занимают первые места в перечне проблем, но уже не стоят так остро перед предпринимателями как в 2008 году, процент респондентов, поставивших эти проблемы на первый план в 2009 году снизился.
Более трети (37,5%) респондентов допускают возникновение проблем в бизнесе вследствие «высокой конкуренции со стороны других предприятий» и 32,7 процента в связи с «увеличением размера арендной платы за землю, помещение».
Несколько в меньшей степени волнует руководителей предприятий «неплатежеспособность заказчика» (13,5%) и существующий «износ основных фондов» (11,1%).
Помимо этого, в обследование были включены вопросы: «Как Вы считаете, необходима ли государственная поддержка субъектов малого предпринимательства?» и «На каком этапе развития бизнеса государственная поддержка больше всего необходима?».
Государственная поддержка малого бизнеса крайне необходима – так по-прежнему считает подавляющее большинство (93,6%) опрошенных руководителей и лишь 6,4 процента не нуждаются в поддержке.
По сравнению с 2008 годом намного снизился процент респондентов, которые в качестве основных мер государственного регулирования видят пересмотр государством количества налогов (35,4% опрошенных) и снижение размеров налоговых платежей (39,7%). При этом, увеличилось количество опрошенных, отдающих предпочтение таким видам поддержки как профессиональная подготовка кадров, обеспечение информацией.
Рис. 2.7. Необходимость государственной поддержки субъектов малого предпринимательства в 2008, 2009 г.
Руководители сельскохозяйственных предприятий активнее поддерживают «субсидирование процентной ставки» и «бюджетное кредитование». За данный вид государственной поддержки субъектов малого предпринимательства высказались 26,3 и 36,3 процента руководителей, что существенно выше среднеобластных данных (на 16,8 и 19,4 процентного пункта).
Рис. 2.8. Приоритетные виды для развития бизнеса в 2008, 2009 гг.
Почти треть (28%) опрошенных руководителей строительных организаций считают, что наиболее приоритетным видом господдержки является «участие в выполнении государственного и муниципального заказов».
Для определения уровня административных барьеров был проведен социологический опрос предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в сфере малого бизнеса.
Предпринимателям был задан вопрос о частоте и периодичности проверок. В результате необходимо отметить, что по сравнению с прошлым годом произошло некоторое снижение количества проверок. Так:
— реже одного раза в месяц проверяют 53,2% предприятий (58% в прошлом году);
— один-два раза в месяц 28,5% (26% в прошлом году);
— чаще пяти раз в месяц, проверки проводились у 6,1% предпринимателей (16% в прошлом году).
По-прежнему чаще всего проверкам подвергаются предприятия розничной торговли и общественного питания.
По сравнению с прошлым годом резко увеличился показатель наличия у предприятий малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей журнала учета мероприятий по контролю. У 92,3% предпринимателей такой журнал есть, тогда, как в прошлом году такой журнал имелся лишь у 59% респондентов.
По сравнению с прошлым годом видны положительные изменения в действиях предпринимателей в случаях, когда в ходе проверок выявляются какие-либо нарушения.
Так, на 21,5% снизилось количество респондентов, которые в случае выявления нарушения предлагают проверяющим деньги или услуги; на 3,8% уменьшилось количество тех, кто соглашается даже с необоснованными претензиями контролирующих органов. Количество экспертов, отстаивающих свои права в законном порядке, увеличилось по сравнению с прошлым годом на 9,5%.
Основным негативным фактором взаимоотношений с представителями контролирующих организаций, по мнению респондентов (79,1%), является продолжительность проверок, затрудняющая возможность заниматься делами бизнеса. Также, по мнению 18,1% опрошенных, существует такая проблема, как незнание предпринимателями нормативно-правовой базы, регламентирующей проведение проверок. Что касается объективности проверок, то 7,1% респондентов считают, что результаты проверок «объективны всегда», а 71,4% — «не всегда, но часто». То, что результаты проверок бывают «объективны редко» считают 20% опрошенных предпринимателей.
2.3 Меры государственной поддержки малого предпринимательства в
Волгоградской области
В целях наполнения регионального рынка товарами и услугами малых предприятий области, увеличения вклада малого бизнеса в формирование валового регионального продукта, формирования благоприятного правового и инвестиционного климата для развития предпринимательской инициативы и инвестиционной активности малых предприятий применяется программно-целевой подход в реализации основных направлений государственной политики в данной сфере.
Разработана и действует программа развития малого предпринимательства в Волгоградской области на 2009-2011 годы. Программа включает мероприятия финансового, информационного, образовательного обеспечения субъектов малого бизнеса, мероприятия, направленные на устранение административных, нормативно-правовых и организационных барьеров на пути развития бизнеса.
Финансовая поддержка малого бизнеса в области реализуется по следующим направлениям:
- долгосрочные кредиты банков;
- краткосрочные займы банков и кредитных кооперативов;
- бюджетные кредиты муниципальных образований области;
- кредиты из реинвестированных средств угольного транша;
- гарантии Администрации области и администраций муниципальных образований;
- субсидирование процентной ставки по привлеченным кредитам и займам;
- субсидии на компенсацию части затрат приобретенных основных средств субъектам малого бизнеса приоритетных отраслей экономики;
- субсидии на организацию собственного дела;
- лизинг оборудования.
