Реферат по предмету "Право"


Институт президентства ФРГ

ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 3 Выборы президента 5 Специфика президентских выборов 5 Конституционные и политические нормы для кандидата в президенты 6 Взаимоотношения президента и государственного аппарата 8 Президент и партии 8 Президент и государственный аппарат 9 Президент и парламент 13 Президент во внешней и военной политике 16

Заключение 20 Список использованной литературы 22 Введение В 1993 году из 183 государств, входивших в ООН, более 130 имели в свом устройстве пост президента. С одной стороны, эта цифра отражает масштабность распространения президентства в современном мире, но с другой важно отметить, что в разных странах президенты имеют разный объм полномочий. При исследовании феномена президентской власти невозможно ограничиться только анализом относящихся

к президентству конституционных и иных правовых норм. Не менее важно и определение соотношения этих норм с политической практикой президентов. Очевидно и то, что само по себе учреждение поста президента в той или иной стране ещ не означает одномоментного возникновения института президентства с присущими ему законодательными и административными актами, хорошо разработанной структурой различных подразделений, тесными взаимосвязями с другими политическими институтами

и обществе в целом. Полномочия президента, его статус в политической жизни той или иной страны определяются прежде всего соответствующими конституционными нормами. В Федеративной Республике Германия конституционное право наделяет исполнительной властью прежде всего главу правительства, а не главу государства президента. Правда, в конституционном праве ФГГ нет нормы о том, что президент это глава государства, его статусе

в Основном законе говорится только то, что федеральный президент представляет Федерацию в международно-правовых отношениях Ч. 1, ст. 59 конституции ФРГ . В то же время в Основном законе ФРГ чтко обозначен конституционный статус главы правительства канцлера Федеральное правительство состоит из Федерального канцлера и федеральных министров

Ст. 62 конституции ФРГ. Эта правовая норма прямо указывает на то, что президент не является главой исполнительной власти и таким образом не возникает никакой правовой неопределнности в разграничении полномочий между главой государства и главой правительства. В Западной Европе сформировалась сугубо европейская модель в форме или полупрезидентской или парламентарной ФРГ систем правления. При парламентарной системе государственного правления, предусматривающей наличие

поста президента, последний является конституционной главой государства. Это означает, что правительство и его деятельность практически выведены из сферы прерогатив президента. И хотя формально он, согласно конституции наделн такими важными полномочиями, как назначение главы правительства, объявление о роспуске парламента и назначение даты очередных или внеочередных парламентских выборов, а также представительство в сфере международных отношений, но фактически все эти и другие полномочия

президент должен осуществлять только по согласованию с главой правительства, ответственным не перед ним, а перед парламентом. В результате такого распределения прерогатив главой исполнительной власти при парламентарной системе является премьер-министр в ФРГ канцлер, который и имеет необходимые властные полномочия для осуществления правительственной политики. Премьер и его правительство подотчтны высшему законодательному органу и подают в отставку в случае

вынесения им вотума недоверия. Президент же в условиях парламентарного правления не ответственен за действия правительства и остатся надпартийной фигурой, гарантом правопорядка, олицетворением незыблемости конституционного строя. Цель этой работы показать особенности института президентства в условиях европейской парламентарной системы правления на примере крупнейшего государства Западной Европы Федеративной Республики Германия. Выборы президента

Специфика президентских выборов В Федеративной Республике Германия избрание президента проходит путм голосования в парламенте, что характерно для парламентарной республики. Так же избирается президент в таких странах как Италия, Швейцария, Венгрия, Латвия и в ряде других стран. Для этого, как указано в части 3 статьи 54 конституции

ФРГ, создатся Федеральное Собрание, которое состоит из членов нижней палаты парламента Бундестага и равного числа членов, избранными народными представительствами земель на началах пропорциональности. Кандидатуры на пост президента предлагаются ведущими партиями, и, как оговорено в конституции, в ходе этих выборов в Федеральном Собрании не допускаются какие-либо прения. Избранным считается лицо, получившее большинство голосов членов

Федерального Собрания. Если в двух турах голосования такое большинство не собрано, избранным считается тот, кто в следующем туре соберт наибольшее число голосов Ч. 6, ст. 56 конституции ФРГ. Как и в Греции, Португалии, Чехии, Словакии, Польши, Венгрии, Болгарии, президент Федеративной Республики Германия избирается сроком на пять лет.

