--PAGE_BREAK--M
=1/(1 — MPC).
В этом случае прирост дохода будет зависеть от новых инвестиций и величины мультипликатора:
∆Y=I*M, или∆Y=I*1/(1 — MPC).
Из формул следует, что мультипликатор находится в прямо пропорциональной зависимости от доли потребления (предельной склонности к потреблению) и в обратно пропорциональной зависимости от доли сбережений (предельной склонности к сбережению) в приросте дохода.
В заключение анализа Кейнс устанавливает закон, по которому увеличение занятости, непосредственно связанной с инвестициями, стимулирует увеличение инвестиций и занятости в отраслях промышленности, производящих средства производства, необходимых для создания предметов потребления. Это приводит к общему приросту занятости в кратном размере по отношению к первичной занятости, которая связана с инвестициями.
Таким образом, для Кейнса наиболее значимыми являются инвестиции в отрасли, производящие потребительские товары, которые определяют изменения емкости рынка товаров потребления.
В целом же концепция мультипликатора подвела к мысли о необходимости государственного воздействия на экономическую динамику путем стимулирования инвестиционного спроса. Здесь нелишне привести красноречивое высказывание М. Блауга о значении эффекта мультипликатора: «Капиталисты, учил нас Кейнс, могут вытащить себя из затруднительного положения с помощью шнурков от собственных ботинок, а именно через мультипликатор. Решающим моментом при этом является побуждение инвестировать».
В четвертом разделе «Общей теории…» Кейнс уделяет внимание «побуждению к инвестированию», которое зависит от соотношения предельной эффективности капитала и нормы ссудного процента. Предельную эффективность капитала Кейнс определяет как «величину, равную той учетной ставке, которая уровняла бы нынешнюю стоимость ряда годовых доходов, ожидаемых от использования капитального имущества в течение срока его службы, с ценой его предложения».[15]Иначе говоря, предельная эффективность капитала зависит не от текущей прибыли, а от оценки будущих прибылей. Она чувствительна также к спекуляциям, панике, техническому перевооружению и т. д. В связи с этим предельная эффективность капитала определяется как отношение ожидаемого дохода, приносимого дополнительной единицей капитального имущества, к цене производства данной единицы.
По мнению Кейнса, тенденция снижения предельной эффективности капитала развивается по мере насыщения рынка капитальными благами. Объясняет он это тем, что предельная эффективность капитала в соответствии с теорией предельной производительности труда и ростом восстановительной стоимости находится в обратной зависимости от объема инвестиций. Снижение предельной эффективности инвестиций Кейнс связывает также с относительным сокращением склонности к потреблению, поскольку, когда снижаются темпы роста расходов на потребление и уменьшается прибыль, предприниматели сомневаются в целесообразности решений об увеличении инвестиций.
Границей предельной эффективности инвестиций, которая, по мнению Кейнса, является самым существенным препятствием к активизации хозяйственной деятельности, выступает норма процента.
Дж. М. Кейнс дает толкование процента, фундаментальное отличающееся от неоклассического. В рамках последнего процентная ставка определялась взаимодействием сбереженийи инвестиций. По мнению Кейнса, величина нормы процента выступает в качестве низшего предела эффективности инвестиций, поскольку, когда норма прибыли приближается к норме процента, то это делает получение инвестиций менее выгодным и невозможным. Уровень прибыльности обратно пропорционален норме процента, так как чем ниже ставка процента, тем выше прибыльность и тем выше деловая активность и занятость.
В связи с этим Кейнс пытается выяснить сущность процента. Однако в отличие от своих предшественников, он по-новому трактует данную категорию и вводит понятие «предпочтение ликвидности».
По Кейнсу, процент — это исключительно денежный феномен, связанный с функционированием денег в качестве самого ликвидного актива длительного пользования в экономике. В то же время Кейнс считает, что процент – «в значительной степени психологический фактор». Собственники соглашаются расставаться с деньгами только в том случае, если они предполагают получить за это вознаграждение.
Кейнс пишет, что деньги обладают особым качеством – ликвидностью, то есть способностью воплощать «готовую покупательную силу». Поэтому деньги расцениваются как особое благо, как особая форма сохранения доходов и в силу этого деньги становятся объектом спроса, а не просто средством приобретения ценностей. Ликвидная (денежная) форма богатства является наиболее подвижной и удобной, в силу чего собственник ликвидности получает определенные привилегии, свободу выбора при принятии решений. Поэтому для него накопление и сохранение богатства в денежной форме приобретает особый интерес. Именно это стремление Кейнс и называет предпочтением ликвидности, которое, по его мнению, является одним из факторов, влияющих на норму процента. В связи с этим Кейнс приводит определение, что норма процента «есть вознаграждение за лишение денег и ликвидности на определенный период».[16]
«Предпочтению ликвидности» Кейнс придает большое значение. Он подробно анализирует мотивы предпочтения ликвидности, которые впоследствии легли в основу современной теории наличностей. Кейнс выделяет следующие мотивы[17]:
1) трансакционный мотив, или мотив обращения, — потребность в наличных деньгах для текущих сделок потребительского или производственного характера;
2) мотив предосторожности, то есть желание обеспечить в будущем возможность распоряжаться определенной частью ресурсов в форме денежной наличности;
3) спекулятивный мотив, то есть намерение приберечь некоторый резерв, чтобы с выгодой воспользоваться лучшим по сравнению с рынком знанием того, что принесет будущее.
В пятом разделе Кейнс говорит о заработной плате и ценах. Он считает, что в соответствии с теорией факторов производства заработная плата есть вознаграждение за труд. Он попытался выяснить, как влияет снижение заработной платы на платежеспособный спрос, объем производства и занятость.
