Реферат по предмету "Мировая экономика"


Оценка и планирование прибыли как обобщающего показателя финансово хозяйственной деятельности предприятия

--PAGE_BREAK--Предварительно следует учесть, что на прибыль от реализации товарной продукции влияет изменение остатков нереализованной продукции. Чем больше этих остатков, тем меньше прибыли предприятие получит от реализации продукции. Величина нереализованной продукции зависит от ряда причин, обусловленных условиями реализации продукции. Предприятие может произвести продукции больше, чем ее реализовать.
Важнейшим фактором, влияющим на величину прибыли от реализации продукции, является изменение объема производства и реализации продукции. Чем больше объем реализации в конечном счете, тем больше прибыли получит предприятие, и наоборот. Зависимость прибыли от этого фактора при прочих равных условиях прямо пропорциональная.
Падение объема производства при нынешних экономических условиях, не считая ряда противодействующих факторов, как, например, роста цен, неизбежно влечет сокращение объема прибыли. Отсюда вывод о. необходимости принятия неотложных мер по обеспечению роста объема производства продукции на основе технического его обновления и повышения эффективности производства. В свою очередь, совершенствование расчетно-платежных отношений между предприятиями будет способствовать улучшению условий реализации продукции, а следовательно, росту прибыли.
Не менее важным фактором, влияющим на величину прибыли от реализации товарной продукции, является изменение уровня себестоимости продукции. Если изменение объема реализации влияет на сумму прибыли прямо пропорционально, то связь между величиной прибыли и уровнем себестоимости обратная. Чем ниже себестоимость продукции, определяемая уровнем затрат на ее производство и реализацию, тем выше прибыль, и наоборот. Этот фактор находится под воздействием многих причин. Поэтому при анализе изменения уровня себестоимости должны быть выявлены причины ее снижения или повышения с тем, чтобы разработать мероприятия по сокращению уровня затрат на производство и реализацию продукции, а следовательно, увеличению прибыли.
Фактором, напрямую определяющим величину прибыли предприятия от реализации продукции, служат применяемые цены. Свободные цены в условиях их либерализации устанавливаются предприятиями в зависимости от конкурентоспособности данной продукции, спроса и предложения аналогичной продукции другими производителями. Поэтому уровень свободных цен на продукцию является фактором, зависящим от предприятия.
Не зависящим от предприятия фактором выступают государственные регулируемые цены, устанавливаемые на продукцию предприятий-монополистов. Очевидно, что уровень цен определяется прежде всего качеством производимой продукции, зависящим от технического совершенствования ее производства, проведения работ по модернизации и т.д.
Кроме отмеченных факторов на величину прибыли от реализации, безусловно, влияют изменения в структуре производимой и реализуемой продукции. Чем выше доля более рентабельной продукции (исчисляемой как отношение прибыли к полной себестоимости этой продукции), тем больше прибыли получит предприятие. Увеличение доли малорентабельной продукции повлечет сокращение прибыли.
Таким образом, рассмотренные основные факторы, воздействующие на объем прибыли от реализации товарной продукции как в сторону увеличения, так и уменьшения, должны явиться предметом тщательного анализа.
Кроме прибыли от реализации продукции в состав валовой прибыли включается, как отмечено ранее, прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера. На долю этой прибыли приходится несколько процентов валовой прибыли. Результаты от прочей реализации могут быть положительными и отрицательными. Предприятия транспорта, подсобных сельских хозяйств, торговых организаций, находящихся на балансе предприятия, могут иметь от реализации своей продукции, работ, услуг не только прибыль, но и убытки, что соответственно отразится на объеме валовой прибыли.
Отдельной составной частью валовой прибыли выделена прибыль от реализации основных фондов и другого имущества. У предприятий могут образовываться излишние материальные ценности в результате изменения объема производства, недостатков в системе снабжения, реализации и других причин. Поэтому от реализации ненужных товарно-материальных ценностей образуются не только прибыль, но и убытки.
Что касается реализации излишних основных фондов, то прибыль от этой реализации исчисляется как разница между продажной ценой и первоначальной (или остаточной) стоимостью фондов, которая увеличивается на соответствующий индекс, законодательно устанавливаемый в зависимости от темпов роста инфляции.
Последним элементом валовой прибыли являются внереализационные доходы и расходы, т.е. такие, которые непосредственно не связаны с производством и реализацией продукции. В составе этих внереализационных результатов учитываются следующие доходы (расходы): доходы от долевого участия в деятельности других предприятий; доходы от сдачи имущества в аренду; дивиденды, проценты по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию; суммы полученных и уплаченных экономических санкций (штрафы, пени, неустойки и др.). В тех случаях, когда суммы санкций вносятся в бюджет, они не включаются в состав расходов от внереализационных операций и возмещаются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
Могут иметь место и другие внереализационные доходы (расходы), не связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг). Так, учитываются курсовые разницы (положительные и отрицательные) по валютным счетам, а также по операциям в иностранной валюте.
В настоящее время в условиях перехода к рыночной экономике в составе внереализационных результатов кроме сумм уплаченных и полученных штрафов, пеней, неустоек и других санкций, появились новые элементы, связанные с предпринимательской деятельностью. Это доходы от долевого участия в деятельности других предприятий, доходы от сдачи имущества в аренду, дивиденды и проценты по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию. Поступление этих доходов обусловлено процессом разгосударствления и образования предприятий различных форм собственности — арендных, акционерных, совместных и других типов.
Когда одни предприятия участвуют на долевых началах в деятельности других предприятий, то при успешном функционировании последних они имеют определенный долевой доход, учитываемый в составе внереализационных результатов.
С развитием арендных отношений многие предприятия в целях получения доходов сдают часть своего имущества, включая помещения, сооружения, оборудование и т.д., в аренду на более или менее длительный срок. Сдача имущества в аренду может принимать в результате форму аренды с выкупом. В итоге предприятие получает доход, увеличивающий внереализационные доходы, следовательно, и валовую прибыль.
С развитием акционерной формы собственности предприятия выпускают акции, облигации и другие ценные бумаги, способствующие повышению доходности, рентабельности предприятий. Уровень доходности на выпущенные акции, облигации принимает форму дивидендов и процентов. В зависимости от типа акций складывается уровень дивидендов на них.
При выпуске простых (обыкновенных) акций размер дивидендов зависит от суммы полученной прибыли, от возможности направления на выплату дивидендов части этой прибыли с учетом других затрат из прибыли, от доли привилегированных акций в общем их количестве и объявленного по ним уровня дивидендов, от величины уставного капитала и общего количества акций, выпущенных в обращение.
Традиционно включаемые в состав внереализационных доходов и расходов штрафы, пени и неустойки имеют непостоянный характер. При этом штрафы, пени и неустойки уплаченные могут превышать полученные. Тогда образуются убытки, сокращающие внереализационную прибыль.
Если же сумма экономических санкций, полученных данным предприятием, превышает уплаченные, то внереализационные доходы увеличиваются. Все будет зависеть от характера деятельности данного предприятия, соблюдения расчетно-платежной дисциплины, выполнения обязательств по поставкам, платежам в бюджет, поставщикам и банкам.
Состав и распределение валовой прибыли, а также виды прибыли предприятия наглядно отражено на рис. 1.