Активно развивается программа микрофинансирования через систему фондов поддержки малого предпринимательства.
Из средств областного бюджета выделялись субсидии на компенсацию процентной ставки по привлеченным кредитам 38 субъектам малого бизнеса из 13 муниципальных образований области на общую сумму 7,6 млн. руб. Всего данными субъектами малого предпринимательства было привлечено кредитных ресурсов на общую сумму 170,5 млн. руб. Из утвержденных проектов — 1 проект крестьянского (фермерского) хозяйства области, 7 проектов предпринимателей без образования юридического лица, остальные – малых предприятий области.
Благодаря такой форме финансирования как субсидирование процентной ставки в области стало укрепляться сотрудничество с банками в части оказания помощи субъектам предпринимательской деятельности.
В дополнение к банковскому кредитованию в области развивается система кредитной кооперации, ориентированная на пайщиков с более низким уровнем дохода и предъявляющая более упрощенные требования к залоговому обеспечению займов за счет реализации принципа коллективной ответственности пайщиков.
При этом, благодаря развитию кредитной кооперации, займы смогли получить не только субъекты малого бизнеса, в том числе КФХ, но и личные подсобные хозяйства.
Всего по области муниципальное имущество общей площадью около 280 тыс.м2 находится в аренде у более чем 3,4 тыс. субъектов малого предпринимательства.
В Волгоградской области принято постановление, предусматривающее льготный коэффициент при расчете ставки по арендной плате за пользование областным имуществом для ряда субъектов малого бизнеса. На муниципальном уровне в ряде городов и районов также действуют постановления глав администраций, предусматривающие пониженную ставку арендной платы предпринимателям.
Помимо этого, при сдаче в аренду областного и федерального имущества субъектам малого бизнеса используется упрощенная процедура оформления документов, установленная Минимуществом РФ.
Кроме того, имущественная поддержка оказывалась объектам инфраструктуры поддержки малого бизнеса.
Научный потенциал Волгоградской области представляют более 300 организаций, выполняющих научно-исследовательские и конструкторские разработки. Более 400 образовательных учреждений, 10 инновационно-технолгических центров, бизнес-инкубаторов и технопарков – вот неполный список научно-технического потенциала, позволяющего объединить все формы и методы поддержки малого и среднего бизнеса в инновационном и венчурном секторе.
Информационная поддержка оказывалась по следующим направлениям:
- проведение семинаров, круглых столов и конференций;
- проведение выставок-ярмарок;
- разработка и издание методической, информационной и методологической литературы;
- информирование посредством СМИ и сети Интернет.
В целях повышения образовательного уровня представителей малого бизнеса в 2009 г. были разработаны и опубликованы за счет средств областного бюджета сборники и методические пособия по применению действующего законодательства и другим вопросам, которые бесплатно распространяются среди предпринимателей.
Также информация о развитии малого бизнеса и проводимых мероприятиях регулярно размещается на сайтах Администрации области, министерства экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей области, Волгоградского регионального Агентства поддержки малого и среднего бизнеса и других объектов инфраструктуры.
Согласно социологическому опросу, количество предпринимателей, назвавших в числе приоритетных видов государственной поддержки малого бизнеса проведение семинаров, курсов повышения квалификации, профессиональных знаний, увеличилось в 2009 году на 8%.
В целях удовлетворения данных потребностей, подготовки нового поколения профессиональных кадров для сферы малого бизнеса и повышения образовательного уровня предпринимателей в Волгоградской области впервые была разработана и утверждена постановлением Администрации области Губернаторская программа подготовки управленческих кадров для малого бизнеса.
На сегодняшний день в рамках программы обучается 34 слушателя без отрыва от производства, из которых 20 специалистов и руководителей малых предприятий по результатам конкурсного отбора обучаются на льготной основе.
Посещаемость занятий составляла 75-80%, по итогам аттестации 74 % слушателей получили хорошие и отличные оценки.
В 27 учреждениях начального профессионального образования области в рамках рабочих учебных планов подготовки кадров по различным профессиям реализуются обучающие программы по основам предпринимательской деятельности.
Ежегодно проводимые социологические опросы предпринимателей говорят о том, что острота проблемы из-за отсутствия информационно-консультационной поддержки в 2009 году по сравнению с 2008 годом снижена на 5%, однако 27% участников опроса нуждается в ее разрешении. Особенно это актуально для предпринимателей из отдаленных районов области.
В целях решения данной проблемы в Волгоградской области ежегодно расширяется сеть объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, в том числе благодаря выделению средств областного бюджета на эти цели.
Но не только растет число объектов инфраструктуры. Серьезное внимание уделяется количеству и качеству предоставляемых ими услуг. Они оказывают услуги по регистрации предприятий различных организационно-правовых форм, представлению интересов предпринимателей в судебных инстанциях различных уровней, по оказанию помощи предпринимателям в оформлении, переоформлении лицензий, внедряет комплексный аудит и услуги по бухгалтерскому сопровождению деятельности.
