--PAGE_BREAK--Индекс объёма для товара А и В Yq= (1.1*100+0.9*200)/ 300
Это средне взвешенные арифметические индексы
Рассмотрим средневзвешенные гармонические индексы
Найти общий индекс цен
Yp
–? Ip = p1 / p0 Þp 0= p1/ ip
Yp = åp1q1 / p0q1 = åp1 q1 / (p1q1 / ip) = 300/ ((100/1.1)+(200/0.9))
Индексы постоянного, переменного состава и структурных сдвигов. Индексом переменного состава называется показатель, хар-ющий изменение среднего показателя в опр. совок-ти. Индекс цен переменного состава рассчитываются как соотношение 2х средних цен.
Yср. P = ср. P1 / ср. P0 = åP1 q1/ å q1 (åp1q1 / åq1) / ( p0 q/ å q) = åp1 d1 / å p0 d0 где
d0, d1 — уд. вес каждого вида товаров в базисном и текущем периоде.
Изменение средней цены по совок-ти товаров и за счёт структурных сдвигов в Vпроданных товаров.
Общий индекс постоянного состава YP= (åP1 q
1
/
å
q
1) / (å p0 q
1
/
å
q
1= å p1 d1 / åp0 d1
(
å
q
1
/
å
q
1
) =
d
1 (
å
q
1
/
å
q
1
=
d
1 Показывает изменение средних цен по совок-ти видов товаров за счёт изменения цен по каждому виду товаров. Индекс влияния структурных сдвигов характеризует относ. изменение изучаемого показателя за счёт изменения структуры кол-го фактора.
Yстр. сд. = åp0 q1 / åp0 q0 / å q0 = åp0 d1 / åp0 d0
Показывает изменение средней цены по совокупности видов товаров за счёт структурных сдвигов в V проданных товаров.
Взаимосвязь
Y
ср.
P
=
Y
P
*
Y
стр. сд.
3.05. Н/о физ. лиц: бу расчетов по подоходн. налогу.
В российском бюджете подох. налог (ПН) занимает 3 место. Его уплачивает все трудоспособное население. Он участвует в перераспр-ии доходов.
Плательщикиналога на доходы физ. лиц признаются физ. лица, явл. налоговыми резидентами РФ, а также физ. лица, получающие доходы от источников, расположенных в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ. (ст.207 НК, ч.2).
Принципиально новым явл. введение в качестве объекта налога всего совокупного дохода за год. Исчисление и удержание производится ежемесячно. При этом сумма налога уменьшается на размер льгот в завис-ти от категорий (1кат. до 15 т.р.- 3000 руб., 2 кат. 15-50 т.р. – 500 руб, все ост. свыше 50 т.р.– 400 руб, на детей – 300 руб.).
Объектом н/опризнается доход, полученный налогоплательщиками:
1. От источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ — для физ. лиц, явл. налоговыми резидентами РФ.
2. От источников в РФ — для физ. лиц, не явл. налоговыми рез-тами РФ.
Налоговым периодом признается календарный год (ст. 216 НК ч.2). Налоговая ставка устанавливается в размере 13%, но в отношении сл. доходов налоговая ставка устанавливается в размере35%:
— выигрышей, выплачиваемых организаторами лотерей, тотализаторов и др., основанных на риске игр ( в т.ч. с использованием игровых автоматов);
— ст-ти любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и др. мероприятий в целях рекламы товаров, в части превышения 2 000 рублей;
— страховых выплат по договорам добровольного страхования в части превышения сумм, внесенных физ. лицами в виде страховых взносов, увеличенных страховщиками на сумму, рассчитанную исходя из действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ на момент заключения договора страхования;
— %-тных доходов по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя из ѕ действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ, в течение периода, за который начислены %-ты, по рублевым вкладам и 9% годовых по вкладам в ин. валюте;
— суммы экономии на %-тах при получении налогоплательщиками заемных ср-в в части:
1) превышения суммы %-тов за пользование заемными ср-вами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из ѕ действующей ставки рефинансирования на дату получения таких ср-в, над суммой %-тов, исчисленной исходя из условий договора;
2) превышение суммы %-тов за пользование заемными ср-вами, выраженными в ин. валюте, исчисленной исходя из 9% годовых, над суммой %-тов, исходя из условий договора;
Налоговая ставка устанавливается в размере 30% в отношении дивидендов и доходов, получаемых физ. лицами, не явл. налоговыми резидентами РФ.
Порядок исчисления
. Сумма налога при опр-ии налоговой базы, как разницы между суммой доходов, подлежащих н/о и налоговыми вычетами, исчисляется как соотв-ющая налоговой ставке (13%), т.е. %-тная доля налоговой базы. Сумма налога при опр-ии налоговой базы для доходов, в отношении которых не применяются налоговые вычеты исчисляется, как соотв-ющая налоговой ставке %-тная доля налоговой базы.
Общая сумма налога исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения к-рых относится к соотв-щему налоговому периоду. Сумма налога определяется в полных рублях.
Исчисление и уплата налога производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент (российская орг-ция, индивид. предпр-тель, постоянные представительства ин. орг-ций), за искл. доходов индивид. предпр-лей и отношении отдельных видов доходов. Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога при факт. выплате дохода и перечислять налог не позднее дня факт. получения в банке наличных ДС на выплату дохода, либо дня следующего за днем фактического получения дохода. Если сумма налога менее 100 руб., то она добавляется к сумме налога, сл. месяца, но не позднее декабря текущего года. Уплата налога за счет ср-в налоговых агентов не допускается.
Гр-не, получающие доход из нескольких источников обязаны подавать налоговую декларацию до 30 апреля следующего года. Налог сверх ежемесячных отчислений – до 15 июля. Доходы, полученные в нат. форме исключаются из совокупного и учитываются по рын. ценам. Единовременные пособия ветеранам труда, уход на пенсию, разница между ст-тью товаров, реал-ных работникам ниже рын. цены не подлежат н/о: гос. пособия по безработице, беременности и родам, на погребение, инвалидам детства, все виды пенсий, выходные пособия, компенсации, выплаты в пределах норм в связи с переездом на работу в др. местность, ком. расходы, суточные, компенсации за использование инструмента, выигрыши по лотереям и вкладам.
3.06.
Единый соц. налог, налогоплательщики, объект
Зачисляется в гос. внебюджетные фонды – ПФ, соц.страх, мед.страх.
Налогоплательщики:
1) работодатели, производящие выплаты наемным работникам, в т.ч.: орг-ции; индивид. предпр-ли; крестьянские (фермерские) хоз-ва; физ. лица;
2) индивид. предпр-ли, родовые; крестьянские (фермер.) хоз-ва, адвокаты.