Конституционные и политические нормы для кандидата в президенты К выборам президента в Федеративной Республике Германия, как и в других странах, предоставляются определнные требования. Эти требования изложены в статье 54 Основного закона ФРГ. Во-первых, это национально-этнический ценз, то есть кандидат в президенты ФРГ обязательно должен обязательно обладать е гражданством каждый немец может стать президентом.

Во-вторых, это наличие избирательного права, то есть права быть избранным в нижнюю палату парламента Бундестаг. Эта же норма характерна и для Австрии. В-третьих, это возрастной ценз, то есть возраст кандидата в президенты как и в Греции должен быть не меньше сорока лет. Непосредственное переизбрание допускается только один раз. При свом вступлении в должность федеральный президент приносит перед собравшимися членами

Бундестага и Бундесрата следующую присягу Я клянусь посвятить свои силы благу немецкого народа, умножая его достояние, оберегать е от ущерба, блюсти и охранять Основной закон и законы Федерации, добросовестно исполнять свои обязанности и соблюдать справедливость по отношении к каждому. Да поможет мне Бог Ст. 56 конституции ФРГ. Согласно конституции, эта присяга может быть произнесена без религиозного обращения.

В Федеративной Республике Германия, Италии, Индии, Латвии президент вступает в должность незамедлительно, что характерно для стран, где президент избирается не на всеобщих выборах, а путм голосования в парламенте. Президент ФРГ обладает иммунитетом, который прекращается в случаях, указанных в конституции, отменить его можно только в случаях, установленных в статьях 60 и 46 конституции

ФРГ. В случае досрочного освобождения президента от должности его обязанности, в соответствии со статьй 57 конституции ФРГ, осуществляются председателем Бундесрата. Согласно Основному закону, федеральный президент может быть лишн должности, если Федеральный конституционный суд установит, что он виновен в умышленном нарушении конституции ФРГ или федерального закона. Обвинение в этом могут выдвигать перед

Федеральным конституционным судом Бундестаг или Бундесрат предложение о предъявлении обвинения должно быть предоставлено от имени не менее 14 депутатов Бундестага или 14части голосов Бундесрата, а решение о предъявлении обвинения требует большинства 23 депутатов Бундестага или 23 Бундесрата. После предъявления обвинения Федеральный конституционный суд может своим приказом временно отстранить президента от должности ст.

61 конституции ФРГ. Взаимоотношения президента и государственного аппарата Президент и партии Отличительной чертой института президентства ФРГ является внепартийность президента. В этой стране с момента е образования сложилась политическая традиция, в соответствии с которой кандидатуру президента предлагает одна из партий правящей коалиции, опирающейся на большинство в Бундестаге. При канцлере социал-демократе

В. Брандте на пост президента был выдвинут, а затем утверждн кандидат от Социально-демократической партии Г. Хайенман. Когда социал-демократы ушли в оппозицию, а правительственную коалицию составил блок партий Христианско-демократический союз Христианско-социальный союз и свободных демократов, то на открывшуюся в 1984 году вакансию поста президента ФРГ был выдвинут представитель партии ХДС Р. фон Вайцзеккер, который и был избран главой государства.

