--PAGE_BREAK--1.2 Итоги Уругвайского раунда и возникновение ВТО
Уругвайский раунд – это многосторонние торговые переговоры. Эти переговоры были начаты 15 сентября 1986 года в Пунта-дель-Эсте (Уругвай), откуда и получили свое название «Уругвайский раунд».
Организационно результаты Уругвайского раунда состоят из Соглашения об учреждении Всемирной торговой организации (ВТО) и приложений к этому документу, содержащих соглашения, договоренности и другие документы, охватывающие сферы торговли товарами, услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности. Весь этот пакет договоренностей рассматривается как единое целое. Это означает, что любая страна для того, чтобы стать членом, должна принять все перечисленные соглашения и договоренности без каких-либо исключений.
Декларацию приняли на Уругвайском раунде многосторонних торговых переговоров, проведенных в Марракеше, (Марокко), в период с 12 по 15 апреля 1994 г. В переговорах принимали участие министры, представляющие 124 правительства. Декларация должна была закрепить успех Уругвайского раунда. Документ декларировал участие национальных экономик в мировой системе торговли на основе открытой, сориентированной на рынок экономики.[4]
Историческое достижение Уругвайского Раунда, состояло в стремлении стран — участниц к укреплению мировой экономики и расширению торговли, инвестиций, занятости и росту доходов во всем мире. В частности, декларация приветствовала.[5]
§ более прочную и четкую юридическую структуру, принятую для осуществления международной торговли, включая более эффективный и надежный механизм урегулирования споров;
§ глобальное сокращение тарифов на 40% и более широкие соглашения, открывающие рынки для товаров, а также большую предсказуемость и надежность в виде расширения объема тарифных обязательств,
§ создание многосторонней правовой структуры правил в области торговли услугами и охраны торговых аспектов прав интеллектуальной собственности, а также усиленные положения многосторонних торговых соглашений в области сельского хозяйства, текстиля и одежды.
Декларация подтвердила, что создание Всемирной торговой организации (ВТО) открыло новую эру в международном экономическом сотрудничестве, отразив широкое желание работать в рамках более справедливой и более открытой многосторонней системы торговли в интересах благосостояния всех народов. Министры стран — участниц выразили решимость противостоять всевозможным протекционистским тенденциям, считая, что либерализация торговли и более строгие правила, о которых была достигнута договоренность в ходе Уругвайского раунда, приведут к большей открытости в торговле.Страны — участницы подтвердили свою решимость добиваться большей гармонизации мировой политики в области торговли, валютно-финансовых отношений, включая сотрудничество между ВТО, МВФ и Всемирным банком, осуществляемое с этой целью.
Участие в Уругвайском раунде было более широким, чем в любых из предшествующих многосторонних торговых переговоров, и в частности, развивающиеся страны играли в этом процессе заметную и активную роль. Это явилось историческим шагом на пути к более сбалансированному и интегрированному партнерству стран в области торговли. В период проведения переговоров во многих развивающихся странах и странах, в которых прежде практиковалась экономика централизованного планирования, были приняты важные меры, направленные на проведение экономической реформы и автономную либерализацию торговли.Члены организации подчеркнули важность реализации этих положений в интересах наименее развитых стран и заявили о своей готовности продолжать оказывать помощь и способствовать расширению их торговли и увеличению возможностей инвестиций.
1.3 Структура и механизм функционирования ВТО
Высшим органом ВТО является Конференция министров, которая проводится не реже, чем раз в два года. Конференция министров уполномочена принимать решения по всем вопросам любого из многосторонних соглашений. Министерская конференция (или Генсовет) назначает Генерального директора ВТО. Эту должность сейчас занимает 5ый Генеральный директор Паскаль Лами, занявший должность 1 сентября 2005 года на срок 4 года.[6]
Второй уровень: Генеральный совет. В Генеральный совет (собирается несколько раз в год в штаб-квартире в Женеве в составе представителей членов ВТО, обычно послов и глав делегаций стран-участниц) в соответствии с соглашением, учреждающим ВТО, входят все члены организации. Помимо выполнения регулярной работы от имени Конференции министров, Генеральный совет также действует в двух особых формах: в качестве органа разрешения споров, который контролирует применение процедур урегулирования споров, а также в форме органа обзора торговой политики для подготовки регулярных обзоров торговой политики отдельных членов ВТО. Все три органа подчинены Конференции министров и представляют ей доклады о своей деятельности.[7]
Третий уровень: Генеральный совет делегирует полномочия трем другим основным органам:[8]
· Совету по торговле товарами,который, в свою очередь, руководит деятельностью специализированных комитетов, осуществляющих контроль за соблюдением принципов ВТО и выполнением соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами. Совету по торговле товарами подчиняются 11 специализированных комитетов. В них входят представители всех членов ВТО.
