--PAGE_BREAK--Четвертый этап(середина 90-х годов — 2000 год). В соответствии с положением Единого европейского акта 1 января 1993 г. было введено свободное передвижение факторов производства внутри границ Сообщества. Фактически в рамках Сообщества возникло единое экономическое пространство, означающее вступление ЕС в качественно новый этап экономической интеграции.
Важнейшим рубежом в процессе данной трансформации стало заключение в 1992 г. в г. Маастрихте (Нидерланды) договора о создании Европейского союза (договор прошел ратификацию и вступил в силу с ноября 1993 г.). На основании Маастрихтского договора (февраль 1992 г.) Европейское экономическое сообщество трансформировалось с 1 января 1994 г. в Европейский Союз с числом стран — участниц возросших до 15 (в 90-е к Европейскому союзу присоединились — Австрия, Швеция и Финляндия). К этому времени завершилось создание Единого внутреннего рынка ЕС для движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, отмена таможенного контроля на внутренних границах ЕС и снятие всех внутренних таможенных постов. Были существенно расширены функции наднациональных органов, приняты принципиальные решений о создании системы единого экономического пространства, постепенном переходе к единой валюте и о введении, наряду с национально-государственным, института единого гражданства.
В рамках ЕС осуществляется создание полностью единого внутреннего рынка. Провозглашены цели дальнейшего интеграционного сотрудничества. Они включают создание единого Европейского банка с правами эмиссии единой валюты ЕВРО (с 01.01.2002 г.), образование единого западноевропейского пространства без внутренних границ.
В течение нескольких лет осуществлялся процесс перехода к единой валюте (евро), которая вначале использовалась как расчетное средство, пришедшее на смену ЭКЮ, а затем, с 2002 г., стала выполнять и роль наличной валюты, призванной исполнять функцию денежного средства обращения и заменить национальные валюты. К 2000 г. население 15 стран ЕС составляло около 380 млн. человек, доля этой интеграционной группировки в производстве МВП — около 29 %, в мировом экспорте — более 41 %.
В апреле 2003 г. в г. Афины был подписан договор о принятии в ЕС десяти новых членов: это три бывшие советские прибалтийские республики (Латвия, Литва, Эстония), пять восточноевропейских стран (Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения) и два небольших островных средиземноморских государства — Мальта и Кипр (греческая часть). В январе 2007 г. присоединились еще два государства Болгария и Румыния.
Цель ЕС – постепенное устранение всех ограничений в торговле, установление общего таможенного тарифа в торговле с развивающимися странами, ликвидация ограничений для свободного передвижения людей, капиталов и услуг, проведение общей политики в области сельского хозяйства и транспорта, унификация налоговой системы, создание валютного союза.
В целях их реализации была создана система органов надгосударственного управления. Важнейшими из них являются:
1) Совет ЕС — в форме сессий на уровне глав государств и правительств не реже двух раз в год, а также Совет министров на уровне различных министерств (иностранных дел, экономики, финансов, отраслевых министерств). Именно на уровне этих органов управления принимаются принципиальные решения, определяющие стратегию развития интеграционной группировки;
2) Комиссия ЕС — исполнительный орган, некий аналог правительства, призванный осуществлять реализацию решений Совета ЕС; включает в свой состав несколько десятков основных руководителей (комиссаров), ведающих определенными функциональными и отраслевыми сферами управления. Резиденция КЕС расположена в Брюсселе; общий штат сотрудников — около 20 тыс. чел.;
3) Европейский парламент (Европарламент) — избирается с 1979 г. прямым голосованием граждан стран — членов ЕС; резиденция — в г. Страсбурге; принимает бюджет ЕС, контролирует деятельность КЕС и разрабатывает для нее поручения по конкретным вопросам развития интеграции;
4) Система европейских банков; 5) Европейский суд;
6) Европейский социальный фонд;
7) Европейский фонд регионального развития, и др.
Поступательное развитие ЕС отнюдь не означает отсутствие противоречий и трудностей этого процесса. Выше уже отмечались межстрановые и внутристрановые диспропорции, возникшие в результате присоединения новых членов ЕС. Значительные проблемы возникали и возникают в процессе осуществления единой аграрной политики, единых централизованных цен на основные виды сельскохозяйственной продукции. Тревожит идеологов Евросоюза и падение конкурентоспособности европейских товаров на международных рынках, сокращение доли ЕС в мировой торговле, отставание от США в компьютеризации и др.
Необходимо отметить, что ЕС — это не только региональный, но и глобальный хозяйствующий субъект. Десятки стран мира имеют различные экономические договоры с ЕС и пользуются теми или иными преимуществами и льготами в торговых, финансово-кредитных и иных экономических отношениях с этой интеграционной группировкой; это особенно относится к европейским странам, не входящим в ЕС, к странам Средиземноморского бассейна и бывшим колониям европейских держав, прежде всего — к так называемым странам АКТ (Африки, Карибского моря и Тихого океана). Многие европейские и неевропейские страны (в том числе из числа бывших республик СССР) ставят задачу присоединения к ЕС в качестве важнейшей стратегической цели. С июля 1998 г. вступило в силу Соглашение о партнерстве и сотрудничестве ЕС и РФ; создан специальный орган — Комитет сотрудничества, призванный как содействовать обсуждению принципиальных вопросов развития сотрудничества, так и принимать конкретные решения по текущим проблемам торговых, финансовых и иных взаимоотношений. Обе стороны рассматривают развитие сотрудничества в качестве приоритетных стратегических направлений экономической и политической деятельности. Для России ключевое значение имеет тот факт, что на страны ЕС приходится до 40 % ее внешней торговли, в западноевропейских валютах (а теперь — в евро) номинировано более 40 % внешнего долга и четверть официальных резервов ЦБ РФ.