Вообще, в парламентарных республиках президенты должны в свом политическом поведении оставаться лояльными по отношению к правительству, находящемуся у власти, а также к партиям, представленным в парламенте. В политике эта деятельность оказывается немаловажной. Так, для социал-демократа В. Брандта была важной морально-политическая поддержка, которую ему оказывал в некоторых напряжнных внутриполитических баталиях его коллега по партии

Г. Хайнеман. При этом Хайнеман выступал как федеральный президент, что придало его поддержке действий правительства В. Брандта большой политический вес. Президент и государственный аппарат В Федеративной Республике Германия, как и в других странах с парламентарной системой правления, президент имеет конституционное право назначения премьер-министра. Но это право носит формальный характер, так как вопрос о назначении

на пост главы правительства фактически решают лидеры ведущих партий в зависимости от исхода парламентских выборов или изменения состава правящих коалиций в высших законодательных органах. Это явление можно также наблюдать при назначении премьер-министра в Австрии, Израиле, Исландии, Ирландии, Индии. Президент ФРГ назначает федерального канцлера Ч. 1, ст. 63 конституции

ФРГ, но им неизбежно становится лидер той партии или блока, которая завоевала наибольшее число мест на выборах в Бундестаг. Президент же своим назначением лишь утверждает вступление канцлера в должность. Хотя, в 1962 году имел место другой вариант смены главы правительства. Тогда правящая коалиция распалась после того, как свободные демократы покинули кабинет канцлера Т. Шмидта и присоединилась к оппозиционному блоку ХДС-

ХСС. Новое парламентское большинство в Бундестаге выразило недоверие канцлеру Т. Шмидту и тут же проголосовало за избрание своего кандидата Г. Коля. Эта смена правительства произошла по воле ведущих партий, а роль президента ФРГ К. Карстенса свелась лишь к назначению Г. Коля главой правительства. Федеральный президент может распустить Бундестаг, если он в течение 21 дня не смог выбрать федерального

канцлера абсолютным большинством своих членов ч. 4, с. 63 конституции ФРГ, или если Бундестаг по предложению канцлера в течение 21 дня большинством голосов своих членов не выразил доверия канцлеру, несмотря на требование последнего и не выбрал нового федерального канцлера ст. 68 конституции ФРГ. В соответствии со статьй 81 Основного закона президент имеет возможность обойти главный законодательный орган, если он не желает

принять закон, который федеральное правительство считает настоятельно необходимым. Если конфликт между законодательной и исполнительной властью не привл к роспуску Бундестага, то по предложению федерального правительства и с согласия Бундесрата президент может объявить чрезвычайное законодательное положение Gesetzgebungsnotstand иногда переводится как состояние законодательной необходимости

Согласно регламенту Федерального правительства, в заседаниях правительства, как правило, принимает участие начальник канцелярии Федерального президента, но тот же Регламент предусматривает, что канцлер вправе ограничить число участников заседания правительства только федеральными министрами. Взаимоотношения между исполнительной и судебной властями определяются тем насколько полно в том или ином государстве осуществляется принцип разделения властей.

В одних странах судебные инстанции находятся под более или менее жстким контролем и даже диктатом исполнительной власти, в других судебная власть является достаточно самостоятельной и независимой от исполнительной органов. В то же время принцип разделения властей предполагает и постоянное взаимодействие между судебной, исполнительной и законодательной ветвями государственного аппарата. Важнейшим рычагом воздействия президента на деятельность судов является его право назначать должностных

лиц в высшие судебные инстанции. В Федеральной Республике Германия, сугубо парламентарной республике, президент как и в Австрии назначает федеральных судей. Но это конституционное право носит преимущественно формальный характер, поскольку кандидатуры в судьи выдвигаются правительством, и президент назначает их по представлению министров. Это отражено в статьях 60 и 95 конституции

ФРГ. В целом же зарубежное конституционное право провозглашает принцип невмешательства президента и вообще исполнительных, а также законодательных органов в прерогативы судебной власти. Однако в политической практике этот принцип соблюдается отнюдь не всегда, и суды часто испытывают на себе ощутимое политическое давление со стороны других ветвей государственной власти. Отношения между президентом и местными органами являются органическим элементом комплекса взаимоотношений

между центральной и местной властями. Характер этих отношений в большой степени зависит от того, является ли государство федеральным или унитарным, демократическим или авторитарным, представляет ли оно собой президентскую, полупрезидентскую или парламентарную республику. Для всех демократических стран, независимо от формы их государственного устройства и системы правления, характерны высокая степень автономии и значительные права местных выборных органов власти.