Для повышения профессионального уровня предпринимателей регулярно проводятся семинары, «круглые столы», конференции, разрабатываются и издаются методические, справочные, аналитические материалы по вопросам, связанным с осуществлением предпринимательской деятельности.
Кроме того, агентства являются связующим звеном между субъектами малого предпринимательства и органами местного самоуправления. Сталкиваясь с проблемами ведения бизнеса, агентства активно участвуют в разработке и реализации мероприятий областной и муниципальных программ развития малого предпринимательства.
Основные виды услуг, которые предоставляются субъектам малого предпринимательства, включают в себя:
— предоставление в аренду производственных площадей, и оборудования;
— оказание офисных услуг;
— консультационные услуги;
— обучение предпринимателей;
— разработка обоснований инвестиций и бизнес-планов;
— продвижение производимой продукции, путем участия в выставочно-ярмарочных мероприятиях.
Однако на сегодняшний день не охвачены работой объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса 18 муниципальных образований области, работа в этом направлении ведется.
Согласно результатам опроса по проблемам и перспективам развития малого предприятия, по сравнению с 2008 годом, в 2009 году на 11,7% снизилась напряженность, связанная с наличием административных барьеров на пути развития предпринимательства, однако по-прежнему 27,8 % опрошенных предпринимателей называют это основной проблемой, препятствующей их развитию.
Анализируя результаты мониторинга и соцопросов, министерство экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей области совместно с другими исполнителями областной Программы развития малого предпринимательства постоянно проводит работу по снижению излишнего администрирования. Так проверки уже не занимают первые места в рейтинге административных барьеров.
Таким образом, количество малых предприятий Волгоградской области постоянно растет. Малые предприятия Волгоградской области обладают серьезным инвестиционным потенциалом. Участие малых предприятий в реализации областных инвестиционных проектах, достойная конкуренция крупным и средним предприятиям.
В Волгоградской области в целях наполнения регионального рынка товарами и услугами малых предприятий области, увеличения вклада малого бизнеса в формирование валового регионального продукта, формирования благоприятного правового и инвестиционного климата для развития предпринимательской инициативы и инвестиционной активности малых предприятий применяется программно-целевой подход в реализации основных направлений государственной политики в данной сфере.
Разработана и действует программа развития малого предпринимательства в Волгоградской области на 2009-2011 годы. Программа включает мероприятия финансового, информационного, образовательного обеспечения субъектов малого бизнеса, мероприятия, направленные на устранение административных, нормативно-правовых и организационных барьеров на пути развития бизнеса.
продолжение
--PAGE_BREAK--
Глава 3. Перспективы развития системы поддержки малого предпринимательства в Волгоградской области
3.1 Зарубежный опыт поддержки малого предпринимательства
Уровень развития малого бизнеса напрямую определяет степень развития экономики государства в целом. Достаточно упомянуть, что на 1000 российских граждан приходится примерно около 6 предпринимателей, в то время как в странах — членах ЕС не менее 30. В России доля малых фирм в общем числе всех предприятий составляет только лишь 30%, в странах ЕС предприятия малого бизнеса составляют около 90% от общего числа предприятий.
Рассмотрим опыт поддержки малого бизнеса на примере некоторых стран.
Малый бизнес в Европесоставляет основу социально-экономического развития ЕС. В Евросоюзе насчитывается свыше 20 миллионов предприятий малого и среднего бизнеса, которые дают более половины общего оборота и добавленной стоимости. Число занятого населения в малом бизнесе Европы составляет порядка 70%. Наибольшее количество малых предприятий создано в торговле, строительстве и пищевой промышленности.
Малый бизнес в Европе стимулирует развитие конкуренции, «вынуждает» крупные компании внедрять новые технологии и улучшать эффективность производства, эффективность всей экономики ЕС напрямую зависит от успешной деятельности малого и среднего бизнеса. Поэтому, в рамках Евросоюза осуществляется политика поддержки малого предпринимательства, главная цель которой – сбалансирование интересов государства и бизнеса, обеспечение оптимальных условий для предпринимательской деятельности, увеличения конкурентоспособности малого бизнеса.
Основные цели регулирования и поддержки малого бизнеса в Европе:
· укрепление единого внутреннего рынка ЕС;
· устранение административных барьеров;
· унификация законодательной базы, усиление взаимодействия стран ЕС для более глубокого экономического сотрудничества.
Уникальная система регулирования и поддержки малого бизнеса в Европе начала складываться в 70-х годах прошлого столетия. Чтобы максимально стимулировать малое и среднее предпринимательство, в Европе были приняты меры, чтобы устранить административные препятствия для малого бизнеса. Первым делом были внесены изменения, касающиеся налога на добавленную стоимость, корректировки условий финансирования и изменения в социальную политику государств.
