Реферат по предмету "Мировая экономика"


Отечественный и зарубежный опыт развития малого предпринимательства

--PAGE_BREAK--


Представленные данные свидетельствуют о неравномерности развития малого предпринимательства в Мордовии. В структуре всех ключевых показателей наблюдается некоторое снижение доли отраслей, которые могут быть отнесены к категории промышленно-инновационных. В то же время наблюдается небольшой рост доли отраслей малого предпринимательства по оказанию услуг (за исключением оборота оптовой и розничной торговли).

В таблице 2.2 представлена структура видов деятельности по четырем основным категориям: производственной сфере, торговле, инновационной сфере, социальной сфере и сфере услуг.
Таблица 2.2 – Структура видов деятельности по четырем основным категориям,(%) [26,27,28]



Оценивая сложившуюся структуру малого предпринимательства по видам деятельности, необходимо обратить внимание на то, что лидирующими направлениями являются производственная сфера и торговля, но при этом доля инновационной сферы сокращается по всем ключевым показателям.

Численность занятых в малом предпринимательстве, включая совместителей и лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера, и индивидуальных предпринимателей, составляет порядка 80тыс. чел, то есть около трети экономически активного населения Республики.

За последние четыре года оборот малого предпринимательства значительно возрос (почти в шесть раз).

На протяжении последних трех лет сохраняется активная положительная динамика роста прибыли малого предпринимательства. Однако рентабельность продукции субъектов малого предпринимательства по-прежнему отстает от аналогичного показателя крупного и среднего бизнеса более чем в четыре раза.

Доля субъектов малого предпринимательства в налоговых поступлениях составляет 23-27 процентов. Темпы роста налоговых поступлений от малых предприятий, применяющих общую систему налогообложения, заметно ниже, чем от субъектов малого предпринимательства, применяющих специальные режимы налогообложения, по которым наблюдается активная динамика.

Статистическая информационная база, характеризующая состояние малого предпринимательства в Мордовии, требует существенного уточнения в связи с принятием Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», изменяющего критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малому предпринимательству.
2.2 Исследование проблем малого бизнеса в Республике Мордовия
Многие характерные особенности становления малого предпринимательства в Мордовии напрямую связаны с основными проблемами, мешающими развитию нормальных рыночных отношений и частного предпринимательства в целом. Для оценки уровня значимости этих проблем можно использовать данные социологических опросов (таблица 2.3).


Таблица 2.3 – Основные проблемы частного предпринимательства в России



Можно выделить следующие проблемы:

-  Медленно идет процесс создания инфраструктуры малого бизнеса;

-  Низкими темпами происходит увеличение числа малых предприятий, особенно в производственной сфере;

-  Не во многих регионах разработаны и приняты органами власти нормативные акты, региональные программы развития малого предпринимательства, а там где они приняты, реализация их происходит далеко не в полной мере;

-  Недостаточно налажено взаимодействие регионов, как в плане обмена информацией и опытом по развитию малого предпринимательства, так и в организации практического хозяйственного взаимодействия предпринимателей различных регионов между собой [30, с.5].

Если затронуть проблему финансирования, то 1995 года проблемой финансирования малого бизнеса никто официально не занимался. Многие банки, не проявляя особого желания вкладывать инвестиции в малые предприятия, объясняют это тем, что количество затрачиваемого времени и усилий на оформление кредита размером 100 тыс.долл. и 10 млн.долл. одинаково, а получаемый доход разнится во много раз. Кстати, здесь наши проблемы не отличаются от западных, и там финансовые структуры неохотно занимаются этим родом деятельности.

Большинство кредитных организаций, имеющих связи с малым бизнесом, находятся в регионах и не имеют достаточного оборотного капитала. В первую очередь кредиты получают те производства, продукция которых пользуется наибольшим спросом: переработка продуктов питания, деревообработка, разлив напитков, складские и транспортные услуги, легкая промышленность. И очень немногие занимаются финансированием инновационного бизнеса – новых наукоемких технологий, которые определяют будущее технологического прогресса.