· Совету по торговлеуслугами, осуществляющий контроль за выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам. Состав органов, подотчетных совету по торговле услугами, менялся в соответствии с необходимостью поддержки тех или иных переговоров.
· Совету по торговым аспектам интеллектуальной собственности помимо осуществления контроля за выполнением соответствующего соглашения (ТРИПС), занимается также вопросами предотвращения возникновения конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами.
Кроме того, Генеральному совету подотчетны комитеты по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам. Все члены ВТО представлены в каждом из комитетов. Генеральному совету также подчиняются несколько рабочих групп; комитеты по соглашениям с ограниченным числом участников, которые занимаются отдельными соглашениями системы ВТО и решением вопросов в таких областях, как защита окружающей среды, проблемы развивающихся стран, процедура присоединения к ВТО и региональные торговые соглашения.
Четвертый уровень: Органу разрешения споров подотчетны:
· апелляционный орган,
· третейские группы,
создаваемые для рассмотрения возникающих торговых споров.
Исполнительным органом организации является Секретариат ВТО в Женеве, в структурных подразделениях которого занято 635 человек. В обязанности Секретариата входит обслуживание органов ВТО, которые отвечают за проведение переговоров и реализацию соглашений. Секретариат оказывает техническую помощь развивающимся, прежде всего наименее развитым странам. Экономисты и статистики ВТО готовят аналитические обзоры состояния торговли и торговой политики, а юристы Секретариата оказывают помощь в разрешении торговых споров, связанных с толкованием правил ВТО и имеющихся прецедентов. Другие функции Секретариата включают оказание помощи в проведении переговоров о присоединении к организации новых членов и консультирование правительств по вопросам членства.[9]
Рабочие языки ВТО — английский, французский и испанский.
Бюджет организации на 2006 год составляет 175 млн. швейцарских франков.[10] Взносы членов рассчитываются исходя из их доли в мировой торговле.
Основными направлениями деятельности ВТО является обеспечение выполнения правил многосторонней торговли, включая правила разрешения споров, а также организация и проведение торговых переговоров. Помимо этого ВТО работает в следующих направлениях:
ü Помощь развивающимся странам и странам с переходной экономикой
ü Специализированная помощь в развитии экспорта
ü Сотрудничество в формировании глобальной экономической политики
ü Наблюдение за национальной торговой политикой
ü Помощь развивающимся странам и странам с переходной экономикой
Наблюдение за торговой политикой, проводимой государствами-членами, — одно из основных направлений всей деятельности ВТО. Центральным элементом этой работы является механизм по обзору торговой политики (МОТП).
Цели, которые стоят перед организацией на этом направлении, заключаются в том, чтобы, используя механизм регулярного мониторинга, способствовать прозрачности и пониманию торговой политики и мер, принимаемым в этой области, содействовать повышению качества общественных и межправительственных дискуссий по вопросам торговли и обеспечивать проведение международной оценки того воздействия, которое эта политика оказывает на систему мировой торговли. Таким образом, правительства государств-членов получают стимул строже подходить к выполнению правил ВТО и соблюдать взятые на себя обязательства.
Рассмотрение обзоров осуществляется на регулярной, периодической основе. Четыре крупнейших участника мировой торговли, а именно Европейский Союз, Соединенные Штаты Америки, Япония и Канада, проходят процедуру рассмотрения обзоров их торговой политики примерно раз в два года. Еще шестнадцать стран, которые следуют за ними согласно их доле в мировой торговле, проходят процедуру рассмотрения каждые четыре года, а остальные страны — каждые шесть лет, при этом для наименее развитых стран предусматривается возможность проходить процедуру рассмотрения обзоров их торговой политики реже. Рассмотрение обзоров проводится специальным Органом по проведению обзора торговой политики (ООТП), который создается на том же уровне, что и Генеральный совет. Этому органу представляются два документа: официальное заявление правительства, в котором излагаются основные положения торговой политики, и подробный доклад, который готовится отдельно Секретариатом ВТО. Оба документа, а также протоколы рассмотрения обзора торговой политики публикуются после окончания заседаний, на которых проходило рассмотрение торговой политики той или иной страны.[11]
продолжение
--PAGE_BREAK--Глава 2. Состав ВТО, анализ особенностей деятельности организации и её роль в регулировании мировой торговли
2.1 Членство в ВТО и преимущества от участия в работе организации
В настоящее время полноправными участниками ВТО являются 149 государств, причем только 18 из них стали новыми членами за период с 1996 по 2003 годы — Эквадор, Болгария (1996г.), Монголия, Панама (1997г.), Киргизия (1998г.), Латвия, Эстония (1999г.), Иордания, Грузия, Албания, Оман, Хорватия (2000 г.), Литва, Молдова (2001г.), Китай (декабрь 2001г.), Тайвань (январь 2002г.) и Армения (февраль 2003 г.), Македония (апрель 2003г.). В Канкуне в сентябре 2003 г. были одобрены документы об условиях членства Камбоджи и Непала.[12]
Более 30 государств имеют статус наблюдателя в ВТО. Подавляющее большинство из них, в том числе Россия, Саудовская Аравия, Алжир, Украина, Казахстан, остальные государства СНГ (кроме Туркмении) находятся на различных стадиях присоединения к ВТО. Помимо этого, свыше 60 международных организаций имеют статус наблюдателя в различных структурах ВТО, в т.ч. ООН, ЮНКТАД, МВФ, МБРР, ФАО, ВОИС, ОЭСР, региональные группировки, товарные ассоциации.[13]
Общие преимущества от членства в ВТО можно суммировать следующим образом:
ü получение более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО, включая транспарентность их внешнеэкономической политики;
ü устранение дискриминации в торговле путем доступа к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов в случае, если они ущемляются партнерами;
ü возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в МТП при выработке новых правил международной торговли.
Все страны-члены ВТО принимают обязательства по выполнению основных соглашений и юридических документов, объединенных термином «Многосторонние торговые соглашения» (МТС). Таким образом, с правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно 97% всей мировой торговли товарами и услугами. Пакет соглашений Уругвайского раунда объединяет по совокупности более 50 МТС и других правовых документов, основными из которых являются Соглашение об учреждении ВТО и прилагаемые к нему МТС.[14]
Как гласит соглашение об учрежденииВТО, к этой организацииможет присоединиться любое государство или таможенная территория, обладающая полной автономией в проведении своей торговой политики. Вступление в организацию происходит на условиях, которые согласуются с членами ВТО.
Процедура присоединения к Всемирной торговой организации, выработанная за полвека существования ГАТТ/ВТО, многопланова и состоит из нескольких этапов. Как показывает опыт стран-соискателей, этот процесс занимает в среднем 5-7 лет.
Процесс вступления можно разбить на четыре этапа:[15]
1. Правительство, которое подает заявку на вступление в организацию, обязано представить в ВТО меморандум[16], раскрывающий все аспекты его торговой и экономической политики, которые касаются соглашений ВТО. Этот меморандум становится основой для детального рассмотрения заявки о присоединении в рамках специальной рабочей группы. В работе группы могут принимать участие все члены ВТО.
2. После того, как рабочая группа достигает определенного прогресса по вопросам торговой и экономической политики, начинаются двусторонние переговоры кандидата с членами ВТО. Они проводятся на двухсторонней основе, так как разные государства имеют разные торговые интересы. В ходе переговоров определяются уступки и обязательства заявителя в отношении товаров, а также его обязательства в отношении услуг, выявляются конкретные преимущества для члена ВТО, которые он получит от присоединения кандидата к организации. Такие переговоры могут быть чрезвычайно сложными и занимают наибольшее количество времени.