Кроме того, была разработана Европейская хартия для малого бизнеса Европы. В данном документе правительства европейских стран признали значительный потенциал малых предприятий и подчеркнули важность создания благоприятных условий для повторных попыток создания собственного бизнеса, даже если прежние попытки предпринимателя были не очень удачными. Положения Европейской хартии были учтены в Многолетней программе, и в первый же год было запущено 11 проектов по их внедрению.
Государственное регулирование малого бизнеса в Европе осуществляется путём законодательства, разработки и реализации целевых программ финансового, технологического, информационного и кадрового содействия развитию малого и среднего предпринимательства. Для стимулирования развития малого бизнеса были разработаны новые юридические модели (Европейская акционерная компания, Европейский пул экономических интересов), которые позволяют малым предприятиям из разных стран, вступающим в деловые отношения, эффективно решать проблемы разногласий правовых систем различных государств.
Политика поддержки малого бизнеса в Европе осуществляется через деятельность государств и через специальные программы, которые реализуются под эгидой Евросоюза. Финансирование мероприятий по поддержке малого бизнеса осуществляется из Структурных фондов Евросоюза, таких как Фонд регионального развития, Социальный фонд.
К кризисным условиям малый бизнес в Европе адаптировался наиболее эффективно, имея возможность маневрировать на рынке. Малые предприятия достаточно оперативно стали занимать ниши, неинтересные крупным предприятиям, что в значительной степени помогает европейским странам преодолевать стагнационные явления в экономической сфере.
Правительство Китая большую роль отводит развитию малого предпринимательства в экономике страны. Именно благодаря малым предприятиям создается большое количество новых рабочих мест. Однако малому предпринимательству в Китае все же необходима дополнительная поддержка государства, привлечение инвестиций и расширение кредитных программ для развития бизнеса. Понимая это, власти Китая стараются различными способами содействовать экономическому росту малого предпринимательства, совершенствуя, к примеру, законодательные акты, направленные на регулирование экономики и налогообложения субъектов малого предпринимательства.
На сегодняшний день малое предпринимательство в Китае действует в соответствии с Законом «О стимулировании развития малого и среднего предпринимательства», принятого в 2002 году, предусматривающего одинаковые возможности для малых предприятий по поводу кредитования, инвестирования, совершенствования производства, внедрения новых наукоемких технологий в экономику Китая.
В Китае активно функционируют государственные фонды по поддержке и развитию деятельности малого и среднего предпринимательства. Их основная направленность заключается в обеспечении гарантийными обязательствами и залоговым обеспечением малые предприятия с целью получения банковских кредитных средств на развитие бизнеса. С этой целью Коммунистическая партия Китая разработала и утвердила положение о создании «Государственного фонда развития малого и среднего предпринимательства», который был финансирован за счет бюджетных средств страны. Данный фонд способствует защите интересов субъектов малого предпринимательства по сравнению с субъектами крупного бизнеса во всех экономических направлениях и обеспечивает для малого предпринимательства определенные налоговые льготы и дополнительное финансирование.
Программы развития Китайской экономики предусматривают экономический рост государства и улучшение деятельности народного хозяйства за счет общего развития экономики страны, как со стороны крупного, так и малого и среднего предпринимательства. Правительство утвердило программы, направленные на совершенствование китайской экономики сроком до 2020-2050 годов. Одна из данных программ была принятая в 2003 году и направлена на социально-экономическое развитие Китая до 2020 года, а к 2050 году полное усовершенствование и перестройку всех отраслей экономики страны.
Начиная с 2003 года, в Китае произошло стремительное развитие малого предпринимательства, увеличение рентабельности предприятий, рост налоговых поступлений в бюджет государства. Такое развитие было обеспечено в основном за счет увеличения числа субъектов малого предпринимательства.
По данным Государственного комитета статистики КНР: в 2005 году в Китае функционировало 3 млн. малых предприятий и около 30 млн. предпринимателей. Поэтому малое предпринимательство составляет подавляющее большинство в общем количестве предприятий Китая. Ведь именно на малых предприятиях занято около 60% трудоспособного населения страны.
Малое предпринимательство Китая можно назвать научным двигателем страны, благодаря тому, что малые предприятия производят наибольшее количество инновационной продукции и технических изобретений. Большая часть производимой в стране продукции, предоставляемая на экспорт, произведена именно малыми предприятиями.
Поддержкой малого предпринимательства в КНР занимается Китайский центр по координации и кооперации бизнеса, основная задача которого заключается в создании специальных условий для сотрудничества китайских и зарубежных организаций по поддержке малого бизнеса.
Еще одним важным органом, содействующим развитию экономики Китая, является государственная информационная служба CSMEO, которая была создана в 2001 году. Эта служба занимается предоставлением услуг по информационному консультированию населения и предпринимателей в вопросах деятельности малого и среднего предпринимательства через свой Интернет-сайт. Сеть CSMEO охватывает все регионы Китая, что дает возможность своевременно информировать население о состоянии рынка труда, изменениях действующего законодательства, последних достижениях в области науки и технологических изобретениях, о развитии и состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства.