Перейдем от общих проблем к более частным, которые непосредственно затрагивают предпринимателей и являются причиной развала предприятия.

Возможно, главной причиной является легкость создания предприятия. Но ведь свобода выбора означает не только свободу успеха, но и свободу неудач.

Сами же руководители малых предприятий выделяют следующие причины:

— 44% опрошенных главной причиной называют некомпетентность;

— 17% — отсутствие управленческого опыта;

— 16% — несбалансированный опыт: недостаток опыта в маркетинге, финансах, снабжении и производстве;

— 15% — отсутствие опыта работы в отрасли;

— 1% — небрежность в ведении дел;

— 1% — мошенничество или бедствие;

— 6% — иные причины, с которыми сталкиваются руководители малых фирм.

Стоит также отметить, что лишь 20% руководителей предприятий имеют соответствующее образование.

Конечно, основной проблемой из всех выше названных является проблема, главным образом представляющая отношения малого бизнеса и государства.

Итак, в настоящее время перед предпринимательством в Мордовии стоит целый ряд проблем: недостаточная ресурсная база, несовершенство законодательной базы, отсутствие системы глубокого анализа деятельности предприятий, но, зная причины возникновения, все их можно решить.

Недостаточная ресурсная база — материально-техническая и финансовая: причина -создание сектора предпринимательства на пустом месте; пути решения — льготное кредитование и налогообложение приоритетных сфер экономики.

Несовершенство законодательной базы:причина - нет единой законодательной основы, отсутствие законопослушания; пути решения - совершенство законодательства и усиление контроля за его выполнением.

Отсутствие системы глубокого анализа деятельности предприятий:причина - нет учета результатов их работы, несовершенство отчетности; пути решения - разработка методик по диагностированию деятельности предприятий.

Слабое материально-техническое обеспечение:причина - ограничен доступ к высоким технологиям, отсутствуют машины и оборудование; пути решения - распространение передового опыта.

Кадры:причина - низкий культурно-технический уровень участников предпринимательства; пути решения - их обучение и социальная дифференциация.

Отсутствие возможности производить продукцию с длительным производственным циклом, включая наукоемкую:причина - отсутствие финансовых возможностей на эти цели; пути решения - развитие форм сотрудничества в деловом мире, создание «технополисов».

Слабая государственная поддержка:причина - бюджетные ограничения, бюрократическая волокита; пути решения - разработка муниципальных программ по развитию предпринимательства.




3.Развитие малого бизнеса в Республике Мордовии
3.1 Стратегия развития малого предпринимательства в республике
Стратегия развития малого предпринимательства (далее — Стратегия) является системой базовых принципов, основополагающих методических решений, основных стратегических подходов, совокупность которых позволит органам государственной власти территории и общественным организациям предпринимателей эффективно участвовать в развитии малого предпринимательства как одного из важнейших секторов экономики данной территории.

Итак, стратегия развития малого предпринимательства в Республике Мордовия (Приложение А) состоит из двух взаимосвязанных составляющих, которые условно могут быть определены как стратегия переходного периода и стратегия сценарного развития.

Стратегия переходного периода предусматривает, что в течение 2008 года главной задачей развития малого предпринимательства в Республике Мордовия будет являться оптимизация использования ресурсов для решения ключевых проблем субъектов малого предпринимательства и обеспечения его эффективного перехода к стратегии сценарного развития.

Переход к стратегии сценарного развития основывается на правовых актах концептуального и программного характера, определяющих социально-экономическое развитие Мордовии в целом на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Стратегический подход к развитию малого предпринимательства в переходный период направлен на решение ключевых проблем и предусматривает:

— эффективное обеспечение субъектов малого предпринимательства трудовыми ресурсами, в первую очередь кадрами высокой квалификации, способными работать с современными передовыми технологиями и обеспечить значительный рост оборота малого предпринимательства на базе существенного увеличения производительности труда;

— эффективное стимулирование межотраслевой ротации трудовых ресурсов малого предпринимательства путем расширения доступности для предпринимателей и работников, занятых в малом предпринимательстве, программ обучения, повышения квалификации и профессиональной переподготовки; преодоление ограничений сбыта продукции (работ, услуг), присущих внутрирегиональному рынку, в том числе путем стимулирования и поддержки выхода субъектов малого предпринимательства на новые рынки, в рамках межрегионального обмена и экспорта;