В то же время авторитарным политическим системам свойственны жсткий контроль центра над местными властями и ограничение прав местного самоуправления. Под воздействием этих факторов и формируются полномочия президента в отношении органов местного самоуправления. В современном мире нет прямой зависимости между системой правления и формой государственного устройства. Вместе с тем федеративная форма государственности предполагает большее ограничение прерогатив центральных

исполнительных органов, включая президентскую власть, чем в условиях унитарного государства. Однако ещ более важную роль играет общее соотношение полномочий центральной и местной властей в политической системе того или иного государства в целом. Особенно отчтливо это проявляется в объме полномочий президента в сфере назначений должностных лиц различных уровней местной власти. В Федеративной Республике Германия одним из ключевых атрибутов суверенитета субъектов федерации является

выборность всех органов местного самоуправления. Это мы можем наблюдать также в США, Швейцарии, Австрии. В ФРГ а также в США, Франции, Италии президент непосредственно не вмешивается в текущую деятельность местных властей. Однако высшие исполнительные, законодательные и судебные власти осуществляют контроль над действиями органов местного самоуправления. При этом высшие судебные инстанции следят за тем, чтобы местные власти

не нарушали Основной закон и другое общенациональное законодательство. Президент и парламент Соотношение полномочий исполнительной и законодательной властей является одной из основополагающих характеристик любого политического режима. В условиях демократии оно представляет собой определнный баланс властей, при авторитарном режиме полномочия исполнительной власти значительно усилены за счт ущемления прерогатив законодательной власти, а тоталитаризм

предполагает лишение парламента реальной самостоятельности и превращение его в орган, жстко контролируемый исполнительными органами государства. Но даже в тех странах, где конституционно закреплн баланс полномочий исполнительной и законодательной властей, предусматривающий их независимость друг от друга и в то же время взаимный контроль, достаточно часто происходит превышение полномочий то со стороны правительства, то со стороны парламента. Во взаимоотношениях между президентом и парламентом определяющую роль играет

тип системы государственного правления. При президентской системе в е демократическом варианте глава государства и правительства непосредственно вовлечн в целый комплекс взаимоотношений с высшим законодательным органом. Полупрезидентская модель, с одной стороны, ограничивает прерогативы президента в законодательном процессе, но с другой стороны наделяет его полномочиями по роспуску парламента. В условиях же парламентарной системы что мы видим на примере

Федеративной Республики Германия, президент может оказывать лишь опосредованное воздействие на деятельность парламента. Президент Федеративной Республики Германия не может не утвердить закон, полученный им из парламента на подпись, он не имеет права вето. Федеральный президент обязан утверждать все законы, принятые парламентом и представленные ему на подпись канцлером, возглавляющим правительство. В Федеративной Республике Германия как и в Австрии право президента на издание указов очень ограничено.

Его акта касаются, главным образом, назначений, награждений, помилований и так далее. Кроме того, так же как и в полупрезидентских республиках, большинство решений президента подлежит контрассигнации со стороны федерального канцлера и соответствующих министров. В соответствии с частью 1 статьи 82 Основного закона федеральный президент лишь оформляет ausfertigen по словам Страшуна Б.А в комментарии Дитера Хессельбергера в

Основном законе подписание закона. после контрассигнации законы, принятые в соответствии с конституцией и публикует их в Бундесгезетцблатт Bundesgesetzblatt федеральный вестник законов. В целом, акты издаваемые главой Федеративной Республики Германия, не тождественны по своей правовой силе законам и являются административными актами. В Федеративной Республике Германия а так же в Чехии,

Болгарии, Румынии крайней формой воздействия президента на парламент, отказывающий утвердить новый состав кабинета министров, является роспуск главой государства высшего законодательного органа и назначение новых парламентских выборов. Это право характерно для ряда полупрезидентских и парламентарных республик. В Основной закон Федеративной Республики Германия введена намеренно усложннная норма, направленная на сохранение стабильности государственной власти.

Она предоставляет президенту право на роспуск Бундестага в том случае, если по инициативе федерального канцлера ставится на голосование вопрос о доверии главе правительства, и большинство парламентариев ему в этом доверии отказывают. Тогда по предложению канцлера федеральный президент распускает Бундестаг и назначает новые парламентские выборы. Однако, если Бундестаг, выразив недоверие канцлеру, тут же большинством голосов избирает нового главу правительства,

президент, в соответствии с частью 1 статьи 68 Основного закона ФРГ, утрачивает право на роспуск этой палаты германского парламента. В условиях парламентарной республики контроль парламента над действиями президента осуществляется с учтом ограниченных полномочий главы государства. Федеральный президент заключает международные договоры с другими государствами, но эти договоры должны быть одобрены

Бундестагом. Кроме того, законодатели вправе предъявить главе государства обвинения, которые, если их поддержит Федеральный конституционный суд, становится основанием для отстранения президента от должности. Президент во внешней и военной политике При парламентарной системе президент имеет высокий статус главы государства, но ограниченные полномочия во внешнеполитической сфере государственной политики. Согласно Основному закону Федеральный президент представляет

Федерацию в международно-правовых отношениях Ч. 1, ст. 59 конституции ФРГ. Но там же недвусмысленно определено, какое должностное лицо формирует направления государственной политики, включая внешнеполитические Федеральный канцлер определяет основные направления политики и нест за них ответственность Ст. 65 конституции ФРГ. В пределах этих основных направлений каждый федеральный министр самостоятельно

под свою ответственность ведт дела своей отрасли. Вместе с тем федеральный президент, даже в рамках ограничений, присущих парламентарной системе, может сыграть важную роль в создании более благоприятного представления о своей стране за рубежом. Так, в 1985 году президент Федеративной Республики Германия Р. фон Вайцзеккер по случаю сороковой годовщины окончания Второй мировой войны неоднократно выступал на тему об окончательном преодолении

Германией е нацистского прошлого и приверженности немецкого народа к миру. Кроме того, у главы государства есть возможность выступать с речами на международные темы, которые укладываются в русло общей линии находящегося у власти правительства, но по тем или иным политическим соображениям не могут быть произнесены главой правительства. При парламентарной республике ведущая роль в процессе ратификации международных договоров принадлежит

парламенту. Таким образом в Федеративной Республике Германия как и в Венгрии представители правительства подписывают договоры, которые при согласии депутатского большинства парламента ратифицирует и передат на утверждение президент. Глава государства практически не имеет права не утверждать тот или иной договор, одобренный правительством и ратифицированный парламентом. Помимо международных договоров, требующих одобрения высшим законодательным

органом, президент имеет право подписывать межгосударственные договоры и соглашения, не требующих санкции законодателей. Право на подписание такого рода международных актов конституционно закреплено за президентом и при президентской, и при полупрезидентской, и при парламентарной системах. Основной закон ФРГ предусматривает право федерального президента заключать межгосударственные договоры и соглашения административного характера Договоры, регулирующие политическое отношение

Федерации или касающиеся вопросов федерального законодательства, требуют одобрения или содействия органов, компетентных в сфере федерального законодательства договоры оформляются федеральным законом. К соглашениям административного характера применяются соответственно предписания о федеральной администрации Ч. 2, ст. 59 конституции ФРГ. В полупрезидентских и парламентарных республиках президент имеет конституционное право назначать и отзывать дипломатических представителей государства за рубежом

Федеральный президент представляет Федерацию в международно-правовых отношениях. Он заключает от имени Федерации договоры с иностранными государствами. Он аккредитует и принимает послов Ч. 1, ст.59 конституции ФРГ. Конституции многих стран предусматривают в числе важнейших обязанностей президента обеспечение независимости, суверенитета и безопасности своего государства.

Отсюда органически вытекает принцип совмещения одним и тем же должностным лицом поста главы государства и поста верховного главнокомандующего вооружнными силами. Однако реальный объм властных полномочий президента в отношении армии находится в прямой зависимости от его общего статуса в системе высших органов исполнительной власти. Характер взаимоотношений между президентом и армией определяется типом политического режима.

В президентской республике глава государства и правительства одновременно является верховным главнокомандующим вооружнными силами, при полупрезидентской системе президент также, как правило, одновременно является верховным главнокомандующим, но в отличие от главы государства в условиях президентской республики он не обладает единоличными полномочиям в руководстве Вооружнных сил. Президент исполняет обязанности верховного главнокомандующего и в некоторых парламентарных

республиках Индия, Венгрия, Словакия, Латвия, но фактическое руководство армией при парламентарной системе осуществляют премьер-министр и министр обороны, а президент лишь номинально является верховным главнокомандующим. Что же касается Федеративной Республики Германия, то Основной закон вообще не предоставляет президенту каких-либо полномочий в руководстве армией, но наделяет главу военного ведомства следующими прерогативами Федеральный министр обороны обладает правом издавать

приказы и командовать вооружнными силами Ст. 65-а конституции ФРГ. Заключение Парламентская республика наделяет президента статусом первого гражданина , имеющего высокий моральный авторитет и представляющего свою страну во многих официальных актах государственной власти. Хотя в Основном законе такого термина нет, немецкие теоретики довольно единодушно считают его первым человеком, первым государственным органом в республике.

Нынешний федеральный президент профессор Роман Херцог, 7-й по счту, был избран в 1994 году. В этом году будет избран новый президент ФРГ. Выборы уже проводились 10 раз, так как 3 федеральных президента Т. Хойсс, Г. Любке и Р. фон Вайцзеккер избирались дважды. Несмотря на относительно незначительную роль президента в

Федеральной Республике Германия система е государственных органов довольно устойчива и стабильна. Достигнуто это благодаря точному балансу всех е государственных институтов. Список использованной литературы 1. Основной закон Федеративной Республики Германия от 25 апреля 1949 года Урьяс Ю.П. Федеративная Республика Германия. Конституция и законодательные акты.

М 1991. 2. Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. М 1994. 3. Маклаков В.В. Иностранное конституционное право. М 1995. 4. Страшун Б.А. Конституционное право зарубежных стран, т. 1-2, 3. М 1997. 5. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М 1996. 6. Бернхард Р. Конституционное правосудие и принципы федеративного государственного устройства

в ФРГ Современный немецкий конституционализм - М 1994. 7. Дворак П. Германия. Страна представляется - Гамбург, 1997.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Основные понятия страхования
Реферат Личные права и свободы граждан 2
Реферат 1. Вконце XX века произошли большие изменения в политической, экономической, социальной жизни нашей страны
Реферат Банк России 2
Реферат Русские монастыри.
Реферат Финансово-экономический контроль Министерства Российской Федерации по налогам и сборам
Реферат Комплексный анализ альтернативных методов разрешения правовых споров
Реферат Джон Голсуорси
Реферат Сурьма - Случай в Штальгаузенском монастыре
Реферат Положения Президента РФ в системе органов государственной власти
Реферат Батеньков Гавриил Степанович
Реферат Поняття складу злочину та його значення Види складів злочинів
Реферат Авторская позиция в повести "Первая любовь" Тургенева
Реферат Банковский кредит его суть и общие основы развития 2
Реферат Анализ системы управления качеством