Кейнс относит заработную плату к числу «независимых переменных», с помощью которых государство может воздействовать на социально-экономические процессы. Он доказывает, что благоприятные последствия для активизации предпринимательской деятельности возможны только в случае понижения заработной платы.
Снижение уровня заработной платы, по его мнению, оказывает положительное влияние на все основные «независимые переменные»: «склонность к потреблению», «предельную эффективность капитала» и норму процента, которые в свою очередь определяют движение совокупной занятости и совокупного дохода. Для обоснования данного утверждения Кейнс обращается к психологическому закону и отмечает, что сокращение заработной платы будет означать уменьшение сберегаемой части дохода, следовательно, увеличение «склонности к потреблению» и расширение производства.[18]
Кейнс рассматривает также снижение заработной платы как одну из важнейших предпосылок активизации предпринимательской деятельности. Понижение заработной платы, по его мнению, способствует повышению «предельной эффективности капитала». Обосновывает он это тем, что заработная плата является частью факториальных издержек, следовательно, ее колебания отражаются на величине прибылей предпринимателей. Но Кейнс замечает, что данная мера приносит результат только в том случае, если рынок с понижением заработной платы не сокращается, то есть если результаты ее снижения компенсируются ростом потребления других слоев населения или возрастанием инвестиций.
Также Кейнс отмечает, что понижение номинальной заработной платы является средством снижения нормы процента. Установление более низкой заработной платы сопровождается перераспределением массы наличных денег в пользу предпринимателей и к относительному переполнению каналов делового обращения, что, по мнению Кейнса, равносильно избытку денег в обращении и влияет на снижение нормы процента.
В заключение можно сказать, что Кейнс считает, что «в современном мире с его обычаями и институтами целесообразнее проводить политику жесткой денежной заработной платы, чем политику гибкой заработной платы, чутко реагирующей на каждое изменение в объеме безработицы, по крайней мере в том случае, когда речь идет о предельной эффективности капитала».[19]
Что касается теории цен, то в отличие от неоклассиков, которые считали цены абсолютно гибкими, Кейнс говорил об относительной негибкости цен. По его мнению, цены реагируют на нарушение равновесия с запозданием: сначала меняются физические объемы производства и только потом – цены. Кроме того, Кейнс уловил новые сдвиги в механизме ценообразования вследствие монополизации экономики (монополисты-производители и профсоюзы противятся падению цен и заработной платы). Поэтому экономика развивается не так гладко, как представляли неоклассики.
Также Кейнс был не согласен с положением неоклассиков о совершенстве ценовой информации, считая ее несовершенной. Поэтому на основании текущих цен нельзя принять оптимальной решение о настоящем и будущем производстве.
В последнем, шестом разделе Кейнс приводит краткие заметки в связи с общей теорией. В частности, заметки об экономическом цикле, где он применяет свою теорию для объяснений явлений экономического цикла. Он считает, что экономический цикл лучше всего рассматривать «как явление, вызванное циклическими изменениями предельной эффективности капитала», а в целом под циклическим движением подразумевает «такое развитие экономической системы, например в сторону подъема, при котором вызывающие его силы накапливаются и усиливают друг друга, но потом постепенно ослабевают, пока в известный момент не замещаются силами, действующими в противоположном направлении».[20]
Здесь Кейнс также приводит заметки о меркантилизме, где он излагает то, что ему представляется «элементами научной истины в учении меркантилизма», и что нужно учитывать, что «те преимущества, на которых настаивали меркантилисты, носят национально ограниченный характер и вряд ли пригодны для мира, взятого в целом».[21]В частности, он направляет свою критику против несостоятельности теоретических основ доктрины laissez-faire.
В завершении «Общей теории занятости, процента и денег» Кейнс вдруг начинает сомневаться в ее практической применимости. Он задается вопросом: «Не является ли осуществление этих идей призрачной мечтой?» Кейнс не пытается ответить на этот вопрос, но утверждает, что если сами идеи правильны, то сомневаться в их потенциальных возможностях было бы ошибкой.
Таким образом, «Общая теория» стала попыткой предложить новый взгляд на новую экономику, иначе говоря, привести теоретический инструментарий в соответствие с новой реальностью.
Содержание «Общей теории», как пишет М. Блауг, давало достаточный материал для споров по поводу того, что Кейнс действительно имел в виду.
Через 10 лет после появления «Общей теории» П. Самуэльсон дал ставшую хрестоматийной оценку этой книги: «это плохо написанная, плохо организованная книга… гения».[22]
Еще более изысканной является оценка, данная биографом Кейнса Р. Скидельским, причем не только «Общей теории», но через нее и самому Кейнсу. «В том, что книга не утрачивает своей привлекательности, она напоминает автора. Кейнс был магической фигурой, и естественно, что он должен был оставить магическую работу….Книга привлекает, и отталкивает, так как личные качества, слабости, интересы и страсти этого человека слишком хорошо в ней проступают».[23]
Приведенные высказывания говорят о том, что простое и строгое изложение «Общей теории» — весьма трудная задача, а полученный результат вряд ли будет бесспорным. Не случайно некоторые исследователи предпочитают относиться к ней не столько как к законченной теоретической конструкцией или руководству по теории экономической политики, сколько как к свидетельству интеллектуальных поисков ее автора.
2. Кейнсианская модель государственного регулирования экономики
2.1 Модель регулируемого рынка Дж. М. Кейнса
Несмотря на жесткую критику неоклассической теории, Дж. Кейнс свято верил в саморегулируемый рыночный механизм. Однако он не был согласен с тем, что рыночная система каждый раз автоматически возвращается к равновесию, соответствующему полной занятости. Полная занятость, по Кейнсу, — это редкое и кратковременное событие. Кейнс показал, что рыночная система чаще всего автоматически достигает равновесия на уровне, не соответствующем полной занятости. Следовательно, существует не одна, а несколько точек, где система достигает равновесия.