— повышение конкурентоспособности субъектов малого предпринимательства в Мордовии прежде всего за счет обеспечения широкого доступа к финансовым ресурсам, государственному имуществу, а также за счет облегчения доступа к новейшим технологиям;

— структурирование и формирование в Республике Мордовия независимых саморегулируемых некоммерческих организаций субъектов малого предпринимательства, способных эффективно представлять их интересы.

Решение данных проблем обеспечит определенный уровень развития малого предпринимательства, который будет соответствовать требованиям перехода к сценарному развитию малого предпринимательства в республике Мордовия.

Госкомитетом республики по поддержке и развитию малого предпринимательства разработана комплексная Стратегия развития и государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Мордовия на 2008-2010 годы.

Цель комплексной Стратегии развития и государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Мордовия на 2008-2010 годы – увеличение вклада малого предпринимательства в сферу производства товаров и социально-значимых услуг, повышение качества и конкурентоспособности товарной продукции, рост налоговых поступлений, обеспечение условий для выравнивания потенциала развития малого предпринимательства в районах, муниципальных образованиях и городах республики.

В качестве приоритетных направлений выделены:

В 2008 году:

совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность и ее государственную поддержку;

стимулирование производственной ориентации малого предпринимательства и его развитие в приоритетных направлениях экономики и социальной сферы;

развитие перспективных финансовых технологий и инвестиционно-кредитная поддержка малого предпринимательства;

развитие системы поддержки малого предпринимательства на местном уровне (муниципальные образования, районы)

развитие научно-технического потенциала и поддержка инновационного малого предпринимательства;

увеличение вклада малого предпринимательства в бюджеты всех уровней.

В 2009 году:

дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность и ее государственную поддержку;

дальнейшее развитие системы поддержки малого предпринимательства на местном уровне (муниципальные образования, районы, города);

увеличение объема производимой малыми предприятиями промышленной продукции, в том числе через организацию выпуска комплектующих изделий для крупных производств, а также производства и глубокой переработки сельскохозяйственной продукции;

продвижение продукции малых предприятий на региональный и межрегиональный рынок; дальнейшее увеличение вклада малого предпринимательства в бюджеты всех уровней.

В 2010 году:

дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность и ее государственную поддержку;

административно-организационная поддержка развития инфраструктуры малого предпринимательства;

увеличение объема производимой малыми предприятиями промышленной и сельскохозяйственной продукции;

развитие кооперационных связей малого и крупного бизнеса и участие субъектов малого предпринимательства в процессе реструктуризации и финансовом оздоровлении крупных и средних предприятий;

В целом для реализации Стратегии на 2008-2010 годы предполагается привлечение финансовых ресурсов в сумме 30,0 млн. рублей (в ценах 2007 года), в том числе:

-федеральный бюджет Российской Федерации — 2323 тыс. рублей,

— республиканский бюджет Республики Мордовия — 15510 тыс. рублей,

— Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства – на паритетных началах в соответствии с суммой средств, выделяемой из республиканского бюджета Республики Мордовия;

— Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции Республики Мордовия – 10500 тыс. рублей,

— ГУП Республики Мордовия «Развитие села» – 1700 тыс. рублей,

— различные внебюджетные источники и кредиты коммерческих банков, направляемые на реализацию предпринимательских инвестиционных проектов, и собственные средства субъектов малого предпринимательства, направляемые на реализацию бизнес-проектов в объемах не менее 50% их стоимости, средства местных бюджетов Республики Мордовия.

