Реферат по предмету "Мировая экономика"


Организационные формы крупного бизнеса

--PAGE_BREAK--Для банковского сектора характерен высокий темп рыночных преобразований. Однако настоящий расцвет банков связан с либерализацией в 1992 году. Банковский сектор больше всех выиграл от инфляции. Ситуацию усугубили неэффективная платежная система, неразвитость валютного рынка и неустойчивый валютный курс рубля. Все это банки использовали в своих интересах.
Экспансия крупных банков внутри самого банковского сектора, формирование сетей столичных банков в регионах – одна из особенностей нынешнего этапа развития ФПГ. Следует также учесть, что банки имеют более квалифицированный персонал, чем остальные экономические субъекты. Это позволяет им формировать собственные инвестиционные стратегии, нацеленные на приобретение существенной доли в секторах, которые имеют возможности для роста уже в среднесрочной перспективе.
Таким образом, одним из важнейших элементов формирующихся отечественных финансово-промышленных групп являются банки.
Вторая сфера быстрого накопления капитала – торговля. Высокая прибыльность торгового бизнеса связана с огромными различиями в структурах внутренних и мировых цен, сделавшими внешнюю торговлю сразу после отказа от государственной монополии на эту сферу весьма эффективной.
Во многих случаях торговые структуры появлялись раньше, чем финансовые, и выступали материнскими компаниями по отношению к последним. Однако с учетом прибыльности банковского бизнеса практически все заметные торговые компании не только открыли собственные банки, но и рассматривают собственную банковскую деятельность в качестве приоритетного направления развития.
В свою очередь, банки непосредственно внедряются на рынок торговых услуг, создавая дочерние компании. Банки также активно участвуют в приобретении акций крупнейших предприятий розничной торговли.
Таким образом, банки и торговые компании являются в сегодняшних условиях основными структурообразующими элементами ФПГ. Именно здесь основной источник доходов группы (которые могут частично перераспределяться в пользу других входящих в группу предприятий, в том числе на освоение новых рынков).
Кроме того, в современной структуре ФПГ, как правило, присутствуют еще два «типовых» элемента – страховая компания и чековый инвестиционный фонд. В условиях инфляции и при отсутствии в обществе традиций потребления страховых услуг развитие страхования сталкивается со спросовыми ограничениями. Однако в рамках более крупных структур страховые компании оказываются крайне полезными, в том числе для безналогового увеличения наличных выплат работающим в ФПГ (через страховые платежи) и организации легального вывоза капитала (через перестрахование за рубежом).
Именно сегодня инвестиционные фонды играют основную роль в практическом осуществлении инвестиционной стратегии ФПГ в части приобретения пакетов акций и отдельных предприятий в ходе приватизации.
В меньшей степени в структуре современных ФПГ распространены такие преобразования, как, например, фирмы по работе с недвижимостью. Сравнительно новая тенденция, которая будет усиливаться, – формирование частных пенсионных фондов.[2]
На основании всего выше сказанного можно сделать вывод, что участниками финансово-промышленной группы могут быть различные промышленные предприятия, финансово-кредитные учреждения и прочие юридические лица. Однако в настоящее время основными элементами ФПГ являются банки, поэтому необходимо подробнее отразить роль финансово-кредитных институтов в формировании и развитии финансово-промышленных групп.
Финансово-промышленные группы можно классифицировать следующим образом, исходя из того, чего именно хотят учредители:
1. Первый вид ФПГ может формироваться по инициативе финансовых институтов, заинтересованных в надежном и достаточно прибыльном вложении средств. Целенаправленно консолидируя акции торговых, промышленных, транспортных предприятий (непосредственно или через создание холдинговых структур), финансовые компании становятся ядром группы.
