Реферат по предмету "Мировая экономика"


Научно-технический прогресс и инновационная политика

--PAGE_BREAK--

Рисунок 2.1 – Влияние интеллектуального капитала на производительность труда
В инновационной деятельности слабо используются современные управленческие технологии. Причина заключается в высокой сложности современных технологий управления.

Таким образом, инновации – это не только использование высоких технологий, но и новшества в сфере управленческих решений.




3                   ОСОБЕННОСТИ ИНОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3.1    Анализ инновационного потенциала Республики Беларусь
Инновационная сфера в Беларуси существовала и при плановой экономике, где отсутствовали рыночные институты, механизм внедрения новшеств носил административный, приказной характер и реализовывался в планах новой техники. Существовал достаточно мощный отраслевой сектор науки: отраслевые НИИ и система опытно-конструкторских и технологических бюро (ОКТБ) на предприятиях.

Резкое ослабление отраслевых НИИ и сокращение числа ОКТБ в период распада СССР, демонтажа плановой экономики и возникшего глубокого системного кризиса усложнили многократно проблему инноваций. В государствах—участниках СНГ, включая Беларусь, после 1991 г. удельный вес организаций, осуществляющих разработку и внедрение нововведений, упал в среднем до 5—6 % (ранее он составлял 60—70 %) общего количества организаций. Произошли падение спроса на национальную наукоемкую продукцию, вытеснение ее с внутреннего рынка.

Оставшийся от советского периода научно-технический потенциал с архаичной структурой плохо вписывался в новый рыночный контекст, поскольку унаследовал и старые проблемы (самодостаточность науки, ее отрыв от нужд производства, слабую восприимчивость экономики к НТП, технологическое отставание многих отраслей и предприятий) и приобрел новые, не менее сложные для решения (отсутствие органичной для рынка связи научной, промышленной и финансовой сфер, трудности с созданием недостающих звеньев инновационного процесса, прежде всего инфраструктуры освоения и коммерциализации новшеств).

Начало решению указанных проблем положили Законы Республики Беларусь о научной деятельности (1996 г.), государственной научно-технической политике (1993 г.), государственной поддержке малого предпринимательства (1996 г.), Указ Президента Республики Беларусь о стимулировании создания и развития производств, основанных на новых и высоких технологиях (1996 г.) и др.

Принятая в 1996 г. Программа развития научно-инновационной деятельности, постановления правительства страны о приоритетных направлениях создания и развития новых и высоких технологий и критериях их оценки (1997 г.), о научно-технологическом парке (1997 г.), о создании Белорусского инновационного фонда (1998 г.) позволили не только заложить основы законодательного регулирования в этой сфере, но и принять ряд практических мер по сохранению и эффективному использованию научного и научно-технического потенциалов и созданию новых, рыночно ориентированных звеньев инновационной сферы, и прежде всего инновационной инфраструктуры.

По данным Министерства статистики и анализа, в 2003 г. было создано 389 передовых производственных технологий (в 2002 г. — 407), из них новых — 344 (в 200 г. — 371) и принципиально новых — 7 (в 2002 г. — 8). В числе этих технологий: компьютерное проектирование — 25 (принципиально новые — 1), оборудование с цифровым управлением — 35, лазеры по обработке материалов — 14 (принципиально новые — 2). Патентной чистотой по отношению к аналогам в зарубежных странах обладали 117 технологий (в 2002 г. — 124).

В 2004 г. создано более 690 (156 % к 2003 г.) новых технологий, единиц высокотехнологического оборудования, наукоемких производственных процессов. Из всех используемых на сегодняшний день передовых технологий 32 % (4456) было внедрено за последние 4 года (в том числе 312 в 2004 г.). Это больше, чем за предыдущие 6 лет (4390 за 1995—2000 гг.).

В 2004 г. число патентов на изобретения в использовавшихся передовых производственных технологиях составило 536 (в 2003 г. — 404), т.е. патентоспособными можно считать лишь 3,6 % общего числа технологий.