По оценке Госкомитета, в результате реализации Стратегии развития и государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Мордовия на 2008-2010 годы предполагается:

увеличить до 2010 года общее количество малых предприятий республики с 2,5 до 2,8 тысяч единиц,

показатель количества малых предприятий на 1000 жителей по республике увеличится с 2,7 до 3,1 единицы;

численность постоянно занятых на малых предприятиях увеличится к концу прогнозируемого периода на 9,5%;

количество частных предпринимателей увеличится на 12,5%;

доля занятых в малом бизнесе в общем числе занятых в экономике республики достигнет 12-13%;

объем произведенной малыми предприятиями продукции (работ, услуг) ежегодно будет увеличиваться не менее чем на 3-6 % и в 2010 году составит более 2,2 млрд. рублей в ценах 2010 года;

доля малого бизнеса в розничном товарообороте республики за счет развития сети фирменных магазинов, мини — и супермаркетов достигнет к концу прогнозируемого периода 65-67%;

объем оптового товарооборота малых предприятий увеличится за рассматриваемый период в 1,3 раза и составит порядка 4,3 млрд. рублей;

будет создано около 750 дополнительных рабочих мест.

Кроме достижения количественных показателей, реализация комплексной Стратегии будет способствовать привлечению финансовых ресурсов и дополнительных средств на развитие и поддержку малого бизнеса республики; обеспечению условий для сохранения действующих и создания новых малых предприятий в республике; насыщению рынка конкурентоспособными товарами и социально значимыми услугами, производимыми предпринимателями республики; расширению и совершенствованию материально-технической базы малого предпринимательства и достижению прочих целей.

Целью экономической политики в сфере малого бизнеса являются увеличение вклада данного сектора экономики в сферу производства товаров и социально значимых услуг, повышение качества и конкурентоспособности производимой субъектами малого предпринимательства продукции, рост налоговых поступлений от малого бизнеса в бюджеты всех уровней, обеспечение условий для выравнивания потенциала и дальнейшего развития малого предпринимательства в районах и муниципальных образованиях республики.

За период с 2008 по 2010 год общее количество малых предприятий возрастет с 2,8 до 3,6 тысячи единиц. Численность постоянно занятых на малых предприятиях составит к концу прогнозируемого периода около 32 тыс. человек, количество индивидуальных предпринимателей увеличится на 15 процентов и составит 27 тыс. человек. Общая численность занятых в малом бизнесе достигнет 59 тыс. человек. Темпы роста объемов производимой малыми предприятиями продукции (работ, услуг) должны ежегодно составлять не менее 110-115 процентов.    продолжение
--PAGE_BREAK--

Для достижения этих целевых ориентиров необходимо создать предпосылки перевода экономики Республики Мордовия на предпринимательский тип развития. Приоритетными направлениями развития малого бизнеса в республике в перспективе будут:

— производственная деятельность субъектов малого бизнеса, в том числе глубокая переработка древесины; выпуск мебели и комплектующих изделий; производство и установка конструкций и изделий из алюминиевого профиля; производство, конечная переработка и сбыт сельскохозяйственной продукции; производство строительных материалов;

— строительство хозяйственных и жилищных объектов;

— развитие научно-инновационного малого бизнеса;

— общественное питание, сфера сервиса и жилищно-коммунальное хозяйство.

Государственная политика в отношении малого бизнеса будет направлена:

— на создание в республике благоприятного предпринимательского климата;

— применение прогрессивных финансовых технологий поддержки малого бизнеса;

— содействие поиску внебюджетных инвестиционных ресурсов для субъектов малого бизнеса в Республике Мордовия и за ее пределами.

Этому будет способствовать решение следующих задач:

— упрощение доступа субъектов малого бизнеса к финансовым ресурсам, производственным площадям и рынку трудовых ресурсов необходимой квалификации;

— образование холдингов, расширение кооперационных связей малых предприятий с крупными;

— реализация инновационных и инвестиционных проектов субъектов малого бизнеса;

— содействие развитию рынка интеллектуальных услуг;

— поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств;

— развитие различных форм имущественной и информационной поддержки малого бизнеса;

— формирование хорошо оснащенной, устойчиво работающей инфраструктуры поддержки предпринимательства;

— содействие созданию новых рабочих мест в малом бизнесе;

— выравнивание потенциала развития малого бизнеса в районах, муниципальных образованиях Ковылкино, Рузаевка и г. Саранске.