ФПГ этого вида отличаются широким разнообразием входящих в них предприятий, которые могут быть совершенно не связанными друг с другом ни по производственной кооперации, ни по другим хозяйственным интересам. Этот вид ФПГ возникает в результате диверсификации капитала финансово-кредитных учреждений, повышающей его надежность в изменчивой конъюнктуре рынка. В сегодняшних условиях образования ФПГ такого рода сомнительно, т. к. банки избегают долгосрочных вложений в промышленные предприятия, особенно крупные.
2. Второй вид ФПГ может возникнуть при необходимости обеспечить производственно-техническое развитие группы промышленных предприятий и научно-исследовательских организаций, имеющих общие интересы в технологическом взаимодействии по созданию определенной продукции и освоению новых технологий.
Организаторами этой формы ФПГ выступают промышленные предприятия, но они нуждаются в инвестициях, которыми располагают банки, страховые и инвестиционные компании.
Так как финансово-кредитные институты особо не желают финансировать промышленность, промышленные предприятия вынуждены создавать свои банки. Сейчас, желая создать ФПГ, многие также собираются учреждать новые банки в составе этих групп. Эти банки, как правило, маломощны. К тому же сейчас Центральный банк РФ установил для коммерческих банков нижний предел уставного капитала, который трудно преодолим.
Эти типы ФПГ ориентированы на интересы частных предприятий и собственно рыночные условия их работы.
3. Этот вид ФПГ призван содействовать формированию государственного сектора в экономике. Зародыши таких ФПГ уже созданы в форме холдинговых компаний. Чтобы превратить их в ФПГ, нужно ввести в их состав крупное финансово-кредитное учреждение.
Эти ФПГ ориентированы на предприятия либо государственные, либо акционированные, но с высоким удельным весом федеральной собственности.
К этому виду можно отнести ФПГ, которые намерены создать региональные администрации в своих краях и областях, желая использовать новую структурную форму для достижения своих целей.
4. Этот вид предусмотрено создавать на основе межправительственных соглашений. Предполагается, что эти ФПГ обладают двумя особенностями: во-первых, создаются с участием иностранного капитала, привлекаемого межправительственными соглашениями в различных формах, во-вторых, перечень российских участников ФПГ определяется Правительством РФ из числа предприятий с долей государственной собственности в их капитале не менее 25%. Однако многие не считают создание ФПГ на базе государственных предприятий перспективным. Также следует выделить официальные и неформальные ФПГ.
Большинство промышленных ФПГ официально зарегистрированы, в то время как большинство банковских ФПГ являются неформальными.
Интеграция в неформальных группах основана на перекрестном участии в собственности, в то время как координация деятельности членов официально зарегистрированных групп осуществляется посредством долгосрочных контрактов. Интеграция в официально зарегистрированных группах является менее глубокой. Вместо взаимного обмена акциями члены официально зарегистрированных финансово-промышленных групп заключают соглашения о сотрудничестве, которые помогают им координировать свою деятельность и обеспечивают заинтересованность в результатах хозяйственной деятельности друг друга.
По данным статистики сегодня, за счет образования ФПГ увеличиваются объемы отгруженной продукции выручка от реализации продукции, балансовая прибыль, рентабельность.
Казалось бы, это свидетельствует о плодотворности идеи официального статуса ФПГ. Однако предстоит еще немало сделать, чтобы интеграция промышленного и банковского капиталов в рамках большинства получивших этот статус структур перестала быть декларацией.
Мировой опыт деятельности финансово-промышленных групп.
Рыночно ориентированная финансовая система характеризуется высоким уровнем развития рынка капитала, широким набором различных финансовых инструментов. Кроме того, изначально высокий уровень развития промышленных корпораций, надежность акций которых не вызывала сомнений, во многом облегчил процесс привлечения дополнительного капитала. Промышленные предприятия увеличивали капитал главным образом за счет новых эмиссий акций, поэтому практически отпадала необходимость в долгосрочном кредитовании как способе увеличения их основного капитала. Поэтому, в сложившихся условиях, функции банков сводились лишь к аккумулированию сбережений, предоставлению краткосрочных кредитов, осуществлению на внешнем рынке операций с ценными бумагами, но без непосредственного участия в управлении предприятиями. Другой отличительной особенностью крупнейших корпораций рыночно ориентированной финансовой системы является значительная степень распыленности акционерного капитала. У типичной корпорации рыночно ориентированной финансовой системы много собственников, каждый из которых владеет сравнительно небольшой долей корпоративного капитала. В результате ни одна из групп акционеров не может предъявить особые права на управление компанией.