Благодаря успешному развитию Японии в послевоенные годы в области технических достижений и экономического роста, страна вошла в тройку наиболее развитых стран мира. Этому способствовала огромная государственная поддержка малого предпринимательства. Доля малого предпринимательства в экономике Японии составляет около 40%, несмотря на наличие в стране огромного количества научных компаний и крупных концернов, занимающихся производством автомобилей, аудио и видеотехники и другой технической продукции. Следует заметить, что изготовлением наукоемкой продукции и разработкой инновационных технологий в Японии занимаются только крупные организации, а малое предпринимательство страны сосредоточено в области строительства, легкой промышленности и сферы услуг. Поэтому экономическая политика Японии направлена на развитие технического и наукоемкого производства в малом предпринимательстве.
Законодательные акты по регулированию предпринимательской деятельности, принимаемые правительством Японии, выделяют статус предприятий малого бизнеса и устанавливают размер льгот для них в соответствии с видом деятельности. Большое количество законодательных актов регулирует антимонопольную деятельность в Японии.
Законодательство Японии проводит жесткое регулирование рыночной стоимости выпускаемой продукции, вводя ограничения на размер ее повышения/понижения. В случае выявления неподтвержденных скидок либо при наличии спекулятивных цен, субъекты малого предпринимательства лишаются права осуществления своей деятельности. Данные действия распространяются на все предприятия. Развитие рыночных механизмов позволяют Правительству Японии контролировать неподтвержденный рост цен и возникновение инфляции. Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что в Японии существуют хорошие условия для развития малого предпринимательства.
Регулированием деятельности малого предпринимательства в Японии занимается Управление малых предприятий, которое подчиняется Министерству внешней торговли и промышленности Японии. Управление малых предприятий занимается контролем выполнения антимонопольного законодательства, обеспечением государственной защиты интересов малого предпринимательства страны, ограничение контроля владельцев бизнеса, определением ответственности заказчиков и исполнителей при заключении между ними договорных соглашений.
С целью облегчения процедур получения кредитов субъектами малого предпринимательства и правительством Японии была создана Корпорация страхования малого и среднего предпринимательства и ассоциации по гарантированию кредитов подобно созданию Государственных фондов для развития и поддержки малого предпринимательства Китая, США и других стран.
Правительство Японии на всех уровнях власти выделяют субсидии на всех этапах развития субъектов малого предпринимательства, которые принимают активное участие в развитии наукоемкой и высокотехнологичной промышленности. Государство выделяет для них займы и оказывает помощь в получении кредитов путем предоставления поручительств и иных способов кредитных гарантий. Вместе с тем при государственной поддержке осуществляется обучение специалистов в специально созданных центрах и предоставляется квалифицированное консультирование предпринимателей.
К основным целям, на которые предоставляются субсидии, кредиты на специальных льготных условиях и займы относятся:
· усовершенствование и модернизация производства предприятий наукоемкой отрасли;
· внедрение разработанных совместно с научными заведениями инновационных технологий;
· содействие развитию легкой и пищевой промышленности;
· разработка и внедрение новых видов продукции;
· создание и развитие новых субъектов малого предпринимательства в регионах Японии с плохо развитым уровнем промышленности.
Малое предпринимательство в США начало развиваться со времен Великой Депрессии, благодаря чему уровень его развития неизменно растет. Многие программы, разрабатываемые в настоящее время во многих странах, в США были введены с 1932 года. В то время правительство обеспечивало субсидиями субъекты малого предпринимательства, которые понесли убытки в результате войны. Благодаря функционированию малых предприятий создавались рабочие места, что подтверждало социальную значимость предпринимательства.
В 1953 году в США было создано Федеральное агентство – Администрация по делам малого бизнеса США, защищающая интересы малого предпринимательства на уровне государства и в наши дни. Все крупные города имеют отделения этой организации, благодаря чему происходит распространение поддержки малого предпринимательства во всех штатах. Администрация по делам малого бизнеса и ее филиалы выполняют следующие функции:
· содействие в кредитовании малого предпринимательства с целью развития бизнеса;
· обеспечение технической и информационной поддержки малого предпринимательства в США; предоставление гарантий для кредитования предпринимательства;
· предоставление субсидий и выдача кредитов субъектам малого предпринимательства с помощью собственных средств.
США строго регулируют критерии определения малого предпринимательства, которые связаны с направлением деятельности предпринимателей. Они зависят от численности рабочих на предприятии, а также от величины дохода и оборота средств.
С целью соответствия законодательным нормам предпринимателей был организован Адвокатский отдел, отстаивающий интересы предпринимательства в суде и в Конгрессе. Правительство США придает большое значение малому предпринимательству при развитии экономики. Многие члены Правления считают, что малое предпринимательство способствует оздоровлению экономики всей страны.
Здесь мы видим основное отличие развития малого предпринимательства в США от нашей страны. В России Правительство начало придавать значение малому предпринимательству в течение последнего времени, поэтому предприниматели самостоятельно развиваются и разрабатывают различные схемы для снижения величины налогов.
В США малое предпринимательство всегда играло важную роль в развитии экономики и имело значительную поддержку государства. Опыт США в развитии малого предпринимательства имеет большое значение, поскольку разработанные Правительством страны программы поддержки малого предпринимательства доказали свою правильность и предусмотрены способы их реализации.