Необходимо реализовать комплекс мер, направленных на развитие страховых, кредитных и других институтов, обеспечивающих доступ субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам.

Одним из основных направлений, упрощающих доступ субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам, должно стать микрофинансирование. В ближайшее время следует разработать практический механизм выделения малых кредитов, создать условия для активизации развития микрофинансовых институтов на уровне районов республики: кредитных кооперативов, обществ взаимного кредитования, других небанковских кредитных институтов, предоставляющих на возвратной основе средства для развития субъектов малого предпринимательства.

Малый бизнес должен стать одним из факторов оздоровления крупных неэффективно работающих предприятий путем налаживания кооперационных связей с ними. Основными формами взаимодействия малых предприятий при налаживании кооперационных связей с крупными могут стать: подрядное кооперирование (субконтрактинг) и совместное производство (договорная специализация). Объектами подрядного кооперирования могут быть как получение полуфабрикатов, так и окончательная сборка.

Субъекты малого бизнеса должны активно участвовать в процессах реструктуризации крупных предприятий. Механизмами привлечения малого предпринимательства к процессам реструктуризации предприятий являются: выкуп, аренда, использование различных форм лизинга и франчайзинга.

Одним из перспективных направлений качественного перехода субъектов малого бизнеса республики на новый структурный уровень является создание сети холдинговых фирм и предприятий, которые позволят объединить материально-технические, трудовые, технологические, финансовые, интеллектуальные ресурсы и осуществить производство современных, качественных товаров и продукции по европейским стандартам, а также предоставлять спектр сервисных услуг как предприятиям и организациям, так и непосредственно городскому и сельскому населению республики. В связи с этим важнейшим направлением развития малого предпринимательства является создание на уровне крупных муниципальных образований технологических центров по оказанию практического содействия созданию широкой сети новых малых предприятий в реальном секторе экономики, сфере материального производства, социальных услуг.

Необходимо совершенствовать инфраструктуру информационной поддержки малого бизнеса. Должна получить развитие система дистанционного консалтинга для субъектов малого предпринимательства с использованием Интернет-технологий.

Важнейшим фактором эффективного функционирования предприятий малого бизнеса является обеспечение его высококвалифицированными кадрами. Целью системы подготовки предпринимательских кадров должно стать формирование профессионально подготовленных специалистов, конкурентоспособных на современном рынке. Необходимо систематизировать информацию о потребностях малых предприятий в квалифицированных кадрах и реализовывать программы подготовки специалистов, обладающих навыками работы в области финансов, маркетинга, менеджмента.

Система поддержки предпринимательства должна получить дальнейшее развитие на уровне органов местного самоуправления, для чего необходимо разработать программы развития и поддержки малого предпринимательства.

Достойное место в системе малого бизнеса Республики Мордовия должно занять инновационное предпринимательство, предпринимательство в сфере производства, оказания социальных услуг и туризма.

Перспективным направлением является государственная поддержка развития индивидуального предпринимательства на селе, формирование системы кооперации индивидуальных предпринимателей как между собой, так и с сельскохозяйственными предприятиями и предприятиями перерабатывающей промышленности. Поддержка индивидуального предпринимательства в АПК на муниципальном уровне будет содействовать доступу личных подсобных хозяйств (ЛПХ) к рынкам материально-технических ресурсов, услуг, продовольствия и сельскохозяйственного сырья путем их привлечения к выполнению муниципального заказа по продовольственному обеспечению социальных учреждений района, развитию интеграционных связей ЛПХ с сельскохозяйственными организациями, крестьянско-фермерскими хозяйствами, агросервисными торговыми предприятиями, организациями потребительской кооперации и предпринимателями по вопросам ресурсного снабжения и сбыта продукции.

Эффективные инвестиционные проекты малого бизнеса, позволяющие создать структурно организованную систему распределения продовольствия с хорошо отлаженными устойчивыми связями в продовольственной цепочке между производителем, оптовиком и розничным продавцом, получат государственную поддержку.

Перспективным станет создание центра содействия по привлечению венчурных инвестиций в сферу малого бизнеса Республики Мордовия.