Кроме того, на интеграционные процессы в странах с рыночно ориентированной финансовой системой большое оказало влияние антимонопольное законодательство. Так, в американской экономике антимонопольное законодательство не только затрудняло концентрацию промышленного капитала, но и создавало дополнительные препятствия на пути сращивания банковского капитала с промышленным.
Теперь на примере корпоративных структур США рассмотрим характерные особенности их организационного строения и управления. Существующие в США финансово-промышленные объединения можно условно разделить на две группы: в первую входят структуры с доминированием банков, при этом контроль над предприятиями осуществляется со стороны банков (например, «Чейз», «Моргана», «Меллона», «Лимена-Голдмена, Сакса»).
Организационная структура банковских финансово-промышленных групп представляет собой горизонтальное объединение крупных фирм олигополистического типа, в центре которого находится ведущий коммерческий банк. В большинстве случаев данные группы имеют похожую историю создания и развития, имеют одинаковое строение.
Кроме того, для США характерна, также, тенденция повышения активности и торгового капитала как в проникновении в промышленность, так и финансовые институты. Торговые концерны идут по пути создания если не финансово-промышленных групп, то уж точно по пути формирования подгрупп, в которых они играют весьма существенную роль.
Заканчивая рассмотрение финансово-промышленных объединений США необходимо сделать ряд замечаний.
– Характерной особенностью американской модели корпоративного бизнеса является принцип строгого разграничения финансового и производственных секторов экономики, который в последнее время все больше становиться объектом критики, как противоречащая факту весьма успешного функционирования стран с банковско-ориентированными финансовыми системами.
– Экономическая политика американского государства, вопреки «антитрестовским законам», не только не предотвращала распространение контроля со стороны банковских структур над промышленными, но даже способствует этому процессу.
Финансово-промышленные объединения континентальной Европы
Общее число финансово-промышленных групп в Федеративной Республики Германии на сегодняшний день, имеющих общехозяйственное значение, не достигает десяти. Во главе трех ведущих ФПГ, стоят крупнейшие национальные банки: «Дойче Банк» (Deutsche Bank AG), «Дрезднер Банк» (Dresdner Bank AG) и «Коммерц Банк» (Сommerzbank AG). На них приходится, соответственно, 1/3, 1/4 и 1/8 акционерного капитала страны.
Ядро ФПГ, созданных на основе данных банков, образуют несколько (от 3–5 до 10) банковских, промышленных, торговых, страховых и транспортных монополий, нередко проникающих и в другие сферы хозяйства.
Коммерческие банки, являющиеся бесспорным центром группы, представляют собой универсальные кредитно-финансовые комплексы совмещающие кредитно-расчетную деятельность с широким набором услуг. Фактически немецкие банки являются основным источником и «ретранслятором» финансовой «энергии».
Производственная деятельность промышленных концернов, в основном, охватывает одну определенную отрасль или подотрасль экономики, где развито крупное и массовое производство на основе применения высоких технологий (прежде всего это черная и цветная металлургия; сталелитейная, химическая и электротехническая промышленность; автомобилестроение и машиностроение). Исключения составляют концерн Siemens, который распространяет свою деятельность на всю электротехническую промышленность, и концерн Thissen – сталелитейную.
В свою очередь, вокруг относительно устойчивого ядра группируется множество крупных и средних компаний, образующих довольно аморфную по сравнению с ядром периферию. В среднем, головные холдинги группы владеют акциями и контролируют деятельность около 150 компаний.
