Реферат по предмету "Мировая экономика"


Межстрановая и мирохозяйственная интеграция

--PAGE_BREAK--
Тема 8. НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
8.1. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности

60

Глобализация мировых процессов обострила проблему на­циональной безопасности отдельных стран, которые начали разрабатывать свои стратегии национальной безопасности. Национальная безопасность каждого государства определя­ется, с одной стороны, имеющимся потенциалом, его специфи­кой, а с другой — геополитическим положением страны и ха­рактером ее между народных связей. В мире нет полностью самодостаточных государств. Одни из них располагают значи­тельными природными богатствами, другие — создают иннова­ционные технологии. Для обеспечения безопасности государ­ства все возрастающую роль играет конкурентоспособность на­циональной экономики.
Указом Президента Республики Беларусь в 2001 г. утверж­дена Концепция национальной безопасности Республики Бела­русь, которая содержит методологические основы построения системы обеспечения национальной безопасности белорусского государства.

Составные части национальной безопасности — безопасность в политической, экономической, военной, экологической, ин­формационной и гуманитарной сферах.

Важнейшей составной частью общей системы национальной безопасности является экономическая безопасность, которая затрагивает практически все стороны жизни государства, об­щества, экономики.

Основными задачами обеспечения национальной безопас­ности в Республике Беларусь являются:

·определение внешних и внутренних угроз национальной безопасности;

·выявление факторов, обусловливающих угрозу нацио­нальной безопасности;

·разработка и реализация мер по предупреждению и нейт­рализации внутренних и внешних угроз;

·достижение сбалансированности политических интересов граждан и государства, поддержка обществом внутренней и внешней политики государства;

·обеспечение суверенитета и территориальной целостности страны, безопасности ее приграничного пространства;

·динамичное и устойчивое развитие экономики и повыше­ние уровня жизни населения, последовательная реализация со­циально ориентированной модели экономического развития;

·сохранение и развитие национального интеллектуального потенциала и систем собственного научно-технического обеспечения выпуска конкурентоспособной продукции, уменьшение научно-технической и технологической зависимости страны от внешних источников;

·равноправное и взаимовыгодное сотрудничество со всеми государствами мира;

·создание благоприятных условий для интеграции бело­русской экономики в мировую экономическую систему;

·сохранение биосферы и среды обитания человека на уров­не, обеспечивающем воспроизводство возобновляемых и рацио­нальное использование невозобновляемых природных ресурсов с учетом удовлетворения разумных потребностей нынешнего и будущего поколений;

·преодоление последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и других негативных воздействий на биосферу и среду оби­тания человека;

·совершенствование государственной системы предупреж­дения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;

·эффективное использование национальных информаци­онных ресурсов, постоянное их совершенствование;

·поддержание на необходимом уровне оборонного потен­циала государства;

·обеспечение личной безопасности человека и гражданина, соблюдение его конституционных прав и свобод;

·совершенствование законодательства и системы государ­ственной власти, укрепление правопорядка, сохранение соци­ально-политической стабильности общества.

Для обеспечения национальной безопасности необходимо неукоснительное соблюдение законодательства всеми гражда­нами, должностными лицами, государственными органами, по­литическими партиями, общественными и религиозными орга­низациями.

Основными факторами, создающими угрозу национальной безопасности Республики Беларусь в экономической сфере, яв­ляются:

·недостаточная конкурентоспособность национальной эко­номики, обусловленная технологической отсталостью ряда от­раслей промышленности, высокой энерго- и материалоемкостью выпускаемой продукции;

·изношенность производственных мощностей;

·недостаточно эффективная система внедрения результа­тов исследований и разработок в промышленности;

·малый объем инвестиций в реальный сектор экономики;

·нестабильное финансовое состояние субъектов хозяйство­вания, дефицит оборотных средств;

·высокий уровень монополизации экономики, несовершен­ство экономических механизмов государственного регулирова­ния естественных и организационных монополий.

К числу внешних факторов, создающих угрозу националь­ной безопасности Республики Беларусь в экономической сфере, следует отнести:

·принятие другими государствами мер, ставящих в невы­годные условия белорусских товаропроизводителей, установле­ние жестких барьеров и условий для осуществления экспорт­но-импортных операций;

·возрастание цен на импортируемые топливно-энергети­ческие и минеральные ресурсы, а также продовольственные то­вары, не производимые в стране;

·вытеснение белорусских товаропроизводителей с тради­ционных рынков сбыта машиностроительной, в том числе воен­но-технической, продукции;

·нарушение экономических соглашений странами-партне­рами;

·несбалансированность экспортно-импортных отношений с основными торговыми партнерами;

·применение дискриминационных мер другими государст­вами и их сообществами во внешнеэкономических отношениях с Республикой Беларусь, особенно на мировых рынках про­мышленного экспорта, трансфера технологий и ноу-хау;

·непредсказуемые изменения конъюнктуры мирового рын­ка, негативно влияющие на экономику страны;

·ужесточение технических и экономических стандартов и требований.

Одним из приоритетных направлений обеспечения нацио­нальной безопасности в экономической сфере является созда­ние условий для перехода к устойчивому развитию. Не всякое развитие отвечает требованиям безопасности. Не учитывающее экологических требований или социально не ориентированное развитие создает дополнительные угрозы национальной безопас­ности.
8.2. Экономическая безопасность как система: критерии и показатели

61, 63

Республика Беларусь вошла в XXI в. с открытой и ориенти­рованной на экспорт экономикой. Около 60 % ее ВВП органично связано с внешними рынками, что определяет большую зависи­мость страны от мировых тенденций экономического развития. Ограниченные запасы собственных топливно-энергетических ре­сурсов создают серьезные проблемы в области стабильных поста­вок нефти и газа. Эти и другие дестабилизирующие факторы оп­ределяют актуальность обеспечения экономической безопаснос­ти страны с учетом внешних и внутренних угроз.

Экономическая безопасность — это такое состояние нацио­нальной экономики, которое позволяет обеспечить ее устойчи­вое функционирование в условиях воздействия неблагоприят­ных внутренних и внешних факторов, достаточное удовлетво­рение общественных потребностей, необходимую обороноспо­собность, защиту национальных интересов.

Экономическую безопасность следует рассматривать как систему взаимосвязанных уровней: международного, нацио­нального, регионального, отраслевого, отдельных предприя­тий, личности.

Под международной экономической безопасностью пони­мается такое состояние международных отношений, при кото­рых обеспечиваются взаимовыгодное сотрудничество различ­ных стран в решении национальных и интернациональных эко­номических проблем, свободный выбор и осуществление ими своей модели социально-экономического развития и участие в международном разделении труда. Важными механизмами обес­печения международной безопасности является двух- и много­сторонние соглашения государств об экономическом сотрудни­честве, учет взаимных интересов, отказ от силового давления, равноправные отношения различных стран.

Международная экономическая безопасность обеспечивает­ся различными структурами ООН, другими международными экономическими организациями, в том числе МВФ, Всемир­ным банком, ВТО, ФАО.

Экономическая безопасность страны представляет собой слож­ную систему, важнейшими составляющими которой являются следующие виды безопасности:

·производственная;

·финансовая;

·продовольственная;

·энергетическая;

·инфраструктурная;

·инновационная;

·внешнеэкономическая.

Производственная безопасность— основа экономической безопасности, поскольку аккумулирует в себе все многообразие факторов, прямо или косвенно влияющих на уровень послед­ней. Производственная безопасность определяется способнос­тью реального сектора экономики обеспечить производство не­обходимой продукции для удовлетворения потребности страны с учетом эффективных внешнеэкономических связей.

Основными угрозами производственной безопасности в Рес­публике Беларусь являются:

·износ, физическое и моральное старение основных про­изводственных фондов;

·высокая энерго- и материалоемкость производства, зави­симость от внешних поставок топливно-энергетических и мате­риально-сырьевых ресурсов, а также комплектующих;

·неустойчивое финансовое положение предприятий, дефи­цит оборотных средств;

·наличие устаревших технологий;

·высокий уровень монополизации в производственной сфе­ре, несовершенство механизма регулирования деятельности производственных монополий, что позволяет повышать цены без снижения издержек производства и улучшения качества продукции;

·сохранение сложившейся структуры производства без уче­та спроса на выпускаемую продукцию.

В Республике Беларусь износ активной части основных про­изводственных фондов ряда отраслей промышленности превы­шает критически допустимый уровень. На большинстве пред­приятий техническая база устарела и представляет преимуще­ственно традиционный IV технологический уклад, тогда как экономически развитые страны перешли на V—VI уклады.

Для повышения производственной безопасности необходи­мы:

·структурная модернизация экономики путем приоритет­ного развития наукоемких высокотехнологичных экспортоориентированных и импортозамещающих нересурсо- и неэнерго­емких производств с высокой долей добавленной стоимости;

·повышение конкурентоспособности выпускаемой про­дукции;

·переход на инновационный путь развития экономики;

·социальная ориентация перспективной структуры эконо­мики, ускоренное развитие сферы услуг.

Финансовая безопасностьстраны охватывает все секторы экономики: государство, нефинансовые предприятия, финансо­вые организации, домашние хозяйства, регионы, а также внеш­неэкономическую деятельность.

Устойчивость финансовой системы определяется уровнем дефицита бюджета, стабильностью цен, банковской системы и национальной валюты, нормализацией финансовых потоков и расчетных отношений, золотовалютным запасом, развитием финансового рынка и рынка ценных бумаг, размерами внешне­го и внутреннего долгов, дефицита платежного баланса, обеспе­чением финансовых условий для активизации инвестиционной деятельности.

Для обеспечения финансовой безопасности необходимо сни­зить инфляцию, что имеет первостепенное значение для общей сбалансированности финансовых потоков и равновесия в эконо­мике. Для обеспечения финансовой безопасности необходимо ис­пользовать неинфляционные методы финансирования дефицита бюджета и перераспределения финансовых ресурсов исходя из общегосударственных приоритетов.

Продовольственнаябезопасность является как самостоя­тельным направлением, так и составной частью экономической безопасности.

Для обеспечения продовольственной безопасности требует­ся, чтобы совокупные потребности в сельскохозяйственной продукции и продовольствии покрывались в основном за счет собственного производства. Институтом аграрной экономики НАН Беларуси установлено, что национальное агропромыш­ленное производство должно удовлетворять не менее 85 % спро­са и предложения сельскохозяйственной продукции и занимать не менее 80 % внутреннего рынка продовольствия. По таким важнейшим продуктам, как мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты, яйцо, хлебопродукты, картофель, нашей стра­не важно иметь 100%-ную обеспеченность, а по другим (масло растительное, сахар, рыба и рыбопродукты, овощи и фрук­ты) — не менее 70 %. Отдельные виды сельскохозяйственной продукции не могут производиться в республике и всегда будут поступать из других стран. Но их объемы невелики и занимают не более 3—5 % общего товарооборота.

Энергетическая безопасностьявляется важнейшим слага­емым экономической безопасности Республики Беларусь.

 Для энергетической безопасности Республики Беларусь важ­на не столько минимизация энергетической зависимости, сколь­ко сокращение связанных с ней рисков. Энергетическая безо­пасность определяется как долей собственных топливно-энерге­тических ресурсов в общем энергобалансе, так и их разнообра­зием. Считается нормальным использование в равных пропор­циях не менее трех основных видов топлива, например, для многих стран — природного газа, нефти, угля, Германии — урана, угля и природного газа. Для каждой страны эти пропор­ции индивидуальны.

При закупке энергоносителей за рубежом важно обеспечить диверсификацию не только их видов, но и поставщиков.

К отрицательным моментам энергобезопасности Беларуси относится и то, что на долю природного газа приходится около 60% валового потребления топливно-энергетических ресурсов. С учетом постоянной тенденции роста цен на газ в перспективе станет невыгодным производить электроэнергию на собствен­ных электростанциях, использующих этот вид топлива.

К потенциальным внутренним угрозам энергетической безо­пасности Беларуси также относятся: превышающий критичес­кий уровень износа основных фондов предприятий как топлив­но-энергетического комплекса, так и потребителей энергоре­сурсов; недостаточно надежная инфраструктура (линии элект­ропередач, тепловые сети, системы газо- и нефтеснабжения), способная вызвать аварийную ситуацию в энергообеспечении; высокая энергоемкость отечественного производства.

К внешним угрозам энергетической безопасности страны от­носятся: повышение цен на нефть; монозависимость от импорта энергоресурсов; региональные конфликты в мировом сообщест­ве; нештатные ситуации, вызванные невыполнением договоров внешними партнерами.

В настоящее время Республика Беларусь в поставках энер­гоносителей практически полностью зависит от России, откуда импортируется 85—87% топливных ресурсов. В пересчете на тонны нефтяного эквивалента 70% потребляемых в Беларуси энергоносителей составляет российский природный газ.

Энергетическая безопасность Беларуси зависит не только от бесперебойных поставок энергоресурсов, но и от эффективности энергосбережения, обеспечения строгого режима экономии топ­ливно-энергетических ресурсов. В расчете на одного жителя республики природного газа используется в 1,5 раза больше, чем в среднем в мире. Это говорит о чрезмерно энергоемкой структуре белорусской экономики, необходимости ее модерни­зации и внедрения энергосберегающих технологий.

Усилению энергетической безопасности будут способство­вать строительство гидроэлектростанций в Гродно и Полоцке, а также создание подземных газохранилищ. Для обеспечения энергетической безопасности целесообраз­но повысить удельный вес дров и торфа в топливном балансе страны.

Инфраструктурная безопасностьимеет для национальной экономики Беларуси особое значение, так как республика зани­мает стратегически важное геополитическое и экономико-геог­рафическое положение, располагает густой сетью железнодо­рожных и автомобильных магистралей, газо- и нефтепроводов.

К инфраструктуре относятся отрасли, создающие условия жизнедеятельности общества. Инфраструктура подразделяется на производственную и социальную. Производственная инфра­структура включает отрасли, которые непосредственно обслу­живают производство (все виды транспорта, связь, электро-, га­зо-, водоснабжение и др.). К социальной инфраструктуре отно­сятся торговля, жилищно-коммунальное хозяйство, система здравоохранения и образования, предприятия бытового обслу­живания и др.

Главная задача инфраструктурной безопасности — обеспе­чение устойчивого развития экономики и благоприятных усло­вий жизнедеятельности населения.

Инновационная безопасностьимеет для Беларуси первосте­пенное значение, так как в государствах с ограниченными при­родными ресурсами роль научно-технической и инновационной деятельности является решающей в обеспечении не только эко­номической, но и национальной безопасности в целом.

Основным показателем развития научной деятельности, при­нятым для межстрановых сопоставлений, является доля затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте (наукоемкость ВВП).

В Республике Беларусь в последние годы данный показа­тель составляет менее 1 %. Это, естественно, является сдержи­вающим фактором ускоренной разработки передовых отечест­венных технологий. Потребность же в технологической и струк­турной модернизации производства остается высокой. По дан­ным Комплексной программы научно-технического прогресса Республики Беларусь на 2001—2020 годы, 48,2 % действую­щих технологий использовались еще до 1985 г. Из применяе­мых промышленными предприятиями 13 тыс. передовых про­изводственных технологий 31,4 % внедрены до 1994 г.

Продолжают сокращаться инвестиции в науку. Уменьшает­ся объем научно-технических работ, выполняемых промышлен­ным сектором. Научно-исследовательские организации транс­формируются в научно-производственные, переориентируя вы­пуск продукции с научно-технической на социально значимую мелкосерийную, но ненаукоемкую.

Внешнеэкономическая безопасность, должна гарантировать сохранение экономического суверенитета страны, рост конку­рентоспособности национальной экономики и защиту интересов белорусских производителей с учетом изменений мировых эко­номических процессов. К числу важнейших факторов, опреде­ляющих внешнеэкономическую безопасность, следует отнести:

·конкурентоспособность товаров и услуг на внешних рынках;

·объемы внешнеторгового оборота, экспорта и импорта, а также сальдо внешнеторговых операций и их отношение к объ­ему ВВП;

·товарную диверсификацию экспорта и импорта;

·долю добавленной стоимости в экспорте основных видов продукции;

·внешнюю задолженность.

Серьезную угрозу внешнеэкономической безопасности рес­публики представляет низкая диверсификация экспорта и им­порта товаров. Несмотря на то, что белорусские товары поставлялись на рынки 142 государств, продукция импортиро­валась из 151 страны, основными торговыми партнерами Бела­руси являлись: Россия, Германия, Великобритания, Польша, Укра­ина, Нидерланды, Литва, Италия и Китай Латвия — 1,4, США..

Серьезные угрозы экономической безопасности и политиче­скому имиджу любой страны создают размер внешнего долга и тенденция к его росту. Государство вынуждено затрачивать на погашение долга значительные бюджетные средства. Безопас­ным уровнем внешнего долга в мировой практике принято счи­тать такой, на обслуживание которого направляется не более 25 % общих валютных поступлений страны.

Обеспечение внешнеэкономической безопасности напрямую зависит от конкурентоспособности производимой в республике продукции и умелого использования внеэкономических факто­ров развития мировой экономики в интересах национальной.
Система экономической безопасности характеризуется сово­купностью критериев и показателей, которые определяют угро­зы устойчивому развитию и пороговые значения функциониро­вания национальной экономики.

Угрозы экономической безопасности — это негативные фак­торы и явления, оказывающие дестабилизирующее воздей­ствие на хозяйство страны и ухудшающие социально-экономи­ческие условия жизнедеятельности человека.

Показатели и индикаторы экономической безопасности — наиболее значимые параметры, характеризующие состояние экономической системы страны, ее устойчивость и мобильность.

Пороговые значения экономической безопасности — предель­ные величины, несоблюдение которых способствует дестабилизации национальной экономики, обострению социальной и по­литической ситуации.

Для оценки реального состояния экономической безопасно­сти важное значение имеют не столько сами показатели, сколь­ко их пороговые (предельные) значения. Они должны быть на­учно обоснованы и официально признаны. В нашей стране впервые пороговые значения и показатели социально-экономи­ческой безопасности были определены в Национальной страте­гии устойчивого развития Республики Беларусь, одобренной Президиумом Совета Министров Республики Беларусь в марте 1997 г.

Важнейшие показатели экономической безопасности опре­делены в Национальной стратегии устойчивого социально-эко­номического развития Республики Беларусь на период до 2020 года.

В настоящее время некоторые показатели экономической безопасности в нашей стране превысили критический рубеж. Прежде всего это касается степени износа активной части ос­новных производственных фондов, валового внутреннего про­дукта в расчете на душу населения, доли заработной платы в до­ходах населения и уровня рентабельности экономики. Реализа­ция Национальной стратегии устойчивого развития позволит уже в 2010 г. почти по всем важнейшим экономическим показа­телям обеспечить национальную безопасность страны и не вы­ходить за пределы пороговых значений.    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Дрессировка и воспитание маленьких собак
Реферат Как труд помогает раскрыть содержание романа "Робинзон Крузо"
Реферат Разработка универсальной потенциометрической установки
Реферат Ассортимент пищевых продуктов для организации дополнительного питания обучающихся в школах, обслуживаемых гуп г. Москвы «Школьный комбинат питания г. Зеленограда» на 2010-2011 учебный год
Реферат 122. Среда функционирования предприятия: внешняя и внутренняя. Среда предприятия
Реферат Реклама и игры за и против
Реферат Основные понятия теории физической культуры их сущность и соотношение
Реферат Пути локализации и прекращения пожара на сухогрузных судах перевозящих серу газовую комовую
Реферат Проектирование ресторана высшего класса на 100 посадочных мест
Реферат Расчёт основных метрологических величин
Реферат Расчет трансформаторного усилителя
Реферат Понятие, признаки, виды обстоятельств, исключающих преступность деяния
Реферат Естественные монополии в переходной рыночной экономике
Реферат Шпаргалки по компьютерным технологиям
Реферат Москва 2