Итак, малый бизнес Мордовии уверенно входит в число результативных секторов экономики Мордовии: его экономический эффект значительно превосходит ресурсы, которыми он располагает, и в перспективе, при соответствующей государственной политике по его поддержке и развитию, реализация его потенциала значительно возрастет.
3.2 Использование зарубежного опыта в целях развития малого бизнеса в России
Немалый интерес, представляет опыт США, где действует государственное Управление по вопросам малого бизнеса США. В круг полномочий этой структуры входит широкий спектр вопросов, начиная от размещения государственных контрактов среди представителей малого и среднего бизнеса и заканчивая прямой финансовой поддержкой и выдачей гарантий по кредитам [9, с.58].

Только за последние десять лет при непосредственной поддержке агентства малые предприятия получили кредитов на сумму свыше 100 миллиардов долларов.

Также небезынтересен и опыт Германии, где действует специализированная банковская организация с государственным участием, которая занимается рефинансированием коммерческих банков. Благодаря своему высокому кредитному рейтингу она имеет доступ к дешевым финансовым ресурсам, а риски невозврата кредитов делятся на паритетных началах между данной структурой и коммерческими банками.

Реальную поддержку в решении столь важных задач в России может оказать Банк развития, выделив на эти цели часть средств", – считает президент ассоциации «Россия» Анатолий Аксаков. Михаил Мамута, президент российского Микрофинансового центра, обращает внимание на региональные гарантийные фонды, которые могут выступить поручителями по кредитам малому бизнесу и взять на себя до 50% рисков.

На сегодняшний день в России только начинает формироваться схема субсидирования кредитов, гарантий и поручительств за малый бизнес. Такой способ поддержки неплохо себя зарекомендовала в ряде стран Восточной Европы. Вместе с тем он полностью проблему не решает. Существенным подспорьем на пути развития кредитования малого бизнеса может стать принятие закона о потребительском кредитовании, не меньшее значение будет иметь и совершенствование залогового законодательства, а также разработка закона о кредитной кооперации.

Несмотря на несовершенство законодательной системы, зарубежные банки видят большие перспективы в развитии сектора кредитования малого бизнеса на российском рынке. «Для нас Россия – это рынок с огромным потенциалом. Россия во всех отношениях является страной, где любой надежный и ориентированный на развитие банк не должен упустить возможности занять прочную позицию, – подчеркнул Михаил Эргатудис на церемонии открытия дочернего Банка Кипра в России. – Если говорить о дальнейшем развитии банковского рынка в России, то наряду с некоторыми другими тенденциями мы прогнозируем увеличение доли малого бизнеса в кредитных портфелях банков».

Опыт США, свидетельствует, что гарантирование займов — одна из наиболее эффективных форм государственной поддержки предпринимательства, позволяющая привлечь банковские кредиты и в сферу малого бизнеса.

В США Администрация по делам малого бизнеса (АМБ) имеет программу гарантирования займов для поддержки малых фирм. Кредиты предоставляются частными банками и другими финансовыми учреждениями, которые получают от правительства США через АМБ гарантию их возврата по соответствующей доле, определяемой для предоставлении гарантии. В рамках гарантии возмещается возможный ущерб, связанный с займом. При наступлении гарантийного случая АМБ погашает потери кредитора перечислением на его счет сумм понесенных им убытков в пределах суммы выданного обязательства. На этой основе, значительно уменьшающей риск, банк определяет условия займа, более благоприятные для малого предприятия [9, с.61].

В качестве платы за гарантию и снижение риска банк платит АМБ отчисления, которые одновременно являются источником средств гарантийного фонда. Кредитор может включить эту плату в общую сумму обязательств заемщика. Размер платы за предоставление гарантии зависит от срока кредита и объема финансового обеспечения, предоставляемого заемщиком. По кредитам до одного года плата за предоставление гарантии — 0,25% от суммы кредита. По кредитам сроком более одного года плата за предоставление гарантии составляет 2% от суммы гарантийного обеспечения, если она составляет 80 тыс. долл. и менее, а при сумме свыше 80 000 долларов она определяется по прогрессивной шкале, начиная с 3%. Когда предприниматель обращается в финансовое учреждение с просьбой о предоставлении кредита, кредитор изучает заявку и принимает решение: соответствует ли она его собственным требованиям либо нуждается в дополнительной поддержке в виде гарантии. Обеспечение кредита гарантией может быть затребовано кредитором.