В настоящее время, несмотря на имеющиеся различия подходов и противоречия в рамках ЕС, достаточно интенсивно развиваются процессы трансформации этой интеграционной экономической группировки в политический союз. Важнейшее значение имеет при этом введение института единого гражданства, усиление принципа обязательности решений над государственных органов и проведение единой внешней политики. Осуществляются конкретные шаги по формированию единых европейских вооруженных сил, особых воинских контингентов, объединяющих подразделения ряда европейских стран, например, Франции и Германии. Все это означает, что ЕС фактически трансформируется из союза государств в одно конфедеративное государство, хотя данный процесс протекает противоречиво и сталкивается с противодействием как внутреннего, так и внешнего характера. Очевидно, что формирование такого конфедеративного государства противоречит глобальным геополитическим целям США, которые вместо конгломерата небольших вассальных стран получают на территории Европы серьезного конкурента, имеющего по некоторым параметрам превосходство над американской экономикой. США, в частности, негативно относятся к идее создания европейских Вооруженных сил, что неизбежно поставит вопрос об их соотношении с военными структурами НАТО (а в перспективе — и о целесообразности сохранения этой военно-политической группировки с безоговорочным доминированием США). В качестве средства торможения европейской военно-политической интеграции США используют развязывание военных конфликтов, и если во время войны в Югославии их разногласия с европейскими союзниками удалось замаскировать, то в связи с иракским конфликтом противоречия как между США и ЕС, так и в рамках самой интеграционной группировки приняли открытые и острые формы. Однако ключевое значение имеет факт сформировавшегося в Западной и Центральной Европе единого экономического пространства, становящегося центром притяжения для национальных хозяйственных систем нескольких континентов. Интеграция западноевропейских стран развивалась неравномерно, сопровождаясь, во-первых, острыми противоречиями между отдельными странами и внутри всей региональной группировки. Одновременно в течение ряда лет в рамках ЕЭС интеграционный процесс складывался как следствие координации хозяйственной политики, т. е., например, совместная сельскохозяйственная политика, торгово-экономические решения по отношению к третьим странам. Этому всегда предшествовал сложный путь к согласию правительств стран — членов ЕЭС. В ЕС доминируют решения межгосударственного координационного характера.
Главная задача интеграционного процесса в рамках ЕС заключается в создании действительно реального «внутреннего рынка» на всей территории 15 стран — членов ЕС, между которыми должны быть ликвидированы экономические границы. Речь идет о концепции преодоления материальных, технических, административных и налоговых барьеров. В 1993 г. были устранены существующие нетарифные барьеры пограничного контроля (различные нормы, налоговые системы и т.д.) в условиях свободного передвижения людей, товаров, услуг и капиталов. От реализации «внутреннего рынка» политики стран — членов ЕС ожидают получить все возможные преимущества крупномасштабной экономики континентальных размеров и преодолеть исторически сформировавшуюся западно-европейскую раздробленность.
Одними из труднейших препятствий на, пути создания в Западной Европе единой экономической системы являются разный уровень хозяйственного развития стран и диспропорции экономической структуры в территориальном разрезе участников ЕС. Территориально-экономические диспропорции стран Западной Европы следует рассматривать в двух аспектах:
• с точки зрения разницы в развитии отдельных стран — участниц ЕС;
• в рамках экономики каждой страны.
Самая низкая дифференциация территориальной экономической структуры в ЕС наблюдалась в то время, когда в него входило 6 стран, — это была наиболее развитая часть Западной Европы. Затем в члены общества были приняты Ирландия и другие страны (Греция, Испания, Португалия), значительно отличающиеся уровнем экономического развития от остальных.
Вторая региональная проблема ЕС — это экономически более слабые территории, так называемые отсталые зоны в пределах отдельных национальных хозяйств. Самые большие диспропорции в ЕС были характерны для Италии, Великобритании, Франции. Италия считалась и считается страной с наибольшими территориальными диспропорциями во всем ЕС. Экономика ее носит двойственный характер: высокоразвитый север и менее развитый юг, в котором сконцентрировано 35% населения и который занимает 40% территории страны. Доход на душу населения здесь почти в 2 раза ниже, чем на севере. Таким образом, экономическая дифференциация отдельных стран в значительной степени зависит от размеров менее развитых территорий в рамках отдельной национальной экономики. В результате дуализма в размещении производительных сил средние экономические показатели Италии значительно ниже аналогичных показателей других стран ЕС. Примерами других отсталых территорий могут служить западная часть Франции (северный район, Эльзас и Лотарингия), центральная и юго-западная части Испании, Португалии, Греции, Великобритании (район Ланкашира, Йоркшира, Южного Уэльса).
Мерой территориальных диспропорций в ЕС является дифференциация общественно-экономических показателей и соотношение между национальными и средними показателями для всего сообщества.
Например, в 1970 г. в 4 странах ЕС национальный доход на одного жителя был ниже среднего для ЕС: Голландия (-3%), Великобритания (-2%), Италия (-31%), Ирландия (-46%). В остальных странах «девятки» показатели национального дохода были выше среднего. Причины территориальных диспропорций заключены и в потенциале природных условий и ресурсов, исторических особенностях развития страны, региона, качестве рабочей силы, уровне развития НТП, инфраструктуре, политической ситуации и т. д. Таким образом, главным достижением ЕС на этом долгом пути (1957— 1992 гг.) стало создание Таможенного союза (отмена пошлин и других ограничений в торговле между членами союза и единый «внешний тариф» по отношению к «третьим странам»), далее — унификация хозяйственного законодательства, создание полномасштабного «единого рынка» со свободным перемещением капиталов, услуг и рабочей силы.
С начала 90-х гг. страны — члены Европейского сообщества взяли курс на заметное форсирование темпов валютно-экономической интеграции, провозгласив своей целью создание к концу столетия единой валюты и единого Центрального банка. Согласованный в конце 1991 г. в Маастрихте договор о Европейском союзе, вступивший в силу 1 ноября 1993 г., юридически закрепил эти решения. В соответствии с договором Экономический и валютный союз создается в три этапа, сроки и содержание которых официально зафиксированы.
Основными чертами первого этапа (с 1 июля 1991 г. до 1 января 1994 г.) являлось участие всех денежных единиц ЕС в механизме совместного колебания курсов валют в рамках Европейской валютной системы, введение процедуры «многостороннего наблюдения» за экономической политикой стран-участниц.
Второй этап (с 1 января 1994 г.) предполагает создание Европейского валютного института и усиление координации экономической политики в рамках ЕС.
Третий (заключительный) этап (с января 1999 г.) — введение единой валюты евро и создание Европейского центрального банка. По мере создания и функционирования Европейского центробанка в обращение с 2001 г. введена денежная единица евро. Как известно, первоначально евро применялась параллельно с национальной валютой и по утвержденному графику (с 1 июля 2002 г.). стала единственной денежной единицей ЕС. На этом же этапе вступило в силу соглашение о едином экономическом пространстве между 15 странами ЕС и 3 странами ЕАСТ (Исландией, Норвегией, Лихтенштейном).
