Реферат по предмету "Мировая экономика"


Общественное производство его структура и роль в оюществе

1. Понятие общественного производства

Понятие общественного производства является одним из всеобщих определений общества, однако оно не тождественно понятию общест­венной жизни. Процесс общественного производства людьми своей жизни, включает в себя прежде всего материальное производство, ибо без производства и воспроизводства материальных условий и средств жизни невозможна сама жизнедеятельность людей во всем ее многообразии. Этим и обусловлена определенная, конституирующая весь многообразный процесс общественной жизни роль материального производства. Однако признанием и разъяснением данного принципи­ального положения социально-философской теории марксизма тема «производство и общество» вовсе не исчерпывается. Производство общественной жизни включает в себя также и духовное производство («производство сознания»), производство людей, как общественных индивидов и производство «самой формы общения» (К.Маркс), т.е. определенного типа социальной связи людей. Короче, в отличие от чисто экономического толкования сущности производства, философс­кий подход позволяет рассмотреть последнее как производство об­щественной жизни, выражение органической целостности человечес­кой деятельности.

В составе историко-материалистического учения об обществе ка­тегория общественного производства дает представление о целост­ности самой основы общественной жизнедеятельности, фиксируя единство и взаимодействие материального и духовного начал (про­цессов) жизни людей. Фундамент этого единства составляет дея­тельность людей по производству и воспроизводству условий своего бытия, а критерием общественной природы (характера и формы) об­щественного производства выступает развитие человека, как об­щественного существа.

Маркс писал: «Если рассматривать буржуазное общество в его целом, то в качестве конечного результата общественного процесса производства всегда выступает само общество, т.е. сам человек в его общественных отношениях. Все, что имеет прочную форму, как, например, продукт и т.д., выступает в этом движении лишь как мо­мент, как мимолетный момент. Сам непосредственный процесс произ­водства выступает здесь только как момент. Условия и предметные воплощения процесса производства сами в одинаковой мере являются моментами,  а в качестве субъектов выступают только индивиды, но индивиды в их взаимоотношениях,  которые они как  воспроизводят, так и производят заново. Здесь перед нами их собственный посто­янный процесс движения, в котором они обновляют самих себя в та­кой же мере, в которой они обновляют создаваемый ими мир богатс­тва.» /Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.46, ч.2 с.222./ Иначе говоря, производство является общественным прежде всего потому, что его конечным продуктом всегда выступает общество, или, что то же самое, производство человека, как общественного существа. По отношению к этой цели и результату все остальное — будь то произведенный продукт, условия труда, даже сам непос­редственный процесс производства — оказываются лишь моментами, или средствами и материальным условием осуществления индивидами своего общественного бытия, «собственного постоянного процесса движения». Этот вывод можно сформулировать иначе: именно произ­водство и воспроизводство индивидов в их взаимоотношениях, что, в свою очередь неотделимо от создания людьми материальных и ду­ховных условий своей жизнедеятельности, и составляет основное содержание производства, если рассматривать его применительно к обществу в целом.

Развивая это положение в плане раскрытия структуры обществен­ного производства и взаимодействия ее составных частей, необхо­димо отметить следующие моменты. Безусловно, первым основанием общественного характера производства является совместный труд индивидов, на базе и в рамках которого возникают и развиваются сознание и коллективные формы человеческой (общественной) связи и жизнедеятельности. Как уже отмечалось, способ производства ма­териальных условий бытия людей — основополагающая предпосылка развития собственно человеческой (общественной) истории и самой способности людей делать историю. Она остается таковой на любом этапе человеческой истории. Но, наряду с этой предпосылкой, воз­никают, начинают действовать и другие предпосылки, не менее важ­ные, существенные. По мере того как человек переходил от присво­ения готовых продуктов к труду, происходило формирование челове­ческого сознания и самих механизмов сознательной деятельности. Производство сознания включается непосредственно в реальный про­цесс производства людьми условий и обстоятельств своей жизни (впоследствии, в результате общественного разделения труда появляется собственно духовное производство). Однако еще более важ­ной предпосылкой была следующая: производство и воспроизводство условий и средств материального существования людей с самого на­чала было (объективно, независимо от степени осознания этого факта) производством самого человека, способом формирования и развития его общественных свойств, качеств. Вне существования и развития производства нельзя даже представить себе возможность выделения человека как самостоятельного субъекта, активного дея­теля из первоначально нерасчлененного общественного целого.