Если налогопл-к одновременно относится к нескольким категориям налогоплат-ков, указанным в пп.1 и 2 он признается отдельным налогоплат-ком по каждому отдельно взятому основанию. Не являются налогоплат-ками орга-ции и индивид. предпр-ли, переведенные РФ на уплату налога на вмененный доход.
Объектом н/о.для исчисления налога признаются:
для налогоплат-ков, указанных в п. 1 — выплаты, вознаграждения и др. доходы, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям, в том числе вознаграждения по договорам гражданско-правового хар-ра, а также по авторским и лицензионным договорам, а также выплаты в виде мат. помощи и др. безвозмездные выплаты налогопл-ков, за исключением физ. лиц, в пользу физ. лиц, не связанных с налогоплат-ком трудовым договором, либо договором гражданско-правового хар-ра, предметом к-рого является выполнение работ, авторским или лицензионным договором. Указанные выплаты не признаются объектом н/о, если они производятся из прибыли, остающейся в распоряжении орг-ции. Выплаты в виде мат. помощи, иные безвозмездные выплаты, выплаты в нат. форме, производимые с/х ТП и товарами для детей, признаются объектом обложения в части сумм, превышающих 1000 руб. в расчете на календ. месяц.
Для налогопл-ков, указанных в п. 2 – доходы от предпринимательской, либо иной проф. деят-ти, за вычетом расходов, связанных с их извлечением, для инд. предпринимателей – объект - доход, исходя из ст-ти патента. Налоговым периодом признается календарный год.
Ставки налога
Для налогопл-ков, указанных в п. 1, за исключением выступающих в качестве работодателей орг-ций, занятых в пр-ве с/х ТП, крестьянских хозяйств (для них др. ставки), применяются сл. ставки:
База
Пенс
Соцстрах
Мед фед.
Мед. терр.
Итого
До 100000
28,0%
4,0%
0,2%
3,4%
35,6%
От 100001 До 300000
28000 р.
+15,8% с суммы превыш.
100000
4000 р.
+ 2,2 % с суммы превыш.
100000
200 р.
+0,1% с суммы превыш.
100000
3400 р.
+1,9% с суммы превыш.
100000
35600 р.
+20,0% с суммы превыш.
100000
От 300001
До 600000
59600 р.
+7,9% с
суммы превыш.
300000
8400 р.
+1,1 % с
суммы превыш.
300000
400 р.
+0,1 % с
суммы превыш.
300000
7200 р.
+ 0,9% с
суммы превыш.
300000
75600 р.
+10 % с
суммы превыш.
300000
Свыше
600000
83300 р.
+2,0 % с суммы превыш.
11700 р.
700 руб.
9900 р.
105600 р.
+ 2,0 % с суммы превыш.
Ставки для налогоплательщиков из п.2, а также для адвокатов исчисляются по др. шкале
Исчисление и сроки:сумма налога исчисляется отдельно в отношении каждого фонда, уплата авансовые платежи ежемесячно, но не позднее 15 числа след. месяца.
3.07.
Налог на им-во юр. лиц. порядок исчисления.
Плательщиками налога на имущество явл.: пр-ия, учр-ия и орг-ции, в том числе с ин. инвестициями, считающиеся юр. лицами по законод-ству РФ; филиалы и др. аналогичные подразделения указанных пр-ий, имеющие отдельный баланс и р/счет; компании, фирмы, любые др. орг-ции, образованные в соотв-ии с законод-ством ин. гос-ств, международные орг-ции и объединения, а также их обособленные подразделения, имеющие имущество на терр-ии РФ.
Объектом налогообложения явл. ОС, НМА, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика. ОС, НМА для целей н/о учитываются по остаточной ст-ти.
Для целей н/о определяется среднегодовая ст-ть имущества пр-ия. Среднегодовая ст-ть имущества пр-ия за отчетный период (квартал, полугодие, 9 месяцев и год) определяется путем деления на 4 суммы, полученной от сложения половины ст-ти имущества на 1.01 отчетного года и на 1-е число следующего за отчетным периодом месяца, а также суммы ст-ти имущества на каждое первое число всех остальных кварталов отчетного периода. Если пр-ие создано с начала какого-либо квартала, кроме первого, среднегодовая ст-ть имущества опр-тся как частное от деления на 4 суммы, полученной от сложения половины ст-ти имущества на 1 число квартала создания (1 апреля, 1 июля, 1 октября), половины стоимости на первое число следующего за отчетным периодом месяца и стоимости имущества на первое число всех остальных кварталов отчетного периода. Если предприятие создано в первой половине квартала (до 15 числа второго месяца квартала включительно), то при исчислении среднегодовой стоимости имущества период создания принимается за полный квартал; если пр-ие создано во 2-й половине квартала, среднегодовая ст-ть рассчитывается начиная с первого числа квартала, следующего за кварталом создания. Для определения н/о базы налога на имущество принимаются отражаемые в активе баланса остатки по следующим счетам: 01,03,(за минусом суммы износа); 04 (за минусом суммы аморт-ии); 10,15,20,21,2329,43,41,44,45,16
Данным налогом не облагается имущество: бюджетных учр-ий и орг-ций, органов законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, Пенсионного фонда, Фонда соц. страхования, Федерального фонда обязательного медицинского страхования; коллегий адвокатов и их структурных подразделений; пр-ий по пр-ву, переработке и хранению с/х ТП.
Для целей н/о ст-ть имущества пр-ия уменьшается на балансовую ст-ть (за вычетом суммы износа по соответствующим объектам): объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, полностью или частично находящихся на балансе налогоплательщиков (объекты жилищно-коммунальной сферы: жилой фонд; гостиницы; дома и общежития для приезжих и т.д.; объекты социально-культурной сферы: объекты культуры и искусства, образования, физкультуры и спорта, здравоохранения, социального обеспечения и непроизводственных видов бытового обслуживания населения).
СТАВКА: Предельный размер налоговой ставки на имущество пр-ия не может превышать 2% от н/о базы. Конкретные ставки налога на имущество пр-ий, определяемые в зависимости от видов деят-ти пр-ий, устанавливаются законодательными органами субъектов РФ. Исчисленная сумма налога вносится в виде обязательного платежа в бюджет в первоочередном порядке и относится на фин. результаты деят-ти пр-ия, а по банкам и др. кредитным орг-циям — на операционные и разные расходы.