В государственном реестре за 10-летний период функционирования национальной патентной системы зарегистрировано 5500 изобретений, 960 патентов на полезные модели, 615 — на промышленные образцы, 75 — на сорта растений. Анализ изобретательной активности отечественных заявителей показывает, что наибольшее количество заявок поступает от государственных предприятий и организаций (36%), физических лиц (30%), вузов (20%), предпринимательских структур (10%). Изобретатели республики создают решения мировой новизны более чем по 30 направлениям науки и техники. Их внедрение — важный фактор роста конкурентоспособности.

По данным Министерства статистики и анализа, в 2004 г. Инновационно активными, т.е. осуществляющими технологические инновации в течение трех последних лет, определены 292 организации (в 2003 г. — 314), или около 13 % общего числа обследованных в промышленности Беларуси.

Общие затраты на технологические инновации в 2004 г. составили 1,8 трлн р. (в 2003 г. — 1,06 трлн р.), из них 56 % — текущие и 44 % — капитальные. Основная часть всех затрат направлена на приобретение оборудования (38 %), на исследования и разработки (9 %), на производственное проектирование (6 %). Незначительные суммы были использованы на приобретение новых технологий, включая права на патенты, программных средств, подготовку персонала, маркетинговые исследования.

Главным источником финансирования инноваций были собственные средства предприятий (75 %), средства внебюджетных фондов (7,8 %), республиканского и местного бюджетов (4,9 %) [15, с. 95].

В 2004 г. были приобретены 864 новые технологии: оборудование (75 %), ноу-хау, соглашения на передачу технологий (1,3 %), результаты ИР (около 8 %); из них 378 — из-за пределов Беларуси.

Данные по инновационной деятельности в Брестской области приведены в Приложениях 1 и 2.

В результате технологических инноваций изменения произошли в таких областях, как улучшение качества продукции, замена снятой с производства продукции, расширение традиционных рынков сбыта, сокращение энергетических и материальных затрат, обеспечение соответствия современным нормам и стандартам и др.

В 90-е гг. XXв. в Беларуси возник и развился новый вид организационно-экономических форм научно-технической деятельности — инновационное предпринимательство, преимущественно в виде малых инновационных предприятий.

В настоящее время в стране действует система государственной поддержки малого инновационного предпринимательства, включающая 9 бизнес-центров, 4 научно-технологических парка, свыше 10 центров трансфера технологий и инновационных центров.

Из функционирующих технопарков («Технопарк «Могилев», «Технопарк БГУ», ассоциация «Академтехнопарк», «Технопарк БНТУ») только «Технопарк «Могилев» комплексно решает вопросы трансфера технологий и коммерциализации научных разработок. Ассоциация «Академтехнопарк» была создана по инициативе НАН Беларуси.

В системе Министерства образования Республики Беларусь функционируют 8 центров трансфера технологий и 5 региональных инновационных и бизнес-центров. Первые созданы в основном при технических вузах, вторые — при университетах.

Технологический и технический уровень экономики Беларуси по своим качественным характеристикам существенно отстает от уровня высокоразвитых стран. Из общего числа применяемых в стране технологий 12,5 % были разработаны за рубежом, 38 % — в самой Беларуси, 49,5 % — в бывшем СССР.

Из анализа структуры технологической оснащенности отраслей экономики (табл. 3.1) следует, что преобладает использование традиционных технологий – 79 %, к новым относятся 15,8 % и к высоким – 5,2 %.
Таблица 3.1 – Структура технологической оснащенности отраслей экономики

Отрасль

Традиционные технологии

Новые технологии

Высокие технологии

1

2

3

4

Промышленность

87,3

10,4

2,3

Сельское и лесное хозяйство

41,4

37,8

20,8

Строительство

26,5

58,9

14,6

Транспорт

59,0

34,0

7,0

Связь

53,0

22,0

25,0

Сфера торговли и услуг

75,8

24,2

-

Социальная сфера

34,2

49,0

16,8

В среднем по экономике

79,0

15,8

5,2



Успешное развитие инновационного предпринимательства невозможно без хорошо организованной системы финансирования, в том числе такой его формы, как венчурная. Однако в Беларуси она практически не применяется. Финансированием инновационного предпринимательства в стране занимаются только Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимательства (кредитует отдельные инновационные проекты) и Белорусский инновационный фонд (кредитует инновационные проекты в области научных исследований и разработок).