3. После того, как рабочая группа завершит рассмотрение торгового режима заявителя, завершатся двухсторонние переговоры о доступе на рынки, рабочая группа формулирует основные условия присоединения в виде ее доклада о проделанной работе, а также в виде проекта протокола о присоединении и согласованного списка уступок и обязательств, которые готовятся по итогам двусторонних переговоров.
4. Последний этап представляет собой следующее: окончательный пакет, состоящий из доклада, протокола и списка обязательств, выносится на рассмотрение Генерального совета или Конференции министров. Если две трети членов ВТО проголосуют “за”, заявитель имеет право подписать протокол и присоединиться к организации после ратификации документа парламентом или законодательным органом государства, если это необходимо.
На этом этапе можно отметить, что ВТО является очень мощной и влиятельной организацией, с хорошо построенной, отработанной и эффективной структурой. Исходя из этого, можно отметить, что у стран-членов ВТО имеются большие преимущества, по сравнению с иными странами, назовем основные:
Ø Создание более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО, включая различия их внешнеэкономической политики.
Ø Доступ к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов, если они ущемляются партнерами, и таким образом устранение дискриминации. До Второй мировой войны такой возможности не было. После войны торгующие страны в ходе переговоров согласовывали правила торговли, которые сейчас действуют в рамках ВТО. Они включают в себя обязательства вынесения своих споров в ВТО и неприменения односторонних действий. Каждый спор, выносимый в ВТО, рассматривается, прежде всего, с точки зрения действующих норм и правил. После принятия решения страны концентрируют свои усилия на его выполнении, и, возможно, последующем пересмотре норм и правил путем переговоров. С момента создания ВТО в 1995 году около 200 споров были вынесены на ее рассмотрение. Соглашения ВТО создают правовую основу для принятия четкого решения.[17]
Ø Возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в МТП при выработке новых правил международной торговли.
Ø Повышение доходов (повышение государственного дохода за счет деятельности успешных экспортеров позволяет перераспределить получаемые дополнительные ресурсы и помочь другим компаниям, сталкивающимся с иностранной конкуренцией, повысить производительность, расширить масштабы производства, улучшить свою конкурентоспособность или же переключиться на новые виды деятельности).
Ø Повышение эффективности внешнеэкономической деятельностиПрименение принципов ВТО позволяет повысить эффективность внешнеэкономической деятельности государства за счет, прежде всего, упрощения системы таможенных пошлин и других торговых барьеров. Как следствие, предсказуемость и прозрачность экономики привлекают партнеров и повышают товарооборот.[18] Недискриминационной подход, прозрачность, большая определенность условий торговли и их упрощение – все это способствует понижению расходов компаний, оптимизации их деятельности и созданию благоприятного климата для торговли и инвестиций.
продолжение
--PAGE_BREAK--2.2 Анализ особенностей и противоречий в деятельности ВТО
В этой главе я хотела бы рассмотреть некоторые несоответствия законодательной базы и направленной деятельности ВТО:
o Во-первых, ВТО является демократической организацией, и её структура построена на равноправии всех членов и ведении недискриминационную политику в их отношении. Однако, как заметил И.И. Дюмулен в своей статье про Всемирную Торговую Организацию: «Несложно заметить, что существует четверка членов, которая влияет на решения, принимаемые не только участниками ВТО, но и на весь мир в целом. Таковыми являются ЕС, США, Япония, Канада. Нетрудно также заметить на примере недавних событий, когда Япония заявила, что Россия до вступления в ВТО должна передать часть Курильских островов во владения Японии, многие страны-участники ВТО, которые были за вступление России в организацию, решили пересмотреть свою точку зрения. Явно напрашивается факт, что Япония имеет очень большое влияние на более слабые страны (не говоря уже о США, которые являются своего рода «гигантом» в мире экономики)».[19] Поэтому, можно сделать вывод о том, что не смотря на то, что ВТО проповедует политику равноправия всех челнов своей организации, всё же существует некое неравноправие
o Во-вторых, ВТО предоставляет каждой стране делать собственный выбор (вступать или нет). Но в противовес этому можно поставить высказывание директора центра макроэкономических исследований «БДО Юникон» Елены Матросовой: «У более слабых стран нет выбора, они вынуждены присоединяться к ВТО. Т.к. слабо развитые государства не могут противостоять на мировой арене таким сильным странам и сообществам, как ЕС и США, тем более, когда они входят в столь сильную организацию, как ВТО»[20].
o В-третьих, деятельность ВТО не всегда способствует повышению занятости населения стран. Дело в том, что в краткосрочной перспективе потери рабочих мест в результате конкуренции отечественных предприятий с импортными производителями практически неизбежны. Протекционизм не может решить эту проблему. Напротив, повышение торговых барьеров вызывает снижение эффективности производства и качества отечественной продукции, что при ограничении импорта приводит к повышению цен на нее и негативно отражается на объемах продаж, а в конечном итоге и на количестве рабочих мест. Можно сделать вывод, что, когда страна вступает в ВТО, она резко снижает объемы производства и, следовательно, теряет множество рабочих мест.
Таким образом деятельность даже такой мощной и демократической организации, как ВТО не всегда идёт на пользу национальным экономикам стран, чем активно пользуются противники вступления своих стран в ВТО.
Итак, были рассмотрены особенности структуры, деятельности, общие положения о ВТО. И в итоге можно отметить, что такая организация, как ВТО, имеет большое влияние в международных торговых отношениях, которые теперь находятся под серьезным контролем и довольно хорошо организованы.
Заключение
Итак, в данной работе были рассмотрены основные вопросы, касающиеся Всемирной Торговой Организации, а также её деятельности и влияния на международные торговые отношения.
В результате написания данной работы я пришла к следующим выводам:
Успешное завершение “уругвайского” раунда ГАТТ, которое ознаменовалось решением о создании ВТО, стало новым шагом в концепции, основанной на принципах либеральной торговой системы. Укрепленные и расширенные правила, более эффективный механизм решения спорных вопросов и новые возможности для развития торговли, предоставляемые ВТО, могут явиться существенной внешней поддержкой программы реформ экономики многих развивающихся государств
Всемирная торговая организация (ВТО) представляет собой организационно-правовую основу системы международной торговли, основанную на двух основных принципах: режиме наибольшего благоприятствования (MostFavouredNationTreatment) и национальном режиме (NationalTreatment). Таким образом, ВТО представлено целой системой соглашений. Ее документы определяют те ключевые договорные обязательства, которыми должны руководствоваться правительства при создании и практическом применении национальных законодательных и нормативных актов в сфере торговли.
Кроме того, ВТО является тем форумом, где формируются торговые отношения между странами в процессе коллективных обсуждений, переговоров и примирения разногласий. ВТО отличается от ГАТТ не только тем, что в ней представлено больше государств-членов, чем в ГАТТ (128 на конец 1994 г.), но и более широкими масштабами той коммерческой и торгово-политической деятельности, в которой она задействована.
Стоит также отметить, что такая организация, как ВТО, имеет большое влияние в международных торговых отношениях, которые теперь находятся под серьезным контролем и довольно хорошо организованы. Основу деятельности ВТО составляет ГАТТ-1994, главными принципами которого являются: режим наибольшего благоприятствования, принцип правомочия применения тех или иных средств внешнеторгового регулирования, сокращение пошлин в результате многосторонних переговоров и исключение возможности их повышения в дальнейшем, предоставление консультаций странам-участницам с целью урегулирования проблем международной торговли, развитие международной торговли на основе справедливой конкуренции, предоставление льготного режима международной торговли для развивающихся стран, заключение региональных торговых соглашений, установление особых норм регулирования международной торговли для текстиля и одежды. Поэтому, я считаю, что такая организация должна существовать и охватывать все стороны экономики. Но пока страны, которые хотят вступить в ВТО должны реально оценивать свои возможности, ситуацию в мире и понимать, чего они хотят от вступления в ВТО. Для России этот вопрос на данный момент очень актуален.
продолжение
--PAGE_BREAK--