В итоге малое предприятие получает возможность привлечь финансовые ресурсы, недоступные в обычных условиях, а кредитор — выдавать ссуды и в случаях, не отвечающих общепринятым критериям целесообразности.

К специализированным целевым программам гарантирования кредитов на развитие малого бизнеса в США относятся займы на развитие внешней торговли, на реконструкцию предприятий, на финансирование предприятий по охране окружающей среды, на финансирование местного развития, на поддержку женского предпринимательства и т.д.

Американский опыт свидетельствует, что целенаправленная государственная политика, стимулирующая вложение банками средств в малый бизнес, способствует его интенсивному росту, созданию новых малых фирм (в США их насчитывается 25 млн.).

Использование этого опыта в России в настоящее время затруднено главным образом из-за несовершенства правовой базы и организации финансово-кредитной сферы. Однако основные принципы, на которых строится механизм гарантирования займов, могут быть использованы.




Заключение
Итак, в результате проделанной работы можно сделать следующие выводы.

Малый бизнес– это совокупность микропредприятий и малых предприятий, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Особенности малого бизнеса России по сравнению с другими странами:

— Низкий процент венчурной специализации.

— Низкая легитимность малого бизнеса.

— Постоянная нехватка финансирования.

— Неустойчивость малого бизнеса.

Основные характеристики малого бизнеса в России:

— Гибкость малого бизнеса.

— Экономичность малого бизнеса.

— Узкая специализация малого бизнеса.

— Развитие регионального рынка.

Развитие малого бизнеса на Западе идет более быстрыми темпами, поскольку национальные власти придают большое значение предприятиям малого бизнеса и оказывают им поддержку на федеральном уровне.Малый бизнес в развитых странах в настоящее время представляет собой средний класс, который служит базой для стабильного развития экономики. Даже бывшие развивающиеся страны именно с развитием малого, среднего бизнеса совершили большой экономический рывок (Тайвань, Сингапур, Индонезия и т.д.). Если проследить темпы развития малых предприятий в этих странах, то видна зависимость развития всей экономики в целом.

Проведенный анализ развития малого предпринимательства в Республике Мордовия показал, что:

В малом бизнесе действует 2513 малых предприятий различных организационно-правовых форм, в которых занято около 17 тыс. человек, а также более 21 тыс. частных предпринимателей без образования юридического лица, т.е. более 38,5 тыс. человек, или 9,5% общей численности занятых в экономике республики. На 1000 жителей Республики Мордовия приходится 2,7 малых предприятия. Доля объема произведенной продукции и оказанных услуг малыми предприятиями составляет на сегодня 5,8% общего республиканского объема. Основной объем произведенной малыми предприятиями продукции (работ, услуг) сосредоточен в торговле и общественном питании – 41,5%, строительстве – 17,1% и промышленности – 11,3%.

Можно выделить следующие проблемы малого бизнеса в Мордовии::

-  Медленно идет процесс создания инфраструктуры малого бизнеса;

-  Низкими темпами происходит увеличение числа малых предприятий, особенно в производственной сфере;

-  Не во многих регионах разработаны и приняты органами власти нормативные акты, региональные программы развития малого предпринимательства, а там где они приняты, реализация их происходит далеко не в полной мере;

-  Недостаточно налажено взаимодействие регионов, как в плане обмена информацией и опытом по развитию малого предпринимательства, так и в организации практического хозяйственного взаимодействия предпринимателей различных регионов между собой.

Цель комплексной Стратегии развития и государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Мордовия на 2008-2010 годы – увеличение вклада малого предпринимательства в сферу производства товаров и социально-значимых услуг, повышение качества и конкурентоспособности товарной продукции, рост налоговых поступлений, обеспечение условий для выравнивания потенциала развития малого предпринимательства в районах, муниципальных образованиях и городах республики.




Список использованных источников
1               Баженов Ю.К. Малое предпринимательство: практическое руководство по организации и ведению малого бизнеса / А.Ю. Баженов. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 1999. – 104 с.

2               Басовский Л.Е. Экономический анализ (Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности) / А.М. Лунева, А.Л. Басовский. – Учебное пособие / Под ред. Л.Е. Бесовского. – М.: ИНФРА – М, 2005. – 222 с.

3               Васильева Е.Н. Овчиян М.Р., Ломовцева В.В. Методология микрофинансирования // Механизмы развития малого предпринимательства в России. — М., 2007. — С.186-198

4               Волгин В.В. Индивидуальный предприниматель: Практическое пособие. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2006. – 497 с.

5               Головань С.И. Бизнес-планирование: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 320 с.

6               Грибов В.Д. Основы бизнеса: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 160 с.

7               Егорова Н.Е. Малые предприятия: предпринимательские стратегии и кооперация / М.А. Маренный. – М.: Кооперация Спутник +, 2005. – 199 с.

8               Зайцев О. Опыт поддержки малого предпринимательства: особенности современной отрасли микрокредитования в странах Латинской Америки //Банк. практика за рубежом. — Киев, 2006. — N2. — С.58-66.

9               Зайцев О. Программы микрокредитования в США // Банк. практика за рубежом. — киев, 2006. — N2. — С.72-75.

10          История предпринимательства в России: Курс лекций. – М.: Палео-тип: Логос, 2006. – 194 с.

11          Курортно-туристский комплекс, как объект управления / Под ред. д-ра экон. наук, проф. Г.А. Карповой. – СПб.: СПб ГУЭФ, 2006. – 214 с.

12          Лапуста М.Г. Малое предпринимательство: Учебник / Ю.Л. Старостин. – М.: ИНФРА – М, 2005. – 453 с.

13          Лапуста М.Г. Предпринимательство: Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 2005. – 241 с.

14          Лапуста М.Г. Индивидуальный предприниматель: Учебное пособие.– М.: ИНФРА – М, 2005. – 264 с.

15          Ложкин О.Б. Формула эффективности бизнеса. – М.: МГУП, 2006. – 150 с.

16          Менеджмент малого бизнеса: Учебник / Под ред. проф. М.М. Максимцова и проф. В.Я. Герфинкеля. – М.: Вузовский учебник, 2005. – 269 с.

17          Полонский Ю.Д. Предприниматель без образования юридического лица. – М.: Ось-89, 2006. – 164 с.

18          Сорокина Л.А. Менеджмент в малом бизнесе: учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2005. – 142 с.

19          Статистический сборник «Малые предприятия краснодарского края 1998 – 2005» / Федеральная служба государственной статистики. Краснодарский краевой комитет государственной статистики. – Краснодар: КККГС, 2005. – 143 с.

20          Управление бизнесом: Экспресс-курс для деловых людей / Авт.-сост. Г.В. Щекин. – 4-е изд. Стереотип. – Краснодар: МАУП, 2005. – 232 с.

21          Финансы; Денежное обращение; Кредит: Уебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка. – 2-е изд. – М.: ЮНИТИ, 2006. – 512 с.

22          Финансы предприятия: учебник / Под ред. Н.В. Колчиной, Г.Б. Поляк, Л.П. Павлова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2006. – 447 с.

23          Чудковский А.Д. Управление индустрией туризма: учебное пособие. – 2-е изд. / М.А. Жукова, В.С. Сенин, А.Д. Чудковский. – М.: КНОРУС, 2005. – 448 с.

24          Попов В.М., Ляпунов С.И. Практика малого бизнеса.- М. 2006.

25          Носова С.С. Эконом. теория: Учебник для вузов. – М., Издательство – торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005 – 864с

26          Социально-экономическое положение Республики Мордовия. – Стат. Сб. – 2005 г.

27          Социально-экономическое положение Республики Мордовия. – Стат. Сб. – 2006г.

28              продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.