В течение 1990-х гг. в большинстве стран ЕС серьезно изменились подходы к макроэкономической политике. Прежде всего низкие темпы инфляции рассматривались как обязательные для обеспечения устойчивого экономического роста и конкурентоспособности. Этот концептуальный подход был зафиксирован как один из основных критериев Маастрихтского договора, которому должны соответствовать страны, намеревающиеся перейти к единой валюте:
В соответствии с договором для введения единой валюты страна должна отвечать следующим требованиям:
1. Иметь уровень инфляции, не превышающий 1,5%.
2. Иметь дефицит бюджета, не превышающий 3% ВВП, а государственный долг — не более 60% годового объема ВВП.
3. Процентные ставки не должны более чем на 2 процентных пункта превышать уровень, средний для стран с наиболее низкими темпами инфляции.
4. Участвовать в системе совместного колебания валютных курсов не менее двух лет, т. е. в течение двух последних лет перед вступлением в ЕВС национальная валюта не должна девальвироваться.
Переход от Единого рынка (ЕР) через Экономический союз к Экономическому и валютному союзу, основанному на единой валютно-финансовой политике по внедрению единой европейской валюты евро, является одним из сложных этапов западно-европейской интеграции.
Как мы уже знаем, намечен график создания ЭВС и его национальных институтов. Однако процесс шел достаточно сложно с большим разбросом мнений среди стран — членов ЕС. Эта сложность определялась прежде всего различиями в организации кредита, расчетов, курсовой политики и связанными с этим валютными рисками, задержками платежей, различиями в ценах, несопоставимостью налогов и различиями в валютно-финансовой политике.
Условия, предъявляемые к государствам, входящим в ЕС, достаточно жесткие, предусматривали использование «классических мер борьбы» с дефицитностью бюджета и инфляцией, усиление бюджетных расходов на социальные нужды и цели развития. Все это, безусловно, стало причиной «разноскоростного» движения стран — членов ЕС к этому уникальному феномену, не имеющему аналогов в мире, — Экономическому и валютному союзу и единой валюте.
В целом ситуацию по Евросоюзу на 1997—1998 гг. по основным критериям перехода к евро, принятым в Маастрихте, можно проследить по табл. 1.
Таблица 1
Соотношение показателей стран ЕС с Маастрихтскими критериями
Страна — член ЕС
Долг, % ВВП
Дефицит, % ВВП
Инфляция, % ВВП
Процентные ставки
Членство в валютном
союзе
1997
1998
1997
1998
1997
1998
Критерии перехода к евро
60,0
60,0
3,0
3,0
3,2
3,2
7,7
Австрия
66,1
64,7
2,5
2,3
1,1
1,5
5,6
Да
Бельгия
122,1
118,1
2,1
1,7
1,4
1,3
5,7
Да
Великобритания
53,4
53,0
1,9
0,6
1,8
2,3
7,0
Нет
Дания
65,1
59,5
-0,7
-1,1
1,9
2,1
6,2
Нет
Финляндия
55,8
53,6
1,1
-0,3
1,3
2,0
5,9
Да
Франция
58,0
58,1
3,0
2,9
1,2
1,0
5,5
Да
Германия
61,3
61,2
2,7
2,5
1,4
1,7
5,6
Да
Греция
108,7
107,7
4,0
2,2
5,2
4,5
9,8
Нет
Ирландия
66,3
59,5
-0,9
-1,1
1,2
3,3
6,2
Да
Италия
121,6
118,1
2,7
2,5
1,8
2,1
6,7
Да
Люксембург
6,7
7,1
-1,7
-1,0
1,4
1,6
5,6
Да
Нидерланды
72,1
70,0
1,4
1,6
1,8
2,3
5,5
Да
Португалия
62,0
60,0
2,5
2,2
1,8
2,2
6,2
Да
Испания
68,8
67,4
2,6
2,2
1,8
2,2
6,3
Да
Швеция
76,6
74,1
0,8
-0,5
1,9
1,5
6,5
Нет
продолжение
--PAGE_BREAK--Как видно из приведенных данных, на 1997 г. только Греция с 4%-ным уровнем дефицита бюджета к ВВП не соответствует первому Маастрихтскому критерию, а на 1998 г. данному критерию отвечают все 15 стран ЕС.
По второму критерию введения евро—отношению совокупного Государственного долга к величине ВВП — наблюдается совсем иная картина (при условии, когда государственный долг не должен превышать 60%). По итогам 1998 г. к моменту введения евро данномукритерию соответствовало всего 7 государств. Такие развитые государства с огромным экономическим потенциалом, как Италия, Бельгия, Швеция, к этому времени имели государственный долг, в 1,5—2 раза превышающий принятый критерий.
Если строго следовать этому критерию, в регионе, где впервые в истории развития мирохозяйственных связей уже технически и финансово обозначены сроки официального перехода к новому этапу развития ЕС, последствия такого шага могут быть самыми негативными.
В валютный союз с 1 января 1999 г. вошли не все члены ЕС. Вне зоны евро остались Великобритания, Греция, Дания и Швеция. По итогам 1998 г. Греция не соответствовала «маастрихтским критериям» по величине государственного долга (107,7% к ВВП) и темпам инфляции (4,5%), Швеция и Дания были против сокращения социальных расходов государства, что предусматривается в рамках ЕС. Великобританию сдерживают разные подходы правящей партии и оппозиции, которая не исключает присоединения к евро, если данная валюта надежно зарекомендует себя на практике.
Таким образом, готовность стран ЕС к вхождению с 1 января 1999г. в заключительную фазу объединения носит крайне разнородный характер.
В принципе ни одна из перечисленных стран не выступала против валютного союза как такового.
Многие аналитики считают, что наиболее сильной стороной интеграционного процесса является единство позиций по принципиальным вопросам и гармонизация действий всех его членов при практической их реализации. В этом плане ЕЭС/ЕС является «феноменом».
Качественные характеристики являются свидетельством высокого уровня развития и интегрированности Евросоюза. Уже сейчас совокупный ВВП «зоны евро» составляет 6,3 трлн долл. против 9,1 трлн ВВП США. Зона выступает как крупнейший экспортер и импортер готовой продукции, т. е. объем совокупного экспорта 11 государств, готовых к введению евро, составляет 20% общемирового экспорта по сравнению с 16% доли США. По прогнозу совокупная доля всех 15 стран Евросоюза в производстве общемирового ВВП составила 31% против 27%, приходившихся на долю США.
С введением единой валюты Евросоюз занял одно из ведущих мест экономической сверхдержавы, позиции доллара США значительно ослаблены, все это в конечном итоге позитивно сказывается на уровне жизни европейского населения.