Развитие малого бизнеса на Западе идет более быстрыми темпами, поскольку национальные власти придают большое значение предприятиям малого бизнеса и оказывают им поддержку на федеральном уровне. Малый бизнесв развитых странах в настоящее время представляет собой средний класс, который служит базой для стабильного развития экономики. Даже бывшие развивающиеся страны именно с развитием малого, среднего бизнеса совершили большой экономический рывок (Тайвань, Сингапур, Индонезия и т.д.). Если проследить темпы развития малых предприятий в этих странах, то видна зависимость развития всей экономики в целом.
3.2 Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России
Проблемы малого бизнеса одновременно схожи и несхожи в разных странах. Например, кредитование только открывающегося предприятия является проблемой для малого бизнеса во многих странах, однако в России есть и свои нюансы.
По опыту развитых стран можно судить, что развитие малого бизнеса является одним из условий развития рыночной экономики в целом. Практически во всех странах правительство озабочено проблемами малого бизнеса и разрабатывает государственные программы поддержки малого предпринимательства. Сюда входя и льготное кредитование, и строгое соблюдение антимонопольного законодательства, и меры защиты от недобросовестной конкуренции. Забота и решение проблем малого бизнеса со стороны государства не вызывает вопросов о целесообразности. Малый бизнес работает в тех видах деятельности, где деятельность крупных предприятий невыгодна или даже невозможна. Малый бизнес заполняет эти лакуны в товарах и услугах для населения. Малые предприятия более мобильны, имеют сравнительно более высокую оборачиваемость капитала, что на руку государству. В малом бизнесе чаще всего созревают новые бизнес-идеи и инновации. Важно и то, что малые предприятия имеют довольно узкий рынок сбыта, а значит, не могут существенно влиять на цены.
Эти факторы способствуют тому, что государства развитых стран активно изучают проблемы малого бизнеса и стараются ему помочь. Однако в России ситуация вокруг малого бизнеса складывается пока не слишком радужно. В США доля малых предприятий составляет 97%, в России же всего 28%.
На федеральном уровне власти часто заявляют о приоритете и важности малого предпринимательства и необходимости его всесторонней поддержки. На деле проблемы малого бизнеса мало кого интересуют. На местном уровне малым и средним предприятиям чиновники часто вставляют палки в колеса и тормозят их развитие. Не поправил положения и новый закон 2008 года о поддержке субъектов малого и среднего бизнеса. Он не предусматривает специальные льготы по кредитованию малого бизнеса, и вопросами предоставления льготных кредитов сейчас занимаются местные органы власти и банковские структуры.
В условиях кризиса банки резко сократили кредитование малого бизнеса, хотя и не полностью его остановили. Льготное кредитование есть, но в каждом регионе оно идет разными темпами и на разных условиях. Также несогласованно происходит и предоставление малому бизнесу помещений, возможность которого предусматривает ФЗ № 209. Нормы этого закона, красивые на бумаге, на деле работают далеко не всегда. Таким образом, проблемы малого бизнеса государство пока не очень волнуют, а развитие малого предпринимательства остается в руках самих предпринимателей.
Многие предприниматели считают, что в современных условиях малый бизнес развивать достаточно сложно. Мировой финансовый кризис отразился в той или иной степени на всех сферах экономики, у людей снизились доходы и, как следствие, уменьшился спрос на товары и предлагаемые услуги. Малым предприятиям приходится прилагать большие усилия, чтобы «остаться на плаву» и получать доходы от своей деятельности.
Правительство Российской Федерации объявило о том, что намерено всячески поддерживать малый бизнес с помощью новых законов, кредитных программ, субсидий и льгот. Но ощущают ли эту поддержку сами предприниматели? Как они намерены строить свой бизнес в непростых условиях, и какими видят перспективы малого бизнеса?
Согласно высказываниям экспертов, представители малого предпринимательства оценивают сложившуюся в экономике ситуацию пессимистично, но большинство всё же настроены продолжать своё дело, и считают, что перспективы малого бизнеса весьма оптимистичны.
К сожалению, многие предприниматели говорят о том, что не верят в поддержку государства и рассчитывают на собственные силы и ресурсы. На самом же деле, поддержка есть, и она достаточно ощутима.
В этом году на софинансирование программ поддержки малого предпринимательства планируется выделить 10,5 млрд. рублей, и регионы уже получили более 7 млрд. рублей из федерального бюджета. Размер федеральной поддержки для большинства регионов составил 70%, а для некоторых регионов – 80%. Финансирование по заявкам регионов (по данным Минэкономразвития РФ) в 2009 году составило 24 млрд. руб. Правительство уделяет большое внимание программам микрофинансирования, выдаче грантов.
Программа кредитования малого и среднего бизнеса Внешэкономбанком вызвала большой интерес у других кредитных организаций. Сейчас уже 75 банков подали заявки на участие в этой программе, а общий объём заявок составил более 12 млрд. руб. Банки будут получать средства на кредитование малого бизнеса под 10,5-10,7 %, а предприниматели будут платить за пользование кредитными ресурсами несколько больше (предполагается, что 13-14%).
В июле также вступил в силу новый Федеральный Закон, отменяющий использование контрольно-кассовых аппаратов для представителей малого бизнеса, уплачивающих единый налог на вменённый доход, что будет способствовать снижению издержек для предпринимателей. Стоит отметить, что предпринимателям, чья деятельность связана с продажей алкогольной продукции с содержанием этилового спирта в розницу в размере более 15% готовой продукции, не нужно торопиться избавляться от ККМ, так как новый закон имеет противоречия с Законом № 171–ФЗ. Вероятно, что скоро появятся разъяснения по этому вопросу.
В этом году были подписаны и иные законодательные, и нормативные акты, касающиеся аренды, госзаказов, проверок малого бизнеса, и другие.
Все эти действия со стороны государства показывают, что Программа поддержки малого предпринимательства действует, и государство прилагает достаточно сил для того, чтобы оказать максимальную помощь малому бизнесу.
Кризис не может продолжаться бесконечно, а признание значения малого предпринимательства в экономике России, поддержка государства (при активном участии самих предпринимателей) помогут многим успешно развивать своё дело, и перспективы малого бизнеса в России, действительно, можно назвать оптимистичными.
3.3 Основные направления развития системы поддержки малого бизнеса в Волгоградской области
Общие рекомендации, выработанные по результатам проведенного исследования, можно условно разделить на два блока – рекомендации, связанные с реализацией органами власти (областными и местными), во-первых, правоустанавливающих функций, во-вторых, регулятивных (правоприменительных) и контрольно-надзорных функций.
1. Рекомендации по совершенствованию нормативно-правовой базы.
Необходимо дальнейшее совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность на территории Волгоградской области, в целях стабилизации и повышения прозрачности регулирования, а также его упрощения и устранения неоправданных барьеров при общем соответствии логике нормативно-правового регулирования, заложенной на федеральном уровне.
2. Приоритетные направления политики, направленной на поддержку развития малого предпринимательства (в рамках реализации регулятивных функций):
— Устранение административных барьеров.
Работа по устранению административных барьеров должна сосредотачиваться на процедурах, где может быть достигнут максимальный эффект от усилий региональных властей. То есть, прежде всего, на процедурах, регулируемых преимущественно региональными нормативными актами. Второе направление – контроль со стороны региональных властей за деятельностью территориальных подразделений федеральных органов. В частности, контроль за ценообразованием на платные услуги таких органов (экспертизы, выдача справок и т.п.). Третье направление – содействие внедрению нового федерального законодательства, регулирующего административные процедуры, у себя в регионе. Необходимо также повышение эффективности мер, предпринимаемых органами власти Волгоградской области и местными органами власти, по снижению негативного влияния административных барьеров на развитие предпринимательства (на их полное устранение).
В части работы Комиссии по административным барьерам необходимо принятие следующих мер: увеличение частоты и более четкое соблюдение принципа периодичности заседаний; расширение представительства предпринимательского сообщества (секретариату Комиссии следует проводить политику привлечения к работе Комиссии максимально широкого круга представителей предпринимательского сообщества); устранение пересечений компетенции с Координационным советом по предпринимательству при губернаторе области; расширение сфер, затрагиваемых на заседании Комиссии, и углубление проблематики рассматриваемых вопросов.
Особое внимание следует обратить на следующее: многолетняя зарубежная практика борьбы с административными барьерами показывает, что необходимы не только механизмы, которые устраняли бы возникающие административные барьеры, но и механизмы, предотвращающие их появление.
В развитых странах для этого используется целый комплекс инструментов. В частности, одним из таких инструментов является процедура «оценки регулирующего воздействия». Оценка регулирующего воздействия (ОРВ) представляет собой механизм анализа воздействия с точки зрения затрат, выгод и риска любого предлагаемого нормативного акта, который так или иначе влияет на развитие предпринимательской деятельности и конкурентную среду.
Представляется целесообразным рассмотрение вопроса о реализации процедур ОРВ в отношении действующей и принимаемой нормативной базы на уровне региона. Возможным вариантом решения данной задачи может стать превращение Комиссии в постоянно действующий орган, вменив в обязанности рассмотрение всех проектов нормативных правовых актов области на предмет воздействия на условия ведения предпринимательской деятельности и условия конкуренции с привлечением широкого круга независимых представителей экспертного сообщества. Для этого необходимо разработать детальный перечень вопросов для заключения по ОРВ и принять нормативный акт, обязывающий реализовывать процедуру ОРВ для разрабатываемого акта, влияющего на условия ведения предпринимательской деятельности.
При этом заключение органа прилагать к проекту нормативного акта, вносимого в Областную думу или на подпись губернатору, т.е. заключение по ОРВ станет неотъемлемой частью пакета документов, представляемых к законопроекту или постановлению, наряду с пояснительной запиской и финансово-экономическим обоснованием.
— Важным направлением деятельности должно стать повышение информационной открытости.