Кроме трех крупнейших ФПГ Германии, во главе которых находятся ведущие банки страны, существуют и такие ФПГ, где банковский капитал имеет несколько равных по силе и значению представителей, а цементирующим звеном является промышленное объединение (концерн).
Наряду с общенациональными банковскими группами, в экономике Германии особое положение занимают региональные банковские группы. Наиболее заметное их развитие наблюдается в Баварии. Баварские промышленные предприятия, достаточно средние по размерам, традиционно сохраняют связи с баварскими банками даже тогда, когда они входят в концерны, являющиеся структурными элементами финансовых групп крупных немецких банков.
Во Франции наибольшее распространение получили финансово-промышленные объединения, созданные вокруг крупнейших производственных комплексов (например, «Эльф-Акитен» (ELF Aquitane), «Компани франсэз де петроль» (нефтехимическая промышленность); «Компани женераль электрисите» (электроника и электротехника) и т.д.)[3] [22.95–107 c.]
Промышленная составляющая данных объединений представляют собой, как правило, единое целое в производственном отношении – сформированное на базе технологически взаимосвязанных предприятий. В состав групп могут входить от нескольких десятков до нескольких сотен юридически самостоятельных фирм. Банковские учреждения, входящие в состав групп, достаточно часто являются подконтрольными главных промышленных предприятий группы.
Наряду с промышленными группами во Франции получили распространение и торговые. Крупные торговые компании («Кора», «Интермарше», «Ошан») стояли у истоков, а впоследствии и контролировали ряд банков («Банк аккорд», «Банк шабриер»), распространяющих свое влияние на некоторые сектора французской экономики.
Характерной особенностью финансово-промышленных групп Швеции является преобладание промышленных объединений, связанных с семьями крупных шведских бизнесменов и финансистов. В целом, данные ФПГ демонстрируют характеристики, близкие финансово-производственным объединениям Германии. Так же как и в германских группах, в них широкое распространение получило перекрестное владение акциями, доходящее до 25%.
В экономике Италии главенствующее положение занимают банковские финансово-промышленные группы. Прежде всего, это связано с тем, что привлечение капитала посредством выпуска дополнительных эмиссий акций промышленными предприятиями не привело к ожидаемым результатам. Поэтому итальянские концерны, в целях увеличения капиталовложений, были вынуждены прибегнуть к использованию банковского кредита, в свою очередь, все больше и больше попадая в зависимость от кредитующих их банков.
Помимо частных компаний, в странах Западной Европы достаточное распространение получили государственные концерны, составляющие основу государственных финансово – промышленных объединений.
Организационной структурой управления государственным имуществом многочисленных частных акционерных компаний, чьи контрольные пакеты акций были выкуплены государством, являются государственные холдинговые компании, которые позволяют правительству последовательно реализовывать свою экономическую политику в различных областях хозяйственного и социального развития.
Все государственные холдинговые компании финансируются государством, освобождены от выплаты процентов по полученным капиталам, имеют право выпускать гарантируемые государством облигации, при этом 65% годовой прибыли переводится государственному казначейству. Им предоставлена большая самостоятельность в разработке своей собственной рыночной стратегии.
Примерами таких структур, занимающихся управлением государственным имуществом, действуют и в других странах могут служить Национальный институт промышленности (ИНИ) в Испании – крупнейший государственных холдинг в Западной Европе, образованный в 1941 г. по личной инициативе Франко. Во Франции – это «Рено» (Национальное управление заводов «Рено»).[4]
    продолжение
--PAGE_BREAK--Результаты ряда проведенных исследований, обобщивших мировой и первый отечественный опыт развития финансово-промышленных групп, показывают: широкомасштабное становление подобных крупных организационно-хозяйственных структур – одно из ключевых направлений выведения экономики из кризиса и ее реформирования на подлинно рыночных началах.