Общественное производство есть динамичная система и структу­ра. В ней то одна то другая стороны, или факторы, выходят на первый план и становятся определяющими. Труд, средства произ­водства, знания (наука и опыт), также природные и социальные ус­ловия в их конкретно-историческом сочетании характеризуют внут­реннюю структуру производительных сил (материальных и духовных) на всех этапах развития общественного производства. Однако живое движение этих сил в истории общественного производства многооб­разно. Меняется соотношение накопленного и живого труда, которые могут превращаться по отношению к друг другу из средства в цель; преобразуется само отношение между трудом и производством вооб­ще.

Из предыдущего изложения следует, что недостаточно признать определяющую роль способа производства в общественном развитии — необходимо также осознать, что сам человек является основой об­щественного производства. Энгельсовское положение о «производс­тве людей» (в предисловии к первому изданию «Происхождение семьи, частной собственности и государства») рассматривает про­изводство человека не только в плане продолжения рода, но и в плане процесса формирования и развития социальных качеств инди­вида, становления и развития личности. И если не упускать из ви­да, что человек есть главная производительная сила, то надо приз­нать следующее: воспроизводство человека даже в качестве эффек­тивного, культурного и т.п. работника имеет самое прямое отноше­ние к историческим изменениям общественного производства и прог­рессу общества.

Исходя из сказанного, «тайна» общественного производства зак­лючена в «обработке людей людьми» (К.Маркс), в том, как люди производят друг друга, в характере общественной связи. Это относится и к материальному и духовному производству. Ведь сознание, собственно, только там и возникает, где индивид оказывается вы­нужденным смотреть на самого себя как бы со стороны, как бы гла­зами других людей, где он должен соизмерять свои индивидуальные действия с действиями другого человека, т.е. в рамках совместно осуществляемой жизнедеятельности. Поэтому причины того или иного характера развития материальной и духовной деятельности надо ис­кать в реальной системе общественных отношений.

Итак, понятие общественного производства занимает в системе категорий исторического материализма особое место. Оно вбирает в себя и становится кристаллизацией (теоретическим образом) та­ких отправных идей социально-философской теории марксизма, как положение о практическом характере общественной жизни, предмет­но-деятельной природе человека, а также целостного характера об­щественной деятельности людей. В этом плане понятие общественно­го производства приобретает значение основополагающего принципа, конституирующего весь исторический процесс в качестве определен­ной целостности, где все моменты и факторы находятся в диалекти­ческом единстве.

2. Структура общественного производства

Структурирование общественного производства опирается на три пары диалектически тождественных понятий: процесс-продукт, про­изводство-потребление, результат-предпосылка, на основе которых оно предстает как «многократно расчлененная» (К.Маркс) катего­рия.

Общественное производство как механизм общественного развития является диалектически противоречивым единством процесса и про­дукта. Процесс производства «угасает в продукте» (К.Маркс), а его продукт вновь возвращается в процесс производства в виде предмета, средства, фактора. (См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 23, с.191). Процесс производства осуществляется ради продукта, а продукт производится для возобновления и поддержания процесса производства. Целостность процесса и продукта произ­водства есть целостность общественного труда, в котором они сов­падают, ибо продукт это овеществленный, а процесс — живой труд. Овеществленный труд — первая характеристика целостности общест­венного производства.

Совпадение процесса и продукта производства лежит в основе и качественной скачкообразности общественного развития, выражаю­щейся в смене общественно-экономических формаций, и непрерывнос­ти его количественных изменений и их накопление. Количественная непрерывность производства выступает как расширенной воспроиз­водство, т.е. общественное производство совпадает с расширенным воспроизводством. Неспособность общественной системы обеспечить непрерывность своего производства означает конец ее развития и существования. Непрерывность истории — это непрерывность произ­водства, которая не исключает, а предполагает прерывность произ­водства отживающих общественных систем, на смену которым прихо­дят другие. Непрерывность общественного производства, его совпа­дение с расширенным воспроизводством звучит у Маркса так: «также как общество не может перестать потреблять, так не может оно пе­рестать производить. Поэтому всякий общественный процесс произ­водства, рассматриваемый в постоянной связи и в непрерывном по­токе своего возобновления, является в то же время процессом воспроизводства». Непрерывность расширенного воспроизводства — вторая (количественная) характеристика целостности общественного производства.