Рис.1. Образование и распределение валовой прибыли
Итак, анализ состава валовой прибыли предприятия показал ведущее значение прибыли от реализации продукции (работ, услуг), сравнительно небольшую роль прибыли от прочей реализации, а также от реализации основных фондов и другого имущества и усиливающееся в условиях развития предпринимательства значение внереализационных доходов и расходов.
Прибыль как конечный финансовый результат деятельности предприятий представляет собой разницу между общей суммой доходов и затратами на производство и реализацию продукции с учетом убытков от различных хозяйственных операций. Таким образом, прибыль формируется в результате взаимодействия многих компонентов как с положительным, так и отрицательным знаком.
1.3 Методы планирования прибыли предприятия Важнейшая роль прибыли, усиливающаяся с развитием предпринимательства, определяет необходимость правильного ее исчисления. От того, насколько достоверно определена плановая прибыль, будет зависеть успешная финансово-хозяйственная деятельность предприятия.
Методики максимизации прибыли путем изменения доли переменных и постоянных затрат открывают возможность предпринимателям планировать на перспективу размеры прироста прибыли в зависимости от хозяйственных успехов в производстве конкурентоспособной продукции и заблаговременно принимать соответствующие меры.
Ориентировочные расчеты прибыли важны не только для самих предприятий, производящих и реализующих продукцию, но и для акционеров, инвесторов, поставщиков, кредиторов, банков, связанных с деятельностью данного предпринимателя, участвующих своими средствами в формировании его уставного капитала. Поэтому планирование оптимального размера прибыли в современных экономических условиях является важнейшим фактором успешной предпринимательской деятельности.
Прибыль — одна из форм чистого дохода общества. Является важнейшим показателем деятельности предприятия, источником его развития и стимулирования труда работников. Планируемым показателем прибыли является балансовая прибыль. Она представляет собой сумму прибыли от реализации продукции (работ, услуг), от прочей реализации (включая ненужные основные фонды, другое имущество), а также от внереализационных результатов хозяйственной деятельности.
Основной (по удельному весу) частью балансовой прибыли является прибыль от реализации продукции. Она рассчитывается исходя из планируемой выручки от реализации продукции и ее себестоимости. Возможно использование двух методов расчета балансовой прибыли: метода прямого счета и аналитического метода.
Метод прямого счета состоит в том, что прибыль исчисляется по каждому виду изделий или группам однородных изделий как разность между объемом их реализации в отпускных ценах (за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизного сбора и других налогов из выручки) и их полной себестоимостью:
 
где Пр — прибыль от реализации продукции, тыс. р.;
п — количество видов реализуемой продукции;
ОРi — планируемый объем реализации i-й продукции, р.;
Сi — полная себестоимость i-й продукции, р.
Метод прямого счета прибыли отличается высокой точностью, но является достаточно трудоемким.
Вторым методом расчета прибыли от реализации продукции является аналитический метод. Этот метод применяется в отраслях с широким ассортиментом продукции, а также в дополнение к прямому методу (в качестве проверочного).
Существуют следующие способы расчета прибыли аналитическим методом:
• на основе показателя затрат на рубль произведенной продукции;
• на основе базовой рентабельности.
Используя первый способ расчета, вначале производится расчет прибыли от планируемого объема производства продукции по следующей формуле:

где ОП — планируемый объем производства продукции, работ, услуг, тыс. р.;
30п — затраты на рубль планируемого объема продукции.
Далее для определения общей суммы прибыли от реализации (Пр) прибыль по планируемому объему производства продукции корректируется на изменение прибыли в переходящих остатках готовой продукции.
Второй способ расчета прибыли — расчет на основе базовой рентабельности (базовая рентабельность — это отношение прибыли по произведенной или реализованной продукции к ее полной себестоимости за отчетный год). Расчет прибыли этим способом следующий:
• рассчитывается прибыль по сопоставимой продукции, исходя из базовой рентабельности;
• анализируется влияние на прибыль (по сравнению с отчетным годом) снижения себестоимости, изменения структуры выпускаемой продукции, ее качества, изменения отпускных цен;
• определяется прибыль на весь объем сопоставимой продукции;
• находится изменение величины прибыли в переходящих остатках готовой продукции;
• рассчитывается прямым счетом прибыль по несопоставимой продукции;
• определяется общая величина прибыли от реализации продукции.
Учитывая высокую трудоемкость расчетов, второй способ планирования прибыли от реализации продукции аналитическим методом используется редко.
Для расчета суммы балансовой прибыли к прибыли от реализации продукции (работ, услуг) прибавляют прибыль от прочей реализации, а также финансовые результаты от внереализационных операций.
Прибыль от прочей реализации рассчитывается как разница между выручкой от реализации неиспользуемых предприятием основных фондов и прочего имущества, с одной стороны, и балансовой стоимостью этих основных фондов и имущества, а также расходами, связанными с их реализацией, налогами, включенными в отпускные цены, с другой стороны.
Перечень внереализационных прибылей и расходов достаточно широк. В частности, к внереализационным прибылям относятся доходы от финансовых вложений, доходы от сдачи имущества в аренду, полученные штрафы, пени, неустойки и др., а к внереализационным расходам — убытки от уценки товаров, от недостач материальных ценностей, списание дебиторской задолженности, судебные издержки, уплаченные штрафы, пени и неустойки и т.д.
При планировании прибыли включаемые в план источники получения прибыли от прочей реализации и внереализационных прибылей должны иметь соответствующее обоснование (договора, решения хозяйственных судов, анализ динамики за предыдущие периоды и т.д.).