Расходы республиканского бюджета на науку в целом и по направлениям имеют тенденцию к росту (табл. 3.2).




Таблица 3.2 – Фактическое выделение средств из республиканского бюджета на науку, млн. руб.[16, с. 59]

Показатель

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

Расходы республиканского бюджета на науку

185339

245263

300611

337480

в % к ВВП, в т. ч.

0,37

0,38

0,38

0,35

Фундаментальные и прикладные научные исследования

173907

229048

284382

319128

Международное сотрудничество

5011

7187

9083

10536

в % от общих расходов

2,7

2,9

3,0

3,1

Подготовка, повышение квалификации научных кадров

3917

5642

7146

7816



Объем расходов увеличился в 2007 г. по сравнению с 2004 г. на 152149 млн. руб. или на 82,1 % и растет в среднем на 22,4 % в год.
3.2    Задачи совершенствования инновационной политики
Международная кооперация в науке и технологиях является средством, с помощью которого страны могут использовать полученные в мире знания в интересах собственного развития, так как ни одна страна не в состоянии самостоятельно генерировать их в полном объеме.

Средства, выделяемые на международное научно-техническое развитие, составляют 3—4 % общего объема финансирования науки. Сегодня в стране в сфере науки и технологий действуют более 30 международных договоров с правительствами государств ближнего и дальнего зарубежья. Ведущее место среди них занимает Россия. С целью развития международного сотрудничества разрабатывается план мероприятий по интеграции Беларуси в Европейское исследовательское пространство и в «Болонский процесс» интеграции высшего и последипломного образования. Подводя итог анализу научно-инновационного потенциала и его составляющих, следует отметить, что позитивные процессы в инновационной сфере идут пока медленно, кризисные явления, возникшие в начале 90-х гг. XXв., не преодолены. В результате затраты на науку в расчете на одного исследователя в Беларуси в настоящее время в десятки раз меньше, чем во многих странах мира. Наукоемкость ВВП стабилизировалась на уровне ниже 1 % (критического для нормального развития значения). Доля работников, выполняющих исследовательские работы, в численности населения республики, занятого в экономике в 2004 г., составляла всего около 0,54 %, тогда как в начале 90-х гг. XXв. она превышала 1 %. Быстро морально устаревает материальная база науки, темпы ее обновления не компенсируют этот процесс. Уровень макропараметров инновационной сферы (доля высокотехнологической, наукоемкой продукции в экспорте, удельный вес новой продукции, доля прогрессивных технологий и др.) низок по сравнению с высокоразвитыми странами. Из используемых в экономике республики технологий 80 % составляют преимущественно традиционные.

Продолжает сохраняться разрыв между наукой и производством, научными исследованиями и практической реализацией результатов исследовательских работ. Перспективные технологии не включаются в хозяйственный оборот, применение информационных технологий в процессах производства, управления и проектирования на порядок ниже, чем в промышленно развитых странах. Актуальными остаются проблемы использования объектов интеллектуальной собственности, организации их правовой охраны, а также коммерциализации нововведений.

Наиболее существенными барьерами для инноваций на технологически развитых предприятиях являются (по убыванию значимости): отсутствие финансовых средств, недостаток квалифицированных кадров-инноваторов, налоговая система, отсутствие доступа к новым технологиям и информации о них, узость рынка сбыта, высокие издержки внедрения новшеств. В результате менее 13 % промышленных предприятий осуществляют разработку и освоение инноваций (в 1990 г. — до 70 % ).

Таким образом, по основным компонентам инновационного потенциала инновационная сфера страны не в полной мере соответствует современным требованиям организации разработки и внедрения нововведений, эффективной коммерциализации отечественной интеллектуальной собственности, использования новейших зарубежных технологий, привлечения инвестиций для финансирования инновационных программ.

Сложившаяся ситуация стала предметом озабоченности руководства страны, научного и бизнес-сообществ. В течение 2001—2004 гг. были приняты новые законодательные и другие нормативные акты, учитывающие актуальные проблемы Беларуси, ее специфику, с ориентацией на мировые тенденции, технические, организационные, институционально-правовые и иные решения в инновационной сфере высокоразвитых стран. В числе этих документов Закон Республики Беларусь «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы» (16.11.2002г.), Указ Президента Республики Беларусь «О дополнительных мерах государственной поддержки науки» (05.07.2002г. № 362), постановления Совета Министров Республики Беларусь «О правах на результаты научной, научно-технической и инновационной деятельности» (22.05.2003г.), «О Концепции инновационной политики Республики Беларусь на 2003—2007 годы» (31.07.2003г.), № 1103 от 31.08.2006г. «Об использовании результатов научно-исследовательских и ОКР» и др.

С учетом задач совершенствования управления научной сферой, поставленных Декретом Президента Республики Беларусь от 05.03.2002г. № 7 «О совершенствовании государственного управления в сфере науки», а также исходя из решений, выработанных на Витебском семинаре по инновационной деятельности в 2004 г., специалисты Национальной академии наук Беларуси, ГКНТ, других министерств, ведущих НИИ и вузов страны разработали «Концепцию развития науки в Республике Беларусь на период до 2015 г.» и «Перечень приоритетов научной деятельности и приоритетных направлений фундаментальных и прикладных научных исследований Республики Беларусь на 2006—2010 гг.». Разработан Закон «О государственной поддержке и государственных гарантиях инновационной деятельности в Республике Беларусь».

В целом современную нормативно-правовую базу составляют более 20 нормативных актов, определяющих принципы, цели, направления и механизмы инновационной политики государства. Ключевые положения этих документов предусматривают перевод национальной экономики на инновационный путь развития посредством построения национальной инновационной системы (НИС) рыночно ориентированного типа.    продолжение
--PAGE_BREAK--

Обобщение отечественного и зарубежного опыта показывает, что архитектура НИС включает, как правило, следующие структурные блоки:

— организационную структуру — совокупность организаций государственного и частного секторов экономики, субъектов инновационной деятельности, осуществляющих исследования и разработки, производство и реализацию инновационной продукции (университетов и академий, НИИ, крупных и мелких компаний, региональных научных и технологических центров), а также занятых управлением и формированием инновационной сферы;

— инфраструктуру (систему комплексного обслуживания первичного процесса производства новых знаний и инноваций) — центры поддержки инновационного предпринимательства, технико-внедренческие зоны и др.;

— институциональную и правовую среду (рыночные институты, банки, фонды, кредитные организации, совокупность законодательных и нормативных актов, определяющих формы и методы взаимодействия субъектов инновационной деятельности и других сегментов национальной экономики, т.е. механизмы их интеграции в целостное образование);

— систему подготовки и переподготовки кадров;

— систему управления (менеджмента) и регулирования процессов формирования сетевых национальных систем, финансирования и рыночной коммерциализации нововведений.

Важнейшим элементом национальной инновационной системы, безусловно, является финансовая система, позволяющая быстро находить средства для апробации новых инновационных идей, выдвигаемых наукой или рынком. В совокупности с охраной и развитой правовой системой использования и передачи интеллектуальной собственности финансовая система создает действенные стимулы для производства и использования знаний, коммерциализации нововведений.

Итак, стратегической целью НИС является перевод экономики Беларуси на инновационный путь развития. Для этого она должна отвечать следующим требованиям:

— быть адекватной мировым тенденциям развития науки и технологий;

— опираться на институциональные и правовые решения, поднимающие на принципиально новый уровень взаимоотношения науки, образования и производственной сферы;

— иметь развитый по основным параметрам институт интеллектуальной собственности, современные системы менеджмента, маркетинга, коммерциализации нововведений.

Соответственно, стратегическими приоритетами НИС должны стать информационно-коммуникационные технологии, компьютерные сети, электронная технологическая среда «новой» и традиционной экономик.

На период до 2020 г. к национальным приоритетам научно-технической и инновационной деятельности отнесены [15, с. 98]:

— ресурсосберегающие и энергоэффективные технологии производства конкурентоспособной продукции;

— новые материалы и новые источники энергии;

— информационные и телекоммуникационные технологии;

-технологии производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции;

— промышленные биотехнологии;

— экология и рациональное природопользование;

— медицина и фармация.

Тактические задачи формирования НИС должны решаться на программно-целевой основе в рамках пятилетних программ и прогнозов социально-экономического развития (СЭР), государственных научно-технических программ (ГНТП), в которых стратегические установки переводятся на язык среднесрочных целей, задач и мер инновационного развития.

В рамках данных документов основными задачами являются следующие:

— создание организационных и экономических механизмов для опережающего развития приоритетных фундаментальных исследований, важнейших прикладных научно-исследовательских работ и разработок, а также повышения востребованности производством отечественных и зарубежных инноваций;

— формирование и развитие технологической базы науки, опытных производств;

— постоянное повышение научно-технического уровня и новизны научных исследований и разработок и обеспечение их соответствия потребностям реального сектора экономики и социальной сферы; дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы, связанной с вовлечением объектов интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот;

— адаптация научно-технического комплекса к условиям рыночной экономики, привлечение внебюджетных источников, собственных средств научных организаций, банковских кредитов и других источников финансирования, направленных на развитие науки и технологий;

— рациональное сочетание государственного регулирования рыночных механизмов, мер прямого и косвенного стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности при реализации приоритетных направлений развития науки и технологий;

— совершенствование нормативно-правовой базы научной, научно-технической и инновационной деятельности;

— совершенствование системы подготовки научных и инженерных кадров;

— поддержка научных исследований, разработок в приоритетных направлениях развития науки и технологий;

— укрепление научно-исследовательского сектора высшей школы;

— расширение инновационной инфраструктуры в регионах страны (центров трансфера технологий, центров по поддержке предпринимательства), развитие частного сектора в науке, венчурных фондов и предпринимательства, создание территориальных инновационных центров с целью не только технологического, но и социально-экономического развития территорий, включающих сеть научно-исследовательских центров, конструкторских бюро и других организаций, занимающихся инновационными проектами, направленными на создание высокотехнологических отраслей и производств как точек быстрого роста экономики.

Важнейшим шагом в этом направлении явился Декрет Президента Республики Беларусь «О Парке высоких технологий» (22.09.2005г. № 12), призванный не только развивать белорусскую науку, но и разрабатывать «программное обеспечение, информационно-коммуникационные, иные новые и высокие технологии, направленные на повышение конкурентоспособности национальной экономики».

Задачи по повышению уровня научных исследований и разработок и в целом по усилению роли науки в инновационном развитии экономики потребуют существенных финансовых вложений в сферу науки. Внутренние затраты на исследования и разработки к 2010 г. должны быть не ниже 2 % к ВВП. При этом доля внебюджетного финансирования в общих затратах на исследования, разработки и работы по подготовке и освоению новых видов наукоемкой продукции должны составить не менее 50 %.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Успешность инновационных процессов или инновационной деятельности зависит от уровня развития адаптационной способности экономики, мощности ее инновационного потенциала. Состояние и уровень развития инновационного потенциала характеризуются следующими показателями (по стадиям цикла):

— уровнем научно-технических разработок (потенциальной конкурентоспособностью в сравнении с мировыми аналогами, количеством изобретений, патентов);

— состоянием и мощностью опытно-экспериментальной базы отраслей и предприятий;

— наличием резервных производственных площадей для освоения опытных образцов;

— уровнем технологической базы производства и технологического оборудования;

— наличием эффективных систем подготовки производства и ресурсов для серийного выпуска новой продукции;

— степенью инновационной активности предприятий, инновационной ориентации систем управления и сбыта (инновационным менеджментом, маркетингом, другими механизмами коммерциализации нововведений);

— системой подготовки кадров-инноваторов;

— финансовым обеспечением (объемами, источниками). Интенсивность и эффективность использования потенциала и всех его составляющих определяются в процессе инновационной деятельности, которые в свою очередь оцениваются в мировой практике:

— долей новой продукции (освоенной в течение последних трех лет) в общем объеме производства промышленной продукции;

— развитием и обновлением технологий (процентным соотношением традиционных и прогрессивных технологий);

— внешнеторговым обменом продукцией высокой и средне-высокой наукоемкости (долей в экспорте);

— участием предприятий в технологическом обмене и их долей на рынках инновационной продукции;

— участием предприятий в финансово-промышленных группах (ФПГ).

В настоящей работе рассмотрены вопросы научно-технического прогресса как основы развития современного общества, приоритетные направления развития и основные показатели его оценки.

Принципиальная особенность стратегии научно-технического развития выделение приоритетных направлений НТП: электронизация народного хозяйства, комплексная автоматизация, применение систем автоматизированного проектирования (САПР), развитие энергетики, применение принципиально новых материалов, создание промышленных технологий их производства и обработки.

Национальная экономика Беларуси по-прежнему остается малой открытой экономикой. В условиях высокой сырьевой и энергетической зависимости, а также длинного «транспортного плеча», обслуживающего реализацию отечественной продукции на внешнем рынке, единственно верным решением может явиться лишь обеспечение высокого качества белорусской продукции.

По сей день не решены многие вопросы, которые связаны с обеспечением инвестиционной привлекательности хозяйственного механизма для иностранных партнеров. Вместе с тем создание для зарубежных инвесторов привычных организационных форм бизнеса позволило бы Беларуси на цивилизованных условиях принять те виды производства, которые под влиянием высокой стоимости рабочей силы сегодня активно выводятся из Западной Европы. Для Беларуси такой прием создал бы передышку, которая позволила бы при высокой и эффективной занятости населения сформировать современную наукоемкую структуру национальной экономики.

Рассмотрены задачи по повышению уровня научных исследований и разработок и в целом по усилению роли науки в инновационном развитии экономики, которые требуют существенных финансовых вложений в сферу науки.

Наиболее существенные из них:

— рациональное сочетание государственного регулирования рыночных механизмов при реализации приоритетных направлений развития науки и технологий;

— совершенствование нормативно-правовой базы научной, научно-технической и инновационной деятельности;

— совершенствование системы подготовки научных и инженерных кадров высшей квалификации в области науки и технологий;

— поддержка научных исследований, разработок в приоритетных направлениях развития науки и технологий с учетом мировых тенденций в этой сфере.

Стремление Беларуси сохранить свою нишу на внешних рынках должно подкрепляться соответствующими институциональными преобразованиями, например, созданием национальных кластеров — конгломератов конкурентоспособных отраслей национальной экономики. Особые экономические возможности для обеспечения устойчивого экономического роста открываются вслед за созданием международных ФПГ.

Правовое регулирование процесса передачи технологий позволяет обеспечить конкурентные преимущества, улучшить инновационный климат, совершенствовать инфраструктуру, создать благоприятные условия для широкого и повсеместного применения инноваций, достичь высокой и сверхвысокой прибыли от осуществления процесса коммерциализации технологий, установить и сохранить стабильность протекания всех операций, связанных с куплей-продажей, торговлей, обменом, географическим распространением, диффузией, перетеканием и трансфером инновационной, научно-технической и технологической продукции.




СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Акулич И.Л. Международный маркетинг: учебное пособие. — Мн.: Высшая школа, 2006. — 544 с.

2. Базылев Н.И., Базылева М.И. Экономическая теория: Учебник для студентов экономических специальностей ВУЗ. — Мн.: Книжный Дом, 2004. — 608 с.

3. Вабищевич С.С. Внешне-экономическая деятельность в РБ: правовые перспективы. — Мн.: Молодежное научное общество, 2005. — 232 с.

4. Жданов С.А. Основы теории экономического управления предприятием: Учебник. — М.: Финпресс, 2000. — 384 с.

5. Золотогоров В.Г. Организация и планирование производства: Практ. пособие. — Мн.: ФУ Аинформ, 2001. — 528с.

6. Зубко H.М., Зубко А.Н. Практическое пособие по экономической теории. — Мн.: АПИ, 1999. — 192с.

7. Ивашковский С.Н. Макроэкономика: Учебник. — М.: Дело, 2002. — 472 с.

8. Киреенко Е.Г. Социально-экономическая география Республики Беларусь: Учеб. пособие — Мн.: Аверсэв, 2003. — 400 с.

9. Колесникова И.И. Социально-экономическая статистика: Учебное пособие Мн.: Новое знание. 2002. — 250 с.

10. Лемешевский И.М. Макроэкономика (экономическая теория. Часть 3) Учебное пособие для студентов экономических специальностей ВУЗ. — Мн.: ФУ Аинформ, 2004. -576 с.

11. Мировая экономика: Учебник / под ред. А.С. Булатова. — М.: Экономистъ, 2003. — 743 с.

12. Прогнозирование и планирование экономики: учебник/Под ред. Г.А. Кандауровой, В.И.Борисевича.- Мн.: Современная школа, 2005.- 476 с.

13. Смычник А. Звенья успеха/А. Смычник//Экономика Беларуси. Итоги, тенденции, прогнозы.- 2009. — № 3 (20).- С. 68 – 71.

14. Статистический ежегодник. Брестская область — Брест: Облстатуправление, 2007. -352 с.

15. Экономика Беларуси: учебник/Под ред. В.Н. Шимова.-Минск, БГЭУ, 2009.- 751 с.

16. Экономика и управление./Минский институт управления. 2009.- № 3.- 133

17. Экономика предприятия /Под общ. ред. А.И. Ильина. — М.: Новое знание, 2004. -672 с.




Приложение А
Таблица П 1.1 Число организаций Брестской области, выполнявших исследования и разработки по секторам деятельности

Годы

Всего

В том числе по секторам деятельности

государственный

предпринимательский

высшего образования

2000

17

3

12

2

2004

15

3

10

2

2005

18

4

12

2

2006

16

3

11

2

2007

16

3

11

2



Таблица П 1.2 Численность персонала Брестской области, занятого исследованиями и разработками (чел.)



2000

2004

2005

2006

2007

Численность персонала-всего, в т.ч.

501

429

416

390

382

Исследователи

268

215

204

212

227

Техники

67

54

50

79

59

вспомогательный персонал

109

105

90

42

56

прочий персонал

57

55

72

57

40



Таблица П 1.3 Внутренние затраты на исследования и разработки по Брестской области, млн. руб.

Годы

Всего

В том числе по секторам деятельности

государственный

предпринимательский

высшего образования

2000

597,5

44,3

441,1

112,1

2004

1073,0

105,2

664,4

303,4

2005

1726,5

106,5

1313,7

306,3

2006

2720,0

324,7

1769,8

625,5

2007

3506,4

166,0

2096,4

1244,0
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :