Реферат по предмету "Мировая экономика"


Международный кодекс ICC ESOMAR по практике маркетинговых и социальных исследований

--PAGE_BREAK--
Основой глобализации стала интернационализация не обмена, а производства, институциональной формой которой выступают транснациональные корпорации (ТНК), стремительно развивающиеся в последние десятилетия. Международная торговля как таковая в значительной своей части реализует процессы специализации и кооперирования либо в рамках одной и той же ТНК (между ее головным предприятием и филиалами в других странах или между разными филиалами), или с другими ТНК, либо между ТНК и обычными компаниями разных стран. В основе этой торговли все чаще лежат не разовые коммерческие сделки, а долгосрочные производственные связи на базе соответствующих альянсов, соглашений о сотрудничестве и т.п. Эта общая тенденция, хотя и в меньшей степени, прослеживается и в экономических связях с участием развивающихся стран, а также стран с переходной экономикой.

Совершенно новое явление, характерное для современных процессов глобализации, — становление и прогрессирующий рост финансовых рынков (валютных, фондовых, кредитных), оказывающих громадное влияние на всю сферу производства и торговли в мировой экономике.

Глобализация экономической деятельности развертывается в основном на двух уровнях: микро- и макроэкономическом.

Экономическая глобализация тесно связана с другими глобальными проблемами современности, в частности, с охраной окружающей среды и стремительным ростом населения всей планеты.

Глобализация экономической деятельности развивается по следующим основным направлениям:

— международная торговля товарами, услугами, технологиями, объектами интеллектуальной собственности;

— международное движение факторов производства (капитала в виде прямых иностранных инвестиций, рабочей силы в виде стихийных миграций неквалифицированных и малоквалифицированных рабочих и в виде «утечки умов»);

— международные финансовые операции — кредиты (частные, государственные, международных организаций), основные ценные бумаги (акции, облигации и другие долговые обязательства), производные финансовые инструменты (фьючерсы, опционы и др.), валютные операции [9].

При этом соотношение как между этими тремя направлениями, так и разных форм в рамках каждого из них в последние годы существенно меняется.

Таким образом, процессы глобализации мировой экономики постепенно охватывают все сферы общественной жизни стран: производство (в форме транснациональных компаний), торговлю, включая фондовые и инвестиционные рынки. Эти процессы определяются тремя основными факторами:

— отход от государственного регулирования в пользу рыночных механизмов;

— преодоление национальных границ в ходе интеграции отдельных экономики;

— развитие информационных технологий.

В этих условиях естественно изменяется и роль государства, поскольку в результате международной конкуренции существенным образом ограничиваются (за счет вынужденной открытости экономики) возможности для государственного произвола при усилении контроля за денежной и фискальной политикой не только со стороны международных организаций, но и со стороны финансовых рынков. Эффективность государства, по мнению специалистов, должна проявляться в таких сферах, как развитие образования, здравоохранения, уменьшение социального неравенства. При этом оно должно рассматриваться не как непосредственный участник экономического роста, а как гарант: основ законности; стабильности политической и макроэкономической обстановки; социального обеспечения и образования; защиты окружающей среды [1; 9].

Представляется, что такая роль государства в определенной мере соответствуют действительным целям мирового экономического истэблишмента уже в силу его жизненной заинтересованности в том, чтобы исключить дестабилизацию ситуации в любом регионе мира.

2. Противоречия глобализационных процессов и последствия глобализации для мирового развития
Анализ процесса глобализации показывает, что в настоящее время в нем существует ряд проблем.

Во-первых, в нем наблюдается две противоречивые тенденции. С одной стороны, в мировой экономике происходит усиление позиций США, с другой — формируется экономический полицентризм.

Особенно наглядно проявляется первая тенденция, о чем свидетельствует то, что:

— США навязывают свои стандарты практически во всех областях, от правил заимствования на финансовых рынках, до кинобизнеса и образования (дипломы американских университетов — главный критерий приема на работу в ТНК и международные организации);

— американцы с опережением осуществляют новый этап структурной перестройки, направляя значительные суммы на образование, науку, информатику, технологии будущего, где зависимость от США остальной части мира возрастает [10].

Это привело к тому, что США стали мировым лидером на главных направлениях фундаментальной науки. При этом позиции США в мировой науке постоянно укрепляются, в том числе за счет привлечения в страну зарубежной научной элиты, использования исследовательского потенциала зарубежных филиалов американских корпораций, программ международного научно-технического сотрудничества.

Американоцентризму способствует и некоторое ослабление позиций Европейских стран в мировой экономике и одновременно возрастание роли стран Юго-Восточной Азии и Латинской Америки, где американское влияние наиболее ощутимо. Очевидно, что в ближайшей перспективе эта тенденция сохранится, несмотря на то, что удельный вес США в мировой экономике относительно сокращается [4].

Таким образом, о полицентризме реально можно говорить лишь в отдаленной перспективе, когда новые центры, такие как страны Юго-Восточной Азии и Латинской Америки в экономическом и политическом отношении достигнут более высокого уровня, чтобы играть более самостоятельную роль как противовеса США. Значительное влияние на развитие полицентризма могут оказать успехи европейской интеграции и повышение в будущем роли России в мировой экономике.

Во-вторых, с одной стороны, происходит «замыкание» постиндустриального мира, с другой — нарастающая неспособность других стран преобразовать свои хозяйственные системы в соответствии с требованиями времени.

В связи с этим главная глобальная экономическая проблема современности связана с формированием в рамках ведущих западных стран замкнутой хозяйственной системы. Этот процесс может быть прослежен по четырем направлениям концентрации в постиндустриальном мире большей части интеллектуального и технологического потенциалов человечества; сосредоточении основных торговых оборотов в пределах сообщества развитых государств; замыкании инвестиционных потоков и резком ограничении миграционных процессов из «третьего мира» в развитые страны планеты [3].

1. К началу 90-х годов члены «клуба семи» обладали 80,4% мировой компьютерной техники и обеспечивали 90,5% высокотехнологичного производства. На США и Канаду приходилось 42,8% всех производимых в мире затрат на исследовательские разработки, в то время как Латинская Америка и Африка вместе взятые обеспечивали менее 1% таковых. Ведущие страны Запада контролировали 87%всех зарегистрированных в мире патентов, а по такому показателю, как вложение в развитие наукоемких технологий, США в 36 раз превосходили Россию. На протяжении 90-хгодов страны — члены ОСЭР тратили на научные исследования и разработки в среднем около 400 млрд. долл. (в ценах 1995г.), из которых на долю США приходилось 44%.

Эти тенденции выражены прежде всего в росте технологического могущества постиндустриальных стран. Они проявляются также в их возрастающей инвестиционной привлекательности, обеспечивающей приток иностранных капиталовложений.

2. На протяжении ХХ столетия международная торговля по темпам роста уверенно опережала ВНП большинства индустриально развитых стран. Суммарный ВНП всех государств мира с 1950 по 1992г. повысился с 3,8 до 18,9 трлн. долл., а объем торговых оборотов — с 0,3 до 3,5 трлн. долл. Ко второй половине 90-х годов сложилась ситуация, когда только 5% торговых потоков, начинающихся или заканчивающихся на территории одного из 29 государств ОЭС, выходят вне этой группировки. Развитые постиндустриальные державы импортируют из развивающихся индустриальных стран товаров и услуг на сумму, не превышающую 1,2% своего суммарного ВНП.

Несмотря на то, что США остаются мировым лидером по объему торговых оборотов, их экономика является одной из наименее зависимых от экспортно-импортных операций, а отношение экспорта ВНП находится на уровне 5%. В Европе аналогичная картина с той лишь разницей, что товарные потоки между странами ЕС относятся к международной торговле, что весьма условно, если учесть степень их экономической интеграции. Так, если в 1958г. лишь 36% всего объема их торговли ограничивалось рамками союза, то в 1992г. эта цифра возросла до 60%. В то же время удельный вес европейских товаров и услуг, направляемых за пределы ЕС, фактически совпадает с соответствующими показателями США и Японии. Таким образом, тенденции в международной торговле однозначно свидетельствуют о растущей замкнутости постиндустриального мира.

3. Новое качество инвестиционной активности в развитых странах. Примером может служить распределение инвестиций в США по отдельным секторам и источникам. Если в 1970г. в Европу направлялось около 1/3 всех американских инвестиций, то в настоящее время уже 50%, тогда как на долю Японии и новых индустриальных государств Азии приходится не более 8%, а Мексики — менее 3%. Инвестиции в США с 1970 по 1990гг. возросли более чем в 30 раз. При этом корпорации Великобритании, Японии, Канады, Франции, Германии, Швейцарии и Нидерландов обеспечили 85% всех инвестиций в американскую экономику в 1996г.

4. С конца 70-х годов формирование постиндустриального мира резко снизило активность миграции, обусловленной экономическими факторами, внутри сообщества развитых государств и в то же время повысило темпы притока иммигрантов из «третьего мира». Например, если в 50-е годы в США 68% легальных иммигрантов прибывало из Европы и Канады, принадлежавшие в основном к среднему классу, то в 80-е годы более 83% иммигрантов были азиатского или латиноамериканского происхождения и, как правило, не имели достаточного образования.

Эти процессы приводят к тяжелым последствиям для рынка труда США и Европы. Так, в США с 1980 по 1995гг. приток низкоквалифицированных иммигрантов на 20% уменьшил предложение на рынке труда для лиц, не имеющих законченного школьного образования, и снизил среднюю плату их труда более чем на 15%. В Европе количество безработных практически совпадает с числом иностранных рабочих. Отрицательные последствия такой миграционной экспансии заставляют органы власти развитых стран принимать соответствующие меры, наиболее реальными из которых станут жесткие ограничения на использование иностранной рабочей силы [2; 4].

В настоящее время возникает опасность усиления несамостоятельности новых индустриальных стран. Это проявляется, во-первых, в экстенсивном характере развития и тенденциях к заимствованию технологических новшеств на Западе; во-вторых, в исключительно высокой роли внешних инвестиций как стимула развития и, в-третьих, в крайней зависимости от экспорта готовой продукции в государства постиндустриального мира [6].

Процессы глобализации по своему значению и последствиям не ограничиваются лишь экономической сферой. Они воздействуют и на другие стороны человеческого общества: культуру, мораль, жизненные ценности, искусство, политические и социальные представления и установки миллионов людей. В системе глобализированной экономики под эгидой ТНК находятся и средства массовой информации: телевидение, возможности которого с появлением спутниковой связи безгранично расширились, издательская деятельность, кино- и видеопроизводство и многое другое, даже спорт.

Еще одно новое существенное обстоятельство. Глобализация сегодня сопровождается другим, в известном смысле аналогичным по своему содержанию, но противоречащим ей процессом, а именно: регионализацией экономической деятельности — глобализацией в ограниченных масштабах, охватывающей группу стран, создающих объединения, в которых происходят большая или меньшая либерализация торговли, движение капитала и людей в рамках соответствующей интеграционной группировки [6].
Вопрос 55

27 рыночная атрибутика товара.
[ Назад ]

# 27 рыночная атрибутика товара.

Предприятию необходимо заботится о рыночном «лице» товара. Это достигается путём товарно-знаковой символики и информации.

Товарная марка – это имя знак или символ или их сочетание, которые идентифицируют товар или услугу, предлагаемую на рынке разными продавцами.

Фирменное имя (марочное название) –слово или группа слов или букв, кот. соотнос. с выпуск. продукцией.

Фирменный (марочный) знак – это символ, рисунок, обозначение, цвет, которые позволяют опознать товар данной фирмы среди ему подобных,

Торговый знак – это персонифицированная товарная марка.

Товарный знак – это объёкт собственности фирмы, которая имеет исключительное право на его использование, распоряжение им, владения и запрещения незаконного использования. Товарный знак с позиции маркетинга формирует лицо фирмы, её узнаваемость на рынке

Роль и значение товарного знака в маркетинге обуславливаются его функциями:

-гарантией качества;

-индивидуализирующей;

-рекламной;

-охранной.

Существует разница между фирменным наименованием, словесным товарным знаком и логотипом.

Логотип — специально разработанное, оригинальное начертание наименования фирмы и групп её товаров.

Фирменный блок – это объединенный в композицию товарный знак и логотип, а также разного рода поясняющие надписи и зачастую фирменный лозунг.

Фирменный лозунг – красивый, коротко сформулированный лозунг, отражающий основную идею фирмы.

Фирменные константы – это соблюдаемой фирмой в работе на рынке формат, система верстки текста, представление иллюстраций и прочие.

Фирменный цвет – принятый и строго выдерживаемый фирмой цвет или цветовое сочетание.

Фирменный комплект шрифтов — это используемый фирмой шрифт при начертании товарного знака и других фирменных наименований, композиций, определяющих или подчеркивающих подлинность изделия.

Это все формир.фирменный стиль – совокупность приёмов (графических, языковых, цветовых), которые обеспечивают с одной стороны некоторое единство всех изделий фирмы, а с др. стороны противопост. фирму и её изделия конкурентам и их товарам.

В настоящее время западные специалисты в области фирменного стиля пришли к выводу, что фирменный стиль является составным элементом брендстратегии фирмы на рынке.

Выбирая товар, покупатель, как правило, видит товарный знак на упаковке, которая имеет существенное коммуникационное, рекламное и стимулирующее сбыт товаров значение.

Упаковка призвана поддерживать и укреплять рыночную позицию товарной марки. Здесь имеет значение все: форма, размер, цветовая гамма, конструкция, используемый шрифт, рациональность складирования, оптимальность единицы продажи и прочее. Основные функции упаковки: вмещение, хранение, защита; практич. использования и стимулирование; приспособленность к коммуникациям и информации; способность к сегментации рынка, возможность выделения целевого рынка.
Вопрос 54

2.1 сущность международной встречной торговли
Международная встречная торговля — внешнеторговые операции, при осуществлении которых в единых документах (контрактах или соглашениях) фиксируются обязательства партнеров по полному или частично сбалансированному обмену товарами; торговые операции, условия которых предусматривают встречные обязательства продавцов закупить у покупателей товары на часть или полную стоимость поставляемых товаров [7, с.622; 6, с.98].
Встречная торговля возникла в эпоху натурального обмена в виде бартера, и в современной отечественной и зарубежной литературе «классический» бартер принято называть «родоначальником» встречной торговли. Товары обменивались на другие товары с эквивалентным уровнем ликвидности в равные промежутки времени. Таким образом, уровень ликвидности товаров и единовременность взаимообмена явились главными факторами, обуславливающими появление встречной торговли. Бартер — частный случай встречной торговли и определяется как простейшая форма встречной торговли; прямой международный товарообмен.[29; с.126]
С появлением денежных отношений наблюдается вытеснение компенсационных форм встречной торговли классическими (денежными) методами (различные виды дистрибуции, франчайзинг, организация производства за рубежом и т.д.). В настоящее время ограничения в использовании классических методов, наоборот, вынуждают к использованию метода встречной торговли, что в современных условиях бизнеса приводит к развитию данного класса сделок на качественно новом уровне.
Сущность международной встречной торговли состоит в то, что экспортно-импортные операции дополняются принятием партнерами встречных обязательств по поводу поставки (покупки) согласованных товаров и услуг. Международная встречная торговля является качественно новой формой организации коммерческих операций, развитие которой отличается быстрыми темпами. Она способствует установлению эффективного, долгосрочного, взаимовыгодного сотрудничества участников непосредственно в сфере производства. В международном товарообращении её часть составляет около 50%. [12; с.42-43]
Продажа соответствующих видов товаров (услуг) является условием приобретения других товаров или услуг. При встречной торговле объемы продаж в основном не равнозначны по стоимости, а расчеты за продукцию осуществляются в денежной форме полностью или в размере сальдо взаимных поставок.
Инициаторами встречной торговли преимущественно выступают импортеры, что позволяет им осуществлять закупки необходимой продукции с полной или частичной оплатой ее своей продукцией. Значение международной встречной торговли особенно важно, если страны — импортеры не имеют собственной свободно конвертируемой валюты. При этом страны-экспортеры соглашаются на данные условия с целью увеличения объема реализации своей продукции, а полученную продукцию — вновь реализовать на внутреннем или внешнем рынках. В таких операциях осуществляются отношения субъектов: основной экспортер — основной импортер; встречный импортер — встречный экспортер. Следует отметить, что в качестве встречного импортера или экспортера необязательно могут выступать предприятия (фирмы), являющиеся основными участниками соглашения.
Встречная торговля возникла в эпоху натурального обмена в виде бартера, и в современной отечественной и зарубежной литературе «классический» бартер принято называть «родоначальником» встречной торговли. Товары обменивались на другие товары с эквивалентным уровнем ликвидности в равные промежутки времени. Таким образом, уровень ликвидности товаров и единовременность взаимообмена явились главными факторами, обуславливающими появление встречной торговли.
В условиях применения встречной торговли классическая цепочка товарообмена, предложенная Марксом (Т — Д — Т') превращается в упрощенную схему (Т — Т`), но с тем же экономическим смыслом. Деньги представляют собой промежуточное звено, не являющееся целью данного рода операций. Истинной же их целью является получение товара, который для покупателя, по разным субъективным причинам, обладает большей ценностью, чем для продавца, т.е. происходит обмен одного товара на другой товар, ценность которого превышает ценность обмениваемого. Таким образом, подтверждается полезность встречной торговли для участников обмена, поскольку в данном случае обмен происходит без оплаты услуг посредников. [19; с. 105]
В экономической реальности от встречной торговли также выигрывают хозяйствующие субъекты промышленно развитых стран: благодаря заключению такого рода сделок они получают надежный доступ дешевым рынкам сырья и рабочей силы, а также повышают надежность собственных прямых зарубежных инвестиций. Во всем широком диапазоне использования сделок встречной торговли можно обнаружить их важную роль в прокладывании каналов дистрибуции в тех случаях, когда традиционные экспортно-импортные операции оказываются невозможными, затрудненными или обременительными. Кроме того, не следует забывать о демпфировании рисков международного бизнеса, которое также доступно методу встречной торговли (например, авансовые закупки).
Международная встречная торговля получила широкое применение в международных сделках с тем, чтобы избежать риска неплатежей, потерь при конвертировании валют, максимально эффективно использовать оборудование и транспортные средства, включить в торговые операции товаропроизводителей, испытывающих дефицит наличных денег, которых большинство. Для обслуживания встречной торговли возникают посреднические специализированные фирмы, при банках создаются специализированные отделы по финансированию встречной торговли.
В последнее время в рамках внешнеторговых сделок покупатели все чаще требуют от поставщиков купить у них товар для собственного использования или перепродажи.
Международная встречная торговля на основе организационного и экономико-правового критериев классифицируются на виды, каждый из которых находит свое практическое применение в соответствии с поставленными целями и задачами субъектов хозяйственной деятельности и правительств разных стран.
Таким образом, международная встречная торговля предусматривает операции по реализации продукции на основе встречных обязательств экспортеров закупить ее у импортеров с полной или частичной оплатой стоимости экспорта.
2.2 Виды международной встречной торговли
Классификация видов международной встречной торговли осуществляется на основе организационных и экономико-правовых признаков и приведена в Приложении Д.
Товарообменные сделки на безвалютной основе предполагают оплату поставок продукции в натуральной форме, Когда продажа одного или нескольких товаров одновременно увязывается с приобретением другого товара и расчеты в денежной форме не производятся. Такие сделки различаются по срокам поставок и могут осуществляться посредством единовременных (краткосрочных) поставок и поставок с длительным сроком исполнения.
Сделки, осуществляемые на основе единовременных (краткосрочных) поставок, подразделяются на бартерные сделки и сделки, предусматривающие прямую натуральную компенсацию.
Бартер — неденежная форма расчетов между субъектами хозяйствования, натуральный товарообмен по схеме «товар за товар», обмен эквивалентными по стоимости товарами, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности. Бартерные сделки предусматривают оформление одного контракта, в котором фиксируются натуральные объемы обмениваемых товаров на основе мировых цен с учетом расходов на перемещение грузов. Движение встречных потоков товаров производит в основном одновременно в указанные пункты назначения, а разрыв между поставками не превышает одного года. На количество передаваемых сторонами товаров не влияет изменение уровня цен на мировом рынке. Объектами бартерных сделок главным образом являются согласованные наборы однородных товаров, преимущественно сырья, что практически исключает возможности товарного маневрирования. Именно поэтому бартер является наименее распространенной сделкой в международной встречной торговле.
Прямая натуральная компенсация отличается от бартера тем, что стороны согласуют цены на взаимопоставляемые товары, которых может быть не два, а несколько. Сделки типа прямой натуральной компенсации обычно заключается между универсальными торговыми домами, экспортно-импортными фирмами, оптовыми и розничными торговыми организациями разных стран, предлагающими широкую номенклатуру продукции на мировом рынке.
Товарообменные сделки на безвалютной основе с длительными сроками исполнения могут принимать различные формы. Например, крупные компании, имеющие на внешних рынках собственные подразделения, заключают базовое соглашение с какой-либо одной организацией в стране импортере, которое позволяет им сгруппировать все встречные закупки на длительный срок. Сделки о товарообмене могут оформляться и на основе писем-обязательств сроком на 3-5 лет. Определив номенклатуру продукции, компании в письмах-обязательствах указывают общее количество товаров, подлежащих обмену. При этом цены согласовываются ежеквартально или 1 — 2 раза в год. Иногда товарообменные соглашения с длительным сроком исполнения имеют характер общих протоколов, в которых указываются списки взаимопоставляемых товаров. В дальнейшем стороны на основе таких протоколов заключают отдельные контракты. Протоколы о товарообмене служат для подписавших их сторон основой достижения сбалансированного уровня взаимного товарообмена в течение определенного срока.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Торговые компенсационные сделки на денежной основе составляют значительную долю международной встречной торговли. Такие сделки предусматривают участие экспортера в реализации товаров, предлагаемых импортером. Сделки такого типа можно разделить на следующие группы: краткосрочная торговая компенсация; встречные закупки группы; сделки типа «оффсет»; сделки типа «свитч»; авансовые закупки.
Участвуя в краткосрочной торговой компенсации на денежной основе, продавец товара соглашается получить оплату частично или полностью в виде поставок покупателя. В отличие от бартера, при краткосрочной торговой компенсации партнеры выставляют счета в денежной форме. Экспортер получает выручку за свои поставки только после того, как будут реализованы товары, идущие по встречных обязательствам, хотя возможны частичный платеж немедленно по получении товара. Краткосрочные товарообменные компенсационные сделки в основном про водятся экспортно-импортными торговыми фирмами двух или более стран по относительно широкой номенклатуре товаров и в них может быть вовлечено большое число национальных поставщиков и потребителей, пользующихся их услугами. Поэтому экспортер может передать свои обязательства по импорту третьей стране. Но это не изменяет сути прямой сделки. Такого типа сделки не ограничиваются взаимной поставкой товаров, а предусматривают взаимное удовлетворение интересов контрагентов в любой другой форме. Например, краткосрочным соглашением о торговой компенсации может быть предусмотрено, что украинская фирма покрывает 10-20 % стоимости товаров, полученных от зарубежных контрагентов встречными поставками продукции, а внесением этой суммы в гривнях в украинский банк на его счет. Такие условия иностранный партнер может оговорить в договоре для того, чтобы иметь возможность оплатить услуги своих агентов в Украине, покрыть расходы по участию в выставках и т.д.
Встречные закупки являются весьма распространенной формой торговых компенсационных сделок и международной встречной торговли. При заключении сделки экспортер обязуется закупить или обеспечить закупку третьей стороной товаров импортера, составляющих по стоимости определенный процент от его собственной поставки. Поскольку экспортеру это не всегда выгодно, он стремится повысить цену на основной экспортный товар. Такое повышение на практике колеблется от 3 до 20 % в зависимости от масштабов принятых экспортером обязательств. При встречных закупках предполагается подписание двух отдельных контрактов: одного — на первоначальный экспорт, второго — на встречную поставку. При этом не указываются конкретные товары, закупаемые по встречным поставкам, а фиксируется только сумма и срок поставок. Наиболее выгодны встречные закупки встречному экспортеру, поскольку он может не нести расходов на поиск рынка сбыта товаров. Основной импортер (если это не та же фирма, что и встречный экспортер) может столкнуться с проблемой повышения цен на получаемую продукцию. Основное отличие встречных закупок от краткосрочной торговой компенсации на денежной основе состоит в том, что при встречных закупках платежи по первоначальной и встречным поставкам про изводятся независимо друг от друга.
Сделки типа «оффсет» являются своего рода джентльменским соглашением, которое не содержит имеющего законную силу юридического обязательства экспортера в отношении встречной закупки. Однако предполагается, что экспортер согласен закупить товары у импортера на сумму, составляющую определенную долю от экспортной поставки, причем эта доля часто превышает 100 %. Такие сделки практикуются между фирмами развитых стран и они в основном связаны с правительственными закупками военной техники, оборудования для атомных электростанций и других промышленных объектов, которые частично финансируются за счет поступлений от встречных поставок.
Сделки типа «свитч» предполагают передачу экспортером своих финансовых обязательств по встречной закупке третьей стороне, обычно крупной специализированной торговой фирме. Такие сделки освобождают экспортера от создания собственного сбытового подразделения для встречных, закупок товаров, не соответствующих его основному профилю. Ряд экономистов, считает, что такого рода передачи финансовых обязательств не являются самостоятельной формой торговли и могут применяться с любым видом международной встречной торговли за исключением бартерных отношений.
При авансовых закупках экспортная и импортная поставки меняются местами. Экспортер, заинтересованный в продаже товаров определенному партнеру, сначала закупает у последнего какую-либо продукцию. Тем самым в дальнейшем экспортер освобождается от обязательств про встречным закупкам в рамках данного конкретного соглашения. Общая схема такого рода сделок выглядит следующим образом: заинтересованные стороны подписывают соглашение об авансовой закупке, в котором содержится положение предусматривающее, что экспортный контракт будет подписан позднее; затем при оформлении экспортного контракта экспортер может включить в условия сделки право передачи экспортной поставки любой фирме своей страны по собственному усмотрению; выступив в качестве посредника, фирма — экспортер, передавая право на продажу товара другой фирме, взимает с нее комиссионное вознаграждение.
Рассмотренные выше виды и формы торговых сделок не предусматривали какой-либо производственной увязки обмениваемых между заинтересованными сторонами товаров. Вещественное наполнение встречных поставок не определялось спецификой товаров первоначального экспорта и находилось в зависимости от действия чисто рыночных факторов. Такого рода обмен не способствовал становлению основательных предпосылок для налаживания устойчивых экономических отношений между партерами разных стран. Когда же международная встречная торговля выступает как составляющая промышленного сотрудничества, то она при этом непосредственно увязывается с производственной сферой и создает особый вид встречных поставок, который получил название промышленных компенсационных сделок. Компенсационные соглашения в производственной сфере предполагают что поставки оборудования для сооружаемых объектов будут оплачиваться встречным поставками товаров, производимых при помощи поставляемого оборудования в добывающей промышленности развивающихся стран в рамках товарных отношений о сотрудничестве по разработке природных ресурсов с крупными иностранными фирмами, а также и в обрабатывающих отраслях.
Крупномасштабные долгосрочные компенсационные соглашения с обратной закупкой товаров различаются в зависимости от уровня и размеров поставок. Соглашения, в которых обязательства по встречным закупкам превышают стоимость поставляемого оборудования, оформляются тремя типами взаимосвязанных контрактов — контрактом на поставку оборудования и предоставление технических услуг, контрактом на поставку конечной продукции на основе долгосрочного соглашения, банковским соглашением о предоставлении кредитов. Закупки продукции осуществляются в течение периода 20 — 25 лет по ценам, устанавливаемых на базе мировых цен. Сделки, в которых обязательства относительно компенсационных закупок равны или ниже стоимости поставляемого оборудования, имеют свою специфику в зависимости от конкретных отраслей промышленности.
Среди промышленных компенсационных сделок имеют применение также соглашения о «разделе продукции». В большинстве случаев такие соглашения заключаются на основе договоренности о строительстве промышленных объектов, преимущественно «под ключ». Такого рода соглашения предусматривают оплату строительства предприятия поставщиками производимой на нем продукции в пропорции приблизительно 20 — 40 %. Сделки о «разделе продукции» наиболее широкое распространение получили в добывающих отраслях промышленности развивающихся стран. В таких соглашениях подробно указываются объемы встречных поставок и методы определения цен на поставляемую продукцию. Обычно цены устанавливаются в порядке вознаграждения за вклад, внесенный иностранной фирмой участницей на стадиях разведки и разработки природных ресурсов.
Международная встречная торговля может выступать в виде сделок типа «развитие" — импорт». Такие соглашения имеют место преимущественно в отраслях добывающей промышленности и предполагают, что встречные поставки будут покрывать затраты иностранных поставщиков оборудования и услуг. В то же время в сделках типа «развитие — импорт» развивающиеся страны в своем большинстве используют не только продукцию, выпускаемую построенными предприятиями, но и товары своего традиционного экспорта. В связи с тем, что такой оборот дела не всегда удовлетворяет экспортера оборудования, последний может переуступить свои обязательства по встречной закупке продукции третьей стороне. Подобная переуступка называется цессией, а третья сторона, принимающая на себя обязательства по встречной закупке продукции — цессионером.
Следует отметить, что результаты товарообменных компенсационных следок в рамках промышленного сотрудничества не всегда удовлетворяют экспортеров оборудования — представителей индустриально развитых стран. По их мнению, серьезным недостатком данной формы сотрудничества для них является длительное отвлечение средств, связанных с продолжительными сроками осуществления строительства промышленных объектов. Кроме того, имеются проблемы в оценке продукции, которую предстоит закупать в ближайшей перспективе. Тем не менее имеющиеся недостатки перевешиваются тем позитивным обстоятельствам, что заключаемые крупномасштабные соглашения в рамках промышленного сотрудничества способствуют заложению прочной основы для долговременного устойчивого разделения труда между странами и группами стран в масштабе мирового рыночного хозяйства.
Широким распространенным видом международной встречной торговли являются операции с давальческим сырьем. Давальческий продукт (давальческое сырье) — выходящий, в том числе и сырьевой продукт, который передается заказчиком продукции ее производителю для переработки на готовую продукцию, оплачиваемую заказчиком. Операции с давальческим сырьем осуществляются в тех случаях, когда одна страна располагает мощностями для добычи, производства сырья, а другая — мощностями для переработки сырьевых ресурсов. В соответствии с заключаемым контрактом перерабатывающее предприятие одной страны принимает на себя обязательства переработать давальческое сырье своими средствами и поставить поставщику давальческого сырья готовую продукцию. При этом оплата услуг перерабатывающих предприятий (фирм) осуществляется за счет дополнительных поставок определенного количества давальческого сырья. Операции с давальческим сырьем в своем большинстве сбалансированы, безвалютны, характеризуются заранее произведенной оценкой. Для поставщика давальческого сырья такие операции эффективны в том случае, если стоимость полученной готовой продукции меньше ее мирового уровня. Для перерабатывающего предприятия (фирмы) операции с давальческим сырьем способствуют более полной загрузке производственных мощностей, рационализации использования задействованных в выпуске продукции факторов производства, росту доходов. Следует отметить, что существует особая форма операции и с давальческим сырьем — толлинг (переработка сырья поставщика на условиях предварительной оплаты, что в свою очередь, является гарантией для перерабатывающего предприятия получения необходимых оборотных средств). В соответствии с законодательствами большинства стран под толлингом как экономическим таможенным режимом понимается переработка сырья на таможенной территории. Различают два вида толлинга: внешний (с вывозом за пределы государства) и внутренний (внутри государства). В первом случае иностранный партнер поставляет свое сырье, передает его в переработку и получает готовую продукцию; во втором — иностранный партнер закупает местное сырье, передает его в переработку и получает готовую продукцию, в ряде случаев без последующего вывоза продукции за пределы страны. Следует отметить, что обязательным условием толлинга является участие иностранной организации как заказчика.
В соответствии с Законом Украины «Об операциях с давальческим сырьем во внешнеэкономических отношениях» операция с давальческим сырьем — это операция по предварительной поставке сырья для его последующей переработки (обработки, обогащения или использования) в готовую продукции за соответствующую плату, а также при условии, что стоимость давальческого сырья на каждом этапе переработки составляет не менее 20 % общей стоимости готовой продукции [1, ст.1]. В то же время Кабинет Министров Украины по представлению центральных органов исполнительной власти вправе установить другое соотношение [1, ст. 7].
Кабинет Министров Украины также может ограничить или запретить ввоз или операции с отдельными видами давальческого сырья на территории Украины [1, ст:2, п.19]. Давальческим сырьем, согласно законодательству Украины, может выступать сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, энергоносители, которые без перехода права собственности нерезидент ввозит в Украину, чтобы в дальнейшем переработать и изготовить продукцию (с изменением кода УКТ ВЭД). Нерезидент также может купить давальческое сырье на территории Украины. При этом расчеты осуществляются только в иностранной валюте, т.е. нерезидент не может приобрести на территории Украины давальческое сырье за национальную валюту или по бартеру.
Порядок проведения давальческих операций во внешнеэкономической деятельности в Украине регулируется соответствующими нормативными документами и включает:
· договор на переработку давальческого сырья;
· ввоз и переработку давальческого сырья нерезидента на территории Украины (получение разрешения на ввоз давальческого сырья, оформление обязательств о вывозе продуктов переработки, таможенное оформление ввозимого давальческого сыр
Вопрос 51

При определении цены для начала переговоров в международной Деятельности специалисты в области международного ценообразования находят соответствующую ценовую информацию различных компаний, предлагающих аналогичную продукцию, приводят цены этих Компаний к сопоставимой базе путем составления специальных документов («обоснование цены на экспорт» и «конкурентый лист» по импорту) и определяют уровень цены, по которой можно начать переговоры («назвать») и купить или продать товар, а также выявляют фирмь для ведения переговоров и определяют порядок переговоров по ценам I этап находят не менее трех показателей цены компаний-конкурентов.
Эти цены должны быть: мировыми, по которым проводятся крупные коммерческие экспортные и импортные раздельные операции с платежом в свободно конвертируемой валюте; представительными и выражать устойчивые отношения между крупными производителями и потребителями данного товара на мировом рынке; ценами на аналогичные товары, не принципиально отличающиеся от товара, в отношении которого определяется цена. При формулировании условий цены в международных контрактах определяются: единица измерения, базис цены, валюта цены, валюта платежа, способ фиксации цены.
Единица измерения фиксирует, за какое количество товара устанавливается цена. Например, цена может устанавливаться за баррель, единицу товара, тонну (причем должно быть уточнено, какая тонна (короткая или длинная) принята в международном контракте). Базис цены указывает, на каких условиях относительно ответственности и несения расходов по транспортировке, складированию, страхованию определяется уровень цены, а также момент перехода риска и права собственности на товар с продавца на покупателя. В настоящее время в мировой практике основываются на условиях ИНКОТЕРМС — 2000, где перечислено 13 различного вида базисных условий: от «франко-завод», при котором риски и бремя расходов экспортера по доставке товара зарубежному потребителю самые минимальные, до «франко — место назначения», при котором компания-производитель обязана доставить товар конечному покупателю в зарубежной стране. Наиболее часто используемые базисные условия представлены в виде ФОБ, СИФ, КАФ и др.
Валютой цены в международных контрактах в подавляющем большинстве согласно сложившейся практике является американский доллар. Валютой платежа также в большинстве случаев служит американский доллар, однако возможны и другие варианты. В настоящее время все большее значение в этом отношении приобретает евро. Нередки случаи использования в качестве валюты платежа национальных валют локальных рынков. Способ фиксации цены предусматривает четыре наиболее распространенных варианта: 1. Твердая цена (firm, fixed price) устанавливается во внешнеторговом контракте в момент его подписания и изменению не подлежит. 2. Подвижная цена (flexible price): оговаривается, что если в моменту испольнения сделки цена на рынке изменится, то должна будет измениться и цена, зафиксированная в контракте; указывается допустимый предел изменения рыночных цен (например, свыше 2%), при превышении которого происходит пересмотр цены; указывается допустимый предел (например, 2—5%), в рамках которого происходит пересмотр цены; определяется источник, по которому определяют изменение цены. 3. Скользящая цена (sliding price), или цена с последующей фиксацией, исчисляется в момент исполнения сделки путем пересмотра начальной, договорной (базисной) цены с учетом изменений в издержках производства, произошедших в период от подписания до исполнения контракта. В контракте указывается метод расчета цены. 4. Цена, фиксируемая в процессе исполнения контракта, например, перед поставкой каждой партии, перед началом каждого календарного года и т.д.
Золотовалютные оговорки позволяют предусмотреть изменения курса валюты цены и платежа и застраховаться от возможных убытков за счет их привязывания к -корзине валют, какой-либо одной относительно стабильной валюте (например, швейцарскому франку) или Цене золота (что встречается реже).
Вопрос 40

Содержание
Введение
1. Этапы подготовки и проведения экспортной и импортной сделки
2. Выбор партнеров на мировом рынке
3. Подготовка и проведение переговоров с зарубежными партнерами
4. Этапы совершения и исполнения типовой коммерческой сделки
5. Виды и назначение внешнеторговой документации
6. Формы расчетов и средства платежа в мировой торговле
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Современная интеграция России в европейское и мировое сообщество является одним из генеральных направлений политики нашего государства. РФ стала полноправным членом мирового сообщества, как в политической, так и в социальной, культурной и, прежде всего, экономической сфере. Стоящие перед государством такие задачи предопределяют необходимость углубления и расширения интеграционных процессов в политике, экономике, социально-культурной сферах. Более того, стратегический курс России на вступление к ВТО предопределяет необходимость приведения законодательства России в соответствие с нормами и правилами этой организации.
Во внешней, как и во внутренней, торговле объектами коммерческих операций является материально-вещественная продукция и услуги, которые приобретают при обмене стоимость, то есть становятся товаром. Тем не менее, международные коммерческие операции (внешнеторговые сделки), хотя и подчиняются нормам национального права, отличаются своими правилами, нормами и традициями от соглашений внутри страны тем, что они регулируются также и международными нормативными актами. В соответствие с Конвенцией о договорах международной купли-продажи, международным, или внешнеторговым, считается соглашение, которое составляется контрагентами, то есть торговыми партнерами, коммерческие предприятия которых находятся в разных странах, или, иначе говоря, в юридических адресах которых указаны разные государства.
В этом аспекте особую актуальность приобретает исследование процедур подготовки и проведения экспортной и импортной сделки.
Целью настоящей работы является изучение процедуры подготовки и проведения экспортных и импортных сделок субъектами внешнеэкономической деятельности.
1. Этапы подготовки и проведения экспортной и импортной сделки
Под процедурами подготовки и проведения экспортной и импортной (далее — внешнеторговой) сделки следует понимать коммерческую деятельность, направленную на отыскание контрагента, установление с ними контакта, подготовку и проведение переговоров о заключении сделки, ее оформление и передачу контрагенту для исполнения.
Этапы подготовки и проведения внешнеторговой сделки:
маркетинговые исследования международных рынков,
поиск зарубежных партнеров,
установление контактов с потенциальным партнером — иностранной фирмой,
анализ и проработка конкурсных материалов: подготовка конкурсного листа, расчет экспортных цен и т.д.
подготовка условий платежа и поставки,
подготовка проекта контракта,
проведение переговоров и согласование проекта контракта,
подписание контракта,
исполнение контрактных обязательств: поставка товаров, расчетно-платежные операции,
контроль над выполнением контрактных обязательств,
рассмотрение возможных претензий.
Маркетинговые исследования внешних рынков и их освоение сложнее по сравнению с внутренним рынком по следующим причинам:
Изучение внешних рынков требует ознакомления с большим количеством информации из различных источников.
Эффективная работа на внешнем рынке требует использования комплекса маркетинговых методов.
Необходимо учитывать требования внешней маркетинговой среды: международные правила, обычаи и обыкновения, социально-культурная среда, местные обычаи, правила.
Маркетинговые исследования рынка проводятся чаще всего по 3 направлениям:
Изучение спроса (по специальной программе):
Цель выхода на рынок;
Емкость рынка;
Потенциал, круг потребителей;
Требования потребителей к товарам;
Определение перспективы развития рынка;
Изучение предложения: ассортимент, объемы, структура предлагаемых товаров, прогнозирование появления новых товаров, изучение и оценка деятельности фирм-конкурентов.
Изучение условий работы на основе конъюнктуры товарного рынка:
Коммерческая практика специальных и финансовых договоров и контрактов, условия проведения торгов и аукционов, торговые обычаи, условия поставки, способы установки цены, формы и методы расчетов.
Условия перемещения товаров: выбор вида транспорта, условия перевалки и хранения, правила сдачи-приемки грузов, правовые условия, торгово-политические воздействия.
2. Выбор партнеров на мировом рынке
Выбор партнера (контрагента) начинается обычно с выбора страны. Предпочтения отдаются той стране, с которой уже есть норм деловые отношения, освоена правовая база, отсутствует дискриминация по отношению к другим странам.
При выборе фирмы партнера изучают ее характеристики:
Технологические,
Научно-технические,
Организационные,
Экономические,
Правовые.
На основании полученных оценок определяют:
Стратегическую солидарность потенциального партнера (методы деятельности, платежеспособность, кредитоспособность, степень доверия к нему со стороны банков).
Деловую репутацию (наличие опыта в данной сфере деятельности, пунктуальность выполнения обязательств, опыт прошлых сделок).
Предпочтение отдается тем контрагентам, которые занимаются экспортно-импортными операциями.
Источники информации, используемые при выборе партнера:
Справочники.
Годовые отчеты фирм.
Общеэкономические и отраслевые газеты и журналы.
Информационные услуги в этой области оказывают:
ВНИИКИ,
ТПП,
Работники аппарата заграничных органов Российской Федерации.
Информационная база должна постоянно обновляться; на ее основе формируется досье фирм, которые включают 3 основных раздела:
Карта фирмы,
Сведения о переговорах с фирмой,
Сведения о деловых отношениях.
Карта фирмы представляет собой анкету со следующей информацией:
Страна, почтовый адрес, телефоны, факсы фирмы и ее филиалов, адреса электронной почты.
Год основания фирмы, ее филиалов, отделений и представительств.
Предметы торговли, производства с указанием основных технических и коммерческих характеристик.
Производственные мощности, численность работающих, торговый оборот и прочие данные по годам.
Сведения о финансовом положении.
Характеристика филиалов, дочерних предприятий, представительств и отделений, описание связей фирмы.
Важнейшие конкуренты и их характеристика.
Владельцы, руководители фирмы, ведущие специалисты по важнейшим видам деятельности.
Коммерческий оборот (общий и по различным товарным рынкам).
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Совершенствование методики бухгалтерского учета и налогообложения
Реферат Poem My Angel Essay Research Paper My
Реферат Державний устрій та суспільний лад Риму в період імперії
Реферат Методика роботи над тематичною композицією в шкільному курсі з образотворчого мистецтва
Реферат Становление личности в эпоху Петра I на примере А.Д. Меньшикова
Реферат Экологическое право (Контрольная)
Реферат Ранние номады и их вклад в развитие военного дела
Реферат Управление качеством как фактор повышения конкурентоспособности продукции
Реферат Система образов в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"
Реферат Влияние стереотипов поведения на потребностно-мотивационную сферу потребителей
Реферат Бизнес-план по медицинскому предприятию
Реферат Трагическое в сатире М Е Салтыкова-Щедрина
Реферат Финансовый анализ в управлении предприятием
Реферат Отстранение от должности: основания и правовые последствия
Реферат Соя