Преимущества создания ЕЭС и согласованной наднациональной структуры отражаются на нескольких уровнях:
• на макроэкономическом уровне единая бюджетная дисциплина и денежная система стран ЕС позволят надежнее бороться с инфляцией, снижать процентные ставки и налоги, отсюда и позитивные последствия — рост производства, занятости и т.д.;
• для хозяйственных структур единая валютная политика и валюта будут означать единство денежно-кредитного и валютного регулирования, в том числе значительное сокращение валютных рисков, сроков, переводов и т. д.;
• для частных лиц удешевляются ведение счетов и поездки в пределах ЕС;
• евро способна гораздо устойчивее противостоять доллару и йене, чем нынешняя денежная структура;
• в новых условиях ужесточаются требования к состоянию финансов вновь вступающих в ЕС стран, особенно стран Восточной Европы.
Уже в переходный период 1999-2000 гг. евро обслуживала до 30% международной торговли и до 95% расчетов внутри ЕС против 50% в 1998 г.
Проблемы, ожидаемые на третьем этапе, многообразны и противоречивы. В их числе:
• юридическое оформление евро как единственного платежного средства в рамках ЕС. Национальное законодательство по этому поводу пока противоречиво или вовсе отсутствует;
• возможная оценка нерезидентами Союза пересчета валютных контрактов в евро как нарушение платежных условий заключенных контрактов;
• не отработан вопрос с ценными бумагами (акциями, сертификатами) об их замене на новые, деноминированные в евро;
• не отработан вопрос о том, какие новые условия бюджетной, ценовой и финансово-кредитной дисциплины будут установлены для стран ЕВС на период после 2002 г. и как будет осуществляться их прогноз.
Помимо указанных неясными остаются некоторые фундаментальные вопросы, такие, как психологическая подготовка населения к единой валюте, поддержка ее курса на мировых рынках, борьба с подделками и т. д.
Однако, при всех этих трудностях есть все основания полагать, все страны ЕС войдут в Экономический и валютный союз, т.е. ЭВС станет реальностью, как и ЕС. По многим показателям (население — США, Япония и ЕС составляют соответственно 263, 125 и 370 млн чел.; доля ВВП в странах ОЭСР — 32,5, 20,5 и 38,3%; доля в мировой торговле — 19,6, 10,5 и 20,9%; доля экспорта ВВП — 8,2, 9,0, .10,2%; валютные резервы — 149,1, 172,4 и 349,8 млн долл.) Европейский союз в его нынешнем составе (без учета расширения) опережает два других центра — США и Японию.
На вопрос: «С чем вступает Западная Европа в XXI век?» — аналитики отвечают, что экономическая политика стран ЕС будет приобретать все более согласованный планомерный характер регулирования как денежного обращения, так и производства, что позволит лучше решать вопросы занятости и социальные проблемы. В рамках ЕС уже заложены основы функционирования единого Европейского Центробанка с участием национальных Центробанков государств — членов Союза. С 1 января 1999 г. уже введена денежная единица евро и, как уже отмечалось выше, 11 стран официально подтвердили свою готовность к вступлению в это соглашение. По первоначальному курсу евро соответствует 1,08 долл. США и 2 немецким маркам.
До 2002 г. с евро проводились только безналичные расчеты параллельно с национальными валютами, и с 1 июля 2002 г. по утвержденному графику евро стала единственной денежной единицей ЕС. Далее она получила широкое распространение за пределами ЕС, особенно в странах — кандидатах на вступление в ЕС, и в России.
Европейская ассоциация свободной торговли
В Европе наряду с доминирующей группировкой ЕС функционирует также Европейская ассоциация свободной торговли в составе четырех стран: Швейцарии, Норвегии, Исландии и Лихтенштейна. Эта ассоциация была создана в 1960 г. по инициативе Великобритании как противовес Европейскому экономическому сообществу, однако степень интеграции и экономический потенциал стран – членов ЕАСТ оказались ниже, чем группировки «Общего рынка». Великобритания отказалась от установки на противостояние с ЕЭС, и после ее вступления в эту группировку ЕАСТ фактически распалась. Ее нынешние участники территориально разобщены, их совокупный экономический потенциал значительно уступает потенциалу ЕС, с которым оставшиеся члены ЕАСТ заключили соглашение о зоне свободной торговли промышленными товарами.
Так, что экономическая интеграция в Западной Европе не ограничивается только границами ЕС. ЕАСТ в отличие от ЕС не имеет наднациональных функций и межгосударственных координирующих институтов. ЕАСТ во главу угла ставит экономическое сотрудничество. В первую очередь она содействовала либерализации торгов ли и устранению таможенных барьеров.
Страны — члены ЕАСТ (в 80-е годы их было 7, в середине 90-х годов — Норвегия, Исландия, Лихтенштейн, Швейцария) добровольно присоединяются к тому или иному торгово-экономическому соглашению с третьими странами, а также обладают суверенным правом устанавливать в отношении этих стран любые таможенные тарифы. В торговле между странами — членами Европейской ассоциации свободной торговли режим свободного беспошлинного торгового оборота действует только в отношении промышленных товаров, так как действие конвенции ЕАСТ не распространяется на сельскохозяйственную продукцию.
В 1972 г. каждое государство, входящее в ЕАСТ, подписало соглашение с ЕЭС/ЕС, в соответствии с которым постепенно были снижены пошлины и количественные ограничения на промышленные товары. Беспошлинная торговля между этими странами базируется на системе сложных правил, разработанных в зависимости от происхождения товара. Из-за отсутствия единого таможенного тарифа внутри ЕАСТ свобода беспошлинной торговли существует только для товаров, произведенных в странах — членах.
В 1994 г. ЕАСТ и ЕС подписали соглашение об образовании «единого экономического пространства» (ЕЭП), в которое из западноевропейских стран не вошла только Швейцария. Основополагающий принцип соглашения — свободное перемете капиталов, товаров, услуг и физических лиц
Следует подчеркнуть, что ЕЭП не является таможенным союзом. Входящие в него государства в рамках структур ЕС и ЕАСТ не имеют ни единой торговой политики, ни общих таможенных тарифов по отношению к третьим странам. Единое экономическое пространство возглавляет совет, состоящий из министров государств — участников соглашения.