В настоящее время возникли объективные условия для формирования и деятельности финансово-промышленных групп в нашей стране. В создавшихся условиях формирование ФПГ – один из путей выживания промышленных предприятий. Большие надежды возлагаются на деятельность финансово-промышленных групп в отраслях военно-промышленного комплекса.
На сегодняшний день в нашей стране создана необходимая правовая база по созданию финансово-промышленных групп и уже имеется небольшой опыт в области их деятельности. Надеемся, что финансово-промышленные группы при помощи государства будут содействовать стабилизации экономической ситуации в стране.
Однако нельзя превращать формирование групп в очередную волюнтаристскую кампанию, навязывать эту форму предприятиям. Образование ФПГ и выбор их конкретного варианта – дело самих предприятий.
Было бы неправильно сказать, что крупные корпорации и ФПГ не заключают в себе негативных сторон и тенденций. Дело, однако, в том, что идеальных общественных форм, которые не содержали бы отрицательных потенций, вообще не существует. Важно поэтому прежде всего трезво определить, что конкретно формирование финансово-промышленных групп может дать российской экономике в ее нынешнем состоянии.
Лица, ответственные за принятие решений в сфере экономической политики, должны принимать во внимание перечисленные положительные и отрицательные последствия деятельности финансово-промышленных групп. До нынешних пор правительство не препятствовало развитию этих групп (и даже поощряло его). Этот подход может быть вполне оправдан с учетом тех выгод, которые ФПГ обеспечивают своим членам. Однако необходимо помнить о том, что ФПГ оказывают негативное воздействие на показатели конкурентности рынков и гибкости экономической системы, которые имеют ключевое значение с точки зрения долгосрочного экономического роста.
2.1 Транснациональная компания
Как правило, термин корпорация употребляется к фирмам, концернам и т.д., которые функционируют с участием акционерного капитала. Корпорация – утвердившееся в англоязычных странах название акционерного общества.
ТНК – форма международного объединения капиталов, когда головная компания имеет свои отделения во многих странах, осуществляя координацию и интеграцию их деятельности. Страна, в которой располагается головная фирма, называется страной базирования. Обычно это страна, где первоначально возникла данная корпорация. Следует отметить, что, хотя транснациональный характер деятельности ТНК давно перешел, экономические границы и связывается с решением многих социальных и политических проблем, все же подавляющая часть определений до настоящего времени носит главным образом экономический характер. Характерной чертой ТНК является сочетание централизованного руководства с определенной степенью самостоятельности входящих в нее и находящихся в разных странах юридических лиц и структурных подразделений (филиалов, представительств).
В практической деятельности используются следующие рычаги контроля материнской компании над дочерними филиалами:
– преобладающая доля в уставном капитале. В зарубежных филиалах ТНК на долю родительской компании приходится более 10% акций или их эквивалента.
– обладание необходимыми ресурсами (технологическими, сырьевыми и др.); – назначение персонала на ключевые посты;
– информация (маркетинговая, научно-техническая и т.д.);
– особые договоренности, например, об обеспечении рынков сбыта;
– неформальные механизмы.
ТНК использует комплексную глобальную философию бизнеса, предусматривающую функционирование компании как внутри страны, так и за рубежом. Обычно компании такого рода прибегают в своей хозяйственной деятельности практически ко всем доступным операциям международного бизнеса.
Транснациональные корпорации – это международные компании. Они международны по характеру своей деятельности: они владеют или контролируют производство продукции (или услуг) вне пределов страны базирования, в разных странах мира, располагая там свои филиалы, функционирующие в соответствии с глобальной стратегией, разрабатываемой материнской компанией. Таким образом, «международный подход» ТНК определяется той ролью, которую занимают зарубежные операции во всех аспектах экономической жизни этих компаний. Если на ранних стадиях данного процесса зарубежное производство имело лишь эпизодический характер, то впоследствии оно стало значительным и даже определяющим фактором.
«Многонациональность» компании может проявляться и в сфере собственности. Хотя критерием этой «международности», как правило, является не собственность на капитал. Кроме нескольких многонациональных по капиталу компаний, во всех остальных ядро собственности базируется на капитале одной, а не разных стран. По поводу определения понятия «ТНК», критериев, позволяющих отделить их от других фирм, до сих пор идут споры. Поскольку трудно с уверенностью определить, использует ли компания «международный подход», применяются более узкие рабочие определения транснациональных корпораций.
Одним из критериев отнесения компании к разряду транснациональных является состав ее высшего руководства, которое, как правило, должно формироваться из подданных различных государств, чтобы исключить одностороннюю ориентацию деятельности компании на интересы какой-либо одной страны. Чтобы обеспечить многонациональность высшего управленческого слоя, необходимо практиковать подбор кадров в странах, где размещены дочерние компании ТНК, и предоставлять им возможность продвижения по службе вплоть до высшего руководства, не обращая внимания на их подданства. Однако практика показывает, что чаще всего высший управленческий персонал материнской компании формируется из представителей страны ее базирования, из них же состоит и высшее руководство дочерних фирм с использованием местных кадров на рядовых должностях.
Учитывая, что формулировка понятия «транснациональная корпорация» затрагивает интересы многих государств, компромиссный вариант определения понятия «ТНК» в Комиссии по транснациональным корпорациям ООН гласит, что ТНК – это компания:
– включающая единицы в двух или более странах, независимо от юридической формы и поля деятельности;
– оперирующая в рамках системы принятия решений, позволяющей проводить согласованную политику и осуществлять общую стратегию через один или более руководящий центр;
– в которой отдельные единицы связаны посредством собственности или каким-либо другим образом так, что одна или более из них могут иметь значительное влияние на деятельность других и, в частности, делить знания, ресурсы и ответственность с другими.

3.Организационные формы крупного бизнеса
Франчайзинг
Франчайзинг – это система взаимовыгодных партнерских отношений предприятий крупного и малого бизнеса. Он объединяет элементы аренды, купли-продажи, подряда, представительства, но в целом остается самостоятельной формой договорных отношений хозяйствующих субъектов, имеющих статус юридического лица. Франчайзинг реализуется на основе договора, заключаемого между крупным предприятием – франчайзером и мелким – франчайзи (оператором). При этом франчайзер (обычно крупная родительская компания) обязуется снабжать мелкую фирму или бизнесмена, действующих в рамках оговоренной территории, своими товарами, рекламными услугами, отработанными технологиями бизнеса. За это фирма (франчайзи) обязуется предоставить компании (франчайзеру) услуги в области менеджмента и маркетинга с учетом местных условий, а также инвестировать в эту компанию какую-то часть своего капитала. Франчайзи обязуется иметь деловые контакты исключительно с компанией – франчайзером, а также вести бизнес в соответствии с ее предписаниями.
Почти всегда франчайзи выплачивает единовременный взнос за право пользования на рынке именем и торговой маркой франчайзера. Кроме этого взноса франчайзи и капиталовложений в основные фонды, сделанные им, франчайзер может назначить регулярную плату за рекламу торговой марки, используемую оператором. Плата, как правило, устанавливается в пределах 1–5% выручки. Франчайзер устанавливает также размер отчислений от объема текущих продаж франчайзи, составляющий в среднем 2–3%, но бывает и значительно выше. Франчайзи компании «Макдоналдс» вносят 12% выручки. В США, например, владелец химчистки, выплачивающий головной компании всего 100 долл. в месяц, может иметь неограниченное число пунктов приема.
В экономической литературе различают два типа договорных отношений. Первый наиболее применим в сфере торговли. Суть его состоит в том, что фирма-франчайзи узко специализирована на реализации одного вида товаров и услуг и получении фиксированной доли от общего объема продаж. По такой форме договора работает большинство фирм-франчайзи по торговле автомобилями, автосервисов, бензоколонок.
Другой тип договорных отношений значительно сложнее. Мелкая фирма – франчайзи работает не просто под торговой маркой франчайзера, а включается в полный цикл крупной корпорации, выполняя равные с ней требования технологического процесса, качества, обучения персонала, выполнения плана продаж, оперативной отчетности. Все это приводит к особой ответственности мелкой фирмы.
Большинство экономистов сходятся на том, что система франчайзинга возникла в XVIII в. в британской системе так называемых «связанных домов» и в американской системе – в знаменитой фирме Zinger. Суть британской системы «связанных домов» заключилась в том, что с введением в стране ограничений на продажу пива лицензии на нее выдавались лишь тем лицам, которые торговали пивом только на постоялых дворах. Владельцы последних, получив лицензию на продажу пива, должны были содержать свои постоялые дворы в соответствии с требованиями властей. Такая первоначальная форма франчайзинга получила в то время в Англии довольно широкое распространение, ибо вполне устраивала обе стороны. Как пишут Дж. Стэнворт и Б. Смит, «система «связанных домов» появилась как защитный механизм, позволяющий пивоварам поддерживать нужный объем продаж. В обмен на предоставленный заем или аренду имущества пивовар получал постоялый двор как рынок сбыта своего пива и спиртных напитков. Система «связанных домов» доказала, что она является эффективным коммерческим механизмом и существует до сих пор».
Франчайзинг имеет свои преимущества и недостатки. В числе преимуществ то, что фирма-франчайзи приобретает некоторую гарантию своего существования, экономит средства на маркетинговых исследованиях, консультациях и других услугах профессионалов; имеет гарантию поставок сырья, материалов, полуфабрикатов; открывает свое дело с меньшим риском; получает советы и поддержку от своего партнера – крупной фирмы.
Весьма очевидна заинтересованность крупных фирм в развитии франчайзинга. Они расширяют сферу сбыта своей продукции, проникая на небольшие рынки, и, следовательно, имеют информацию для быстрого реагирования на изменение спроса, привлекают дополнительный капитал, устанавливают строгий оперативный контроль за качеством продукции и услуг, производимых и реализуемых оператором.
К недостаткам франчайзинга относятся: необходимость учета интересов партнера – крупной компании и других держателей акций; необходимость регулярных отчислений не от прибыли, а от объема продаж, что может поставить держателя лицензии в трудные финансовые условия; наличие права у продавца лицензии проверять финансовую документацию; обязательность соблюдения методов ведения бизнеса, изложенных в инструкции партнерской компании, что может ограничивать возможности маневра; выкуп (по требованию компании партнера) всего необходимого оборудования и материалов, что способно ограничить в действиях держателя лицензии.
Концерн
Одной из наиболее распространенных и развитых организационных форм интеграции компаний является концерн. Концерн – «это форма объединения (как правило, многоотраслевого) самостоятельных предприятий, связанных посредством системы участия в капитале, финансовых связей, договоров об общности интересов, личных уний, патентно-лицензионных соглашений, тесного производственного сотрудничества».
Для концерна характерны следующие особенности:
– достаточно жесткая форма интеграции компаний (самая жесткая за исключением треста);
– концерн обычно является объединением производственного характера;
– входящие в концерн компании номинально остаются самостоятельными юридическими лицами в форме акционерных или иных хозяйственных обществ или товариществ, а фактически подчинены единому хозяйственному руководителю;
– в рамках концерна централизовано финансово-экономическое управление, проведение научно-технической политики, ценообразование, использование производственных мощностей, кадровая политика;
– головная компания концерна, как правило, организуется в виде холдинговой компании (преимущественно как смешанный холдинг) или на основе взаимодействия преобладающего и зависимых (ассоциированных) обществ;
– деятельность концерна ориентирована в основном на производство, поэтому в качестве материнской (головной) выступает чаще всего производственная компания, которая является держателем контрольных пакетов акций дочерних предприятий;
– в рамках данной формы полностью контролируется деятельность образующих ее компаний.
В зависимости от характера интеграционных связей между компаниями различают вертикальный и горизонтальный концерн. Вертикальный концерн – концерн, объединяющий компании разных отраслей, связанные последовательностью технологического процесса производства готового продукта (например, горнодобывающие, металлургические и машиностроительные). Горизонтальный концерн – концерн, объединяюший компании одной отрасли, производящие одно и то же изделие или осуществляющие одни и те же стадии производства.
Деятельность концерна может распространяться на одну подотрасль или отрасль экономики. В него могут входить предприятия одной или нескольких отраслей. Лишь немногие наиболее крупные концерны охватывают всю отрасль (например, в Германии концерн Siemens – электротехническую промышленность). Концерны действуют в тех отраслях экономики, где развито крупное и массовое производство, применяются высокие технологии. Чаще всего это черная и цветная металлургия и сталелитейная промышленность, машиностроение и автомобилестроение, химическая и электротехническая индустрия.
С точки зрения системы участия в капитале можно выделить два вида концернов: концерн подчинения и концерн координации. Концерн подчинения – это концерн, организованный в виде материнской и дочерних компаний. Концерн координации – концерн, состоящий из сестринских обществ, т.е. созданный таким образом, что отдельные входящие в него компании производят взаимный обмен акциями. Тем самым все члены концерна оказывают взаимное влияние на проводимую концерном политику, который в то же время остается под единым руководством.
Концерн подчинения создается, как правило, для объединения производств по технологической цепочке, а концерн координации – в целях интеграции таких видов деятельности как проведение единой финансовой или научно-технической политики, согласованного производственного развития компаний, кадровой политики и т.п. Концерн координации, включая порой слабо связанные технологически предприятия, по своей сути становится близок такой форме интеграции компаний как конгломерат.
Концерны, имеющие иностранные дочерние отделения, представляют собой международные концерны. Причем капиталовложения международных концернов могут быть как транснациональными, так и трансконтинентальными.
Белорусские концерны
Белорусский государственный концерн по нефти и химии (концерн «Белнефтехим») – один из крупнейших промышленных комплексов Республики Беларусь. Концерн создан в апреле 1997 г. и объединяет предприятия и организации по добыче, переработке и транспортировке нефти, нефтепродуктообеспечению, химии и нефтехимии, ряд научных, проектно-конструкторских, строительных, ремонтных и пуско-наладочных организаций, а также широкую товаропроводящую сеть на зарубежных рынках.
В состав концерна входят 35 акционерных и 5 государственных унитарных предприятий. Концерн производит более 500 видов нефтехимической и химической продукции.
Современный уровень организации производства, постоянный акцент на техническое перевооружение и модернизацию производств, наряду с высокой квалификацией рабочих и специалистов – являются основными слагаемыми стабильной работы концерна, позволившими отрасли произвести значительные качественные изменения и обеспечить высокий уровень выпускаемой продукции.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Англия в 1870-1914 гг
Реферат Truman And The Cold War Essay Research
Реферат Состояние и основные пути улучшения использования трудовых ресурсов на примере АО "Прогресс" Саратовская область Питерский район
Реферат Землеройные машины
Реферат Правовая система Великобритании
Реферат ФСС: О некоторых вопросах порядка проведения камеральных проверок
Реферат Правове регулювання ринків фінансових послуг
Реферат Правовий стан вільних та рабів у античній державі
Реферат Правові аспекти ринку земель в Україні
Реферат Peer Gynt Essay Research Paper I have
Реферат Бухгалтерский учет в системе управления деятельностью организацией его предмет и метод
Реферат Повышение точности и устойчивости системы автоматического управления
Реферат Значение и использование Интернета в маркетинге
Реферат Was The First World War A Total
Реферат Оценка деловой активности торгового предприятия