Целостность производства как воспроизводства выступает сис­темным единством четырех процессов: производства, распределения, обмена и потребления, которые, по определению Маркса, составляют «собственные моменты» производства и выступают как «части едино­го целого; различия внутри единства». Отсюда следует первое и абстрактное определение системной структуры общественного произ­водства: 1. Производство; 2. Распределение; 3. Обмен; 4. Потреб­ление. Непрерывность этих процессов обеспечивает непрерывность функционирования общественного производства как механизма разви­тия общества.

Непрерывность воспроизводства порождена совпадение производс­тва и потребления: «производство есть потребление, потребление есть производство» (К. Маркс). Это значит, что всякое производс­тво есть потребление, а всякое потребление есть производство. Но их совпадение является не метафизически тождественным, но диа­лектически противоречивым, т.е. во взаимообусловленных, но раз­ных отношениях. Противоречивость производства и потребления по­рождена противоречивостью, которые по отношению к предыдущему процессу производства выступают его результатом, а по отношению к последующему его предпосылкой. Продукт — диалектическое тож­дество результата и предпосылки. Результат «процесса производс­тва столь же неизбежно принимает вид его предпосылок, как его предпосылки вид его результата». Поэтому производство результа­тов есть потребление предпосылок, а потребление предпосылок есть производство результатов.

Системная структура общественного производства принимает та­ким образом более конкретный вид:

1. Производство результатов;

2. Распределение результатов;

3. Обмен результатов;

4. Потребле­ние предпосылок.

Продукты воспроизводства едины и многи. Едины они в том, что общественны, что составляют общество, которое есть единый про­дукт производства. Маркс писал: «если рассматривать буржуазное общество в его целом, то в качестве конечного результата общест­венного процесса производства всегда выступает само общество...»

Единство продуктов не исключает, а предполагает их многообра­зие. Если общество в целом — продукт производства, то и любой его компонент — тоже продукт производства, который не является монопродуктом. Непрерывность производства одних результатов тре­бует потребления других предпосылок. Единственным основанием вы­деления классов общественного продукта может быть только признак «необходимости и достаточности для непрерывности воспроизводс­тва» (К.Маркс). Таких классов продуктов можно выделить только четыре (соответственно числу процессов производства), ибо от­сутствие хотя бы одного из них делает непрерывность воспроиз­водства невозможной: материальные блага в составе средств произ­водства и предметов потребления (для краткости вещи); обществен­ные отношения и их организационные формы (для краткости органи­зации), общественное сознание, выраженное как информация (для краткости информация); население, люди, человек (для краткости люди). Эти продукты и противоположны, и едины. Противоположны в том, что они качественно наиболее различны. Едины не только в том, что общественны, но и в том, что взаимопроникают, взаимоот­ражают друг друга: каждый из них и овеществлен, и организован (воплощает общественные отношения), и информативен (воплощает общественное сознание), и очеловечен (воплощает труд людей), т.е. каждый из них универсален, но особым образом.

Системная структура общественного производства на этом уровне рассмотрения принимает более конкретный вид: 1. Производство ре­зультатов (вещей, организаций, информации, людей); 2. Распреде­ление результатов; 3. Обмен результатов (вещей); 4. Потребление предпосылок (вещей, организаций, информации, людей).

Единый процесс общественного производства диалектически диф­ференцируется соответственно качеству и числу классов обществен­ных продуктов. Поэтому оно выступает как диалектически противо­речивое единство четырех форм производства. Эти наиболее фунда­ментальные, инвариантные для всякого механизма общественного развития формы целесообразно называть сферами производства, каж­дая из которых объединяет в себе однородные по конечному резуль­тату отрасли и виды деятельности. Сферы производства: первая и определяющая — сфера материального производства, результат кото­рого — вещи. Вторая — сфера организационного производства, ре­зультат которого — организации, организованные общественные от­ношения. Третья — сфера духовного производства, результат кото­рого — информация, выражающая содержание общественного сознания. Четвертая — сфера производства человека, результат которого люди, население. Четыре сферы производства диалектически проти­воположны и едины. Едины они в том, что производство одного про­дукта требует потребления предпосылок всех четырех классов. Поэ­тому в каждой сфере вместе с производством основного продукта воспроизводятся все другие продукты, но по-разному.

Так потребление вещей воспроизводит их в виде потребности, а потребление организаций, информации и людей воспроизводит их не только в виде потребности (уничтожения, нужды), но и в виде их сохранения, приращения, развития. Здесь лежит основное диалекти­ческое противоречие между материальной и социальной сферами об­щественного производства, где первая определяет вторые (основной социалогический закон), а вторые создают все необходимые соци­альные условия для производства материальных благ (вещей) из ма­териала природы. Причем, мера и уровень вторых соответствует ме­ре и уровню первой.

Поскольку каждая сфера производит результат для всех четырех сфер, а потребляет части всех четырех классов предпосылок, пос­кольку каждый класс сферных продуктов делится на четыре части, что выражается следующей продуктовой матрицей:

В1  В2  В3  В4, где В-вещи                      = В1 + В2 + В3 + В4,

О1  О2  О3  О4, где О-организации = О1 + О2 + О3 + О4,

И1  И2  И3  И4, где И-информация  = И1 + И2 + И3 + И4,

Л1  Л2  Л3  Л4, где Л-люди                      = Л1 + Л2 + Л3 + Л4.

(Примечание: в матрице 4х4 строки выражают результаты сфер производства по буквенному обозначению, а столбцы — их предпо­сылки — по цифровому обозначению).

Отсюда системная структура общественного производства прини­мает следующий более конкретный вид, который представлен в таб­лице.


1

Сферы

Производства

Процессы

Продукты

1.Произ-

водство

2.Распре-

деление
3.Обмен
4.Потреб-

ление
Материальное производство Вещи Вещей Вещей Вещей
В1  О1

И1  Л1
Организацион. производство
Органи-

зации

Органи-

заций

Органи-

заций

Органи-

заций

В2  О2

И2  Л2
Духовное производство
Инфор-

мация

Инфор-

мации

Инфор-

мации

Инфор-

мации

В3  О3

И3  Л3

Производство

Человека
Люди Людей Людей Людей
В4  О4

И4  Л4

Дальнейшая конкретизация полученной сферной структуры общест­венного производства осуществляется на пути рассмотрения много­образных исторических проявлений и уровней развития средств про­изводства в различных общественно-экономических формациях, где они проходят путь от синкретической слитности в первобытной фор­мации до уровня сознательной организованности, общественности в более поздних формациях.


3. Производство и общество

В отличие от отдельных отраслей общественного производства, совокупное производство не имеет строго очерченных социальных пространственно-временных границ и не локализовано в структуре общественно-экономической формации. Рассматривая общество под углом зрения производства, мы анализируем социальные группы и личности прежде всего в качестве творцов общественных благ. Ос­воение мира и его преобразование подчинено получению этих благ. В названном аспекте акцентируется созидательная функция челове­чества; участие в производстве рассматривается в качестве родо­вого признака людей: «А производственная жизнь — писал К.Маркс,

— и есть родовая жизнь». Не локализованы и вездесущи такие, упо­мянутые Марксом «отрасли», как производство личности, производс­тво общественной жизни. Они создают, так сказать, общесоциаль­ные, отличные от частных и частичных ценности.

«Основной вопрос» производства заключается в том, что произ­водится в данном виде деятельности, какое благо созидается в нем, материальное или духовное, социальное или политическое, че­ловеческий организм или качества личности, производственные от­ношения или средства к жизни, формы общественных отношений и об­щения или жизнь общества как способ существования социальных субъектов (а не белковых тел, аминокислот и т.п.) и интегральное состояние функционирующей и развивающейся общественной системы.