Несмотря на высокий уровень развития входящих в нее государств и взаимных экономических связей между ними, ЕАСТ не стала полноценной интеграционной группировкой. Фактически она явилась своеобразным «подготовительным классом» для новых членов ЕЭС/ЕС. В настоящее время многие таены ЕАСТ рассматривают ее как потенциальную, зону свободной торговли между восточноевропейскими и западноевропейскими странами.
Европейская ассоциация свободной торговли приветствовавла создание в начале 1996 г. центральноевропейской зоны свободной торговли из 12 стран. Не исключено, что со временем эти государства пополнят ЕАСТ, членство в которой станет для них первым шагом на пути в ЕС.
Экономическая мощь ЕС, динамичность его расширения и сильная зависимость отдельных стран Западной Европы от торговли с ним, как считает Вольфганг Хойер, автор известной книги «Как делать бизнес в Европе», в ближайшем будущем поставят перед остальными странами альтернативу: либо вступить в ЕС и частично отказаться от своего суверенитета, но зато воспользоваться всеми возможностями крупнейших рынков мира, либо оставаться в стороне, отрезать себе путь к участию в процессе объединения Западной Европы со всеми отрицательными последствиями для собственной экономики.
Центральноевропейское соглашение о свободной торговле
После прекращения деятельности интеграционной группировки бывших социалистических государств — Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), бывшие члены этой организации не отказались от углубленного сотрудничества. В 1990 г. они образовали свою интеграционную группировку «Вышеградскую тройку», в которую вошли Венгрия, Польша и Чехословакия. После распада Чехословакии эта группировка преобразовалась в «Вышеградскую четверку». С 1 марта 1993 г. в рамках этой группировки вступило в силу Централъноевропейское соглашениео свободной торговле(СЕФТА), предусматривающее постепенное взаимное снижение пошлин. Этот шаг был продиктован тем, что, несмотря на специальные так называемые «европейские соглашения» с ЕС, каждой из «Вышеградской четверки», их торгово-экономические отношения развиваются в целом малоудовлетворительно. Поэтому для сохранения и приумножения наработанных за последние десятилетия торгово-экономических связей Центральной Европы и была создана эта интеграционная группировка.
С сентября 1995 г. СЕФТА приобрела статус открытой организации. Важным принципом деятельности СЕФТА стало то, что «внутренние рынок открываются не для конкуренции, а чтобы дополнять друг друга». К договору может присоединиться любое государство при условии его членства во Всемирной торговой организации и наличии у него договоров о свободной торговле с ЕС и каждым из участников СЕФТА. По прогнозам экспертов к началу XXI века в СЕФТА могут войти Болгария, Литва, Латвия, Эстония, Украина. Население, проживающее в этой зоне, составит свыше 120 млн. человек. При этом только 30% товаров, циркулирующих в рамках СЕФТА, будет облагаться налогами.
В середине 1998 г. была учреждена новая международная региональная организация с участием ряда европейских государств — Черноморское экономическое сотрудничество (ЧЭС). Членами ЧЭС стали 11 государств: Азербайджан, Албания, Армения, Болгария, Греция, Грузия, Молдавия, Румыния, Турция, Украина и Россия. Интерес к участию ЧЭС проявляют также Казахстан, Узбекистан, Франция, Иран. Фактически ЧЭС до ее официального создания уже функционировала в течение 5 лет. Реализации планов торгово-экономического сотрудничества в регионе серьезно мешает ряд конфликтов и нерешенных территориальных проблем, в частности, в Косово, Абхазии, Нагорном Карабахе.
Заключение
Изучив данную проблему, мы можем сделать следующие выводы.
Цель создания интеграционных союзов – уменьшение, а в перспективе и полное устранение барьеров, которые перегораживают свободное движение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.
Экономическая интеграция, в свою очередь, создает условия для ускорения интернационализации производства стран — участниц этого процесса, выравнивания их основных социально-экономических параметров.
Интеграционные экономические процессы с Западной Европе – одноиз самых существенных явлений в развитии мировой экономики в послевоенный период. Накопленный Западом в этой области опыт может в значительной мере пригодится для России.
Западноевропейская интеграция – это перестройка, но перестройка на высоком уровне социально-экономического и политического развития входящих в нее стран. Она включает переход к смешанной экономике, противодействие монополизму и поддержание конкуренции и предпринимательства, регулирование социальных отношений, упор на человеческий капитал и демократию.
Характерна планомерность в прохождении этапов интеграции и настойчивость в достижении поставленных целей. В настоящее время в интеграционную группировку вошли не 27 стран.
ЕС в материальной форме воплощает в себе давнюю мечту европейцев о европейском единстве, ликвидации межнациональных границ. Политическое объединение, демократия, приоритет взаимовыгодности экономического сотрудничества – вот основы философии европейской экономической интеграции.
Консенсус, приоритет общих над национальных интересов, поэтапность и постепенность в развитии интеграционных процессов – важные принципы функционирования ЕС.
Как и всякий исторический процесс, европейская интеграция знала свои приливы и отливы, но в целом это было поступательное движение, имеющее исключительно важное значение как для самой Европы, так и для понимания интеграционных целей и задач нашей страны.
Россия принадлежит к числу европейских государств, и вопрос ее интеграции мог бы быть решен путем присоединения в качестве полноправного члена ЕС. Однако, несмотря на определенный прогресс в реформах, необходимые экономические, политические и правовые предпосылки еще не созрели, хотя дата присоединения предполагается в 2005—2010 гг. С другой стороны, на данное время не все члены альянса совпадают во мнениях с такой постановкой вопроса.
С 1 декабря 1997 г. подписано соглашение о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Россией, что означает начало новых взаимоотношений. За минувшие годы накоплен значительный опыт практического сотрудничества в этом направлении. За все время ЕС достаточно последовательно проводил курс на включение России в крупнейшие международные организации — МВФ, Всемирный банк, Совет Европы. Европейский союз поддерживает заявку России на вступление в ВТО и ОЭСР. Вместе с тем эффективность диалога с ЕС в большей мере будет зависеть от того, насколько России удастся вести активное сотрудничество со всеми европейскими организациями, развивая в том числе двусторонние отношения с европейскими странами, особенно в Центральной и Восточной Европе.
Фактическое развитие экономических связей России с ЕС характеризуется тем, что, с одной стороны, ЕС является крупнейшим партнером России, на долю которого приходится 1/3 ее внешней торговли, 40—50% иностранных вложений в ееэкономику, а с другой — темпы роста взаимного товарооборота имеют тенденцию к снижению и абсолютные капиталовложения западно-европейских стран в экономику России крайне незначительны — 9-10 млрд. долл., а чистые прямые инвестиции — не более 2-3 млрд. долл.