Сумма налога исчисляется плательщиками самостоятельно ежеквартально нарастающим итогом с начала года исходя из определяемой за отчетный период фактической среднегодовой ст-ти имущества, рассчитанной с учетом уменьшения ст-ти имущества (на балансовую ст-ть объектов жилищно-коммунальной и социально- культурной сферы, полностью или частично находящихся на балансе налогоплательщиков (за вычетом суммы износа)) и ставки налога. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных платежей за отчетный период. Расчеты налога и среднегодовой ст-ти имущества за отчетный период представляются пр-иями в налоговые органы по месту нахождения вместе с бух. отчетом в сроки, установленные для представления квартальной и годовой БО.
3.08. НДС: СУЩНОСТЬ, МЕСТО. БУ.
НДСпредставляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной ст-ти, создаваемой на всех стадиях пр-ва и определяемой как разница между ст-тью реализ-ых товаров и ст-тью мат. затрат, отнесенных на издержки пр-ва и обращения (Интср. ГНС №33).
Объектамин/о явл.:
1) обороты по реал-ии на терр-ии РФ товаров, выполненных работ, оказанных услуг;
2) товары, ввозимые на терр-ию РФ в соотв-ии с тамож режимами, установленными таможенным законодат. РФ. При реал-ии товаров объектом н/о явл. обороты по реал-ии всех товаров как собственного пр-ва, так и приобретенных на стороне. В целях н/о товаром считается: ТП (предмет, издение) в т.ч. произв.-техн. назначения, здания сооружения и др. виды недвижимого им-ва, электро- и теплоэнергия, газ, вода. При реал-ии работ объектом н/о явл. объемы выполненных строительно-монтажных, ремонтных, научно-исслед., опытно-конструкт… и др. работ.
Ставки НДСустанавливаются в сл. размерах:
1) 10% — по продтоварам (за искл. подакцизных) по перечню, утв. Правит-вом РФ и товарам для детей по перечню, утв. Правит-вом РФ;
2) 20% по остальным товарам, вкл. подакцизные продтовары. При реал-ии товаров по ценам вкл. в себя НДС по ставкам 20% и 10% применяются расчетные ставки 16,67% и 9,09% соотв-но.
Порядок исчисления НДС.Сумма НДС подлежащая внесению в бюджет опр-ся как разница между суммами налога полученными от покупателя за реализ-ые им товары и суммами налога, факт. уплаченными поставщикам за приобретенные (оприход.) мат. ресурсы, ст-ть к-рых относится на издержки пр-ва и обращения.
Д68 К90 начисление НДС. Перечисление: Д68 К51. НДС закупленных мат. ценностей не вкл. в издержки пр-ва и обращения пр-ий и учитывается у эконом. субъекта – покупателя отдельно на сч. 19. Д19 К60. Суммы НДС, подлежащие возмещению после фактической оплаты поставщикам за ТМЦ списываются: Д68 К19
3.09. Прямые и косв. налоги: виды, плательщики.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с орг-ций и физ. лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления ДС в целях фин. обеспечения деят-ти государства и (или) муниципальных образований.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с орг-ций и физ. лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов гос. органами, органами местного самоуправления, др. уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
В России система налоговых органов представ. службами налоговой полиции. Права, обязанности и взаимоотношения налоговых служб с налогоплательщиками опред. в соотв-ии с законами и подзаконными актами.
Налог – специфическая форма фин. взаимоотношений, связанная с распред-ем части ст-ти ВВП и НД между субъектами налоговых отношений.
Различают налоги прямые и косвенные.
Прямые – выплачиваются хоз. структурами за счет их текущих доходов и включаются в издержки пр-ва и обращения, в операционные расходы страховых компаний, банков и др. структур коммерческого характера. Косвенные не включаются в издержки плательщика налога, а входят в цену товара и покрываются в конечном итоге потребителем, когда уплачиваются как правило производителем товара. Наиболее распространенными видами федеральных прямых налогов являются:
— налог на имущество; — на землю; — на операции с капиталом; — на транспортные ср-ва. К косвенным налогам следует относить НДС, акцизы.
Фактически роль косвенных налогов играют и таможенные пошлины. Особую группу образуют налог на прибыль, подоходный налог. В зависимости от конкретных особенностей законодат-ва в группу прямых налогов могут быть отнесены сборы за оказание предприятиями регистрационных и нотариальных услуг, а к числу личных налогов – налог на сделки по купле – продаже имущество, налог на наследство и дарение. Формально не включаются в состав налогов обязательные платежи хоз. субъектов в специализированные гос. внебюджетные фонды. Прямые реальные, личные, взносы в соц фонды.
Косвенные (надбавки к цене):
1) акцизы — индивидуальные и общие; налог с оборота; налог с продаж, НДС;
2) фискально-монопольные, таможенные пошлины.
3.10. Финансы пр-ий: сущность, ф-ии, место в фин. системе.
Фин. отношения делят на 3 блока – гос. финансы, финансы орг-ций, финансы граждан.
Финансы пр-ий— это эконом. отношения, возникающие в результате движения ДС и образующихся на этой основе ден. потоков, связанных с формированием и использованием на этом пр-ии ден. фондов, и их исп-е на выполнение обяз-ств перед финансово-кредитной системой, др. субъектом и развитие собственного пр-ва, соц. развитие и стимулирование работников. Финансы пр-ий — это основа фин. системы гос-ва.
Задача государства— сочетать самостоятельность пр-ий с гос. экономикой без норм функционирования фин. механизма рын. экономика работать не в состоянии.
Сущ. 4 группы финансовых отношений:
— с др. пр-ями,
— внутри пр-ия;
— с финансово-кредитной системой (получение и погашение долгосрочных краткоср. обяз-ств);
— внутри объединений пр-ий (внутри ФПГ, с вышестоящей орг-ций)
Выделяют 3 функции финансов:
— Формирование и распределение ден. доходов;
— Распределение ден. доходов и расходов;
— Контроль;
Под организ. финансов понимается состав ден. фондов и порядок их использования на которые влияют 3 гр:
1) особенности орг-ции финансов в мат. и нематер. сферах (услуги реализуются в момент их оказания, товары накапливаются на складах – этим обуславливается специфика образования и распределения фонда ден. ср-в);
2) особенности отраслевых факторов (длительность произв. цикла, создание резервных фондов)
3) влияние огр.-правовых форм на орг-цию финансов (распределение прибыли, формирование УК)
Финансы гос-в воздействуют на производственный процесс через финансирование отраслей с/х посредством фискальной политики и соц. программ – ускорение НТП, повышение эфф-ти пр-ва, обеспечение поддержки экономики. Финансы пр-ий участвуют в создании ВВП и участвуют в распределении.
Фин. политика– мероприятия гос-ва направленные на мобилизацию фин. ресурсов, их распределение, перераспределение и использование на основании законодательства.
Задачи — обеспечение ресурсами эконом. программ, социально- полит. развитие.
3.11. Управление, его ф-ии и задачи.
Управление представляет собой осознанную, целенаправленную деят-ть человека, с помощью к-рой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды. Основные ф-ии управления. Функция управления заключается в выполнении опр. задач как субъектом, так и объектом управления.
1) ф-ия планирования – формирует цели и задачи на предстоящий период, разрабатывает стратегию действий и составляет необходимые планы и программы для их реал-ии;
2) ф-ия орг-ции – реализуется через создание самой орг-ции, формирование ее структуры, системы управления и обеспечение ее деят-ти необходимой док-цией;
3) ф-ия координации – обеспечивает необходимый уровень взаимодействия между участниками процесса управлдения;
4) функция мотивации;
5) функция контроля.
Цельпредставляет собой описание будущего состояния объекта управления. Цели выполняют организационную, мотивирующую и контролирующую ф-ии. Миссией обычно называется общая цель, к-рая вызывает у членов орг-ции состояние устремленности к чему-либо, она показывает, для чего сущ. орг-ция. На основе миссии формируются долгосрочные цели орг-ции. Средством достижения долгосрочных целей является стратегия. Краткосрочные цели наз. задачами и представляют собой рез-ты, которые явл-ся опред. этапами в достижении долгосрочной цели. Политика – ср-во достижения задач, она вкл. правила и процедуры для достижения плановых целей. Руководитель орг-ции по своему статусу находится между пр-ием и внешним миром. Соответственно цели могут быть 2-х типов:
1) цели, относ. к внешнему окружению(для их опред-ия исп. стратегия не упущенных шансов – заключается в анализе товаров и услуг с точки зрения потенциальных возможностей пр-ия, в выборе и использовании наиб. благоприятных из имеющихся возможностей);
2) цели, относ. к орг-ции (применяется стратегия ликвидации узких мест – закл. в поиске и устранении так наз. узких мест, к-рые сдерживают развитие орг-ции и мешают ее эффект. функц-ию).
Структура стратегии управления:анализ среды, определение миссии и целей, выбор стратегии, реал-ия стратегии, оценка и контроль.
Управленческое решение:
1. Признание необходимости решения вкл. признание проблемы, формирование проблемы, определение критериев ее успешного решения.
2. Интерпретация проблемы.
3. Выработка решений (разработка альтернатив, оценка и выбор подходящей альтернативы).
4. Стадия реал-ии решений (орг-ция выполнения решения, анализ, контроль, установление обратной связи).
3.12. Эконом. содержание, ф-ии и виды цен.
Цена – это ден. выражение ст-ти. Рын. цена – это факт. цена, складывающаяся под влиянием спроса и предложения. Рын. цена выполняет сл. ф-ии:
1. Информационная – с помощью цены мы узнаем о предложении товаров со стороны продавцов, о том, сколько они хотят получить за свой товар, о платежеспособности покупателей.
2. Стимулирующая – состоит в том, что те производители, к-рые внедряют передовые современные технологии и др. путями добиваются снижения издержек пр-ва, получают большую прибыль.
3. Распределительная – закл. в том, что производители, потерпевшие убытки по пр-ву данной ТП переориентир. на пр-во др. ТП, т.е. происходит переброс капитала, рабочей силы и т. д. в др. отрасль. При наступлении равенства спроса и предложения цена становится рановесной, т. е. она равна ст-ти.
Сущность цены проявляется в двойной роли, к-рую она играет на рынке:1) индикатор, отраж. политику и коньюктуру рынка (соотнош. спроса и предлож., торговый и эконом. риск, фин. и кред. политика);2) регулятор рынка, с помощью к-рого осуществл. воздействие на спрос и предложение, структуру рынка, покупательскую способность денег.
Цены классифицируют
:
1. По сферам товарного обслуж.:оптовые, розничные, закупочные, цены и тарифы на услуги;
2. По способу отражения транспортных расходов: цены франко-отправления и франко-назначения.
3. По формам продаж:контрактные, биржевые котировки, цены ярмарок и выставок, аукционные цены.
4. По степени регулирования: жесткофиксир., регулируемые, свободные.
5. По степени устойчивости во времени:твердые, подвижные, скользящие, цены с последующей фиксацией.
Цена пр-ва – превращенная, модифицир. форма ст-ти, возникающая в условиях развитого кап. пр-ва. Ц=И+П, где И — издержки пр-ва, П — абсол. величина средней прибыли. Цена продажная – цена, по к-рой происходит купля-продажа товаров на рынке. В условиях простого воспр-ва в основе цены лежит ст-ть. Конкретная величина рын. цены зависит еще от соотношения спроса и предложения. При превышении спроса над предложением цена поднимется выше ст-ти, и наоборот. Однако в масштабе всего общества сумма цен равна сумме стоимостей. В условиях развитых рын. отношений в основе продажной цены лежит уже не ст-ть, а цена пр-ва, она явл. центром, вокруг которого колеблются рыночные цены. В условиях господства монополий появл. монопольная цена. Она может быть монопольно высокой, по к-рой монополии продают ТП, или монопольно низкой, по к-рой они ее покупают. Роль ценовой конкуренции в условиях господства монополий ограничена. Они препятствуют резким колебаниям цен на рынке. В то же время сохраняется свободная конкуренция, поэтому имеет место свободное ценообразование.
3.13. Пр-ие – осн. звено рын. хо-ва. Формы и виды пр-ий
В рамках рын. отношений производители различных благ стремяться обменять свои товары на др. необходимые им блага так, чтобы не только возместить издержки, связанные с пр-вом своего товара, но и получить некоторый дополнительный Vблаг, обеспечивающий товаропроизводителю возможность улучшить условия своего существования. В рын. эк-ке Vпроизв. благ приобретает ден. выражение. В ден. форме оцениваются в конечном счете и все издержки, связанные с пр-вом и реал-ей товара. Отсюда следует, что предприним. деят-тью в рын. эк-ке следует понимать целенаправленную деят-ть людей, направленную на получение дохода в размерах, не только покрывающих текущие издержки пр-ва благ, но и обеспечивающий их пр-во доп. доход. Предприн. деят-ть может осущ-ся в 2-х формах: индивидуальная трудовая деят-ть и в кооперации с др. лицами. Кооперирование людей может пр-ся в различных орг.-правовых формах.
Группа лиц, объединенных общими целями в достижении результатов пр-ва, располагающих необходимыми для этих целей мат. ресурсами, образует юр. лицо – пр-ие, к-рое явл. хоз. единицей, обусловленной закон-вом административной и эконом. самостоятельностью, т.е. правами юр. лица, орг. техническим единством, обусловленным общностью целей деят-ти.
Пр-ие может быть сл. форм собственности: частное, госуд., общественных объединений, смешанная собственность, совместных пр-ий. Негосударственные формы: АО, товарищества, кооперативы, арендные предпр… Общим явл. принадлежность им-ва фирм не одному владельцу – физ. лицу, а группе физ. и юр.лиц. Их права и обязанности регул-ся уставом, учред. договором.
АО– УК разделен на опр. число акций, акционеры не отвечают по обяз-ствам АО, не несут риск убытков, рискуют только в пределах принадл. акций. ЗАО – акции среди учредителей, ОАО – участники могут отчуждать акции без согласия др. акционеров.
Товарищество:полное – отвеч. всем своим им-вом, на вере – только несколько несут риск убытков в пределах вклада).
ООО– учреждается одним или неск-кими лицами, капитал разделен на доли, опр. в учредит. док-тах, убытки в пределах ст-ти вкладов.
Кооперативы– добровольное объединение гр-н на основе членства для совм. деят-ти. Основывается на их личном трудовом участии и объединении его членами имущественных паевых взносов.
Арендные, унитарные пр-я– ком. орг-ции – несобственники, финансируемые собственником пр-ия – гос. или муницип.
Общественные и религиозные орг-ции, фонды– неком. орг-ция, не основанная на членстве его участников.
Союзы– объединения юр. лиц.
Кроме классификации по орг-прав. формам и по отраслевой принадлежности, необходимых для получения макроэкономических хар-к, степени разделения труда, особенности структуры экономики и др. целей в связи со спецификой налогового и др. разделов закон-ва ряда стран большое значение имеет распределение пр-ий по размерам, что зависит от хар-ра их деят-ти. Для ком. банков, страх. орг-ций используют величину УК, для производственных пр-ий – ст-ть произведенной ТП, торговых фирм – оборот реал-ии.
В соврем. российской эк-ке све стоим. показатели оказываются малонадежными и на практике в кач-ве признака берут размеры фирмы, используют численность: мелкие, средние и крупные пр-ия.
3.14.
Условие равн. на рынках труда, товаров и услуг.
Рынок – институт или механизм, к-рый связывает воедино потребителей спроса и продавцов. Кривая совокупного спроса для каждого уровня цен задает равновесный уровень выпуска ТП, при к-ром расходы равны доходам. Кривая совокупного спроса показывает равновесный уровень доходов и занятости для каждого уровня цен, при к-ром рынки товаров и денег уравновешиваются. Кривая совокупного пр-ия показывает V ТП, к-рый фирмы готовы предложить на рынке при каждом уровне цен. Она суммирует взаимодействия рынка товаров и рынка факторов пр-ва. Совокупное предложение, отраж. взаимодействие между рынками товаров и факторов пр-ва и совокупный спрос, отражает взаимодействия между рынками товаров и денег, определяют в сумме уровень цен и Vпр-ва. При равновесии в точке Е все рынки товаров, денег и факторов пр-ва находятся в состоянии равновесия.
Закономерности спроса и предложения. Предложение, которое соответствует каждому конкретному продавцу – индивидуальное пр-е, их сумма – рын. пр-е. Предпосылка 1. Цена предложения отражает издержки на пр-во ТП
П 2. Цена предложения отражает издержки последних единиц ТП, к-рые производят или продают продавцы по более высокой цене. Предполагается, что в экономике действует закон убывающей доходности или возрастающих издержек. Темпы роста предельных издержек растут. Каждый субъект в рын. эк-ке руководствуется только теми параметрами, к-рые имеет в распоряжении и отсюда принимает решения. Цена должна соответствовать оценке полезности. Спрос. Предпос. 1. В основе опр-ия цены спроса лежит оценка полезности товара. П.2. Цена спроса отражает полезность последних доп. единиц товара, которые потребитель согласен купить по более низкой цене. Цена спроса явл. убывающей ф-ией, это отражает з-н убывающей предельной полезности. Рын. равновесием назовем такую рын. цену, при к-рой рын. спрос = рын. предл-ию. Под рын. равновесием понимаются такие Vпр-ва, при к-рых цена спроса = цене пр-ия.
Рынок труда. При определении предложения труда потребитель соотносит ценность своего полезного времени и ЗП, к-рая представляет доход на ед. труда. Если труда затрачено мало, то свободного времени много, потребитель согласится работать за относительно низкую ЗП и наоборот.
3.15. Общественное воспр-во. его эконом. формы.
Вся экономика страны делится на:
— производственную сферу – это промышленность, с/х, транспорт и связь.
— обслуживающее производство и непроизводственную сферу – здравоохранение, просвещение, культура, наука и т.д.
Произв. сфера делится на 2:
1) пр-во средств пр-ва;
2) пр-во предметов потребления.
Пр-во, рассматриваемое, как непрерывно повторяющийся процесс наз. воспр-вом. Оно вкл. в себя воспр-во мат. благ, производительных сил и производственных отношений. Воспр-во может быть простым и расширенным. Простое – это пр-во повторяющееся в неизменных масштабах. Т.к. орг-ция любого пр-ва преследует цель – достижение ком. успеха, в основном – получение прибыли при простом воспр-ве вся прибыль используется на непроизводственные цели.
Расширенное воспр-воэто пр-во повторяющееся во все увеличивающихся масштабах.
Расширение пр-ва происходит за счет приобретения доп. ср-в пр-ва и найма доп. раб. силы за счет полученной прибыли. Всю совок-ть общественных фондов, образующихся в процессе расширенного воспр-ва СОП и выполняющих различные ф-ии принято объединять в 3 фонда – возмещения, потребления, накопления.
Большинство экономистов пришло к выводу, что современному пр-ву характерна цикличность, т.е. пофазное развитие.
Цикл – это время от начало одного эконом. кризиса до начала кризиса.
Фазы пром. цикла: кризис – застой – оживление — подъем.
Эконом. кризис характеризуется резким спадом пр-ва, массовым банкротством пр-ий, увеличением безработицы, ростом цен, падением жизненного уровня и т.д. Для того, чтобы выйти из эконом. кризиса необходимо существенно снизить издержки пр-ва, а это достигается за счет внедрения НТП и снижения цены рабочей силы.
3.16. Затраты на 1 руб. ТП: сущность, область
Для характеристики уровня и динамики себ-ти ТП применяется показатель затрат на 1 рубль. Анализ затрат на 1 рубль позволяет отследить тенденции изменения издержек пр-ва и реализации ТП.
Показатель — затраты на 1 руб. ТП применяется для обобщающей хар-ки себ-ти ТП пр-ия, в составе ТП к-рых может быть как сравнимая, так и не сравнимая (в одном периоде)
Зр= Затраты все / ТП (ТП, РП) = åsq(себ-ть) / åpq(ТП, РП) *100. (Сколько копеек затрачено на каждый 1 руб. ТП).
ТП — это ст-ть всей произведенной продукции и выполненных работ, в нее не вкл. остатки НЗП и внутрихоз. оборот. Выражается в оптовых ценах, действующих в отчетном году.
Реализованная ТП— это ст-ть отгруженной и оплаченной покупателями ТП.
Положительно оценивается тенденция к снижению данного показателя. Факторы: 1) q-кол-во, 2) s – себ-сть, 3) p-цена.
МЕТОДИКА:
1.) +Зр(q) = ( ås0*q1) / (åp0*q1) - ( ås0*q0) / (åp0*q0). Зр- затраты на один рубль. Зр¢-затраты в сопоставимых ценах.
Зр¢ Зр0
2.) +Зр(s) = ( ås1*q1) / (åp0*q1) - ( ås0*q1) / (åp0*q1). Зр”-затраты в сопоставимых ценах по факт. себ-ти.
Зр” Зр¢
Если (+), то прибыль снижается. Надо искать резервы для снижения себ-ти.
3.) +Зр (p) = ( ås1*q1) / (åp1*q1) - ( ås1*q1) / (åp0*q0). Зр1 — затраты факт. на 1 руб., Зр0 — затраты баз.
Зр1 Зр”
Баланс +Зр=Зр1-Зр0= +Зр(q) + +Зр(s) ++Зр(p)
3.17.
Показатели, хар-ющие
V
затрат и себ
-
ти ТП:
Себ-ть ТП— выраженные в ден. форме затраты всех видов ресурсов: ОФ, природного и пром. сырья, материалов, топлива и энергии, труда, используемых непосредственно в процессе изготовления ТП, а также для сохранения и улучшения условий пр-ва и его совершенствования. Состав затрат, вкл. в себ-ть ТП, их классификация по статьям определяются гос. стандартом, а методы калькулирования— самими пр-иями.
Себ-ть ТП, представляя собой затраты пр-ия на пр-во и обращение, служит основой соизмерения расх. и дох… Задачи анализа себ-ти ТП:
— оценка обоснованности и напряженности плана по себ-ти ТП, издержкам пр-ва и обращения на основе анализа поведения затрат;
— установление динамики и степени выполнения плана по себ-ти;
— определение факторов, повлиявших на динамику показателей себ-ти и выполнение по ним, величины и причины отклонений факт. затрат от плановых;
— выявление резервов дальнейшего снижения себ-ти ТП. Анализ себ-ти ТП направлен на выявление возможностей повышения эфф-ти использования мат., труд. и ден. ресурсов в процессе пр-ва, снабжения и сбыта. Изучение себ-ти ТП позволяет дать более правильную оценку уровню показателей прибыли и рентабельности, достигнутому на пр-иях.
На пр-иях планируются и учитываются сл. показатели издержек пр-ва:
затраты на пр-во, себ-ть ТП и реал-ой ТП, затраты на 1 руб. ТП и реал-ой ТП, себ-ть сравнимой ТП, себ-ть отдельных важнейших изделий. При анализе издержек пр-ва используются также показатели: затраты предметов труда на 1 руб. ТП, затраты трудовые (ЗП и расходы на соц. страхование) на 1 руб. ТП, пр-во на 1 руб. затрат (полной себ-ти) и др.
Себ-ть ТП может исчисляться 2 способами:
— по экономически однородным элементам затрат;
— по статьям калькуляции.
При расчете себестоимости по элементам затрат в ее состав вкл. сл. расходы (эта группа показывает что именно расходуется на пр-во):
— мат. затраты; — затраты на оплату труда; — отчисления на соц. нужды; — аморт. ОС; — др. затраты.
При расчете ст-ти ТП по статьям калькуляции в ее состав вкл. расходы, предусмотренные отраслевыми инструкциями по планированию, учету и анализу ст-ти (где произведены затраты):
— сырье и мат.; — возвратные отходы (-); — покупные изделия и п/ф; — топливо и энергия; — ЗП произв. рабочих; — отчисления на соц. нужды; — расходы на подготовку и освоение пр-ва; — общепроизв. расходы; — общехоз. расходы; — потери от брака; — др. произв. расходы; — внепроизв. расходы; — полная себ-ть.
Себ-тьТП — не только важнейшая экономическая категория, но и качественный показатель, так как она характеризует уровень использования всех ресурсов (переменного и постоянного капитала), находящихся в распоряжении пр-ия.
Как эконом. категория себ-ть ТП выполняет ряд важнейших ф-ий:
— учет и контроль всех затрат на выпуск и реал-ию ТП;
— база для формирования оптовой цены на ТП пр-ия и определения прибыли и рентабельности;
— эконом. обоснование целесообразности вложения реальных инвестиций на реконструкцию, тех. перевооруж. и расширение действующего пр-ия;
— определение оптимальных размеров пр-ия;
— эконом. обоснование и принятие любых управленческих решений и др.
Виды себ-ти:цеховая, произв. и полная.
Цеховая себ-ть— затраты цеха, связанные с пр-вом ТП.
Произв. себ-стьпомимо затрат цехов вкл. общепроизводственные и общехоз. расходы.
Полная себ-ть— все затраты на пр-во и реализацию ТП.
Различают индивидуальную и среднеотраслевую себестоимость.
Индивидуальная себ-ть обусловливается конкретными условиями, в которых действует то или др. пр-ие.
Среднеотраслевая себ-ть — средневзвешенная величина и характеризует средние затраты на единицу ТП по отрасли.
Значение снижения себ-ти ТП:
— увеличении прибыли, остающейся в распоряжении пр-ия, =>появляется возможность не только в простом, но и расширенном воспр-ве;
— в появлении большей возможности для мат. стимулирования работников;
— улучшении фин. состояния пр-ия и снижении степени риска банкротства;
— в возможности снижения продажной цены на свою ТП;
— в снижении себ-ти ТП в АО, что является хорошей предпосылкой для выплаты дивидендов и повышения их ставки.
Классификация затрат на пр-во ТП
По эконом. роли: основные и накладные.
По составу: одноэлементные и комплексные.