Как мы уже говорили, сторонники кейнсианства считают, что цены и заработная плата являются достаточно жесткими и не обнаруживают гибкости и склонности к снижению в течение относительно длительного периода. Графически это изображается горизонтальной кривой совокупного предложения (см. рис. 1). Кроме того, считается, что совокупный спрос подвержен периодическим колебаниям вследствие изменений в факторах спроса.
Рис. 1. Кейнсианский взгляд на макроэкономику[24]
Итак, предположение о негибкости цен при их снижении графически изображается горизонтальной кривой совокупного предложения. Как видно, например, падение реального выпуска с Qfдо Quне окажет никакого влияния на уровень цен в экономике. Верно и обратное: рост реального выпуска с Quдо Qfне окажет никакого воздействия на уровень цен. Кривая совокупного предложения проходит от нуля вправо и тянется до тех пор, пока реальный выпуск не достигнет уровня, соответствующего полной занятости, Qf. После того, как этот уровень достигнут, кривая совокупного предложения становится вертикальной. Этот участок кривой показан прерывистой линией, начинающейся с точки X.
По мнению сторонников кейнсианской теории, совокупный спрос по своей природе нестабилен, даже если предложение денег в экономике не меняется. Особенным непостоянством отличается инвестиционный компонент совокупного спроса, из-за чего положение кривой все время меняется. Допустим, что совокупный спрос на рис. 1 снижается с AD1 до AD2. Это оказывает воздействие на объем выпуска и уровень занятости в экономике. Реальный выпуск уменьшается с Qfдо Qu, а цены остаются на прежнем уровне P1. Более того, кейнсианцы полагают, что если не произойдет благоприятного компенсирующего увеличения совокупного спроса, то реальный выпуск будет оставаться на уровне Qu, то есть ниже уровня, соответствующего полной занятости, Qf. В данной ситуации необходима активная политика правительства, направленная на увеличение совокупного спроса, чтобы сдвинуть экономику из точки Yв точку X. В противном случае экономику ждут тяжелые времена спада и депрессии.
Следует отметить, что Дж. Кейнс в своей книге «Общая теория занятости, процента и денег» не пользуется графической интерпретацией экономических процессов. За него это сделали английский экономист Дж. Хикс и американский экономист П. Самуэльсон, оформив идею Кейнса графически на базе простой модели кейнсианской теории национального дохода, или краткосрочной модели макроэкономического равновесия. Эта модель получила название «кейнсианский крест».
Для получения «кейнсианского креста» назовем, факторы, определяющие величину планируемых расходов. Планируемые расходы представляют собой сумму, которую домохозяйства, фирмы и правительство предполагают истратить на товары и услуги. Фактические расходы отличаются от планируемых в том случае, если фирмы вынуждены делать незапланированные инвестиции в запасы, то есть когда фирмы увеличивают или уменьшают уровень своих товарно-материальных запасов в ответ на неожиданно низкий или неожиданно высокий уровень продаж.
Если экономика является закрытой (а Кейнс рассматривал именно закрытую экономику), то чистый экспорт равен нулю, планируемые расходы (Е) есть сумма потребления (С), планируемых инвестиций (I) и государственных расходов (G).
Планируемые расходы изображены как функция дохода. Линия (кривая) имеет положительный наклон, так как более высокий уровень дохода ведет к более высокому уровню потребления и планируемых расходов. Наклон кривой определяется предельной склонностью к потреблению.
Предельная склонность к потреблению — постоянна, инвестиции — также постоянны, поскольку не зависят от уровня дохода и занятости.
Совокупное предложение (AS
) в модели Дж. Кейнса равно национальному доходу (национальному продукту) и изображается линией 45° — биссектрисой (рис. 2). Это означает, что весь произведенный продукт предлагается обществу.
Рис. 2. Кейнсианский крест[25]
В точке Е доходы (национальный продукт) равны сумме планируемых расходов (AD
= AS
). Эта точка макроэкономического равновесия отражает равновесный объем выпуска продукции.
В целом «кейнсианский крест» показывает, каким образом определяется доход при данном уровне планируемых инвестиций и бюджетно-налоговой политике. Вместе с тем, кейнсианская простая модель определения дохода выявляет механизм возникновения мультипликационного эффекта увеличения совокупного дохода при изменении расходов.
Согласно Кейнсу точка, в которой совокупные планируемые расходы равны произведенному национальному доходу (продукту), не обязательно совпадает с точкой максимального использования ресурсов. Сложившиеся совокупные расходы могут быть недостаточны, чтобы обеспечить полную занятость. Почему?
Это объясняется тем, что, во-первых, личное потребление само зависит от уровня дохода и занятости. Да к тому же действует «основной психологический закон Кейнса», согласно которому, как мы уже отмечали, личное потребление растет не в той степени, в какой растет доход. Во-вторых, инвестиции, наоборот, сами определяют уровень дохода и занятости. Решение об инвестициях принимается в условиях неопределенности. Следовательно, неопределенными являются изменения дохода и занятости.
Стабилизировать же положение может государство, оказывая воздействие на объем эффективного спроса через активную экономическую политику.
Далее мы остановимся на том, в чем же заключается экономическая политика государства.
2.2 Концепция экономической роли государства
Итак, Кейнс и его последователи, как и неоклассики, являются сторонниками рыночной экономики, то есть экономики, жизнь которой организует, координирует и направляет преимущественно рынок – механизм свободных цен, прибылей и убытков, равновесия спроса и предложения. Но оценка возможностей этого механизма у них другая. По этой причине отличается и точка зрения на место, роль, цели функции государства в экономике.
В отличие от неоклассиков, Кейнс считал, что государство не должно быть просто «ночным сторожем» в рынке, государство должно быть инструментом регулирования экономических процессов, поскольку преодоление провалов рынка требует активного вмешательства государства.