2. Оценка и планирование прибыли как обобщающего показателя финансово-хозяйственной деятельности предприятия 2.1 Анализ состава и динамики показателей прибыли предприятия Проведение анализа показателей прибыли будем производить согласно методике Савицкой Г.В.
Различные стороны производственной, сбытовой, снабженческой и финансовой деятельности предприятия получают законченную денежную оценку в системе показателей финансовых результатов. Наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в форме №2 «Отчёт о прибылях и убытках». К ним относятся:
— прибыль (убыток) от реализации продукции;
— прибыль (убыток) от прочей реализации;
— доходы и расходы от внереализационных операций;
— балансовая прибыль;
— налогооблагаемая прибыль;
— чистая прибыль и др.
Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. Важнейшими среди них являются показатели прибыли, которая в условиях перехода к рыночной экономике составляет основу экономического развития предприятия. Рост прибыли создаёт финансовую базу для самофинансирования, расширенного производства, решение проблем социальных и материальных потребности трудового коллектива. За счёт прибыли выполняются также часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками и другими предприятиями и организациями.
Таким образом, показатели прибыли становятся важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Они характеризуют степень его деловой активности и финансового благополучия.
Данные для проведения вертикального и горизонтального анализа приведены в табл.1 и 2.
Таблица 1
Анализ финансовых результатов деятельности за 2002 – 2004 годы, тыс. р.
Наименование показателя
2002 г.
2003 г.
2004 г.
Темп роста,%
2003 г. к
2002 г.
2004 г. к
2003 г.
Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг
9736,9
12851,6
15767
+3114,7
+2915,4
Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг
7617,7
9770,5
11511
+2152,8
+1740,5
Валовая прибыль
2119,2
3081,1
4256
+961,9
+1174,9
Прибыль (убыток) от реализации
852,5
1448,5
885
+596,0
-563,5
Прочие операционные доходы
-
-
-
-
-
Прочие операционные расходы
1
-
41
-1
+41
Прочие внереализационные доходы
3
2,5
59
-0,5
+56,5
Прочие внереализационные расходы
2
5,3
298
+3,3
+292,7
Прибыль (убыток) отчетного периода
852
1445,7
605
+593,7
-840,7
Налог на прибыль и иные аналогичные платежи
500
531,7
167
31,7
-364,7
Прибыль (убыток) от обычной деятельности
352
914,0
438
+562,0
-476,0
Чрезвычайные доходы
-
-
-
-
-
Чрезвычайные расходы
-
-
-
-
-
Нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода
352
914,0
438
+562,0
-476,0
    продолжение
--PAGE_BREAK--Финансовые результаты ООО «Позитив» в виде прибыли из разных источников представлены в табл. 1. Как видно из таблицы, основным составляющим балансовой прибыли предприятия, на протяжении рассматриваемых трех лет, являлась прибыль от реализации.
Из данных табл.1 также видно, что балансовая прибыль в 2003 г. возросла по сравнению с 2002 г. на 593,7 тыс. р. или на 69,6%. Уменьшению балансовой прибыли в 2004 г. (на 840,7 тыс. р. или 58,1%) способствовало отрицательное сальдо операционных и внереализационных доходов и расходов, а также высокий уровень коммерческих расходов (3371 тыс. р).
Нераспределенная прибыль предприятия увеличилась в 2003 г. более чем в 2,5 раза по сравнению с уровнем 2002 г. Чистая прибыль 2003 г. составила 914 тыс. р., что выше уровня прибыли 2002 г. на 562 тыс. р.
В связи с ростом налога на прибыль, прибыль предприятия от обычной деятельности еще больше сократилась (в 2004 г. сократилась по сравнению с 2003 г. на 476 тыс. р. или в 2,1 раза).
Таким образом, несмотря на рост выручки ООО «Позитив» по итогам 2004 г. до 15767 тыс. р. с 12851,6 тыс. р. в 2003 г. (рост на 22,7%), чистая прибыль фирмы в 2004 г. снизилась до 438 тыс. р. с 914 тыс. р. в 2003 г. (падение на 52,1%).
Мы наблюдаем ухудшение финансовых результатов деятельности предприятия в 2004 г., что говорит о снижении устойчивого состояния предприятия.
Наглядно динамика показателей финансовых результатов деятельности ООО «Позитив» 2002 – 2004 гг. представлена на рис.2.
\s
Рис.2. Динамика изменения показателей прибыли \s
 ООО «Позитив» за 2002-2004 гг.

В 2003 г. наблюдается рост прибыли от реализации по сравнению с 2002 г. В 2004 г. прибыль от реализации продукции уменьшилась на 38,9% по сравнению с 2003 г. Это произошло из-за увеличения себестоимости реализованной продукции. Также причиной этому может служить изменение конъюнктуры на рынках и, вследствие этого, переходом на денежные формы оплаты, что неизбежно приводит в борьбе за рынок к снижению отпускных цен и минимизации нормы прибыли.
Балансовая прибыль в 2004 г. составила 605 тыс. р. (на 58,1% меньше по сравнению с 2003 г). За последний 2004 г. предприятие ухудшило свои показатели: чистая прибыль уменьшилась на 52,1% по сравнению с 2003 г. Снижение произошло за счет увеличения коммерческих расходов.
Таким образом, деятельность ООО «Позитив» является прибыльной, но наблюдается негативная динамика снижения балансовой и чистой прибыли предприятия на конец рассматриваемого периода.
Прибыль от реализации на протяжении 2002-2003 гг. имела ярко выраженную тенденцию к росту, как следствие роста выручки от реализации. В 2004 год начался рост внереализационных расходов, при постоянном снижении прибыли от прочей реализации (операционных доходов минус аналогичных расходов), что, в конечном итоге, помешало росту балансовой и чистой прибыли.
В табл.2 представлена структура прибыли организации.
Рассматривая изменения в структуре прибыли в подтверждение вышеизложенного, относительно динамики отдельных составляющих балансовой прибыли, можно обратить внимание на то, что в 2003 — 2004 годах произошли изменения в структуре прибыли, направленные прежде всего на снижение роли прибыли от прочей реализации и повышение роли прибыли от внереализационных мероприятий, причем роль этой составляющие стала в 2004 году столь высока, что серьезно потеснила долю прибыли от реализации продукции.

Таблица 2
Структура прибыли ООО «Позитив», тыс. р.
Показатель
2002 г.
2003 г.
2004 г.
Темп роста,%
2003 г. к
2002 г.
2004 г. к
2003 г.
 Прибыль от реализации
852,5
1448,5
885
170,0
61,1
 Прибыль (убыток) от прочей реализации
-1

-41


 Прибыль (убыток) от внереализационных операций
1
-2,8
-239


Прибыль отчетного года
852
1445,7
605
169,7
41,8
Прибыль от обычной деятельности
352
914
438
259,7
47,9
Нераспределенная прибыль
352
914
438
259,7
47,9
На основании табл.2 видно, что прибыль от реализации в 2003 г. росла быстрее чем выручка от реализации, что свидетельствует об относительной экономии затрат на производство и реализацию продукции.
Прибыль от обычной деятельности растет медленнее, чем прибыль от реализации, что связано с ее снижением в 2003-2004 гг., что также сказалось на отставании роста чистой прибыли от прибыли от реализации.
В рассматриваемые три года у предприятия не было поступлений и расходов, связанных с получением и уплатой процентов, так же с поступлением вложений в другие предприятия.
Итак, основными факторами, оказавшими отрицательное влияние на рост прибыли явились рост затрат при производстве продукции и получение убытка от внереализационных мероприятий. Отрицательное влияние на размер прибыли предприятия также оказало снижение прибыли от прочей реализации и получение убытка от нее в 2002-2004 гг.
Проанализируем финансовые результаты от прочей реализации, внереализационной деятельности и финансовых вложений.
В рассматриваемом периоде с 2002 по 2004 год прибыль предприятия, кроме прибыли от реализации продукции (работ, услуг) включала в себя прибыль от прочей реализации (операционные доходы и расходы) и внереализационные доходы.
Предприятие в течение рассматриваемого периода занималось финансовыми вложениями и привлекало кредитные ресурсы, то и соответственно у него в 2003 году были убытки, связанные с ними.
За период 2002-2004 гг. предприятие не имело прочих операционных доходов. Прочие операционные расходы возрастают на протяжении 2002-2004 гг. так, если в 2002 г. они составляли всего 1 тыс. р., то в 2004 г. уже 41 тыс. р., что оценивается отрицательно в работе ООО «Позитив». Прочие операционные расходы предприятия – это в основном убытки от выплаты штрафов, возникают в связи с нарушением отдельными службами договоров с другими предприятиями, организациями и учреждениями, а также убытки от списания безнадежной дебиторской задолженности. Данные тенденции обусловили рост убытка предприятия от прочей реализации.
Прочие внереализационные доходы предприятия возрастают с 3 тыс. р. в 2002 г. до 59 тыс. р. в 2004 г. (это прибыль от сдачи в аренду земли и основных средств; доходы по акциям, облигациям и т.д.).
Прочие внереализационные расходы предприятия (суммы, уплаченные в виде экономических санкций и возмещения убытков; а также другие расходы от операций, непосредственно не связанные с производством и реализацией продукции) резко увеличились за период 2002-2004 гг. (с 2 тыс. р. до 298 тыс. р.), в связи с чем убыток от внереализационных операций предприятия возрастает.
Сальдо доходов и расходов от прочей внереализационной деятельности отрицательное. Это говорит о том, что предприятие не обращает внимание на этот немаловажный аспект получения дополнительной прибыли и отрицательное сальдо говорит об недостаточно эффективном использовании внереализационного потенциала ООО «Позитив».

2.2 Оценка факторов, влияющих на формирование прибыли В факторном анализе используются следующие показатели прибыли: балансовая прибыль, прибыль от реализации продукции, работ и услуг, прибыль от прочей реализации, финансовые результаты от внереализационных операций, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль (рис.3).


Рис. 3. Блок-схема факторного анализа прибыли

Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.
Прибыль от реализации продукции находится под воздействием следующих факторов: изменения цен на продукцию, изменение себестоимости, изменение объема реализации продукции, изменение структуры продукции, изменение структуры затрат. Дальнейший анализ должен вскрыть конкретные причины изменения прибыли от реализации продукции по каждому фактору, которые рассматривались выше.
Расчет влияния факторов выполняется способом цепной подстановки.
Анализ прибыли по перечисленным выше факторам приведен в таблицах 3,4 и 5,6 за периоды 2002 – 2003 гг. и 2003 – 2004 гг. соответственно.
В табл.3 приводятся исходные данные и факторный анализ прибыли от реализации продукции за 2002-2003 гг.
Таблица 3
Анализ прибыли по факторам за 2002-2003 гг., тыс. р.
Слагаемые прибыли
По базису (2002 год)
По базису на фактически реализованную продукцию
2003 года
Фактичес-кие данные по отчету
(2003 год)
Фактические данные с кор-ректировкой на изменение цен и пр.
Реализация продукции в продажных ценах
9736,9
10589,3
12851,6
11174,8
Полная себестоимость продукции
7617,7
7990,6
9770,5
8487,0
Прибыль
2119,2
2598,7
3081,1
2687,8
1. Расчет общего изменения прибыли (∆Р) от реализации продукции:
∆Р = Р1 – Р0,
где: Р1, Р0, – прибыль отчетного и базисного года.
∆Р = 3081,1 – 2119,2 = +961,9 тыс. р.
2. Расчет влияния на прибыль изменений отпускных цен на реализованную продукцию (∆Р1):
∆Р1 = Nр1 – Nр1,0,
где: Nр1 – реализация в отчетном году в ценах отчетного года;
Nр1,0 — реализация в отчетном году в ценах базисного года.
∆Р1 = 12851,6 – 11174,8 = + 1676,8 тыс. р.
3. Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции (∆Р2) (собственно объема продукции в оценке по плановой (базовой) себестоимости):
∆Р2 = Р0К1– Р0 = Р0 (К1 — 1),
где: Р0 – прибыль базисного года;
К1 – коэффициент роста объема реализации продукции;
S1.0
К1 =,
S0
где: S1.0 – фактическая себестоимость реализованной продукции за отчетный период в ценах и тарифах базисного периода;  S0 — себестоимость базисного года (периода).
8487,0
 К1 = = 1,114
7617,7
∆Р2 = 2119,2 * (1,114 — 1) = + 242,1 тыс. р.
4. Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции, обусловленных изменениями в структуре продукции (∆Р3):
∆Р3 = Р0 (К2 – К1),
где: К2 – коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам;
N1.0
К2 =,
N0
где: N1.0 – реализация в отчетном периоде по ценам базисного периода;
N0 – реализация в базисном периоде.
 11174,8
К2 = = 1,148
9736,9
∆Р3 = 2119,2 * (1,148 — 1,114) = + 68,4 тыс. р.
5. Расчет влияния на прибыль экономии от снижения себестоимости продукции (∆Р4):
∆Р4 = S1,0 — S1,
где: S1,0 – себестоимость реализованной продукции отчетного периода в ценах и условиях базисного периода;
S1 – фактическая себестоимость реализованной продукции отчетного года.
∆Р4 = 8487,0 – 9770,5 = — 1283,5 тыс. р.
Расчет влияния на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции: (∆Р5)
∆Р5 = S0 К2 – S1,0
∆Р5 = 7617,7 *1,148 – 8487,0 = +258,1 тыс. р.
Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от реализации за отчетный период:
∆Р = ∑ Рi, i = 1-7
где: ∆Р – общее изменение прибыли;
∑ Рi – изменение прибыли за счет i-ого фактора.
∆Р = 1676,8 + 242,1 + 68,4 – 1283,5 + 258,1 = 961,9 тыс. р.
Результаты расчета заносятся в сводку влияния факторов на прибыль от реализации продукции (табл.4).
Таблица 4
Сводка влияния факторов на прибыль от реализации работ в 2002-2003 гг.
Показатели
Сумма, тыс. р.
Отклонение прибыли – всего
+961,9
В том числе за счет факторов:
а) изменения цен на продукцию
б) изменения цен на материалы и тарифов
в) нарушений хозяйственной дисциплины
г) изменения объема продукции
д) изменения структуры продукции
е) изменения структуры затрат
1676,8
-
242,1
68,4
-1283,5
258,1
Анализ факторов, влияющих на формирование прибыли показывает, что в период с 2002 по 2003 гг. основное влияние на изменение прибыли оказали два фактора – изменение цен на реализуемую продукцию и выполненные работы и изменение структуры продукции.
Изменение цен на реализованную продукцию привело к увеличению прибыли на 1676,8 тыс. р., а изменение структуры продукции повлекло снижение прибыли на 1283,5 тыс. р. Все остальные факторы также повлекли незначительный рост прибыли, в основном за счет увеличения объема реализованной продукции.
Проведем факторный анализ прибыли от реализации продукции за 2003-2004 гг. (табл.5).
Таблица 5
Анализ прибыли по факторам за 2003-2004 гг.
Слагаемые прибыли
По базису (2003 год)
По базису на фактически реализованную продукцию
2004 года
Фактичес-кие данные по отчету
(2004 год)
Фактические данные с кор-ректировкой на изменение цен и пр.
Реализация продукции в продажных ценах
12851,6
13789,4
15767
13875
Полная себестоимость продукции
9770,5
10009,3
11511
10257
Прибыль
3081,1
3780,1
4256
3618
Расчет общего изменения прибыли (∆Р) от реализации продукции:
∆Р = Р1 – Р0,
где: Р1, Р0, – прибыль отчетного и базисного года.
∆Р = 4256 – 3081,1 = 1174,9 тыс. р.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Расчет влияния на прибыль изменений отпускных цен на реализованную продукцию (∆Р1):
∆Р1 = Nр1 – Nр1,0
где: Nр1 – реализация в отчетном году в ценах отчетного года;
Nр1,0 — реализация в отчетном году в ценах базисного года.
∆Р1 = 15767 – 13875 = +1892 тыс. р.
3. Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции (∆Р2) (собственно объема продукции в оценке по плановой (базовой) себестоимости):
∆Р2 = Р0К1– Р0 = Р0 (К1 –1),
где: Р0 – прибыль базисного года;
К1 – коэффициент роста объема реализации продукции;
S1.0
К1 =,
S0
где: S1.0 – фактическая себестоимость реализованной продукции за отчетный период в ценах и тарифах базисного периода;  S0 — себестоимость базисного года (периода).
10257
К1 = = 1,050
9770,5
∆Р2 = 3081,1 * (1,050-1) = + 153,4 тыс. р.
4. Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции, обусловленных изменениями в структуре продукции (∆Р3):
∆Р3 = Р0 (К2 – К1),
где: К2 – коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам;
N1.0
К2 =,
N0
где: N1.0 – реализация в отчетном периоде по ценам базисного периода;
N0 – реализация в базисном периоде.
 13875
К2 = = 1,080
12851,5
∆Р3 = 3081,1 * (1,080-1,050) = +91,3 тыс. р.
Расчет влияния на прибыль экономии от снижения себестоимости продукции (∆Р4):
∆Р4 = S1,0 — S1,
где: S1,0 – себестоимость реализованной продукции отчетного периода в ценах и условиях базисного периода;