Общеизвестны объективные причини, тормозящие торгово-экономические связи. Это асимметричность структуры взаимной торговли, затяжной характер реформ, внутренняя политическая и экономическая ситуация.
На Российско-Европейском саммите в Москве (февраль 1999 г.) рассматривался вопрос об экономическом развитии России и поддержке реформ. С учетом расширения ЕС на восток здесь же был обсужден вопрос о Создании единого Европейского пространства, при этом Россия первоначально выступает как стратегический партнер в рамках европейского общего рынка. Для России ЕС представит уникальную возможность освободиться от диктата МВФ, а вместо его «рекомендаций» проводить внешнюю и внутреннюю политику, отвечающую собственным национальным интересам. Прежде всего — расширить кооперацию со странами ЕС. Осенью 2000г. на страны ЕС приходилось до 60% российской внешней торговли против 4% с США и почти 60% иностранных инвестиций в экономику России.
продолжение
--PAGE_BREAK--
продолжение
--PAGE_BREAK--Реальный темп прироста ВАЛ. НАЦ. ПРОДУКТА
Темп прироста объема ВАЛ. НАЦ. ПРОДУКТА, вычислен используя данные в ценах прошлого года.
1997
1998
1999
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
ЕС (27 стран)
2.7
2.9
3.0
3.9
2.0
1.2
1.3
2.4
1.7
:
:
:
ЕС (25 стран)
2.7
2.9
3.0
3.9
2.0
1.2
1.3
2.4
1.7
2.8 (f)
2.4 (f)
2.4 (f)
ЕС (15 стран)
2.6
2.9
3.0
3.9
1.9
1.1
1.1
2.3
1.5
2.6 (f)
2.2 (f)
2.3 (f)
Область евро
2.5
2.8
3.0
3.8
1.9
0.9
0.8
2.0
1.4
2.6 (f)
2.1 (f)
2.2 (f)
Область евро (13 стран)
2.6
2.8
3.0
3.9
1.9
0.9
0.8
2.0
1.4
2.6 (f)
2.1 (f)
2.2 (f)
Область евро (12 стран)
2.5
2.8
3.0
3.9
1.9
0.9
0.8
2.0
1.4
2.6 (f)
2.1 (f)
2.2 (f)
Бельгия
3.5
1.7
3.4
3.7
0.8
1.5
1.0
3.0
1.1
2.7 (f)
2.3 (f)
2.2 (f)
Болгария
-5.4
3.9
2.3
5.4
4.1
4.9
4.5
5.6
5.5
6.0 (f)
6.0 (f)
6.2 (f)
Чешская Республика
-0.7
-0.8
1.3
3.6
2.5
1.9
3.6
4.2
6.1
6.0 (f)
5.1 (f)
4.7 (f)
Дания
3.2
2.2
2.6
3.5
0.7
0.5
0.4
2.1
3.1
3.0 (f)
2.3 (f)
2.2 (f)
Германия
1.8
2.0
2.0
3.2
1.2
0.0
-0.2
1.2
0.9
2.5
1.2 (f)
2.0 (f)
Эстония
11.1
4.4
0.3
10.8
7.7
8.0
7.1
8.1
10.5
10.9 (f)
9.5 (f)
8.4 (f)
Ирландия
11.7
8.5
10.7
9.4
5.8
6.0
4.3
4.3
5.5
5.3 (f)
5.3 (f)
4.3 (f)
Греция
3.6
3.4
3.4
4.5
5.1
3.8
4.8
4.7
3.7
3.8 (f)
3.7 (f)
3.7 (f)
Испания
3.9
4.5
4.7
5.0
3.6
2.7
3.0
3.2
3.5
3.8 (f)
3.4 (f)
3.3 (f)
Франция
2.2
3.5
3.2
4.0
1.9
1.0
1.1
2.3
1.2
2.2 (f)
2.3 (f)
2.1 (f)
Италия
1.9
1.4
1.9
3.6
1.8
0.3
0.0
1.1
-0.0
1.7 (f)
1.4 (f)
1.4 (f)
Кипр
2.3
5.0
4.8
5.0
4.0
2.0
1.8
4.2
3.9
3.8 (f)
3.8 (f)
3.9 (f)
Латвия
8.4
4.7
3.3
6.9
8.0
6.5
7.2
8.6
10.2
11.0 (f)
8.9 (f)
8.0 (f)
Литва
8.5
7.5
-1.5
4.1
6.6
6.9
10.3
7.3
7.6
7.8 (f)
7.0 (f)
6.5 (f)
Люксембург
5.9
6.5
8.4
8.4
2.5
3.8
1.3
3.6
4.0
5.5 (f)
4.5 (f)
4.2 (f)
Венгрия
4.6
4.9
4.2
8.1
4.1
4.3
4.1
4.9
4.2
4.0 (f)
2.4 (f)
2.7 (f)
Мальта
4.9
3.4
4.1
5.7
-1.1
1.9
-2.3
0.8
2.2
2.3 (f)
2.1 (f)
2.2 (f)
Нидерланды
4.3
3.9
4.7
3.9
1.9
0.1
0.3
2.0
1.5
3.0 (f)
2.9 (f)
2.6 (f)
Австрия
1.8
3.6
3.3
3.4
0.8
0.9
1.1
2.4
2.0
3.1 (f)
2.6 (f)
2.1 (f)
Польша
7.1
5.0
4.5
4.2
1.1
1.4
3.8
5.3
3.5
5.2 (f)
4.7 (f)
4.8 (f)
Португалия
4.2
4.8
3.9
3.9
2.0
0.8
-1.1
1.2
0.4
1.2 (f)
1.5 (f)
1.7 (f)
Румыния
:
:
-1.2
2.1
5.7
5.1
5.2
8.4
4.1
7.2 (f)
5.8 (f)
5.6 (f)
Словения
4.8
3.9
5.4
4.1
2.7
3.5
2.7
4.4
4.0
4.8 (f)
4.2 (f)
4.5 (f)
Словакия
5.7
3.7
0.3
0.7
3.2
4.1
4.2
5.4
6.0
6.7 (f)
7.2 (f)
5.7 (f)
Финляндия
6.1
5.2
3.9
5.0
2.6
1.6
1.8
3.5
2.9
4.9 (f)
3.0 (f)
2.6 (f)
Швеция
2.3
3.7
4.5
4.3
1.1
2.0
1.7
4.1
2.9
4.0 (f)
3.3 (f)
3.1 (f)
Объединенное Королевство
3.0
3.3
3.0
3.8
2.4
2.1
2.7
3.3
1.9
2.7 (f)
2.6 (f)
2.4 (f)
Хорватия
6.8
2.5
-0.9
2.9
4.4
5.6
5.3
3.8
4.3
4.5 (f)
4.6 (f)
4.5 (f)
Македония
1.4
3.4
4.3
4.5
-4.5
0.9
2.8
4.1
4.0 (f)
3.8 (f)
4.5 (f)
5.5 (f)
Турция
7.5
3.1
-4.7
7.4
-7.5
7.9
5.8
8.9
7.4
6.0 (f)
6.4 (f)
6.3 (f)
Исландия
4.9
5.8
4.0
4.4
3.6
-0.3
2.7
7.7
7.5
4.1 (f)
1.4 (f)
:
Норвегия
5.2
2.6
2.1
2.8
2.7
1.1
1.1
3.1
2.3
3.0 (f)
2.4 (f)
2.2 (f)
Швейцария
1.9
2.8
1.3
3.6
1.0
0.3
-0.2
2.3
1.9
2.7 (f)
1.9 (f)
1.7 (f)
США
4.5
4.2
4.4
3.7
0.8
1.6
2.5
3.9
3.2
3.4 (f)
2.3 (f)
2.8 (f)
Япония
1.6
-2.0
-0.1
2.9
0.2
0.3
1.4
2.7
1.9
2.7 (f)
2.3 (f)
2.1 (f)
Канада
4.4
4.1
5.5
5.3
1.7
3.2
10.2 (f)
2.9 (f)
2.9 (f)
2.8 (f)
2.6 (f)
3.0 (f)
Валовой внутренний продукт на рынке оценивается по текущим ценам
1997
1998
1999
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
В миллионах евро (после 1.1.1999)/В миллионах of ЭКЮ (до 31.12.1998)
ЕС (27 стран)
7753760.8
8123970.4
8535789.8
9149946.0
9524862.9
9881509.2
10040592.5
10530413.9
10949535.9
:
:
:
ЕС (25 стран)
7713349.2
8075147.6
8490238.1
9095895.3
9464709.1
9816478.8
9970254.2
10450000.7
10848774.3
11375438.3 (f)
11893070.9 (f)
12420210.8 (f)
ЕС (15 стран)
7416587.6
7751575.7
8155289.5
8712421.1
9033449.4
9358220.4
9518142.4
9960721.0
10288027.5
10771578.2 (f)
11240607.7 (f)
11716890.0 (f)
Область евро
5764812.8
5989592.6
6257404.7
6586380.4
7003762.2
7246792.1
7455596.6
7748772.7
7999819.9
8358636.9 (f)
8732296.9 (f)
9084580.6 (f)
Область евро (13 стран)
5891679.0
6119769.0
6398007.5
6733086.0
7025780.6
7270491.1
7480456.8
7775004.9
8027453.6
8388061.1 (f)
8732296.9 (f)
9084580.6 (f)
Область евро (12 стран)
5874280.0
6100975.5
6377855.7
6712272.4
7003762.2
7246792.1
7455596.6
7748772.7
7999819.9
8358636.9 (f)
8700601.2 (f)
9050614.4 (f)
В миллионах ППС
ЕС (27 стран)
:
8214005.8
8631293.7
9251583.9
9633189.2
9996419.3
10164844.0
10665723.5
11081435.3
11640106.4 (f
12154852.4 (f)
12714359.3 (f)
ЕС (25 стран)
7713349.2
8075147.6
8490238.1
9095895.3
9464709.1
9816478.8
9970254.2
10450000.7
10848774.3
11375438.3
11893070.9
12420210.8
ЕС (15 стран)
7076791.9
7403983.6
7782833.1
8339241.9
8672796.6
8982408.7
9102999.4
9517810.4
9858531.3
10320360.3 (f)
10742808.0 (f)
11203250.3 (f)
Область евро
5537881.2
5796210.4
6086212.0
6508994.7
6926380.9
7140852.0
7232197.0
7532206.9
7799259.2
8160806.0 (f)
8527931.7 (f)
8889570.2 (f)
Область евро (13 стран)
5693180.4
5958952.1
6258310.2
6697678.2
6957060.9
7172867.1
7265828.6
7568461.1
7837710.4
8201909.7 (f)
8527931.7 (f)
8889570.2 (f)
Область евро (12 стран)
5668984.0
5933401.3
6230843.3
6668593.8
6926380.9
7140852.0
7232197.0
7532206.9
7799259.2
8160806.0 (f)
8484298.9 (f)
8843092.5 (f)
ППС на душу населения
ЕС (27 стран)
:
17100
17900
19200
19900
20600
20900
21800
22500
:
:
:
ЕС (25 стран)
17200
17900
18800
20100
20800
21500
21800
22700
23500
24500
25600
26600
ЕС (15 стран)
18900
19700
20700
22100
22800
23500
23700
24700
25400
26500 (f)
27400 (f)
28500 (f)
Область евро
19000
19800
20800
22100
22600
23200
23300
24200
24900
25900 (f)
26800 (f)
27900 (f)
Область евро (13 стран)
18700
19500
20500
21800
22600
23100
23300
24100
24800
25900 (f)
26800 (f)
27900 (f)
Область евро (12 стран)
18800
19600
20500
21900
22600
23200
23300
24200
24900
25900 (f)
26800 (f)
27900 (f)
Производительность труда по занятости населения
ВАЛ. НАЦ. ПРОДУКТ в Стандартах Покупательной Способности (ППС) по занятости населения EU-25
(EU-25 = 100)
1997
1998
1999
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
ЕС (27 стран)
:
95.7
95.9
96.0
96.2
96.4
96.4
96.5
96.6
:
:
:
ЕС (25 стран)
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100 (f)
100 (f)
:
ЕС (15 стран)
109.6
109.3
108.5
108.0
107.6
107.1
106.8
106.5
106.4
106.4 (f)
105.9 (f)
105.7 (f)
Область евро