Эффективность регулирования государством экономических процессов зависит от изыскания средств под государственные инвестиции, достижения полной занятости, снижения и фиксирования нормы процента. При этом он допускал и выпуск дополнительного количества денег. Дефицит бюджета должен предотвращаться возрастанием занятости и падением нормы процента. Допускал Кейнс и рост цен. Следует сказать, что Кейнс весьма спокойно относился к инфляционным процессам. Он считал, что государство вполне может контролировать инфляцию.
Дж. Кейнс в своей теории сделал практические выводыдля экономической политики государства. Все экономические факторы Кейнс делит на три группы[26]:
· исходные (заданные), от которых теория Кейнса абстрагируется: достигнутый уровень квалификации, количество рабочей силы, технология, степень конкуренции, качество капитальных благ, привычки и вкусы потребителей;
· независимые переменные: склонность к потреблению, предельная эффективность, норма процента;
· зависимые переменные — объемы занятости и национального дохода.
Задачу государственного вмешательства Кейнс видел во влиянии на независимые переменные, а через их посредничество — на занятость и национальный доход.
Первым, важнейшим, фактором повышения эффективного спроса Кейнс считал стимулирование инвестиций путем использования денежно-кредитной и бюджетной политики.
Первоначально Кейнс, считая процент важнейшим параметром, отдает предпочтение косвенной форме государственного вмешательства — кредитно-денежному регулированию.Денежно-кредитная политика — это всемерное понижение ставки процента, чтобы уменьшить нижний предел эффективности будущих капиталовложений и сделать их более привлекательными. Для этого Кейнс предлагает проводить политику «дешевых денег», то есть накачивание экономики денежной массой. Увеличение количества денег, по его мнению, дает возможность более полно удовлетворять потребность в ликвидных резервах. Когда их количество становится избыточным, склонность к ликвидности и норма процента понижаются. Избыточные резервы (сбережения) частично используются для покупки потребительских товаров, чем повышают потребительский спрос, и частично — для приобретения ценных бумаг, что расширяет инвестиционный спрос. В результате растет совокупный спрос, а национальный доход и занятость достигают равновесия на более высоком уровне. Рост доходов в свою очередь означает увеличение сбережений и инвестиций вследствие снижения нормы процента.
Однако денежно-кредитная политика носит ограниченный характер, поскольку при достаточно низкой норме процента экономика может оказаться в так называемой ловушке ликвидности, когда норма процента не будет уменьшаться больше, как бы не увеличивалась денежная масса.
В связи с этим Кейнс считает, что политика на денежном рынке должна быть дополнена активной бюджетно-налоговой или фискальной политикой.
Фискальная политика(от древнеримского «fiscus» — «денежная корзина»), согласно кейнсианской теории, состоит в управлении в определенных целях совокупным спросом посредством манипулирования налогами, трансфертами и государственными закупками.
Бюджетная политикапредполагает активное финансирование, кредитование частных предпринимателей из государственного бюджета.Кейнс называл такую политику «социализацией инвестиций».[27] В целях увеличения объема ресурсов, необходимых для увеличения частных капиталовложений, в рамках бюджетной политики предусматривалась организация государственных закупок товаров и услуг. Поскольку частные инвестиции в условиях депрессии резко сокращаются в силу пессимистических взглядов относительно перспектив получения прибыли, решение о стимулировании инвестиций должно взять на себя государство. При этом главным критерием успеха для государственной бюджетной политики, по мнению Кейнса, является увеличение платежеспособного спроса, даже если траты денег государством внешне будут выглядеть бесполезными.
Второй фактор повышения эффективного спроса — потребление. Дж. Кейнс считал, что государству надо проводить мероприятия, направленные на увеличение склонности к потреблению. Главными мероприятиями в этом направлении являются организация общественных работ и потребление государственных служащих. Кроме этих основных мероприятий Дж. Кейнс предлагал перераспределить часть доходов в пользу малоимущих слоев населения и уменьшить таким образом имущественное неравенство.
Ведущее значение Кейнс отводил недискреционной фискальной политике, которая предполагает автоматическое изменение чистых налоговых поступлений в государственный бюджет в периоды изменения объемов национального производства. Такая политика строится на действии «встроенных механизмов гибкости», которые способны амортизировать кризис. К ним он относил подоходные социальные налоги, пособия по безработице.
По мнению Кейнса, встроенная стабильность возникает вследствие наличия функциональной зависимости между государственным бюджетом и национальным доходом, а ее функционирование основывается на существующей налоговой системе и данной структуре государственных расходов. Так, в реальной действительности налоговая система обеспечивает изъятие такого размера чистого налога, который варьируется пропорционально величине чистого национального продукта (ЧНП). В связи с этим по мере изменений уровня ЧНП возможны автоматические колебания (увеличение или уменьшение) размеров налоговых поступлений и возникающих бюджетных дефицитов и излишков.
Кейнс считал, что «встроенный» характер стабилизаторов обеспечивает определенную автоматическую гибкость экономической системы, поскольку, вызывая изменения в размерах государственного бюджета, воздействует на инфляцию и безработицу.
Налоги ведут к потере, а государственные расходы — к увеличению потенциальной покупательной способности в экономике. Следовательно, по мнению Кейнса, для обеспечения и поддержания стабильности необходимо при подъеме и движении экономики к инфляции увеличивать объемы налоговых утечек (сдерживать госрасходы) с целью сдерживания роста инвестиций, понижения реальных доходов потребителей и уменьшения потребительских расходов.
Антиинфляционный эффект заключается в том, что по мере роста ЧНП происходит автоматическое повышение налоговых поступлений, которое со временем обусловливает сокращение потребления, сдерживает избыточный инфляционный рост цен, а в итоге — вызывает понижение ЧНП и занятости. Следствием этого становится замедление экономического подъема и формирование тенденции к ликвидации дефицита государственного бюджета и образованию бюджетного излишка.
В периоды замедления роста экономики, кризисного сокращения производства и роста безработицы целесообразно сокращение налоговых изъятий (увеличение госрасходов) с целью обеспечения роста доходов, которые будут стимулировать увеличение инвестиционной деятельности и расширение личного потребления. В этой ситуации снижение уровня ЧНП приведет к автоматическому сокращению налоговых поступлений, что смягчит спад и обеспечит движение государственного бюджета от излишка к дефициту.
Таким образом, в кейнсианской теории фискальная политика ориентируется в основном на изменения в сумме взимаемых налогов по отношению к сумме государственных расходов. Основным показателем фискальной политики является изменение бюджетной позиции, то есть величина дефицита или излишка федерального бюджета.
Следует подчеркнуть, что Кейнс не был сторонником таких прямых форм государственного вмешательства, как национализация, государственная собственность или государственное предпринимательство. «Не собственность на орудия производства существенна для государства. Если бы государство могло определять общий объем ресурсов, предназначенных для увеличения орудий производства, и основных ставок вознаграждения владельцев этих ресурсов, этим было бы достигнуто все, что необходимо», — писал он.[28]
3. Значение кейнсианской теории для развития экономической науки
3.1 Вклад Дж. М. Кейнса в экономическую науку
В истории экономической мысли XXвека ДЖ. М. Кейнсу принадлежит особое место. Современная экономическая теория немыслима без того вклада, который внес Кейнс, прежде всего без совершенно нового ее раздела — макроэкономики и теории макроэкономического регулирования. Даже самые ярые его критики не могут отрицать того факта, что без него иной была бы не только экономическая наука, но и экономика. «Высочайшая дань уважения, которая может быть выражена экономисту, заключается в том, чтобы признать, что экономическую теорию невозможно представить без него. Не правда ли, в отношении Кейнса это верно?»[29]Революционный характер теории Кейнса часто оспаривался, но вряд ли кто-либо сегодня может говорить о независимости от Кейнса, стремятся ли от него дистанцироваться или опереться на него. «Общая теория» Кейнса, как и множество предшествующих и последовавших за ней работ (ныне они составляют 33 тома полного собрания сочинений), стала неисчерпаемым источником идей, которые до сих пор питают огромный поток литературы, толкующей, пересматривающей, критикующей, развивающей теорию Кейнса. Во всяком случае, каждый год приносит на свет десятки новых работ, так или иначе связанных с именем и теорией Кейнса. Меткое название нашел, например, для своей работы, посвященной теории Кейнса, английский ученый Г. К. Шоу — «Перманентная революция». Действительно, «через революции и контрреволюции кейнсианство переживает непрерывный процесс изменений, движимый тем мотором, который создал и привел в движение ее основатель».[30] М. Блауг, резюмируя свою позицию по отношению к учению Дж.М. Кейнса, восклицает: «Кейнсианская революция действительно имела место».[31]
В первой главе мы уже подробно рассмотрели, в чем заключается «кейнсианская революция». Здесь же мы остановимся на самом значении идей Кейнса для экономической науки.
Основной темой рассмотрения Кейнс сделал вопрос об уровне производства и факторах, его определяющих, и в его рамках поставил проблему безработицы. Сегодня проблема безработицы – неотъемлемая часть экономической теории, а между тем до Кейнса она рассматривалась скорее как социальная проблема – проблема бедности.
Кейнс признал за экономической наукой не только право, но и обязанность решать те социально-экономические проблемы, которые общество считает наиболее важными, и рассматривать такие средства их решения, которые общество считает приемлемыми.
Кейнс высказал положение об отсутствии у капиталистической системы внутреннего механизма равновесия, позволяющего после сокращения совокупного спроса вернуться к прежнему уровню производства и занятости, признал опасность попадания экономической системы в длительную ловушку депрессии. Тем самым он выступал как критик капитализма и доктрины laissez-faire. Его критика была принципиально иная по сравнению с существовавшей ранее. Сам Кейнс в 1924 году в одной из газетных статей признался, что с точки зрения неоклассической теории его взгляды являются «еретическими»: «Я полагаюсь на государство; я покидаю точку зрения laissez-faire– правда без энтузиазма и не потому, что испытываю неуважение к этой старой доброй доктрине, а потому, что, нравится вам это или нет, времена ее успехов миновали».[32]Кейнс показал, что система свободной конкуренции дает сбои в области аллокации ресурсов и не обеспечивает полного использования важнейшего ресурса – рабочей силы. Одновременно он поставил задачу решения проблемы безработицы в рамках демократической системы. В ее решении Кейнс отводил большую роль экономической науке и ее представителям, выступающим вместе с остальной частью образованного общества в качестве направляющей силы в преодолении системного кризиса.
Важнейшей чертой современной цивилизации Кейнс считал демократию, поэтому предлагал способы решения проблем, пусть и нетрадиционные для науки и практики предшествующего периода, но приемлемые для демократического общества, озабоченного социальными проблемами.
И самое, на наш взгляд, главное, сохраняет свое значение главная идея кейнсианства — необходимость вмешательства государства для стабильного развития капиталистической экономики. Можно спорить о том, какими методами это делать, но то, что рыночный механизм должен быть дополнен государственным регулированием, у современных политиков больших сомнений не вызывает. Заслуга Кейнса состоит в том, что он предложил новый подход и разработал новую теорию государственного регулирования производства и занятости. Его теоретические положения, терминология, методологические подходы к анализу макроэкономических процессов образуют основу современной науки и продолжают развиваться сторонниками кейнсианской школы. Кейнсианское учение оказало влияние на содержание и направления экономической политики, а также на различные направления и сферы исследований: разработку системы национальных счетов в увязке с практическими потребностями экономического регулирования, исходных положений антициклической политики, концепции дефицитного финансирования, системы среднесрочного программирования.
Активная позиция Кейнса не только как теоретика, но и практика проявилась в области международных экономических отношений, прежде всего в разработке новых механизмов регулирования и создании институтов, обеспечивающих это регулирование (Международного валютного фонда и Мирового банка).
Сегодня Кейнса критикуют за отход от идеалов свободного общества, за оправдание диктата государства. Да, действительно, в теории Кейнса есть некоторые недостатки, но не следует забывать, что он предлагал свои идеи в тот период, когда реальными альтернативами экономическому и социальному хаосу были русский большевизм и германский фашизм. Возможно, усиление регулирующей функции государства было тогда единственным способом сохранения демократии.
Кратко характеризуя вклад Кейнса, можно сказать, что он продемонстрировал относительность экономической мудрости в мире меняющихся условий и ценностей.
3.2 Современный этап развития кейнсианства
Теория Дж. Кейнса прошла в своем развитии несколько этапов. Особую популярность она получила в послевоенные годы. А в 1950 – 1960-е гг. вера в возможность с помощью государства решить острые проблемы рыночной экономики утвердилась окончательно. Масштабы государственного регулирования в развитых странах расширились. В результате весь послевоенный период до начала 70-х годов XXв. вошел в историю как «эпоха Кейнса».
Со второй половины 30 гг. доктрина Кейнса получила широкое распространение в экономической теории и практике хозяйствования Западных стран. Так возникло кейнсианство – целая совокупность многих разветвлений экономической науки на базе теории Кейнса. Последователи Кейнса развили его идеи экономической политики государства, расширили их понимание, а также разработали инструменты государственного регулирования. Английский экономист С. Харрис отметил, что «Кейнс создал скелет экономической теории. Другим экономистам оставалось добавить к нему плоть и кровь».[33]
Впоследствии кейнсианство разделилось на два течения: неокейнсианство и левое кейнсианство.
В неокейнсианстве существуют две модели: американская и европейская. В числе американских последователей Кейнса наиболее известными считаются Э. Хансен, С. Харрис, Дж. Кларк. Они считали целесообразным увеличение налогов с доходов населения (до 25% и более), увеличение размеров государственных займов и выпуска денег для покрытия расходов государства (даже если это увеличит инфляцию и дефицит государственного бюджета). Инфляцию они, как и Кейнс, считали меньшим злом, чем безработица и спад производства. От них также исходило предложение о конъюнктурных инвестициях, которые должны расти со стороны государства в периоды спада и уменьшаться при подъеме производства.
Э. Хансенв дополнение к принципу мультипликатора выдвинул принцип акселератора. Этот принцип означал, что рост доходов в ряде случаев может увеличить инвестиции. Если мультипликатор означает отношение прироста ВНП к приросту инвестиций, то акселератор показывает, что новый спрос на дополнительные предметы потребления, возникающий в результате инвестиций, создает дополнительный спрос на новые средства производства, а затем на новые инвестиции.[34]
Экономисты Западной Европы (например, француз Ф. Перру) обратили особое внимание на применение элементов индикативного планирования со стороны государства в отношении всей экономики как определяющего средства воздействия не незатухание инвестиционного процесса, разработку долгосрочных прогнозов в экономике. Императивное, то есть директивное, обязательное, планирование они отвергали.
На основе теории Кейнса возникли теории экономического роста, моделирования экономической динамики в зависимости от накопления и потребления. Это теории Евсея Домара (США), Роберта Харрода (Англия). Их теории (модели) объединяет общий вывод о целесообразности постоянного (устойчивого) темпа экономического роста как решающего условия динамического равновесия (поступательного движения) экономики, при котором достижимы полное использование производственных мощностей и трудовых ресурсов.
Левое кейнсианство– это реформистский вариант кейнсианской теории. В данном течении подчеркивается новизна кейнсианского учения, его революционизирующая роль, разрыв с неоклассической теорией. Левое кейнсианство получило наибольшее распространение в Англии. Его основу составила влиятельная группа экономистов Кембриджского университета. Возглавила левое кейнсианство Джоан Робинсон. Сторонниками его были Н. Калдор, П. Сраффа, Дж. Итуэлл, Л. Пазинетти и др. Отвергая неоклассическую теорию, левые кейнсианцы подвергли критике концепцию кейнсианской ортодоксии. Они критиковали ортодоксальную концепцию за то, что в ней не нашли отражения и не получили решения социальные проблемы (например, неравенство в распределении доходов), без которых немыслимо позитивное решение вопросов функционирования экономики, ее регулирование.
В дальнейшем левое кейнсианство эволюционировало в более широкое течение – посткейнсианство. Левые кейнсианцы составили его основу. Посткейнсианцы продолжили критику ортодоксального варианта, в особенности неоклассицизма.
К началу 70-х годов завершился период высоких темпов экономического роста. Два энергетических кризиса ввергли экономику развитых стран во второй половине 70-х в длительный период стагфляции — период, когда необычайно быстро стали расти цены и одновременно при этом шел спад производства. Инфляция превратилась в проблему номер один. Традиционно кейнсианская концепция экономической политики на инфляцию не рассчитывала. Недооценивая опасность инфляции, она своим акцентом на рост государственных расходов и дефицитное финансирование экономики, по сути дела, сама способствовала развитию инфляции. Если в 60-е годы бюджетные дефициты были редкостью, то после 70-х они приняли уже устойчивый характер.
К инфляции добавилось и нечто другое, подорвавшее старую концепцию регулирования, — ухудшение условий воспроизводства, сместившее фокус экономических противоречий с задач реализации на проблемы производства; увеличение степени «открытости» экономики: интернационализация и усиление внешних экономических связей; неэффективность, порожденная разрастанием государственного аппарата и его бюрократизацией. Все эти обстоятельства вызвали крайнее недовольство кейнсианской макроэкономической политикой и острую критику всей кейнсианской теоретической системы. Кризис испытала не просто кейнсианская теория, а вся концепция «государства благосостояния», иначе говоря, концепция широкого государственного регулирования экономики. А это — социальные приоритеты, значительный сектор государственного предпринимательства, перераспределение национального дохода в пользу увеличения государственных расходов, и, наконец, прямое регламентирование многих сфер деятельности частного предпринимательства.
В итоге победное шествие кейнсианства как теории и как экономической политики в конце 70-х годов – начале 80-х завершилось «кейнсианской контрреволюцией» и «консервативным сдвигом» — в экономической теории и в политике всех развитых стран. Центральное место в экономической теории Запада вновь заняла старая неоклассическая школа, в рамках которой возникли новые направления экономического анализа, такие, как монетаризм, теория рациональных ожиданий и другие. Сторонники этих теорий в противоположность кейнсианству считают, что необходимо максимально ограничить государственное вмешательство в экономику и социальную сферу, сократить государственные налоги и расходы. Естественно, что они выступают и против кейнсианской макроэкономической политики. Государственное регулирование спроса нарушает, по их мнению, действие рыночных сил, а в долговременном плане ведет к усилению инфляционных тенденций.
Кризис кейнсианства отражал важные изменения в экономической политике правительств индустриально развитых стран. На протяжении 80-х и 90-х годов благодаря денационализации и приватизации произошло значительное сокращение государственного сектора экономики, снизились темпы роста государственных расходов, доля которых в ВНП достигала во многих европейских странах 50%. Борьба с бюджетным дефицитом и инфляционными тенденциями приобрела первостепенное значение.
Но это тем не менее не означало полного отказа от кейнсианских идей, требующих в целях социальной и экономической стабилизации государственного вмешательства. Политика всегда была прагматичной – такой она и осталась, и в своем арсенале по-прежнему сохраняет многие из тех рекомендаций, которые были обоснованы Кейнсом и его последователями.
Итак, завершился определенный этап в жизни кейнсианской теории, начавшийся в 30-е годы XXвека. Cама теория Кейнса по-прежнему жива и развивается в современных условиях. История кейнсианства — это история непрерывного развития, приспособления к меняющейся действительности, поисков и уточнений как в области теоретического анализа, так и в практической политике.
Как сделать макроэкономическую политику более эффективным инструментом экономического регулирования? Как стимулировать рост производства, не вызывая при этом (или не поддерживая) инфляционных тенденций? Как сражаться с инфляцией, не ограничивая при этом темпов экономического роста и не стимулируя безработицу? Все это – центральная тема современного кейнсианства.[35]
Сегодня современные последователи кейнсианства признают опасность дальнейшего роста государственных расходов и бюджетных дефицитов. Вот почему они уже не настаивают на подобных методах государственного регулирования экономики. Они признают необходимость бюджетных ограничений. Однако выступая за более жесткую бюджетную политику, обосновывают необходимость и важность использования другого инструмента регулирования – кредитно-денежной политики. Снижение процентных ставок и расширение возможностей кредитования, считают они, будет содействовать росту инвестиционного спроса и общему подъему экономики.
В то же время экономисты-посткейнсианцы ищут и новые способы борьбы с инфляцией, которые не вели бы к снижению производства и занятости. По мнению некоторых из них, антиинфляционная политика должна учитывать и те параметры, которые определяют формирование издержек и доходов. В качестве антиинфляционного рецепта они предлагают так называемую политику доходов, то есть добровольное соглашение между предпринимателями и профсоюзами об определенном темпе роста зарплаты, не превышающем рост производительности труда, контроль над ценами естественных монополий и т. п. В такой политике видится им возможность одновременного решения проблемы занятости и инфляции – того, что не в состоянии обеспечить традиционные налогово-бюджетные и кредитно-денежные рычаги.
В настоящее время в нашей стране многие сторонники государственного регулирования экономики, независимо от того, о каких инструментах и методах регулирования идет речь, готовы опереться на авторитет Дж. Кейнса. Однако не все так просто. Как говорит доктор экономических наук И. Осадчая, здесь необходимо учитывать следующие моменты[36]:
1) следует помнить, что кейнсианская теория и политика исходят из существования развитой рыночной экономики, мы же находимся в стадии перехода к этой экономике со всеми ее особенностями, нелепостями и трудностями, поэтому прямое «наложение» кейнсианской теории на нашу экономику не подходит;
2) следовало бы прислушаться к голосу современных посткейнсианцев, которые советуют относиться к бюджетному дефициту крайне осторожно, перенося акценты с бюджета и роста государственных расходов на кредитно-денежную политику в качестве основного инструмента косвенного воздействия на экономику;
3) наша переходная экономика требует особого подхода к роли государства, поскольку это период одновременно и ломки старой государственной системы управления, и создания государством новой рыночной инфраструктуры.
Все эти проблемы непосредственного отношения к теории Кейнса не имеют. Однако знать ее, как и всю экономическую теорию Запада, а не отдельные вырванные из исторического контекста положения, необходимо. «Знание теории и опыта развитых стран, понимание условий, в которых дает эффект та или иная мера экономической политики, способны и помочь, и уберечь от ошибок в ходе ненужного экспериментаторства», — пишет И. Осадчая. И мы с ней полностью согласны.
Заключение
Итак, поставленная во введении цель нашей работы в целом была достигнута. Мы рассмотрели, в чем же заключается «кейнсианская революция», каковы основные положения методологии Дж. М. Кейнса, изучили самый главный его труд – «Общая теория занятости, процента и денег», уделили внимание кейнсианской модели государственного регулирования экономики, а также показали значение кейнсианской теории для развития экономической науки.
Теперь подведем итоги. Каковы же основные постулаты кейнсианства?
1. Предпочтение макроэкономического анализа микроэкономическому подходу. В центре анализа находится национальная экономика в целом.
2. Кейнсианская теория – это, прежде всего, теория эффективного спроса.
3. Размер инвестиций – главный фактор эффективного спроса. Именно они определяют движение реального производства, дохода и занятости.
4. Экономические субъекты действуют не рационально, а в первую очередь, руководствуясь субъективными факторами, такими, как традиции, требования среды, психология поведения и т. п.
5. Планы сбережений и инвестиций не соответствуют друг другу, в результате чего могут происходить колебания общего объема производства, дохода, занятости, цен.
6. Одним из важнейших элементов кейнсианской концепции является теория мультипликатора.
7. Деньги являются богатством и имеют самостоятельную ценность, что определяет механизм взаимодействия денежного рынка с реальным сектором экономики.
8. Цены и заработная плата являются достаточно жесткими и не обнаруживают гибкости и склонности к снижению в течение относительно длительного периода.
9. Несовершенство ценовой информации.
10. Все рынки являются взаимосвязанными, и любые изменения на одном из них влекут за собой изменение условий функционирования на других рынках.
11. Недостаточный эффективный спрос приводит к вынужденной безработице.
12. Полная занятость – это редкое и кратковременное событие, она не характерна для экономики в силу особенностей функционирования рынка труда (жесткость номинальной заработной платы).
13. Кривая совокупного предложения является горизонтальной кривой до уровня выпуска, соответствующей полной занятости, после чего она становится вертикальной.
14. Кривая совокупного спроса нестабильна во многом из-за колебаний инвестиционных расходов, ее сдвиги приводят либо к спаду, либо к инфляции спроса.
15. Факторы производства невзаимозаменяемы.
16. Экономика не является саморегулируемой, отклонения от равновесного состояния как раз характерны для ее развития, поэтому необходимо активное государственное вмешательство.
История кейнсианства — это история непрерывного развития, приспособления к меняющейся действительности, поисков и уточнений как в области теоретического анализа, так и в практической политике. На основе категорий кейнсианского анализа были созданы неокейнсианские теории циклического развития экономики и теории экономического роста. Сегодня кейнсианство развивается в новом облике, получившем название посткейнсианство. Оно оказалось органически связанным с нынешними реалиями экономического развития.
Современная экономическая теория немыслима без вклада Дж. Кейнса. В настоящее время имя Кейнса упоминается не только в студенческих лекциях. Политика всегда была прагматичной — такой она и осталась, и в своем арсенале по-прежнему сохраняет многие из тех рекомендаций, которые были обоснованы Дж. Кейнсом и его последователями.
Библиографический список
1. История экономических учений/Под ред. Автономова В. С. М.: ИНФРА-М, 2002
2. История экономических учений/Под ред. Адвадзе В.С. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002
3. История экономических учений/Под ред. Шмарловской Г. А. Мн: Новое знамя, 2003
4. Макконелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. М.: ИНФРА-М, 2005. С. 374
5. Помякшев Н.Ф. История экономических учений. Самара: Изд-во СГПУ, 2006. 318 с.
6. Ядгаров Я. С. История экономических учений. М.: ИНФРА-М, 2007. 480 с.
7. Акулов В. Б. Кейнсианская модель макроэкономического регулирования: возможность использования в современной экономике. Спб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1993. 154 с.
8. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: «Дело Лтд», 1994. 720 с.
9. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Гелиос АРВ, 1999. 352 с.
10. Майбурд Е. М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. М.: Дело, 2000. 560 с.
11. Сажина М. А. Научные основы экономической политики государства. М.: Инфра-М, 2001. 215 с.
12. Владимиров С. А. О принципиальном дополнении графической интерпретации кейнсианской теории // Финансы и кредит. 2005. № 17. С. 36-47
13. Лейонхуфвуд А. Кейнс как последователь Маршалла // Вопросы экономики. 2006. № 5. С. 32-47
14. Макашева Н. А. Еще раз о революции Дж. М. Кейнса // Общественные науки и современность. 2006. № 2. С. 143-154
15. Маневич В. Е. Теоретическая система Кейнса // Бизнес и банки. 2006. № 4/ www. cemi.rssi. ru
16. Осадчая И. Творческое наследие Дж. М. Кейнса//Науки и жизнь. 1997. № 11, 12
17. Осадчая И. Эволюция макроэкономической теории после Кейнса // Вопросы экономики. 2006. №5. С. 5-19
18. Розмаинский И. Методологические основы теории Кейнса и его «спор о методе» с Тинбергеном // Вопросы экономики. 2007. № 4. С. 25-36
19. Романчук Я. Джон Мейнард Кейнс как зеркало…// www. belgazeta. by. 1999. №3.
20. Рыжановская Л. Ю. Экономическая теория Дж. М. Кейнса: системный взгляд на сберегательный процесс//Финансы и кредит. 2007. №27. С. 12 — 21
21. Скоробогатов А.С. Краткий очерк жизни и творчества Дж. Кейнса // экономический вестник Ростовского госуд. ун-та. 2006. № 4. С 121-130
22. Скоробогатов А.С. Фондовый рынок, институциональная структура и проблема стабильности капиталистической экономики // Вопросы экономики. 2006. № 12. С. 80-97
23. Устиян И. Кейнс и Россия // Экономист. 1997. № 8. С. 76-86
24. Харкорт Дж. Посткейнсианская мысль // Экономист. 2005. № 4. С. 33-46
--PAGE_BREAK--