S1 – фактическая себестоимость реализованной продукции отчетного года.
∆Р4 = 10257 – 11511= — 1254 тыс. р.
7. Расчет влияния на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции (∆Р5):
∆Р5 = S0 К2 – S1,0
∆Р5 = 9770,5*1,080 – 10257 = +295,1 тыс. р.
Отдельным расчетом по данным бухгалтерского учета определяется влияние на прибыль изменений цен на материалы и тарифов на услуги (∆Р6), в нашем случае увеличение тарифов на электроэнергию и перевозки сократило прибыль на 2,9 тыс. р.
Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от реализации за отчетный период:
∆Р = ∑ Рi, i = 1-7
где: ∆Р – общее изменение прибыли;
∑ Рi – изменение прибыли за счет i-ого фактора.
∆Р = 1892 + 153,4 +91,3 – 1254,0 + 295,1 – 2,9 = 1174,9 тыс. р.
Результаты расчета заносятся в сводку влияния факторов на прибыль от реализации продукции (табл.6).
Таблица 6
Сводка влияния факторов на прибыль от реализации работ в 2003-2004 гг.
Показатели
Сумма, тыс. р.
Отклонение прибыли – всего
+1174,9
В том числе за счет факторов:
а) изменения цен на продукцию
б) изменения цен на материалы и тарифов
в) нарушений хозяйственной дисциплины
г) изменения объема продукции
д) изменения структуры продукции
е) изменения структуры затрат
1892
-2,9
153,4
91,3
-1254
295,1
Факторный анализ показал, что в период с 2003 по 2004 гг. прибыль возросла на 1174,9 тыс. р.
Наибольшую роль в изменении величины прибыли играют два фактора – изменение цен на реализуемую продукцию и изменение уровня затрат.
Изменение цен на реализуемую продукцию увеличило прибыль на 1892 тыс. р., а изменение уровня затрат, наоборот привело к уменьшению суммы прибыли на 1254 тыс. р., что и повлияло на конечный результат.
Остальные факторы достаточно незначительны, можно лишь отметить, что все они увеличивают прибыль предприятия за исключением фактора изменения цен на материалы и тарифы. Данные факторного анализа показывают, что повышение цен на реализуемую продукцию на предприятии изменяется медленнее, нежели изменения затрат. Руководству предприятия необходимо принимать конкретные меры либо по увеличению цен на реализуемую продукцию и оказываемые услуги за счет качества, маркетинговых исследований, либо уменьшения затрат за счет экономии.
По результатам факторного анализа можно оценить качество прибыли. Качество прибыли от основной деятельности признается высоким, если ее увеличение обусловлено ростом объема продаж и снижением себестоимости продукции. Низкое качество прибыли характеризуется ростом цен на продукцию без увеличения физического увеличения продаж и снижение затрат на рубль продукции.
На анализируемом предприятии за 2003-2004 гг. сумма прибыли возросла в основном за счет увеличения среднереализационных цен.
Рассматривая общие тенденции для всего рассматриваемого периода времени, следует заметить, что в течение его рост прибыли происходил под преимущественным влиянием режима экономии и наращивания объемов реализации, так же выявились и факторы, воздействующие на рост прибыли отрицательно: неблагоприятное изменение структуры продукции и структуры затрат; влияние роста (снижения) цен на продукцию носит циклический характер и обусловлен изменением рыночной конъюнктуры.
2.3 Оценка использования прибыли предприятия После уплаты налогов прибыль распределяется в ООО «Позитив» следующим образом: одна часть используется на расширение торгового процесса (фонд накопления), а вторая – на материальное поощрение работников предприятия (фонд потребления). Создается также резервный фонд предприятия.
Для повышения эффективности производства очень важно, чтобы при распределении прибыли была достигнута оптимальность в удовлетворении интересов государства, предприятия и работников. Государство заинтересовано получить как можно больше прибыли в бюджет. Руководство предприятия стремится направить большую сумму прибыли на расширенное воспроизводство. Работники заинтересованы в повышении оплаты труда.
Однако если государство облагает предприятия очень высокими налогами, то это не стимулирует развитие производства, в связи с чем сокращается объем производства продукции, и как результат – поступление средств в бюджет. То же может произойти, если всю сумму прибыли использовать на материальное стимулирование работников предприятия. В этом случае в перспективе уменьшится производство продукции, так как не будут обновляться основные производственные фонды, сократится собственный оборотный капитал, что в конечном итоге приведет к снижению жизненного уровня работников, сокращению рабочих мест. Если же уменьшается доля прибыли на материальное стимулирование труда, то это в свою очередь приведет к снижению материальной заинтересованности работников и как следствие – к снижению эффективности производства. Особенно остро данная проблема стоит в условиях инфляции, когда покупная способность заработной платы падает.
Очевидно, если реальная оплата уменьшается или остается на одном уровне или же увеличивается, но не так быстро, как на других предприятиях, то рабочие будут требовать увеличения оплаты их труда.
Поэтому на каждом предприятии должен быть найден оптимальный вариант распределения прибыли. Большую роль в этом должен сыграть анализ хозяйственной деятельности.
Рассмотрим распределение прибыли в ООО «Позитив».
Финансовый результат деятельности предприятия, окончательно сформированный к концу года, подвергается распределению.
В первоочередном порядке производятся окончательные расчеты причитающейся бюджету суммы налога на прибыль по действующей ставке. При этом из налогооблагаемой базы ООО «Позитив» исключается льготируемая прибыль — часть прибыли, направленная на осуществление НИОКР, на содержание объектов социально-культурной сферы, на взносы на благотворительные цели, на финансирование капитальных вложений производственного назначения.
Сумма оставшейся прибыли, начисленною из нее налога, называется чистой прибылью отчетного года, этой прибылью и распоряжается предприятие. ООО «Позитив» за счет чистой прибыли возмещает платежи по санкциям соответствующих органов. Сумма бухгалтерской прибыли, полученная после вычета текущих расходов, поступает в распоряжение учредителей предприятия.
В процессе анализа необходимо изучить выполнение плана по использованию прибыли, для чего фактические данные об использовании прибыли по всем направлениям сравниваются с данными плана и выясняются причины отклонения от плана по каждому направлению использования прибыли.
Данные таблицы 7 отражают процесс формирования налогооблагаемой и чистой прибыли и распределение ее в фонды предприятия. Анализ формирования и использования фондов показывает, насколько и за счет каких факторов изменилась общая сумма средств отчислений в фонды.
Анализ структуры фондов специального назначения ООО «Позитив» показывает, что в 2002-2003 гг. преобладал удельный вес фонда потребления.

Таблица 7
Данные об использовании прибыли ООО «Позитив»
Показатель
2002
год
2003
год
2004
год
1. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, тыс. р.
352
914
438
2. Чистая прибыль, тыс. р.
352
914
438
3. Распределение чистой прибыли, тыс. р.
в резервный фонд
в фонд накопления
в фонд потребления
35
103
214
101
318
495
68
185
185
4. Доля чистой прибыли,%
резервного фонда
фонда накопления
фонда потребления
10,0
29,3
60,7
11,0
34,8
54,2
15,6
42,2
42,2
В 2004 г. предприятие распределило из чистой прибыли равные суммы по 185 тыс. р. в фонды потребления и накопления.
Основными факторами определяющими размер отчислений в фонды накопления и потребления, могут быть изменение суммы чистой прибыли и коэффициента отчислений прибыли в соответствующие фонды.
На прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия кроме факторов, под влиянием которых она формируется, влияют и те факторы, действие которых обусловлено порядком их распределения.
Распределение прибыли в ООО «Позитив» должно способствовать развитию инициативы трудового коллектива и повышению его заинтересованности в выполнении напряженных производственных программ и изыскании резервов повышения эффективности производства.
2.4 Оценка практики планирования прибыли предприятия При планировании следует отметить, что прибыль в ООО «Позитив» формируется за счет двух составных частей финансового результата:
— результат от реализации продукции, материалов, основных фондов, услуг;
— внереализационный финансовый результат;
Доходами предприятия ООО «Позитив» является выручка, поступившая в результате оптовой и розничной торговли, реализации услуг, услуг социальной сферы, услуг, связанных с организацией питания в столовых и кафе.
К доходам от обычных видов деятельности ООО «Позитив» относит также поступления, связанные с арендной платой за пользование основными средствами организации.
Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с производством и продажей товаров народного потребления. Аналогичными расходами данной организации считаются затраты, связанные с оказанием услуг, с содержанием объектов социальной сферы, с организацией питания в столовых и кафе; а также с оказанием услуг по аренде.
Операционными доходами предприятия являются поступления от продаж основных средств и отходов металлолома.
Конечный финансовый результат предприятия слагается из финансовых результатов по реализации и доходов от внереализационных результатов в уменьшение на сумму расходов по этим операциям.
Метод прямого счета не применяется при планировании показателей прибыли, так как фирма реализует большую номенклатурную группу продовольственных товаров и товаров народного потребления.
Плановые расчеты показателей прибыли на 2005 год аналитическим методом представлены ниже.
Используя способ расчета на основе показателя затрат на рубль произведенной продукции, планируемый рост объемов продаж на 2005 год составит 15% (планируемый объем реализации продукции за 2004 год составит 15767х1,15 = 18132 тыс. р), затраты на рубль планируемого объема продукции составят 73% (по данным за 2004 год: 11511 тыс. р. /15767 тыс. р. = 0,73).
Плановая валовая прибыль составит:
18132 (100 – 73)
Поп = = 4895,6 тыс. р.
100
Далее проведем оценку расчета прибыли на основе базовой рентабельности.
Базовая рентабельность 2004 года – 885 / 11511 = 0,0768
При планируемом росте затрат на реализацию продукции в 14% (11511 х 0,14 + 11511 = 13122 тыс. р), прибыль от реализации 2005 года составит:
13122 х 0,0768 = 1008 тыс. р.
Таким образом, наблюдаем увеличение плановых показателей прибыли в 2005 году.
В соответствие с принятой учетной политикой на предприятии выручка от реализации продукции определяется по мере ее выплаты — по поступлению денежных средств за товары на счета в учреждение банка, а при расчетах наличными — по поступлению средств в кассу предприятия. Поэтому для целей налогообложения отчетный финансовый результат регулируется до уровня, определяемого оплаченным объектом реализации.
Однако это – не единственный корректив, которому подвергается реализационная прибыль для целей налогообложения. В соответствии с инструкцией Госналогслужбы России от 15 июня 2002 года №62 «О порядке начисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций» реализационная прибыль предприятия подлежит увеличению на сумму разницы между рыночной ценой и фактической ценой реализации продукции, услуг на основании специальных расчетов, представленных в налоговый орган.