По способу вкл. в ст-ть ТП: прямые и косвенные
По отношению к Vпр-ва: условно-переменные и условно-постоянные.
По периодичности возникновения: текущие и единовременные.
По участию в процессе пр-ва: производственные и коммерческие.
По эффективности: производительные и непроизводительные
К единовременным — относят затраты на подготовку и освоение новых видов ТП, расходы, связанные с пуском новых пр-тв, и др.
Производительные — затраты на пр-во ТП установленного качества при рациональной технологии и орг-ции пр-ва.
Непроизводит. расходы — потери от простоев, брак ТП, оплата сверхурочных и др.).
Условно-постоянные затраты – затраты, которые не изменяются незначительно в зависимости от изменения Vпр-ва (аморт., расх. на управление пр-вом и пр-ием в целом, арендная плата).
Условно-переменные – затраты, которые изменяются прямо пропорционально изменению Vпр-ва (сдельная ЗП рабочих, расходы на сырьё, комплектующие изделия, технологическое топливо и энергию …).
3.18. Анализ стоим. пок-лей выпуска и реал-ии ТП.
Цель анализа— нахождение путей увеличения Vреал-ии ТП по сравнению с конкурентами, расширение доли рынка при мах использовании произв. мощностей и как результат – увел. прибыли пр-ия.
Vпр-ва пром. ТП может выражаться в натуральных, условно-натуральных и стоимостных измерителях.
Основными показателями V пр-ва является товарная, валовая и реал-ная ТП.
Валовая ТП — это ст-ть всей произведенной ТП, вкл. НЗП. Валовая = товарной, если нет НЗП.
ТП— это ст-ть всей произведенной ТП, в нее не вкл. остатки НЗП и внутрихоз. оборот. Выражается в оптовых ценах, действующих в отчетном году.
Реализованная ТП— это ст-ть отгруженной и оплаченной покупателями ТП.
1) Необходимо сравнить темпы роста ТП и чистой продукции. ТП=ЧП+МЗ или ЧП=ТП-МЗ. Данные должны быть сопоставимы.
Если темпы роста ТП
2) Сравниваются темпы роста ТП и РГП. Если темпы роста ТП > темпов роста РГП, то происходит рост нереализ. ТП (проблемы со сбытом ).
ЧП— чистая продукция, МЗ- материальные затраты,
Основной задачей комплексного целевого анализа выпуска и реал-ии ТП явл.: анализ конкурентных позиций пр-ия и его способности гибкого маневрирования ресурсами при изменении конъюнктуры рынка. Эта общая задача реализуется путем решения сл. задач:
— оценки степени выполнения плана реал-ии ТП и производственной программы;
— оценки динамики выпуска и реал-ии ТП;
— оценки выполнения договоров по V, ритмичности поставки, качеству и комплектности ТП;
— установление причин снижения объектов пр-ва и неритмичности выпуска;
— количественной оценки резервов роста выпуска и реал-ии ТП.
Анализ номенклатуры выпущенной ТП проводится в натуральных единицах (коэф. ассортимента) и в стоимостных выражениях. При этом все изделия делят на группы А- продукция производственно-техн. назначения и Б – товары народного потребления.
Разделив на группы определяем удельный вес каждой группы в общем Vвыпуска ТП.
Анализ взаимосвязи пр-ва, отгрузки и реал-ии ТП производится в нат. и стоимостном измерении, в относительных и абсолютном виде (абсол. прирост Ф-Б, относит. прирост Ф/Б-100, относит. рост Ф/Б)
Процесс реализации формируется на 3-х стадиях:
1) выход из пр-ва и поступление на склад ГП, 2) отгрузка, 3) ден. расчеты.
С точки зрения контроля за выполнением плана поставок следует проводить анализ показателей продукции как единого процесса. Используют балансовый метод увязки по выпуску продукции, отгрузки, реализации.
Товарныйбаланс : НПнач+ТП=РП+НПкон, где НП-нереал-ая ТП, РП-реал-ая ТП.
Методом цепных подстановок можно определить на сколько изменился остаток товаров и за счет какого фактора. Выполнение плана от реал-ии зависит от спроса и степени его обеспеченности товарной массой.
Обеспеченность Vреал-ии проверяется на основе товарного баланса, который позволяет определить насыщенности бизнес-плана по Vреал-ии, вскрыть неучтенные резервы.
В разрезе анализа стоимостных показателей выпуска ТП проводится анализ структуры ТП, неравномерное выполнение бизнес-плана приводит к изменению структуры ТП, т.е. соотношение изделий в общем выпуске. Выполнить бизнес-план по структуре – значит сохранить фактически запланированные соотношения отдельных видов продукции. В процессе анализируется качество ТП и рассчитывается коэф. сортности – отношение изделий всех сортов к ст-ти той же ТП, но по цене высшего сорта.
3.19. СИСТЕМА ХАР-К ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ ПР-ИЯ.
Под деловой активностью понимается оборачиваемость средств пр-ия.
Деловая активность проявляется в динамичности развития орг-ции, достижении ею поставленных целей. В фин. аспекте это проявляется, прежде всего, в скорости оборота средств орг-и. Фин. положение пр-я, его платежеспособность зависят от того, насколько быстро средства, вложенные в активы, превращаются в реальные деньги. На длительность нахождения ср-в в обороте оказывают влияние разные внешние и внутренние факторы:
Внешние– отраслевая принадлежность, сфера деят-ти пр-ия, масштаб деят-ти, влияние инфляционных процессов, характер хоз. связей с партнерами.
Внутренние – эфф-ть стратегии управления активами, ценовая политика пр-ия, методика оценки ТМЦ и запасов.
Анализ показателей деловой активности может проводиться по сл. направлениям:
1.По экономической сути:
1. Показатели, хар-ющие кол-во оборотов в единицу времени:
Коэфф. оборачиваемостиКоб=О/А – показывает, сколько оборотов совершено за отч. период (сколько раз вложенные ср-ва вышли из оборота), где О – оборот предприятия (объем реализ. ТП, выручка от реал-ии или себ-сть реал-ой ТП), А – величина активов (средние остатки).
2.Показатели, хар-ющие время одного оборота:
Время одного оборота: т об=Т/Коб=А/однодн.оборот=А/(О/Т)=А*Т/О – за какое время совершается один оборот (за какое время совершается полная смена натур. состава активов).
3. Показатели, хар-ующие Vср-в, к-рые необходимо вовлечь в оборот для обеспечения заданного Vпр-ва:
Коэф. закрепленияКз=А/О=1/Коб – какой Vактивов необходимо привлечь для обеспечения 1 руб. оборота.
2.По объектам анализа:
1. Обобщающие показатели (рассматриваются все совокупные активы):
К трансформации=В/А – характеризует скорость оборота всех средств, вовлеченных в деят-ть пр-ия.
2. Общие показатели (рассматривается только обор. капитал) Коб=В/обор. активы
3. Частные показатели (объектами изучения явл. отдельные виды обор. капитала – ПЗ, НЗ, ГП, ДС). При использовании частных показателей нарушается правило сопоставимости, но получаются более достоверные данные.
Оборот:
— для всей продукции – Выручка по цене
— для оборотного капитала – Выручка по себ-сти
— для ПЗ – МЗ (мат. затраты)
— для НЗ – ВП (валовая ТП)
— для ГП – отгрузка (объем отгруженной ТП)
— для ДЗ – Выручка либо по цене, либо по себ-сти
Активы:
— если изучение с целью выявления перспектив – Активы на конец года
— если изучение с целью определения работы за год – Активы в средней оценке.
Основным показателем для обобщения: Коб=О/Т (коэффициент трансформации) – это показатель, характеризующий, в какой объем оборота трансформировался каждый рубль активов.
3.20. Эффект фин. левериджа. Структура фин. рычага.
Рентабельность собственного капитала (СК) хар-ует эфф-ть работы каждого рубля СК: Рск=П/СК
Процесс вовлечения в оборот платных заемных источников и влияние их на рентабельности СК называется эффектом действия фин. рычага (фин. левериджа).
Рск = Ра + (Ра — %)*ЗК/СК
где: (Ра — %)*ЗК/СК – общий эффект использования всех заемных источников,
% — плата за пользование ЗК.
(Ра — %)-дифференциал эффекта фин.рычага ( эфф-ть привлеч. ЗК )
ЗК/СК – плечо ( хар-ет структуру капитала, какой объем платных ЗС приходится на 1 руб. СК )
Эконом. смысл ЭФР заключается в изменении эфф-ти СК за счет привлечения в оборот ЗК. Такое изменение будет положительным, если уровень платы за ЗК ниже рентабельности активов.
Чем больше плечо – тем больше эффект фин. рычага, чем меньше дифференциал тем осторожнее надо изменять плечо, так как малейшие изменения на рынке могут поменять знак эффекта фин. рычага на противоположный.
При налогообложении:
а) если нет ЗК, то Рск=(1-Н)*Ра – это отдача средств в нашей деят-ти, эконом. рентабельность;
б) если ЗК привлекался — Рск=(1-Н)*Ра+(1-Н)*(Ра-%)*ЗК/СК
При наличии и платных и бесплатных заемных источников, формула рентабельности примет вид:
Рск=(1-Н)*Ра+(1-Н)*(Ра-%)*ЗКпл/СК + (1-Н)*Ра*ЗКбпл/СК
(1-Н)*Ра – эконом. рентабельность (ЭР). Определяется работой внутренних служб пр-ия.
(1-Н)*(Ра-%)*ЗК/СК+ (1-Н)*Ра*ЗКбпл/СК – фин. рентабельность (ФР).
В зависимости от структуры рентабельности СК различают несколько вариантов политики заимствования средств:
1. Если ЭР=90%, ФР=10% — осторожная политика
2. Если ЭР=80%, ФР=20% — умеренная политика
3. Если ЭР=60%, ФР=40% — активная политика
4. Если ЭР=50%, ФР=50% - агрессивная политика. Допускается если у пр-ия есть низкорискованные проекты с быстрым сроком оборота.
Точка оптимальной структуры рентабельности: ФР=33%
Оптимальной является структура, при которой эффект эконом. рычага компенсирует налоговые изъятия.
3.21. Система показателей рентабельности.
Сущность системы показателей R-сти заключ-ся в том, что они хар-уют соотношение фин. результата и оборота или фин. ресурсов, обеспечивающих этот результат, т.е. степень прибыльности деят-ти.
Р=Фр/О – относительная характеристика, показывает, сколько фин. результата получили с 1 руб. оборота.
В качестве Фр могут использоваться любые показатели, формируемые в БО: валовая прибыль (выручка – себ-ть), прибыль от продаж (вал. прибыль – ком. и управл. издержки), бух. прибыль (прибыль от продаж + разница между опер. и внереал. доходами и расходами ), прибыль от обычной деят-ти (бух. прибыль – налог), чистая прибыль (прибыль от обычной деят. + разница между чрезвыч. доходами и расходами), или показатели, полученные в результате корректировок, которые касаются характера финансирования (если на пр-ии используются платные заемные источники) и с учетом выполнения требований гос-ва в виде налогов:
1. Прибыль до налогов и фин. издержек (ФИ). Рентабельность хар-ет эфф-ть собственно деятельности без учета требований гос-ва в виде налогов и способов финансирования.
2. Прибыль до н/о после изъятия ФИ. Рентабельность, рассчитанная по этой прибыли хар-ует эфф-ть деят-ти с учетом способов финансирования.
3. Прибыль после н/о без изъятия ФИ. Рентабельность, рассчитанная по этой прибыли хар-ует эфф-ть деят-ти при существующем налогообложении, но без учета способов финансирования.
4. ЧП – прибыль после н/о и с учетом финансирования. Рентабельность, рассчитанная по этой прибыли явл. показателем реальной эфф-ти деят-ти пр-ия.
5. Прибыль до чрезвычайных убытков – прим. при изучении рядов динамики и кач-ва управления.
Показатели рентабельности:
А) по инвестиционной деятельности: ФР – прирост прибыли, обеспеченной инвестициями Р=+П/(+ОбК+Нам*+Оср), где +П – прибыль, получ. в рез-те реализ. инвестиц. проекта, +ОбК – прирост объектов об. капитал, Нам*+Оср – прирост годовой ст-ти ОПФ.
Б) по фин. деят-ти: ц/бумаги в основном капитале – для получения прибыли или управления др. пр-ием; в об. капитале – для сохранения покупательной способности ср-в.
По пассивным операциям – Р=Дивиденды/ДФВ
По активным операциям – Р=Изменение цены/оборот по фин. операциям
В) 1.Рентабельность активов:
1.1. Отдача каждого рубля ср-в, вовлеченных в хоз. деят-ть. Рвб=П/ВБ
1.2. Отдача каждого рубля активов. Ра= П/ Активы. Ра — Рвб — потеря рент-ти за счет убытков.
1.3. Отдача реальных активов, Рар=П/Активы реальные.
1.4. Отдача рациональных активов. Ррац=П/Активы рац. Ррац.- Рар. – потери за счет нерац. вложений.
продолжение
--PAGE_BREAK--