112.0
111.6
110.5
109.5
108.2
107.3
106.9
106.2
106.1
105.9 (f)
105.1 (f)
104.7 (f)
Область евро (13 стран)
111.0
110.6
109.6
108.7
108.0
107.1
106.7
106.0
105.9
105.8 (f)
105.1 (f)
104.7 (f)
Область евро (12 стран)
111.3
110.9
109.8
108.9
108.2
107.3
106.9
106.2
106.1
105.9 (f)
105.2 (f)
104.8 (f)
Бельгия
128.2
126.8
125.4
126.4
126.7
127.9
129.8
130.2
128.9
129.4 (f)
129.1 (f)
128.8 (f)
Болгария
28.1 (e)
28.8 (e)
29.5
31.4
32.6
32.6
33.3
33.4 (f)
34.1 (f)
35.2 (f)
36.4 (f)
37.8 (f)
Чешская Республика
57.2 (e)
56.8 (e)
58.5
58.3
59.2
60.4
63.9
65.2
66.1
68.5 (f)
70.4 (f)
72.3 (f)
Дания
102.6
101.7
104.0
105.4
104.8
102.3
102.0
102.6
104.8
105.2 (f)
105.7 (f)
106.4 (f)
Германия
106.5
104.9
103.5
101.6
100.5
99.9
104.5
103.0
102.6
103.0 (f)
102.0 (f)
101.8 (f)
Эстония
36.4 (e)
38.2 (e)
39.3
43.7
45.2
47.5
51.1
53.4
58.6
62.1 (f)
65.6 (f)
69.3 (f)
Ирландия
122.2
120.2
120.4
122.4
123.8
127.5
128.9
128.6
129.3
128.6 (f)
129.5 (f)
131.1 (f)
Греция
87.4 (e)
86.1 (e)
87.1 (e)
90.8 (e)
92.1 (e)
97.2 (e)
99.8 (e)
98.4 (e)
101.4 (e)
102.4 (f)
103.1 (f)
104.1 (f)
Испания
101.1
100.2
100.5
97.9
97.8
99.0
99.1
97.4
97.1
96.0 (f)
94.8 (f)
93.7 (f)
Франция
124.6
125.1
123.3
122.5
122.6
120.7
116.5
117.5
119.0
119.0 (f)
118.6 (f)
118.4 (f)
Италия
123.6
124.5
122.9
121.7
119.0
115.4
110.2
108.1
106.3
104.9 (f)
103.9 (f)
103.1 (f)
Кипр
77.6 (e)
80.0 (e)
76.3
78.6
80.4
78.1
78.9
80.2
80.8
81.5 (f)
82.2 (f)
83.0 (f)
Латвия
33.8 (e)
34.9 (e)
35.7
38.4
39.5
40.3
41.9
43.7
47.3
50.5 (f)
53.6 (f)
56.6 (f)
Литва
36.9 (e)
39.0 (e)
38.5
41.0
44.9
45.5
49.7
51.6
53.4
55.8 (f)
58.4 (f)
61.2 (f)
Люксембург
148.4
147.3
160.8
159.9
148.5
150.0
159.1
159.7
164.0
164.6 (f)
163.2 (f)
161.8 (f)
Венгрия
59.3 (e)
60.2 (e)
59.5
62.0
65.6
67.9
68.7
69.8
71.3
73.1 (f)
73.8 (f)
74.6 (f)
Мальта
:
:
:
90.0
84.9
86.4
85.3
83.3
81.9
81.9 (f)
81.6 (f)
81.4 (f)
Нидерланды
105.4
104.8
104.3
105.4
107.4
106.1
105.7
108.0
109.5
109.4 (f)
109.2 (f)
109.1 (f)
Австрия
:
:
:
:
:
:
:
:
:
109.9 (f)
109.6 (f)
:
Польша
47.0 (e)
48.0 (e)
51.3 (e)
53.3 (e)
54.1 (e)
56.1 (e)
57.3 (e)
58.8 (e)
59.0 (e)
59.3 (f)
60.4 (f)
62.0 (f)
Португалия
69.7
70.5
72.1
72.3
71.7
71.5
66.3 (f)
65.6 (f)
65.6 (f)
65.1 (f)
64.7 (f)
64.4 (f)
Румыния
:
:
28.8
28.0
29.9
32.1
34.1 (f)
37.0 (f)
38.8 (f)
40.9 (f)
42.5 (f)
44.2 (f)
Словения
67.2 (e)
68.9 (e)
70.3
70.0
71.4
71.1
74.1
76.4
78.5
80.5 (f)
82.3 (f)
84.2 (f)
Словакия
50.0 (e)
51.3 (e)
52.4
54.7
56.1
59.1
60.1
62.2
64.8
66.5 (f)
69.1 (f)
71.4 (f)
Финляндия
109.3
111.9
110.4
111.3
112.2
110.6
104.9
107.0
106.3
108.4 (f)
109.4 (f)
110.3 (f)
Швеция
106.0
104.7
106.9
107.1
102.9
101.7
103.9
105.2
105.1
106.2 (f)
106.5 (f)
107.2 (f)
Объединенное Королевство
102.7
103.2
102.8
103.8
105.3
107.6
107.0
108.4
108.1
108.6 (f)
108.9 (f)
109.3 (f)
Хорватия
49.2 (e)
51.5 (e)
51.6 (e)
50.0 (e)
54.7 (e)
55.3 (e)
57.5 (e)
57.8
59.5 (f)
60.4 (f)
61.2 (f)
62.5 (f)
Македония
:
:
:
:
:
:
:
:
:
:
:
:
Турция
40.1 (e)
39.7 (e)
36.3
39.6 (f)
35.3 (f)
37.1 (f)
38.2 (f)
38.5 (f)
39.4 (f)
40.6 (f)
41.7 (f)
43.1 (f)
Исландия
:
101.8
100.2
98.9
98.9
97.4
96.0
101.1
104.1
104.2 (f)
103.3 (f)
:
Норвегия
115.6
108.3
115.8
133.9
132.2
125.6
129.3
135.9
148.1
147.5 (f)
147.3 (f)
146.9 (f)
Швейцария
104.5
104.1
101.2
101.4
97.8
99.9
100.5
100.5
100.3
100.1 (f)
100.1 (f)
100.3 (f)
США
131.8
132.7
133.7
132.7
131.9
132.0
134.0
135.7
137.4
137.7 (f)
137.7 (f)
138.4 (f)
Япония
94.5
92.1
91.3
92.3
91.9
91.5
92.2 (f)
95.4 (f)
96.5 (f)
97.4 (f)
97.8 (f)
98.0 (f)
Канада
113.3
113.6
115.6
115.9
115.0 (f)
115.3 (f)
114.1 (f)
112.8 (f)
111.3 (f)
110.4 (f)
109.7 (f)
104.0 (f)
продолжение
--PAGE_BREAK--