3. Пути резерва роста прибыли предприятия Под резервом роста производства понимаются неиспользованные и постоянно возникающие возможности роста и совершенствования производства, улучшения его конечных результатов. Резервы производства характеризуются разрывом между достигнутым состоянием использования ресурсов производства и возможно более полным их использованием. Значительные резервы производства связаны с экономическими факторами – порядком ценообразования, системой нормативов, т.к финансовое состояние предприятия зависит от обоснованности нормативов отчислений от прибыли и предельного уровня запасов.
Резервы производства классифицируют также по направлениям воздействия на различные стороны хозяйственной деятельности. Одним из важнейших резервов организации является рост прибыли предприятия.
Резервы увеличения суммы прибыли определяются по каждому виду товарной продукции. Основными из них являются увеличение объема реализации, снижение ее себестоимости, повышение качества продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т.д.
Для определения резервов роста прибыли за счет увеличения объема реализации продукции (Р ­ Пvрп) необходимо выявленный ранее резерв роста объема реализации продукции (Р ­ VРП) умножить на фактическую прибыль в расчете на единицу продукции соответствующего вида (П едф):
Р ­ Пvрп = Р ­ VРПi * П едф
Резервы увеличения прибыли за счет снижения себестоимости продукции и услуг (Р­Пс) подсчитывается следующим образом: предварительно выявленный резерв снижения себестоимости продукции (Р ­ С) умножается на возможный объем ее продаж с учетом резервов его роста (VРПф + Р ­ VРП):
Р ­ Пс = ∑(Р ­ С (VРПф + Р ­ VРП))
Аналогично подсчитываются резервы роста прибыли за счет улучшения качества товарной продукции и изменения рынков сбыта. В заключение анализа необходимо обобщить все выявленные резервы роста прибыли.
Для определения резервов роста прибыли предприятия используем методику подсчета резервов роста рентабельности по Савицкой Г.В. Данная методика предполагает определение величины резерва – прибыли, как явного фактора увеличения рентабельности.
Для определения резерва роста прибыли по первому источнику (табл.8) необходимо выявленный ранее резерв роста объема реализации продукции умножить на фактическую прибыль в расчете на единицу продукции соответствующего вида.
Таблица 8
Резервы роста прибыли за счет увеличения объема реализации продукции
Вид
продукции
Резерв увеличения
объема реализации, единиц
Фактическая
сумма прибыли
за 1 единицу, тыс. р.
Резерв увеличения суммы прибыли,
тыс. р.
А. Сахар
11050
0,0421
465,2
В. Мука
1520
0,0928
141,0
С. Макаронные изделия
35000
0,0055
192,5
D. Бакалейная продукция
20950
0,0106
222,1
Итого
1020,8
Резервы увеличения прибыли за счет снижения себестоимости продукции и услуг подсчитывается следующим образом: предварительно выявленный резерв снижения себестоимости продукции умножается на возможный объем ее продаж с учетом резервов его роста (табл.9).
    продолжение
--PAGE_BREAK--
Таблица 9
Резервы увеличения суммы прибыли за счет снижения себестоимости продукции
Вид
продукции
Резерв снижения себестои-мости 1 шт. продукции, р.
Возможный объем реализации, шт.
Резерв увеличения суммы прибыли, тыс. р.
А. Сахар
0,35
282250
98,8
В. Мука
0,42
34890
14,7
С. Макаронные изделия
0,15
590680
88,6
D. Бакалейная продукция
0, 19
490012
93,1
Итого
295,2
В заключение анализа необходимо обобщить все выявленные резервы роста прибыли (табл.10).
Таблица 10
Обобщение резервов увеличения суммы прибыли, тыс. р.
Источник резервов
Вид продукции
Всего
А
В
С
D
Увеличение объема продаж
465,2
141,0
192,5
222,1
1020,8
Снижение себестоимости продукции
98,8
14,7
88,6
93,1
295,2
Итого
564
155,7
281,1
315,2
1316,0
В ходе проведенного анализа выяснилось, что предприятие ООО «Позитив» имеет резервы прибыли в размере 1316 тыс. р. за счет увеличения объема реализации продукции и снижения себестоимости продукции.
В результате проведенного исследования выявлены следующие тенденции в деятельности предприятия:
1. На предприятии ООО «Позитив» необходимо провести инвентаризацию имущества с целью выявления активов «низкого» качества (изношенного оборудования, залежалых запасов, дебиторской задолженности нереальной к взысканию). Следует пересмотреть экономические отношения со своими покупателями, выявить причины образования дебиторской задолженности, сроков погашения и контроль за соблюдением условий договоров. Для решения данной проблемы необходимо сделать особый акцент на эффективное управление дебиторской задолженностью.
Управление дебиторской задолженностью непосредственно влияет на прибыльность предприятия, пути ускорения востребования долгов, а также выбор условий продажи, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств. Процесс уменьшения безнадежных долгов предполагает прежде всего анализ дебиторов с целью определения их платежеспособности. Анализ дебиторской задолженности заключается в анализе задолженности по срокам ее возникновения, в выявлении безнадежной задолженности и формировании на эту сумму резерва по сомнительным долгам.
2. С целью увеличения притока денежных средств предприятию следует разрабатывать широкое разнообразие моделей договоров с гибкими условиями формы оплаты и гибким ценообразованием. Возможны различные варианты: от предоплаты или частичной предоплаты до выдачи банковской гарантии.
3. Для реализации продукции, пользующейся спросом следует предприятию внедрять более совершенное торговое оборудование и технологию, путем осуществления капитальных вложений, новые методы и формы обслуживания потребителей. Эта мера способствует увеличению производительности труда, снижению издержек обращения, следствием этих изменений выступает реальная возможность увеличения конкурентоспособности продукции, снижение себестоимости. Таким образом, в результате единовременных капитальных вложений предприятие может обеспечить себе высокоэффективную и прибыльную деятельность в будущем.
Можно также выделить следующие конкретные методы варьирования показателями прибыли на предприятии ООО «Позитив»:
1) возможен различный порядок учета процентов по кредитам банков, используемым на капитальные вложения, что отражается не только на текущих финансовых результатах, но и некоторых балансовых статьях;
2) не существует формальных критериев для создания резерва по сомнительным долгам, применяются экспертные оценки, что дает возможность варьировать прибылью;
3) возможен различный порядок отнесения отдельных видов расходов на себестоимость реализованной продукции (путем непосредственного их списания либо с помощью предварительного образования резервов предстоящих расходов и платежей);
4) разрешено применение различных методов оценки производственных запасов (ФИФО, ЛИФО, средних цен), выбор того или иного метода может существенно отразится на величине прибыли.
Используя эти и некоторые другие методы можно найти болевые точки предприятия и найти резервы для их устранения.

Заключение Рост прибыли создает финансовую основу для самофинансирования, осуществления расширенного воспроизводства и удовлетворения растущих социальных и материальных потребностей трудовых коллективов.
В практике хозяйственной деятельности применяются различные показатели прибыли (балансовая, прибыль от реализации, чистая).
Объектом анализа в работе является финансовая деятельность общества с ограниченной ответственностью «Позитив», сферой действия которого является торговля продуктами питания.
В течение анализируемого периода ООО «Позитив» обеспечивает ежегодный рост реализованной продукции. Так в 2003 г. объем продаж возрос на 32 процента к уровню 2002 г., а в 2004 г. – на 22,7 процента к уровню 2003 г. В 2003 г. несколько возросла прибыль от реализации продукции – на 596 тыс. р. по сравнению с 2002 г.
Уменьшение затрат на 1 рубль реализованной продукции предприятия в 2004 г. связано со снижением стоимости материальных затрат, заработной платы и суммы амортизации ООО «Позитив».
Превышение темпов роста реализованной продукции над темпами роста затрат в 2003-2004 гг. связано с эффективной политикой предприятия по сокращению издержек обращения. Вместе с тем, во-первых, ООО «Позитив» медленно наращивает объемы продаж продукции, они остаются низкими и не адекватны возможностям предприятия. Предприятие имеет соответствующие ресурсы, как материальные, так и финансовые, для наращивания выручки от продаж. Во-вторых, предприятие получает большие убытки от прочих операций. Они в 2004 г. составляют 298 тыс. р., или на 292,7 тыс. р. больше к уровню 2003 г. Это говорит о том, что предприятие не обращает внимание на этот немаловажный аспект получения дополнительной прибыли и рост отрицательного сальдо говорит о неэффективном использовании внереализационного потенциала предприятия.
Анализ показывает, что внереализационные расходы были допущены из-за недостаточной работы предприятия по изысканию резервов увеличения прибыли от прочих видов деятельности. Имеется реальная возможность уменьшить отрицательное сальдо доходов и расходов на 165 тыс. р.
На изменение суммы прибыли по сравнению с прошлым годом оказывает влияние отклонение цен на потребляемое сырье и материалы, комплектующие изделия, топливо и другие материально-технические ресурсы, оптовые цены на реализованную продукцию, а также коррективы, связанные с изменением в отчетном году методологии учета показателя прибыли.
Наибольший удельный вес в балансовой прибыли предприятий приходится на прибыль от реализации продукции. В процессе анализа все многочисленные факторы, влияющие на сумму прибыли от реализации, сводятся к минимальному количеству следующих основных факторов:
изменение цен на реализуемую продукцию;
изменение производственной себестоимости и внепроизводственных расходов;
изменение объема реализованной продукции.
Факторный анализ прибыли от реализации продукции свидетельствует о том, что решающим фактором, влияющим на сумму прибыли, является объем реализованной продукции предприятия. Рост затрат на реализацию продукции и оказание услуг происходит за счет увеличения цен на сырье и материалы. Для того чтобы исправить сложившуюся ситуацию нужно найти резервы снижения себестоимости затрат за счет детального анализа их технологий.
Таким образом, рассматривая общие тенденции для всего рассматриваемого периода времени работы торгового предприятия, следует заметить, что в течение 2003 г. рост прибыли происходил под преимущественным влиянием режима экономии и наращивания объемов реализации, так же выявились и факторы 2004 г., воздействующие на рост прибыли отрицательно: неблагоприятное изменение структуры продукции и структуры затрат; влияние роста (снижения) цен на продукцию носит циклический характер и обусловлен изменением рыночной конъюнктуры.
Анализ планирования показателей предприятия показывает, что оно в состоянии увеличить объемы продаж в течение года не менее чем на 15 процентов. Это позволило бы снизить затраты на рубль продаж, что позволило бы дополнительно получить в совокупности прибыль от продаж 1008 тыс. р.
Анализ резервов прибыли показал, что у предприятия имеется запас резерва прибыли за счет увеличения объемов реализации и снижения себестоимости продукции, который составляет 1316 тыс. р.
Для отрасли деятельности ООО «Позитив», ориентированной на конечного потребителя, решающее значение имеют объемы производства и реализации продукции, определяемые спросом, уровень себестоимости, но без ущерба для качества потребительских товаров.
На величину прибыли от реализации продукции влияет состав и размер нереализованных остатков на начало и конец отчетного периода. Значительная величина остатков приводит к неполному поступлению выручки и недополучению ожидаемой прибыли.
В соответствии с результатами анализа необходимо применить следующие мероприятия по стабилизации положения на предприятии:
1) увеличение объемов предоставляемых услуг и реализации продукции;
2) снижение себестоимости (затрат на реализацию продукции).
Предприятие ООО «Позитив» должно и в дальнейшем стремится развивать новые виды деятельности для получения максимальной величины прибыли, что позволит ему улучшить свое финансово-хозяйственное положение и повысить общую прибыльность фирмы.
Проведенная работа представляет собой комплексную оценку показателей планирования, формирования и использования показателей прибыли предприятия ООО «Позитив».