Сюда относится развитие сайта администрации области, его интеграция в общероссийскую информационную систему органов исполнительной власти, привлечение представителей гражданского, экспертного и предпринимательского сообществ к обсуждению широкого круга проблем (с использованием различных форм организации). Необходимо повышение доступности информации о состоянии правового регулирования, обеспечение беспрепятственного доступа всех заинтересованных лиц к нормативным правовым актам.
В связи с этим необходимо: рекомендовать (обязать) муниципальным образованиям вести базы данных принятых нормативных правовых актов, которые были бы легкодоступны для всех желающих; наладить мониторинг за принятыми нормативными правовыми актами и создать в рамках информационного ресурса администрации постоянно обновляемый их каталог; достичь договоренности с разработчиками информационно-правовых систем («Гарант», «Консультант», «Кодекс») о включении в их базы данные нормативных правовых актов муниципальных образований Волгоградской области; провести информационную компанию среди населения (особенно субъектов МП), направленную на разъяснение условий получения правовой информации и соответствующих консультаций по применению нормативной правовой базы.
— Увеличение объема бюджетных средств, направляемых на малое предпринимательство.
— Создание в структуре органов власти специальных подразделений, отвечающих непосредственно за развитие малого предпринимательства, повышение статуса подразделения администрации Волгоградской области, ответственного за поддержку малого предпринимательства.
— Необходимо повышение эффективности деятельности организаций инфраструктуры поддержки, усиление их взаимодействия друг с другом и с органами власти, создание сетевой структуры, строгое соответствие принципу всеобщего охвата малого предпринимательства услугами инфраструктуры поддержки (а не «адресный» характер мер поддержки).
Целесообразно осуществлять четкое определение характера оказываемых субъектам МП услуг, исходя из располагаемого объема финансовых ресурсов и того факта, что в определенных секторах, таких, как лизинг, финансово-кредитные услуги, сложная правовая поддержка, складывается конкурентная среда, и услуги эффективно поставляются субъектами рынка. С другой стороны, в определенных сферах имеется недостаток или отсутствие предложения либо отсутствие у субъектов МП возможности воспользоваться услугами, предлагаемыми на рынке. Соответственно данная ниша должна быть заполнена услугами инфраструктуры поддержки. В первую очередь, это информационная поддержка субъектов малого предпринимательства, предоставление информации о рынках сбыта, потенциальных поставщиках и клиентах, организационная, информационная, имущественная поддержка в инновационной сфере, обучение начальным знаниям в сфере ведения бизнеса, разъяснение новаций в законодательстве и иная «простая» консультационно-правовая поддержка, которую субъект МП может получить в течение одного дня.
— Содействие развитию малого бизнеса должно осуществляться посредством создания эффективных механизмов взаимодействия предпринимателей и органов власти по двум основным направлениям: во-первых, это проведение органами власти (областными и местными) политики открытости в отношении предпринимательских объединений, предполагающее обсуждение всех актуальных вопросов с предпринимательским сообществом, привлечение его уполномоченных представителей для работы над нормативными правовыми актами, а во-вторых, органы власти должны всячески поддерживать стремление предпринимателей к объединению в организации, а также пропагандировать укрупнение объединений предпринимателей и побуждать их к более активной работе.
— Для улучшения условий функционирования малого бизнеса следует использовать различные механизмы повышения доступности к финансовым ресурсам для субъектов МП, такие, как разработка системы доступа к льготным кредитам, кредитная кооперация, кредитование под государственные гарантии, субсидирование процентной ставки и так далее.
Развитие рынка финансово-кредитных услуг должно также осуществляться посредством стимулирования развития рынка микрофинансирования и его координации, оказания поддержки МФО (в том числе привлечения в Волгоградскую область международных микрофинансовых программ и институтов). В то же время администрации Волгоградской области не следует разрабатывать и реализовывать собственные программы финансирования субъектов МП, поскольку существующий объем бюджетных средств и нерегулярность их выделения не позволяют субъектам МП ориентироваться на них как на один из источников финансирования своей деятельности. Рынок банковского кредитования (за исключением микрофинансовых программ банков) и лизинговых услуг также не требует поддержки со стороны государства.
— Одной из актуальных задач является создание условий для развития существующих и появления новых инновационных структур, что позволило бы им решать задачи регионального и федерального уровня по выпуску и реализации наукоемкой, конкурентоспособной продукции.
Решение задачи возможно путем создания инновационно-промышленных комплексов, которые являются логическим продолжением уже существующих структур поддержки малого инновационного предпринимательства, стимулирования участия промышленных компаний во всероссийских и международных выставках и мероприятиях в сфере инновационных технологий, а также обеспечение государственного патронажа. Необходимо оказывать субъектам малого предпринимательства содействие в привлечении инвестиций, реализовывать меры по развитию системы субконтрактации, повышению доступности коммерческой недвижимости для субъектов МП; продолжать разработку системы мер по развитию системы венчурного финансирования, созданию и развитию инфраструктуры инновационного бизнеса, созданию для субъектов инновационного бизнеса «режима экономического благоприятствования».
продолжение
--PAGE_BREAK--