В каждом виде общественного производства «задействованы» свои силы, помимо производственных сил материального производства, силы: политические, семейно-бытовые и т.д. Здесь складываются отношения субъектов по поводу средств, организации и результатов данной деятельности, то или иное производственное общение и по­ведение. В итоге "… всегда имеется определенный общественный организм, общественный субъект, действующий в более или менее обширной совокупности отраслей производства" /Маркс К., Энгельс

Ф. Соч./.

Жизнь общества не исчерпывается производством и включает неп­роизводственные деятельность и отношения, общение и поведение, — непроизводственную жизнь. Так, участвуя в деятельности в сво­бодное время, человек-работник превращается в «иного субъекта», который обновленным «вступает в непроизводственный процесс производства» /Маркс К., Энгельс Ф. Соч./. Таким же должен быть ме­тодологический подход к общественному производству, производству вообще и к его отдельной отрасли.

В любой из сфер жизни общества присутствует непроизводствен­ное использование созданного в соответствующем производстве бла­га: взаимодействуют политические, духовно-идеологические, соци­альные обмен и потребление. Последние выделяются, несмотря на то, что в обществе непроизводительное использование одного блага всегда сопровождается созданием каких-либо других видов ценнос­тей, их подготовкой или переработкой. Производство, распределе­ние, обмен и потребление лишь преобладают в той или иной общест­венной ситуации.

Категория «общественное производство» относится к философс­ко-социологическим понятиям, отражающим, во-первых, — первич­ность в нем. Понятия «общество», «социальная реальность», «жизнь общества», «общественный прогресс», «законы общества» фиксируют единство социальной системы. Понятия общественно-экономической формации, образа жизни, законо социальной революции, антагонистического и неантагонистического общества, исторической эпохи и др. и системность этапов и типов исторического прогресса, поня­тие личности, коллектива, социального закона и др. фиксируют системность элементов общества. Производство как созидание об­щественных благ — «исходный пункт… и господствующий момент» (К.Маркс) по отношению к не созиданию; материальное производство первично к духовному и другим производствам.

Существование общественного производства, его социально-общих черт и связей «улавливается» «производственным аспектом» истори­ческого материализма как логическое завершение познания матери­ального, духовного и всех других видов пространств.

В качестве неполярных противоположностей соотносятся произ­водственное и непроизводственное в общественной жизни; полярными же противоположностями являются непосредственно (или собственно) производство и собственно потребление, производство вообще и потребление вообще. Кроме того, уже отмечалось, что взаимно предполагают и исключают друг друга в качестве противоположнос­тей общественное и индивидуальное производство.


. Заключение

Общественное производство есть, в первую очередь, производс­тво человека. Но это вовсе не значит, что общественное произ­водство — это сумма производств, в число которых входит и произ­водство человека. Вся система общественного производства в единстве его составных частей (материального, духовного и соци­ального) подчинена производству человека.

Материальное производство составляет основу общественного, ибо без производства материальных условий и средств жизни невоз­можна и сама жизнедеятельность людей. Но помимо материального производства, общественное включает в себя также духовное произ­водство, производство потребления, производство людей и произ­водство всей системы общественных отношений, которые в своей со­вокупности составляют социальную «ткань» общества. Они обслужи­вают производство и воспроизводство человека как вершины в этой своеобразной иерархии.


Список используемой литературы:

1. Бородин Е.Т.  Общественное производство как предмет философского исследования

М.: Высш. шк., 1989 г.

2. Гайдулина Л.Ф. Развитие общественного производства как основа становления целостности общества Казань, 1990 г.

3. Дудченко Н.А.  Общественное производство: структура и факторы развития

Киев, 1991 г.

4. Максимов А.А.  Объектно-идеальные формы в системе общественного производства

Свердловск 1989 г.

5. Общественное производство: понятие, социальная природа и сущность

АН СССР Институт философии М.: 1982 г.

6. Структура общественного производства.  Материальное и духовное производство

АН СССР Институт философии М.: 1982 г.

7. Сущность и структура общественного производства

М.: 1990 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.