Список литературы 1.           Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической дяетельности предприятия. – М.: «Дело и сервис», 1998. – 256 с.
2.           Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 115 с.
3.           Афитов Э.А. Планирование на предприятии: Учеб. Пособие. – Мн.: Выш. шк., 2003. – 285 с.
4.           Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. –М.: ИНФРА-М, 2004. –215 с.
5.           Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности: Пер. с англ. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 178 с.
6.           Бланк И.А. Управление прибылью. — Киев: Нанацентр ЛТД, 1998. -543 с.
7.           Журавлев В.В., Савруков Н.Т. Анализ хозяйственно-финансовой деятельности предприятий. Конспект лекций: ЧИЭМ СПбГТУ. Чебоксары, 2002. – 135 с.
8.           Кондратюков Н.П. Бухгалтерский учет и финансово-экономический анализ. – М.: Издательство «Дело», 2002. – 233с.
9.           Любушин Н.П., Лещева В.В., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебник для вузов / Под ред. Н.Л. Любушина. – М.: ЮНИТИ-Дана, 2002. – 471 с.
10.      Пястолов С.М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия»; Мастерство, 2004. — 336 с.
11.      Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е изд., перераб. и доп. – Минск.: ООО «Новое знание», 2003. – 688с.
12.      Экономико-статистический анализ: Учеб. пособие для вузов / Под
13.      ред. проф. С.Д. Ильенковой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 215 с.

Приложения ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ
Коды
Форма № 2 по ОКУД
0710002
на 1 января 2003 г.
Дата (год, месяц, число)
Организация: ООО «Позитив»
по ОКПО
01143824
Идентификационный номер налогоплательщика
ИНН
12150122704
Вид деятельности: оптово-розничная торговля
по ОКДП
Организационно-правовая форма / форма собственности
Общество с ограниченной ответственностью
по ОКОПФ/ОКФС
Единица измерения: тыс. руб.
по ОКЕИ
Наименование показателя
Код стр.
За отчетный период
За аналогичный период прошлого года
1
2
3
4
I. Доходы и расходы по обычным видам деятельности
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом) налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)
10
9736,9
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг
20
7617,7
Валовая прибыль
29
2119,2
Коммерческие расходы
30
1266,7
Управленческие расходы
40
Прибыль (убыток) от продаж (строки (010 — 020 — 030 — 040))
50
852,5
II. Операционные доходы и расходы
Проценты к получению
60
Проценты к уплате
70
Доходы от участия в других организациях
80
Прочие операционные доходы
90
Прочие операционные расходы
100
1,5
III. Внереализационные доходы и расходы
Внереализационные доходы
120
3
Внереализационные расходы
130
2
Прибыль (убыток) до налогообложения (строки 050 + 060 — 070 + 080 + 090 — 100 + 120 — 130)
140
852
Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи
150
500
Прибыль (убыток) от обычной деятельности
160
352
IV. Чрезвычайные доходы и расходы
Чрезвычайные доходы
170
Чрезвычайные расходы
180
Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода) (строки (160 + 170 — 180))
190
352
ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ
Коды
Форма № 2 по ОКУД
0710002
на 1 января 2004 г.
Дата (год, месяц, число)
Организация: ООО «Позитив»
по ОКПО
01143824
Идентификационный номер налогоплательщика
ИНН
12150122704
Вид деятельности: оптово-розничная торговля
по ОКДП
Организационно-правовая форма / форма собственности
Общество с ограниченной ответственностью
по ОКОПФ/ОКФС
Единица измерения: тыс. руб.
по ОКЕИ
Наименование показателя
Код стр.
За отчетный период
За аналогичный период прошлого года
1
2
3
4
I. Доходы и расходы по обычным видам деятельности
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом) налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)
10
12851,6
9736,9
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг
20
9770,5
7617,7
Валовая прибыль
29
3081,1
2119,2
Коммерческие расходы
30
1632,6
1266,7
Управленческие расходы
40
Прибыль (убыток) от продаж (строки (010 — 020 — 030 — 040))
50
1448,5
852,5
II. Операционные доходы и расходы
Проценты к получению
60
Проценты к уплате
70
Доходы от участия в других организациях
80
Прочие операционные доходы
90
Прочие операционные расходы
100
1,5
III. Внереализационные доходы и расходы
Внереализационные доходы
120
2,5
3
Внереализационные расходы
130
5,3
2
Прибыль (убыток) до налогообложения (строки 050 + 060 — 070 + 080 + 090 — 100 + 120 — 130)
140
1445,7
852
Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи
150
531,7
500
Прибыль (убыток) от обычной деятельности
160
914
352
IV. Чрезвычайные доходы и расходы
Чрезвычайные доходы
170
Чрезвычайные расходы
180
Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода) (строки (160 + 170 — 180))
190
914
352
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :