46. США и Латинская Америка: поиск новых форм сотрудничества.
Стратегическое направление сотрудничества латиноамериканских стран — экономическая интеграция на основе открытого регионализма.
Наиболее жизнеспособное объединение — действующий с 1991 года Южноамериканский общий рынок (МЕРКОСУР) в составе Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая, его ассоциированные члены: Боливия, Чили и Перу. К МЕРКОСУР тянутся и другие страны, в том числе Мексика, входящая в Соглашение о свободной торговле — НАФТА. МЕРКОСУР развивает связи со старейшим в Латинской Америке интеграционным объединением — Андским сообществом в составе Боливии, Венесуэлы, Колумбии, Перу и Эквадора.
В Карибском бассейне действует экономическое объединение КАРИКОМ.
2004 год начался самым значительным событием в межамериканских отношениях последних лет — встречей 12-13 января в мексиканском городе Монтеррей глав государств и правительств стран-членов ОАГ. Предыдущие саммиты (в 1994 году в Майами, в 1998 году в Сантьяго, в 2001 году в Квебеке) были посвящены планам реализации главной стратегической задачи США в Западном полушарии — созданию от Аляски до Огненной Земли Зоны свободной торговли Америк — ЛАСТА. Идею интеграции подрывают протекционистские барьеры, воздвигнутые США. Главный оппонент США — Бразилия, настаивающая на преимуществе МЕРКОСУР перед иными интеграционными системами. С другой стороны, в отношении ЛАСТА благожелательна позиция Мексики как члена НАФТА и Чили — с этой страной в августе 2003 года Сенат США ратифицировал Соглашение о свободной торговле. Вскоре США объявили о создании зоны свободной торговли в Центральной Америке с участием Гватемалы, Гондураса, Никарагуа и Сальвадора. США надеялись на очередном саммите «продвинуть» программу создания ЛАСТА и ввести ее в действие с января 2005 года. Но внеочередной саммит в Монтеррее не оправдал надежд США. Латиноамериканские делегации настаивали на том, чтобы основное внимание было уделено таким проблемам, как экономический рост, социальное развитие, включая преодоление бедности, обеспечение демократической управляемости. В итоговом документе саммита отсутствует упоминание о графике ввода в действие ЛАСТА. Складывается впечатление, что администрация США вознамерилась вернуться к взгляду на Латинскую Америку как на свой «задний двор». Моментом истины стала реакция латиноамериканцев на военную акцию США в Ираке. Против войны в Ираке выступили в СБ ООН его непостоянные члены — Мексика и Чили.
Война в Ираке создала новые болевые точки в отношениях США с Латинской Америкой. США приостановили военную помощь Бразилии, Венесуэле, Колумбии, Коста-Рике, Перу, Уругваю и Эквадору за их отказ подписать соглашение о юридическом иммунитете американских миротворцев в случае возможных процессов Международного уголовного суда. Поставлена под сомнение возможность учреждения в Мадриде постоянного секретариата Ибероамериканского сообщества в связи с ролью Испании в военной коалиции.
Иракская кампания оказала отрицательное влияние на имидж США в Латинской Америке. У США возникают осложнения даже с ближайшим союзником в регионе — Мексикой. Наиболее болезненная проблема в американо-мексиканских отношениях — миграционная.
Наиболее острые отношения складываются у США с Венесуэлой, их характеризуют как «переходящие от плохих к худшим». Перечень взаимных претензий возрастает. Вашингтон обвиняет президента Уго Чавеса в авторитаризме. Каракас не менее категоричен, обвиняя США во вмешательстве во внутренние дела страны в форме открытой поддержки оппозиции, в подготовке заговора с целью свержения конституционного президента. Между тем конфликт противоречит интересам двух сторон. Венесуэла — главный экспортер нефти в Западном полушарии и многолетний основной торговый партнер США в Южной Америке.